Носовое искусство

Носовое искусство это декоративная роспись или рисунок на фюзеляже самолета — , обычно на передней части фюзеляжа.
Хотя эта практика возникла из практических соображений идентификации дружественных подразделений, она развивалась, чтобы выразить индивидуальность, часто ограниченную единообразием вооруженных сил, вызвать воспоминания о домашней и мирной жизни, а также стать своего рода психологической защитой от стрессов войны и вероятности смерти. Частично апелляция была вызвана тем, что искусство носа не было официально одобрено, даже несмотря на то, что противоречащие ему правила не соблюдались. [2] [3]
Из-за своего индивидуального и неофициального характера оно считается народным искусством , неотделимым от работы и представляющим группу. [2] Его также можно сравнить с изысканным граффити . В обоих случаях художник зачастую анонимен , а само искусство эфемерно . Кроме того, он опирается на доступные материалы. [2]
Искусство на носу во многом является военной традицией, но на гражданских авиалайнерах, эксплуатируемых Virgin Group, на носу изображены «Девственницы» как часть ливреи . В широком смысле хвостовое искусство некоторых авиакомпаний, таких как Eskimo of Alaska Airlines, можно назвать «носовым искусством», как и маркировку хвостов современных эскадрилий ВМС США . Были исключения, в том числе командование VIII бомбардировочное 301-й бомбардировочной группы B-17F «Whizzer», у которого на спинном плавнике была изображена девушка верхом на бомбе. [4]
История
[ редактировать ]Размещение именной награды на боевых самолетах началось с итальянских и немецких пилотов. Первым зарегистрированным примером было морское чудовище, нарисованное на итальянской летающей лодке в 1913 году. [ нужна ссылка ] За этим последовала популярная практика рисования рта под начатая немецкими винтом, пилотами во время Первой мировой войны . Пожалуй, самый известный из всех рисунков на носу — эмблема в виде лица акулы, позже прославившаяся Первой американской добровольческой группой (AVG) «Летающие тигры» , впервые появившаяся во время Первой мировой войны на британском Sopwith Dolphin и немецком Roland C.II. хотя зачастую с эффектом скорее комичным, чем угрожающим. [5] [ нужна страница ] каваллино рампанте («гарцующий конь») итальянского аса Франческо Баракки Еще одним известным изображением был .
Первая мировая война
[ редактировать ]Носовое изображение времен Первой мировой войны обычно украшалось экстравагантными знаками отличия эскадрильи . Это соответствовало официальной политике, установленной американских экспедиционных сил начальником воздушной службы бригадным генералом Бенджамином Фулуа 6 мая 1918 года, требующей создания четких, легко опознаваемых знаков различия эскадрильи. [6] Примеры Первой мировой войны включают «Шляпу на кольце» американской 94-й авиационной эскадрильи (приписывается лейтенанту Джонни Вентворту). [6] и «Пинающий мул» 95-й авиационной эскадрильи . Носовое искусство той эпохи часто задумывалось и создавалось не пилотами, а наземными экипажами.
- Эдди Рикенбакер со SPAD XIII (обратите внимание на эмблему 94-й авиационной эскадрильи «Шляпа в кольце»), Франция, 1918 год.
- Самолет-преследователь Spad XIII 95-й авиационной эскадрильи с эмблемой «Kicking Mule», Франция, 1918 год.
