История ВВС Ирана
Иранские ВВС |
---|
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Историю ВВС Ирана , ныне известных как ВВС Исламской Республики Иран , можно разделить на два этапа — до Исламской революции и после нее.
Имперская эпоха
[ редактировать ]Имперские ВВС Ирана | |
---|---|
Основан | 25 февраля 1925 г. |
Расформирован | 11 февраля 1979 г. |
Страна | Пехлеви Иран |
Верность | Шах Ирана |
Тип | ВВС |
Роль | Воздушная война |
Размер | 100,000 (1979) |
Самолет | 450 современных боевых самолетов (1978 г.) |
Помолвки | Битва при Налосе (1947) Дофарская война 1974–75 Конфликт в Шатт-эль-Арабе |
Знаки отличия | |
Раундель | |
плавник вспышка |
Императорские ВВС Ирана (IIAF) были подразделением Имперских вооруженных сил Ирана и были созданы Реза Шахом , шахом Ирана, в 1920 году. [ нужна ссылка ] Он вступил в строй со своими первыми полностью подготовленными пилотами 25 февраля 1925 года. [ нужна ссылка ] Первая попытка Ирана закупить самолеты у США в 1920-х годах провалилась из-за отказа Вашингтона поставлять оборудование из-за Первой мировой войны. [ который? ] договор. [ 1 ] До Второй мировой войны парк самолетов IIAF полностью состоял из европейских самолетов, в основном британских и немецких. Однако после скоординированного британского и советского вторжения в Иран во время Второй мировой войны в ответ на декларацию нейтралитета Реза Шаха базы IIAF были оккупированы союзниками, а все существующие самолеты IIAF были либо уничтожены, либо разобраны советскими и британскими военными. Нескольким иранским самолетам удалось подняться в воздух во время вторжения и завязать с Королевскими ВВС (RAF) воздушные бои , в которых RAF вышли победителями. [ нужна ссылка ]
Боевой порядок ВВС примерно 1946 года можно найти в книге Джейн «Боевые самолеты Второй мировой войны». Сообщается, что оба полка базируются недалеко от Тегерана. После Второй мировой войны IIAF начал медленно восстанавливать свой парк самолетов, в основном поставляемых Соединенными Штатами и Великобританией. В 1958 году была сформирована национальная команда по высшему пилотажу. Названная « Золотая Корона », она являлась частью IIAF и просуществовала до 1978 года. [ 2 ] Генерал-лейтенанту Надеру Джаханбани приписывают создание Золотой Короны, и его обычно считают «отцом IIAF».
В 1960-х годах IIAF приобрела 90 истребителей Canadair Sabre у RCAF , но они были переданы ВВС Пакистана .
В 1960-х и 1970-х годах военно-воздушные силы использовались в рамках совместной программы воздушного шпионажа Ирана и США против бывшего Советского Союза. Он состоял из двух частей, известных как Project Dark Gene и Project Ibex. [ 3 ]
IIAF направила самолеты в Оман в 1970-х годах, когда Иран оказывал военную помощь этой стране во время восстания в Дофаре . В ходе этого конфликта один иранский F-4 Phantom II был сбит повстанцами.
В 1976 году Имперские ВВС Ирана отреагировали на инцидент с НЛО над иранской столицей Тегераном.
Позже, в 1970-х годах, IIAF стала единственной военной силой, помимо ВМС США, которая была оснащена F-14 Tomcat . Следовательно, он также стал единственным эксплуатантом AIM-54 Phoenix ракеты класса «воздух-воздух» .
В это время Соединенные Штаты учредили программы «Spellout», «Peace Ruby» и «Peace Net» для модернизации системы ПВО Ирана. Помимо радаров ПВО, сеть была связана с помощью сетей микроволновой связи и сетей тропосферного рассеяния.
