История Львова

Lviv ( Russian : , Львов ; польский : Lwów ; Немецкий : Лемберг или Леопольдштадт. [ нужна ссылка ] ( архаичный ); Идиш : לעמבערג ; Русское : Львов , латинизированное : Львов , см. также другие названия ) — административный центр на западе Украины с более чем тысячелетней историей как поселение и более семи веков как город. До создания современного государства Украина Львов входил в состав многочисленных государств и империй, в том числе под названием Львов , Польши , а затем Речи Посполитой ; под именем Лемберг , [1] Австрийская , а затем и Австро-Венгерская империи; недолговечная Западно-Украинская Народная Республика после Первой мировой войны; снова Польша; и Советский Союз . Кроме того, как шведы , так и турки-османы предпринимали безуспешные попытки завоевать город.
Ранняя история
[ редактировать ]Недавние археологические раскопки показывают, что территория Львова была заселена по крайней мере с V века. [2] с гордом на улице Чернеча Гора Вознесенской улице в Лычаковском районе , приписываемым белым хорватам . [3] [4] [5] [6]
В 981 году Червенские города были завоеваны Владимиром Великим и перешли под власть Киевской Руси , после Киевской экспедиции он снова начал в раннюю Пястовскую монархию Болеслава Храброго и Мешко II (1018–1031), а затем был занят киевский князь Ярослав Мудрый в 1031 году.
Halych-Volyn Principality
[ редактировать ]королем Львов был официально основан в 1256 году галицким Даниилом в составе Русинского княжества Галицко-Волынского и назван в честь его сына Льва . [7] Топоним лучше всего перевести на английский как «Земли Льва» или «Город Льва» (отсюда и латинское название «Леополис »).
В 1261 году город был захвачен татарами . [8] Различные источники описывают события, начиная от разрушения замка и заканчивая полным разрушением города. Все источники сходятся во мнении, что это произошло по приказу монгольского генерала Бурундая . Науковое товарищество им. Шевченко из Научного общества Шевченко говорят, что приказ снести город был отдан Бурундаем, поскольку в Галицко-Волынской летописи говорится, что в 1261 году «Говорила Буронда Василько: «Раз ты со мной в мире, то снеси все твои замки»». [9] Василий Дмитришин утверждает, что приказ подразумевался в отношении укреплений в целом: «Если вы желаете иметь со мной мир, то разрушьте [все укрепления] ваших городов». [10] Согласно « Универсальному лексикону настоящего и прошлого», основателю города было приказано самому разрушить город. [11]
После смерти Даниила Лев примерно в 1270 году отстроил Львов заново. Выбрав Львов своей резиденцией, [8] Лев сделал Львов столицей Галицко-Волыни . [12] Город впервые упоминается в Галицко-Волынской летописи , которая датируется 1256 годом. Как крупный торговый центр Львов привлекал немецкие, армянские и другие группы купцов. Город быстро рос из-за притока поляков из Кракова , Польша, после того, как они пережили там массовый голод. [11] Около 1280 года многие армяне жили в Галичине и в основном базировались во Львове, где у них был свой архиепископ . [13]
В 1323 году династия Романовичей , местная ветвь династии Рюриковичей , вымерла. Город унаследовал Болеслав Мазовецкий, наследник как династии Пястов по отцовской линии, так и династии Романовичей по материнской линии. Он взял имя «Юрий» и принял восточное православие , но не смог заручиться поддержкой местной знати и в конечном итоге был ею отравлен.
Город был унаследован Великим княжеством Литовским в 1340 году и до 1349 года управлялся воеводой Дмитрием Дедко , фаворитом литовского князя Любарта . [14]
Галицко-Волынские войны и Царство Польское
[ редактировать ]После смерти Болеслава Юрия Мазовецкого и Галичского в 1340 году права на его владения перешли к его соратнику по династии Пястов и двоюродному брату, королю Польши Казимиру III . Местная знать избрала правителем одного из своих, Дмитрия Дедко , и отразила польское вторжение во время войн за правопреемство Галицко-Волынского княжества, когда король Казимир III предпринял экспедицию для завоевания Львова в 1340 году, сжег старый княжеский замок. . [8]
После смерти Дедко король Казимир III наконец вернулся, и его войска заняли Львов и остальную часть Красной Малороссии в 1349 году, когда Казимир построил два новых замка. [8] С тех пор население подвергалось попыткам как полонизировать , так и католицизировать его. [15]
В 1356 году Казимир III наделил город Магдебургскими правами , которые подразумевали, что все городские вопросы должны были решаться городским советом, избираемым богатыми горожанами. На печати городского совета 14 века было написано Civitatis Lembvrgensis . Так начался период ускоренного развития: среди других объектов был построен Латинский собор , примерно в это же время была построена церковь на месте сегодняшнего Георгиевского собора . Кроме того, новое самоуправление привело к большему росту армянской общины, построившей в 1363 году армянский собор .
После смерти Казимира в 1370 году ему наследовал его племянник, король Венгрии Людовик I , который в 1372 году передал Львов вместе с Галицко-Волынской областью под управление своего родственника Владислава , герцога Опольского . [8] Когда Владислав отступил с поста губернатора в 1387 году, Галицко-Волынь была оккупирована венграми , но вскоре Ядвига, правительница Польши, и жена великого князя литовского Ягайлы , вторглась и включила ее в состав польской короны Ядвигой Польской . [8] Позже город служил местом поклонения некоторых вассалов королей польских .
