Jump to content

Реактивный научно-исследовательский институт

Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ)
Головное учреждение Наркомат тяжелой промышленности
Основатель(и) Лаборатория газодинамики и группа по изучению реактивного движения
Учредил 21 сентября 1933 г.
Ключевые люди Sergei Korolev , Valentin Glushko
Адрес Onezhskaya St, 8/10
Расположение , ,
Растворенный 18 февраля 1944 г. переведен в НИИ-1 (НИИ-1).
Награды:

Reactive Scientific Research Institute (commonly known by the joint initialism RNII ; Russian : Реактивный научно-исследовательский институт , romanized Reaktivnyy nauchno-issledovatel’skiy institut ) [примечание 1] был одним из первых советских научно-исследовательских институтов, занимавшихся ракетной техникой . РНИИ разработал ракетную установку «Катюша». [2] и его исследования и разработки были очень важны для последующих достижений советской ракетно-космической программы.

«Реактивный научно-исследовательский институт» (РНИИ) был официально создан 21 сентября 1933 года путем объединения Группы по изучению реактивного движения (ГИРД) с Лабораторией газодинамики (ГДЛ). [3] [1] Персонал, базирующийся в Ленинграде, был переведен в Москву. [4]

До 1931 года существовали две советские организации, занимавшиеся исследованиями ракетной техники: ленинградское ГДЛ и главным образом московское ГИРД. Выгоду от объединения двух группировок признали, в частности, маршал Михаил Тухачевский , заместитель наркома по военным и морским делам (Наркомвоенмор) и заместитель председателя Реввоенсовета . Тухачевский, как ведущий советский военачальник, понимал преимущества ракетных технологий для военного дела и необходимость их поддержки исследованиями, разработками и инженерной поддержкой. [3] [1]

Хронология

[ редактировать ]
  • 21 сентября 1933 г. – создание РНИИ в результате слияния ВКЛ и ГИРД. [3] [1]
  • 31 октября 1933 г. - РНИИ передан в ведение Наркомата тяжелой промышленности. [3]
  • Январь 1937 года — РНИИ переименован в Научно-исследовательский институт 3 ( НИИ-3 ) и передан в ведение Наркомата оборонной промышленности . [5]
  • 1939 г. – НИИ-3 передан в ведение Наркомата боеприпасов. [5]
  • 15 июля 1942 года — НИИ-3 переименован в Государственный институт реактивной техники ( ГИРТ ), подчиняющийся непосредственно Совету Народных Комиссаров СССР . [4]
  • Февраль 1944 г. - ГИРТ был передан в ведение Наркомата авиационной промышленности и переименован в Научно-исследовательский институт 1 ( НИИ-1 ). [5]

Организация

[ редактировать ]
Мемориальная доска в честь первых членов Технического совета РНИИ.

Первым директором РНИИ был Иван Клеймёнов (1931–1937), бывший руководитель ВКЛ. Сергей Королев Его заместителем назначен , бывший руководитель ГИРД. Однако в 1934 году из-за разногласий по поводу руководства РНИИ Королев был понижен в должности до начальника отдела крылатых ракет и заменен Георгием Лангемаком . [6] [примечание 2] Лангемак также был председателем первоначального технического консультативного совета, который обеспечивал санкционированное научное руководство РНИИ. В состав первоначального консультативного совета вошли Глушко, Королев, Победоносцев, Тихонравов и Дудаков. [2] Другими руководителями РНИИ были директор Борис Слонимер [ ру ] (30.10.1937 – 1941) и директор Андрей Костиков [ ру ] (1942–1944).

В начальный период РНИИ имел четыре отдела:

  • Первый отдел занимался разработкой твердотопливных двигателей и ракет (Я. А. Победоносцев, К. К. Глухарев, Л. Е. Шварц);
  • Второй отдел разрабатывал жидкотопливные двигатели ( М. К. Тихонравов , А. И. Стеняев, А. Г. Костиков); Бригады ЖРД – В. П. Глушко и Л. С. Душкин ;
  • Третий отдел занимался крылатыми ракетами (ПП Зуйков): крылатые ракеты — Щетинков , Е.С. реактивный пуск — В.И. Дудаков;
  • Четвертый отдел исследовал свойства твердого топлива (И. С. Александров).

