Jump to content

История ВВС Ирана

Историю ВВС Ирана , ныне известных как ВВС Исламской Республики Иран , можно разделить на два этапа — до Исламской революции и после нее.

Имперская эпоха

[ редактировать ]
Восемь главных офицеров IIAF, 1930-е годы.
F-86 Sabre из пилотажной группы «Золотая Корона» Императорских ВВС Ирана.
CH-47C Chinook Имперских ВВС Ирана на вертодроме Исси в Париже, 1971 год.
Имперские ВВС Ирана
Логотип Имперских ВВС Ирана
Основан 25 февраля 1925 г.
Расформирован 11 февраля 1979 г.
Страна  Пехлеви Иран
Верность Шах Ирана
Тип ВВС
Роль Воздушная война
Размер 100,000 (1979)
Самолет 450 современных боевых самолетов (1978 г.)
Помолвки Битва при Налосе (1947)
Дофарская война
1974–75 Конфликт в Шатт-эль-Арабе
Знаки отличия
Раундель
плавник вспышка

Императорские ВВС Ирана (IIAF) были подразделением Имперских вооруженных сил Ирана и были созданы Реза Шахом , шахом Ирана, в 1920 году. [ нужна ссылка ] Он вступил в строй со своими первыми полностью подготовленными пилотами 25 февраля 1925 года. [ нужна ссылка ] Первая попытка Ирана закупить самолеты у США в 1920-х годах провалилась из-за отказа Вашингтона поставлять оборудование из-за Первой мировой войны. [ который? ] договор. [ 1 ] До Второй мировой войны парк самолетов IIAF полностью состоял из европейских самолетов, в основном британских и немецких. Однако после скоординированного британского и советского вторжения в Иран во время Второй мировой войны в ответ на декларацию нейтралитета Реза Шаха базы IIAF были оккупированы союзниками, а все существующие самолеты IIAF были либо уничтожены, либо разобраны советскими и британскими военными. Нескольким иранским самолетам удалось подняться в воздух во время вторжения и завязать с Королевскими ВВС (RAF) воздушные бои , в которых RAF вышли победителями. [ нужна ссылка ]

Боевой порядок ВВС примерно 1946 года можно найти в книге Джейн «Боевые самолеты Второй мировой войны». Сообщается, что оба полка базируются недалеко от Тегерана. После Второй мировой войны IIAF начал медленно восстанавливать свой парк самолетов, в основном поставляемых Соединенными Штатами и Великобританией. В 1958 году была сформирована национальная команда по высшему пилотажу. Названная « Золотая Корона », она являлась частью IIAF и просуществовала до 1978 года. [ 2 ] Генерал-лейтенанту Надеру Джаханбани приписывают создание Золотой Короны, и его обычно считают «отцом IIAF».

В 1960-х годах IIAF приобрела 90 истребителей Canadair Sabre у RCAF , но они были переданы ВВС Пакистана .

В 1960-х и 1970-х годах военно-воздушные силы использовались в рамках совместной программы воздушного шпионажа Ирана и США против бывшего Советского Союза. Он состоял из двух частей, известных как Project Dark Gene и Project Ibex. [ 3 ]

IIAF направила самолеты в Оман в 1970-х годах, когда Иран оказывал военную помощь этой стране во время восстания в Дофаре . В ходе этого конфликта один иранский F-4 Phantom II был сбит повстанцами.

В 1976 году Имперские ВВС Ирана отреагировали на инцидент с НЛО над иранской столицей Тегераном.

Позже, в 1970-х годах, IIAF стала единственной военной силой, помимо ВМС США, которая была оснащена F-14 Tomcat . Следовательно, он также стал единственным эксплуатантом AIM-54 Phoenix ракеты класса «воздух-воздух» .

В это время Соединенные Штаты учредили программы «Spellout», «Peace Ruby» и «Peace Net» для модернизации системы ПВО Ирана. Помимо радаров ПВО, сеть была связана с помощью сетей микроволновой связи и сетей тропосферного рассеяния.

Первая эскадрилья F-4D Phantom II Ирана, 1971 год.

