Jump to content

Носовое искусство

«Милый кролик», Lockheed P-38 Lightning.
Varga Girl Носовое изображение Virgin Atlantic на самолете Airbus A340-600 . Этот особый дизайн носа используется во всем флоте Virgin Atlantic и официально называется « Летающая леди» . [1]

Носовое искусство это декоративная роспись или рисунок на фюзеляже самолета , обычно на передней части фюзеляжа.

Хотя эта практика возникла из практических соображений идентификации дружественных подразделений, она развивалась, чтобы выразить индивидуальность, часто ограниченную единообразием вооруженных сил, вызвать воспоминания о домашней и мирной жизни, а также стать своего рода психологической защитой от стрессов войны и вероятности смерти. Частично апелляция была вызвана тем, что искусство носа не было официально одобрено, даже несмотря на то, что противоречащие ему правила не соблюдались. [2] [3]

Из-за своего индивидуального и неофициального характера оно считается народным искусством , неотделимым от работы и представляющим группу. [2] Его также можно сравнить с изысканным граффити . В обоих случаях художник зачастую анонимен , а само искусство эфемерно . Кроме того, он опирается на доступные материалы. [2]

Искусство на носу во многом является военной традицией, но на гражданских авиалайнерах, эксплуатируемых Virgin Group, на носу изображены «Девственницы» как часть ливреи . В широком смысле хвостовое искусство некоторых авиакомпаний, таких как Eskimo of Alaska Airlines, можно назвать «носовым искусством», как и маркировку хвостов современных эскадрилий ВМС США . Были исключения, в том числе командование VIII бомбардировочное 301-й бомбардировочной группы B-17F «Whizzer», у которого на спинном плавнике была изображена девушка верхом на бомбе. [4]

Размещение именной награды на боевых самолетах началось с итальянских и немецких пилотов. Первым зарегистрированным примером было морское чудовище, нарисованное на итальянской летающей лодке в 1913 году. [ нужна ссылка ] За этим последовала популярная практика рисования рта под начатая немецкими винтом, пилотами во время Первой мировой войны . Пожалуй, самый известный из всех рисунков на носу — эмблема в виде лица акулы, позже прославившаяся Первой американской добровольческой группой (AVG) «Летающие тигры» , впервые появившаяся во время Первой мировой войны на британском Sopwith Dolphin и немецком Roland C.II. хотя зачастую с эффектом скорее комичным, чем угрожающим. [5] [ нужна страница ] каваллино рампанте («гарцующий конь») итальянского аса Франческо Баракки Еще одним известным изображением был .

Первая мировая война

[ редактировать ]

Носовое изображение времен Первой мировой войны обычно украшалось экстравагантными знаками отличия эскадрильи . Это соответствовало официальной политике, установленной американских экспедиционных сил начальником воздушной службы бригадным генералом Бенджамином Фулуа 6 мая 1918 года, требующей создания четких, легко опознаваемых знаков различия эскадрильи. [6] Примеры Первой мировой войны включают «Шляпу на кольце» американской 94-й авиационной эскадрильи (приписывается лейтенанту Джонни Вентворту). [6] и «Пинающий мул» 95-й авиационной эскадрильи . Носовое искусство той эпохи часто задумывалось и создавалось не пилотами, а наземными экипажами.

Вторая мировая война

[ редактировать ]
«Ангелы ада», 3-я эскадрилья 1-й американской добровольческой группы «Летающие тигры», 28 мая 1942 г.

Настоящее искусство носа появилось во время Второй мировой войны , что многие наблюдатели считают [7] это золотой век жанра, в котором как Оси , так и союзников принимают участие пилоты . В разгар войны художники по носу пользовались очень большим спросом в ВВС США , и им неплохо платили за свои услуги, в то время как командиры ВВС терпели искусство носа, пытаясь поднять боевой дух экипажей. В ВМС США, напротив, запретили рисунки на носу, причем самые экстравагантные из них ограничивались несколькими простыми буквами имен, в то время как рисунки на носу были редкостью в Королевских ВВС и Королевских ВВС Канады . Работу выполняли как профессиональные гражданские художники, так и талантливые военнослужащие-любители. Например, в 1941 году 39-я эскадрилья преследования поручила художнику Bell Aircraft разработать и нарисовать « Кобра в облаках» на своем самолете логотип . [8]