Общая численность личного состава РНИИ колебалась от 403 человек в 1935 году до пика в 836 человек в 1941 году. [7]

Исследования и разработки

[ редактировать ]

За время существования РНИИ были созданы:

  • 1933 г. – различные жидкостные ракетные двигатели;
  • 1938 г. – начатые в 1929 г. (в ВКЛ) войсковые испытания принципиально нового оружия – завершены ракеты РС-82 и РС-132;
  • 1939 г. — летные испытания крылатой ракеты 212 с двигателем ОРМ-65 ;
  • 1940 г. — летчик В.П. Федоров летал на ракетном самолете РП-318;
  • подписал приказ 1941 г. - 21 июня Иосиф Сталин о начале производства ракетной установки «Катюша», что было за 24 часа до нацистской Германии вторжения ; [8]
  • 1942 г. — летчик-испытатель Г.Я. Бахчиванджи совершает полет на первом в СССР самолете, оснащенном ЖРД . Двигатель разработан РНИИ;
  • 1943–1944 гг. – разработан ряд экспериментальных баллистических и крылатых ракет и двигателей;
  • 1942–1944 гг. – попытка создать ракетный самолет-перехватчик № 302, однако он так и не совершил успешных полетов, и в 1944 г. проект был отменен. [9]

Ракеты РС-82 и РС-132

[ редактировать ]
Ракеты РС-82 в Музее космонавтики и ракетной техники; Санкт-Петербург

Конструкторские работы по ракетам РС-82 и РС-132 (РС от « Реактивный снаряд ») начались в конце 1920-х годов в ГДЛ. [10] В 1932 году успешно прошли испытания ракеты РС-82 с самолета Туполев И-4, вооруженного шестью пусковыми установками. [11] После сентября 1933 года разработки были продолжены в РНИИ, включая создание нескольких вариантов для боя «земля-воздух», «земля-земля», «воздух-земля» и «воздух-воздух». Ракеты РС-82 несли Поликарпова И-15 , И-16 и И-153 истребители , самолет-разведчик Поликарпова Р-5 и самолет непосредственной авиационной поддержки Ил-2 , тогда как более тяжелые ракеты РС-132 могли быть перевозятся бомбардировщиками. [4] многие малые корабли ВМФ СССР Ракетой РС-82 были оснащены и , в том числе малый сторожевой корабль типа МО . [10]

Самое раннее известное применение советскими ВВС неуправляемых зенитных ракет авиационного базирования в бою с самолетами тяжелее воздуха имело место в августе 1939 года во время битвы на Халхин-Голе . [10] Группа истребителей Поликарпова И-16 под командованием капитана Н. Звонарева применила ракеты РС-82 по японским самолетам, сбив всего 16 истребителей и 3 бомбардировщика. [12] Шесть бомбардировщиков Туполева СБ также использовали РС-132 для штурмовых целей во время Зимней войны .

Katyusha rockets

[ редактировать ]
БМ-31-12 на ЗИС-12 в Музее ( Диорама ) на Сапун-горе, Севастополь

В июне 1938 года РНИИ приступил к разработке реактивной системы залпового огня на базе ракеты РС-132. [13] Гвай возглавил группу конструкторов и инженеров по созданию многократных прототипов пусковых установок, стреляющих модифицированными 132-мм ракетами М-132 по бортам грузовиков ЗИС-5 . Машины оказались неустойчивыми, в качестве решения этой проблемы В. Н. Галковский предложил установить пусковые рельсы поперек верха машин. В августе 1939 года была закончена ракета БМ-13 (БМ — боевая машина (транслит. Боевая машина ), «боевая машина» для ракет М-13). [14]

К концу 1938 года состоялись первые значительные крупномасштабные испытания реактивных установок, было использовано 233 ракеты различных типов. Залп ракет мог полностью поразить цель на расстоянии 5500 метров (3,4 мили). В течение 1940 года проводились различные испытания ракет, и была разрешена к производству БМ-13-16 с пусковой установкой на шестнадцать ракет. в июне 1941 года было построено всего сорок пусковых установок До вторжения Германии в Советский Союз . [14] К концу войны для Советских Вооруженных Сил было произведено 12 миллионов ракет типа РС. [4]

Жидкостные ракетные двигатели

[ редактировать ]

