«Шаттл- Мир» Программа
Программа «Мир» — «Шаттл» | |
Обзор программы | |
---|---|
Страна | |
Организация | |
Статус | Завершенный |
История программы | |
Первый полет | 3 февраля 1994 г. ( СТС-60 ) |
Последний рейс | 2 июня 1998 г. ( СТС-91 ) |
Сайт(ы) запуска | |
Информация об автомобиле | |
Транспортное средство(а) с экипажем |
Часть серии о |
Космическая программа США |
---|
Часть серии статей о |
Советская космическая программа |
---|
Программа Шаттл- Мир» « представляла собой совместную космическую программу из 11 миссий между Россией и Соединенными Штатами, в которой участвовали американские космические корабли , посещающие российскую космическую станцию «Мир» , российские космонавты, летающие на «Шаттле», и американский астронавт, летевший на борту космического корабля «Союз» для участия в длительные экспедиции на борту «Мира» .
Проект, иногда называемый «Первая фаза», был призван позволить Соединенным Штатам перенять российский опыт длительных космических полетов и укрепить дух сотрудничества между двумя странами и их космическими агентствами , Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США. (НАСА) и Федеральное космическое агентство России (Роскосмос). Проект помог подготовить почву для дальнейших совместных космических проектов; в частности, «второй этап» совместного проекта — строительство Международной космической станции (МКС). О программе было объявлено в 1993 году, первая миссия началась в 1994 году, и проект продолжался до запланированного завершения в 1998 году. -продолжительность экспедиций. Помимо запусков космических кораблей «Мир», США также полностью профинансировали и оснастили научным оборудованием модуль «Спектр» (запущен в 1995 году) и Модуль «Природа» (запущен в 1996 году), что делает их де-факто американскими модулями на время действия программы «Шаттл- Мир» . [1]
В течение четырехлетней программы множество новинок в космических полетах обе страны совершили , в том числе первый американский астронавт, стартовавший на борту космического корабля «Союз», самого большого космического корабля , когда-либо собранного в то время в истории, и первый американский выход в открытый космос с использованием российский скафандр «Орлан» .
Программа была омрачена различными опасениями, в частности, безопасностью «Мира» после пожара и столкновения, финансовыми проблемами с ограниченной в средствах российской космической программой и беспокойством астронавтов по поводу отношения администраторов программы. Тем не менее, в результате совместных операций был получен большой объем научных знаний, опыта в строительстве космических станций и знаний для работы в совместном космическом предприятии, что позволило строительству МКС протекать гораздо более гладко, чем могло бы быть в противном случае.
Фон
[ редактировать ]Истоки программы «Шаттл - Мир» можно проследить до испытательного проекта «Аполлон-Союз» 1975 года , результатом которого стала совместная американско-советская миссия в разрядки период холодной войны и стыковка американского космического корабля «Аполлон» и советского «Союза». космический корабль. За этим последовали переговоры между НАСА и «Интеркосмосом» в 1970-х годах о программе «Шаттл- Салют » для запуска миссий «Спейс Шаттл» на Салют космическую станцию , а более поздние переговоры в 1980-х годах даже рассматривали полеты будущих советских шаттлов из программы «Буран». на будущую американскую космическую станцию – эта программа «Шаттл- Салют » так и не была реализована за время существования советской программы «Интеркосмос». [2]
Ситуация изменилась после распада Советского Союза : окончание Холодной войны и космической гонки привело к сокращению финансирования американской модульной космической станции (первоначально называвшейся «Свобода» ), строительство которой планировалось с начала 1980-х годов. [3] С аналогичными бюджетными трудностями столкнулись и другие страны, реализующие проекты космических станций, что побудило американских правительственных чиновников начать переговоры с партнерами в Европе, России, Японии и Канаде в начале 1990-х годов о начале совместного многонационального проекта космической станции. [3] В Российской Федерации , как преемнице большей части Советского Союза и его космической программы, ухудшение экономической ситуации в постсоветском экономическом хаосе привело к растущим финансовым проблемам нынешней российской программы космической станции. Строительство орбитальной станции «Мир-2» взамен устаревшего «Мира» стало иллюзорным, правда, только после того, как был построен ее базовый блок ДОС-8. [3] Эти события привели к объединению бывших противников в программе «Шаттл- Мир» , которая проложила путь к Международной космической станции , совместному проекту с несколькими международными партнерами. [4]
В июне 1992 года американский президент Джордж Буш-старший и президент России Борис Ельцин договорились о сотрудничестве в освоении космоса , подписав Соглашение между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях . Это соглашение предусматривало создание короткого совместного космического проекта, в ходе которого один американский астронавт сядет на российскую космическую станцию «Мир» , а два российских космонавта — на космический корабль «Шаттл». [3]
В сентябре 1993 года вице-президент США Эл Гор-младший и премьер-министр России Виктор Черномырдин объявили о планах создания новой космической станции, которая в конечном итоге стала Международной космической станцией. [5] В рамках подготовки к этому новому проекту они также согласились, что Соединенные Штаты будут активно участвовать в проекте «Мир» в ближайшие годы под кодовым названием «Первая фаза» (строительство МКС будет «Второй фазой»). [6]