Речь Посполитая
[ редактировать ]
В составе Польши (а позже Речи Посполитой ) город был известен как Львов и стал столицей Русинского воеводства , включавшего пять областей: Львов, Хелм ( укр . Холм ), Санок , Галич ( укр . Галич ) и Пшемысль ( укр . Перемышль ). Город получил право транзита и начал получать значительную прибыль от товаров, перевозимых между Черным морем и Балтийским морем . В последующие столетия население города быстро росло, и вскоре Львов стал многоэтническим и многоконфессиональным городом, а также важным центром культуры, науки и торговли.
Были усилены укрепления города, Львов стал одной из важнейших крепостей, охраняющих Речь Посполитую с юго-востока. Когда-то в городе располагались три архиепископства: римско-католическое (основано в 1375 г.), греко-католическое и армяно-католическое . В городе также проживало множество этнических групп населения, включая немцев , евреев , итальянцев , англичан , шотландцев и многих других. С 16 века религиозная мозаика города включала и сильные протестантские общины. К первой половине 17 века в городе проживало около 25–30 000 жителей. К тому времени действовало около 30 ремесленных организаций , охватывающих более ста различных специальностей.
Упадок Содружества
[ редактировать ]В 17 веке Львов несколько раз безуспешно осаждали. Постоянная борьба с вторгающимися армиями дала ему девиз Semper fidelis . В 1649 году город осаждали казаки под предводительством Богдана Хмельницкого , которые захватили и разрушили местный замок. Однако казаки не удержали город и отступили, удовлетворившись выкупом. В 1655 году шведские войска вторглись в Польшу и вскоре захватили большую ее часть. В конце концов польский король Ян II Казимеж торжественно произнес во Львовском Латинском соборе в 1656 году обет посвятить страну защите Божией Матери и провозгласил Ее Покровительницей и Королевой земель своего королевства ( Львовская клятва ).
Шведы осадили Львов, но были вынуждены отступить, прежде чем захватить его. В следующем году Львов был захвачен войсками трансильванского герцога Георгия I Ракоци , но город не был захвачен. В 1672 году Львов снова был осажден османской армией Мехмеда IV , однако Бучачский договор положил конец войне до того, как город был взят. В 1675 году город подвергся нападению со стороны османов и татар , но король Иоанн III Собеский разбил их 24 августа в так называемой Львовской битве . В 1704 году, во время Великой Северной войны , город был захвачен и разграблен впервые в своей истории войсками шведского Карла XII .
Габсбургская эпоха
[ редактировать ]


18 век
[ редактировать ]В 1772 году, после первого раздела Польши , город был аннексирован Австрией и стал столицей австрийской провинции, названной Королевством Галиции и Лодомерии, как Лемберг , ее германское название. Первоначально австрийское правление было несколько либеральным. первая газета во Львове Gazette de Leopoli В 1773 году начала издаваться . Город рос в течение 19 века, его население увеличилось примерно с 30 000 человек на момент австрийской аннексии в 1772 году. [16] до 196 000 к 1910 г. [17] и до 212 000 три года спустя; [18] В результате такого быстрого роста населения бедность в австрийской Галиции резко ухудшилась. [19]
В 1784 году император Иосиф II вновь открыл Львовский университет . Лекции проводились почти исключительно на латыни, хотя некоторые лекции, например, «Пастырское богословие» и «Акушерство» , проводились на польском языке . Немецкий язык использовался в качестве второго языка на некоторых курсах, в первую очередь по медицине. Со временем в университете была открыта кафедра немецкого языка, и немецкий язык стал основным языком обучения. Чтобы обучить новое поколение греко-католических священников, в 1787 году университет основал Русинский научный институт для студентов, не говорящих на латыни. Эти студенты должны были изучать философию в течение двух лет на своем родном языке, русинском и польском, прежде чем изучать теологию. на латыни. Значение института снизилось в 1795 году после того, как Австрия аннексировала польский город Краков , в котором находился древний и хорошо зарекомендовавший себя университет. Обе школы были объединены в 1805 году, и Львов утратил статус университетского города. Однако этот короткий период породил большую интеллектуальную деятельность, такую как работы Иоганна Венцеля Ханна, который с 1792 года был Ректор университета , выдающийся лектор, поэт и переводчик польской поэзии на немецкий язык, сам выучив польский язык. Врач Франц Мазох и его помощник Петер Крауснекер внесли значительный вклад в развитие вакцинации и борьбы с оспой .
Войцех Богуславский открыл первый публичный театр в 1794 году. Юзеф Максимилиан Оссолинский основал в 1817 году Оссолинеум , научный институт. В начале 19 века город стал новой резиденцией предстоятеля Украинской греко-католической церкви , архиепископа Киевского (Киевского), Галицкого и Русского, митрополита Львовского .

Начало 19 века
[ редактировать ]В XIX веке, обвиняя польское дворянство в отсталости края, [20] австрийская администрация попыталась германизировать образовательные и правительственные функции города. Университет был закрыт в 1805 году и вновь открыт в 1817 году как чисто немецкая академия, не имевшая особого влияния на жизнь города. Под запретом оказались и большинство других общественных и культурных организаций. В конце 18 - начале 19 веков большой приток немцев и немецкоязычных чешских бюрократов придал городу характер, который к 1840-м годам стал вполне немецким по своей упорядоченности, а также по внешнему виду и популярности немецких кофеен. [20] Между новой немецкой элитой и старой польской элитой возникло соперничество. [20]
Революция 1848 года
[ редактировать ]Суровые законы, введенные Габсбургов, Австрийской империей привели к вспышке общественного несогласия в 1848 году . была направлена петиция Императору Австрии Фердинанду I с просьбой вновь ввести местное самоуправление , образование на польском и украинском языках и предоставить польскому языку статус официального языка. Шесть полков Национальной гвардии были сформированы по образцу революционеров в Вене, половина из которых была польской, а другая половина — украинской. Однако вскоре польские революционеры вынудили украинские полки расформироваться и объединиться с польскими, что вызвало этническую напряженность между группировками.
