Jump to content

Советская ракетная техника

Ракетный двигатель РД-107 (первый полет 1957 г.)

Советское ракетостроение началось в 1921 году с разработки твердотопливных ракет , в результате чего была создана ракетная установка «Катюша» . ракетчики Ученые и инженеры- , в частности Валентин Глушко и Сергей Королев , внесли свой вклад в разработку жидкотопливных ракет , которые впервые были использованы для истребительной авиации . В конце 1940-х и 1950-х годах продолжались разработки по созданию различных баллистических ракет и межконтинентальных баллистических ракет , а затем и по освоению космоса , что привело к запуску «Спутника-1» в 1957 году, первого когда-либо запущенного искусственного спутника Земли.

Происхождение [ править ]

Участие России в ракетной технике началось в 1903 году, когда Константин Циолковский опубликовал статью о ракетах с жидкостным двигателем (ЖРД). [1] Усилия Циолковского позволили добиться значительных успехов в использовании жидкого топлива. Его работа бросила вызов традиционному мышлению и вызвала революцию в науке, которая охватила новые идеи в ракетной технике. [1]

: Первые ракеты Твердое топливо

Первая советская разработка ракет произошла в 1921 году, когда советские военные санкционировали открытие небольшой исследовательской лаборатории по изучению твердотопливных ракет под руководством Николая Тихомирова , инженера-химика, при поддержке Владимира Артемьева, советского инженера. [2] [3] Тихомиров приступил к изучению ракет на твердом и жидком топливе в 1894 году, а в 1915 году он подал патент на «самоходные воздушные и надводные мины». [4] В 1928 году лаборатория была переименована в Лабораторию газовой динамики (ГДЛ). [5] Первый испытательный пуск твердотопливной ракеты был проведен в марте 1928 года, пролетев около 1300 метров. [4] Эти ракеты были использованы в 1931 году для первого в мире успешного использования ракет для облегчения взлета самолетов . [6] Дальнейшими разработками руководил Георгий Лангемак . [7] В 1932 году успешно прошли испытания ракет РС-82 с самолета Туполев И-4, вооруженного шестью пусковыми установками. [8]

Ракетная установка «Катюша» в действии.

Исследования продолжались с 1933 года в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) разработкой ракет РС-82 и РС-132 , включая проектирование нескольких модификаций класса «земля-воздух», «земля-земля», «воздух-земля». и бой воздух-воздух. [5]

Самое раннее известное применение советскими ВВС неуправляемых зенитных ракет авиационного базирования в бою с самолетами тяжелее воздуха имело место в августе 1939 года , во время битвы на Халхин-Голе , полет пяти Поликарпов И-16, оснащенных РС-82 поражает японские самолеты. [5] В том же году в рамках попытки аннексии Финляндии в Зимней войне были выпущены ракеты РС-132 . с бомбардировщиков Туполев СБ по финским наземным целям [9]

В июне 1938 года РНИИ приступил к разработке реактивной системы залпового огня на базе ракеты РС-132. [10] В августе 1939 года законченным изделием стала реактивная установка БМ-13/Катюша . К концу 1938 года состоялись первые значительные крупномасштабные испытания реактивных установок, было использовано 233 ракеты различных типов. Залп ракет мог полностью поразить цель на расстоянии 5500 метров (3,4 мили).

Электроракетные двигатели [ править ]

15 мая 1929 года в ГДЛ был создан отдел разработки электроракетных двигателей , который возглавил 23-летний Валентин Глушко . [11] [12] [2] Глушко предложил использовать энергию электрического взрыва металлов для создания ракетного двигателя. [6] В начале 1930-х годов был создан первый в мире образец электротермического ракетного двигателя. [13] [14] Эта ранняя работа ГДЛ неуклонно продолжалась, и в 1960-х годах на борту космического корабля «Восход-1» и зонда «Зонд-2» использовались электрические ракетные двигатели . [6]

ранний вклад Жидкое топливо :

В 1931 году Глушко был перенаправлен на работу над жидкостными ракетными двигателями . [15] В результате были созданы двигатели ОРМ (от «Экспериментальный ракетный двигатель») — двигатели от ОРМ-1 [ ru ] до ОРМ-52 [ ru ] . [6] Для увеличения ресурса применялись различные технические решения: реактивное сопло имело спирально-оребренную стенку и охлаждалось компонентами топлива, для камеры сгорания применялось завесное охлаждение. [13] и керамическая теплоизоляция камеры сгорания с использованием диоксида циркония . [11] азотная кислота , растворы азотной кислоты с четырехокисью азота , тетранитрометаном , хлорной кислотой и перекисью водорода . В качестве окислителя впервые были предложены [11] В результате экспериментов к концу 1933 года было выбрано высококипящее топливо из керосина и азотной кислоты как наиболее удобное в эксплуатации и промышленном производстве. [13] В 1931 году были предложены самовоспламеняющееся горючее и химическое воспламенение топлива с карданным подвесом двигателя . [11] Для подачи топлива в 1931–1932 гг. были разработаны топливные насосы, работающие от газов камеры сгорания. В 1933 году была разработана центробежная турбонасосная установка для ракетного двигателя тягой 3000 Н. [11] Всего было проведено 100 стендовых испытаний жидкостных ракет с использованием различных видов топлива, как низкокипящего, так и высококипящего, достигнута тяга до 300 кг. [4] [6]

Members of GIRD . Left to right: standing I.P. Fortikov, Yu A Pobedonostsev, Zabotin; sitting: A. Levitsky, Nadezhda Sumarokova, Sergei Korolev , B.I. Cheranovsky , Friedrich Zander .

Одновременно с работой в ГДЛ Фридрих Цандер , учёный и изобретатель, в 1929 году, работая в Центральном институте авиационного моторостроения, приступил к работе над экспериментальным двигателем ОР-1; [16] Он работал на сжатом воздухе и бензине, и Зандер использовал его для исследования высокоэнергетического топлива, включая порошкообразные металлы, смешанные с бензином. В сентябре 1931 года Цандер сформировал в Москве Группу по изучению реактивного движения . [8] более известный под русской аббревиатурой «ГИРД». [17] Зандер, который боготворил Циолковского и немецкого ученого-ракетчика Германа Оберта , курировал разработку первой в России ракеты на жидком топливе, GIRD 10. Ракета была успешно запущена в 1933 году и достигла высоты 1300 футов (400 м), но Зандер умер до того, как состоялось испытание. [18]

Ракета 09 (слева) и 10 (ГИРД-09 и ГИРД-Х). Музей космонавтики и ракетной техники; Санкт-Петербург.