Разработка жидкостных ракетных двигателей ранее началась как в GDL, так и в GIRD. В ГДЛ Валентин Глушко спроектировал и построил серию двигателей ОРМ (от «Экспериментальный ракетный двигатель») двигателей от ОРМ-1 [ ru ] до ОРМ-52 [ ru ] . Эти исследования были продолжены в РНИИ с разработкой двигателей от ОРМ-53 до ОРМ-102, а также на - ОРМ 65 самолете с ракетным двигателем РП-318. [15] В 1938 году Леонид Душкин сменил Глушко и продолжил разработку двигателей ОРМ, в том числе двигателя для ракетного перехватчика Березняка-Исаева БИ-1 . [16] В ГИРД Михаил Тихонравов построил ракету ГИРД-09, работающую на жидком кислороде и загущенном бензине, которая стартовала 17 августа 1933 года. В РНИИ Тихонравов занимался разработкой кислородно-спиртовых жидкостных ракетных двигателей. [2] В конечном итоге в конце 1930-х годов в РНИИ жидкостным ракетным двигателям не уделялось должного внимания, однако исследования были продуктивными и очень важными для последующих достижений советской ракетной программы. [17]

Самолет с ракетным двигателем РП-318

[ редактировать ]

РП-318 был СССР первым в самолетом с ракетным двигателем (Rocketry Planer или Raketoplan ), что в русском языке означает «РП». Построенный в 1936 году Сергеем Королевым как адаптация его планера СК-9, РП-318 изначально проектировался как летающая лаборатория для испытаний ракетных двигателей, а ОРМ-65 , разработанный Валентином Глушко для использования был выбран . В 1938 году, когда и Королев, и Глушко были арестованы по подозрению в антисоветской деятельности, разработку РП-318-1 продолжили Алексей Щербаков ( Щербаков, Алексей Яковлевич ) и Арвид Палло ( Палло, Арвид Владимирович ), кульминацией которых стало создание Первый полет с двигателем состоялся 28 февраля 1940 года. Летчик-испытатель В. П. Федоров ( Владимир Павлович Фёдоров ) был отбуксирован на высоту 2600 м и отброшен на скорости 80 км/ч, прежде чем запустить ракетный двигатель и разогнать самолет до 140 км/ч и высоты 2900 м. Всего РП-318 летал девять раз, прежде чем Вторая мировая война завершила его разработку. [4] [15]

Великая чистка

[ редактировать ]

В 1930-е годы советская ракетная технология была сопоставима с немецкой . [18] однако Иосифа Сталина серьезно Великая чистка повредила его прогрессу. Особенно пострадал РНИИ: директор Клеймёнов и главный инженер Лангемак были арестованы в ноябре 1937 года, а затем казнены. Глушко был арестован в марте 1938 года и вместе со многими другими ведущими инженерами был заключен в ГУЛАГ . [19] Королев был арестован в июне 1938 года и в июне 1939 года отправлен в исправительно-трудовой лагерь на Колыме . [20] Однако из-за вмешательства Андрея Туполева в сентябре 1940 года его перевели в тюрьму для учёных и инженеров . [21] С 1937 по 1944 год никаких серьезных работ по ракетам большой дальности в качестве оружия или для освоения космоса не велось. [22]

Преемники

[ редактировать ]

В феврале 1944 года институт объединился с ОКБ -293 под руководством советского инженера Виктора Болховитинова , которое разработало ракетный перехватчик ближнего действия под названием Березняк-Исаев БИ-1 . [23] Новая организация получила название Научно-исследовательский институт 1 ( НИИ-1 ) и перешла в ведение Наркомата авиационной промышленности . [5]

В 1965 году НИИ-1 был переименован в Научно-исследовательский институт тепловых процессов ( НИИ ТП ) и вошел в состав вновь созданного Министерства общего машиностроения . [5] который курировал все вопросы, связанные со стратегическими баллистическими ракетами и космической техникой в ​​СССР . [24]

В 1992 году НИИ ТП вошел в состав Росавиакосмоса и в 1993 году был переименован в Научный центр Келдыша . [5]

Наследие

[ редактировать ]

Ряд авторов отметили важность РНИИ для будущей советской космической программы , в том числе Сиддики: [25]

…очевидно, что работа в РНИИ была не только продуктивной, но и чрезвычайно важной с точки зрения последующих достижений советской ракетной программы. Помимо чисто технологических достижений и овладения важными практическими процессами, годы работы в РНИИ дали молодым инженерам первое активное участие в вопросах организации и управления.

and Chertok: [26]

Все наши историки ракетно-космической техники считают обязательным упомянуть основополагающую роль РНИИ - Реактивного научно-исследовательского института в зарождении отечественной космонавтики.