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Настоящее искусство носа появилось во время Второй мировой войны , что многие наблюдатели считают [7] это золотой век жанра, в котором как Оси , так и союзников принимают участие пилоты . В разгар войны художники по носу пользовались очень большим спросом в ВВС США , и им неплохо платили за свои услуги, в то время как командиры ВВС терпели искусство носа, пытаясь поднять боевой дух экипажей. В ВМС США, напротив, запретили рисунки на носу, причем самые экстравагантные из них ограничивались несколькими простыми буквами имен, в то время как рисунки на носу были редкостью в Королевских ВВС и Королевских ВВС Канады . Работу выполняли как профессиональные гражданские художники, так и талантливые военнослужащие-любители. Например, в 1941 году 39-я эскадрилья преследования поручила художнику Bell Aircraft разработать и нарисовать « Кобра в облаках» на своем самолете логотип . [8]
Пожалуй, самым устойчивым носовым изображением Второй мировой войны был мотив в виде лица акулы , который впервые появился на самолетах Bf 110 Люфтваффе Messerschmitt Zerstörergeschwader 76 («76-й тяжелый истребительный авиаполк») над Критом , где двухмоторные «Мессершмитты» превзошли Gloster Gladiator. бипланы 112-й эскадрильи RAF . [ нужна ссылка ] Пилоты Содружества были отозваны в Египет и переоборудованы в Curtiss Tomahawks (P-40) с той же сборочной линии, что и истребители для Американской добровольческой группы (AVG) Flying Tigers , набираемой для службы в Китае . В ноябре 1941 года пилоты AVG увидели в газете цветную фотографию пасти акулы, нарисованной на истребителе P-40 112-й эскадрильи в Северной Африке , и сразу же переняли изображение акульего лица на свои собственные P-40B. [9] Сама британская версия была вдохновлена носовым рисунком «акулья пасть» (без глаз) на тяжелых истребителях Messerschmitt Bf 110 компании Zerstörergeschwader 76 . Эту работу выполняли пилоты и наземная команда в полевых условиях. [10] Однако эмблема «Летающих тигров» — крылатый бенгальский тигр, прыгающий через стилизованную букву «V», означающую победу , — была разработана художниками-графиками из компании Walt Disney . [11]
Точно так же, когда в 1943 году 39-я истребительная эскадрилья стала первой американской эскадрильей на своем театре военных действий , собрав 100 сбитых самолетов, они приняли акулью морду для своих Lockheed P-38 Lightnings . [8] Лицо акулы используется и по сей день, чаще всего его можно увидеть на самолете Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II (с его зияющей пастью, ведущей к дульному сду 30-мм пушки самолета GAU-8 Avenger), особенно на истребителе 23d Fighter. Group , потомок AVG и свидетельство ее популярности как формы носового искусства.

Самое большое известное произведение искусства носа, когда-либо изображенное на американском боевом самолете времен Второй мировой войны, было на Consolidated B-24 Liberator с бортовым номером 44-40973 , который был назван «Дракон и его хвост» Пятой воздушной авиации USAAF. 64- я эскадрилья бомбардировочная 43-й бомбардировочной группы в юго-западной части Тихого океана , пилотируемая экипажем под руководством Джозефа Пагони и старшим сержантом Саркисом Бартиджаном в качестве художника. Изображение дракона тянулось от носа прямо перед кабиной по всей длине боковин фюзеляжа, при этом тело дракона было изображено прямо под и сразу за кабиной, причем дракон держал обнаженную женщину на передних ногах. [12] [13]

Тони Старсер был постоянным художником 91-й бомбардировочной группы (тяжелой) , одной из первых шести групп, действовавших на вооружении Восьмых воздушных сил . Старсер нарисовал более ста произведений знаменитого носового искусства B-17, в том числе «Мемфисскую красавицу» . [14] [15] Коммерческий художник по имени Бринкман из Чикаго отвечал за зодиакальную тематику носа -24 Liberator B 834-й бомбардировочной эскадрильи , базирующейся в ВВС Великобритании в Садбери , Англия. [16]
Современные исследования показывают, что экипажи бомбардировщиков, которые понесли высокие потери во время Второй мировой войны, часто приобретали прочную связь с самолетами, на которых они летали, и с любовью украшали их носовыми рисунками. [17] [18] Летные экипажи также считали, что носовое искусство приносит самолетам удачу. [19]
Художественные работы Альберто Варгаса и Джорджа Петти девушек-пин-ап из журнала Esquire часто дублировались или адаптировались экипажами ВВС и рисовались на носу американских и союзных самолетов во время Второй мировой войны.