Первый полет космического корабля "Шаттл" к "Миру" представлял собой миссию по сближению без стыковки с STS-63 . За этим в ходе проекта последовало девять стыковочных миссий «Шаттл - Мир» , от STS-71 до STS-91 . «Шаттл» менял экипажи и доставлял припасы, а одна миссия, STS-74 стыковочный модуль и пару солнечных батарей , доставила на «Мир» . Также проводились различные научные эксперименты, как на полетах шаттла, так и длительно на борту станции. В рамках проекта также были запущены два новых модуля — «Спектр» и «Природа» на «Мир» , которые использовались американскими астронавтами в качестве жилых помещений и лабораторий для проведения большей части своих научных исследований на борту станции. Эти миссии позволили НАСА и Роскосмосу многое узнать о том, как лучше всего работать с международными партнерами в космосе и как минимизировать риски, связанные со сборкой крупной космической станции на орбите, как это пришлось бы сделать с МКС. [7] [8]
Этот проект также послужил политической уловкой со стороны американского правительства, предоставив НАСА дипломатический канал для участия в финансировании катастрофически недостаточно финансируемой российской космической программы. Это, в свою очередь, позволило новому российскому правительству сохранить работу «Мира» в дополнение к российской космической программе в целом, гарантируя, что российское правительство останется дружественным по отношению к Соединенным Штатам. [9] [10]
Приращения
[ редактировать ]Помимо полетов «Шаттла» на «Мир» , на первом этапе также были представлены семь «Инкрементов» на борту станции, длительных полетов на борту «Мира» американских астронавтов. Семь астронавтов, принимавших участие в «Приращениях», Норман Тагард , Шеннон Люсид , Джон Блаха , Джерри Линенджер , Майкл Фоул , Дэвид Вольф и Эндрю Томас , были по очереди доставлены в Звездный городок в России , чтобы пройти подготовку по различным аспектам космического полета. эксплуатация «Мир» и космических кораблей «Союз» , используемых для перевозки на станцию и обратно. Астронавты также получили практику выходов в открытый космос за пределы «Мира» и уроки русского языка , который будет использоваться на протяжении всей миссии для общения с другими космонавтами на борту станции и Центра управления полетами в России, ЦУП . [10]
Во время своих экспедиций на борту «Мира» космонавты проводили различные эксперименты, в том числе выращивание сельскохозяйственных культур и кристаллов, а также сделали сотни фотографий Земли . Они также помогали в обслуживании и ремонте устаревшей станции после различных инцидентов, связанных с пожарами, столкновениями, потерями электроэнергии, неконтролируемыми вращениями и утечками токсичных веществ. В целом американские астронавты проведут на борту «Мира» почти тысячу дней , что позволит НАСА узнать много нового о длительных космических полетах, особенно в области психологии астронавтов и о том, как лучше всего составить график экспериментов для экипажей на борту космических станций. [9] [10]
Мне
[ редактировать ]«Мир» был построен в период с 1986 по 1996 год и стал первой в мире модульной космической станцией. Это была первая постоянно обитаемая долгосрочная исследовательская станция в космосе, и ранее она была рекордсменом по продолжительности непрерывного пребывания человека в космосе - на восемь дней меньше десяти лет. Мира Целью « » было создание большой и пригодной для жизни научной лаборатории в космосе, и благодаря ряду проектов сотрудничества, включая «Интеркосмос» и «Шаттл- Мир» , она стала доступной на международном уровне для космонавтов и астронавтов из многих разных стран. Станция просуществовала до 23 марта 2001 года, после чего была намеренно выведена с орбиты и развалилась при входе в атмосферу. [3]
«Мир» был основан на серии космических станций «Салют» , ранее запущенных Советским Союзом (семь космических станций «Салют» были запущены с 1971 года), и обслуживался в основном космическими кораблями «Союз» с российским экипажем и «Прогресс» грузовыми кораблями . Ожидалось, что космический челнок «Буран» посетит «Мир» , но его программа была отменена после его первого беспилотного космического полета. При посещении американских космических кораблей использовался стыковочный воротник андрогинной периферической системы крепления, первоначально разработанный для Бурана, установленный на кронштейне, первоначально разработанном для использования с американской космической станцией «Свобода» . [3]
Когда космический челнок пристыковался к Миру , временное расширение жилых и рабочих помещений составило комплекс, который на тот момент был крупнейшим в мире космическим кораблем с общей массой 250 метрических тонн (250 длинных тонн ; 280 коротких тонн ). [3] [11]
Космический шаттл
[ редактировать ]Спейс Шаттл — корабль частично многоразового использования низкоорбитальный космический , который эксплуатировался с 1981 по 2011 год Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) в рамках программы «Спейс шаттл» . Ее официальное название программы было «Космическая транспортная система» (STS) , взятое из плана 1969 года по созданию системы многоразовых космических кораблей , из которых она была единственным элементом, финансируемым для разработки. [12] Первый из четырех орбитальных испытательных полетов произошел в 1981 году, а эксплуатационные полеты начались в 1982 году. Помимо прототипа, завершение которого было отменено, было построено пять полных систем «Шаттл», которые с 1981 по 2011 год использовались в общей сложности в 135 миссиях, запущенных на орбиту. из Космического центра Кеннеди (KSC) во Флориде. Общее время полета шаттла составило 1322 дня, 19 часов, 21 минуту и 23 секунды. [13]
«Шаттл» выносил на различные орбиты крупные полезные грузы, а в рамках программ «Шаттл- Мир» и МКС обеспечивал ротацию экипажей и доставлял на станции различное снабжение, модули и оборудование. Каждый шаттл был рассчитан на прогнозируемый срок службы 100 запусков или 10 лет эксплуатации. [14] [15]
было совершено девять стыковочных миссий к «Миру» С 1995 по 1997 год во время «первой фазы» : космический корабль «Атлантис» семь раз пристыковывался к «Миру» , причем каждый из «Дискавери» и «Индевор» совершил по одной стыковочной миссии к «Миру» . Поскольку космический шаттл «Колумбия» был самым старым и тяжелым из флота, он не подходил для эффективных операций при наклоне «Мира » (а позже и МКС ) в 51,6 градуса - поэтому «Колумбия» не была оснащена необходимым внешним шлюзовым шлюзом и системой орбитальной стыковки. и никогда не летал на космическую станцию. [16] [17] [18]
Хронология
[ редактировать ]Начало нового сотрудничества (1994 г.)