После иранской революции 1979 года некоторые из F-14 IIAF не находились в рабочем состоянии из-за отсутствия необходимых запасных частей, американского эмбарго на поставки оружия и повреждений, полученных самолетами во время иракского вторжения в 1980 году . Некоторые из них были возвращены в строй за счет локализованного производства переработанных запасных частей иранского производства, а также «каннибализма» - процесса снятия рабочих частей с поврежденных самолетов и использования их для ремонта других. IIAF также разместил заказ на более чем 150 F-16 Fighting Falcon истребителей в 1976 году, но поставки так и не были осуществлены из-за революции. Эти самолеты впоследствии будут служить в ВВС Израиля .
Постисламская революция
[ редактировать ]За свержением шаха в результате Исламской революции февраля 1979 года последовали изменения в организации иранской армии. Военно-воздушные силы были переименованы в ВВС Исламской Республики Иран (IRIAF) и в значительной степени унаследовали оборудование и структуру бывшего IIAF. Из-за напряженных отношений с Западом Ирану пришлось закупать новое оборудование в Бразилии , Советском Союзе/ России и Китайской Народной Республике .
Однако оно потеряло большую часть своих ведущих офицеров в ходе послереволюционного хаоса, а также из-за преследования тех, кого новое правительство в Тегеране считало лояльными шаху, проамериканскими или кем-либо еще. Другой персонал также пострадал в результате чисток: многие пилоты были уволены или покинули ВВС. Это оставило ВВС плохо подготовленными к ирано-иракской войне .
Ирано-иракская война
[ редактировать ]Серия чисток и принудительных увольнений в результате иранской революции 1979 года привела к тому, что в период с февраля 1979 года по июль 1980 года численность личного состава службы сократилась вдвое, в результате чего IRIAF оказался плохо подготовленным к ирано-иракской войне (также называемой «ИРИАФ»). 1-я война в Персидском заливе»). Внезапные авиаудары Ирака по шести иранским аэродромам и четырем другим военным объектам, начатые во второй половине дня 22 сентября 1980 года, стали полной неожиданностью и вызвали шок в переименованной «ИРИАФ», которая находилась в процессе реорганизации после иранской революция, завершившаяся годом ранее. Тем не менее, ВВС Исламской Республики Иран нанесли ответные удары с участием до 146 истребителей-бомбардировщиков по иракским аэродромам, объектам нефтяной промышленности и объектам связи. Помимо ударов по иракским аэродромам , IRIAF удалось нанести ущерб иракским объектам добычи и экспорта нефти; что привело к решению Багдада прекратить весь экспорт нефти на несколько лет.
После недельной противовоздушной кампании и из-за критической ситуации на земле в провинции Хузестан IRIAF были брошены в наземный бой, главным образом в районах Хорремшахра, Ахваза и Дезфула. Здесь действия IRIAF удивили наиболее информированных наблюдателей, нанеся воздушные удары по бронетехнике и колоннам снабжения. Из-за больших потерь в войсках и бронетехнике, превосходства Ирана в воздухе и перебоев в системах снабжения иракцы были вынуждены прекратить наступление, а затем ввязались в крайне ожесточенные наземные бои против иранских сухопутных войск.
Однако IRIAF заплатила за этот успех высокую цену, потеряв десятки своих лучших пилотов и самолетов в период с сентября по декабрь 1980 года. Хотя уровень готовности IRIAF в последующие месяцы значительно увеличился, его общая роль и влияние снизились. поскольку клерикальное правительство стремилось сделать акцент в боевых действиях на ополченцев Корпуса стражей исламской революции (КСИР), но также пыталось создать для этой службы отдельную авиацию.
После успешного освобождения в конце весны 1982 года большинства иранских территорий, захваченных иракцами, положение IRIAF полностью изменилось. Из авиации, которая по своей природе была наступательной, она в основном выполняла функции противовоздушной обороны и, относительно редко, задач по нанесению бомбардировочных ударов по объектам промышленного и военного значения внутри Ирака. В то же время из-за американских санкций IRIAF пришлось научиться обслуживать и поддерживать в рабочем состоянии свой большой парк самолетов и вертолетов американского производства без посторонней помощи. Вернувшись к оборудованию, закупленному в США в 1970-х годах, иранцы начали создавать собственную аэрокосмическую промышленность; их усилия в этом вопросе до недавнего времени оставались практически непризнанными.
