Northrop F-5 -это семейство сверхзвуковых легких истребителей, изначально разработанных в качестве частного проекта в конце 1950-х годов Northrop Corporation . Существует две основные модели: оригинальные варианты F-5A и F-5B Freedom Fighter , а также широко обновленные варианты F-5E и F-5F Tiger II . Команда дизайнеров обернула небольшого, высоко аэродинамического борца вокруг двух компактных и высоких двигателей General Electric J85 , сосредоточившись на производительности и низкой стоимости технического обслуживания. Меньше и проще, чем современники, такие как McDonnell Douglas F-4 Phantom II , F-5 стоит дешевле, чтобы закупить и работать, что делает его популярным экспортным самолетом. Несмотря на то, что самолет также предназначен в основном для дневной роли превосходства воздуха, также является способной платформой для атаки. F-5A вступил в службу в начале 1960-х годов. Во время холодной войны более 800 были произведены до 1972 года для нас союзников. Несмотря на то, что США (ВВС США) в то время не нуждались в легком бою. ВВС Тренерские самолеты, которые были основаны на дизайне истребителей Northrop N-156.
После победы в Международном конкурсе самолетов истребителей, программа, направленная на предоставление эффективных недорогих бойцов американским союзникам, в 1972 году Northrop представила F-5E Tiger II второго поколения. Это обновление включало более мощные двигатели, большую пропускную способность топлива, большую площадь крыла и улучшенные удлинители переднего края для лучших скоростей поворота, дополнительную заправку воздуха-воздух и улучшение авионики, включая радар воздуха-воздух. В основном используемые американскими союзниками, он остается в службе США для поддержки учебных упражнений. Он служил в широком спектре ролей, имея возможность выполнять как воздушные, так и наземные обязанности; Тип широко использовался в войне во Вьетнаме . [ 2 ] В общей сложности 1400 тигров были построены до того, как производство закончилось в 1987 году. Более 3800 F-5, и в Хоторне, штат Калифорния , были изготовлены более 3800 F-5 . [ 3 ] Варианты F-5N/F обслуживаются в военно-морском и корпусе морской пехоты Соединенных Штатов в качестве тренеров . [ 4 ] Более 400 самолетов были в эксплуатации с 2021 года. [ 5 ] [ N 1 ]
F-5 также был разработан в выделенном разведывательном самолете , RF-5 Tigereye. F-5 также послужил отправной точкой для серии дизайнерских исследований, которые привели к тому, что Northrop YF-17 и F/A-18 военно-морской истребитель . Tigershark Northrop F-20 был расширенным вариантом для смены F-5E, который в конечном итоге был отменен, когда экспортные клиенты не появились.
В декабре 1953 года НАТО выпустила NBMR-1 , призывающий к легкому тактическому истребителю, способному носить обычное и ядерное оружие и работать с грубых аэродромов. В конце 1954 года команда Northrop гастролировала в Европе и Азии, чтобы изучить как NBMR-1, так и потребности членов Seato . Из этого тура Schmued дал своей команде цель обратить вспять тенденцию развития истребителей в сторону большего размера и веса, чтобы доставить самолет с высокой производительностью, повышенной маневренностью и высокой надежностью, в то же время обеспечивая выгоду от затрат над современными бойцами. [ 8 ] [ 9 ] Признавая, что дорогие реактивные самолеты не могут быть заменены каждые несколько лет, он также требовал «инженерного потенциала роста», позволяя долговечности обслуживания превышать 10 лет. [ 10 ]
Используя пару J85 в качестве базовой линии, команда начала рассматривать серию потенциальных дизайнов. Среди самых ранних концепций был N-156TX марта 1955 года. Это установило двигатели в стручках, один под каждым крылом примерно в середине промаха. Фюзеляж был довольно тонким по сравнению с окончательным дизайном, с командой из двух под узким навесом кабины. [ 13 ]
В том же году военно -морской флот США выразил интерес к бою, чтобы работать от своих перевозчиков , которые были слишком малы, чтобы управлять существующими истребителями военно -морского флота. Northrop ответил радикальным редизайном, PD-2706, который поместил двигатели против фюзеляжа в короткие воздуховоды, выходящие перед области хвоста, как F-4, и поднял лифт вверх, чтобы сформировать лыж . Полученный дизайн имел гораздо более короткий фюзеляж и был довольно компактным. [ 13 ] Развитие вдоль этих линий закончилось, когда военно -морской флот решил снять носителей сопровождения. Northrop продолжил разработку N-156, оба в качестве двухместного продвинутого тренера, обозначенного как N-156T, и одноэтажный истребитель, обозначенный как N-156F. [ 14 ]
Первый прототип Northrop YF-5A
Еще одной очень влиятельной фигурой был главный инженер Велко Гасич, [ 15 ] кто убедил, что двигатели должны быть расположены в фюзеляже для максимальной производительности. [ 16 ] Это привело к версии PD-2812 в январе 1956 года, которая стала очень похожей на конечный продукт, хотя в этой версии был лифт с длинным проселением с известным Anhedral. ПД-2832 в марте 1956 года перешел на более обычный лифт и имел сильно охваченную вертикальным стабилизатором. В течение следующего года дизайн перенес несколько еще нескольких версий, которые экспериментировали с различными конструкциями носа и продолжали удлинять фюзеляж. Окончательный дизайн, PD-2879D, появился в декабре 1956 года. [ 13 ]
Gasich также ввел концепцию «стоимости жизненного цикла» в дизайн Fighter, которая обеспечила основу для низкой эксплуатационной стоимости F-5 и длительного срока службы. В исследовании дизайна Northrop показано, что «применение передовых технологий использовалось для обеспечения максимальной эффективности силы при минимальных затратах. Это стало философией Northrop в разработке легкого тренера T-38 и F-5 и истребительных самолетов». [ 16 ]
F-5 заработал репутацию за самолет, который было трудно различить в воздухе, и когда это, наконец, увидела его, это часто было после того, как ракета или убийство оружия [F-5] уже было вызвано.
N-156T был быстро выбран ВВС США в качестве замены T-33 в июле 1956 года. 12 июня 1959 года первый прототип, который впоследствии был обозначен как Talon YT-38 , выполнил свой первый полет. К тому времени, когда производство закончилось в январе 1972 года, было произведено 1189 когтей. [ 18 ] [ 19 ] Разработка N-156F продолжалась с более низким приоритетом в качестве частного предприятия Northrop; 25 февраля 1958 года был издан приказ о трех прототипах для потенциального недорогого бойца, который мог быть предоставлен в рамках Программы военной помощи для распространения в менее развитых странах. Первый N-156F вылетел на базе ВВС Эдвардса 30 июля 1959 года, превысив скорость звука на своем первом полете. [ 20 ]
Несмотря на то, что тестирование N-156F было успешным, демонстрируя беспрецедентную надежность и оказавшись превосходным в роли на земле для существующих североамериканских Super Super Super Super Super Super Supers , и к 1960 году он выглядел так Программа была неудачей. Интерес возродился в 1961 году, когда армия Соединенных Штатов проверила его (наряду с Дугласом A-4 Skyhawk и Fiat G.91 ) для разведки и тесной поддержки. Хотя все три типа оказались способными во время армии, эксплуатация боевых самолетов с фиксированным крылом было по закону обязанностью ВВС, которая не согласилась бы позволить армии управлять боевым самолетом с фиксированным крылом, ситуация, повторяющаяся с C -7 Caribou Полем [ 21 ]
В 1962 году администрация Кеннеди возродила требование для недорогого экспортного истребителя, выбрав N-156F в качестве лауреата конкурса FX 23 апреля 1962 года, впоследствии став «F-5A», и в октябре было приказано на производство, что в октябре, что в октябре. год. [ 22 ] Он был назван в рамках системы обозначения самолетов в США 1962 года , которая включала в себя повторную установку серии номеров истребителей. Northrop производил в общей сложности 624 F-5AS, включая три прототипа YF-5A, [ 23 ] До того, как производство закончилось в 1972 году. Еще 200 двухместных тренажетных самолетов F-5B, отсутствующие пушки с носом, но в противном случае были построены 86 разведывательных самолетов RF-5A, оснащенные носами с четырьмя камерами. Кроме того, Canadair построил 240 F-5 первого поколения по лицензии, CASA в Испании построил еще 70 самолетов. [ 24 ]
В 1970 году Нортроп выиграл Международный конкурс самолетов истребителей (IFA), чтобы заменить F-5A, с лучшими показателями воздуха-воздуха против таких самолетов, как Советский MIG-21 . Результирующий самолет, первоначально известный как F-5A-21, впоследствии стал F-5E. У него были более мощные (5000 фунтов) двигатели General Electric J85-21, и имел удлиненный и увеличенный фюзеляж, вмещая больше топлива. Его крылья были оснащены увеличенными передовыми расширениями , давая повышенную площадь крыла и улучшенную маневренность. самолета Авионика была более сложной, что решает, включая радар (первоначально Emerson Electric AN/APQ-153 ) (F-5A и B не имели радара). Он сохранил вооружение оружия двух пушек M39 , по одной по обе стороны от носа F-5A. Различные конкретные авионики могут быть приспособлены по запросу клиента, включая инерциальную навигационную систему , TACAN и ECM . оборудование [ 25 ] Кроме того, было включено два позиционированного носового снаряжения от канадского CF-5 для снижения расстояния взлета. [ 26 ]
Первый F-5E пролетел 11 августа 1972 года. [ 26 ] Двухместный тренер, способный к бою, был предложен, F-5F был предложен, сначала полетевший 25 сентября 1974 года на базе ВВС Эдвардса, с новым носом, который был на три фута дольше, что, в отличие от F-5B, которое делало Не установите пистолет, позволил ему сохранить одну пушку M39, хотя и с уменьшенной способностью боеприпасов. [ 27 ] Двух мест был оснащен радаром Emerson AN/APQ-157, который является производной радара AN/APQ-153 с двойным управлением и системами отображения для размещения экипажа с двумя людьми, а радар имеет одинаковый диапазон AN/APQ-153, около 10 нми . 6 апреля 1973 года 425-й TFS на базе ВВС Уильямс, штат Аризона, получили первый F-5E Tiger II [ 28 ]
F-5E в конечном итоге получил официальное название Tiger II; 792 F-5ES, 146 F-5FS и 12 RF-5es были в конечном итоге построены Northrop. [ 24 ] Больше было построено по лицензии за рубежом: 91 F-5ES и F-5FS в Швейцарии, [ 29 ] 68 от корейского воздуха в Южной Корее, [ 30 ] и 308 на Тайване . [ 31 ]
F-5E оказался успешным боевым самолетом в эксплуатации с союзниками США, но не имел боевой службы с ВВС США, хотя F-5A с модификациями, обозначенным F-5C, был пролечен США во Вьетнаме. [ 32 ] F-5e превратился в одномоторный F-5G, который был переименован в F-20 Tigershark . Он потерял продажи экспорта F-16 Fighting Falcon в 1980-х годах.