ГИРД начиналась как секция реактивных двигателей более крупной организации гражданской обороны, известной как Общество содействия оборонному и аэрохимическому развитию ( Осоавиахим ). Роль GIRD заключалась в предоставлении практической технологии реактивных двигателей для использования в военной авиации. Хотя филиалы ГИРД были созданы в крупных городах по всему Советскому Союзу, двумя наиболее активными были филиалы в Москве (МосГИРД, образован в январе 1931 года) и в Ленинграде (ЛенГИРД, образован в ноябре 1931 года). [19] МосГИРД занимался разработкой космических исследований, жидкостных ракет, проектированием ракет применительно к самолетам, строительством сверхзвуковой аэродинамической трубы (используемой для аэродинамических испытаний разработанных ими самолетов), ЛенГИРД разрабатывал твердотопливные ракеты, используемые для фотографирования верхних слоев атмосферы, переноса вспышек и зондирования атмосферы. [20]

Михаил Клавдиевич Тихонравов , который позже руководил проектированием «Спутника-1» и программой «Луна» , возглавлял 2-ю бригаду ГИРД, был ответственным за первый советский запуск жидкостной ракеты ГИРД-9 17 августа 1933 года, которая достигла высоты 400 м. метров (1300 футов). [21]

В январе 1933 года Зандер приступил к разработке ракеты GIRD-X (Примечание: «X» — римская цифра 10). Первоначально в нем использовалось металлическое топливо, но после безуспешных испытаний различных металлов оно было спроектировано без металлического топлива и приводилось в действие двигателем проекта 10, который впервые прошел стендовые испытания в марте 1933 года. Эта конструкция сжигала жидкий кислород и бензин. и был одним из первых двигателей, охлаждавшихся регенеративно жидким кислородом, который обтекал внутреннюю стенку камеры сгорания перед попаданием в нее. Проблемы с прогоранием во время испытаний побудили перейти с бензина на менее энергичный алкоголь. Последняя ракета длиной 2,2 метра (7,2 фута) и диаметром 140 миллиметров (5,5 дюйма) имела массу 30 кг (66 фунтов), и предполагалось, что она сможет нести полезную нагрузку массой 2 кг (4,4 фунта) на высота 5,5 км (3,4 мили). [22] Ракета GIRD X была запущена 25 ноября 1933 года и поднялась на высоту 80 метров. [16]

Первые пионеры в этой области начали утверждать, что жидкое топливо более эффективно, чем твердое. [23] Некоторыми из первых видов топлива, использованных этими учеными, были кислород, спирт, метан, водород или их комбинации. [23] Между исследователями этих институтов разгорелось ожесточенное соперничество. [1]

Реактивный научно-исследовательский институт [ править ]

Чтобы получить максимальную военную выгоду, начальник штаба Красной Армии маршал Михаил Тухаческий объединил ГИРД с ВКЛ для изучения обоих видов топлива. Новая группа получила название Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). [1] Когда два института объединились, они объединили двух самых выдающихся и успешных инженеров в истории советской ракетной техники. Королев объединился с инженером-двигателем Валентином Глушко , и вместе они преуспели в ракетной промышленности, опередив Советский Союз перед Соединенными Штатами в космической гонке. Перед слиянием GDL проводила испытания жидкого топлива и использовала азотную кислоту, а GIRD использовала жидкий кислород. [1] Блестящий, хотя зачастую конфликтный Сергей Королев возглавил ГИРД, когда она влилась в РНИИ , и первоначально был заместителем директора РНИИ. Начальником Королева был упертый человек из ВКЛ по фамилии Клейменов. Ожесточенные распри замедлили темпы и качество исследований в РНИИ, но, несмотря на внутренние разногласия, Королев начал создавать проекты ракет с жидкостными двигателями. К 1932 году РНИИ использовал в качестве теплоносителя жидкий кислород с керосином , а также азотную кислоту и углеводород . [23]

в Применение ранних самолетах

В юности Сергей Королев (1907–1966) всегда увлекался авиацией. В колледже его увлечение ракетной техникой и космическими путешествиями возросло. Он стал одним из важнейших инженеров-ракетчиков советской авиационной техники и стал «главным конструктором» советской космической программы. [24] Сергей Королев был жизненно важным членом ГИРД, а позже стал главой советской космической программы. Королев сыграет решающую роль как в запуске спутника в 1957 году, так и в миссии, в ходе которой Юрий Гагарин отправился в космос в 1961 году.

В 1931 году Королев приехал к Зандеру с эскизным проектом самолета с ракетным двигателем под названием РП-1. [18] По сути, этот корабль представлял собой планер, оснащенный одним из ракетных двигателей ГДЛ, ОР-2. ОР-2 представлял собой ракетный двигатель, работавший на бензине и жидком кислороде и производивший тягу 500 ньютонов (110 фунтов силы ). В мае 1932 года, примерно за год до смерти Цандера, Королев стал директором ГИРД. На этом этапе он продолжил разработку конструкции РП-1, обновленной версии под названием РП-2 и другого аппарата, который он назвал РП-218. План РП-218 предусматривал создание двухместного самолета с ракетным двигателем, оснащенного гермокабиной, убирающимся шасси и оборудованием для высотных исследований. Однако эта конструкция так и не была реализована, поскольку в то время не было ракеты, достаточно мощной и легкой, чтобы сделать РП-218 практичным. [18]

Вместо разработки РП-218 в 1935 году Королев и РНИИ начали разработку СК-9, простого деревянного двухместного планера, который должен был использоваться для испытаний ракетных двигателей. [25] Заднее сиденье заменили баками для керосина и азотной кислоты, а в фюзеляже установили ракетный двигатель ОР-2. Получившийся корабль получил обозначение РП-318 . РП-318 неоднократно проходил испытания с установленным двигателем и был признан готовым к испытательным полетам в апреле 1938 года, но разработка самолета была остановлена, когда Иосифа Сталина серьезно Великая чистка подорвала его ход. Особенно пострадал РНИИ: директор Клеймёнов и главный инженер Лангемак были арестованы в ноябре 1937 года, а затем казнены. Глушко был арестован в марте 1938 года и вместе со многими другими ведущими инженерами был заключен в ГУЛАГ . [26] Королев был арестован в июне 1938 года и в июне 1939 года отправлен в исправительно-трудовой лагерь на Колыме . [27] Однако из-за вмешательства Андрея Туполева в сентябре 1940 года его перевели в тюрьму для учёных и инженеров . [28] С 1937 по 1944 год серьезных работ по ракетам большой дальности в качестве вооружения не велось. [29]

Советы начали перепроектировать камеры тяги своих ракетных двигателей, а также исследовать более совершенные системы зажигания. Этим исследовательским начинаниям стало уделяться больше внимания и финансирования, когда Европа начала погружаться в хаос Второй мировой войны . В советской ракетной программе были разработаны двигатели с двухступенчатым зажиганием и изменяемой тягой почти за два года до того, как Германия представила свой Me 163 . [23] Однако советский двигатель стоял только на планерах для испытаний и не был доступен для полета на полной мощности. Тяга двигателя была слишком низкой, а повышение давления приводило к системным сбоям.