Однако IRIAF смог получить ограниченное количество запасных частей и вооружения для своих самолетов американского производства, когда Иран смог купить американские запасные части и оружие для своих вооруженных сил во время дела Иран-Контрас . Поставки осуществлялись через Израиль, а затем и из США.
В 1984 и 1985 годах ИРИАФ столкнулись с еще более организованным и оснащенным противником, поскольку иракские ВВС, усиленные поставками современных истребителей-бомбардировщиков из Франции и Советского Союза, начали многочисленные наступления на иранские населенные пункты, промышленные инфраструктуры, электростанции и центры экспорта нефти. Они стали более известны как «Танкерная война» и «Война городов». Чтобы защититься от растущего числа иракских воздушных ударов, IRIAF в значительной степени опирались на свой большой парк истребителей F-14 Tomcat, обеспечивающих превосходство в воздухе. «Томкэты» в основном использовались для защиты стратегически важного острова Харг (главного узла экспорта иранской нефти) и Тегерана. В период с 1980 по 1988 год только в этих районах было проведено более 300 воздушных боев против истребителей IQAF, истребителей-бомбардировщиков и бомбардировщиков.
Столкнувшись с тем фактом, что он не смог получить замену оборудования, потерянного в войне на истощение против Ирака, до конца конфликта IRIAF оставался ориентированным на оборону, сохраняя свои уцелевшие активы как «существующую силу». С середины 1987 года IRIAF столкнулись также с истребителями ВМС США над Персидским заливом. Ряд столкновений, произошедших в период с июля 1987 года по август 1988 года, до предела истощили имеющиеся ресурсы IRIAF, исчерпав их возможности по защите воздушного пространства Ирана от ударов с воздуха Ирака.
После ирано-иракской войны
[ редактировать ]Сразу после окончания ирано-иракской войны IRIAF была частично перестроена за счет ограниченных закупок истребителей МиГ-29 и бомбардировщиков Су-24 из Советского Союза, а также истребителей F-7 M и FT-7 из Китая. . Хотя эти типы являются долгожданным пополнением, они никогда не заменяли старые американские F-4 Phantom или F-14 Tomcat (теперь единственное авиационное подразделение в мире, которое продолжает использовать истребители) или даже Northrop F-5 Tiger II. Вместо этого IRIAF продолжил усилия по поддержанию этих типов в эксплуатации и начал ряд проектов с намерением отремонтировать и модернизировать их.
Попытка России продать Ирану большое количество МиГ-27 , МиГ-31 и Ту-22М , предпринятая в 1993 году, была испорчена отсутствием интереса и денег со стороны Ирана.
Иракские самолеты времен войны в Персидском заливе
[ редактировать ]После предполагаемого соглашения (доказательств этому не существует) между режимами в Багдаде и Тегеране в феврале 1991 года значительное количество самолетов ВВС Ирака (IrAF) было эвакуировано на иранские аэродромы, чтобы избежать разрушений во время войны в Персидском заливе 1991 года . Соглашение предусматривало, что Иран вернет их после войны, но вместо этого иранцы конфисковали эти самолеты, заявив, что они являются военными репарациями за ирано-иракскую войну.
ВВС IRIAF приняли на вооружение все 36 Су-24МК , 7 Су-25 и 24 Миража F.1BQ и F.1EQ, перелетевшие из Ирака, а все остальные типы, включая 40 Су-20/22 и как минимум десять МиГ -23 различных модификаций — хранились.
Подарок
[ редактировать ]Точный текущий состав IRIAF определить сложно, но оценки существуют . Из-за постоянной нехватки запасных частей, с которой столкнулись ВВС, в конце 1980-х годов было принято решение развивать местную аэрокосмическую промышленность для поддержки ВВС.