F-5E испытал многочисленные обновления в своем сроке службы, причем наиболее значимым является принятие нового плоского радара массива , Emerson AN/APQ-159 с диапазоном 20 нм для замены оригинального AN/APQ-153. Аналогичные модернизации радара также были предложены для F-5F, причем производная AN/APQ-159, AN/APQ-167, для замены AN/APQ-157, но это было отменено. Последнее обновление радара включало Emerson AN/APG-69 , который был преемником AN/APQ-159, включал способность отображения. Тем не менее, большинство стран решили не обновляться по финансовым причинам, а радар видел очень мало услуг в эскадрильях агрессора ВВС США и швейцарских военно -воздушных сил. [ 33 ]
Различные версии F-5 остаются в эксплуатации со многими странами. Получив доставку своих первых Tigers F-5 в 1979 году, Сингапур управлял приблизительно 49 модернизированными и перепроектированными самолетами F-5S (одноэтажным сиденьем) и F-5T (двухместным) до начала 2010-х годов, когда они вышли из службы. Полем [ 34 ] Обновления включали новый радар Fiar Grifo-F x-диапазон от Galileo Avionica (аналогичный по сравнению с AN/APG-69), обновленные кабины с многофункциональными дисплеями и совместимость с AIM-120 Amraam и Rafael Python Air-To-To- воздушные ракеты . [ 17 ] [ 35 ] [ 36 ]
НАСА F-5E модифицировано для тестов DARPA Sonic Boom
Королевские ВВС Таиланда (RTAF) имели свои F-5, проходившие обширную программу обновления, в результате чего самолет переименован в F-5T Tigris. Они вооружены ракеты Python III и IV; и оснащена системой реплики, установленной на приборной шлемах. [ 38 ]
Подобные программы были проведены в Чили и Бразилии с помощью Эльбита . Чилийское обновление, называемое F-5 Tiger III Plus, включало новый радар ELTA EL/M-2032 и другие улучшения. Бразильская программа, переименная как F-5M, добавляет новый радар Grifo-F вместе с несколькими авиониками и ремонтными ресурсами кабины, включая приборной шлем. F-5M был оснащен новыми системами вооружений, такими как Beyond Visual ракета Derby Derby , Python IV ракета с короткой диапазоном , SMKB «Умные» бомбы, [ 39 ] и несколько других оружия. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ]
F-5 поступил на службу в 4441-й эскадрилье для обучения боевых экипажей ВВС США на базе ВВС Уильямс , которая играла роль пилотов и наземного экипажа для стран клиентов, включая Норвегию, 30 апреля 1964 года. В этот момент это все еще не было предполагал, чтобы самолет использовался в значительном количестве ВВС США. [ 44 ]
Доктрина ВВС США в отношении F-5 изменилось после оперативного тестирования и ограниченного развертывания в 1965 году. Предварительная боевая оценка F-5A началась в Центре Air Defring Ground , Eglin AFB , Флорида, в середине 1965 года под проектом кода Sparrow Ястреб . Один планер был потерян в ходе проекта, через ошибку пилота 24 июня. [ 45 ]
В октябре 1965 года ВВС США начали пятимесячную боевую оценку F-5A под названием Skoshi Tiger . В общей сложности 12 самолетов были доставлены для испытаний в 4503-й тактической истребительной эскадрильи, а после модификации с помощью зонда и аэродиального заправки , доспехи и улучшенных приборов были перепроектированы F-5C . [ 46 ] В течение следующих шести месяцев они летали в бою во Вьетнаме , пролетев более 2600 вылетов, как с 3 -го тактического истребителя на авиабазе Биен Хоа над южным Вьетнамом , так и с авиабазы Да Нанга , где операции были пролечены над Лаосом . Девять самолетов были потеряны во Вьетнаме, от семи до вражеского наземного огня и два по эксплуатационным причинам. [ 47 ] [ 48 ]
Операции с 3-м TFW были объявлены успешным, причем F-5 обычно оценивается как способный к наземным атакующим, как F-100, хотя и имеет более короткий диапазон. [ 49 ] Тем не менее, программа была скорее политическим жестом, который был предназначен для того, чтобы помочь экспорту F-5, чем серьезное рассмотрение типа для обслуживания США. [ 46 ] (После Skoshi Tiger в 1965 году филиппинские воздушные силы приобрели 23 модели F-5A и B. Эти самолеты, наряду с восстановленными крестоносцами Vought F-8 , в конечном итоге заменили Sabers F-86 ВВС Филиппин в роли военно-воздушной обороны и наземных атак. )
В июне 1967 года выжившие самолеты 10 -й истребительной эскадрильи, коммандос, были переведены в ВВС Вьетнамскую Республику (RVNAF). Ввиду производительности, ловкости и размера F-5, это могло бы показаться хорошим совпадением с аналогичным MIG-21 в воздушном бою; Тем не менее, доктрина США заключалась в том, чтобы использовать тяжелые, более быстрые и более длительные самолеты, такие как Республика F-105 Thunderchief и McDonnell Douglas F-4 Phantom II над Северным Вьетнамом.
F-5 также был принят в качестве противоположных сил (OPFOR) «агрессор» для разнородной тренировочной роли из-за ее небольшого размера и сходства с показателями с советским MIG-21. В реалистичных испытаниях в Nellis AFB в 1977 году, называемой Aceval/Aimval , F-14, как сообщается, набрал немного лучше, чем коэффициент убийства 2: 1 по сравнению с более простым F-5, в то время как F-15 набрал немного меньше. [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] Существует некоторое противоречие в этих отчетах, другой источник сообщает, что «в течение первых трех недель теста F-14 и F-15 были безнадежно превышены и деморализованы»; После адаптации к качествам F-5, несущей новую ракеты All All Ampoice AIM-9L и внедрения изменений правил в области искусственной благоприятия к раданым ракету с радаром на дальние расстояния »,« F-14 »сделали немного лучше, чем разрыв даже с F-5 в нет. -1 V 1 помолвки; [ 54 ] 2012 года в канале открытия В документальном фильме «Великие самолеты» сообщалось, что в упражнениях ВВС США самолет F-5 агрессивных самолетов был достаточно конкурентоспособен, так как более современные и дорогие бойцы могут быть в небольших недостатках в бою визуального диапазона (WVR). [ 55 ]
Флот F-5 ВМС США по-прежнему модернизируется с помощью 36 низкочастотных F-5E/FS, приобретенных у Швейцарии в 2006 году. Они были обновлены как F-5N/FS с модернизированной авионикой и другими улучшенными системами. В настоящее время единственными подразделениями корпуса морской пехоты США, летящих в F-5, являются VFC-13 в NAS Fallon, штат Невада, VFC-111 в NAS-Key West, Флорида и VMFT-401 в MCAS Yuma, штат Аризона. [ 4 ] В настоящее время VFC-111 управляет 18 Northrop F-5N/F Tiger IIS. 17 из них-одноэтажные F-5NS, а последним является двухместный F-5F "Frankentiger", продукт прививки более старого фюзеляжа F-5F в заднюю половину фюзеляжа более нового низкого -Сура F-5E приобретены у швейцарских ВВС. В общей сложности было сделано три «французских». [ 56 ]
Согласно FAA , в США есть 18 частных F-5, в том числе Canadair CF-5DS. [ 57 ] [ 58 ]
В октябре 1974 года ВВС Бразилии ( FAB ) заказали 36 самолетов F-5E и 6 F-5B самолета из Northrop за 72 миллиона долларов. Первые три самолета прибыли 12 марта 1975 года. [ 59 ] В 1988 году FAB приобрел 22 F-5E и четыре F-5F вторых рук ВВС США. В общей сложности 15 из этих самолетов были частью первоначальной партии 30 самолетов, произведенных Northrop. [ 60 ] В 1990 году Fab в отставке все оставшиеся пять F-5BS; Позже их отправили в бразильские музеи по всей стране. [ 61 ]
В 2001 году Elbit Systems and Embraer начали работать над программой модернизации F-5 в 230 миллионов долларов США, выполнявшейся в течение восьмилетнего периода, обновляя 46 самолетов F-5E/F, перепроектированную как F-5EM и F-5FM. Модернизация, сосредоточенная на нескольких областях: новые электронные системы войны, Grifo F Radar, система заправки с воздухом-воздухом, навигация на основе INS/GPS, поддержка нового оружия, таргетинговые и самообороночные системы, Hotas , ЖК-дисплеи, Дисплей, установленные на шлемах (HMD), радарным приемником , зашифрованные коммуникации, совместимость кабины для очков ночного видения, встроенная система генерации кислорода (OBOGS) и различные новые обновления на борту компьютера. Одной из важных возможностей является безопасная связь с R-99 воздушными платформами раннего предупреждения и наземными станциями. [ 62 ]
Внешне новый самолет оснащен более крупным носовым конусом, который размещает более широкое радиолокационное оборудование. Первый F-5EM был передан 21 сентября 2005 года. [ 63 ] 7 июля 2003 г. четыре капсула Rafael Litening III были заказаны по цене 13 миллионов долларов США, [ 64 ] Для использования на F-5M вместе с тремя стручками Rafael Sky Shield заказали 5 июля 2006 года стоимостью 42 миллиона долларов США. [ 65 ]