[ редактировать ]Первый этап программы «Шаттл- Мир» начался 3 февраля 1994 года с запуска космического корабля « Дискавери» в рамках его 18-го полета STS-60 . Восьмидневная миссия стала первым полетом шаттла в том году, первым полетом российского космонавта на Сергея Крикалёва борту американского шаттла и ознаменовала начало расширения сотрудничества в космосе между двумя странами, спустя 37 лет после космической гонки. началось. [19] Эта миссия , являющаяся частью международного соглашения о полетах человека в космос, стала вторым полетом герметичного модуля Spacehab и ознаменовала сотый полет полезной нагрузки « Getaway Special », полетевшей в космос. Основной полезной нагрузкой миссии был Wake Shield Facility (или WSF), устройство, предназначенное для создания новых полупроводниковых пленок для современной электроники. WSF управлялся в конце руки Discovery роботизированной на протяжении всего полета. В ходе миссии астронавты на борту «Дискавери» также провели различные эксперименты на борту модуля Spacehab в отсеке полезной нагрузки орбитального аппарата и приняли участие в прямой двунаправленной аудио- и видеосвязи между собой и тремя космонавтами на борту «Мира» Валерием Поляковым . Виктор Афанасьев и Юрий Усачев (летающие экспедиции «Мир» ЛД-4 и ЭО-15). [16] [20] [21]
Америка прибывает на Мир (1995)
[ редактировать ]1995 год начался с запуска космического корабля " Дискавери" 3 февраля. Миссия "Дискавери", STS-63 , стала вторым полетом космического корабля "Шаттл" в программе и первым полетом шаттла с женщиной-пилотом Эйлин Коллинз . получившего название «околомирской » В ходе восьмидневного полета, миссии, произошло первое сближение космического корабля «Шаттл» с «Миром» , когда российский космонавт Владимир Титов и остальная часть экипажа «Дискавери » приблизились к «Миру» на расстояние 37 футов (11 м). . После встречи Коллинз совершил облет станции. Миссия, являвшаяся генеральной репетицией первой стыковочной миссии в программе, STS-71 , также провела тестирование различных методов и оборудования, которые будут использоваться во время последующих стыковочных миссий. [20] [22] [23]
Через пять недель после полета «Дискавери » 14 марта запуск корабля «Союз ТМ-21» доставил экспедицию ЭО-18 на Мир . В состав экипажа вошли космонавты Владимир Дежуров и Геннадий Стрекалов, а также астронавт НАСА Норман Тагард , ставший первым американцем, полетевшим в космос на корабле "Союз" . В ходе 115-дневной экспедиции научный модуль «Спектр» (который служил жилым и рабочим пространством для американских астронавтов) был запущен на борту ракеты «Протон» и пристыкован к «Миру» . «Спектр» перевез более 1500 фунтов (680 кг) исследовательского оборудования из Америки и других стран. Экипаж экспедиции вернулся на Землю на борту космического корабля « Атлантис» после первой стыковки «Шаттл- Мир» во время миссии STS-71 . [3] [9] [24]
Основные задачи STS-71, запущенного 27 июня, заключались в том, чтобы космический корабль "Атлантис" сблизился и выполнил первую стыковку американского космического корабля "Шаттл" со станцией. 29 июня «Атлантис» успешно состыковался с «Миром» , став первым американским космическим кораблем, состыковавшимся с российским космическим кораблем после испытательного проекта «Аполлон-Союз» в 1975 году. [25] «Атлантис» доставил космонавтов Анатолия Соловьева и Николая Бударина , которые составят экипаж экспедиции ЭО-19, а также забрал астронавта Нормана Тагарда и космонавтов Владимира Дежурова и Геннадия Стрекалова из экипажа экспедиции ЭО-18. «Атлантис» также провела на орбите совместные американо-российские исследования в области медико-биологических наук на борту модуля Spacelab и осуществила материально-техническое снабжение станции. [20] [26] [27]
Последний полет шаттла 1995 года, STS-74 , начался с запуска космического корабля "Атлантис" 12 ноября и доставил стыковочный модуль на Мир российского производства , а также новую пару солнечных батарей и другие аппаратные средства для модернизации станции. Стыковочный модуль был разработан для обеспечения большего пространства для шаттлов и предотвращения любых столкновений с солнечными батареями «Мира » во время стыковки - проблема, которая была решена во время STS-71 путем перемещения модуля «Кристалл» в другое место на станции. Модуль, прикрепленный к стыковочному порту «Кристалла » , исключил необходимость этой процедуры в дальнейших миссиях. В ходе полета на «Мир» было доставлено около 1000 фунтов (450 кг) воды , а экспериментальные образцы, включая кровь, мочу и слюну, были перевезены на Атлантиду для возвращения на Землю. [20] [28] [29] [30]
Priroda (1996)
[ редактировать ]Постоянное присутствие США на борту «Мира» началось в 1996 году с запуском «Атлантиды» 22 марта в рамках миссии STS-76 астронавтка «Второго приращения» Шеннон Люсид , когда на станцию была переведена . STS-76 был третьей стыковочной миссией к "Миру" , которая также продемонстрировала логистические возможности за счет развертывания модуля Spacehab и размещения экспериментальных пакетов на борту Мира стыковочного модуля " " , что ознаменовало первый выход в открытый космос , произошедший вокруг пристыкованных аппаратов. Выходы в открытый космос, осуществленные из кабины экипажа « Атлантиса » , предоставили астронавтам ценный опыт для подготовки к последующим сборочным полетам на Международную космическую станцию . [31]
Люсид стала первой американкой, жившей на станции, и после шестинедельного продления срока действия ее «Инкремента» из-за проблем с твердотопливными ракетными ускорителями «Шаттл » ее 188-дневный полет установил рекорд США по одному космическому полету. Во время пребывания Люцида на борту «Мира» был пристыкован модуль «Природа» с американским научным оборудованием весом около 2200 фунтов (1000 кг) к «Миру» . Люсид использовал Природу и Спектр для проведения 28 различных научных экспериментов, а также в качестве жилых помещений. [20] [32]
Ее пребывание на борту «Мира» завершилось полетом «Атлантиды» на STS-79 , который стартовал 16 сентября. STS-79 стал первой миссией «Шаттла», несущей двойной модуль Spacehab. перевезено более 4000 фунтов (1800 кг) припасов На «Мир» , включая воду, вырабатываемую Атлантиды было топливными элементами , а также эксперименты, включающие исследования сверхпроводников , развитие хрящей и другие биологические исследования. Около 2000 фунтов (910 кг) экспериментальных образцов и оборудования также были перевезены обратно с «Мира» на «Атлантис» , что сделало всю пересылку самой обширной на данный момент. [33]
Это, четвертая стыковка, также привела к тому, что Джон Блаха перешел на Мир, чтобы занять свое место в качестве постоянного астронавта Инкремента. Его пребывание на станции улучшило работу в нескольких областях, включая процедуры передачи пристыкованного космического корабля, процедуры «передачи» для длительных американских членов экипажа и любительскую радиосвязь «любителей».