Некоторые рисунки на носу были памятными или предназначались в честь определенных людей, например, Boeing B-29 Superfortress « Эрни Пайл ». [20]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]
Во время Корейской войны носовой рисунок был популярен среди подразделений, эксплуатирующих бомбардировщики A-26 Invader и B-29, транспортные средства C-119 Flying Boxcar , а также истребители-бомбардировщики ВВС США . [21] Из-за изменений в военной политике и изменения отношения к изображению женщин, после Корейской войны количество рисунков на носу сократилось.
Во время во Вьетнаме войны боевым кораблям Lockheed AC-130 часто эскадрилий специальных операций ВВС США давали имена с соответствующим изображением на носу - например, «Тор», «Азраил - Ангел смерти», «Призрачный гонщик», «Повелитель войны». и «Арбитр». [22] Неофициальный значок боевого корабля в виде летающего скелета с миниганом также применялся на многих самолетах до конца войны, а затем был принят официально. Кроме того, экипажи вертолетов армии и флота часто украшали назначенные им самолеты разнообразными рисунками на носу и другой персонализированной маркировкой. [23]

Искусство носа возродилось во время войны в Персидском заливе и стало более распространенным после начала операции «Несокрушимая свобода» и войны в Ираке . Лестничные двери самолетов A-10 Thunderbolt II часто красят , в то время как многие экипажи стационарных и вращающихся самолетов объединяют рисунки как часть камуфляжа. ВВС США неофициально санкционировали возвращение пин-апа (хотя и полностью одетого), а Стратегическое авиационное командование разрешило в последние годы существования командования украшать нос своих бомбардировщиков. сохранение исторических названий, таких как « Мемфисская красавица Поощрялось ».
Во многих других случаях на аэродромах по всему Ближнему Востоку во время войны с терроризмом авиационные подразделения вместо этого разрисовывали железобетонные Т-образные стены и барьеры Бремера , защищавшие экипажи и самолеты, сложными фресками и граффити.
Региональные вариации
[ редактировать ]Исходный материал для американского носового искусства был разнообразным: от кинозвезд, таких как Рита Хейворт и Бетти Грейбл , и персонажей мультфильмов , таких как Дональд Дак , Багз Банни и Попай, до патриотических персонажей ( Янки Дудл ) и вымышленных героев ( Сэм Спейд ). Счастливые символы, такие как игральные кости и игральные карты, также послужили источником вдохновения для создания рисунков на носу, а также отсылок к смертности, например, к Мрачному Жнецу . [2] Мультфильмы и кинозвезды были наиболее популярны среди американских художников, но среди других работ были животные, прозвища, родные города, а также названия популярных песен и фильмов. Некоторые рисунки на носу и лозунги выражали презрение к врагам, особенно к их лидерам.