После подавления восстания в Вене 2 ноября 1848 г. среди революционеров распространилось недовольство. Между Национальной гвардией и регулярными австрийскими войсками, дислоцированными в городе, быстро вспыхнули споры. Командующий гарнизоном генерал Уильям Фридрих фон Хаммерштейн приказал национальной гвардии оставаться в казармах. После неоднократных нарушений Хаммерштейн приказал арестовать офицеров, в результате чего Национальная гвардия захватила центр города и возвела баррикады. [21]
6 ноября 1848 года императорская австрийская армия под командованием генерала Хаммерштейна начала трехчасовую бомбардировку центра города, поджег ратушу ( Rathaus ), а также здание академии, библиотеку, музей и многие улицы, выстроившиеся вдоль с домами. [22] В тот день генералу сдался комитет общественной безопасности, состоящий из видных жителей. Было введено осадное положение, объявлено военное положение , и все дома подверглись обыску. Условия включали разоружение Академического легиона, состоявшего в основном из студентов, реорганизацию Национальной гвардии, переданной под контроль генерала, а также регистрацию всех иностранцев, поскольку в городе и во многих других местах этих лиц обвиняли в распространяя бунт и недовольство.
События середины девятнадцатого века
[ редактировать ]После революции 1848 года языками обучения в университете вновь стали украинский и польский. определенный социолект, Примерно в это же время в городе сложился известный как львовский диалект . Считается разновидностью польского диалекта, он берет свои корни из многих других языков, помимо польского. Большинство просьб было принято двадцать лет спустя, в 1861 году: галицкий парламент ( Сейм Крайовы был открыт ), а в 1867 году Галиции была предоставлена обширная автономия, как культурная, так и экономическая. В университете также разрешили начать преподавание на польском языке.
В 1853 году это был первый европейский город, в котором появилось уличное освещение благодаря нововведениям, открытым львовянами Игнацием Лукасевичем и Яном Зегом. В этом году в качестве уличных фонарей были введены керосиновые лампы , которые в 1858 году были переведены на газ , а в 1900 году на электричество .
После так называемого Ausgleich в феврале 1867 года Австрийская империя была преобразована в дуалистическую Австро-Венгрию , и начался медленный, но устойчивый процесс либерализации австрийского правления в Галиции. С 1873 года Галиция была де-факто автономной провинцией Австро-Венгрии с польским и, в гораздо меньшей степени, украинским или русинским языками в качестве официальных языков. Германизация была остановлена, а цензура также снята. Галиция подчинялась австрийской части двойной монархии, но Галицкий сейм и провинциальная администрация, основанные во Львове, имели обширные привилегии и прерогативы, особенно в сфере образования, культуры и местных дел. В 1894 году в городе прошла Всеобщая национальная выставка . [23] Львов быстро рос, став 4-м по величине в Австро-Венгрии согласно переписи 1910 года. Было построено множество общественных зданий и доходных домов Прекрасной эпохи , а также здания австрийского периода, такие как оперный театр, построенный в стиле венского неоренессанса. стиль , по-прежнему доминирует и характеризует большую часть центра города.

Конец правления Габсбургов
[ редактировать ]Во времена правления Габсбургов Львов стал одним из важнейших польских, украинских и еврейских культурных центров. Город, получивший право отправлять делегатов в имперский парламент в Вене, привлекал многих видных культурных и политических деятелей и поэтому служил местом встречи украинской, польской, еврейской и немецкой культур. Во Львове, согласно австрийской переписи 1910 года, в которой были указаны религия и язык, 51% населения города составляли католики , 28% евреи, а 19% принадлежали к Украинской греко-католической церкви . В лингвистическом отношении 86% населения города использовали польский язык, а 11% предпочитали украинский язык. [24]
Провинция Галиция стала единственной частью бывшего польского государства с некоторой культурной и политической свободой, а город тогда служил крупным политическим и культурным центром Польши. Во Львове располагался Польский Оссолинеум со второй по величине коллекцией польских книг в мире, Польская академия художеств , Польское историческое общество , Польский театр и Польская архиепархия. Точно так же город также служил важным центром украинского патриотического движения и культуры, в отличие от других частей Украины, находящихся под властью России, где до 1905 года все публикации на украинском языке были запрещены в рамках интенсивной кампании русификации . В городе располагались крупнейшие и наиболее влиятельные украинские учреждения в мире, в том числе общество «Просвита» , занимающееся распространением грамотности на украинском языке, Научное общество Шевченко , Днестровское страховое общество и база украинского кооперативного движения , а также он служил резиденцией Украинской Католической Церкви . Львов был крупным центром еврейской культуры , в частности, центром языка идиш , и был домом первой в мире ежедневной газеты на идише «Лембергер Тогблат». [25]
20 век
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны город был захвачен Алексея Брусилова в 8-й русской армией сентябре 1914 года. После непродолжительной российской оккупации Восточной Галиции в июне 1915 года он был отвоеван Австро-Венгрией . [26] После распада империи Габсбургов в конце Первой мировой войны местное украинское население под руководством Евгения Петрушевича провозгласило Львов столицей Западно-Украинской Народной Республики 1 ноября 1918 года .
