Реактивный научно-исследовательский институт
![]() Стрельба в годы Великой Отечественной войны реактивных установок «Катюша» , созданных в РНИИ | |
Головное учреждение | Наркомат тяжелой промышленности |
---|---|
Основатель(и) | Лаборатория газодинамики и группа по изучению реактивного движения |
Учредил | 21 сентября 1933 г. |
Ключевые люди | Sergei Korolev , Valentin Glushko |
Адрес | Onezhskaya St, 8/10 |
Расположение | , , |
Растворенный | 18 февраля 1944 г. переведен в НИИ-1 (НИИ-1). |
Награды: ![]() |
Часть серии статей о |
Советская космическая программа |
---|
Reactive Scientific Research Institute (commonly known by the joint initialism RNII ; Russian : Реактивный научно-исследовательский институт , romanized : Reaktivnyy nauchno-issledovatel’skiy institut ) [примечание 1] был одним из первых советских научно-исследовательских институтов, занимавшихся ракетной техникой . РНИИ разработал ракетную установку «Катюша». [2] и его исследования и разработки были очень важны для последующих достижений советской ракетно-космической программы.
История
[ редактировать ]«Реактивный научно-исследовательский институт» (РНИИ) был официально создан 21 сентября 1933 года путем объединения Группы по изучению реактивного движения (ГИРД) с Лабораторией газодинамики (ГДЛ). [3] [1] Персонал, базирующийся в Ленинграде, был переведен в Москву. [4]
Фон
[ редактировать ]До 1931 года существовали две советские организации, занимавшиеся исследованиями ракетной техники: ленинградское ГДЛ и главным образом московское ГИРД. Выгоду от объединения двух группировок признали, в частности, маршал Михаил Тухачевский , заместитель наркома по военным и морским делам (Наркомвоенмор) и заместитель председателя Реввоенсовета . Тухачевский, как ведущий советский военачальник, понимал преимущества ракетных технологий для военного дела и необходимость их поддержки исследованиями, разработками и инженерной поддержкой. [3] [1]
Хронология
[ редактировать ]- 21 сентября 1933 г. – создание РНИИ в результате слияния ВКЛ и ГИРД. [3] [1]
- 31 октября 1933 г. - РНИИ передан в ведение Наркомата тяжелой промышленности. [3]
- Январь 1937 года — РНИИ переименован в Научно-исследовательский институт 3 ( НИИ-3 ) и передан в ведение Наркомата оборонной промышленности . [5]
- 1939 г. – НИИ-3 передан в ведение Наркомата боеприпасов. [5]
- 15 июля 1942 года — НИИ-3 переименован в Государственный институт реактивной техники ( ГИРТ ), подчиняющийся непосредственно Совету Народных Комиссаров СССР . [4]
- Февраль 1944 г. - ГИРТ был передан в ведение Наркомата авиационной промышленности и переименован в Научно-исследовательский институт 1 ( НИИ-1 ). [5]
Организация
[ редактировать ]
Первым директором РНИИ был Иван Клеймёнов (1931–1937), бывший руководитель ВКЛ. Сергей Королев Его заместителем назначен , бывший руководитель ГИРД. Однако в 1934 году из-за разногласий по поводу руководства РНИИ Королев был понижен в должности до начальника отдела крылатых ракет и заменен Георгием Лангемаком . [6] [примечание 2] Лангемак также был председателем первоначального технического консультативного совета, который обеспечивал санкционированное научное руководство РНИИ. В состав первоначального консультативного совета вошли Глушко, Королев, Победоносцев, Тихонравов и Дудаков. [2] Другими руководителями РНИИ были директор Борис Слонимер (30.10.1937 – 1941) и директор Андрей Костиков (1942–1944).
В начальный период РНИИ имел четыре отдела:
- Первый отдел занимался разработкой твердотопливных двигателей и ракет (Я. А. Победоносцев, К. К. Глухарев, Л. Е. Шварц);
- Второй отдел разрабатывал жидкотопливные двигатели ( М. К. Тихонравов , А. И. Стеняев, А. Г. Костиков); Бригады ЖРД – В. П. Глушко и Л. С. Душкин ;
- Третий отдел занимался крылатыми ракетами (ПП Зуйков): крылатые ракеты — Щетинков пуск — В.И. Дудаков;
- Четвертый отдел исследовал свойства твердого топлива (И. С. Александров).