К концу 1938 года работы над РП-318 возобновились в «Научно-исследовательском институте 3» (НИИ-3)Н ИИ-3, так называлось новое название РНИИ. Самолет был отремонтирован и модифицирован с установкой нового, более мощного двигателя взамен ОР-2. Новый двигатель (ОРМ-65) изначально предназначался для использования в крылатой ракете одиночного пуска, но был адаптирован для использования в самолете многоразового использования. [30] По сравнению с ОР-2, новый ОРМ-65 мог создавать переменную тягу от 700 до 1400 ньютонов (от 160 до 310 фунтов силы ). После обширных испытаний 28 февраля 1940 г. новый РП-318-1 был успешно испытан в полете на полной мощности; Корабль достиг скорости 90 миль в час (140 км/ч), достиг высоты 1,8 мили (2,9 км) за 110 секунд работы и благополучно приземлился, когда топливо было израсходовано. Хотя это было знаменательное событие в развитии российского реактивного самолета, дальнейшие планы по усовершенствованию этого самолета были отложены, и когда немецкая армия приблизилась к Москве в августе 1941 года, РП-318-1 был сожжен, чтобы уберечь его от немцев. [31]

Вторая мировая война [ править ]

Katyusha rocket launchers [ edit ]

Батарея «Катюш» ведет огонь по немецким войскам во время Сталинградской битвы , 6 октября 1942 года.

В начале Второй мировой войны ракетные установки «Катюша» были совершенно секретными, однако было построено всего сорок пусковых установок. [32] Для их работы была создана специальная часть войск НКВД . [33] 14 июля 1941 года опытная артиллерийская батарея из семи пусковых установок впервые применила в бою под Рудней Смоленской области России под командованием капитана Ивана Флёрова , уничтожив скопление немецких войск с танками, бронетехникой и грузовиками на рыночной площади. , что привело к огромным потерям немецкой армии и ее паническому отступлению из города, [34] см. также статьи российского военного историка Андрея Сапронова, [35] [36] очевидец девичьего пуска. После успеха Красная Армия организовала новые гвардейские минометные батареи для поддержки пехотных дивизий. Комплект батареи стандартизировался на четыре пусковые установки. Они оставались под контролем НКВД, пока Nebelwerfer . позже во время войны не стали обычным явлением немецкие ракетные установки [37]

8 августа 1941 года Сталин приказал сформировать восемь особых гвардейских минометных полков под непосредственным руководством Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК). В состав каждого полка входило три дивизиона по три батареи, всего 36 пусковых установок БМ-13 или БМ-8. Также были сформированы отдельные гвардейские минометные дивизионы в составе 12 пусковых установок в трех батареях по четыре человека. К концу 1941 года на вооружении насчитывалось восемь полков, 35 отдельных батальонов и две отдельные батареи, всего насчитывалось 554 пусковые установки. [38]

К концу Великой Отечественной войны общее производство реактивных установок достигло около 10 тысяч, из них для Советских Вооружённых Сил было произведено 12 миллионов ракет типа РС. [39]

Самолет с ракетным двигателем [ править ]

Mikhail Tikhonravov (in 1925)

Немецкое вторжение в Россию летом 1941 года привело к тому, что Советы почувствовали острую необходимость разработки практических самолетов с ракетными двигателями. В российских обычных военно-воздушных силах доминировали Люфтваффе , десятки их самолетов были сбиты отдельными немецкими истребителями. [18] Русским требовалось более совершенное оружие для противодействия немецким военно-воздушным силам, и они рассматривали ракетные перехватчики как решение своей дилеммы. Весной 1941 года Андрей Костиков (новый директор Н II-3, ранее РН II) и Михаил Тихонравов приступили к проектированию нового ракетного перехватчика Костиков 302.

Костиков 302 стал первым российским ракетным самолетом, который имел многие характеристики, общие с современными истребителями. Он был построен из дерева с добавлением алюминия, но имел герметичную кабину и убирающееся шасси. Еще одним ключевым аспектом Костикова 302 было то, что он был оснащен гидравлическими приводами, что позволяло пилоту с большей легкостью управлять самолетом. Эти приводы, по сути, эквивалентны гидроусилителю руля в автомобиле, значительно уменьшали усилие, которое пилотам приходилось прилагать для управления самолетом. Из-за продолжающейся войны с Германией российские чиновники стремились как можно быстрее превратить самолет Костикова в функциональный военный актив. Это повлекло за собой оснащение его бронестеклом, бронелистами, несколькими 20-мм пушками и возможностью размещения под крыльями полезной нагрузки в виде ракет или бомб. Несмотря на ограниченную дальность полета, этот самолет стал полезным инструментом для кратковременных набегов, например, для перехвата самолетов противника. Однако к 1944 году 302-й не смог достичь требований Костикова по характеристикам, отчасти потому, что технология двигателей не успевала за развитием самолетов. [40]

В 1942 году исследовательские группы совершили важный прорыв: наконец создали испытанный и боеспособный ракетный двигатель Д-7-А-1100. При этом использовалось жидкое топливо керосин с азотной кислоты окислителем . Однако из-за нацистского вторжения советское высшее командование сосредоточило внимание на других вопросах, и двигатель так и не был выпущен в эксплуатацию. [23] Во время Второй мировой войны не было зарегистрировано ни производства, ни разработки какого-либо жидкостного оружия. [41] : 738 

После Второй мировой войны [ править ]

Захваченные ракеты А4 [ править ]

В 1945 году Советы захватили несколько ключевых предприятий нацистской Германии по производству ракет А-4 ( Фау-2 ), а также воспользовались услугами некоторых немецких ученых и инженеров, связанных с этим проектом. В частности, Советы получили контроль над основным заводом по производству Фау-2 в Нордхаузене . Под наблюдением Специальной технической комиссии (ОТК), созданной Советским Союзом для надзора за эксплуатацией ракетной техники в Германии, А-4 собирались и изучались. [42] Одиннадцать А-4, шесть из них собраны в НИИ-88 , остальные пять - в Нордхаузене, были запущены с советского космодрома Капустин Яр в 1947 году. Только пять ракет достигли цели, примерно такая же надежность, как у ракеты под Немцы во время войны. [43] Опыт сборки и запуска ракет А4 был непосредственно применен к советской копии, получившей название Р-1. [44]

Ракета Р-1 [ править ]

Первую ракету А4 (из немецких запасов) доставляют к месту запуска на грузовом прицепе. Запущен 18 октября 1947 года с полигона Капустин Яр.