Польско-украинский конфликт
[ редактировать ]
картина, изображающая польскую молодежь во Львовском восстании поляков против Западно-Украинской Народной Республики. В городе провозглашена
После падения австро-венгерского правительства 18 октября 1918 года в городе был сформирован Украинский национальный совет ( Рада ), состоящий из украинских депутатов австрийского парламента и региональных галицких и буковинских сеймов, а также лидеров украинских политических партий. Рада заявила о намерении объединить западноукраинские земли в единое государство. Пока поляки пытались овладеть Львовом и Восточной Галичиной , капитан Дмитрий Витовский сечевых стрельцов возглавил группу молодых украинских офицеров в решительные действия и в ночь с 31 октября на 1 ноября украинские военные взяли под свой контроль город. 1 ноября 1918 года была провозглашена Западно -Украинская Народная Республика со столицей во Львове. Провозглашение республики, которая претендовала на суверенитет над территориями, преимущественно населенными украинцами, стало полной неожиданностью для поляков, составлявших большинство в городе. Поляки считали территорию, на которую претендует ЗУНР, польской. Таким образом, в то время как украинские жители с энтузиазмом поддержали провозглашение, а значительное еврейское меньшинство города приняло или оставалось нейтральным по отношению к украинскому провозглашению, польские жители были потрясены, обнаружив себя в провозглашенном украинском государстве. [27] Украинские солдаты двинулись на задержание австрийского губернатора Галиции графа Карла фон Гюйна . Губернатор категорически отказался официально передать власть Украинскому национальному совету. 2 ноября Гуйн заявил, что больше не может исполнять свои должностные обязанности, и передал свои полномочия своему украинскому заместителю Владимиру Децыкевичу, который, в свою очередь, передал свои полномочия украинскому руководству. [28]
Сразу же польское большинство Львова, города с населением более 200 000 человек, начало вооруженное восстание, которое 1400 украинский гарнизон, состоящий в основном из крестьян-подростков, незнакомых с городом, не смог подавить. [27] Вскоре поляки взяли под свой контроль большую часть центра города. Не имея возможности прорваться в центральные районы, украинские войска осадили город , защищаемый польскими нерегулярными формированиями, включая львовских орлят . После того, как Межсоюзническая комиссия в Париже согласилась оставить город под управлением Польши до тех пор, пока его будущее не будет решено послевоенным договором или референдумом , регулярные польские войска достигли города 19 ноября, а к 22 ноября украинские войска были вытеснили. Когда польские войска захватили город, элементы польской армии начали грабить и сжигать большую часть еврейских и украинских кварталов города, в результате чего погибло около 340 мирных жителей (см.: Львовский погром (1918 г.) ). [29] Получив контроль над Львовом, польские власти закрыли все украинские учреждения и общества, провели массовые аресты украинцев, заставили украинцев работать в греко-католические религиозные праздники и уволили большинство украинских государственных служащих. Украинские члены городского совета подали в отставку в знак протеста, и ни один украинец не заседал в городском совете до 1927 года. [30]
В последующие месяцы другие территории Галичины , контролируемые правительством Западноукраинской Народной Республики, были захвачены польскими войсками , что фактически положило конец власти западноукраинского правительства. Соглашение , заключенное в апреле 1920 года Польшей с Симоном Петлюрой , ссыльным лидером Украинской Народной Республики , встретило ожесточенное сопротивление западных украинцев. Он признал контроль Польши над городом и территорией в обмен на польскую военную помощь Петлюре против большевиков .
Польско-советская война
[ редактировать ]Во время советско-польской войны 1920 года город подвергся нападению Красной Армии войск Александра Егорова . В середине июня 1920 года 1-я Конная армия Семена Буденного пыталась выйти к городу с севера и востока. В то же время Львов готовил оборону. Жители собрали и полностью снарядили три пехотных полка и два кавалерийских полка, а также построили оборонительные линии. Город защищали три польские дивизии при поддержке одной украинской пехотной дивизии. Наконец, после почти месяца тяжелых боев 16 августа Красная Армия форсировала реку Буг и, усиленная дополнительными 8 дивизиями так называемого Красного Казачества , начала штурм города . Бои шли с большими потерями с обеих сторон, но через три дня штурм был остановлен, и Красная Армия отступила. За героическую оборону город был награжден медалью Virtuti Militari .
Межвоенный период
[ редактировать ]После Рижского мира город остался в составе Польши как столица Львовского воеводства . Город, который был третьим по величине в Польше, стал одним из важнейших центров науки, спорта и культуры Польши . Например, Львовская математическая школа олицетворяла богатую математическую традицию; Школа собиралась в шотландском кафе и вела тетрадь задач и результатов.
Население Львова, 1931 г. (по вероисповеданию)
Римско-католический: | 157,500 | (50.4%) |
Иудаизм: | 99,600 | (31.9%) |
Греко-католик: | 49,800 | (16.0%) |
Протестант: | 3,600 | (1.2%) |
Православный: | 1,100 | (0.4%) |
Другие номиналы: | 600 | (0.2%) |
Общий: | 312,200 |
Источник: Польская перепись 1931 года.
Население Львова, 1931 г. (по первому языку)
Польский: | 198,200 | (63.5%) |
Идиш или иврит: | 75,300 | (24.1%) |
Украинский или русинский: | 35,100 | (11.2%) |
Немецкий: | 2,500 | (0.8%) |
Русский: | 500 | (0.2%) |
Другие номиналы: | 600 | (0.2%) |
Общий: | 312,200 |
Источник: Польская перепись 1931 года.
В межвоенный период население Львова значительно выросло с 219 000 жителей в 1921 году до 312 200 в 1931 году и примерно 318 000 жителей в 1939 году. Хотя поляки составляли большинство, евреи составляли более четверти населения. Украинское меньшинство также было значительным. Были и другие меньшинства, в том числе немцы , армяне , караимы , грузины и т. д. Хотя их численность, возможно, не была значительной численно, их присутствие, тем не менее, обогатило и усилило мультикультурный характер и наследие Львова. Город был, сразу после столицы Варшавы, вторым по значимости культурным и академическим центром Польши (в 1937/38 учебном году в 5 высших учебных заведениях, включая широко известный университет и технологический институт, обучалось 9100 студентов). [31] Вместе с Познанью Львов был выставочным центром Польши, где ежегодно с 1921 года проводилась всемирно известная Targi Wschodnie (Восточная торговая ярмарка), которая способствовала экономическому росту города.