Общая численность личного состава РНИИ колебалась от 403 человек в 1935 году до пика в 836 человек в 1941 году. [7]
Исследования и разработки
[ редактировать ]За время существования РНИИ были созданы:
- 1933 г. – различные жидкостные ракетные двигатели;
- 1938 г. – начатые в 1929 г. (в ВКЛ) войсковые испытания принципиально нового оружия – завершены ракеты РС-82 и РС-132;
- 1939 г. — летные испытания крылатой ракеты 212 с двигателем ОРМ-65 ;
- 1940 г. — летчик В.П. Федоров летал на ракетном самолете РП-318;
- подписал приказ 1941 г. - 21 июня Иосиф Сталин о начале производства ракетной установки «Катюша», что было за 24 часа до нацистской Германии вторжения ; [8]
- 1942 г. — летчик-испытатель Г.Я. Бахчиванджи совершает полет на первом в СССР самолете, оснащенном ЖРД . Двигатель разработан РНИИ;
- 1943–1944 гг. – разработан ряд экспериментальных баллистических и крылатых ракет и двигателей;
- 1942–1944 гг. – попытка создать ракетный самолет-перехватчик № 302, однако он так и не совершил успешных полетов, и в 1944 г. проект был отменен. [9]
Ракеты РС-82 и РС-132
[ редактировать ]
Конструкторские работы по ракетам РС-82 и РС-132 (РС от « Реактивный снаряд ») начались в конце 1920-х годов в ГДЛ. [10] В 1932 году успешно прошли испытания ракеты РС-82 с самолета Туполев И-4, вооруженного шестью пусковыми установками. [11] После сентября 1933 года разработки были продолжены в РНИИ, включая создание нескольких вариантов для боя «земля-воздух», «земля-земля», «воздух-земля» и «воздух-воздух». Ракеты РС-82 несли Поликарпова И-15 , И-16 и И-153 истребители , самолет-разведчик Поликарпова Р-5 и самолет непосредственной авиационной поддержки Ил-2 , тогда как более тяжелые ракеты РС-132 могли быть перевозятся бомбардировщиками. [4] многие малые корабли ВМФ СССР Ракетой РС-82 были оснащены и , в том числе малый сторожевой корабль типа МО . [10]
Самое раннее известное применение советскими ВВС неуправляемых зенитных ракет авиационного базирования в бою с самолетами тяжелее воздуха имело место в августе 1939 года во время битвы на Халхин-Голе . [10] Группа истребителей Поликарпова И-16 под командованием капитана Н. Звонарева применила ракеты РС-82 по японским самолетам, сбив всего 16 истребителей и 3 бомбардировщика. [12] Шесть бомбардировщиков Туполева СБ также использовали РС-132 для штурмовых целей во время Зимней войны .
Katyusha rockets
[ редактировать ]
В июне 1938 года РНИИ приступил к разработке реактивной системы залпового огня на базе ракеты РС-132. [13] Гвай возглавил группу конструкторов и инженеров по созданию многократных прототипов пусковых установок, стреляющих модифицированными 132-мм ракетами М-132 по бортам грузовиков ЗИС-5 . Машины оказались неустойчивыми, в качестве решения этой проблемы В. Н. Галковский предложил установить пусковые рельсы поперек верха машин. В августе 1939 года была закончена ракета БМ-13 (БМ — боевая машина (транслит. Боевая машина ), «боевая машина» для ракет М-13). [14]
К концу 1938 года состоялись первые значительные крупномасштабные испытания реактивных установок, было использовано 233 ракеты различных типов. Залп ракет мог полностью поразить цель на расстоянии 5500 метров (3,4 мили). В течение 1940 года проводились различные испытания ракет, и была разрешена к производству БМ-13-16 с пусковой установкой на шестнадцать ракет. в июне 1941 года было построено всего сорок пусковых установок До вторжения Германии в Советский Союз . [14] К концу войны для Советских Вооруженных Сил было произведено 12 миллионов ракет типа РС. [4]
Жидкостные ракетные двигатели
[ редактировать ]Разработка жидкостных ракетных двигателей ранее началась как в GDL, так и в GIRD. В ГДЛ Валентин Глушко спроектировал и построил серию двигателей ОРМ (от «Экспериментальный ракетный двигатель») двигателей от ОРМ-1 до ОРМ-52 . Эти исследования были продолжены в РНИИ с разработкой двигателей от ОРМ-53 до ОРМ-102, а также на самолете с ракетным двигателем РП-318. [15] В 1938 году Леонид Душкин сменил Глушко и продолжил разработку двигателей ОРМ, в том числе двигателя для ракетного перехватчика Березняка-Исаева БИ-1 . [16] В ГИРД Михаил Тихонравов построил ракету ГИРД-09, работающую на жидком кислороде и загущенном бензине, которая стартовала 17 августа 1933 года. В РНИИ Тихонравов занимался разработкой кислородно-спиртовых жидкостных ракетных двигателей. [2] В конечном итоге в конце 1930-х годов в РНИИ жидкостным ракетным двигателям не уделялось должного внимания, однако исследования были продуктивными и очень важными для последующих достижений советской ракетной программы. [17]
Самолет с ракетным двигателем РП-318
