Группа по изучению реактивного движения
![]() Члены группы по изучению реактивного движения. 1931 год. Слева направо: стоят И.П. Фортиков, Ю.А. Победоносцев, Заботин; сидят: А. Левицкий, Надежда Сумарокова, Сергей Королев , Борис Черановский , Фридрих Цандер | |
Головное учреждение | Osoaviakhim |
---|---|
Основатель(и) | Фредрих Цандер |
Учредил | 1931 |
Миссия | исследования и разработки |
Фокус | Жидкостные ракеты |
Ключевые люди | Sergey Korolev |
Расположение | |
Растворенный | в 1933 году стал РНИИ. |
Часть серии статей о |
Советская космическая программа |
---|
Московская группа по изучению реактивного движения (также «Группа по исследованию реактивных двигателей и реактивного полета» и «Группа по изучению реактивного движения») ( рус . Группа изучения реактивного движения, Группа изучения реактивного движения , более известная своими ГИРД ракетной , ГИРД ) — советское научно-исследовательское бюро, основанное в 1931 году для изучения различных аспектов техники . В августе 1933 года ГИРД запустил первую советскую жидкостную ракету. В ноябре 1933 года он был включен в состав Реактивного научно-исследовательского института ( Реактивный научно-исследовательский институт , Реактивный научно-исследовательский институт , РНИИ, РНИИ).
История
[ редактировать ]Вдохновением для создания организации послужил Фредрих Цандер , учёный, изобретатель и романтик, мечтавший о космических путешествиях. [1] Цандер начал рассматривать возможность межпланетного полета на ракетном двигателе еще в 1907 году и был одним из основателей Общества изучения межпланетной связи в 1924 году. В сентябре 1931 года Цандер сформировал в Москве «Группу по изучению реактивного движения». ', [1] более известный под русской аббревиатурой «ГИРД». [2] Первоначальное финансирование предоставил Осоавиахим, однако его оказалось недостаточно для покрытия производственных затрат. В апреле 1932 года Цандер начал работать в ГИРД полный рабочий день, однако большая часть остального персонала работала по ночам или в свободное время. Сотрудники в шутку называли ГИРД «Группа инженеров, работающая даром». [3]
Местные ГИРД также развивались в других городах, особенно в Ленинграде, а также в Харькове, Баку, Тифлисе, Архангельске, Новочеркасске и Брянске. [2]
Ключевой вклад в GIRD внес молодой авиаинженер Сергей Королев , который позже стал фактическим главой советской космической программы. [2] В 1930 году, работая ведущим инженером на тяжелом бомбардировщике Туполев ТБ-3, он заинтересовался возможностями жидкостных ракетных двигателей для приведения в движение самолетов. Это привело к контакту с Цандером и пробудило в нем интерес к исследованию космоса и ракетной технике. [2]
В мае 1932 года Сергей Королев сменил больного Цандера на посту руководителя ГИРД. В то время группа была организована в виде четырех бригад для дальнейшей оптимизации своих усилий следующим образом: [4] [5]
- 1-я бригада: Начальник Цандер (ракетные двигатели).
- 2-я бригада: начальник Михаил Тихонравов (ракеты/ракеты).
- 3-я бригада: начальник Юрий Победоносцев (воздушно-реактивные двигатели прямой точности и газодинамические испытательные установки).
- 4-я бригада: начальник Королев (ракетная авиация и крылатые ракеты).
Под руководством Королева ГИРД начал привлекать дополнительное финансирование от Управления военных изобретений Красной Армии , что позволило ГИРД получить лучшее оборудование и оплатить персонал, численность которого к 1933 году насчитывала около 60 человек. [6] [5]
Цандер неожиданно скончался от болезни 28 марта 1933 года, и его инженер Леонид Константинович Корнеев новым командиром его бригады стал . Точную копию ГИРД-Х можно найти на надгробии Цандера в Кисловодске. [5]
Двигатели ОР-1 и ОР-2
[ редактировать ]
Работу над экспериментальным двигателем ОР-1 Цандер начал в 1929 году, работая в Центральном институте авиационного моторостроения; [3] впоследствии он стал проектом GIRD 01. Он работал на сжатом воздухе и бензине, и Цандер использовал его для исследования высокоэнергетического топлива, включая порошкообразные металлы, смешанные с бензином. Камера охлаждалась регенеративно за счет воздуха, поступающего со стороны сопла, а также воды, циркулирующей через змеевик.
Двигатель ОР-2 проекта 02 был разработан для ракетного планера РП-1 Королева. Он сжигал кислород и бензин, а его сопло было изготовлено из термостойкого графита. Позже двигатель был модифицирован для сжигания спирта, который выделял меньше тепла, чем бензин, и его тяга была увеличена. После охлаждения стенок двигателя сжатый кислород поступал в верхний конец камеры по завихрению. Топливо впрыскивалось через распылитель в центре, чтобы обеспечить эффективное смешивание и сгорание.