В то же время польское правительство урезало права местных украинцев, закрыв многие украинские школы. [32] Другие школы были преобразованы польским правительством в двуязычные, которые, по сути, были польскими. Рост польских поселений снизил относительный процент украинского населения в городе примерно с 20% в 1910 году до менее 12% к 1931 году. В университете все украинские факультеты, открытые в период австрийского правления, были закрыты, за исключением одного. , кафедра русинского языка и литературы 1848 года, должность председателя которой оставалась вакантной до 1927 года, прежде чем ее занял этнический поляк. [33] Большинство украинских профессоров были уволены, а въезд этнических украинцев был ограничен; в ответ были созданы подпольный университет во Львове и Украинский свободный университет в Вене (позже переехал в Прагу ). [34] были установлены. [35] В официальных документах польские власти также заменили все упоминания украинцев старым словом «русины», что вызвало у многих украинцев отвращение к своему первоначальному самоназванию. [36]
Польское правительство также стремилось подчеркнуть город polskość или польский характер. В отличие от австрийских времен, когда размер и количество публичных парадов или других культурных выражений, таких как парады или религиозные шествия, соответствовали относительной численности населения каждой культурной группы, во время польского правления были наложены ограничения на публичные проявления еврейской и украинской культуры. Празднование Оброны , посвященное польской обороне Львова, стало крупным польским общественным праздником и было включено Римско-католической церковью в традиционные празднования Дня всех святых в начале ноября. Военные парады и чествования сражений на определенных улицах города, посвященные польским войскам, сражавшимся против украинцев в 1918 году, стали частыми, а в 1930-х годах в Городское Лычаковское кладбище . Польское правительство продвигало идею Львова как восточного польского форпоста, способного противостоять восточным «ордам». [37]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Нацистская Германия вторглась в Польшу 1 сентября 1939 года, а 12 сентября немецкая 1-я горнострелковая дивизия достигла пригородов Львова и начала осаду. Гарнизону города было приказано держаться любой ценой, поскольку стратегическое положение не позволяло противнику прорваться на румынский плацдарм . Кроме того, ряд польских войск из Центральной Польши пытались добраться до города и организовать там оборону, чтобы выиграть время для перегруппировки. Так началась 10-дневная оборона города, которая позже стала известна как еще одна битва за Львов . 19 сентября была предпринята неудачная польская диверсионная атака под командованием генерала Владислава Лангнера . Советские войска (часть сил, вторгшихся 17 сентября по пакту Молотова-Риббентропа ) заменили немцев вокруг города. 21 сентября Лангнер официально сдался советским войскам под командованием маршала Семена Тимошенко . [38]
Советские и нацистские войска разделили Польшу между собой, и сфальсифицированный плебисцит поглотил оккупированную Советским Союзом восточную половину Польши , включая Львов, в Украинскую Советскую Социалистическую Республику . Первоначально евреи и часть украинского населения, проживавшие в межвоенной Польше, приветствовали советский переворот, заявленной целью которого была защита украинского населения в этом районе. [39] Деполонизация в сочетании с крупномасштабными антипольскими действиями началась немедленно: огромное количество поляков и евреев из Львова было депортировано на восток, в Советский Союз. Только в начале 1940 года было депортировано около 30 тысяч человек. [40] Также был депортирован меньший процент украинского населения.
Когда нацисты вторглись в Советский Союз 22 июня 1941 года, НКВД в течение недели спешно казнил заключенных, содержавшихся в тюрьмах Бригидки и Замарстынув , где было убито около 8000 человек.

Первоначально большая часть украинского населения считала немецкие войска освободителями после двух лет геноцида советского режима, как и многие еврейские и украинские жители, которые ранее приветствовали Советы как своих освободителей от господства «буржуазной» Польши . Украинское меньшинство города изначально ассоциировало немцев с предыдущими австрийскими временами, более счастливыми для украинцев по сравнению с более поздними польскими и особенно советскими периодами. Однако уже с началом немецкой оккупации города положение еврейских жителей города стало трагическим. После смертоносных погромов еврейские жители этого района были брошены в недавно созданное гетто , а затем в основном отправлены в различные немецкие концентрационные лагеря . Польское и небольшое украинское население города также подвергалось жесткой политике, что привело к ряду массовых казней как в городе, так и в лагере Яновский . Среди первых были убиты профессора университетов города. и другие представители польской элиты ( интеллигенции ). 30 июня 1941 года, в первый день немецкой оккупации города, одно из крыльев Организации украинских националистов (ОУН) заявило о восстановлении независимого Украинского государства . Ярослав Стецько провозгласил во Львове независимое правительство, которое «будет тесно сотрудничать с Национал-социалистической Великой Германией под руководством ее лидера Адольфа Гитлера , формирующей новый порядок в Европе и мире », – как сказано в тексте. «Акта о провозглашении украинской государственности». Это было сделано без предварительного одобрения немцев, и после 15 сентября 1941 г. организаторы были арестованы. [41] [42] [43] Степан Бандера , Ярослав Стецько и другие были арестованы нацистской айнзацгруппой и отправлены в нацистские концентрационные лагеря, где оба брата Бандеры были казнены. Политика оккупационной власти быстро стала жесткой и по отношению к украинцам. Некоторые украинские националисты были загнаны в подполье, и с этого времени они боролись против нацистов, но продолжали также сражаться против поляков и советских войск (см. Украинская повстанческая армия ).