Награды и награды

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Слово «реактивный» в переводе с русского языка означает «реактивный» и обычно используется для обозначения «реактивного движения». Однако в 1930-х и 1940-х годах слово «реактивный» обычно использовалось для описания как реактивного, так и ракетного движения. В случае с РНИИ он в первую очередь использовался для описания того, что мы сейчас называем ракетным движением. [1]
  2. ^ 11.01.1934. должность заместителя начальника РНИИ была упразднена, а вместо нее введена должность главного инженера.
  1. ^ Jump up to: а б с д Chertok 2005 , p. 9 Vol 1.
  2. ^ Jump up to: а б с Chertok 2005 , p. 167 Vol 1.
  3. ^ Jump up to: а б с д Сиддики 2000 , с. 7.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Зак, Анатолий. «История Ракетного научно-исследовательского института РНИИ» . www.russianspaceweb.com . Проверено 18 июня 2022 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Chertok 2005 , p. 10 Vol 1.
  6. ^ Сиддики 2000 , с. 7-8.
  7. ^ Харрисон, Марк (январь 2001 г.). «Советский рынок изобретений: на примере реактивного движения, 1932–1944 годы» . Уорикские экономические исследования : 38 . Проверено 20 июня 2022 г.
  8. ^ Chertok 2005 , p. 171 Vol 1.
  9. ^ Chertok 2005 , p. 196 Vol 1.
  10. ^ Jump up to: а б с «Русские ракетные снаряды – Вторая мировая война» . Оружие и война . 18 ноября 2018 года . Проверено 29 мая 2022 г.
  11. ^ Chertok 2005 , p. 165 Vol 1.
  12. ^ Маслов, Михаил (2010). Поликарпова И-15, И-16 и И-153 Асы . Издательство Оспри . п. 51. ИСБН  978-1-84603-981-2 .
  13. ^ Akimov, V.N.; Koroteev, A.S.; Gafarov, A.A. (2003). "The weapon of victory – "Katyusha" ". 1933-2003 : 70 лет на передовых рубежах ракетно-космической техники [ 70 years at the forefront of rocket and space technology ]. Mechanical Engineering (in Russian). pp. 92–101. ISBN  5-217-03205-7 .
  14. ^ Jump up to: а б Залога, Стивен Дж ; Джеймс Грандсен (1984). Советские танки и боевые машины Второй мировой войны . Лондон: Arms and Armor Press. стр. 150–153. ISBN  0-85368-606-8 .
  15. ^ Jump up to: а б Глушко, Валентин (1 января 1973 г.). Развитие ракетной и космической техники в СССР . Новости Пресс-паб. Дом. стр. 12–14, 18.
  16. ^ Гордон, Э.; Свитман, Билл (1992). Советские Х-самолеты . Билл Свитман. Оцеола, Висконсин: Motorbooks International. п. 47. ИСБН  9780879384982 . ОСЛК   22704082 .
  17. ^ Сиддики 2000 , с. 8-9.
  18. ^ Chertok 2005 , p. 167-8 Vol 1.
  19. ^ Сиддики 2000 , с. 10-11.
  20. ^ Бейкер и Зак 2013 , с. 9.
  21. ^ Сиддики 2000 , с. 11-14.
  22. ^ Сиддики 2000 , с. 10.
  23. ^ Chertok 2005 , p. 174,207 Vol 1.
  24. ^ «Министерство общего машиностроения СССР (МОМ)» . Глобальная безопасность.org . Проверено 21 июня 2022 г.
  25. ^ Сиддики 2000 , с. 9.
  26. ^ Chertok 2005 , p. 164 Vol 1.
  27. ^ Государственного научного центра «Центр Келдыша». История. Официальный сайт. Архивировано 28 мая 2016 г. на Wayback Machine.
  28. ^ «Кто создал «Катюшу»? Андрей Костиков: жизнь и судьба изобретателя «Катюши» Кто конструктор «Катюши» . Проверено 5 июня 2022 г.
  29. ^ "Указ Президента СССР от 21.06.1991 № УП-2120 «О присвоении звания Героя Социалистического Труда создателям отечественного реактивного оружия»" . КонсультантПлюс . Retrieved 14 April 2020 .
  30. ^ Краткая хронология ракетного двигателестроения в СССР.
  31. ^ «Газодинамическая лаборатория» . История российской советской космонавтики . Проверено 10 июня 2022 г.

Цитированные источники

[ редактировать ]
  • Черток, Борис (2005). Ракеты и люди Тома 1–4 . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства . Проверено 20 июня 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2c8a7dafc057cc18de1ed12d8d010cac__1710099780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/ac/2c8a7dafc057cc18de1ed12d8d010cac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Reactive Scientific Research Institute - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)