В 2009 году FAB купил восемь одноместных и трех двухместных F-5F F-5F, использованных самолетов у Иордании в сделке с 21 миллионами долларов США. Эти самолеты были построены между 1975 и 1980 годами. [ 66 ] 14 апреля 2011 года с Embraer и Elbit был подписан контракт в размере 153 миллионов долларов США на модернизацию дополнительных F-5, купленных у Иордании, и предоставить еще один симулятор полета в качестве продолжения контракта, подписанного в 2000 году. Эти F-5 получат Та же самая конфигурация, что и из начальных 46 F-5S, в настоящее время завершающих процесс обновления. Первая доставка этой второй партии модернизированных истребителей реактивных веществ запланирована на 2013 год с ожидаемым использованием до 2030 года. [ 67 ] [ 68 ]
В 2020 году FAB начал реализовывать новую проприетарную систему DataLink вооруженных сил бразильских вооруженных сил на F-5EM, для интегрированных данных общения и обмена в режиме реального времени, данных Battlefield/Warfare с AEW & C R-99/E-99 Самолеты, суда, вертолеты, резервуары и центры управления на поле битвы с фронтами/бэк-концами, называемые Link-br2. [ 69 ]
Эфиопия получила 10 F-5AS и два F-5B от США, начиная с 1966 года. В дополнение к этому, у Эфиопии была тренировочная эскадрилья, оснащенная не менее восемь стреляющих звезд T-33 Lockheed. В 1970 году Иран перевел не менее трех F-5AS и BS в Эфиопию. В 1975 году с США было достигнуто другое соглашение о доставке ряда военных самолетов, включая 14 F-5E и три F-5FS; Позже в том же году F-5, в то время как другие были переведены, в то время как другие были эмбарго и доставлены в эскадрилью агрессора ВВС США из-за измененной политической ситуации. США также сняли свой персонал и сократили дипломатические отношения. Эфиопские офицеры заключили договоры ряд израильтян на поддержание американского оборудования. [ 70 ]
Эфиопские бойцы F-5 увидели боевые действия против сомалийских сил во время войны в Огаден (1977–1978). Главным самолетом сомалийского истребителя был MIG-21MF, доставленная в 1970-х годах, при поддержке Mikoyan-Gurevich MIG-17, доставленного в 1960-х годах Советским Союзом . Эфиопские самолеты F-5E использовались для получения превосходства воздуха, потому что они могли использовать ракету AIM-9 B-воздух, в то время как F-5AS хранились для воздушного запрета и воздушного перерыва . В течение этого периода эфиопские F-5ES проходили подготовку против эфиопских F-5AS и F-86 Saberes (моделирование сомалийских MIG-21 и MIG-17). [ 70 ]
17 июля 1977 года два F-5 были в боевом воздушном патруле возле Харера, когда поблизости были обнаружены четыре сомалийских MIG-21MF. В связи с участием два MIG-21 были сбиты, в то время как у двух других столкнулись столкновение в воздухе, избегая ракету AIM-9B. Пилоты F-5 с лучшим обучением быстро достигли превосходства воздуха над военно-воздушными силами сомалийцев , сбив ряд самолетов, в то время как другие сомалийские самолеты были потеряны для противовоздушной обороны и инцидентов. Записи указывают на то, что эфиопские F-5S 9-й истребительной эскадрильи «сбили 13 Migs-17 и 12 Migs-21 с 20 июля по 1 сентября 1977 года. Все самолеты были пострадали от боковых ветров (AIM-9)». [ 71 ] Однако, по крайней мере, три F-5 были сбиты силами ПВО во время нападений на базы снабжения в Западной Сомали. [ 70 ]
Эфиопские пилоты, которые летали как F-5E, так и MIG-21, считали F-5E лучшим истребителем из-за его маневренности на низких или средних скоростях и тот факт, что его гораздо проще летало, что позволило пилоту фокусироваться в бою, а не контролировать свой самолет. [ 72 ] Этот эффект был повышен за счет низкого качества обучения пилотов, предоставляемого Советами, которое обеспечивало ограниченное время полета и сосредоточено исключительно на сборе и посадке, без практического обучения в воздушном бою. [ 72 ] [ 73 ]
Пилот и национального героя Эфиопии был Легесс Тефера , которому приписывают съемку 6 (или 7) сомалийских миг, что делает его самым успешным пилотом F-5. [ 74 ] [ 75 ] [ 71 ]
Эллинские ВВС были первыми европейскими ВВС, получившими борца за свободу. Первые F-5A были доставлены в 1965 году, и в течение следующих 8 лет в общей сложности около 70 F-5A/BS были введены в эксплуатацию. Эллинские воздушные силы купили дополнительные 10 F-5A/BS в Иране в 1975 году, и примерно в тот же период была приобретена еще одна партия из 10 F-5A/BS приобретена у Иордании. Еще 10 были приобретены в Норвегии в 1986 году, и в 1991 году были приобретены последние 10 NF-5AS в Нидерландах. Общее количество F-5 в эксплуатации (включая бывшие иранские машины, 34 RF-5AS и 20 F- 5BS) В эллинских ВВС были около 120 самолетов, с 1965 по 2002 год, когда последний F-5 был выведен из эксплуатации, и тип вышел из эксплуатации в эллинских ВВС. [ 76 ]
Единицы, которые использовали F-5 в греческом обслуживании: [ Цитация необходима ]
Имперские иранские ВВС (IIAF) получили обширное оборудование США в 1960 -х и 1970 -х годах. Иран получил свои первые 11 F-5AS и два F-5BS в феврале 1965 года, которые затем были объявлены оперативными в июне 1965 года. В конечном итоге Иран получил 104 F-5AS и 23 F-5BS к 1972 году. С января 1974 года с первой эскадрой из 28 F-5FS, Иран получил в общей сложности 166 F-5E/FS и 15 дополнительных RF-5AS с поставками, заканчивающимися в 1976 году. При получении F-5E и F, Иран начал продавать свой инвентарь F-5A и B в другие страны , включая Эфиопию, Турцию, Грецию и Южный Вьетнам; К 1976 году многие были проданы, за исключением нескольких F-5BS, оставленных для тренировочных целей. [ 77 ] F-5 также использовались командой Ainobatic Display IIAF, Золотой короной .
После иранской революции в 1979 году, новая Исламская Республика Иран ВВС (Ириф) частично успешно поддержал западные боевики во время войны в Иране-Ирак в 1980-х годах, и у простой F-5 была хорошая готовность к обслуживанию до позднего дня Война. Первоначально Иран взял запасные части из иностранных источников; Позже он смог заставить свою новую авиационную промышленность сохранить летание самолета. [ 78 ]
IRIAF F-5 были активно вовлечены, летающие вылеты с воздухом и воздухом и воздухом. Ирановые F-5 приняли участие в воздушном бою с иракскими MIG-21S, MIG-23S , MIG-25S , SU-20/22S , MIRAGE F1S и Super Etendards . Точная боевая запись не известна многими различными претензиями ирака, ирана, западного и российского. [ Цитация необходима ] Есть сообщения о том, что IRIAF F-5E, пилотируемый майором Ядоллой Джавадпуром , сбил МиГ-25 6 августа 1983 года. [ 79 ] [ 80 ] Российские источники утверждают, что первое подтвержденное убийство МиГ-25 произошло в 1985 году. [ 81 ]
В течение первых лет службы иранские F-5 имели преимущество в ракетных технологиях, используя передовые версии Sidewinder Infrared Homing AIM-9 , а затем потерянный с поставками новых ракет и бойцов в Ирак. [ 82 ]
В июне 1976 года Кения заказала 10 новых самолетов F-5E и два самолета F-5F из США за 70 миллионов долларов. [ 84 ]
Начиная с 16 октября 2011 года во время операции Linda Nchi , Кенийские ВВС F-5s поддержали кенийские силы, борющиеся в Сомали против Аль-Шабаба Исламистов, бомбающих целей внутри Сомали и возглавляли наземные силы. [ 85 ]
В 1975 году Королевские малазийские ВВС получили 14 F-5es и два F-5BS. В 1982 году было получено четыре F-5F, и два F-5B, уже на службе в Малайзии, были перенесены в Королевские ВВС Таиланда. В 1983 году RMAF получил два RF-5E Tigereye. Впоследствии два F-5es (M29-21 & M29-22) и F-5F (M29-23), которые поставлялись с новым «носом акулы» и с версией расширений корней переднего края (LERX) были заказаны в качестве замены истощения. F-5E был первым сверхзвуковым истребителем в Королевской малазийской военно-воздушной службе, и он заменил бывшую Sabre RAAF CAC в качестве борца Первичной ВВС Королевской ВВС в течение 1980-х и начала 90-х годов. Он также служил в роли вторичной наземной атаки вместе с Дугласом A-4 Skyhawk. Пять F-5es и один F-5F были потеряны в результате аварии с тремя погибшими (2 пилота в E (1983 и 1995) и 1 в F (1986), все врезались в море). В 2000 году все RMAF F-5 были деактивированы, но они были реактивированы в 2003 году как эскадрилья и резерв тактического воздуха. Было предложено несколько пакетов обновления для продления срока службы самолета, но ни один из них не был взят. В 2015 году F-5 были выведены из эксплуатации, но некоторые хранились в хранении. [ Цитация необходима ]
Мексиканские ВВС F-5 Тигр летит возле Popocatepetl вулкана
В 1982 году Мексиканские ВВС получили 10 F-5E и два F-5FS после покупки 24 IAI KFIR C.1 были заблокированы США, поскольку KFIR использовал американский двигатель J79. Эти бойцы дополнили Lockheed T-33 и De Havilland Vampire Mk. Я (получил гораздо раньше), два из первых самолетов боевых реактивных самолетов в Мексике. F-5 дал Мексике свой первый сверхзвуковой военный самолет, и он увидел формирование воздушной эскадрильи 401. 16 сентября 1995 года, после более чем 30 военных парадных рейсов без инцидентов, F-5E столкнулся в воздухе с тремя T-33-й Lockheed T-33 во время Военный парад за независимость Мексики привел к 10 смертельным случаям. [ 86 ] По состоянию на 2021 год Мексиканские ВВС имеют пять Northrop F-5E и два боевых боевых боевых действий F-5F и для тренировочных целей. [ 87 ]
