Боинг Соник Крузер
Соник Крузер | |
---|---|
![]() | |
Boeing Sonic Cruiser (на основе патента 2001 г.) | |
Роль | Реактивный авиалайнер |
Производитель | Коммерческие самолеты Боинг |
Введение | никто; первоначально планировалось на 2006–2008 гг. [ 1 ] [ 2 ] |
Статус | Предлагаемый дизайн отменен |
Boeing Sonic Cruiser представлял собой концептуальный реактивный авиалайнер с треугольным крылом в конфигурации « утка» . От обычных авиалайнеров его отличали треугольное крыло и высокая дозвуковая крейсерская скорость до 0,98 Маха . Впервые компания Boeing предложила это в 2001 году, но авиакомпании в целом предпочитали более низкие эксплуатационные расходы более высокой скорости. Компания Boeing завершила проект Sonic Cruiser в декабре 2002 года и перешла на более медленный (0,85 Маха), но более экономичный 7E7 (позже названный 787 Dreamliner авиалайнер ).
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Пассажиры не только хотят больше прямых рейсов, но и отдают предпочтение рейсам, которые занимают меньше времени, и конфигурациям самолетов, повышающим комфорт. Это просто здравый смысл: люди хотят идти туда, куда хотят, когда хотят и как хотят. Ответом Boeing на потребность в более быстрых, прямых рейсах и повышенном комфорте является Sonic Cruiser.
— Питер Рамси, директор по разработке новой продукции для самолетов, Ingenia , февраль 2002 г. [ 2 ]
Sonic Cruiser родился в результате одного из многочисленных эскизных научно-исследовательских проектов, начатых в 1990-х годах в компании Boeing с целью рассмотрения потенциальных проектов возможного нового околозвукового или сверхзвукового авиалайнера. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Sonic Cruiser был публично представлен 29 марта 2001 года. [ 6 ] вскоре после запуска A380 конкурентом Airbus . Boeing недавно отозвал предложенную модификацию 747X от конкуренции с A380, поскольку не было проявлено достаточного интереса со стороны авиакомпаний. [ 7 ] и вместо этого предложил Sonic Cruiser как совершенно другой подход. [ 5 ] Вместо огромной вместимости А380, требующей для работы модели со ступицей и спицами , Sonic Cruiser был разработан для быстрого соединения «точка-точка» для 200–250 пассажиров. [ 2 ] [ 8 ] Критики заявили, что компания Boeing рассчитала время своего объявления, пытаясь отвлечь внимание от запуска А380. [ 7 ]
Патент Боинга 2001 года. [ 9 ] подробно описал широту изученных концепций треугольного крыла, включая сверхзвуковой вариант с четырьмя двигателями, способными развивать крейсерскую скорость от 1,5 до 3,0 Маха, [ 10 ] различное хвостовое оперение, расположение двигателя, а также конфигурации впуска и выпуска, [ 11 ] меньшие сверхзвуковые и дозвуковые бизнес-джеты, [ 12 ] и то, что Боинг назвал «модульной» системой, в которой крейсерская скорость могла быть изменена со сверхзвуковой на околозвуковую с помощью сменной носовой части; [ 13 ] «Sonic Cruiser» был почти звуковым вариантом. [ 14 ] Истоки были прослежены до 1995 года, когда была сформирована внутренняя группа по разработке стратегии создания самолетов, которая к осени 2000 года разработала самолет под кодовым названием Project Glacier, который сильно напоминал первоначальные чертежи Sonic Cruiser. [ 4 ] В начале 2001 года генеральный директор Boeing Алан Малалли начал в частном порядке публиковать эту концепцию среди потенциальных клиентов, рекламируя ее улучшенную скорость и эффективность, аналогичную существующим конструкциям. [ 4 ]
Дон Карти ( American Airlines ) и сэр Ричард Брэнсон ( Virgin Atlantic ) открыто выражали энтузиазм по поводу Sonic Cruiser, и Брэнсон рассчитывал сделать предварительный заказ на три-шесть самолетов в мае 2001 года. [ 7 ] За объявлением от 29 марта 2001 года последовало более масштабное мероприятие для СМИ на Парижском авиасалоне 19 июня, где футурист Джон Нейсбитт и Малалли высоко оценили концепцию, представленную как 1 ⁄ 40 . Модель в масштабе [ 15 ] [ 16 ] Журнал Popular Science включил Sonic Cruiser в список лучших новинок 2001 года. [ 17 ]
Конфигурации
[ редактировать ]Sonic Cruiser — совершенно новый класс летательных аппаратов. Любой второй коммерческий реактивный самолет представляет собой дальнейшее усовершенствование модели 707.