[ редактировать ]РП-318 был СССР первым в самолетом с ракетным двигателем (Rocketry Planer или Raketoplan ), что в русском языке означает «РП». Построенный в 1936 году Сергеем Королевым как адаптация его планера СК-9, РП-318 изначально проектировался как летающая лаборатория для испытаний ракетных двигателей, а ОРМ-65 , разработанный Валентином Глушко для использования был выбран . В 1938 году, когда и Королев, и Глушко были арестованы по подозрению в антисоветской деятельности, разработку РП-318-1 продолжили Алексей Щербаков ( Щербаков, Алексей Яковлевич ) и Арвид Палло ( Палло, Арвид Владимирович ), кульминацией которых стало создание Первый полет с двигателем состоялся 28 февраля 1940 года. Летчик-испытатель В. П. Федоров ( Владимир Павлович Фёдоров ) был отбуксирован на высоту 2600 м и отброшен на скорости 80 км/ч, прежде чем запустить ракетный двигатель и разогнать самолет до 140 км/ч и высоты 2900 м. Всего РП-318 летал девять раз, прежде чем Вторая мировая война завершила его разработку. [4] [15]
Великая чистка
[ редактировать ]В 1930-е годы советская ракетная технология была сопоставима с немецкой . [18] однако Иосифа Сталина серьезно Великая чистка повредила его прогрессу. Особенно пострадал РНИИ: директор Клеймёнов и главный инженер Лангемак были арестованы в ноябре 1937 года, а затем казнены. Глушко был арестован в марте 1938 года и вместе со многими другими ведущими инженерами был заключен в ГУЛАГ . [19] Королев был арестован в июне 1938 года и в июне 1939 года отправлен в исправительно-трудовой лагерь на Колыме . [20] Однако из-за вмешательства Андрея Туполева в сентябре 1940 года его перевели в тюрьму для учёных и инженеров . [21] С 1937 по 1944 год никаких серьезных работ по ракетам большой дальности в качестве оружия или для освоения космоса не велось. [22]
Преемники
[ редактировать ]В феврале 1944 года институт объединился с ОКБ -293 под руководством советского инженера Виктора Болховитинова , которое разработало ракетный перехватчик ближнего действия под названием Березняк-Исаев БИ-1 . [23] Новая организация получила название Научно-исследовательский институт 1 ( НИИ-1 ) и перешла в ведение Наркомата авиационной промышленности . [5]
В 1965 году НИИ-1 был переименован в Научно-исследовательский институт тепловых процессов ( НИИ ТП ) и вошел в состав вновь созданного Министерства общего машиностроения . [5] который курировал все вопросы, связанные со стратегическими баллистическими ракетами и космической техникой в СССР . [24]
В 1992 году НИИ ТП вошел в состав Росавиакосмоса и в 1993 году был переименован в Научный центр Келдыша . [5]
Наследие
[ редактировать ]Ряд авторов отметили важность РНИИ для будущей советской космической программы , в том числе Сиддики: [25]
…очевидно, что работа в РНИИ была не только продуктивной, но и чрезвычайно важной с точки зрения последующих достижений советской ракетной программы. Помимо чисто технологических достижений и овладения важными практическими процессами, годы работы в РНИИ дали молодым инженерам первое активное участие в вопросах организации и управления.
and Chertok: [26]
Все наши историки ракетно-космической техники считают обязательным упомянуть основополагающую роль РНИИ - Реактивного научно-исследовательского института в зарождении отечественной космонавтики.
Награды и награды
[ редактировать ]- Орден Красной Звезды (1942 г.) – за разработку новых образцов вооружения. Разработчики были удостоены Сталинской премии , а руководитель разработки А. Г. Костиков удостоен звания Героя Социалистического Труда . [27]
- Другие участники создания знаменитого ракетного оружия Второй мировой войны — реактивной установки «Катюша» — получили официальное признание лишь в 1991 году. Указом Президента СССР Михаила Горбачёва от 21 июня 1991 года И.Т. Клейменов , Г.Е. Лангемак , В.Н. Лужин , Б.С. Петропавловский , Б.М. Слонимер и Н.И. Тихомиров посмертно удостоены звания Героев Социалистического Труда . [28] [29]
- В 1966 г. за вклад в ракетную технику имена кратеров на обратной стороне Луны были присвоены следующим сотрудникам РНИИ: Сергей Королев , Александр Федоров, Георгий Лангемак , Владимир Артемьев . [30]
- В 1962 году названия GDL , GIRD и RNII были присвоены цепочкам кратеров на обратной стороне Луны. [31]
См. также
[ редактировать ]- Лаборатория Газодинамики
- Группа по изучению реактивного движения
- Научно-исследовательский центр Келдыша
- Советская ракетная техника
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Слово «реактивный» в переводе с русского языка означает «реактивный» и обычно используется для обозначения «реактивного движения». Однако в 1930-х и 1940-х годах слово «реактивный» обычно использовалось для описания как реактивного, так и ракетного движения. В случае с РНИИ он в первую очередь использовался для описания того, что мы сейчас называем ракетным движением. [1]
- ^ 11.01.1934. должность заместителя начальника РНИИ была упразднена, а вместо нее введена должность главного инженера.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Chertok 2005 , p. 9 Vol 1.