После иранской революции 1979 года некоторые из F-14 IIAF не находились в рабочем состоянии из-за отсутствия необходимых запасных частей, американского эмбарго на поставки оружия и повреждений, полученных самолетами во время иракского вторжения в 1980 году . Некоторые из них были возвращены в строй за счет локализованного производства переработанных запасных частей иранского производства, а также «каннибализма» - процесса снятия рабочих частей с поврежденных самолетов и использования их для ремонта других. IIAF также разместил заказ на более чем 150 F-16 Fighting Falcon истребителей в 1976 году, но поставки так и не были осуществлены из-за революции. Эти самолеты впоследствии будут служить в ВВС Израиля .

Постисламская революция

[ редактировать ]

За свержением шаха в результате Исламской революции февраля 1979 года последовали изменения в организации иранской армии. Военно-воздушные силы были переименованы в ВВС Исламской Республики Иран (IRIAF) и в значительной степени унаследовали оборудование и структуру бывшего IIAF. Из-за напряженных отношений с Западом Ирану пришлось закупать новое оборудование в Бразилии , Советском Союзе/ России и Китайской Народной Республике .

Однако оно потеряло большую часть своих ведущих офицеров в ходе послереволюционного хаоса, а также из-за преследования тех, кого новое правительство в Тегеране считало лояльными шаху, проамериканскими или кем-либо еще. Другой персонал также пострадал в результате чисток: многие пилоты были уволены или покинули ВВС. Это оставило ВВС плохо подготовленными к ирано-иракской войне .

Ирано-иракская война

[ редактировать ]
Два F-14 Tomcats с несколькими ракетами, около 1986 г.

Серия чисток и принудительных увольнений в результате иранской революции 1979 года привела к тому, что в период с февраля 1979 года по июль 1980 года численность личного состава службы сократилась вдвое, в результате чего IRIAF оказался плохо подготовленным к ирано-иракской войне (также называемой «ИРИАФ»). 1-я война в Персидском заливе»). Внезапные авиаудары Ирака по шести иранским аэродромам и четырем другим военным объектам, начатые во второй половине дня 22 сентября 1980 года, стали полной неожиданностью и вызвали шок в переименованной «ИРИАФ», которая находилась в процессе реорганизации после иранской революция, завершившаяся годом ранее. Тем не менее, ВВС Исламской Республики Иран нанесли ответные удары с участием до 146 истребителей-бомбардировщиков по иракским аэродромам, объектам нефтяной промышленности и объектам связи. Помимо ударов по иракским аэродромам , IRIAF удалось нанести ущерб иракским объектам добычи и экспорта нефти; что привело к решению Багдада прекратить весь экспорт нефти на несколько лет.

После недельной противовоздушной кампании и из-за критической ситуации на земле в провинции Хузестан IRIAF были брошены в наземный бой, главным образом в районах Хорремшахра, Ахваза и Дезфула. Здесь действия IRIAF удивили наиболее информированных наблюдателей, нанеся воздушные удары по бронетехнике и колоннам снабжения. Из-за больших потерь в войсках и бронетехнике, превосходства Ирана в воздухе и перебоев в системах снабжения иракцы были вынуждены прекратить наступление, а затем ввязались в крайне ожесточенные наземные бои против иранских сухопутных войск.

Первая эскадрилья пилотов F-14 Tomcat ВВС Исламской Республики Иран на авиабазе Шираз.

Однако IRIAF заплатила за этот успех высокую цену, потеряв десятки своих лучших пилотов и самолетов в период с сентября по декабрь 1980 года. Хотя уровень готовности IRIAF в последующие месяцы значительно увеличился, его общая роль и влияние снизились. поскольку клерикальное правительство стремилось сделать акцент в боевых действиях на ополченцев Корпуса стражей исламской революции (КСИР), но также пыталось создать для этой службы отдельную авиацию.