Пожалуй, самым устойчивым носовым изображением Второй мировой войны был мотив в виде лица акулы , который впервые появился на самолетах Bf 110 Люфтваффе Messerschmitt Zerstörergeschwader 76 («76-й тяжелый истребительный авиаполк») над Критом , где двухмоторные «Мессершмитты» превзошли Gloster Gladiator. бипланы 112-й эскадрильи RAF . [ нужна ссылка ] Пилоты Содружества были отозваны в Египет и переоборудованы в Curtiss Tomahawks (P-40) с той же сборочной линии, что и истребители для Американской добровольческой группы (AVG) Flying Tigers , набираемой для службы в Китае . В ноябре 1941 года пилоты AVG увидели в газете цветную фотографию пасти акулы, нарисованной на истребителе P-40 112-й эскадрильи в Северной Африке , и сразу же переняли изображение акульего лица на свои собственные P-40B. [9] Сама британская версия была вдохновлена ​​носовым рисунком «акулья пасть» (без глаз) на тяжелых истребителях Messerschmitt Bf 110 компании Zerstörergeschwader 76 . Эту работу выполняли пилоты и наземная команда в полевых условиях. [10] Однако эмблема «Летающих тигров» — крылатый бенгальский тигр, прыгающий через стилизованную букву «V», означающую победу , — была разработана художниками-графиками из компании Walt Disney . [11]

Точно так же, когда в 1943 году 39-я истребительная эскадрилья стала первой американской эскадрильей на своем театре военных действий , собрав 100 сбитых самолетов, они приняли акулью морду для своих Lockheed P-38 Lightnings . [8] Лицо акулы используется и по сей день, чаще всего его можно увидеть на самолете Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II (с его зияющей пастью, ведущей к дульному сду 30-мм пушки самолета GAU-8 Avenger), особенно на истребителе 23d Fighter. Group , потомок AVG и свидетельство ее популярности как формы носового искусства.

Изображение на носу «Дракон и его хвост» на B-24 Liberator, Моффетт-Филд, 2004 г. - с 2005 г., Witchcraft (серийный номер 44-44052).

Самое большое известное произведение искусства носа, когда-либо изображенное на американском боевом самолете времен Второй мировой войны, было на Consolidated B-24 Liberator с бортовым номером 44-40973 , который был назван «Дракон и его хвост» Пятой воздушной авиации USAAF. 64- я эскадрилья бомбардировочная 43-й бомбардировочной группы в юго-западной части Тихого океана , пилотируемая экипажем под руководством Джозефа Пагони и старшим сержантом Саркисом Бартиджаном в качестве художника. Изображение дракона тянулось от носа прямо перед кабиной по всей длине боковин фюзеляжа, при этом тело дракона было изображено прямо под и сразу за кабиной, причем дракон держал обнаженную женщину на передних ногах. [12] [13]

сержант Дж. С. Уилсон красит бомбардировщик, базирующийся в Эниветоке, июнь 1944 года.

Тони Старсер был постоянным художником 91-й бомбардировочной группы (тяжелой) , одной из первых шести групп, действовавших на вооружении Восьмых воздушных сил . Старсер нарисовал более ста произведений знаменитого носового искусства B-17, в том числе «Мемфисскую красавицу» . [14] [15] Коммерческий художник по имени Бринкман из Чикаго отвечал за зодиакальную тематику носа -24 Liberator B 834-й бомбардировочной эскадрильи , базирующейся в ВВС Великобритании в Садбери , Англия. [16]

Современные исследования показывают, что экипажи бомбардировщиков, которые понесли высокие потери во время Второй мировой войны, часто приобретали прочную связь с самолетами, на которых они летали, и с любовью украшали их носовыми рисунками. [17] [18] Летные экипажи также считали, что носовое искусство приносит самолетам удачу. [19]

Художественные работы Альберто Варгаса и Джорджа Петти девушек-пин-ап из журнала Esquire часто дублировались или адаптировались экипажами ВВС и рисовались на носу американских и союзных самолетов во время Второй мировой войны.

Некоторые рисунки на носу были памятными или предназначались в честь определенных людей, например, Boeing B-29 Superfortress « Эрни Пайл ». [20]

После Второй мировой войны

[ редактировать ]
Boeing KC-135E Stratotanker, базируется в ВВС Национальной гвардии Су-Сити, 2007 г.