Королевские марокканские ВВС получили 22 F-5AS, два F-5BS и два RF-5A от Соединенных Штатов в период с 1966 по 1974 год. Они поступили в службу в 1-й истребительской эскадрилье. [ 88 ] Два дополнительных F-5A были пожертвованы Ираном в 1974 году, и шесть F-5A были приобретены у Иордании в 1976 году. [ 89 ] Три F-5A были вовлечены в неудавшуюся попытку марокканского переворота 1972 года , нападая на короля Хасана II из Morocco Boeing 727 в середине воздуха, перед тем, как пробиться и бомбить военный аэродром и Королевский дворец. [ 90 ] После неудачи попытки переворота почти все пилоты F-5 были арестованы, и большинство из них исчезли. [ 91 ] Другим следствием неудачного переворота было то, что система обозначения марокканских подразделений ВВС изменилась от численных обозначений на имена. С тех пор эскадрилья F-5A была известна как эскадрилья Борак. [ 89 ]
В тот же период Марокко начал получать 16 F-5E и четыре F-5F, которые были заказаны в 1979 году благодаря финансированию саудовской Аравии. Поставки длились с 1981 по 1983 год. [ 95 ] Вскоре после их прибытия F-5ес были оснащены теми же радарными предупреждающими приемниками, что и RF-5AS и F-5BS; [ 96 ] Они также получили заправки в полете. [ 97 ] Наконец, марокканские F-5ES могут быть оснащены электронными и инфракрасными контрмерами, которые повышают их выживаемость против ракет Полисарио поверхности-воздуха. [ 98 ] F-5E/FS управляли эскадрильами Borak и Erige, где они служили вместе со старыми версиями F-5, а также эскадрилья Chahine. [ 99 ] Во время войны в Западной Сахаре марокканские F-5 развернули общие бомбы и кластерные бомбы, не погруженные ракеты и более редко AGM-65 Maverick ракет. [ 100 ] В общей сложности 15 F-5 подтверждены, что было потеряно в ходе войны Западной Сахары. [ 93 ]
Начиная с 1990 года, Марокко получило еще 12 F-5es от Соединенных Штатов, в общей сложности 24 F-5E были обновлены до стандарта F-5TIII. [ Цитация необходима ]
Военно-воздушные силы Королевских Нидерландов (RNLAF) получили 75 истребителей F-5A с одним сиденьем и 30 тренеров F-5B. Они были построены в Канаде Canadair соответственно в качестве NF-5AS и BS в производственной линии CL-226 1969 года. Эти самолеты равнялись канадским версиям CF-5A и CF-5D с более мощными двигателями. Первый NF-5A был передан в октябре 1969 года на Twenthe Air Base для 313 эскадрильи, выступающей в качестве подразделения оперативного преобразования. Последний самолет был передан в марте 1972 года. NF-5AS пролетел под голландскими регистрациями K-3001 / K-3075 и NF-5BS под K-4002 / K-4030. Они работали в Twenthe AB (OCU, 313 и 315 эскадрильи), Eindhoven AB (314 эскадрилья) и Гилзе-Риджен А.Б. (316 эскадрилья).
Во время перехода RNLAF к F-16 NF-5S и BS хранились на Gilze-Rijen и Woensdrecht воздушных базах . 60 самолетов были проданы Турции , 11 до Греции и 7 в Венесуэлу . Некоторые самолеты были списаны в течение их эксплуатационной жизни из -за аварий, а некоторые оставшиеся самолеты отображаются в музеях или используются в технических школах. NF-5AS и BS работали с 1971 по 1991 год. [ Цитация необходима ]
Королевские Норвежские ВВС получили 108 борцов за свободу: 16 RF-5A, 78 F-5A и 14 F-5B. Первые 64 были получены в качестве военной помощи. Они использовались шестью эскадрильами, [ 101 ] Первое и последнее-336 эскадрильи, получившей первый самолет в феврале 1966 года (официальная церемония передачи месяца спустя) и деактивирование в августе 2000 года. Три самолета продолжали летать до 2007 года, служив в Kongsberg Defense & Aerospace для испытаний в « Программа «Глаз тигра», поддерживающая развитие норвежской анти-коорственной ракеты пингвинов . [ 101 ] Самолет, полученные под военной помощью, были переданы Греции и Турции. Из самолета, купленного норвежским правительством, девять были использованы в обмен с властями США на подводные лодки Kobben класса . [ 102 ]
В октябре 2011 года пять одиночных мест F-5A были переданы школам обслуживания самолетов по всей стране; Включая средние школы Skedsmo, Sola, Bodø и Bardufoss, а также учебный центр Королевского Норвежского ВВС в аэропорту Кристиансанд, Кьевик . Самолет были разобраны в аэропорту Мосс, Ригге , до доставки в школы. Из десяти оставшихся норвежских F-5 восемь F-5B-5b были все еще продаются по состоянию на 2011 год, шесть из которых хранились в Норвегии и два в Соединенных Штатах. Два самолета в Соединенных Штатах были одобрены для продажи американскому бизнесмену Россу Перо -младшему в 2008 году, но сделка была заблокирована правительством США изначально. [ 103 ] Однако в 2015 году Перот -младший получил разрешение и впоследствии купила самолет для значительно ниже рыночной цены, что вызвало споры и общественную критику правительства Норвегии. [ 104 ] Три выживших выставлены в норвежской коллекции самолетов вооруженных сил , два в Norsk Luftfartsmuseum в Бодеде и один в музее Flyistorisk, Сола , недалеко от Ставангера .
Филиппинские ВВС приобрели 37 F-5A и F-5B с 1965 по 1998 год. [ 105 ] F-5A/BS использовали 6-й тактической истребительной эскадрилья (кобры) 5-го истребителя и аэробатической команды Blue Diamonds , заменив Sabre F-86F, ранее использовавшуюся к 1965 и 1968 годам соответственно. F-5 также прошли обновление, которое оборудовало его избыточными радарами AN/APQ-153 со значительным капитальным ремонтом в конце 1970-х годов, чтобы растянуть их службу, живет еще 15 лет.
В 2005 году Филиппины выводили из эксплуатации своего оставшегося флота F-5A/B, в том числе полученных от Тайваня и Южной Кореи. [ 106 ]
Сингапур является важным оператором варианта F-5E/F, сначала заказав самолет в 1976 году во время масштабного расширения вооруженных сил городского государства; Доставка этой первой партии из 18 F-5ES и трех F-5FS была завершена к концу февраля 1979 года, оснащена недавно сформированной № 144 черных змеев эскадрилью на авиабазе Тенга . В конце 1979 года был вынесен приказ еще на шесть F-5E, которые были доставлены к 1981 году. В 1982 году был представлен приказ на еще три F-5FS, они были направлены в сентябре 1983 года в RAF Leuchars в Шотландии, где Они были захвачены пилотами ВВС Республики Сингапур (RSAF). [ 17 ] В 1983 году этот тип взял на себя обязанности перехвата в воздухе от Королевского ВВС отряда от отряда IIIOS (вращается между № 3 и эскадрилью № 75 , расположенной в Тенга . [ 107 ]
Еще один приказ для еще шести F-5ES был размещен в 1985 году, они были доставлены в том же году и продолжили бы оборудовать недавно сформированную № 149 Shikra эскадрилью в Тенга . В следующем году RSAF разместил заказ на свою последнюю партию из трех F-5F и пять F-5E, они были доставлены в декабре 1987 года и июля 1989 года соответственно. В попытке модернизировать свои ВВС, в 1994 году Королевские Иорданские ВВС выставили семь F-5ES для продажи, они позже были приобретены Сингапуром. [ 17 ]
С 1990 по 1991 год с использованием JIG и инструментов, приобретенных в Northrop, Singapore Aircraft Industries (SAI, теперь ST Aerospace ) преобразовал восемь существующих F-5ES в вариант RF-5E Tigereye. Впоследствии они были использованы для повторного увеличения № 141 Merlin эскадрильи , которая обменяла их старшего охотника за Хоукером Fr.74 для более новых Tigereyes в 1992 году и к тому времени была базирована на авиабазе Paya Lebar , после того, как 144 эскадрилья переехала там в 1986 году в 1986 году в 1986 году. . [ 17 ]
Кроме того, пушка в стиле M39 M39 20 мм, установленная в носу, была удалена, чтобы освободить место для дополнительной авионики (из-за этого была удалена единственная пушка на двух сеалеров) и улучшить маневренность, модернизированные самолеты получали более крупные растяжения корней переднего края (Lerx). Процесс начался в марте 1996 года и был завершен к 2001 году, получив новое обозначение F-5S/T . В 1998 году восемь RF-5ES также получили обновления (за исключением радара) и были переименены в виде RF-5 . [ 17 ] Каждый F-5S/T обновил, как сообщается, стоил 6 миллионов SGD . [ 109 ]
К концу 2009 года тип накопил более 170 000 часов полета в Сингапурской службе, причем только два F-5es были потеряны в отдельных авариях (в 1984 и 1991 годах соответственно). [ 17 ] 144 Эскадрилья, последняя эскадрилья, эксплуатирующая F-5ES, расформировалась в сентябре 2015 года после того, как F-5 вышел на пенсию. [ 110 ]
Военно-воздушные силы Республики Корея (ROKAF) приобрели F-5A/BS в 1965 году и приобрели F-5ES в августе 1974 года. Варианты KF-5 были построены Corean Air по лицензии в период с 1982 по 1986 год. [ Цитация необходима ]
Испания управляла F-5 много десятилетий, и в начале 21-го века улучшения в начале 21-го века в 2020-х годах все еще находятся на службе, хотя они достигают конца своей карьеры.