Ракета Р-1 ( по классификации НАТО SS-1 Scunner , советское кодовое название SA11 ) была тактической баллистической ракетой , первой произведенной в Советском Союзе и близкой к немецкой А-4. [45] Производство было разрешено Иосифом Сталиным главный конструктор НИИ-88 Сергей Королев . в апреле 1947 года, а разработку Р-1 курировал [46]

Первые испытания ракеты начались 13 сентября 1948 года. Эта первая серия выявила множество непредвиденных проблем, которые повлияли на надежность запуска и точность цели. Шесть из десяти ракет этой серии вообще отказались покинуть стартовую площадку. Корректирующие усовершенствования наряду с экспериментальной модернизацией конструкции были внесены в 1949 году, а вторая серия из двадцати испытаний началась в сентябре и октябре. Надежность пуска составила 100%, и только две ракеты не достигли цели. [47] Ракетный комплекс Р-1 поступил на вооружение Советской Армии 28 ноября 1950 года. [48] [49]

Хотя Р-1 был точной копией немецкого А-4, в конечном итоге он был значительно надежнее своего предшественника благодаря улучшениям, внесенным в первоначальную конструкцию. Ракета имела длину 14 650 мм (577 дюймов), общий вес 13,5 тонны и сухую массу 4 015 кг (8 852 фунта). [50] [51] 9,2 тонны массы Р-1 ушло на топливо: 4 тонны этилового спирта и 5 тонн жидкого кислорода , которым питался двигатель РД-100 советской разработки. [50] Ракета Р-1 могла нести 785-килограммовую (1731 фунт) боеголовку с обычным взрывчатым веществом на максимальную дальность 270 километров (170 миль) с точностью около 5 километров (3,1 мили). [52] дальность немного больше, чем у А-4. [50] Ракетный комплекс Р-1 поступил на вооружение Советской Армии 28 ноября 1950 года. Развернувшийся в основном против НАТО , он никогда не был эффективным стратегическим оружием. Тем не менее, производство и запуск Р-1 дали Советам ценный опыт, который позже позволил СССР создать свои собственные гораздо более мощные ракеты.

Ракета Р-2 [ править ]

Ракеты Р-1 и Р-2

Р -2 ( по классификации НАТО SS-2 Sibling ) представляла собой баллистическую ракету малой дальности, и имеющую в два раза большую дальность действия разработанную на основе ракеты Р-1 . Ко второй половине 1946 года Королев и ракетный инженер Валентин Глушко при активном участии немецких инженеров наметили преемника Р-1 с удлиненной рамой и новым двигателем, разработанным Глушко. [53] Королев предложил начать проект Р-2 в январе 1947 года, но он был отклонен советским правительством, которое выступало за разработку более технологически консервативного Р-1. [54] 14 апреля 1948 года тот же указ, который разрешил серийное производство Р-1, также санкционировал разработку Р-2. [43]

Испытательные пуски экспериментальной версии Р-2, получившей обозначение Р-2Э, начались 25 сентября 1949 года. Пять из этих немного более коротких (17 м (56 футов)) ракет были выпущены из Капустин Яр , три из них успешно. Запуски полномасштабной ракеты Р-2 начались 21 октября 1950 года, последний из которых состоялся 20 декабря. Ни один из 12 полетов этой серии не выполнил поставленную задачу из-за отказов двигателей, ошибок траектории боевой части и неисправностей систем наведения. [55]

Вторая серия испытаний была проведена со 2 по 27 июля. К тому времени Р-2 стал более надежным, и двенадцать из тринадцати полетов успешно достигли своих целей. [56] Последующая серия из 18 пусков в 1950–51 годах имела 14 успехов. [57] Приказом от 27 ноября 1951 года Р-2 была официально принята на вооружение Советского Союза. [43] Как и в случае с Р-1, надежность оставалась неоптимальной. Из серии из 14 действующих Р-2, запущенных в испытательные испытания в 1952 году, только 12 достигли цели. [58] Р-2 поступили на вооружение в 1953 году и использовались в мобильных частях по всему Советскому Союзу до 1962 года.

Как и ее предшественница Р-1, Р-2 представляла собой одноступенчатую ракету, использующую этанол в качестве топлива и жидкий кислород в качестве окислителя . [59] Р-2 имел дальность полета 600 километров (370 миль), что вдвое больше, чем у Р-1, при этом сохраняя аналогичную полезную нагрузку около 1000 кг (2200 фунтов). [60] При длине 17,65 м (57,9 футов) и массе 19 632 кг (43 281 фунт) R-2 был на 2,5 м (8 футов 2 дюйма) длиннее, а сухой вес 4528 кг (9983 фунта) составлял около 500 кг. (1100 фунтов) тяжелее, чем Р-1. Максимальный диаметр корпуса остался 1,65 м (5 футов 5 дюймов), как и у R-1. [61] [62]

R-5 Pobeda [ edit ]

The R-5 Pobeda [63] (Побе́да, «Победа») — баллистическая ракета средней дальности . Модернизированной версии Р-5М , первой советской ракете, способной нести ядерное оружие, было присвоено отчетное название НАТО SS-3 Shyster . Р-5 мог нести ту же полезную нагрузку массой 1000 кг (2200 фунтов), что и Р-1 и Р-2, но на расстояние 1200 километров (750 миль). [56]

Весной 1951 года Королев пересмотрел свои планы по созданию А-3, включив в него двигатель РД-103 (развитие двигателя РД-101, используемого в ракете Р-2), а также уменьшить вес ракеты за счет использования интегрированного бака (в то время как на при этом увеличив запас топлива на 60% по сравнению с Р-2). Другие нововведения по сравнению с R-1/R-2 включали небольшие аэродинамические рули направления, приводимые в движение серводвигателями, которые заменили большие плавники R-1/R-2, а также интеграторы продольного ускорения для повышения точности отключения двигателя и, следовательно, точности. [64] На ракете Р-5 использовалось комбинированное автономное инерциальное управление с боковой радиокоррекцией наведения и управления. [65]

Р-5 на выставке в Житомирском музее Королева.