Во время Корейской войны носовой рисунок был популярен среди подразделений, эксплуатирующих бомбардировщики A-26 Invader и B-29, транспортные средства C-119 Flying Boxcar , а также истребители-бомбардировщики ВВС США . [21] Из-за изменений в военной политике и изменения отношения к изображению женщин, после Корейской войны количество рисунков на носу сократилось.

Во время во Вьетнаме войны боевым кораблям Lockheed AC-130 часто эскадрилий специальных операций ВВС США давали имена с соответствующим изображением на носу - например, «Тор», «Азраил - Ангел смерти», «Призрачный гонщик», «Повелитель войны». и «Арбитр». [22] Неофициальный значок боевого корабля в виде летающего скелета с миниганом также применялся на многих самолетах до конца войны, а затем был принят официально. Кроме того, экипажи вертолетов армии и флота часто украшали назначенные им самолеты разнообразными рисунками на носу и другой персонализированной маркировкой. [23]

A-10 Thunderbolt II с изображением носа в виде пасти акулы, аэродром Кандагар, Афганистан, 2011 г.

Искусство носа возродилось во время войны в Персидском заливе и стало более распространенным после начала операции «Несокрушимая свобода» и войны в Ираке . Лестничные двери самолетов A-10 Thunderbolt II часто красят , в то время как многие экипажи стационарных и вращающихся самолетов объединяют рисунки как часть камуфляжа. ВВС США неофициально санкционировали возвращение пин-апа (хотя и полностью одетого), а Стратегическое авиационное командование разрешило в последние годы существования командования украшать нос своих бомбардировщиков. сохранение исторических названий, таких как « Мемфисская красавица Поощрялось ».

Во многих других случаях на аэродромах по всему Ближнему Востоку во время войны с терроризмом авиационные подразделения вместо этого разрисовывали железобетонные Т-образные стены и барьеры Бремера , защищавшие экипажи и самолеты, сложными фресками и граффити.

Региональные вариации

[ редактировать ]

Исходный материал для американского носового искусства был разнообразным: от кинозвезд, таких как Рита Хейворт и Бетти Грейбл , и персонажей мультфильмов , таких как Дональд Дак , Багз Банни и Попай, до патриотических персонажей ( Янки Дудл ) и вымышленных героев ( Сэм Спейд ). Счастливые символы, такие как игральные кости и игральные карты, также послужили источником вдохновения для создания рисунков на носу, а также отсылок к смертности, например, к Мрачному Жнецу . [2] Мультфильмы и кинозвезды были наиболее популярны среди американских художников, но среди других работ были животные, прозвища, родные города, а также названия популярных песен и фильмов. Некоторые рисунки на носу и лозунги выражали презрение к врагам, особенно к их лидерам.

Чем дальше самолеты и экипаж находились от штаб-квартиры или от глаз общественности, тем более пикантным становилось искусство. [2] Например, нагота чаще встречалась в рисунках на носу самолетов в Тихом океане, чем на самолетах в Европе . [24]

«Акула» Messerschmitt Bf 110 C из ZG 76 , май 1940 г.

Самолеты Люфтваффе не часто имели носовую часть, но были и исключения. [25] [ нужна страница ] Например, Микки Маус украшал легиона Кондор Мессершмитт Bf 109 во время гражданской войны в Испании, а один Ju 87A в тот же период был украшен большой свиньей внутри белого круга. На Bf-109E-3 Адольфа Галланда из JG 26 также был изображен Микки Маус, держащий современный телефон в руках , в середине 1941 года. Ju 87B-1 ( Geschwaderkennung of S2+AC) Stab II/St. G 77, пилотируемый майором Альфонсом Ортофером и базировавшийся в Бреслау-Шёнгартене во время вторжения в Польшу , был нарисован пастью акулы, а некоторые Bf 110 были украшены разъяренными волчьими головами, стилистическими осами (как на SKG 210 и ZG 1 ), или, как в случае с ZG 76 , пасти акул, вдохновившие как 112-ю эскадрилью ВВС Великобритании, так и, в свою очередь, летающие тигры в Китае, на носах или крышках двигателей. Другим примером был Bf-109G-14 Эриха Хартмана «Лумпи» с головой орла. Истребительное крыло Jagdgeschwader 54 было известно как Grünherz (Зеленые сердца) в честь эмблемы на фюзеляже - большого зеленого сердца. Гешвадер был первоначально сформирован в Тюринген , прозванный «зеленым сердцем Германии». Возможно, самым ярким носовым изображением Люфтваффе был красно-белый знак отличия в виде змеи , проходящий через весь фюзеляж некоторых пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju 87 Stuka , которые служили в составе 2-й группы , и особенно 6-го штаба Sturzkampfgeschwader 2 в кампании в Северной Африке , единственной известное изображение боевого самолета Оси, которое могло бы соперничать по длине с изображением B-24 «Дракон и его хвост».