Когда Красная Армия приближалась к городу в 1944 году, 21 июля местное руководство Армии Крайовой приказало всем польским войскам поднять вооруженное восстание (см. также Операцию «Буря» ). После четырех дней городских боев и наступления Красной Армии на заключительном этапе Львовско-Сандомирской операции город был передан Советскому Союзу. [44] Как и раньше, советские власти быстро стали враждебно относиться к полякам города, в том числе к членам Польской Армии Крайовой (лидеры которой впоследствии были казнены Советским Союзом), и политика геноцида возобновилась.
После советского переворота члены польского сопротивления были либо насильно призваны в контролируемую Советским Союзом Польскую народную армию , либо заключены в тюрьму. [44] [45]
Львовские погромы и Холокост
[ редактировать ]До войны Львов был третьим по величине еврейским населением в Польше, которое увеличилось до более чем 200 000 евреев, когда в город прибыли военные беженцы. Сразу после того, как немцы вошли в город, айнзацгруппы и гражданские коллаборационисты организовали массовый погром , который, как они утверждали, был местью за более ранние убийства, совершенные НКВД (хотя евреи также были убиты во время чистки НКВД). Многие исследователи Холокоста приписывают большую часть убийств украинским националистам. Однако реальная политическая ориентация убийц и их отношение к Организации украинских националистов до сих пор являются предметом дискуссий. [46] Во время четырехнедельного погрома с конца июня до конца июля 1941 года было убито около 4000 евреев. 25 июля 1941 года произошел второй погром, названный «Петлюровскими днями» в честь Симона Петлюры . [47] [48] был организован; Еще почти 2000 евреев были убиты во Львове, в основном застрелены группами гражданскими коллаборационистами после того, как их вели на еврейское кладбище или в тюрьму Лунецкого.
Львовское гетто было создано после погромов, в нем содержалось около 120 000 евреев, большинство из которых были депортированы в лагерь смерти Белжец или убиты на месте в течение следующих двух лет. После погромов убийства айнзацгрупп , тяжелые условия в гетто и депортация в лагеря смерти , в том числе в Яновский, трудовой лагерь расположенный на окраине города, привели к почти полному уничтожению еврейского населения. К моменту прихода советских войск в город в 1944 году в нем осталось всего 200–300 евреев.
Симон Визенталь (позже известный как охотник за нацистами ) был одним из самых известных евреев Львова, переживших войну, хотя его сослали в концентрационный лагерь . Многие жители города пытались помочь и спрятать евреев, преследуемых нацистами (несмотря на смертную казнь, назначенную за такие действия), как, например, Леопольд Соха, история которого была рассказана в фильме 2011 года « В темноте» , помог двум еврейским семьям выжить в канализационные коллекторы, где они прятались после ликвидации гетто. [49] В мемуарах Визенталя « Убийцы среди нас » описывается, как его спас украинский полицейский по имени Боднар. Львовяне спрятали тысячи евреев, многие из них впоследствии были признаны праведными язычниками . Большую работу по спасению членов еврейской общины организовал украинский греко-католический митрополит Андрей Шептицкий .
Послевоенный советский период
[ редактировать ]
После войны, несмотря на усилия Польши, город остался в составе Украинской Советской Социалистической Республики . Во время Ялтинской конференции генеральный секретарь СССР Иосиф Сталин потребовал сохранить территорию, аннексированную Советским Союзом во время вторжения в Польшу в начале войны. Хотя президент США Франклин Д. Рузвельт хотел позволить Польше сохранить Львов, он и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль неохотно согласились. [50] Большая часть оставшегося польского населения была изгнана на польские территории, полученные от Германии (особенно до нынешнего Вроцлава ), немецкое население которых было соответственно изгнано или бежало, опасаясь советского возмездия.
Мигранты из украиноязычных сельских районов вокруг города, а также из других частей Советского Союза прибыли, привлеченные быстро растущими промышленными потребностями города. Это перемещение населения изменило традиционный этнический состав города, который уже радикально изменился, поскольку польское , еврейское и немецкое население было перемещено или убито.
Поскольку русификация была общей советской политикой в послевоенной Украине, во Львове она сочеталась с упразднением Украинской греко-католической церкви (см. Историю христианства в Украине ) на спонсируемом государством Львовском Синоде , который согласился передать все приходы. в недавно воссозданный Украинский Экзархат Русской Православной Церкви . Однако после смерти Иосифа Сталина советская культурная политика была смягчена, что позволило Львову, главному центру Западной Украины , стать крупным центром украинской культуры .
В 1950-х и 1960-х годах город значительно увеличился как по численности населения, так и по размерам. Ряд известных заводов и фабрик был основан или перенесен из восточных частей СССР вместе с рабочей силой. Последнее привело к частичной русификации города. Среди наиболее известных заводов были автобусный завод ( Львовский автомобильный завод ), который производил большую часть автобусов в Советском Союзе и на котором работало более 30 000 человек, завод по производству телевизоров «Электрон» , который производил одну из самых популярных марок телевизоров в СССР. страна, завод фронтальных погрузчиков ( «Авто-Погрузчик» ), обувная фабрика «Прогресс» , кондитерская фабрика «Свиточ » и многие другие. В каждом из них работали десятки тысяч рабочих, и они были одними из крупнейших работодателей в регионе. Большинство из них сохранились до наших дней, хотя экономические трудности снизили их производственные показатели.