Чем дальше самолеты и экипаж находились от штаб-квартиры или от глаз общественности, тем более пикантным становилось искусство. [2] Например, нагота чаще встречалась в рисунках на носу самолетов в Тихом океане, чем на самолетах в Европе . [24]

Самолеты Люфтваффе не часто имели носовую часть, но были и исключения. [25] [ нужна страница ] Например, Микки Маус украшал легиона Кондор Мессершмитт Bf 109 во время гражданской войны в Испании, а один Ju 87A в тот же период был украшен большой свиньей внутри белого круга. На Bf-109E-3 Адольфа Галланда из JG 26 также был изображен Микки Маус, держащий современный телефон в руках , в середине 1941 года. Ju 87B-1 ( Geschwaderkennung of S2+AC) Stab II/St. G 77, пилотируемый майором Альфонсом Ортофером и базировавшийся в Бреслау-Шёнгартене во время вторжения в Польшу , был нарисован пастью акулы, а некоторые Bf 110 были украшены разъяренными волчьими головами, стилистическими осами (как на SKG 210 и ZG 1 ), или, как в случае с ZG 76 , пасти акул, вдохновившие как 112-ю эскадрилью ВВС Великобритании, так и, в свою очередь, летающие тигры в Китае, на носах или крышках двигателей. Другим примером был Bf-109G-14 Эриха Хартмана «Лумпи» с головой орла. Истребительное крыло Jagdgeschwader 54 было известно как Grünherz (Зеленые сердца) в честь эмблемы на фюзеляже - большого зеленого сердца. Гешвадер был первоначально сформирован в Тюринген , прозванный «зеленым сердцем Германии». Возможно, самым ярким носовым изображением Люфтваффе был красно-белый знак отличия в виде змеи , проходящий через весь фюзеляж некоторых пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju 87 Stuka , которые служили в составе 2-й группы , и особенно 6-го штаба Sturzkampfgeschwader 2 в кампании в Северной Африке , единственной известное изображение боевого самолета Оси, которое могло бы соперничать по длине с изображением B-24 «Дракон и его хвост».
Советские ВВС украшали свои самолеты историческими изображениями, мифическими животными и патриотическими лозунгами .
Отношение финских ВВС к носовому искусству различалось в зависимости от подразделения. Некоторые подразделения запрещали искусство носа, а другие терпели его. майора Маунулы Curtiss P-36 Обычно носовая часть финских ВВС носила юмористический или сатирический характер, как, например, «рогатый Сталин» на истребителе .
Силы воздушной самообороны Японии украсили истребители персонажами в стиле Валькирии под названиями Mystic Eagle и Shooting Eagle . [26]
Начиная с 2011 года в состав Сухопутных сил самообороны Японии входят AH-1S Cobra противотанковые вертолеты Kawasaki OH-1, и наблюдательный вертолет названные Ita-Cobra и Ita-Omega соответственно, украшенные в стиле четырех сестер Кисарадзу (Кисарадзу) (Аканэ). (Кисаразу Аканэ), Аой (Кисаразу Аой), Вакана (Кисаразу Вакана), Юзу (Кисаразу Юдзу)). [27] Аой-чан впервые появилась в 2011 году, а остальные три сестры — в 2012 году. [28] [29]
канадские вооруженные силы Сообщалось, что имели носовую часть вертолетов CH-47D Chinook и CH-146 Griffon в Афганистане . [30]
Известные примеры
[ редактировать ]
- Пьера Клостермана был На Hawker Tempest Le Grand Charles изображен Лотарингский крест .
- Команда «Спитфайрс» Брендана Финукейна носил трилистник с буквой «Б» внутри. Лучший ас Ирландии во Второй мировой войне также был самым молодым командиром звена в истории Королевских ВВС.
- Адольф Галланд прославился тем, что нарисовал Микки Мауса на своем самолете, и этот талисман был принят его группой на раннем этапе воздушной войны Второй мировой войны .
- Дона Джентиле Североамериканский P-51 Mustang под названием «Шангри-Ла» с орлом в боксерских перчатках.
- Яна Глида В фильмах «Хокер Харрикейнз» и «Супермарин Спитфайр» фигурировал кот Фигаро из диснеевского мультфильма « Пиноккио» 1940 года .
- Bf 109 Эриха Хартмана отличались характерным рисунком «черный тюльпан» на самой передней части капота , сразу за коком.
- Mk.IX Джонни Джонсона был На Supermarine Spitfire изображен канадский кленовый лист .
- P-51D Джона Д. Лэндерса , который имел характерную черно-белую шахматную доску с красной окантовкой.
- Тед У. Лоусон , который (вместе с журналистом Бобом Консидайном ) написал знаменитую статью о рейде Дулитла 1942 года в «Тридцати секундах над Токио» , пилотировал североамериканский бомбардировщик B-25 «Митчелл» по прозвищу «Разорванная утка» после незначительного несчастного случая на тренировке, в результате которого самолет потерял хвост. поцарапал землю во время взлета; его украшала карикатура на разгневанную фигуру Дональда Дака на костылях и в наушниках пилота.