— Уолт Джилетт, генеральный менеджер программы Sonic Cruiser, Boeing Frontiers , июль 2002 г. [ 8 ]
Летом 2001 года компания Boeing продолжала дорабатывать конструкцию. [ 4 ] Первоначальные эскизы, представленные публике, были весьма предположительными. В патентном чертеже, поданном компанией Boeing в начале 2001 года, размеры базового самолета составляют примерно 250 футов (76 м) в длину и размах крыльев 164,9 футов (50,3 м). [ 9 ] Обладая треугольным крылом и расположением переднего оперения и летая на скорости чуть ниже звука на скорости 0,95–0,98 Маха (около 650 миль в час (1050 км/ч) на высоте), Sonic Cruiser обещал на 15–20% большую скорость, чем обычные авиалайнеры без шумовое загрязнение , вызванное звуковым ударом от сверхзвукового полета. Например, предполагалось, что полет на Sonic Cruiser из Лондона в Сингапур будет на два часа короче, чем полет на обычном авиалайнере. [ 2 ] Кроме того, ожидалось, что шум при посадке и взлете будет соответствовать требованиям Этапа 4 . [ 18 ] Самолет был спроектирован для полетов на высоте более 40 000 футов (12 000 м), чтобы избежать существующего воздушного движения. [ 2 ] с дальностью полета от 6000 до 10 000 морских миль (от 11 000 до 19 000 км ). [ 8 ] Sonic Cruiser По оценкам Boeing, топливная эффективность будет сопоставима с лучшими двухмоторными широкофюзеляжными авиалайнерами 2002 года в расчете на одного пассажира. [ 8 ] [ 19 ]
Boeing намеревался использовать современные композитные и титановые материалы для снижения веса и дальнейшего повышения топливной эффективности. [ 4 ] Чтобы успешно построить коммерческий самолет с таким высоким содержанием современных материалов (по прогнозам, он будет составлять 60–70% веса планера), компания Boeing сформировала консорциум международных партнеров, имеющих опыт работы в авиационных конструкциях. [ 7 ] К концу 2001 года эти материалы применялись к самолету в рамках проекта «Йеллоустоун» , конкурирующего проекта, в котором использовались более традиционные конструкции самолетов. [ 4 ] Этот самолет, разрабатывавшийся в Йеллоустоне в качестве замены 757/767, позже был объявлен как 7E7, где «E» означает «Эффективный». [ 20 ] [ 21 ] В качестве базовой эталонной модели с использованием современных материалов предлагаемый 7E7 будет потреблять на 10% меньше топлива, чем Sonic Cruiser, и на 17–20% меньше, чем 767-300. [ 7 ]
Команда дизайнеров Boeing завершала работу над конфигурацией Sonic Cruiser в течение 2002 года. [ 22 ] [ 23 ] испытания в аэродинамической трубе и анализ вычислительной гидродинамики . Для доработки концепции Sonic Cruiser использовались [ 24 ] На основе изображения, опубликованного Boeing в июле 2002 года, Sonic Cruiser теперь имел два более высоких вертикальных оперения без наклона внутрь, а переднее утка было установлено под углом 0 градусов . [ 22 ] К тому времени были разработаны три различные конструкции: одна была оригинальной конструкцией треугольного крыла утки, а две представляли собой более традиционные конструкции крыла со средней частью фюзеляжа в интересах лучшей совместимости с существующим оборудованием взлетно-посадочных полос аэропорта, хотя эти две конструкции не смогли обеспечивают ту же производительность, что и исходная конфигурация. [ 7 ]
Отмена и последующие исследования
[ редактировать ]В конце концов, большинство авиакомпаний предпочли снижение эксплуатационных расходов незначительному увеличению скорости, и проект не вызвал того интереса, на который Boeing . надеялся [ 25 ] В некоторых случаях увеличение скорости могло привести к операционным осложнениям; Самолеты могли прибыть в аэропорты до окончания утреннего комендантского часа. Спрос на авиаперевозки резко упал после терактов 11 сентября , и компания Boeing впервые начала рекламировать проект «Йеллоустоун» потенциальным клиентам в феврале и марте 2002 года. [ 4 ] Брэнсон, один из первых сторонников Sonic Cruiser, к июлю 2002 года открыто скептически относился к перспективам этого самолета: «Если не будет построено больше взлетно-посадочных полос, Sonic Cruiser будет испытывать трудности, потому что у авиакомпаний не будет мест для использования этого самолета». [ 25 ] Ни один из потенциальных эксплуатантов не поставил приоритетом повышение скорости самолетов на встрече с Boeing, состоявшейся в октябре 2002 года. [ 7 ]