Р-5 провела свою первую серию из восьми испытательных пусков с 15 марта по 23 мая 1953 года. После двух неудач третья ракета, запущенная 2 апреля, ознаменовала начало полосы успеха. Еще семь ракет были запущены в период с 30 октября по декабрь, и все они достигли своих целей. Последняя серия пусков, предназначенная для проверки модификаций, внесенных в ответ на проблемы с первой серией, была запланирована на середину 1954 года. [66] Они начались 12 августа 1954 года и продолжались до 7 февраля 1955 года. Эти испытания подтвердили надежность конструкции и открыли путь для ядерных и зондирующих вариантов ракеты. [67] После завершения проектирования Р-5 начались работы над ракетой Р-5М, способной нести ядерное оружие, с аналогичной стартовой массой и дальностью полета, но предназначенной для несущей ядерной боеголовки. [68] Испытательные полеты этой новой ракеты проводились с января 1955 года по февраль 1956 года. В испытаниях 2 февраля 1956 года участвовала боевая ядерная нагрузка. [69] мощностью менее 3 килотонн. [70]

Р-5 представляла собой одноступенчатую ракету с отделяемой боеголовкой и дальностью полета 1200 км (750 миль). Используя 92% этанол в качестве топлива и жидкий кислород в качестве окислителя , ракета имела сухую массу 4030 кг (8880 фунтов) (заправленная топливом 28900 кг (63700 фунтов)) и несла отделяемую возвращаемую часть грузоподъемностью 1000 кг ( 2200 фунтов). Эта ракета, быстро модернизированная до Р-5М, способная нести ядерное оружие, имела длину чуть менее 21 м (69 футов), диаметр 1,652 м (5 футов 5,0 дюйма), сухой вес 4390 кг (9680 фунтов) (с топливом, 29 100 фунтов). кг (64 200 фунтов)) и нес полезную нагрузку 1350 кг (2980 фунтов). [60] Р-5М была первой настоящей стратегической ракетой Советского Союза. [65] несущий ядерную боеголовку мощностью не менее 80 килотонн (кт). Позже Р-5М получила термоядерную боевую часть мощностью 1 мегатонну (МТ). [70] Р-5М поступила на вооружение в марте 1956 года, дислоцировалась вдоль западных и восточных границ России, а в 1959 году была установлена ​​в Восточной Германии , первой советской ракетно-ядерной базе за пределами СССР. Ракета была снята с вооружения в 1967 году и заменена Р-12 .

Ракета Р-7 [ править ]

Чертеж Р-7 «Семёрка» в двух ракурсах.

Ракета Р-7 советская ракета, разработанная во время Холодной войны под названием 7 Р - «Семёрка ». Это была первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета , выведшая на орбиту первый искусственный спутник Земли «Спутник-1» и ставшая основой семейства Р-7 , в которое входят «Спутник» , « Луна» , «Молния» , «Восток» и «Восход» космические ракеты-носители , а также более поздние Варианты Союзов . Несколько версий все еще используются. [71] [72]

Проектные работы начались в 1953 году в ОКБ-1 с требования к ракете со стартовой массой от 170 до 200 тонн, дальностью 8500 км и несущей ядерную боеголовку массой 3000 кг (6600 фунтов), достаточно мощную для запуска ядерной боеголовки по цели. Соединенные Штаты. В конце 1953 года масса боеголовки была увеличена до 5,5–6 тонн для размещения запланированной тогда термоядерной бомбы . [73] [74]

Принцип ступенчатой ​​ракеты, также известный как «ракетный пакет», был впервые предложен Михаилом Тихонравовым , который был поддержан Королевым и расширен Дмитрием Охоцимским , который пришел к выводу, что ядро ​​и четыре планки на ускорителях являются предпочтительной моделью, что использовался Р-7. [75] [76] Четыре навесных маршевых двигателя приводились в движение двигателем РД-107 , каждый с двумя нониусными двигателями для управления. центрального ядра Двигатель РД-108 включал в себя четыре нониусных двигателя, использующихся для рулевого управления. [77] [78]

Вместо отдельно стоящей ракеты, стартовавшей с горизонтальной площадки, оказалось, что собрать на площадке кластер из центральной активной зоны и четырех ускорителей практически невозможно без того, чтобы он не развалился. Решением было убрать подушку и подвесить всю ракету на фермах , которые несут как вертикальную весовую нагрузку, так и горизонтальную силу ветра. [79]

Первый успешный дальний полет протяженностью 6000 км (3700 миль) был совершен 21 августа 1957 года, когда ракета достигла цели на Камчатке . Пять дней спустя ТАСС сообщило, что Советский Союз успешно испытал первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету. [80] [74]

Первоначально Р-7 имел длину 34 м (112 футов), диаметр 10,3 м (34 фута) и весил 280 метрических тонн (280 длинных тонн; 310 коротких тонн); он имел одну ступень с четырьмя ускорителями, приводившимися в действие ракетными двигателями, использующими жидкий кислород (LOX) и керосин . Военный вариант нес одну термоядерную боеголовку номинальной мощностью 3 мегатонны в тротиловом эквиваленте . [81]

Ограничения Р-7 подтолкнули Советский Союз к быстрой разработке ракет второго поколения. [82] а Р-7 был снят с вооружения к середине 1968 года. [83] Хотя Р-7 оказалась непрактичной в качестве оружия, она стала основой для ряда советских одноразовых космических ракет-носителей , включая семейство ракет-носителей «Восток» , «Молния» и «Союз». семейство РН [83] По состоянию на 2018 год в модифицированных версиях ( «Союз-У» , «Союз-ФГ» и « Союз-2 » (включая безразгонный вариант 2,1В ) корабль все еще находится в эксплуатации, выполнив более 1840 запусков. Р-7 также является рекордсмен по долговечности, со стажем более 50 лет в различных модификациях и ставший самой надежной в мире космической ракетой-носителем. [84] [72]

Достижения в военных системах [ править ]

За время Холодной войны Советский Союз разработал около 500 ракетных платформ ЖРД. С 1958 по 1962 год Советы исследовали и разрабатывали зенитно-ракетные системы ЖРД. В этих ракетах в качестве топлива в основном использовалась азотная кислота в соотношении с гиперголовым амином . [23]

Потребность в мобильных ядерных силах начала возрастать по мере эскалации холодной войны в начале 1950-х годов. Идея тактического ядерного оружия морского базирования начала завоевывать популярность. К 1950 году в СССР были разработаны баллистические ракеты подводных лодок. Эти ракеты были многоступенчатыми, но из-за нехватки топлива их нельзя было запустить из-под воды. Первоначальный ракетный комплекс использовал вооружение наземного базирования. СССР - единственная известная страна, которая использовала двигатели на ЖРД для своих БРПЛ.