11 января 1965 года Испания объявила о выборе F-5 заменить их T-33 и F-86. На этапе оценки F-5B разбился возле авиабазы Торрехона , убив обоих пассажиров, пилот Northrop и пилот из Ejército del Aire . Контракт включал в себя 70 единиц, 8 из которых были изготовлены Northrop, 2 разобрались и собраны в Испании, а оставшиеся 6 в форме компонентов и конструкций, готовых. Остальные 62 будут построены по лицензии CASA на заводе на Getafe . Первая из этой испанской построенной партии вылетит 22 мая 1968 года с авиабазы Getafe, которую летал пилотом для испытаний Northrop. Первая доставка в Ejército del Aire будет 19 июня 1969 года, что будет 2 F-5B для 202 Escuadrón , базирующейся в Мороне де ла-Фронтере . Первая доставка состояла на всех F-5B, будучи одноэтажной F-5A и RF-5A, доставленным позже. Последний из 70 планеров был получен Ejército del Aire 11 апреля 1972 года.
В 1989 году авария в воздухе пострадала от F-5B из-за структурного сбоя крыла. Весь флот F-5 основан на поиске признаков усталости материала, и в результате этого многие из них на пенсии. Оставшиеся одиночные сеаты (F-5A и RF-5A) переводятся в 1995 году в ALA 23 в Talavera La Real, вместе с некоторыми планерами в отставке, используемых для запасных частей. Это было бы конечным пунктом назначения испанских одиночных сериалов, где они будут на пенсии в конце 1990-х годов.
С другой стороны, в результате несчастного случая в 1990 году все двойники отправляются на фабрику Casa Getafe для поддержания и ремонта. Новая программа модернизации в 2008 году, предназначенная для продления своей эксплуатационной жизни до 2025 года, получая стеклянные кабины и выбросы с нулевым нулем . [ 112 ]
По состоянию на начало 2020-х годов в Испании есть флот около 20 F-5, который планирует работать как минимум до 2028 года, так как замена еще не обнаружено. Самолеты работали около 50 лет, и с продолжением технического обслуживания осталось несколько лет. [ 113 ]
Швейцарские воздушные силы летают в общей сложности 22 самолета F-5E и 4 F-5F, по сравнению с пиком 98 и 12 в 1981 году. [ 114 ] Они были выбраны главным образом из -за их превосходной производительности, пригодности для уникальной миссии ВВС швейцарских сил и их относительно низкой стоимости обслуживания за час полета.
Ожидалось, что эти самолеты будут заменены на Saab Jas 39 Gripen , но в мае 2014 года референдум швейцарских людей решил от покупки Gripens. [ 115 ]
В обозримом будущем швейцарские воздушные силы будут продолжать летать свои нынешние F-5. Швейцарские военно-воздушные силы и швейцарского парламента по-прежнему существуют планы по перелету 18 F-5E и четыре модели F-5F. Это также будет включать в себя продолжающуюся работу Patrouille Suisse , в F-5es до 2018 года. [ 116 ]
В сентябре 2020 года швейцарские люди проголосовали «да» на референдуме, чтобы получить замену. С 50,1% до 49,9% и всего 8670 голосов между. [ 117 ]
46-я тактическая истребительская эскадрилья (агресс-эскадрилья) F-5E 5272 ВВС Китайской Республики выставлены на фартуке авиабазы Чжи-Ханга
Военно -воздушные силы Китая (ROCAF, ВВС Тайваня) получили свою первую партию из семи F-5AS и два F-5BS в рамках Программы военной помощи США в 1965 году. К 1971 году ROCAF работал 72 F-5AS и 11 F -5BS. [ 120 ] В течение 1972 года США заимствовали 48 Rocaf F-5AS, чтобы одолжить ВВС Республике Вьетнамский военно-воздушный К 1973 году большинство из этих заемных F-5AS не находились в состоянии летания, поэтому США решили вернуть 20 F-5AS на Тайвань, получив девять F-5AS из резервов США, ремонтируя 11 из Южного Вьетнама. Дополнительные 28 новых F-5E были выпущены на Тайвань к маю 1975 года. [ 121 ] К 1973 году AIDC Тайваня начал местное производство первой партии из 100 F-5ES, первой из шести партий производства Tiger Peace Tiger. К концу 1986 года, когда производственная линия закрылась после завершения мира Tiger 6, AIDC произвел 242 F-5E и 66 F-5FS. Тайвань был крупнейшим оператором типа за один раз, имея 336 F-5E/FS в инвентаре. [ 122 ] Последняя партия AIDC F-5E/FS показала нос акулы F-20. [ 123 ]
С введением 150 F-16S, 60 Mirage 2000-5 и 130 F-CK-1 в середине-заключении 1990-х годов, серия F-5E/F стала истребителями второй линии в службе ROCAF и в основном сняты от обслуживания в качестве эскадрилий, преобразованных в новых бойцов, вступающих в службу ROCAF. Семь часов с низким планером F-5 были отправлены в аэрокосмическую промышленность ST, чтобы преобразовать их в стандарт RF-5E для выполнения разведывательной роли, ранее предпринятой выходящей на пенсию Lockheed RF-104G в службе ROCAF. [ 124 ] По состоянию на 2009 год только около 40 ROCAF F-5E/FS по-прежнему остается в эксплуатации в учебных должностях с около 90–100 F-5E/FS, проводимым в резерве. Другие пенсионеры F-5E/F либо отменены, либо используются в качестве приманки, окрашенных в цвета, представляющие основную линию фронта F-16, Mirage 2000-5 или F-CK-1 и развернуты вокруг основных воздушных баз. [ 125 ]
Тайвань также попытался обновить флот F-5E/F с помощью программы AIDC Tiger 2000/2001. Первый рейс состоялся 24 июля 2002 года. Программа заменит радар F-5E/F радаром F-CK-1 GD-53 и позволит истребителю носить один Bvraam TC-2 на центральной линии. Но отсутствие интереса со стороны ROCAF в конечном итоге убило программу. Единственный прототип выставлен в AIDC в центральном Тайване. [ 126 ] [ 127 ]
22 марта 2021 года два тайваньских пилота, летавших в F-5E, врезались друг в друга во время учебной миссии, в результате чего была третья авария в течение последних шести месяцев. Два пилота погибли после аварии. [ 128 ]
В июне 1967 года США пожертвовали выжившие самолеты 10 -го ФКС ВВС США в Южный Вьетнам. Президент Южного Вьетнама попросил США о призраках F-4, но они пользуются высоким спросом, в то время как ВВС Республика Вьетнам (RVNAF) летали только на миссиях по поддержке наземной поддержки, управляя только Дугласом A-1-Skyraider в этот момент Полем Кроме того, северо вьетнамцев военно -воздушные силы (VPAF) не посылали самолеты над Южным Вьетнамом. Следовательно, RVNAF не потребовал самолета с расширенными возможностями воздуха для воздуха (например, F-4). Была сформирована выделенная единица RVNAF - 522 -я истребительская эскадрилья.
248 самолетов RVNAF были вылечены из Южного Вьетнама в Таиланд во время падения Сайгона в 1975 году. По меньшей мере 25 F-5E были восстановлены США, в то время как один F-5B был переведен в Таиланд. [ 129 ] Северный Вьетнам захватил около 877 самолетов, из которых 87 были сообщены как F-5AS, а 27 были F-5ES. [ 130 ]
В ноябре 1975 года правительство Вьетнама предоставило советским военным возможность выбрать захваченное американское оборудование для исследований и разведывательных целей. Полный F-5, наряду с двумя полными запасными двигателями, запасными частями и оборудованием для наземного опор, были загружены на советский грузовой корабль. [ 131 ] Несколько других F-5 были позже переданы Вьетнамом в СССР, Польшу и Чехословакию. [ 2 ] [ 132 ]
По сообщениям, VPAF использовал 41 F-5S. Другие были выведены из эксплуатации и выставлены в музеях во Вьетнаме. 935-й истребительный полк VPAF 372-й воздушной дивизии стал единственным подразделением в мире, которая одновременно летала как MIG-21, так и F-5. [ Цитация необходима ] Тип использовался для борьбы с VPAF, в вылетах на земле -атаке против кхмерского рубаса .
Постепенно, отсутствие критических запасных частей во Вьетнаме, изначально вызванное эмбарго США, а затем заканчивая промышленными и истощающимися запасами-обосновывало оставшиеся F-5. Тем не менее, в мае 2017 года сообщалось, что VPAF рассматривает возможность обновления конкретных систем в каком -то отставном самолете, чтобы вернуть их в эксплуатацию. [ 130 ]
После реорганизации ВВС венесуэльских военно-воздушных сил в конце 1960-х годов правительство поняло, что пришло время заменить его устаревшие вампиры и яды , активные De Havilland, а также последнее выжившее F-86 сабли на действительной службе. В 1971 году 54 канадских CF-5AS были помещены в хранилище после того, как RCAF не мог принять их из-за сокращения бюджета. Из этой партии Венесуэла приобрела 16 CF-5AS и два CF-5D. В 1972 году, после того как все самолеты были доставлены, F-86, яды и вампиры были окончательно отменены.
F-5 стал первым военным самолетом в Венесуэле, способной летать на сверхзвуковых скоростях. После юридического спора между Canadair и Northrop были построены и построены еще два CF-5D и доставлены в Венесуэлу в 1974 году. Их первой базой операций была авиабаза генерала Рафаэля Урданета в Маракайбо . После 1974 года флот был перенесен на авиабазу Teniente Vicente Landaeta Gil в Баркизимето .