Советские ВВС украшали свои самолеты историческими изображениями, мифическими животными и патриотическими лозунгами .

Отношение финских ВВС к носовому искусству различалось в зависимости от подразделения. Некоторые подразделения запрещали искусство носа, а другие терпели его. майора Маунулы Curtiss P-36 Обычно носовая часть финских ВВС носила юмористический или сатирический характер, как, например, «рогатый Сталин» на истребителе .

Силы воздушной самообороны Японии украсили истребители персонажами в стиле Валькирии под названиями Mystic Eagle и Shooting Eagle . [26]

Начиная с 2011 года в состав Сухопутных сил самообороны Японии входят AH-1S Cobra противотанковые вертолеты Kawasaki OH-1, и наблюдательный вертолет названные Ita-Cobra и Ita-Omega соответственно, украшенные в стиле четырех сестер Кисарадзу (Кисарадзу) (Аканэ). (Кисаразу Аканэ), Аой (Кисаразу Аой), Вакана (Кисаразу Вакана), Юзу (Кисаразу Юдзу)). [27] Аой-чан впервые появилась в 2011 году, а остальные три сестры — в 2012 году. [28] [29]

канадские вооруженные силы Сообщалось, что имели носовую часть вертолетов CH-47D Chinook и CH-146 Griffon в Афганистане . [30]

Известные примеры

[ редактировать ]
Ян Глид в своем самолете с котом Фигаро

Знаки асов часто применялись в их эскадрильях, например, Микки Маус Галланда и черный тюльпан Хартмана (до недавнего времени они использовались на самолетах JG 71 «Рихтгофен» - неизвестно, использовались ли они на новых истребителях Eurofighter Typhoon ).

Подобное искусство

[ редактировать ]

Рисунки, похожие на авиационное носовое искусство, можно было найти во время Второй мировой войны на некоторых британских торпедных катерах, а также немецких и американских подводных лодках. Подобные конструкции также можно встретить на некоторых HIMARS, оборудованных FMTV, состоявших на вооружении Вооруженных Сил Украины во время российского вторжения .

Регулирование

[ редактировать ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

В 1993 году Командование воздушной мобильности ВВС США приказало, чтобы все рисунки на носу были гендерно-нейтральными. [31]