За время его пребывания на борту было совершено два выхода в открытый космос. Их цель состояла в том, чтобы удалить разъемы электропитания , построенной 12 лет назад, из солнечной батареи на базовом блоке и повторно подключить кабели к более эффективным новым солнечным батареям. В общей сложности Блаха провел четыре месяца с экипажем космонавтов Мир-22, занимаясь исследованиями в области материаловедения , гидрологии и науки о жизни , прежде чем вернуться на Землю в следующем году на борту «Атлантиды» на STS-81 . [20] [34]
Пожар и столкновение (1997)
[ редактировать ]В 1997 году STS-81 заменил астронавта Инкремента Джона Блаху на Джерри Линенджера после 118-дневного пребывания Блахи на борту «Мира» . Во время пятой стыковки шаттла экипаж «Атлантиды» доставил припасы на станцию и вернул на Землю первые растения, завершившие жизненный цикл в космосе; урожай пшеницы, посаженный Шеннон Люсид. За пять дней спаренных операций экипажи перевезли на « Мир» 2400 фунтов (1100 кг) материалов почти 6000 фунтов (2700 кг) материально-технического имущества и обратно в Атлантиду — (на тот момент наибольшее количество материалов было передано между двумя космическими кораблями). [35]
Экипаж STS-81 также испытал систему виброизоляции и стабилизации (TVIS) «Беговая дорожка шаттла», предназначенную для использования в «Звезда» модуле Международной космической станции. Небольшие реактивные двигатели шаттла были запущены во время стыковочных операций для сбора инженерных данных для «перезагрузки» МКС. После расстыковки «Атлантис» совершил облет «Мира» , оставив Линенджера на борту станции. [20] [35]
Во время своего «Инкремента» Линенджер стал первым американцем, вышедшим в открытый космос с иностранной космической станции, и первым, кто испытал скафандр «Орлан-М» российского производства вместе с российским космонавтом Василием Циблиевым . Все три члена экипажа экспедиции ЭО-23 совершили «облет» на корабле «Союз», сначала отстыковавшись от одного стыковочного узла станции, а затем вручную подлетев к капсуле и перестыковав ее в другом месте. Это сделало Линенджера первым американцем, отстыковавшимся от космической станции на борту двух разных космических кораблей («Шаттл» и «Союз»). [24]
Линенджер и его российские товарищи по команде Василий Циблиев и Александр Лазуткин столкнулись с рядом трудностей во время миссии. В их число входили сильнейший пожар на борту орбитального космического корабля (вызванный резервным устройством генерации кислорода), отказы различных бортовых систем, близкое столкновение с грузовым кораблем снабжения «Прогресс» во время дальних испытаний системы ручной стыковки и полная гибель корабля. электроэнергии станции. Сбой в подаче электроэнергии также привел к потере ориентации , что привело к неконтролируемому «кувырку» в пространстве. [3] [9] [10] [20]
Следующим астронавтом НАСА, оставшимся на Мире, был Майкл Фоул . Фоул и специалист российской миссии Елена Кондакова поднялись на борт «Мира» из «Атлантиды» в рамках миссии STS-84 . Экипаж STS-84 передал между двумя космическими кораблями 249 предметов, а также воду, экспериментальные образцы, расходные материалы и оборудование. Одним из первых объектов, переданных на «Мир», стала кислородная установка «Электрон». Атлантис трижды останавливался во время отхода назад во время расстыковки 21 мая. Целью был сбор данных с европейского сенсорного устройства, предназначенного для будущего сближения ATV) ЕКА ( автоматического транспортного средства с Международной космической станцией. [20] [36]
«Приращение Фоула» протекало вполне нормально до 25 июня, когда корабль снабжения столкнулся с солнечными батареями на модуле «Спектр» во время второго испытания системы ручной стыковки «Прогресс» TORU. Внешняя оболочка модуля получила удар и дырку, в результате чего на станции упало давление. Это была первая разгерметизация на орбите в истории космических полетов. Экипаж быстро перерезал кабели, ведущие к модулю, и закрыл люк «Спектра », чтобы исключить необходимость покидать станцию на спасательной шлюпке «Союз». Их усилия стабилизировали давление воздуха на станции, в то время как давление в «Спектре» , где находились многие эксперименты Фоула и личные вещи, упало до вакуума. К счастью, еда, вода и другие жизненно важные запасы хранились в других модулях, а усилия Фоула и научного сообщества по спасению и перепланировке свели к минимуму потерю исследовательских данных и возможностей. [9] [20]
Пытаясь восстановить часть энергоснабжения и систем, потерянных после изоляции «Спектра» , и попытаться определить место утечки, « Мира » новый командир Анатолий Соловьев и бортинженер Павел Виноградов провели спасательную операцию позже в ходе миссии. Они вошли в пустой модуль во время так называемого выхода в открытый космос «IVA», проверив состояние оборудования и проложив кабели через специальный люк от систем «Спектра » к остальной части станции. После этих первых расследований Фоул и Соловьев провели 6-часовой выход в открытый космос на поверхность «Спектра» для проверки поврежденного модуля. [20] [37]
После этих инцидентов Конгресс США и НАСА рассмотрели вопрос о том, стоит ли отказываться от программы из-за беспокойства о безопасности астронавтов, но администратор НАСА Дэниел Голдин решил продолжить программу. [10] Следующий полет на «Мир» , STS-86 , доставил астронавта «Инкремента» Дэвида Вольфа на станцию .
STS-86 выполнил седьмую стыковку "Шаттла" с "Миром" , последнюю в 1997 году. Во время Атлантиды пребывания " " члены экипажа Титов и Паразинский провели первый совместный американо-российский выход в открытый космос во время миссии "Шаттла" и первый, в котором россиянин был одет в американскую американскую форму. скафандр. Во время пятичасового выхода в открытый космос пара прикрепила к стыковочному модулю крышку солнечной батареи весом 121 фунт (55 кг) для будущей попытки членов экипажа перекрыть утечку в корпусе «Спектра » . Миссия вернула Фоула на Землю вместе с образцами, оборудованием и старым кислородным генератором «Электрон» и высадила Вольфа на Станцию, готового к его 128-дневному приращению. Первоначально Вольф должен был стать последним астронавтом Мира , но был выбран для участия в Инкременте вместо астронавта Венди Лоуренс . Лоуренс был признан не допущенным к полету из-за изменения российских требований после столкновения с транспортным средством "Прогресс". Новые правила требовали, чтобы все члены экипажа «Мира» прошли подготовку и были готовы к выходам в открытый космос, но российский скафандр не смог быть подготовлен для Лоуренса к запуску. [20] [38]
Первая фаза закрывается (1998)
[ редактировать ]Последний год Первой фазы начался с полета космического корабля « Индевор » на STS-89 . Миссия доставила космонавта Салижана Шарипова на Мир и заменила Дэвида Вольфа на Энди Томаса после 119-дневного приращения Вольфа. [20] [39]