После успешного освобождения в конце весны 1982 года большинства иранских территорий, захваченных иракцами, положение IRIAF полностью изменилось. Из авиации, которая по своей природе была наступательной, она в основном выполняла функции противовоздушной обороны и, относительно редко, задач по нанесению бомбардировочных ударов по объектам промышленного и военного значения внутри Ирака. В то же время из-за американских санкций IRIAF пришлось научиться обслуживать и поддерживать в рабочем состоянии свой большой парк самолетов и вертолетов американского производства без посторонней помощи. Вернувшись к оборудованию, закупленному в США в 1970-х годах, иранцы начали создавать собственную аэрокосмическую промышленность; их усилия в этом вопросе до недавнего времени оставались практически непризнанными.

Однако IRIAF смог получить ограниченное количество запасных частей и вооружения для своих самолетов американского производства, когда Иран смог купить американские запасные части и оружие для своих вооруженных сил во время дела Иран-Контрас . Поставки осуществлялись через Израиль, а затем и из США.

В 1984 и 1985 годах ИРИАФ столкнулись с еще более организованным и оснащенным противником, поскольку иракские ВВС, усиленные поставками современных истребителей-бомбардировщиков из Франции и Советского Союза, начали многочисленные наступления на иранские населенные пункты, промышленные инфраструктуры, электростанции и центры экспорта нефти. Они стали более известны как «Танкерная война» и «Война городов». Чтобы защититься от растущего числа иракских воздушных ударов, IRIAF в значительной степени опирались на свой большой парк истребителей F-14 Tomcat, обеспечивающих превосходство в воздухе. «Томкэты» в основном использовались для защиты стратегически важного острова Харг (главного узла экспорта иранской нефти) и Тегерана. В период с 1980 по 1988 год только в этих районах было проведено более 300 воздушных боев против истребителей IQAF, истребителей-бомбардировщиков и бомбардировщиков.

Столкнувшись с тем фактом, что он не смог получить замену оборудования, потерянного в войне на истощение против Ирака, до конца конфликта IRIAF оставался ориентированным на оборону, сохраняя свои уцелевшие активы как «существующую силу». С середины 1987 года IRIAF столкнулись также с истребителями ВМС США над Персидским заливом. Ряд столкновений, произошедших в период с июля 1987 года по август 1988 года, до предела истощили имеющиеся ресурсы IRIAF, исчерпав их возможности по защите воздушного пространства Ирана от ударов с воздуха Ирака.

После ирано-иракской войны

[ редактировать ]
МиГ-29УБ ВВС Ирана
Истребитель свободы IRIAF Northrop F-5A

Сразу после окончания ирано-иракской войны IRIAF была частично перестроена за счет ограниченных закупок истребителей МиГ-29 и бомбардировщиков Су-24 из Советского Союза, а также истребителей F-7 M и FT-7 из Китая. . Хотя эти типы являются долгожданным пополнением, они никогда не заменяли старые американские F-4 Phantom или F-14 Tomcat (теперь единственное авиационное подразделение в мире, которое продолжает использовать истребители) или даже Northrop F-5 Tiger II. Вместо этого IRIAF продолжил усилия по поддержанию этих типов в эксплуатации и начал ряд проектов с намерением отремонтировать и модернизировать их.

Попытка России продать Ирану большое количество МиГ-27 , МиГ-31 и Ту-22М , предпринятая в 1993 году, была испорчена отсутствием интереса и денег со стороны Ирана.

Иракские самолеты времен войны в Персидском заливе

[ редактировать ]

После предполагаемого соглашения (доказательств этому не существует) между режимами в Багдаде и Тегеране в феврале 1991 года значительное количество самолетов ВВС Ирака (IrAF) было эвакуировано на иранские аэродромы, чтобы избежать разрушений во время войны в Персидском заливе 1991 года . Соглашение предусматривало, что Иран вернет их после войны, но вместо этого иранцы конфисковали эти самолеты, заявив, что они являются военными репарациями за ирано-иракскую войну.

ВВС IRIAF приняли на вооружение все 36 Су-24МК , 7 Су-25 и 24 Миража F.1BQ и F.1EQ, перелетевшие из Ирака, а все остальные типы, включая 40 Су-20/22 и как минимум десять МиГ -23 различных модификаций — хранились.