В 1982 году Советы начали испытания РД -170 . Эта ракета, работающая на азотной кислоте и керосине, была способна развивать большую тягу, чем любой доступный двигатель. РД-170 имел четыре регулируемых двигателя со ступенчатым сгоранием топлива . На раннем этапе с двигателем возникли технические проблемы, и он получил серьезные повреждения из-за поэтапной остановки. Чтобы исправить это, советским инженерам пришлось снизить его тяговую мощность. Двигатель официально прошел успешные летные испытания в 1985 году. [23]

космической Достижения эры

Спутник-1, первый искусственный спутник Земли

Спутник-1 был первым когда-либо запущенным искусственным спутником Земли. 4 октября 1957 года СССР запустил «Спутник-1» на орбиту и принял с него передачи. [85] «Спутник-1» был спроектирован как предшественник множества спутниковых миссий. Технология постоянно совершенствовалась по мере увеличения веса спутников. Первая заметная неудача произошла во время «Спутника-4» , беспилотного испытания капсулы «Восток» . Неисправность системы наведения направила капсулу в неправильном направлении из-за сгорания двигателя на выходе из орбиты, вместо этого отправив ее на более высокую орбиту, которая распалась примерно четыре месяца спустя. [86] За успехом «Спутника-1» в последующие два года последовал запуск 175 метеорологических ракет. Всего было запущено десять спутников «Спутник» .

Советская космическая программа привела к многочисленным достижениям, таким как «Спутник-1» . [87] Однако до создания спутникового зонда необходимо было разработать технологию, обеспечивающую успех спутника. Чтобы зонд был успешным в космосе, необходимо было разработать механизм, позволяющий вывести объект за пределы атмосферы Земли. Двигательная установка, которая использовалась для отправки «Спутника-1» в космос, получила название Р-7 . Конструкция Р-7 также была уникальной для своего времени и позволила успешно провести запуск «Спутника-1». Одним из ключевых аспектов был тип топлива, используемого для движения ракеты. Основным компонентом топлива был НДМГ. [88] который в сочетании с другими соединениями давал топливо, которое было одновременно мощным и стабильным при определенных температурах.

Возможность запуска спутников пришла из арсенала советских межконтинентальных баллистических ракет (МБР) с использованием двигателя РД-107 для ракеты-носителя «Восток» . Первая версия Востока имела 1 основной двигатель и 4 двигателя навесной ступени. Все двигатели имели вектор тяги. Оригинальный «Восток» работал на жидком кислороде и керосине. Всего было 20 двигателей, каждый из которых мог развивать тягу в 55 000 фунтов силы (240 кН). [89] Двигатель «Восток» был первой настоящей советской разработкой. Техническое название — РД-107, а затем РД-108. Эти двигатели имели две камеры тяги. Первоначально они работали на монотопливе с использованием перекиси водорода. Это семейство двигателей использовалось не только на «Востоке», но и на ракетах-носителях «Восход» , «Молния» и «Союз» . [23]

К 1959 году космическая программа нуждалась в трехступенчатой ​​двигательной платформе, поэтому двигатель «Восток» был соответствующим образом адаптирован для запуска лунных зондов. К 1963 году «Восток» был оборудован для четырехступенчатого применения. Эта платформа была использована для первого многопилотного полета. [90] В начале 1964 года Советский Союз включил в свою программу разгонных двигателей новый двигатель — РД-0110 . Этот двигатель заменил РД-107 на второй ступени ракет-носителей «Молния» и «Союз». Эти двигатели работали на жидком кислороде и керосине. РД-0110 имел четыре регулируемых подруливающих устройства. Этот двигатель был уникальным, поскольку изначально запускался на твердом топливе, но в полете питался жидким кислородом. [23]

Однако это событие создало новую проблему для советского научного сообщества. «Восток» был слишком мощным для новых спутников, пытающихся достичь низкой околоземной орбиты . [ нужны разъяснения ] Космическое сообщество вновь обратилось к советскому ракетному командованию. Новые системы баллистических ракет промежуточного балласта (IBRM) предусматривали два варианта двигателей: Sandal (1 ступень) или Skean (2 ступень). Обе системы были модернизированы под новый двигатель РД-111. самый большой спутник под названием «Протон-1» . После этих обновлений в 1965 году был запущен [91] Для «Протона I» использовался двигатель РД-119. Этот двигатель обеспечивал тягу почти 13,3 миллиона ньютонов (3,0 миллиона фунтов силы) и в конечном итоге использовался для выхода на низкую околоземную орбиту. [91]

8 декабря 1957 года глава Академии наук Советского Союза обратился к Соединенным Штатам по поводу первого искусственного спутника, запущенного 4 октября 1957 года. Континент. Советы хотели помощи американцев для восстановления компонентов спутников, однако Соединенные Штаты планировали изучить спутниковые технологии, чтобы разработать свои собственные спутники и ракеты для движения и входа в атмосферу. [92]

В 1961-1963 годах Советский Союз хотел усовершенствовать свои конструкции. Это привело к разработке новой ракеты-двигателя. Эта новая ракета получила название Н1 . Эта ракета должна была стать усовершенствованной версией традиционной советской конструкции и проложить путь для многочисленных запусков ракет. Технические характеристики ракеты также были поразительными для своего времени. Величина тяги ракеты составляла от 10 до 20 тонн, что позволяло вывести на орбиту спутник массой 40–50 тонн. [93] Человеком, сыгравшим решающую роль в разработке этой новой ракеты, был Сергей Королев . Разработка ракеты Н1 стала преемницей других ракет советской разработки, таких как Р-7 . Это также создало широкую конкуренцию лунной ракете-аналогу США; Сатурн В. ​Однако одним из ключевых различий между двумя ракетами были этапы, которые происходили при типичном запуске. В то время как у Saturn V было четыре ступени, у N1 было пять ступеней. Пятая ступень Н1 использовалась в качестве посадочной позиции. Н1 оснащался такими двигателями, как НК-33 , НК-43 и НК-39. Каким бы революционным ни был этот стиль дизайна, строительство шло не так гладко, как ожидалось. Столкновение идей между учеными, желающими предать огласке свою работу, и военными, стремящимися сохранить проект как можно более секретным, приводило к задержкам и временами препятствовало развитию проекта. [94] Со временем N1 стал подвержен нескольким конструктивным недостаткам. Эти недостатки стали причиной многочисленных неудачных пусков из-за неисправности первой ступени конструкции. Конец 1960-х годов принес множество неудачных попыток запуска. В конце концов программа была закрыта. [95]