- Джеймс Маклахлан , летавший с искусственной рукой, украсил свой Hawker Hurricane изображением ампутированной руки со знаком V.
- Вернер Мёльдерс летал на желтоносом Мессершмитте Bf 109F-2 в составе JG 51 в июне 1941 года.
- Чака Йегера под названием «Гламурный Гленнис» с яркими буквами. Серия самолетов
Знаки асов часто применялись в их эскадрильях, например, Микки Маус Галланда и черный тюльпан Хартмана (до недавнего времени они использовались на самолетах JG 71 «Рихтгофен» - неизвестно, использовались ли они на новых истребителях Eurofighter Typhoon ).
Подобное искусство
[ редактировать ]Рисунки, похожие на авиационное носовое искусство, можно было найти во время Второй мировой войны на некоторых британских торпедных катерах, а также немецких и американских подводных лодках. Подобные конструкции также можно встретить на некоторых HIMARS, оборудованных FMTV, состоявших на вооружении Вооруженных Сил Украины во время российского вторжения .
- Королевского флота Моторные торпедные катера , украшенные пастями акул, июнь 1944 года.
- Захваченная немецкая Biber сверхмалая подводная лодка с формой акульей пасти.
- USS Torsk , подводная лодка времен Второй мировой войны, ныне один из исторических кораблей в Балтиморе.
Регулирование
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]В 1993 году Командование воздушной мобильности ВВС США приказало, чтобы все рисунки на носу были гендерно-нейтральными. [31]
В меморандуме ВВС США от 2015 года говорилось, что рисунок на носу должен быть «отличительным, символическим, нейтральным в гендерном отношении, предназначенным для повышения гордости подразделения и выполненным с хорошим вкусом». Кроме того, оно не должно противоречить законам об авторском праве и товарных знаках. [32]
См. также
[ редактировать ]- Ливрея самолета
- Знак победы - аналогичная практика часто применяется на носу самолета.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Летаем высоко в течение 34 лет – 10 фактов о нашем искусстве носа летающей леди | Истории | Virgin Atlantic» . Flywith.virginatlantic.com . Проверено 21 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Носовое искусство военной авиации» . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ Этелл, Джеффри Л. (1991). История искусства носа самолетов: от Первой мировой войны до наших дней . Оцеола, Висконсин: Motorbooks International, с. 14.
- ^ Бауэрс, Питер М. (1976). Крепость в небе , Гранада-Хиллз, Калифорния: Sentry Books. ISBN 0-913194-04-2 , с. 219.
- ^ Уорд, Ричард. Шаркмут, 1916–1945 гг . Нью-Йорк: Арко, 1979.
- ^ Перейти обратно: а б «Агентство исторических исследований ВВС» . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ «Носовое искусство – самое уникальное искусство пилотов во время Второй мировой войны» . Журнал ДейлиАрт . 08 февраля 2022 г. Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Военные полеты, 39-я история ЧОККИ» . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ Росси, Дик (1980-е). «История летающих тигров» . «Летающие тигры» — Американская группа добровольцев — ВВС Китая .
- ^ Форд, Дэниел. Летающие тигры: Клэр Шенно и его американские добровольцы, 1941–1942 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Harper Collins – Smithsonian Books, 2007, стр. 82–83.
- ^ Эйзель, Брэкстон. Летающие тигры: американская волонтерская группа Шенно в Китае . Вашингтон, округ Колумбия: Программа истории и музеев ВВС, 2009.
- ^ «Из брифинга 64-й эскадрильи» . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ «Из брифинга 64-й эскадрильи» . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ «Тони Старсер – носовой художник – 91-й BG» . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ Марк Боуден. «Исследовательский проект USAAF по носовому искусству - Именованные самолеты USAAF во время Второй мировой войны» . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ Валант, Гэри М. Классическое винтажное искусство носа. Анн-Арбор, Мичиган: Лоу и Б. Хоулд, 1997, стр. 13–15.