ХЕСА Азарахш .

Точный текущий состав IRIAF определить сложно, но оценки существуют . Из-за постоянной нехватки запасных частей, с которой столкнулись ВВС, в конце 1980-х годов было принято решение развивать местную аэрокосмическую промышленность для поддержки ВВС.

В 2002 году Иран при сотрудничестве Украины успешно начал производство Ирана-140; лицензионная версия транспортного самолета Ан-140 . Одновременно Иран начал строительство двух истребителей 100% отечественного производства, модернизированных с использованием технологий F-14 Tomcat и F-5 Tiger II . Боевики получили названия « Азарахш» и « Шафак» .

С тех пор страна также стала самодостаточной в производстве вертолетов. Страна утверждает, что способна производить старый американский боевой корабль AH-1 Cobra . Кроме того, Иран также производит Helicopter Bell 212 и Bell 206 Bell серийные вертолеты . Они известны как Шабавиз 2-75 и Шабавиз 206 соответственно .

Известные пилоты

[ редактировать ]

В отличие от многих других стран, располагающих современными военно-воздушными силами, Иран вел интенсивную и затяжную войну. Восьмилетний конфликт с Ираком дал IRIAF возможность подготовить проверенных в боях и закаленных пилотов-истребителей. Хотя информация об IRIAF в лучшем случае труднодоступна, два человека выделяются как лучшие иранские асы-истребители .

Джалил Занди Ирана – самый успешный летчик-истребитель . На F-14 Tomcat он одержал 11 воздушных побед, 8 из которых подтверждены западными источниками. [ 4 ] В их число входят 4 МиГ-23, 2 Су-22 , 2 МиГ-21 и 3 Миража F1 . [ 5 ] Эти цифры делают его самым успешным иранским пилотом-истребителем, самым успешным пилотом F-14 Tomcat и самым последним (и последним человеком), претендующим на статус аса.

Ядолла Джавадпур летал на F-5 и заявил, что сбито пять иракских самолетов; два достоверно подтверждены. [ 6 ] Это делает его асом и самым успешным летчиком-истребителем F-5, но наибольшая известность пришлась ему на 6 августа 1983 года, когда он сбил иракский МиГ-25 . Это было значительным достижением для пилота F-5, поскольку МиГ-25 — гораздо более крупный и быстрый самолет со значительным преимуществом в высоте. Другим его подтвержденным убийством стал Су-20 17 октября 1980 года. [ 7 ]

Инвентаризация 1920–1979 гг.