В 2002 году Иран при сотрудничестве Украины успешно начал производство Ирана-140; лицензионная версия транспортного самолета Ан-140 . Одновременно Иран начал строительство двух истребителей 100% отечественного производства, модернизированных с использованием технологий F-14 Tomcat и F-5 Tiger II . Боевики получили названия « Азарахш» и « Шафак» .
С тех пор страна также стала самодостаточной в производстве вертолетов. Страна утверждает, что способна производить старый американский боевой корабль AH-1 Cobra . Кроме того, Иран также производит Helicopter Bell 212 и Bell 206 Bell серийные вертолеты . Они известны как Шабавиз 2-75 и Шабавиз 206 соответственно .
Известные пилоты
[ редактировать ]В отличие от многих других стран, располагающих современными военно-воздушными силами, Иран вел интенсивную и затяжную войну. Восьмилетний конфликт с Ираком дал IRIAF возможность подготовить проверенных в боях и закаленных пилотов-истребителей. Хотя информация об IRIAF в лучшем случае труднодоступна, два человека выделяются как лучшие иранские асы-истребители .
Джалил Занди Ирана – самый успешный летчик-истребитель . На F-14 Tomcat он одержал 11 воздушных побед, 8 из которых подтверждены западными источниками. [ 4 ] В их число входят 4 МиГ-23, 2 Су-22 , 2 МиГ-21 и 3 Миража F1 . [ 5 ] Эти цифры делают его самым успешным иранским пилотом-истребителем, самым успешным пилотом F-14 Tomcat и самым последним (и последним человеком), претендующим на статус аса.
Ядолла Джавадпур летал на F-5 и заявил, что сбито пять иракских самолетов; два достоверно подтверждены. [ 6 ] Это делает его асом и самым успешным летчиком-истребителем F-5, но наибольшая известность пришлась ему на 6 августа 1983 года, когда он сбил иракский МиГ-25 . Это было значительным достижением для пилота F-5, поскольку МиГ-25 — гораздо более крупный и быстрый самолет со значительным преимуществом в высоте. Другим его подтвержденным убийством стал Су-20 17 октября 1980 года. [ 7 ]
Инвентаризация 1920–1979 гг.
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]-
Боинг 707 Имперских ВВС Ирана заправляет Боинг 747 IIAF.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Насирхани, Фархад (ред.). «История IIAF» . Имперские ВВС Ирана . Архивировано из оригинала 5 декабря 2019 г.
- ^ Alibabaie, Голамреза (2004). История ВВС Ирана. Тегеран: Ашиан. стр. 98–99. ISBN 964-7518-19-6.
- ^ «Проект Темный Ген» . 15 февраля 2009 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 3 февраля 2011 г.
- ^ Огонь на холмах: иранские и иракские сражения осени 1982 г., Том Купер и Фарзад Бишоп, 9 сентября 2003 г. Архивировано 22 августа 2014 г. в Wayback Machine : Мертвая ссылка.
- ↑ База данных Аравийского полуострова и Персидского залива: Победы Ирана в воздухе, 1982 г. – сегодня, 16 сентября 2003 г. Архивировано 23 марта 2010 г. в Wayback Machine : Мертвая ссылка.
- ^ Имперские ВВС Ирана: Самураи в небе
- ↑ База данных Аравийского полуострова и Персидского залива: Победы Ирана в воздухе, 1976–1981, 16 сентября 2003 г. Архивировано 23 марта 2010 г. в Wayback Machine : Мертвая ссылка.
Библиография
[ редактировать ]- Андерссон, Леннарт (июль 1998 г.). «История персидских ВВС, 1921–1941: Первый самолет шаха Ирана». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (76): 2–12. ISSN 1243-8650 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Деуренберг, Рууд (март – апрель 2001 г.). «Завершение: иранские ураганы с открытым верхом». Любитель авиации (92): 77. ISSN 0143-5450 .