См. также [ править ]

  • Советская космическая программа — национальная космическая программа Союза Советских Социалистических Республик (СССР) с 1955 по 1991 год.
  • Ракетные войска стратегического назначения — род Вооружённых Сил СССР, который с 1959 по 1991 год контролировал межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования. Сейчас входит в состав Вооружённых Сил России.
  • Сергей Королев (1907–1966), главный инженер и руководитель советской ракетной и космической программы, начальник ОКБ ОКБ -1.
  • Валентин Глушко (1908–1989), главный конструктор ракетных двигателей, начальник ОКБ-456.
  • Дмитрий Устинов (1908–1984), военный руководитель ракетно-космической программы СССР, нарком вооружения с 1941 года, министр обороны с 1976 года.
  • Boris Chertok (1912–2011), control systems designer

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Сиддики, Асиф (июль 2003 г.). «Красный свет ракет: технологии, конфликты и террор в Советском Союзе». Технологии и культура . 44 (3): 470–501. дои : 10.1353/tech.2003.0133 . JSTOR   25148158 . S2CID   144626676 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сиддики 2000 , с. 6.
  3. ^ Chertok 2005 , p. 164 Vol 1.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Зак, Анатолий. «Лаборатория Газодинамики» . Российская космическая паутина . Проверено 29 мая 2022 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Русские ракетные снаряды – Вторая мировая война» . Оружие и война . 18 ноября 2018 года . Проверено 29 мая 2022 г.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Глушко, Валентин (1 января 1973 г.). Развитие ракетной и космической техники в СССР . Новости Пресс-паб. Дом. п. 7.
  7. ^ Сиддики 2000 , с. 17.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Chertok 2005 , p. 165 Vol 1.
  9. ^ Музей авиации (23 февраля 2021 г.). «Неуправляемая ракета РС-82(132)» (PDF) .
  10. ^ Акимов В.Н., Коротеев А.С., Гафаров А.А. (2003). «Оружие победы – «Катюша» ». Научный центр имени М.В. Келдыша. 1933–2003: 70 лет на переднем крае ракетно-космической техники . М. стр. 92–101. ISBN  5-217-03205-7 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( справка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Great Soviet Encyclopedia (1926–1981 (printed version) ed.). Sovetskaya Entsiklopediya. December 1973. ISBN  9780028800004 . heading=Газодинамическая лаборатория
  12. ^ Краткая хронология ракетного двигателестроения в СССР.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Газодинамическая лаборатория» . История российской советской космонавтики . Проверено 10 июня 2022 г.
  14. ^ Chertok 2005 , p. 164-165 Vol 1.
  15. ^ Сиддики 2000 , с. 7.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цандер, Ф.А. (1964). Проблемы полётов на реактивных двигателях-межпланетных полётах (Перевод с русского) (PDF) . Израильская программа научных переводов. стр. 32, 38–39, 58–59 . Проверено 13 июня 2022 г.
  17. ^ Сиддики 2000 , с. 4.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д ван Пелт , с. 120
  19. ^ Stoiko , p. 51
  20. ^ Stoiko , pp. 51–53
  21. ^ Асиф Сиддики (ноябрь 2007 г.). «Человек за кулисами» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2021 г.
  22. ^ Альбрехт, Ульрих (1993). Советская военная промышленность . Рутледж. стр. 74–75. ISBN  3-7186-5313-3 .
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Саттон, Джордж (ноябрь – декабрь 2003 г.). «История жидкостных ракетных двигателей в России, бывшем Советском Союзе». Журнал движения и мощности . 19 (6): 978–1007. дои : 10.2514/2.6943 . S2CID   123361379 .
  24. ^ Уэст, Джон (2001). «Исторические аспекты ранней советской российской пилотируемой космонавтики». Журнал прикладной физиологии . 91 (4): 1501–1511. дои : 10.1152/яп.2001.91.4.1501 . ПМИД   11568130 . S2CID   24284107 .
  25. ^ ван Пелт , с. 121
  26. ^ Сиддики 2000 , с. 10-11.
  27. ^ Бейкер и Зак 2013 , с. 9.
  28. ^ Сиддики 2000 , с. 11-14.
  29. ^ Сиддики 2000 , с. 10.
  30. ^ ван Пелт , с. 122
  31. ^ ван Пелт , с. 123
  32. ^ Zaloga & Grandsen 1984 , p. 153.
  33. ^ Zaloga & Grandsen 1984 , p. 154.
  34. ^ "История Великой Отечественной войны" в 6 томах (History of Great Patriotic War), vol. 2, p. 66, chapter by field-marshal Andrey Eremenko
  35. ^ Andrey Sapronov «Россия» newspaper No. 23 of June 21–27, 2001
  36. ^ Andrey Sapronov «Парламентская газета» No 80 of May 5, 2005
  37. ^ Zaloga & Grandsen 1984 , p. 154-5.
  38. ^ Zaloga & Grandsen 1984 , p. 155.
  39. ^ Зак, Анатолий. «История Ракетного научно-исследовательского института РНИИ» . Русская космическая паутина . Проверено 18 июня 2022 г.
  40. ^ ван Пелт , стр. 123–125
  41. ^ Черток, Б. (2004). «Немецкое влияние в СССР». Акта Астронавтика . 55 (3–9): 735–740. Бибкод : 2004AcAau..55..735C . дои : 10.1016/j.actaastro.2004.05.025 .
  42. ^ Сиддики 2000 , с. 24-39.
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сиддики 2000 , с. 53-57.
  44. ^ Chertok 2005 , p. 41 Vol 2.
  45. ^ «РКК «Энергия» – История» [Ракета Р-1 – Боевые ракетные комплексы]. www.energia.ru . Архивировано из оригинала 01 марта 2018 г. Проверено 19 апреля 2020 г.
  46. ^ Сиддики 2000 , с. 49.
  47. ^ Chertok 2005 , p. 129-142 Vol 2.
  48. ^ Залога, Стивен Дж. (20 марта 2013 г.). Баллистическая ракета Фау-2 1942–52 . Издательство Блумсбери. п. 41. ИСБН  978-1-4728-0299-6 .
  49. ^ Залога, Стивен Дж. (20 марта 2013 г.). «Р-11: Скад А» . Баллистические ракеты и пусковые системы «Скад», 1955–2005 гг . Издательство Блумсбери. стр. 6–15. ISBN  978-1-4728-0306-1 .
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сиддики 2000 , с. 50.
  51. ^ Зак, Анатолий. «Ракета Р-1» . Российская космическая паутина . Проверено 21 декабря 2023 г.
  52. ^ Зак, Анатолий (18 мая 2016 г.). «Ракета Р-1» . RussianSpaceWeb.com .
  53. ^ Сиддики 2000 , с. 42.
  54. ^ Сиддики 2000 , с. 49-50.
  55. ^ Сиддики 2000 , с. 70,72.
  56. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сиддики 2000 , с. 97.
  57. ^ Chertok 2005 , p. 265-266 Vol 2.
  58. ^ Chertok 2005 , p. 266 Vol 2.
  59. ^ Chertok 2005 , p. 243 Vol 2.
  60. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Chertok 2005 , p. 48-49 Vol 2.
  61. ^ Сиддики 2000 , с. 57-58.
  62. ^ Зак, Анатолий. «Баллистическая ракета Р-2» . Российская космическая паутина . Проверено 21 декабря 2023 г.
  63. ^ «Обозначения советских/российских ракет» . Архив Джонстона.
  64. ^ Сиддики 2000 , с. 69–76, 97–101.
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Р-5/СС-3 ШИСТЕР» . Федерация ученых-атомщиков. 29 июля 2000 г.
  66. ^ Сиддики 2000 , с. 100-101.
  67. ^ Сиддики 2000 , с. 120, 138.
  68. ^ Chertok 2005 , p. 242-243 Vol 2.
  69. ^ Асиф Сиддики (2021). «Запуски Р-5 1953–1959» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 28 октября 2021 г.
  70. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Chertok 2005 , p. 285 Vol 2.
  71. ^ Зак, Анатолий. «Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7» . Российская космическая паутина . Проверено 29 декабря 2023 г.
  72. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Российские ракеты и космические установки» . Исторический космический корабль . Проверено 26 декабря 2023 г.
  73. ^ Сиддики 2000 , с. 128-132.
  74. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Военные ракеты, открывшие космическую эпоху» . Национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 24 декабря 2023 г.
  75. ^ Харфорд, Джеймс (1997). Королев: Как один человек руководил советской попыткой опередить Америку на Луне . Джон Уайли и сыновья. стр. 92–93. АСИН   0471327212 .
  76. ^ Сиддики 2000 , с. 67-108.
  77. ^ Охотница, Уэсли; Маров, Михаил (2011). Советские роботы в Солнечной системе: технологии миссий и открытия . Чичестер, Великобритания: Издательство Praxis. стр. 63–65. ISBN  978-1-4419-7897-4 .
  78. ^ Сиддики 2000 , с. 129-130.
  79. ^ Chertok 2005 , p. 293-303Vol 2.
  80. ^ Сиддики 2000 , с. 160-161.
  81. ^ «Ракета Р-7» . РКК "Энергия" им. С.П. Королева. Архивировано из оригинала 30 марта 2020 года . Проверено 2 февраля 2003 г.
  82. ^ Зак, Анатолий. «Р-16» . Российская космическая паутина . Проверено 26 декабря 2023 г.
  83. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «История Р-7» . Мировой космический полет . Проверено 26 декабря 2023 г.
  84. ^ Chertok 2005 , p. 237 Vol 2.
  85. ^ Stoiko , p. 79
  86. ^ Stoiko , pp. 84–87
  87. ^ Харви, Брайан. «Советское и российское исследование Луны». Книги Спрингера Линкс
  88. ^ Харви, Брайан (2007). Советские и российские исследования Луны . Дублин: Издательство Praxis. стр. 38–40 . Бибкод : 2007srle.book.....H . ISBN  978-0-387-21896-0 .
  89. ^ Stoiko , p. 93
  90. ^ Stoiko , p. 95
  91. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Stoiko , p. 97
  92. ^ Одишоу, Хью (декабрь 1957 г.). «Советская ракета-носитель спутника». Наука . 126 (3287): 1334–7. Бибкод : 1957Sci...126.1334O . дои : 10.1126/science.126.3287.1334 . JSTOR   1752752 . ПМИД   17820092 .
  93. ^ Черток, Боррис (1997). Ракеты и люди . Вашингтон, округ Колумбия: НАСА. п. 64.
  94. ^ Орескес, Наоми (2014). Технологии в глобальной холодной войне . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 189–193.
  95. ^ Охотница, Уэсли; Маров, Михаил (2011). Советские роботы в Солнечной системе: технологии миссий и открытия . Чичестер, Великобритания: Издательство Praxis. стр. 63–65. ISBN  978-1-4419-7897-4 .