В 1979 году, после нескольких обновлений в связи с коммуникацией флота, навигации и аппроксимационным оборудованием, самолеты были переименованы в VF-5, обозначающие CF-5AS как VF-5AS и CF-5D как VF-5DS. Венесуэльский F-5 также может нести оружие, такое как ракета AIM-9 Sidewinder, бомбы MK.82 и M117 и 70-миллиметровые ракетные пусковые установки.
В 1991 году, после того, как напряженность между Колумбией и Венесуэлой почти привела к конфликту, ВВС начала еще одну программу модернизации для F-5, называемую «Proyecto Grifo» (Project Gryphon). Некоторые самолеты (vf-5d № 5681 и VF-5A № 9124) были отправлены в Сингапур для тестирования, а затем вернули для обновления оставшихся планеров. В том же году был приобретен небольшой флот из четырех NF-5B и одного NF-5A, был приобретен из Нидерландов для замены самолетов, потерянных в предыдущие годы.
В 2002 году были сделаны небольшие обновления до оставшихся F-5. Флот был введен в эксплуатацию до 2010 года, когда партия Hongdu JL-8 была доставлена в качестве замены. К концу 2010 года было известно, что по крайней мере один VF-5D находился в достойном полете; Неизвестно, находятся ли в эксплуатационном состоянии больше самолетов.
В марте 1979 года, после Северного Йемена поражения в йеменской войне 1979 года , Соединенные Штаты дали Саудовской Аравии разрешение на передачу четырех тренеров Northrop F-5B в Северный Йемен. Кроме того, Саудовская Аравия финансировала закупки двенадцати бойцов F-5E. [ 134 ] К концу года все 16 самолетов прибыли. Это не оставило достаточно времени, чтобы правильно обучить местных пилотов и наземных экипажей для их управления. Следовательно, саудиты согласились с Тайванем в том, чтобы развернуть группу из 80 пилотов ВВС и наземных военно -воздушных сил Республики в Сане . Они сформировали 112 -ю эскадрилью ВВС Арабской Республики Йеменской Арабской Республики (YARAF), которая также была известна как эскадрилья пустыни. Большинство членов эскадрильи были тайваньскими до 1985 года, когда на F-5 было обучено достаточное количество йеменцев, чтобы взять на себя свои обязанности. Тем не менее, в стране остался какой -то тайваньский персонал: в 1990 году в Йемене служили не менее 700 тайваньцев. Они были наконец отозваны в 1991 году, после йеменского объединения . [ 135 ]
Северные йеменские F-5es наблюдались в бою во время гражданской войны 1994 года . 6 мая два южного йеменского MIG-21 были сбиты майором Наби Али Ахмад, используя ракеты AIM-9. Согласно источникам Южного Йемена, только один MIG-21BIS был сбит в воздушном бою, и его пилот убил. По сообщениям, северные йеменцы впоследствии развернули свой тигр IIS только для боя с воздухом-воздухом. [ 136 ] 15 мая два вертолета (вероятно, MIL Mi-8s ) были сбиты, один из них предположительно майор Наби Али Ахмад. [ 137 ] 28 мая F-5E был сбит зенитным пожаром . [ 138 ] 20 июня южный йеменский MIG-21 был сбит над воздушной базой Аль-Анад в воздушном бою с двумя F-5E, и его пилот был убит. [ 139 ] о встрече между двумя Yaraf F-5E и одним южным йеменским MIG-29 Наконец, 29 июня сообщалось . Однако ни одна из сторон не открыла огонь. [ 140 ]
После победы Севера в гражданской войне флот F-5 был интегрирован в объединенные ВВС Йемена. Тем не менее, количество F-5 в обслуживании снизилось за эти годы. В 2003 году были переговоры с Сингапуром для капитального ремонта и обновления оставшихся самолетов. Однако из этого ничего не вышло. [ 141 ] Примерно в 2010 году только шесть самолетов были в эксплуатации, отчасти благодаря нам пакетам помощи. [ 142 ] В ночи 29–30 марта 2015 года, по крайней мере, один F-5B и один F-5E были уничтожены на земле в международном аэропорту Санаа Королевскими ВВС Саудовскими ВВС , в первые дни вмешательства под руководством Саудовской Аравии . [ 143 ]
Королевские Саудовские ВВС F-5F взлетают во время войны в Персидском заливе.
Саудовская Аравия развернула F-5ES во время войны в Персидском заливе , летала в сфере авиационной поддержки и аэрофотоснимков против иракских подразделений в Кувейте . Одна королевская воздушная сила Саудовской Аравии F-5E была потеряна для наземного огня 13 февраля 1991 года, что привело к гибели пилота. [ 144 ]
Aerogroup , частная коммерческая компания в США, управляет CF-5B в качестве истребительного самолета для обучения и для других услуг поддержки. Первоначально было приобретено 17 самолетов у канадского правительства с одобрением Государственного департамента США , а затем импортировали в США в 2006 году. [ 145 ] [ 146 ] [ 147 ]
Двенадцать борцов за свободу F-5A были проверены ВВС США в течение четырех с половиной месяцев во Вьетнаме. Модифицирован на заводе Palmdale путем добавления съемного, не выдвижного воздушного повторного зонда с левой стороны, 90 фунтов внешних брони под кабиной и двигателем, а также сбрасываемые магазины. [ 152 ]
F-5E Тигр II
Одноместная истребительская версия с AN/APQ-159 , заменив более раннее AN/APQ-153.
Единый прототип, построенный для швейцарских ВВС, включающий фюзеляж F-5E и хвостовую часть, с крыльями от F-5F. По состоянию на 2011 год этот самолет был в Музее авиабазы Meiringen .
Бывшие визитные воздушные силы F-5es, используемые ВМС США в качестве самолета «противника», причем AN/APG-69 заменяет оригинальный AN/APQ-159. Предназначен для замены высокопоставленных USN/USMC F-5ES в роли противника, и увидел услуги до 2015 года. [ 4 ]
Обновленная версия F-5E, в эксплуатации с Королевскими марокканскими ВВС.
F-5E Tiger 2000
Обновленная версия Taiwan AIDC, оснащенная радаром GD-53, способной запустить TC-2 Sky Sword II , MIL-STD-1553B Link и GPS/INS. Этот вариант не вошел в службу, поскольку ROCAF решил приобрести дополнительные F-16 вместо этого, чтобы полностью заменить свой F-5E/FS. [ Цитация необходима ]
Одноместная разведка версия RF-5A для испанского воздуха и космических сил; Построен по лицензии в Испании CASA.
SF-5B
Двухместная тренировочная версия F-5B для испанского воздушного и космического сил. Построен по лицензии CASA в Испании.
VF-5A
Одноместная версия CF-5A для ВВС Венесуэльских. Это обозначение было дано некоторым Canadair CF-116S, которые были проданы ВВС венесуэля.
VF-5d
Двухместная тренировочная версия CF-5D для ВВС Венесуэльских.
KF-5E
F-5E построил в Южной Корее для ВВС Республики Корея . Первое введение: сентябрь 1982 г.; 48 построено.
KF-5F
F-5F построен в Южной Корее для ВВС Республики Корея. Первое введение: сентябрь 1982 г.; 20 построено.
Чунг Ченг
F-5E/F построен на Тайване для ВВС Китая AIDC. Первое введение: 30 октября 1974 года, за день до 88-летия президента Чианг Кай-Шек , и, таким образом, был крещен «Чунг Ченг», истинное имя президента Чианга; 308 построено. [ 156 ]
По сравнению с более поздними бойцами у улучшенных F-5E были некоторые слабости; Они включали маргинальное ускорение, видимость задней стороны и долю топлива , а также отсутствие оружия за пределами визуального диапазона (BVR), как только такие ракеты стали надежными в 1980 -х годах. [ 157 ] F-5G, позже переименованный в F-20 Tigershark, направлена на исправление этих слабостей, сохраняя при этом небольшой размер и низкую стоимость для производства конкурентного бойца. По сравнению с F-5E он имел на 60% больше мощности, более высокий уровень подъема и ускорение, лучшую видимость кабины, более современные радарные и BVR, а также конкурентные показатели с бойцами четвертого поколения. Как и F-5, он обладал лучшей эффективностью затрат, поскольку имел минимальные необходимые функции по сравнению с конкуренцией для выполнения своей миссии по превосходству воздуха. В качестве примера, в 1960-х и начале 1970-х годов отсутствие ракет F-5 в BVR не было значительным недостатком, поскольку уровень убийств таких ракет составлял приблизительно от 8% до 10%, [ 158 ] и производительность и потеря удивления (радарное предупреждение для врага) стоимость их переноса практически не оправдано. К началу 1980-х годов американская раданая раданая радальная раданая раданая радар AIM-7 в своей версии «M» реалистично превышала 60% -ную частоту убийств и была интегрирована на F-20. Бригадный генерал Чак Йегер , пилот-тест и первый человек, который преодолел звуковой барьер, назвал F-20 «лучшим бойцом». [ 159 ] Несмотря на свою производительность и доступную стоимость, F-20 проиграл за иностранные продажи против такого же способного, но более дорогого F-16, который в больших количествах закупался в ВВС США и считался большей поддержкой. [ 160 ]
Основные элементы дизайна Northrop YF-17 датируются внутренним проектом Northrop на основе F-5 N-300. N-300 имел более длинный фюзеляж, небольшие передовые растяжения корней (LERX) и более мощные турбокеты GE15-J1A1. Крыло было перенесено выше на фюзеляже, чтобы повысить гибкость боеприпасов. N-300 далее превратился в Cobra P-530. Форма плана и носа P-530 была аналогична F-5, с трапециевидной формой, образованной при развертывании 20 ° на линии четвертидода, и неосторожным тяжким краем, но превышал удвоение площади. В то время как YF-17 потерял свою заявку на легкого истребителя ВВС США, он будет развит в более крупный McDonnell Douglas F/A-18 Hornet .