- ^ Jump up to: а б с Chertok 2005 , p. 167 Vol 1.
- ^ Jump up to: а б с д Сиддики 2000 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и Зак, Анатолий. «История Ракетного научно-исследовательского института РНИИ» . www.russianspaceweb.com . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Chertok 2005 , p. 10 Vol 1.
- ^ Сиддики 2000 , с. 7-8.
- ^ Харрисон, Марк (январь 2001 г.). «Советский рынок изобретений: на примере реактивного движения, 1932–1944 годы» . Уорикские экономические исследования : 38 . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ Chertok 2005 , p. 171 Vol 1.
- ^ Chertok 2005 , p. 196 Vol 1.
- ^ Jump up to: а б с «Русские ракетные снаряды – Вторая мировая война» . Оружие и война . 18 ноября 2018 года . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ Chertok 2005 , p. 165 Vol 1.
- ^ Маслов, Михаил (2010). Поликарпова И-15, И-16 и И-153 Асы . Издательство Оспри . п. 51. ИСБН 978-1-84603-981-2 .
- ^ Akimov, V.N.; Koroteev, A.S.; Gafarov, A.A. (2003). "The weapon of victory – "Katyusha" ". 1933-2003 : 70 лет на передовых рубежах ракетно-космической техники [ 70 years at the forefront of rocket and space technology ]. Mechanical Engineering (in Russian). pp. 92–101. ISBN 5-217-03205-7 .
- ^ Jump up to: а б Залога, Стивен Дж ; Джеймс Грандсен (1984). Советские танки и боевые машины Второй мировой войны . Лондон: Arms and Armor Press. стр. 150–153. ISBN 0-85368-606-8 .
- ^ Jump up to: а б Глушко, Валентин (1 января 1973 г.). Развитие ракетной и космической техники в СССР . Новости Пресс-паб. Дом. стр. 12–14, 18.
- ^ Гордон, Э.; Свитман, Билл (1992). Советские Х-самолеты . Билл Свитман. Оцеола, Висконсин: Motorbooks International. п. 47. ИСБН 9780879384982 . ОСЛК 22704082 .
- ^ Сиддики 2000 , с. 8-9.
- ^ Chertok 2005 , p. 167-8 Vol 1.
- ^ Сиддики 2000 , с. 10-11.
- ^ Бейкер и Зак 2013 , с. 9.
- ^ Сиддики 2000 , с. 11-14.
- ^ Сиддики 2000 , с. 10.
- ^ Chertok 2005 , p. 174,207 Vol 1.
- ^ «Министерство общего машиностроения СССР (МОМ)» . Глобальная безопасность.org . Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ Сиддики 2000 , с. 9.
- ^ Chertok 2005 , p. 164 Vol 1.
- ^ Государственного научного центра «Центр Келдыша». История. Официальный сайт. Архивировано 28 мая 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ «Кто создал «Катюшу»? Андрей Костиков: жизнь и судьба изобретателя «Катюши» Кто конструктор «Катюши» . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ "Указ Президента СССР от 21.06.1991 № УП-2120 «О присвоении звания Героя Социалистического Труда создателям отечественного реактивного оружия»" . КонсультантПлюс . Retrieved 14 April 2020 .
- ^ Краткая хронология ракетного двигателестроения в СССР.
- ^ «Газодинамическая лаборатория» . История российской советской космонавтики . Проверено 10 июня 2022 г.
Цитированные источники
[ редактировать ]- Бейкер, Дэвид; Зак, Анатолий (9 сентября 2013 г.). Гонка за космос 1: На заре космической эры . РХК . Проверено 20 июня 2022 г.
- Сиддики, Асиф (2000). Вызов Аполлону: Советский Союз и космическая гонка, 1945–1974 (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Отдел истории НАСА . Проверено 20 июня 2022 г.
- Черток, Борис (2005). Ракеты и люди Тома 1–4 . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства . Проверено 20 июня 2022 г.