К декабрю 2002 года от проекта Sonic Cruiser окончательно отказались в пользу более медленного, но более экономичного проекта Yellowstone/7E7 (позже переименованного в Boeing 787 Dreamliner ). [ 7 ] [ 26 ] [ 27 ] Большая часть исследований Sonic Cruiser была применена к 787, включая армированный углеродным волокном пластик для фюзеляжа и крыльев, бескровные двигатели , конструкцию кабины и авионики. [ 28 ]
В 2010 году компания Boeing опубликовала документ, в котором подробно описывается несколько концепций сверхзвукового авиалайнера с уменьшенным количеством пассажиров, основанных на работе над Sonic Cruiser и более ранних работах НАСА над концепцией высокоскоростного гражданского транспорта (HSCT). Концепции, разработанные в рамках гранта НАСА, включали 765-072B (около 100 пассажиров с крейсерской скоростью 1,6–1,8 Маха), меньший бизнес-джет 765-076E (30 пассажиров, 1,6 Маха) и более крупный 765-107B. по прозвищу «Икона-II» (120 пассажиров, 1,8 Маха). Все концепты имели запас хода менее 6000 миль (11000 км). [ 29 ]
16 апреля 2012 года компания Boeing опубликовала заявку на патент на конфигурацию самолета, аналогичную конфигурации Sonic Cruiser; патент получен в 2014 году. [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]- Boeing 2707 — предложенный сверхзвуковой транспортный самолет Boeing (SST) предыдущего поколения, который стал ответом на более ранние SST.
- Convair 990 , авиалайнер предыдущего поколения, предназначенный для небольшого, но быстрого сегмента рынка, который так и не был реализован.
- North American X-10 , демонстратор беспилотных технологий, впервые применивший конфигурацию «утка» / треугольное крыло.
Связанные разработки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Forecast International/DMS (2 мая 2001 г.). «A380 или Sonic Cruiser: какое будущее?» . Оборонно-космическая промышленность . Архивировано из оригинала 15 февраля 2019 года . Проверено 15 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Рамси, Питер (февраль 2002 г.). «Меняем способ летать: новый Sonic Cruiser от Boeing» . изобретательность . № 11. Архивировано из оригинала 16 февраля 2019 года . Проверено 15 февраля 2019 г.
- ^ Уоллес, Джеймс (20 апреля 2001 г.). «Они говорили, что он никогда не полетит, но «Инженер Икс» Боинга доказал, что они ошибались» . Сиэтлский пост-разведчик . Калифорнияавиация.org. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Тейлор III, Алекс (9 декабря 2002 г.). «Удивительный Sonic Cruiser от Boeing: он должен был изменить способ управления миром. Вместо этого мир изменился» . Удача .
- ^ Jump up to: а б Хэнгги 2003, стр. 83–86.
- ^ «Boeing уделяет особое внимание стратегии развития дальнемагистральных коммерческих самолетов» (пресс-релиз). Сиэтл: Боинг. 29 марта 2001 г. Архивировано из оригинала 3 августа 2003 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Норрис, Гай (7 января 2003 г.). «Sonic Cruiser мертв – да здравствует Super Efficient?» . Рейс Интернешнл .
- ^ Jump up to: а б с д Гюнтер, Лори (июль 2002 г.). «Жажда скорости: команда Boeing Sonic Cruiser смотрит в будущее» . Боинг Фронтирс .
- ^ Jump up to: а б Грант США 6 575 406 B2 , Честер П. Нельсон, «Интегрированный и/или модульный высокоскоростной самолет», выдан 10 июня 2003 г., передан компании Boeing Co.
- ^ Рисунки 2–4, патент США 6 575 406.
- ^ Рисунки 8–11 и 18–23, патент США 6 575 406.
- ^ Рисунок 17, Патент США 6 575 406.
- ^ Рисунок 24, Патент США 6 575 406.
- ^ Рисунки 12–15, патент США 6 575 406.