- ^ Пфау, Энн Элизабет. Мисс Юрловин: солдаты, пол и домашнее хозяйство во время Второй мировой войны. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 2008. Доступно в Gutenberg-e, программе Американской исторической ассоциации и издательства Колумбийского университета: [1]
- ^ Банкир, Франклин (11 июня 1944 г.). «Американские бомбардировщики лишились пленительной обнаженной натуры» . Льюистон Морнинг Трибьюн . (Айдахо). Ассошиэйтед Пресс. п. 7.
- ^ Полмар, Норман и Томас Б. Аллен. Вторая мировая война: Энциклопедия военных лет, 1941–1945. Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1996, с. 595.
- ↑ Суперфорт «Эрни Пайл», подарок авиастроителей, по пути в Японию. PDF-файл, заархивирован 8 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Томпсон, Уоррен Э. Тяжеловоз. Крылья славы, Журнал классических боевых самолетов , том 20. Лондон: Aerospace Publishing Ltd., 2000, стр. 107.
- ^ Олауссон, Ларс . Список продукции Lockheed Hercules - 1954–2011 гг. , 27-е изд. Сотенас, Швеция, 2009 г. (Самостоятельная публикация).
- ^ Бреннан, Джон (2017). Нос вертолета армии Вьетнамской войны . Великобритания. ISBN 978-1-62545-035-7 . OCLC 1002121376 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Коэн, Фил. «Рискованный бизнес». Воздух и космос, 5 (апрель – май 1990 г.), с. 65.
- ^ Кетли, Барри. Эмблемы Люфтваффе . Манчестер: Публикации бортовых самописцев, 2012.
- ^ «Носарт – Работы» . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ «В последний раз чествуют четырех сестер четвертого противотанкового вертолетного отряда!» . 14 июня 2013 г.
- ^ «Японские военные становятся оскорбительно милыми» . 13 апреля 2015 г.
- ^ «Вооруженные силы Японии показывают свою игривую сторону: ударный вертолет в стиле Мо поражает толпу» . 19 октября 2012 г.
- ^ «Экипажи канадских вертолетов возрождают традицию искусства носа в Афганистане» . Азиатская защита. 7 апреля 2009 года . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ Военные самолеты приобретают новый гендерно-нейтральный вид , Стив Фиде, Deseret News, 19 июля 1993 г.
- ^ «Искусство на носу самолета тихо возвращается, возрождая традиции ВВС» . Military.com . 31 октября 2017 г. Проверено 29 июня 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Блумфилд, Гэри Л., Стейси Л. Шейн и Арлен С. Дэвидсон. Долг, честь, аплодисменты: артисты Америки во Второй мировой войне . Гилфорд, Китай: Lyon's Press, 2004. ISBN 1-59228-550-3 . (на стр. 400–405 обсуждаются девушки в стиле пин-ап и искусство носа.)
- Бредау, Роберт (1989). Значение искусства носа: антропологическая перспектива (тезис). Калифорнийский государственный университет.
- Кэмпбелл, Джон М. и Кэмпбелл, Донна. Боевая раскраска: нос истребителя времен Второй мировой войны и Кореи . Оцеола, Висконсин: Motorbooks International, 1990.
- Чиннери, Филип. 50 лет кладбища в пустыне: авиабаза Дэвис Монтан , Аризона . Оцеола, Висконсин: Motorbooks, International, 1995.
- Коэн, Фил. «Рискованный бизнес». Воздух и космос 5 (апрель – май 1990 г.): 62–71.
- Дэвис, Ларри. Самолеты, имена и дамы: 1940–1945 гг . Том. 1. Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1990.
- Дэвис, Ларри. Самолеты, имена и дамы: 1946–1960 . Том. 2. Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1990.