Единственный бывший F-5E был модифицирован для проведения исследований по снижению шума от сверхзвукового полета путем формирования ударных волн, произведенных самолетом.
Карта с пользователями F-5 в синем и бывшем пользователях в красном CF-5 сил обороны Ботсваны Honduran Air Force F-5E Иорданский F-5E Tiger II Кения ВВС F-5E TIGER II и Галактика ВВС C-5 ВВС C-5 на заднем плане Королевские марокканские воздушные силы F-5E Tiger II во время аэрофотографической миссии в упражнениях Африканского льва 2009 F-5E Tiger II ВВС Индонезии, сохранившихся в Музее Мандалы Диргантара , Йогьякарта Австрийские ВВС F-5E Tiger II с швейцарской регистрацией. Hellenic Air Force F-5A Южнокорейский ВВС KF-5E взлетает Королевские тайские воздушные силы Northrop F-5E Tiger II Турецкие воздушные силы F-5B ВВС Китайская Республика F-5E на базе ВВС Хан
ВВС Бахрейна получили восемь F-5es и два F-5F в период с 1985 по 1987 год. [ 161 ] По состоянию на 2023 год они работают 12 F-5E/FS для обучения конверсии. [ 162 ]
Ботсвана ВВС приобрела 10 модернизированных CF-5AS и 3 CF-5D в Канаде в 1996 году. [ 163 ] Еще три CF-5A и два CF-5D были приобретены в 2000 году. [ 164 ] [ 165 ] 11 CF-5A и 4 CF-5D были в эксплуатации по состоянию на декабрь 2021 года. [ 166 ]
Чилийский F-5E Tiger III Plus в Национальном музее авиационной и космической космос в Чили Чилийские ВВС : Чили приобрела 15 F-5ES и 3 F-5FS в 1970-х годах, что они модернизируются до стандарта Tiger III с 1993 года. [ 170 ] [ 171 ] В общей сложности 10 F-5 используются по состоянию на 2009 год. [ 172 ] В марте 2013 года военно-воздушные силы Уругвайя начали переговоры о приобретении 12 избыточных самолетов F-5 Tiger III из Чили за 80 миллионов долларов. [ 173 ] Тем не менее, 13 самолетов продолжаются в эксплуатации с Чилийскими ВВС в декабре 2021 года. [ 166 ]
Гондуранские ВВС : Соединенные Штаты доставили 10 F-5E и 2 F-5FS, начиная с 1987 года, [ 174 ] в качестве замены Dassault Super Mystére, который был переназначен на авиаудра, как и в последние годы службы. [ Цитация необходима ] F-5 были отремонтированы бывшие самолеты ВВС США. [ 174 ] По состоянию на декабрь 2021 года остаются три F-5E и 2F-5FS. [ 175 ]
Исламская Республика Иран ВВС : 49 F-5E и F Оперативные по состоянию на декабрь 2021 года; [ 176 ] Первоначально Иран к 1972 году получил в общей сложности 127 F-5A/B, что вскоре стало понизиться/продаваться в другие страны. К 1976 году Иран получил в общей сложности 181 из улучшенных F-5E/F/RF-A, доставленных в имперские иранские ВВС .
ВВС Кении : в июле 2008 года сообщалось, что Кения проведет KSH. 1,5 миллиарда/= купить 15 бывших иорданских ВВС F-5, 13 F-5E и два F-5F, обновленные с Rockwell Collins Avionics [ 177 ] (плюс тренировка и запасные части). Они будут добавлены или в конечном итоге заменит существующий флот F-5. [ 178 ] Семнадцать F-5ES и шесть F-5FS остаются на службе по состоянию на декабрь 2021 года. [ 179 ]
Мексиканские ВВС получили 12 F-5 в 1982 году. [ 180 ] Они управляли восемью F-5E и двумя F-5F до выхода на пенсию в 2017 году. [ 181 ] По состоянию на декабрь 2021 года три мексиканские F-5E и один F-5F. [ 182 ]
Королевские марокканские ВВС управляет 12 F-5A/BS, модернизированными с помощью Tiger II Avionics и 24 модернизированных F-5 Tiger III. [ 183 ] 22 F-5E и 4 F-5FS остаются на службе по состоянию на декабрь 2021 года. [ 182 ]
Швейцарские ВВС : работа 42 F-5E и 12 F-5F Tiger II. [ 186 ] Было доставлено 110 F-5E/F12, в том числе 90, окончательное собрание которых была сделана в Швейцарии. После многочисленных испытаний, в рамках программы вооружения 1975 года, федеральный парламент одобрил покупку 72 F-5 Tiger IIS в 1976 году, в том числе 66 типа F-5E (одноэтажный) и 6 типа F-5F ( двухместный) для защиты воздушного пространства (ранее называемого воздушной защитой) за 1,17 миллиарда швейцарских франков. [ 187 ] F-5 был выбран, потому что его было легче поддерживать, чем F-16. [ 188 ] Второй транш из 38 тигров, в том числе шесть двухселлеров (F-5F), был заказан в рамках программы вооружения 1981 года за 770 миллионов швейцарских франков. Последний самолет в этой серии снимается с сборочной линии в F+W Emmen в 1984 году. [ 189 ]
Китайская ВВС : Получили 115 F-5A и B с 1965 года, 48 были переведены в Южный Вьетнам до 1975 года. С 1973 по 1986 год Тайвань произвел 308 F-5E/FS по лицензии. [ 31 ] Более поздние партии местного лицензированного производства AIDC Tiger IIS были оснащены диспенсаторами Flare/Chaff, а также обновлениями качества обработки с увеличенными Lex и F-20 носом акулы и радарными предупреждающими приемниками (RWR). [ 123 ] [ 190 ] Все F-5 запланированы для выхода на пенсию к 2025 году, а его нынешние роли вновь приобрели недавно приобретенные F-16V и T-5 .
Королевские тайские ВВС : 30 F-5A/B/C и 15 F-5E/F в отставке. Теперь работают около 33 F-5E/F/T. Последний флот F-5, превращенный в F-5th и F-5thf в 211-м кв. Продолжайте служить до 2025–2030. [ Цитация необходима ]
ВВС Туниса : восемь F-5E и четыре F-5F Tiger II были доставлены в 1984–1985 годах. TAF получил пять экс-USAF F-5E в 1989 году. [ Цитация необходима ] Одиннадцать F-5E и 3 F-5F были в службе по состоянию на декабрь 2021 года. [ 191 ]
Турецкие ВВС : более 200 F-5A/BS и NF-5A/BS были куплены в различных странах. От 40 до 50 из них были обновлены до стандарта F-5/2000 в течение 2000-х годов (десятилетие). F-5/2000 остается активным, из которых 10 F-5A и два F-5B принадлежат турецкой команде по аэробным показателям. [ 192 ] 7 апреля 2021 года NF-5 разбился во время тренировочных упражнений для турецкой команды по аэробным показателям в Кони , Турция. [ 193 ] Самолет планируется заменить на Tai Hurjet . [ 194 ]
Эллинские ВВС получили первые 55 F-5AS в 1965 году. В 1975 году 10 самолетов были куплены в Иране, а затем еще 10 последовали из Иордании. В 1986 году девять самолетов были пожертвованы Норвегией, а в 1991 году-10 NF-5AS, которые были пожертвованы Нидерландами. В течение 1967 и 1968 гг. Этот тип самолета использовался 3 -й эллинской аэробатической командой «Новое эллинское пламя». Последние NF-5A были вышли на пенсию в 2002 году. [ 197 ]
Индонезийские ВВС : Получены в 1980 году, обновленные в Бельгии в середине до конца 1990 -х годов. Все 16 F-5E/FS были вышли на пенсию с 3 мая 2016 года по директиве от начальника ВВС Индонезии из-за проблем безопасности. [ 198 ]
ВВС Королевских Нидерландов : получили 75 Canadair-построенных NF-5A (одноэтажная версия истребителя) и 30 NF-5B (двухместная учебная версия) с 7 октября 1969 года по 20 марта 1972 года. [ 201 ] После того, как самолет был снят с ног и заменен боевым соколом F-16 , самолеты первоначально хранились на авиабазе Гилзе-Риджен и авиабазе Woensdrecht, пока 60 самолетов не продавались в Турцию, 11 до Греции и 7 до Венесуэлы. [ 201 ] Несколько оставшихся самолетов можно найти в авиационных музеях и технических школах.
№ 313 Эскадрилья; Ттветкая авиабаза. Сформировано в сентябре 1972 года, перешел на F-16 в 1987 году. [ 202 ]
№ 314 Эскадрилья; Эйндховен авиабаза. Преобразован из F-84F с июня 1970 года и был полностью оснащен в ноябре того же года. Эскадрилья перешла на F-16 в апреле 1990 года. [ 202 ]
№ 315 Эскадрилья, единица конверсии операции (OCU); Twenthe Air Base (переход на F-16 в 1986 году)
Нет. 316 эскадрилья; Воздушная база Гильзе-Риджен (перешла на F-16 в 1991 году)
Полевая техника подразделения NF-5 (1971–1984); Ттветкая авиабаза
ВВС Арабской Республики Йемен : четыре тренера F-5B были переведены из Саудовской Аравии , а двенадцать бойцов F-5E доставлены из Соединенных Штатов (но также оплачивались Саудовской Аравией) в 1979 году. [ 134 ] Несколько дополнительных самолетов были позже пожертвованы саудитами как замены истощения. Выжившие самолеты были переданы в Воссоединенные ВВС Йемена в 1994 году.