В период советской либерализации с середины до конца 1980-х до начала 1990-х годов (см. Гласность и Перестройка ) город стал центром Руха ( Народного движения Украины ), политического движения, выступающего за независимость Украины от СССР.
Независимая Украина
[ редактировать ]
После распада Советского Союза в 1991 году Львов стал частью новой независимой Украины и стал столицей Львовской области . Сегодня город остается одним из важнейших центров украинской культурной, экономической и политической жизни и известен своей красивой и разнообразной архитектурой. В своей недавней истории Львов решительно поддерживал Виктора Ющенко во время президентских выборов в Украине в 2004 году и сыграл ключевую роль в Оранжевой революции . Сотни тысяч людей собирались при минусовой температуре, чтобы провести демонстрацию в поддержку лагеря «Оранжистов». Акты гражданского неповиновения вынудили главу местной полиции уйти в отставку, а местное собрание приняло резолюцию об отказе признавать сфальсифицированные первые официальные результаты. [51]
В сентябре 2006 года Львов отпраздновал свое 750-летие. Одним из крупных событий стало световое шоу вокруг Львовского оперного театра .
С момента начала российского вторжения на Украину Львов неоднократно подвергался ракетным и воздушным атакам со стороны российских военных. Были атакованы военные объекты и инфраструктурные объекты, но были жертвы среди гражданского населения и пострадали некоторые жилые дома - последний раз в декабре 2023 года. [52] [53]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Я. Исаевич, М. Литвин, Ф. Стеблий / История Львова. В трех томах (History of Lviv in Three Volumes). Львов: Центр Европы, 2006. – Т. 1, p7. ISBN 978-966-7022-59-4 .
- ^ Грицак, Ярослав (2000). «Львов: мультикультурная история сквозь века» . Гарвардские украинские исследования . 24:48 . JSTOR 41036810 . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ Корчинский, Орест (2006a). «Биели хорвати и проблема формирования государства в Прикарпатье». В Носиче, Милан (ред.). Биели Хрвати I [ Белые хорваты I ] (на хорватском языке). Маведа. п. 37. ИСБН 953-7029-04-2 .
- ^ Корчинский, Орест (2006b). «Город Стильско». В Носиче, Милан (ред.). Белые хорваты I [ Белые хорваты I ] (на хорватском языке). Маведа. стр. 68–71. ISBN 953-7029-04-2 .
- ^ Hupalo, Vira (2014). Звенигородская земля в XI-XIII веках (социоисторическая реконструкция) (in Ukrainian). Lviv: Krypiakevych Institute of Ukrainian Studies of National Academy of Sciences of Ukraine. p. 77. ISBN 978-966-02-7484-6 .
- ^ Orest Subtelny . (1988) Ukraine: A History . Toronto: University of Toronto Press, p. 62
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Разговоры Мейерса-Лексикон . 6-е издание, том. 12, Лейпциг и Вена 1908, с. 397-398.
- ^ Василь Мудрый, изд. (1962). Науковье товарищество им. Шевченко-Львов: симпозиум к 700-летию . Научное общество Шевченко (США). п. 58 . Проверено 29 января 2011 г.
по поводу требования баскака татар Бурундая, чтобы князь Василько и Лев снесли их города, сказала Буронда Василько: «Раз ты со мной в мире, то снеси все твои замки».
- ^ Василий Дмитришин (1991). Средневековая Россия: Справочник, 850-170 гг . Холт, Райнхарт и Уинстон. п. 173. ИСБН 978-0-03-033422-1 . Проверено 29 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Универсальный лексикон настоящего и прошлого (под редакцией Х.А. Пирера). 2-е издание, т. 17, Альтенбург 1843, стр. 343–344.
- ↑ Б.В. Мельник, Вулыциамы старовинного Львова, Вид-во "Свит" (Old Lviv Streets), 2001, ISBN 966-603-048-9
- ^ Общая энциклопедия науки и искусства под редакцией Иоганна Самуэля Эрша и Иоганна Готфрида Грубера. Том 5, Лейпциг 1820, с. 358, сноска 18) (на немецком языке).
- ^ Андре Воше; Майкл Лапидж; Барри Добсон, ред. (2000). Энциклопедия средневековья . Перевод Адриана Уолфорда. Чикаго: Рутледж. п. 879. ИСБН 1-57958-282-6 .
- ^ Якоб Каро: История Польши . Том 2, Гота 1863 г., с. 286 (на немецком языке, онлайн )
- ^ Тертиус Чендлер. (1987) Четыре тысячи лет роста городов: историческая перепись . Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллон Пресс
- ^ Грицак, Ярослав (2010). Пророк в своей стране. Иван Франко и его Украина (1856-1886) . Варшава. стр. 151.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Грицак, Ярослав. «Львов: мультикультурная история на протяжении веков». Гарвардские украинские исследования . 24:54 .
- ^ Новая международная энциклопедия, том 13. Лемберг 1915, с. 760.
- ^ Перейти обратно: а б с Крис Ханн, Пол Р. Магочи.(2005). Галисия: мультикультурная земля. Торонто: Университет Торонто Press, стр. 193
- ↑ «Хроника садовников» и «Сельскохозяйственный вестник» , 18 ноября 1848 г., стр. 871.
- ^ Кэтрин Эдвард, Миссионерская жизнь среди евреев в Молдавии, Галиции и Силезии , 1867, стр. 177.
- ^ «Генеральная региональная выставка Галичины» . Проверено 23 декабря 2020 г.