В меморандуме ВВС США от 2015 года говорилось, что рисунок на носу должен быть «отличительным, символическим, нейтральным в гендерном отношении, предназначенным для повышения гордости подразделения и выполненным с хорошим вкусом». Кроме того, оно не должно противоречить законам об авторском праве и товарных знаках. [32]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Летаем высоко в течение 34 лет – 10 фактов о нашем искусстве носа летающей леди | Истории | Virgin Atlantic» . Flywith.virginatlantic.com . Проверено 21 февраля 2024 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и «Носовое искусство военной авиации» . Проверено 30 декабря 2014 г.
  3. ^ Этелл, Джеффри Л. (1991). История искусства носа самолетов: от Первой мировой войны до наших дней . Оцеола, Висконсин: Motorbooks International, с. 14.
  4. ^ Бауэрс, Питер М. (1976). Крепость в небе , Гранада-Хиллз, Калифорния: Sentry Books. ISBN   0-913194-04-2 , с. 219.
  5. ^ Уорд, Ричард. Шаркмут, 1916–1945 гг . Нью-Йорк: Арко, 1979.
  6. ^ Перейти обратно: а б «Агентство исторических исследований ВВС» . Проверено 30 декабря 2014 г.
  7. ^ «Носовое искусство – самое уникальное искусство пилотов во время Второй мировой войны» . Журнал ДейлиАрт . 08 февраля 2022 г. Проверено 17 мая 2022 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б «Военные полеты, 39-я история ЧОККИ» . Проверено 30 декабря 2014 г.
  9. ^ Росси, Дик (1980-е). «История летающих тигров» . «Летающие тигры» — Американская группа добровольцев — ВВС Китая .
  10. ^ Форд, Дэниел. Летающие тигры: Клэр Шенно и его американские добровольцы, 1941–1942 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Harper Collins – Smithsonian Books, 2007, стр. 82–83.
  11. ^ Эйзель, Брэкстон. Летающие тигры: американская волонтерская группа Шенно в Китае . Вашингтон, округ Колумбия: Программа истории и музеев ВВС, 2009.
  12. ^ «Из брифинга 64-й эскадрильи» . Проверено 30 декабря 2014 г.
  13. ^ «Из брифинга 64-й эскадрильи» . Проверено 30 декабря 2014 г.
  14. ^ «Тони Старсер – носовой художник – 91-й BG» . Проверено 30 декабря 2014 г.
  15. ^ Марк Боуден. «Исследовательский проект USAAF по носовому искусству - Именованные самолеты USAAF во время Второй мировой войны» . Проверено 30 декабря 2014 г.
  16. ^ Валант, Гэри М. Классическое винтажное искусство носа. Анн-Арбор, Мичиган: Лоу и Б. Хоулд, 1997, стр. 13–15.
  17. ^ Пфау, Энн Элизабет. Мисс Юрловин: солдаты, пол и домашнее хозяйство во время Второй мировой войны. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 2008. Доступно в Gutenberg-e, программе Американской исторической ассоциации и издательства Колумбийского университета: [1]
  18. ^ Банкир, Франклин (11 июня 1944 г.). «Американские бомбардировщики лишились пленительной обнаженной натуры» . Льюистон Морнинг Трибьюн . (Айдахо). Ассошиэйтед Пресс. п. 7.
  19. ^ Полмар, Норман и Томас Б. Аллен. Вторая мировая война: Энциклопедия военных лет, 1941–1945. Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1996, с. 595.
  20. Суперфорт «Эрни Пайл», подарок авиастроителей, по пути в Японию. PDF-файл, заархивирован 8 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  21. ^ Томпсон, Уоррен Э. Тяжеловоз. Крылья славы, Журнал классических боевых самолетов , том 20. Лондон: Aerospace Publishing Ltd., 2000, стр. 107.
  22. ^ Олауссон, Ларс . Список продукции Lockheed Hercules - 1954–2011 гг. , 27-е изд. Сотенас, Швеция, 2009 г. (Самостоятельная публикация).
  23. ^ Бреннан, Джон (2017). Нос вертолета армии Вьетнамской войны . Великобритания. ISBN  978-1-62545-035-7 . OCLC   1002121376 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  24. ^ Коэн, Фил. «Рискованный бизнес». Воздух и космос, 5 (апрель – май 1990 г.), с. 65.
  25. ^ Кетли, Барри. Эмблемы Люфтваффе . Манчестер: Публикации бортовых самописцев, 2012.
  26. ^ «Носарт – Работы» . Проверено 30 декабря 2014 г.
  27. ^ «В последний раз чествуют четырех сестер четвертого противотанкового вертолетного отряда!» . 14 июня 2013 г.
  28. ^ «Японские военные становятся оскорбительно милыми» . 13 апреля 2015 г.
  29. ^ «Вооруженные силы Японии показывают свою игривую сторону: ударный вертолет в стиле Мо поражает толпу» . 19 октября 2012 г.
  30. ^ «Экипажи канадских вертолетов возрождают традицию искусства носа в Афганистане» . Азиатская защита. 7 апреля 2009 года . Проверено 30 декабря 2014 г.
  31. ^ Военные самолеты приобретают новый гендерно-нейтральный вид , Стив Фиде, Deseret News, 19 июля 1993 г.