Во время своего «Инкремента», последнего в программе, Томас работал над 27 научными исследованиями в области передовых технологий, наук о Земле , наук о жизни человека, исследований микрогравитации и снижения рисков на МКС. Его пребывание на «Мире» , считавшееся самым гладким из всей программы первой фазы, сопровождалось еженедельными «Письмами с аванпоста» от Томаса и преодолело два рубежа продолжительности космического полета — 815 дней подряд в космосе американских астронавтов с момента запуска «Шеннон Люсид» на орбите. Миссия STS-76 в марте 1996 года и 907 дней пребывания на Мире американских астронавтов, начиная с поездки Нормана Тагарда на Мир в марте 1995 года. [20] [40]
Томас вернулся на Землю во время последней миссии Шаттла- Мир , STS-91 . Миссия завершила первый этап: экипажи ЭО-25 и СТС-91 доставили воду на «Мир» и обменяли почти 4700 фунтов (2100 кг) грузовых экспериментов и припасов между двумя космическими кораблями. Многолетние американские эксперименты, проводившиеся на борту «Мира», также были перенесены на «Дискавери» . Люки были закрыты для расстыковки в 9:07 по восточному летнему времени (EDT) 8 июня, а космический корабль отделился в 12:01 по восточному времени в тот же день. [20] [41] [42]
Фаза вторая и третья: МКС (1998 – настоящее время)
[ редактировать ]С приземлением «Дискавери» 12 июня 1998 года первая фаза программы завершилась. Методы и оборудование, разработанные в ходе программы, помогли разработать второй этап: первоначальную сборку Международной космической станции (МКС). Прибытие «Дестини» лабораторного модуля в 2001 году ознаменовало окончание второго этапа и начало третьего этапа — окончательного оснащения станции, завершенного в 2012 году. [43]
В 2015 году была завершена реконфигурация американского сегмента, чтобы его стыковочные порты могли принимать спонсируемые НАСА коммерческие экипажи, которые, как ожидается, начнут посещать МКС в 2018 году. [44]
По состоянию на июнь 2015 г. [update]МКС имеет герметичный объем 915 кубических метров (32 300 кубических футов), а ее герметичные модули имеют общую длину 51 метр (167 футов), а также большую ферменную конструкцию длиной 109 метров (358 футов), что делает ее самым большим космическим кораблем. когда-либо собранный. [45] Завершенная станция состоит из пяти лабораторий и способна обслуживать шесть членов экипажа. Готовая станция с обитаемым объемом более 332 кубических метров (11 700 куб футов) и массой 400 000 кг (880 000 фунтов) почти вдвое превышает размер объединенного космического корабля «Шаттл- Мир» . [45]
Второй и третий этапы предназначены для продолжения как международного сотрудничества в космосе, так и научных исследований в условиях невесомости, особенно в отношении длительных космических полетов. К весне 2015 года Роскосмос , НАСА и Канадское космическое агентство (CSA) договорились продлить миссию МКС с 2020 на 2024 год. [46]
В 2018 году этот срок был продлен до 2030 года. [47] Результаты этого исследования дадут значительную информацию для длительных экспедиций на Луну и полетов на Марс . [48]
После преднамеренного спуска «Мира» с орбиты 23 марта 2001 года МКС стала единственной космической станцией на орбите вокруг Земли. [49] Это звание она сохраняла до запуска китайской космической лаборатории «Тяньгун-1» 29 сентября 2011 года. [50]
продолжает Наследие Мира жить на станции, объединяя пять космических агентств для исследования и позволяя этим космическим агентствам подготовиться к следующему прыжку в космос, на Луну, Марс и за его пределы. [51]
Полный список Шаттла- Мир миссий
[ редактировать ]Миссия | Дата запуска | Трансфер | Пластырь | Экипаж | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
СТС-60 | 3 февраля 1994 г. | Открытие | Чарльз Болден | Кеннет Райтлер | Н.Ян Дэвис | Рональд Сега | Франклин Чанг Диас | Сергей Крикалев | Первый российский космонавт на космическом корабле США | Развернут объект Wake Shield | Несет SpaceHab. одиночный модуль | |
СТС-63 | 3 февраля 1995 г. | Открытие | Джеймс Уэтерби | Эйлин Коллинз | Бернард Харрис | К. Майкл Фоул | Дженис Восс | Владимир Титов | Первая встреча шаттла с Миром | |
Soyuz TM-21 | 14 марта 1995 г. | Vladimir Dezhurov | Gennady Strekalov | Норман Тагард | Первый американский астронавт на российском космическом корабле | Доставлен экипаж Мир-ЭО-18 | Доставлен Норман Тагард на длительное пребывание | ||
СТС-71 | 27 июня 1995 г. | Атлантида | Роберт Гибсон | Чарльз Прекорт | Эллен Бейкер | Грегори Харбо | Бонни Данбар | Anatoly Solovyev | Николай Бударин | Стыковка Первого Шаттла – Мир | Доставлен экипаж Мира ЭО-19 | Вернулся экипаж Мира ЭО-18 | |
СТС-74 | 12 ноября 1995 г. | Атлантида | Кеннет Кэмерон | Джеймс Хэлселл | Крис Хэдфилд | Джерри Росс | Уильям С. Макартур | Доставлен «Мир» стыковочный модуль | Хэдфилд стал первым и единственным канадцем, посетившим Мир. | |
СТС-76 | 22 марта 1996 г. | Атлантида | Кевин Чилтон | Ричард Сирфосс | Рональд Сега | Майкл Клиффорд | Линда Годвин | Шеннон Люсид | Доставлен Шеннон Люсид на длительное пребывание | Несет одиночный модуль SpaceHab. | |
СТС-79 | 16 сентября 1996 г. | Атлантида | Уильям Ридди | Терренс Уилкатт | Джей Апт | Томас Акерс | Карл Вальц | Джон Блаха | Первый полет двойного модуля SpaceHab | Доставлен Джон Блаха на длительный срок | Вернулась Шеннон Люсид из длительного пребывания | |
СТС-81 | 12 января 1997 г. | Атлантида | Майкл Бейкер | Брент Джетт | Питер Висофф | Джон Грансфельд | Марша Айвинс | Джерри Линенджер | Доставлен Джерри Линенджер на длительное пребывание | Вернулся Джон Блаха из длительного пребывания | |
СТС-84 | 15 мая 1997 г. | Атлантида | Чарльз Прекорт | Эйлин Коллинз | Жан-Франсуа Клервуа | Карлос Норьега | Эдвард Лу | Yelena Kondakova | К. Майкл Фоул | Доставлен Майкл Фоул на длительное пребывание | Джерри Линенджер вернулся из длительного пребывания | |
СТС-86 | 26 сентября 1997 г. | Атлантида | Джеймс Уэтерби | Майкл Блумфилд | Владимир Титов | Скотт Паразински | Жан-Лу Кретьен | Венди Лоуренс | Дэвид Вольф | Владимир Титов стал первым российским космонавтом, использовавшим электропоезд | Доставлен Дэвид Вольф на длительный срок | Вернулся Майкл Фоул из длительного пребывания | |
СТС-89 | 31 января 1998 г. | Стараться | Терренс Уилкатт | Джо Эдвардс | Джеймс Ф. Рейли | Майкл Андерсон | Бонни Данбар | Салижан Шарипов Эндрю Томас | Доставлен Эндрю Томас на длительный срок | Вернулся Дэвид Вольф из длительного пребывания | |
СТС-91 | 2 июня 1998 г. | Открытие | Чарльз Прекорт | Доминик Падвилл Гори | Франклин Чанг Диас | Венди Лоуренс | Джанет Дизайн | Valery Ryumin | Последняя миссия шаттла "Мир" | Вернулся Эндрю Томас из длительного пребывания |
Споры
[ редактировать ]Безопасность и научная отдача
[ редактировать ]Критика программы в первую очередь касалась безопасности стареющего «Мира» , особенно после пожара на борту станции и столкновения с судном снабжения «Прогресс» в 1997 году. [10]
Пожар, вызванный неисправностью резервного твердотопливного генератора кислорода (СФОГ), длился, по разным данным, от 90 секунд до 14 минут и образовал большое количество токсичного дыма, который заполнял станцию около 45 минут. Это заставило экипаж надеть респираторы, но некоторые из первоначально надетых респираторных масок были сломаны. Огнетушители , установленные на стенках модулей, были неподвижны. Пожар произошел во время смены экипажа, поэтому на станции находилось шесть человек вместо обычных трех. Доступ к одной из пристыкованных спасательных шлюпок «Союза» был заблокирован, что не позволило бы половине экипажа спастись. Подобный инцидент произошел в более ранней экспедиции «Мира» , хотя в этом случае СФОГ горел всего несколько секунд. [9] [10]