[ редактировать ]
Инвентаризация Имперских ВВС Ирана (IIAF)
Самолет Число Источник Изображение
Avro Anson Mk.I  Великобритания
Бичкрафт F-33А Бонанза 10  Соединенные Штаты
Бичкрафт F-33C Бонанза 39  Соединенные Штаты
Белл 206 ДжетРейнджер  Соединенные Штаты
Белл 212  Соединенные Штаты
Белл AH-1J Международный 202  Соединенные Штаты
Боинг 707-368С  Соединенные Штаты
Боинг 707-3J9C  Соединенные Штаты
Боинг 747-100  Соединенные Штаты
Боинг 747-100 Ф  Соединенные Штаты
Боинг 747-200 Ф  Соединенные Штаты
Boeing-Vertol CH-47C Chinook 100  Соединенные Штаты
Бреге 14  Французская Третья республика
Бреге 19 А2 2  Французская Третья республика
Canadair CL-13B Сабля  Канада
Цессна О-2А Скаймастер 12  Соединенные Штаты
Кертисс H75A-9  Соединенные Штаты
Дассо Фалькон 50  Франция
де Хэвилленд Канада DHC-2 Бивер  Канада
де Хэвилленд Канада DHC-4 Карибу 1  Канада
де Хэвилленд Тайгер Мотылек 109  Канада
Фоккер F27-400 М 2  Нидерланды
Фоккер F27-600 25  Нидерланды
General Dynamics F-16A Fighting Falcon 160 было заказано, 140 были готовы к отправке, но не были доставлены из-за разрыва ирано-американских отношений.  Соединенные Штаты
Грумман F-14A Томкэт 79  Соединенные Штаты
Хоукер Фьюри Мк.I  Великобритания
Хоукер Фьюри Мк.II  Великобритания
Хокер Харт  Великобритания
Хокер Хинд 55  Великобритания
Хокер Аудакс 66  Великобритания
Хоукер Харрикейн Mk.I  Великобритания
Хоукер Харрикейн Mk.II  Великобритания
Hawker Hurricane Mk T.IIC 2  Великобритания
Каман HH-43 Хаски 12  Соединенные Штаты
Локхид C-130E Геркулес 28  Соединенные Штаты
Локхид C-130H Геркулес 32  Соединенные Штаты
Локхид RC-130 Геркулес  Соединенные Штаты
Локхид П-3Ф Орион 6  Соединенные Штаты
Локхид ДжетСтар 8 3  Соединенные Штаты
Локхид Т-33 Падающая звезда  Соединенные Штаты
Макдоннелл Дуглас F-4D Фантом II 32  Соединенные Штаты
Макдоннелл Дуглас F-4E Фантом II 177  Соединенные Штаты
Макдоннелл Дуглас RF-4E Фантом II 16  Соединенные Штаты
Нортроп F-5A Истребитель свободы 104  Соединенные Штаты
Нортроп F-5B Истребитель свободы 23  Соединенные Штаты
Нортроп F-5E Тигр II  Соединенные Штаты
Макдоннелл Дуглас F/A-18 Хорнет 200-250 были в списке покупок, но остались неполными из-за разрыва отношений между Ираном и США.  Соединенные Штаты
Нортроп F-5F Тигр II  Соединенные Штаты
Североамериканский F-86F Sabre  Соединенные Штаты
Поликарпов ДХ.4
Поликарпов ДХ.9А
Поликарпов Р-1
Pilatus PC-7 Турбо-тренажер
Поликарпов Р-5
Республика P-47D Тандерболт 50  Соединенные Штаты
Республика F-84F Тандерстрик  Соединенные Штаты
Республика RF-84F Тандерстрик  Соединенные Штаты
Республика F-84G Тандерджет  Соединенные Штаты
Роквелл 681  Соединенные Штаты
Роквелл 690А  Соединенные Штаты
  1. ^ Насирхани, Фархад (ред.). «История IIAF» . Имперские ВВС Ирана . Архивировано из оригинала 5 декабря 2019 г.
  2. ^ Alibabaie, Голамреза (2004). История ВВС Ирана. Тегеран: Ашиан. стр. 98–99. ISBN 964-7518-19-6.
  3. ^ «Проект Темный Ген» . 15 февраля 2009 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 3 февраля 2011 г.
  4. ^ Огонь на холмах: иранские и иракские сражения осени 1982 г., Том Купер и Фарзад Бишоп, 9 сентября 2003 г. Архивировано 22 августа 2014 г. в Wayback Machine : Мертвая ссылка.
  5. База данных Аравийского полуострова и Персидского залива: Победы Ирана в воздухе, 1982 г. – сегодня, 16 сентября 2003 г. Архивировано 23 марта 2010 г. в Wayback Machine : Мертвая ссылка.
  6. ^ Имперские ВВС Ирана: Самураи в небе
  7. База данных Аравийского полуострова и Персидского залива: Победы Ирана в воздухе, 1976–1981, 16 сентября 2003 г. Архивировано 23 марта 2010 г. в Wayback Machine : Мертвая ссылка.

Библиография

[ редактировать ]
  • Андерссон, Леннарт (июль 1998 г.). «История персидских ВВС, 1921–1941: Первый самолет шаха Ирана». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (76): 2–12. ISSN   1243-8650 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Деуренберг, Рууд (март – апрель 2001 г.). «Завершение: иранские ураганы с открытым верхом». Любитель авиации (92): 77. ISSN   0143-5450 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c2c0ffc9ce84b4c3d37787ae30a466f__1722016260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/6f/5c2c0ffc9ce84b4c3d37787ae30a466f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Air force history of Iran - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)