  32. ^ «Искусство на носу самолета тихо возвращается, возрождая традиции ВВС» . Military.com . 31 октября 2017 г. Проверено 29 июня 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Блумфилд, Гэри Л., Стейси Л. Шейн и Арлен С. Дэвидсон. Долг, честь, аплодисменты: артисты Америки во Второй мировой войне . Гилфорд, Китай: Lyon's Press, 2004. ISBN   1-59228-550-3 . (на стр. 400–405 обсуждаются девушки в стиле пин-ап и искусство носа.)
  • Бредау, Роберт (1989). Значение искусства носа: антропологическая перспектива (тезис). Калифорнийский государственный университет.
  • Кэмпбелл, Джон М. и Кэмпбелл, Донна. Боевая раскраска: нос истребителя времен Второй мировой войны и Кореи . Оцеола, Висконсин: Motorbooks International, 1990.
  • Чиннери, Филип. 50 лет кладбища в пустыне: авиабаза Дэвис Монтан , Аризона . Оцеола, Висконсин: Motorbooks, International, 1995.
  • Коэн, Фил. «Рискованный бизнес». Воздух и космос 5 (апрель – май 1990 г.): 62–71.
  • Дэвис, Ларри. Самолеты, имена и дамы: 1940–1945 гг . Том. 1. Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1990.
  • Дэвис, Ларри. Самолеты, имена и дамы: 1946–1960 . Том. 2. Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1990.
  • Дэвис, Ларри. Самолеты, имена и дамы: 1955–1975 . Том. 3. Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1990.
  • Дорр, Роберт Ф. Боевые цвета: Дни славы маркировки самолетов США . Оцеола, Висконсин: Motorbooks International, 1990.
  • Этелл, Джеффри Л. История искусства носа самолетов: от Первой мировой войны до наших дней . Оцеола, Висконсин: Motorbooks International, 1991.
  • Форд, Дэниел. Летающие тигры: Клэр Шенно и его американские добровольцы, 1941–1942 гг . Вашингтон, округ Колумбия: HarperCollins – Smithsonian Books, 2007. ISBN   0-06-124655-7 .
  • Фугере, Джерри. «Буря в пустыне» B-52 Носовая арт . . Тусон, Аризона: Дж. Фугере, 1999.
  • Кетли, Барри. Эмблемы Люфтваффе . Манчестер: Публикации бортовых самописцев, 2012.
  • Логан, Ян. Классное шасси . Нью-Йорк: Визуальная библиотека WW, 1977.
  • Март, Питер Р. Боевая раскраска «Пустыня» . Лондон: Osprey Aerospace, 1992.
  • Макдауэлл, Эрнест Р. P-40 Kittyhawk на войне . Нью-Йорк: Издательство Arco, 1968.
  • О'Лири, Майкл Д. «Дисней идет на войну!» Эйр Классикс 32, вып. 5 (1996): 40–42, 45–51.
  • Шеллингер, Андретта Ф. «Искусство носа самолета: американские, французские и британские образы и его влияние от Первой мировой войны до войны во Вьетнаме», Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд, 2015 г. ISBN   9780786497713 .
  • Шеллингер, Андретта Ф. От рыцарей к черепам: культурная эволюция искусства носа . Даллес, Орегон: Schellinger Research Publishing, 2013. ISBN   978-1493606375 .
  • Таллис, Томас А. Тигры над Китаем: камуфляж, маркировка и знаки отличия эскадрильи самолетов Американской добровольческой группы в Китае, 1941–42 . Гамильтон, Монтана: Eagle Editions, 2001.
  • Валант, Гэри М. Классическое винтажное искусство носа . Анн-Арбор, Мичиган: Лоу и Б. Хоулд (отпечаток Borders, Inc.), 1997. ISBN   0-681-22744-3 .
  • Веласко, Гэри. Борьба красок: создание носового искусства военных самолетов . Тернер Паблишинг, 2004.
  • Уокер, Рэнди. Нарисованные дамы . Вест-Честер, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 1992.
  • Уокер, Рэнди. Еще разрисованные дамы: нос современных военных самолетов и необычная маркировка . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 1994.
  • Уорд, Ричард. Шаркмут, 1916–1945 гг . Нью-Йорк: Арко, 1979.
  • Вэйланд, Кент (2014). « Это не самолет, это мой ребенок»: использование гендерной метафоры, чтобы осмыслить старые военные самолеты в Северной Америке». В Липсете, Дэвид; Хэндлер, Ричард (ред.). Транспортные средства: автомобили, каноэ и другие метафоры морального воображения (первое издание в мягкой обложке). Нью-Йорк: Berghahn Books. стр. 69–87. ISBN  9781782383765 . Проверено 2 марта 2020 г.
  • Весеманн, Терри (2019). Металлические рассказчики: отражения военной культуры в серебряном носовом искусстве B-29 от 509-й сводной группы (Диссертация). Университет штата Юта . Проверено 2 марта 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5762530fbf6151491af7670aef635c75__1715852160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/75/5762530fbf6151491af7670aef635c75.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nose art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)