Инциденты с угрозами и столкновениями создали дополнительные проблемы безопасности. Оба были вызваны выходом из строя одного и того же оборудования — ручной стыковочной системы TORU, которая в то время проходила испытания. Испытания были проведены для того, чтобы оценить эффективность стыковки на большие расстояния и дать возможность обездоленным россиянам снять "Курс" с кораблей "Прогресс" дорогую автоматическую систему стыковки .
После столкновения НАСА и Российское космическое агентство созвали многочисленные советы по безопасности, которые должны были определить причину аварии. По мере продвижения расследований результаты двух космических агентств начали двигаться в разных направлениях. В результатах НАСА виновата стыковочная система TORU, поскольку она требовала от астронавта или космонавта, ответственного за стыковку «Прогресса», без какой-либо телеметрии или наведения. Однако в результатах Российского космического агентства возложили ответственность за аварию на ошибку экипажа, обвинив собственного космонавта в неправильном расчете расстояния между «Прогрессом» и космической станцией. [52] Результаты Российского космического агентства подверглись резкой критике, даже со стороны их собственного космонавта Циблиева, на которого они возложили вину. Во время своей первой пресс-конференции после возвращения на Землю космонавт выразил свой гнев и неодобрение, заявив: «Здесь, в России, существует давняя традиция искать козлов отпущения». [53]
Аварии также усилили все более громкую критику надежности стареющей станции. Астронавт Блейн Хаммонд заявил, что его опасения по поводу безопасности «Мира» были проигнорированы представителями НАСА и что записи совещаний по безопасности «исчезли из запертого хранилища». [54] Первоначально «Мир» был рассчитан на пять лет полета, но в конечном итоге пролетел в три раза дольше. Во время первой фазы и после нее станция показывала свой возраст: постоянные компьютерные сбои, отключения электроэнергии, неконтролируемые падения в космосе и протекающие трубы были постоянной проблемой для экипажей. Беспокойство также вызывали различные поломки на «Мире » кислородной системы «Электрон» . Эти поломки привели к тому, что экипажи стали все больше полагаться на системы SFOG, вызвавшие пожар в 1997 году. Системы SFOG продолжают оставаться проблемой на борту МКС. [9]
Еще одним спорным вопросом стал масштаб фактической научной отдачи, особенно после потери научного модуля «Спектр» . Астронавты, менеджеры и различные представители прессы жаловались, что преимущества программы перевешиваются рисками, связанными с ней, особенно учитывая тот факт, что большинство научных экспериментов США проводились внутри дырявого модуля. Таким образом, большой объем американских исследований был недоступен, что уменьшало возможности научных исследований. [55] Проблемы безопасности заставляли НАСА в разное время пересматривать будущее программы. В конце концов агентство решило продолжить и подверглось критике со стороны различных СМИ по поводу этого решения. [56]
Отношения
[ редактировать ]Отношение российской космической программы и НАСА к первому этапу также вызвало беспокойство у участвовавших в нем астронавтов. Из-за финансовых проблем России многие сотрудники ЦУП считали , что оборудование миссии и продолжение «Мира» важнее, чем жизни космонавтов на борту станции. По сути, программа выполнялась совсем иначе по сравнению с американскими программами: дни космонавтов планировались с точностью до минуты, действия (например, стыковка), которые пилоты шаттлов выполняли вручную, все выполнялись автоматически, а космонавты получали зарплату. состыкованы, если они допустили какие-либо ошибки во время полета. и в предыдущих космических миссиях американцы узнали На борту «Скайлэба» , что такой уровень контроля непродуктивен, и с тех пор сделали планы миссий более гибкими. Русские, однако, не сдвинулись с места, и многие посчитали, что из-за этого было потеряно значительное количество рабочего времени. [9] [57]
После двух аварий в 1997 году астронавт Джерри Линенджер почувствовал, что российские власти попытались скрыть значимость инцидентов, опасаясь, что американцы откажутся от партнерства. Большая часть этого «сокрытия» заключалась в кажущемся впечатлении, что американские астронавты на самом деле не были «партнерами» на борту станции, а были «гостями». Сотрудники НАСА несколько часов не узнавали о пожаре и столкновении и оказались в стороне от процессов принятия решений. НАСА стало более активно вмешиваться в аварию, когда российские диспетчеры миссии намеревались полностью возложить вину за аварию на Василия Циблиева . И только после значительного давления со стороны НАСА эта позиция была изменена. [9] [10]
В разное время в ходе программы менеджеры и сотрудники НАСА оказывались ограниченными в ресурсах и рабочей силе, особенно когда готовился второй этап, и им было трудно добиться чего-либо от администрации НАСА. Особая область разногласий касалась назначения экипажей на миссии. Многие астронавты утверждают, что метод отбора не позволял наиболее опытным людям выполнять роли, для которых они лучше всего подходили. [9] [10] [58]
Финансы
[ редактировать ]После распада Советского Союза несколькими годами ранее российская экономика медленно разрушалась, а бюджет освоения космоса сократился примерно на 80%. До и после первого этапа большая часть космических финансов России поступала от полетов астронавтов из Европы и других стран: одна японская телекомпания заплатила 9,5 миллионов долларов за то, чтобы один из ее репортеров, Тоёхиро Акияма , полетел на борту «Мира» . [9] К началу первого этапа миссии космонавтов регулярно продлевали, чтобы сэкономить на ракетах-носителях, шестилетние полеты «Прогресса» сократились до трех, и существовала явная вероятность того, что «Мир» будет продан примерно за 500 миллионов долларов. [9]
Критики утверждали, что контракт НАСА с Россией на 325 миллионов долларов был единственным, что поддерживало российскую космическую программу, и только космический шаттл удерживал "Мир" на высоте. НАСА также пришлось заплатить огромную сумму за учебные пособия и оборудование, используемые астронавтами в Звездном городке . [10] Проблемы достигли апогея, когда канал ABC Nightline сообщил, что существует явная возможность растраты американских финансов российскими властями с целью строительства комплекса новых домов для космонавтов в Москве , или что строительные проекты финансировались русской мафией. . Администратора НАСА Голдина пригласили на Nightline защитить дома, но он отказался от комментариев. В Управлении внешних связей НАСА заявили: «То, что Россия делает со своими деньгами, — это их дело». [9] [59]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .
- ^ НАСА.gov . Проверено 27 ноября 2020 г.
- ^ s:Mir Hardware Heritage/Part 2 - Almaz, Salyut, and Mir#2.1.6 Shuttle-Salyut (1973-1978; 1980s)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Дэвид Харланд (30 ноября 2004 г.). История космической станции «Мир» . Нью-Йорк: Springer-Verlag New York Inc. ISBN 978-0-387-23011-5 .
- ^ Аль-Хатиб, Талал (22 февраля 2016 г.). «30 лет спустя: Наследие космической станции «Мир» . Space.com . Архивировано из оригинала 16 мая 2023 года . Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ Донна Хейвилин (21 июня 1994 г.). « Космическая станция: влияние возросшей роли России на финансирование и исследования » (PDF) . Счетная палата правительства . Архивировано (PDF) из оригинала 21 июля 2011 г. Проверено 3 ноября 2006 г.
- ^ Ким Дисмукес (4 апреля 2004 г.). «История Шаттла – Мира/Предпосылки/Как началась «Фаза 1»» . НАСА. Архивировано из оригинала 16 ноября 2001 года . Проверено 12 апреля 2007 г.
- ^ Ким Дисмукес (4 апреля 2004 г.). «Шаттл-Мир: История/Добро пожаловать/Цели» . НАСА. Архивировано из оригинала 13 ноября 2001 года . Проверено 12 апреля 2007 г.
- ^ Джордж К. Нилд и Павел Михайлович Воробьев (январь 1999 г.). Совместный отчет программы первого этапа (PDF) (Отчет). НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 17 ноября 2004 г. Проверено 30 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Брайан Берроу (7 января 1998 г.). Стрекоза: НАСА и кризис на борту Мира . Лондон, Великобритания: ISBN компании Fourth Estate Ltd. 978-1-84115-087-1 . АСИН 1841150878 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Линенджер, Джерри (1 января 2001 г.). За пределами планеты: пережить пять опасных месяцев на борту космической станции «Мир» . Нью-Йорк, США: МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-137230-5 . АСИН 007137230X .
- ^ Дэвид С. Ф. Портри (март 1995 г.). «Мирское аппаратное наследие» (PDF) . Технический отчет NASA Sti/Recon N. 95 : 23249. Архивировано из оригинала (PDF) 7 сентября 2009 года . Проверено 30 марта 2007 г.
- ^ Лауниус, Роджер Д. «Отчет космической оперативной группы, 1969» . НАСА. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 г. Проверено 15 августа 2019 г.
- ^ Малик, Тарик (21 июля 2011 г.). «Спейс шаттл НАСА в цифрах: 30 лет иконы космических полетов» . Space.com. Архивировано из оригинала 23 мая 2019 года . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ Джим Уилсон (5 марта 2006 г.). «Основы челнока» . НАСА. Архивировано из оригинала 3 октября 2009 года . Проверено 21 сентября 2009 г.
- ^ Дэвид М. Харланд (5 июля 2004 г.). История космического корабля . Спрингер-Праксис. ISBN 978-1-85233-793-3 .
- ^ Jump up to: а б Сью Макдональд (декабрь 1998 г.). Хроника Мирской миссии (PDF) (Отчет). НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2010 года . Проверено 30 марта 2007 г.
- ^ Ким Дисмукес (4 апреля 2004 г.). "История Шаттла-Мир/Космический корабль/Орбитальный корабль Шаттла" . НАСА. Архивировано из оригинала 10 ноября 2001 года . Проверено 30 марта 2007 г.
- ^ Джастин Рэй (14 апреля 2000 г.). «Колумбийский план похудания» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 29 октября 2009 г.
- ^ Уильям Харвуд (4 февраля 1994 г.). «Запуск космического корабля открывает эпоху американо-российского сотрудничества». Вашингтон Пост . Получено 9 марта 2007 г. из NewsBank. п. а3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «История Шаттла – Мира / Полеты Шаттла и приращение Мира» . НАСА. Архивировано из оригинала 11 ноября 2001 года . Проверено 30 марта 2007 г.
- ^ Джим Дюмулен (29 июня 2001 г.). «Краткое описание миссии STS-60» . НАСА. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 30 марта 2007 г.
- ^ Джим Дюмулен (29 июня 2001 г.). «Краткое описание миссии STS-63» . НАСА. Архивировано из оригинала 20 марта 2009 года . Проверено 30 марта 2007 г.
- ^ Кэти Сойер (29 января 1995 г.). «США и Россия находят точки соприкосновения в космосе: страны преодолевают препятствия в амбициозном партнерстве». Вашингтон Пост . Получено 9 марта 2007 г. из NewsBank. п. а1.
- ^ Jump up to: а б Список экспедиций Мира
- ^ Скотт, Дэвид ; Леонов, Алексей (30 апреля 2005 г.). Две стороны Луны . Карманные книги. ISBN 978-0-7434-5067-6 . АСИН 0743450671 .