Цитированные источники [ править ]

Библиография [ править ]

  • Берджесс, Колин и Холл, Рекс. Первая советская группа космонавтов: их жизнь, наследие и историческое влияние . Берлин: Спрингер, 2009.
  • Черток Б.Е. Ракеты и люди: Том II . Вашингтон, округ Колумбия: НАСА, 2006. По состоянию на 7 апреля 2016 г.
  • Черток Борис Евсеевич. Ракеты и люди: Том IV: Лунная гонка . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Управление истории НАСА, Управление иностранных дел, 2005.
  • Дэррин, Энн Гаррисон и О'Лири, Бет Лора. Справочник по космической инженерии, археологии и наследию . Бока-Ратон: Тейлор и Фрэнсис, 2009.
  • Фор, Гюнтер и Менсинг, Тереза ​​М. Введение в планетарную науку: геологическая перспектива. Дордрехт: Спрингер, 2007.
  • Харви, Брайан. Российские планетарные исследования: история, развитие, наследие, перспективы . Берлин: Спрингер, 2007.
  • «Константин Циолковский». Архивировано 7 сентября 2017 г. в Wayback Machine . Международный университет Флориды. По состоянию на 8 апреля 2016 г.
  • «Константин Циолковский». НАСА. По состоянию на 8 апреля 2016 г. < https://www.nasa.gov/audience/foreducators/rocketry/home/konstantin-tsiolkova.html >
  • Летбридж, Клифф. «История ракетной техники, глава 6: 1945 год до создания НАСА». Космическая линия . (2000). По состоянию на 7 апреля 2016 г. http://www.spaceline.org/history/6.html .
  • «Сергей Королев». Российская космическая паутина. Интернет, по состоянию на 8 апреля 2016 г.
  • "Yury Alekseyevich Gagarin." Encyclopædia Britannica .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cc4db29f97ba2465bafb026f6bfb8a1d__1719039300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/1d/cc4db29f97ba2465bafb026f6bfb8a1d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soviet rocketry - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)