Филиппинские ВВС получили 19 самолетов F-5A (одиночное сиденье) и три самолета F-5B (два места) в 1965–1967 годах. В 1989 году PAF получил три бывших тайваньских F-5A и один F-5B. [ 203 ] В 1990-х годах были приобретены по меньшей мере восемь бывших южно-корейских F-5A и два иорданских F-5A. Филиппины выводили из эксплуатации своего флота F-5A/B в 2005 году. [ 106 ]
ВВС Республики Сингапур : эксплуатировал 32 F-5, 9 F-5T и 8 истребителей RF-5S в 2011 году. [ 17 ] В основном на пенсию к 2014 году, за исключением нескольких оставшихся для обучения, [ 206 ] Перед выходом на пенсию все в 2015 году. [ 207 ]
Республика Вьетнамских ВВС получила флот из 158 бывших, южнокорейских, иранских и тайваньских борцов за свободу, 10 RF-5A и восемь тренеров F-5B, США также предоставили более новые F-5E Tiger IIS, большинство F -5 были эвакуированы в Таиланд в 1975 году, но многие были захвачены народной армией .
538-я истребительская эскадрилья, да Нанг А.Б., F-5A/B Freedom Fighter
522-я истребительная эскадрилья, Bien Hoa AB, F-5A/B и RF-5A Freedom Fighter
536-я истребительская эскадрилья, Bien Hoa AB, F-5A/B Freedom Fighter и F-5E Tiger II
540-я истребительская эскадрилья, Bien Hoa AB, F-5A Freedom Fighter и F-5e Tiger II
542-я истребительская эскадрилья, Bien Hoa AB, F-5A Freedom Fighter
544-я истребительская эскадрилья, Bien Hoa AB, F-5A Freedom Fighter
716-я разведка эскадрилья, Tan Son Nhut AB, RF-5A Freedom Fighter
F-5E были получены от Вьетнама и режима DERG в Эфиопии для испытаний на производительность и оценочных рейсов. Они были протестированы в фиктивном бою с самолетами MIG-21 и MIG-23, в конечном итоге помогая в разработке MIG-23MLD и MIG-29 . [ 208 ] [ 209 ]
Суданские ВВС : 10 F-5ES и два F-5F были доставлены в 1978 году, один из F-5F был продан Иордании . Кроме того, два F-5 отправились в Судан из Эфиопии во время кризиса Огаден. [ 29 ]
Вьетнамские ВВС (несколько захваченных самолетов Expnaf ) . Один F-5E (S/N 73-00867) был переведен в Советский Союз для оценки рейсов, то есть против MIG-21BIS; 40+ F-5E/F/C были в службе VNAF. [ 211 ] После войны во Вьетнаме вьетнамские силы использовали захваченный флот F-5 против китайских сил во время китайско-вьетнамской войны .
Боевой радиус (запас 20 мин): 120 нми (140 миль; 220 км) с 2 -кратными боковыми ветрами + 5200 фунтов (2400 кг) боеприпаса, с 5 -минутным боем на максимальной мощности на уровне моря
до 3 × 150 /275 галлонов США (570 /1040 л; 125 /229 IMP GAL) Сарджент Флетчер Данные резервуары для перелета парома или длительного времени / время ослабления.
^ 412 F-5 в службе по состоянию на декабрь 2021 года сделали его десятым наиболее распространенным активным истребителем и атакой, составляющей около 3% от военных самолетов в мире. [ 5 ]
^ Обозначение , которое является неофициальным, так как Королевские ВВС Тайской ВВС назначили только на тайском языке, а не на английском языке. [ Цитация необходима ]
^ «Обновление военного самолета: Northrop F-5/T-38». Aviation Week & Space Technology (Aviation Week Intelligence Network), Vol. 175, выпуск 39, 21 ноября 2013 г., с. 89
^ Планкетт, В. Говард. «Когда Громовые птицы летали в громовом сфере». История воздушной энергии, исторический фонд ВВС, Клинтон, Мэриленд, осень 2009, том 56, номер 3, с. 24–25.
^ «Первый F-5 из Fab» [первые F-5S Бразильских ВВС], Airpower (на португальском языке), 1 июля 2011 года, архивировал из оригинала 26 июля 2012 года , 26 января 2012 года .
^ «PAMA-SP 2011: F-5B с« Mike »одеждой » [PAMA-SP 2011: F-5B, одетый как «Mike»], Aerial Power (на португальском), 7 ноября 2011 года, заархивировано из оригинала 4 Ноябрь 2012 года , извлечен 27 декабря 2012 года .
^ Бои, Дэвид. «Познакомьтесь с сучкой Бетти-она сидит в самолете, один из 40 самолетов F-5S, который был обновлен примерно на 6 миллионов долларов за самолет». The Straits Times ( Singapore Press Holdings ), 4 апреля 1999 г., с. 23. Получено: 22 марта 2012 года.
^ «История команды Cincpac 1975» (PDF) . Командир в главном Тихом океане. 7 октября 1976 года. С. 467–70 . Получено 19 января 2024 года . Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
^ Книга: Американские самолеты в Советском Союзе и России, авторы Йефим Гордон, Сергей и Дмитрий Комиссаров. Midland Publishing UK. Стр. 249 на стр. 254 ISBN 978-1-85780-308-2
Автен, Дональд Э. (2008). "Роджер Болл!: Одиссея Джона Монро" Ястреб "Смит, пилот истребителя военно -морского флота .
Брейбрук, Рой (март 1982 г.). «От когтей до челюстей: тигр в Тигершарк». Air International . Тол. 22, нет. 3. С. 111–116, 136–138. ISSN 0306-5634 .
Купер, Том (2017). Горячее небо над Йеменом, том 1: воздушная война над Южно-Аравийским полуостровами, 1962-1994 . Солихалл, Великобритания: Helion & Company Publishing. ISBN 978-1-912174-23-2 .
Купер, Том (2018). Горячий небо над Йеменом, том 2: воздушная война над Южно-Аравийским полуостровами, 1994-2017 . Уорик, Великобритания: Helion & Company Publishing. ISBN 978-1-911628-18-7 .
Купер, Том; Grandolini, Albert (2018). Showdown в Западной Сахаре, том 1: Воздушная война в последней африканской колонии, 1945-1975 . Уорик, Великобритания: Helion & Company Publishing. ISBN 978-1-912390-35-9 .
Купер, Том; Грандлини, Альберт; Fontanellaz, Adrien (2019). Showdown в Западной Сахаре, том 2: Воздушная война в последней африканской колонии, 1975-1991 . Уорик, Великобритания: Helion & Company Publishing. ISBN 978-1-912866-29-8 .
Гилкрист, Пол Т. (1994). Томкат!: История Груммана F-14 .
Gordon, Yefim. Mikoyan Mig-21 . Hersham, Surrey, UK: Ian Allan Publishing, 2008. ISBN 978-1-85780-257-3 .
Хаммонд, Грант Т. Разум войны: Джон Бойд и американская безопасность . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновская институциональная пресса, 2001. ISBN 978-1-58834-178-5 .
Хардинг, Стивен (1990). Самолет армии США с 1947 года . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing. ISBN 1-85310-102-8 .
Хобсон, Крис. Потеря воздуха Вьетнама, ВВС США, военно-морской флот и корпуса морской пехоты в Юго-Восточной Азии 1961–1973 годы. 2001, Midland Publishing. ISBN 1-85780-115-6 .
Дженкинс, Деннис Р. и Тони Р. Лэндис. Экспериментальный и прототип истребителей ВВС США. Северный филиал, Миннесота, США: Специальная пресса, 2008. ISBN 978-1-58007-111-6 .
Джонсен, Фредерик А. (2006). Northrop F-5/F-20/T-38 . Warbird Tech. Тол. 44. Северный филиал, Миннесота: Специальная пресса. ISBN 1-58007-094-9 .
Кнаак, Марсель размер. Энциклопедия самолетов и ракетных систем ВВС США: том 1, бойцы после Второй мировой войны, 1945–1973 . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС, 1978. ISBN 0-912799-59-5 .
Нотт, Крис и Тим Спирман. «Отчет о фото: Ботсвана Силы обороны». International Air Power Review , том 9, лето 2003, с. 76–79. Norwalk, Connecticut, USA: Airtime Publishing. ISBN 1-880588-56-0 . ISSN 1473-9917 .
Озеро, Джон; Хьюсон, Ричард (лето 1996). "Northrop F-5". World Air Power Journal . 25 Лондон: аэрокосмическая публикация: 46–109. ISBN 1-874023-79-4 Полем ISSN 0959-7050 .
Темп, Стив. X-Fighters: ВВС-экспериментальные и прототипные бойцы, XP-59 до YF-23 . Сент -Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1991. ISBN 0-87938-540-5 .
Палок, Джерард (2013). Northrop F-5 Freedom Fighter и Tiger II Париж: Histoire & Collections. ISBN 978-2-35250-276-0 .
Скаттс, Джерри. Northrop F-5/F-20 . Лондон: Ян Аллан, 1986. ISBN 0-7110-1576-7 .
Шоу, Робби. F-5: Warplane для всего мира . Сент -Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1990. ISBN 0-87938-487-5 .
Стюарт, Уильям Г. (1978). Тематическое исследование Northrop F-5 в области дизайна самолетов . Западная Фолс церковь, Вирджиния: Northrop Corporation Aircraft Group.
Томпсон, Уоррен (1996). Skoshi Tiger: Northrop F-5 во Вьетнаме . Крылья славы. Тол. 5. Лондон: аэрокосмическая публикация. С. 4–23. ISBN 1-874023-90-5 Полем ISSN 1361-2034 .
Томпсон, Уоррен Э. (май 2003 г.). «Skoshi Tiger: тест и оценка F-5 Freedom Fighter во Вьетнаме». Энтузиаст воздуха . Тол. 105. С. 13–27. ISSN 0143-5450 .
Toperczer, Istvan. MIG-21 единицы войны во Вьетнаме. Osprey 2001, № 29. ISBN 978-1-84176-263-0 .
Ван Гент, CJ de Northrop NF-5: История NF-5 в Нидерландах . Alkmaar, Нидерланды: De Alk Publishing House, 1992. ISBN 90-6013-518-0 .
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 8df303117f1b42e637c87e88d0d14cf8__1726586400 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/f8/8df303117f1b42e637c87e88d0d14cf8.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Northrop F-5 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)