- Дэвис, Ларри. Самолеты, имена и дамы: 1955–1975 . Том. 3. Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1990.
- Дорр, Роберт Ф. Боевые цвета: Дни славы маркировки самолетов США . Оцеола, Висконсин: Motorbooks International, 1990.
- Этелл, Джеффри Л. История искусства носа самолетов: от Первой мировой войны до наших дней . Оцеола, Висконсин: Motorbooks International, 1991.
- Форд, Дэниел. Летающие тигры: Клэр Шенно и его американские добровольцы, 1941–1942 гг . Вашингтон, округ Колумбия: HarperCollins – Smithsonian Books, 2007. ISBN 0-06-124655-7 .
- Фугере, Джерри. «Буря в пустыне» B-52 Носовая арт . . Тусон, Аризона: Дж. Фугере, 1999.
- Кетли, Барри. Эмблемы Люфтваффе . Манчестер: Публикации бортовых самописцев, 2012.
- Логан, Ян. Классное шасси . Нью-Йорк: Визуальная библиотека WW, 1977.
- Март, Питер Р. Боевая раскраска «Пустыня» . Лондон: Osprey Aerospace, 1992.
- Макдауэлл, Эрнест Р. P-40 Kittyhawk на войне . Нью-Йорк: Издательство Arco, 1968.
- О'Лири, Майкл Д. «Дисней идет на войну!» Эйр Классикс 32, вып. 5 (1996): 40–42, 45–51.
- Шеллингер, Андретта Ф. «Искусство носа самолета: американские, французские и британские образы и его влияние от Первой мировой войны до войны во Вьетнаме», Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд, 2015 г. ISBN 9780786497713 .
- Шеллингер, Андретта Ф. От рыцарей к черепам: культурная эволюция искусства носа . Даллес, Орегон: Schellinger Research Publishing, 2013. ISBN 978-1493606375 .
- Таллис, Томас А. Тигры над Китаем: камуфляж, маркировка и знаки отличия эскадрильи самолетов Американской добровольческой группы в Китае, 1941–42 . Гамильтон, Монтана: Eagle Editions, 2001.
- Валант, Гэри М. Классическое винтажное искусство носа . Анн-Арбор, Мичиган: Лоу и Б. Хоулд (отпечаток Borders, Inc.), 1997. ISBN 0-681-22744-3 .
- Веласко, Гэри. Борьба красок: создание носового искусства военных самолетов . Тернер Паблишинг, 2004.
- Уокер, Рэнди. Нарисованные дамы . Вест-Честер, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 1992.
- Уокер, Рэнди. Еще разрисованные дамы: нос современных военных самолетов и необычная маркировка . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 1994.
- Уорд, Ричард. Шаркмут, 1916–1945 гг . Нью-Йорк: Арко, 1979.
- Вэйланд, Кент (2014). « Это не самолет, это мой ребенок»: использование гендерной метафоры, чтобы осмыслить старые военные самолеты в Северной Америке». В Липсете, Дэвид; Хэндлер, Ричард (ред.). Транспортные средства: автомобили, каноэ и другие метафоры морального воображения (первое издание в мягкой обложке). Нью-Йорк: Berghahn Books. стр. 69–87. ISBN 9781782383765 . Проверено 2 марта 2020 г.
- Весеманн, Терри (2019). Металлические рассказчики: отражения военной культуры в серебряном носовом искусстве B-29 от 509-й сводной группы (Диссертация). Университет штата Юта . Проверено 2 марта 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Искусство Дона Аллена [ мертвая ссылка ]
- Исследовательский проект USAAF по искусству носа
- История искусства носа и панели-реплики
- Художественная галерея носа. Архивировано 22 апреля 2016 г. в Wayback Machine.
- Носовая часть самолетов Второй мировой войны .
- носовое искусство в цифровом архиве Международного центра управления бомбардировочной авиацией.