- ^ Джим Дюмулен (29 июня 2001 г.). «Краткое описание миссии STS-71» . НАСА. Архивировано из оригинала 29 марта 2015 года . Проверено 30 марта 2007 г.
- ^ Ник Наттолл (29 июня 1995 г.). «Шаттл-дома к стыковке «Мира». Таймс . Получено 9 марта 2007 г. из NewsBank.
- ^ «CSA – STS-74 – Ежедневные отчеты» . Канадское космическое агентство. 30 октября 1999 года. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Джим Дюмулен (29 июня 2001 г.). «Краткое описание миссии STS-74» . НАСА. Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 30 марта 2007 г.
- ^ Уильям Харвуд (15 ноября 1995 г.). «Шаттл стыкуется с Миром - Атлантида использует маневры, аналогичные тем, которые необходимы для строительства». Вашингтон Пост . Получено 9 марта 2007 г. из NewsBank. п. а3.
- ^ Уильям Харвуд (28 марта 1996 г.). «Шаттл становится зоной каски; астронавты, выходящие в открытый космос, отрабатывают задачи, необходимые для строительства станции» . Вашингтон Пост . Получено 9 марта 2007 г. из NewsBank. п. а3.
- ^ Джим Дюмулен (29 июня 2001 г.). «Краткое описание миссии STS-76» . НАСА. Архивировано из оригинала 6 августа 2013 года . Проверено 30 марта 2007 г.
- ^ Уильям Харвуд (20 сентября 1996 г.). «Люцид переходит с Мира на космический челнок». Вашингтон Пост . Получено 9 марта 2007 г. из NewsBank. п. а3.
- ^ Джим Дюмулен (29 июня 2001 г.). «Краткое описание миссии STS-79» . НАСА. Архивировано из оригинала 18 мая 2007 года . Проверено 30 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Джим Дюмулен (29 июня 2001 г.). «Краткое описание миссии STS-81» . НАСА. Архивировано из оригинала 20 мая 2007 года . Проверено 30 марта 2007 г.
- ^ Джим Дюмулен (29 июня 2001 г.). «Краткое описание миссии STS-84» . НАСА. Архивировано из оригинала 10 февраля 2007 года . Проверено 30 марта 2007 г.
- ^ Дэвид Хоффман (22 августа 1997 г.). «Выход в открытый космос «Мира» возлагает большие надежды – от успеха миссии может зависеть дальнейшая поддержка Запада». Вашингтон Пост . Получено 9 марта 2007 г. из NewsBank. п. а1.
- ^ Джим Дюмулен (29 июня 2001 г.). «Краткое описание миссии STS-86» . НАСА. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 30 марта 2007 г.
- ^ Джим Дюмулен (29 июня 2001 г.). «Краткое описание миссии STS-89» . НАСА. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 30 марта 2007 г.
- ^ Томас, Эндрю (сентябрь 2001 г.). «Письма с заставы» . НАСА. Архивировано из оригинала 8 октября 2006 года . Проверено 15 апреля 2007 г.
- ^ Джим Дюмулен (29 июня 2001 г.). «Краткое описание миссии STS-91» . НАСА. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 30 марта 2007 г.
- ^ Уильям Харвуд (13 июня 1998 г.). «Последний американец возвращается с Мира». Вашингтон Пост . Получено 9 марта 2007 г. из NewsBank. п. а12.
- ^ Эскивель, Джеральд (23 марта 2003 г.). «Фазы I, II и III МКС» . НАСА. Архивировано из оригинала 14 декабря 2007 г. Проверено 27 июня 2007 г.
- ^ Хардинг, Пит (26 мая 2015 г.). «ИСС перебазирует ПММ в реконфигурацию под будущие экипажные корабли» . НАСА Spaceflight.com . Архивировано из оригинала 1 июня 2015 года . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Гарсия, Марк (30 апреля 2015 г.). «ИСС в фактах и цифрах» . Международная космическая станция . НАСА. Архивировано из оригинала 3 июня 2015 года . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ Кларк, Стивен (24 февраля 2015 г.). «Роскосмос одобрил идею создания МКС до 2024 года» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 14 июня 2015 года . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ «Сенат принял законопроект о коммерческих помещениях» . SpaceNews.com . 21 декабря 2018 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 г. Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ Гарсия, Марк (30 апреля 2015 г.). «Международное сотрудничество» . Международная космическая станция . НАСА. Архивировано из оригинала 28 мая 2015 года . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ Бойл, Алан (23 марта 2001 г.). «Россия прощается с Миром» . Новости Эн-Би-Си . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 15 июня 2015 года . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ Малик, Тарик (29 сентября 2011 г.). «Китайская космическая лаборатория Тяньгун-1: вопросы и ответы» . Space.com . Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ Капуста, Майкл (31 июля 2005 г.). «НАСА обрисовывает планы по Луне и Марсу» . Орландо Сентинел . Архивировано из оригинала 12 марта 2007 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Берроу, Брайан (1999). Стрекоза . Четвертая власть.
- ^ Призрак, Майкл (17 августа 1997 г.). «Отказываясь играть роль козла отпущения Мира, команда сопротивляется». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Алан Левин (6 февраля 2003 г.). «Некоторые сомневаются в объективности экспертов НАСА» . США сегодня. Архивировано из оригинала 4 июня 2011 г. Проверено 22 августа 2017 г.
- ^ Джеймс Оберг (28 сентября 1997 г.). «Стиль НАСА «Can-Do» затуманивает его видение Мира». Вашингтон Пост . Получено 9 марта 2007 г. из NewsBank. п. С1.
- ^ Марк Пригг (20 апреля 1997 г.). «Ссора между НАСА и Российским космическим агентством – инновации». Санди Таймс . Получено 9 марта 2007 г. из NewsBank. Спорт 20.
- ^ Лиланд Ф. Белью (1977). «9 Третий пилотируемый период» . SP-400 Skylab, наша первая космическая станция . НАСА. Архивировано из оригинала 16 марта 2007 года . Проверено 6 апреля 2007 г.
- ^ Бен Эванс (2007). Космический шаттл «Челленджер: десять путешествий в неизведанное» . Уорикшир, Соединенное Королевство: Springer-Praxis. ISBN 978-0-387-46355-1 . АСИН 0387463550 .
- ^ «Обновление SpaceViews 97 от 15 мая: Политика» . Студенты за исследование и освоение космоса. 15 мая 1997 года. Архивировано из оригинала 12 марта 2005 года . Проверено 5 апреля 2007 г.