- ^ Свитман, Билл (сентябрь 2015 г.). «Культ Звукового Крейсера» . Журнал «Авиация и космос» . Смитсоновский институт . Проверено 14 февраля 2019 г.
- ^ «Boeing представляет будущее на авиасалоне в Париже» (пресс-релиз). Боинг . Проверено 14 февраля 2019 г.
- ^ «Лучшее из новинок 2001 года: Boeing едет быстрее» . Популярная наука . Декабрь 2001. с. 42 . Проверено 15 февраля 2019 г.
- ^ «Быстрее и дальнемагистральный коммерческий самолет Boeing» . Компания Боинг. 2001. Архивировано из оригинала 10 апреля 2001 года.
- ^ «Boeing Sonic Cruiser стремится улучшить экологические показатели» (пресс-релиз). Боинг. 22 июля 2002 года . Проверено 14 февраля 2019 г.
- ^ Эллисон, Мелисса (28 марта 2004 г.). «Устойчивый Мулалли готов к успеху реактивного лайнера Boeing 7E7» . Чикаго Трибьюн . Проверено 15 февраля 2019 г.
- ^ Бонне, Джон (17 декабря 2003 г.). «Boeing построит 7E7 в знакомом месте» . Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Sonic Cruiser — загадочный корабль Боинга» . Aviation-News.co.uk . Архивировано из оригинала 30 сентября 2011 г.
- ^ «Boeing обновляет конфигурацию Sonic Cruiser» (пресс-релиз). Боинг. 22 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 19 июля 2010 г.
- ^ «Boeing предоставляет отчет о развитии технологий Sonic Cruiser» (пресс-релиз). Боинг. 24 июля 2002 года . Проверено 14 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Харрисон, Майкл (23 июля 2002 г.). «Брэнсон атакует Sonic Cruiser компании Boeing» . Независимый . Проверено 15 февраля 2019 г.
- ^ Уоллес, Джеймс (20 декабря 2002 г.). «Нет никакой гарантии, что следующий лайнер Boeing будет построен здесь» . Сиэтлский пост-разведчик .
- ^ Харрис, Пол (21 декабря 2002 г.). «Авиакомпании, испытывающие трудности, отвергают футуристический Sonic Cruiser» . Хранитель .
- ^ Уоллес, Джеймс (29 июня 2007 г.). «Как родился 787 «Мечта»» . Сиэтлский пост-разведчик .
- ^ Велдж, Х. Роберт; Нельсон, Честер; Боне, Джон (28 июня – 1 июля 2010 г.). Сверхзвуковые транспортные системы на период с 2020 по 2035 год (PDF) . 28-я конференция AIAA по прикладной аэродинамике. Чикаго, Иллинойс. Архивировано из оригинала (PDF) 31 июля 2016 года.
- ^ Грант США 8 628 040 B2 , Мэтью Д. Мур; Келли Л. Борен и Эдвард К. Маркес и др., «Конфигурация самолета», выпущено 14 января 2014 г., передано компании Boeing Co.
Библиография
[ редактировать ]- Хенгги, Майкл. «Звуковое будущее?». Боинг широкофюзеляжные . МБИ, 2003. ISBN 0-7603-0842-X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Новая концепция самолета» . Боинг. 2001. Архивировано из оригинала 5 апреля 2001 года . Проверено 15 февраля 2019 г.
- Boeing Sonic Cruiser на YouTube , представленный Аланом Мулалли на Парижском авиасалоне 19 июня 2001 г.
- «Boeing Sonic Cruiser изменит способ управления миром» . Боинг, 19 июня 2001 г.
- «Тестовый образец фюзеляжа Boeing Sonic Cruiser» . Боинг, 24 июля 2002 г.
- «Гигантские шаги на звуковом крейсере» . Сиэтл, 4 ноября 2001 г.
- Грант США 7 644 888 B2 , Марк Э. Икинс и Пол М. Войцеховски, «Высокоскоростные самолеты и методы их производства», выдан 12 января 2010 г., передан компании Boeing Co.
- Хепперле, доктор Мартин (7–8 мая 2002 г.). Sonic Cruiser – анализ концепции . Международный симпозиум «Авиационные технологии XXI века: новые концепции самолетов и летное моделирование. Берлин: Авиационный салон ILA-2002. прямой PDF
- Кларк, Ким (2018). «Играл ли Boeing в шахматы? Мы выясняем, почему Boeing представил Sonic Cruiser» . АВгикери . Проверено 15 февраля 2019 г.