- ^ "Лемберг" . Новая международная энциклопедия , том 13. 1915. с. 760
- ^ Пол Роберт Магокси . (2005) Галисия: мультикультурная земля. Торонто: Университет Торонто Press. стр.12-15
- ^ Робсон, Стюарт (2007). Первая мировая война . Интернет-архив (1-е изд.). Харроу, Англия: Пирсон Лонгман. п. 22. ISBN 978-1-4058-2471-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Orest Subtelny , Ukraine: A History , pp. 367–368, University of Toronto Press, 2000, ISBN 0-8020-8390-0
- ^ Мик, Кристоф (2016). Кристоф Мик «Лемберг, Львов, Львов, 1914–1947. Насилие и этническая принадлежность в оспариваемом городе» . Издательство Университета Пердью . стр. 144, 146. ISBN. 978-1557536716 .
- ^ Норман Дэвис. «Этническое разнообразие в Польше двадцатого века». В: Герберт Артур Штраус. Заложники модернизации: исследования современного антисемитизма, 1870–1933/39 . Уолтер де Грюйтер, 1993 год.
- ^ Кристоф Мик. (2015). Лемберг, Львов, Львов, 1914–1947: Насилие и этническая принадлежность в оспариваемом городе . Вест-Лафайет, Индиана: издательство Purdue University Press, стр. 176
- ^ Mały Rocznik Statystyczny 1939 (Польский статистический ежегодник 1939 г.), Центральное статистическое управление , Варшава, 1939 г.
- ^ Магосци, Р. (1996). История Украины . Торонто: Университет Торонто Press.
- ^ Subtelny, Orest (1988). Ukraine: A History . Toronto: University of Toronto Press.
- ↑ Веб-сайт Украинского свободного университета. Архивировано 23 апреля 2006 г., URL-адрес Wayback Machine доступен 30 июля 2006 г.
- ^ Вуд, Элизабет А. (1990). «Феминистки вопреки самим себе: женщины в украинской общественной жизни, 1884–1939. Марта Богачевская-Хомяк. Эдмонтон: Канадский институт украинских исследований, Университет Альберты, 1988. xxv, 460 стр. Таблички. Ткань» . Славянское обозрение . 49 (3): 477–478. дои : 10.2307/2500020 . ISSN 0037-6779 . JSTOR 2500020 .
- ^ Пол Р. Магочи. (2010). История Украины: Земля и ее народы. Торонто: Университет Торонто Press, стр. 638
- ^ Пол Роберт Магокси . (2005) Галисия: мультикультурная земля. Торонто: Университет Торонто Press. стр.144-145
- ^ Судьба поляков в СССР 1939–1989, Томаш Песаковский. ISBN 0-901342-24-6 Страница 36
- ^ Пиотровский, Тадеуш (1988). «Украинские коллаборационисты» . Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид во Второй республике, 1918–1947 гг . МакФарланд. стр. 177–259 . ISBN 0-7864-0371-3 .
Как нам... объяснить феномен радости украинцев и сотрудничества с Советами? Кто были эти украинцы? То, что они были украинцами, несомненно, но были ли они коммунистами, националистами, одинокими крестьянами? Ответ «да» – их было все трое.
- ^ Сова, Анджей Л. (1998). Польско-украинские отношения 1939–1947 (на польском языке). Краков. стр. 122. OCLC 48053561 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Организация украинских националистов и Украинская повстанческая армия. Институт истории НАН Украины.2004г Организация украинских националистов и Украинская повстанческая армия,
- ^ И.К. Патриляк. Военная деятельность ОУН(Б) в 1940-1942 годах. - Университет имени Шевченко \Ин-т истории Украины НАН Украины Киев, 2004 [ISBN unspecified]
- ^ ОУН в 1941 году: документы: В 2-х ч Ин-т истории Украины НАН Украины К. 2006 ISBN 966-02-2535-0
- ^ Перейти обратно: а б Болеслав Томашевский; Ежи Венгерский (1987). Очерк истории Львовской области ЗВЗ-АК . Варшава: Поколение. стр. 38.
- ^ Норман Дэвис (2004). Восстание '44: Битва за Варшаву . Книги викингов. п. 784 . ISBN 0-670-03284-0 .
- ^ Гительман, Цви (2001). «Холокост». Век двойственности: евреи России и Советского Союза с 1881 года по настоящее время . Издательство Университета Индианы. стр. 115–143. ISBN 0-253-21418-1 .
Факты остаются фактами: во Львове, через два дня после прихода к власти немцев, трехдневный украинский погром привел к убийству 6000 евреев, в основном украинскими «ополченцами» в форме, в тюрьме Бригидки. 25 июля был объявлен «Днем Петлюры» в честь украинского лидера периода Гражданской войны, убитого сыном жертв еврейского погрома. В честь «праздника» было выслежено более 5000 евреев, большинство из них убито. Эмигранты из Украины и украинцы из Польши состояли в Организации украинских националистов (ОУН), которая обещала Гитлеру «самое преданное послушание» в построении Европы, «свободной от евреев, большевиков и плутократов».
- ^ «Львов» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 26 ноября 2020 г.
- ^ «25 июля: Погром во Львове» . Хронология Холокоста . Яд Вашем . 2004 . Проверено 27 августа 2006 г.
- ^ «Ангелы во тьме» . 9 мая 2009 г.
- ^ Рейнольдс, Дэвид (2009). Саммиты: шесть встреч, которые сформировали двадцатый век . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0-7867-4458-9 . OCLC 646810103 .
- ^ Чорек, Камил (26 ноября 2004 г.). «В западном городе растет протест» . Таймс онлайн . Лондон . Проверено 25 июля 2009 г.
- ^ Литвинова Полина (29 декабря 2023 г.). «Увидьте последствия воздушного нападения России на несколько городов Украины» . Национальное общественное радио . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ «Россия наносит воздушные удары по городу Львову на западе Украины» . Аль Джазира . Проверено 29 декабря 2023 г.