Ракета ГИРД-9
[ редактировать ]
Михаил Клавдиевич Тихонравов , который позже руководил проектированием «Спутника-1» и программой «Луна» , возглавлял 2-ю бригаду ГИРД, был ответственным за первый запуск ракеты на гибридном топливе ГИРД-9 17 августа 1933 года, которая достигла высоты 400 м. метров (1300 футов). [7] [8]
Ракета ГИРД-Х
[ редактировать ]В январе 1933 года Цандер приступил к разработке ракеты ГИРД-Х (Примечание: «Х» — римская цифра 10). Первоначально в нем использовалось металлическое топливо, но после безуспешных испытаний различных металлов оно было спроектировано без металлического топлива и приводилось в действие двигателем проекта 10, который впервые прошел стендовые испытания в марте 1933 года. Эта конструкция сжигала жидкий кислород и бензин. и был одним из первых двигателей, охлаждавшихся регенеративно жидким кислородом, который обтекал внутреннюю стенку камеры сгорания перед попаданием в нее. Проблемы с прогоранием во время испытаний побудили перейти с бензина на менее энергичный алкоголь. Последняя ракета длиной 2,2 метра (7,2 фута) и диаметром 140 миллиметров (5,5 дюйма) имела массу 30 кг (66 фунтов), и предполагалось, что она сможет нести полезную нагрузку массой 2 кг (4,4 фунта) на высота 5,5 км (3,4 мили). [9] Ракета GIRD X была запущена 25 ноября 1933 года и поднялась на высоту 80 метров. [3]
Проект 05
[ редактировать ]Тихонравов также отвечал за разработку ракеты проекта 05 совместно с Лабораторией газодинамики (ГДЛ) в Ленинграде. В проекте 05 использовался двигатель ОРМ-50 разработки Валентина Глушко , работавший на азотной кислоте и керосине с регенеративным охлаждением сопла потоком кислоты. Впервые испытанный в ноябре 1933 года, ORM-50 предшествовал двигателю с рекуперативным охлаждением Ойгена Сенгера , который не проходил испытания в Австрии до мая 1934 года. Ракета 05 содержала четыре длинных бака, заключенных в корпус с четырехлопастным поперечным сечением. Она так и не была завершена, но ее конструкция легла в основу более поздней ракеты «Авиавнито» , оснащенной двигателем Леонида Душкина 12-К и работающей на жидком кислороде и спирте, которая была впервые запущена в 1936 году и достигла высоты 3000 м (9800 футов). в 1937 году.
РНИИ
[ редактировать ]К 1931 году существовало две советские организации, занимавшиеся ракетной техникой; ГИРД и Ленинградская лаборатория газовой динамики (ЛГД). Неофициальные контакты между двумя группами поддерживались, и начались обсуждения слияния, которое поддержал заместитель наркома армии и флота маршал Михаил Тухачевский . В результате был принят меморандум о необходимости объединения ГИРД и ВКЛ, в результате чего 21 сентября 1933 года был основан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). [10] [11]
Лунные кратеры названы в честь сотрудников GIRD
[ редактировать ]За вклад в космические полеты следующие сотрудники GIRD назвали в их честь кратеры на обратной стороне Луны; С. П. Королев , Ф. А. Цандер и Михаил Тихонравов . В 1962 году названия GDL , GIRD и RNII были присвоены цепочкам кратеров на обратной стороне Луны. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Chertok 2005 , p. 165 Vol 1.
- ^ Jump up to: а б с д Сиддики 2000 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с Цандер, Ф.А. (1964). Проблемы полётов на реактивных двигателях-межпланетных полётах (Перевод с русского) (PDF) . Израильская программа научных переводов. стр. 32, 38–39, 58–59 . Проверено 13 июня 2022 г.
- ^ Королева Наталья Сергеевна. «ГИРД: организация и структура 1931 год» . Семейная история (на русском языке) . Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Сиддики 2000 , с. 6.
- ^ Chertok 2005 , p. 166 Vol 1.
- ^ "GIRD (Gruppa Isutcheniya Reaktivnovo Dvisheniya)" . WEEBAU . Retrieved 26 July 2022 .
- ^ Окнинский, Адам (декабрь 2021 г.). «Возврат к технологии гибридных ракетных двигателей для космических перевозок: решения и проблемы, связанные с топливом» . ОгоньФизХим . 1 (4): 260–271. Бибкод : 2021ФФЧ...1..260О . дои : 10.1016/j.fpc.2021.11.015 . S2CID 244899773 .
- ^ Альбрехт, Ульрих (1993). Советская военная промышленность . Рутледж. стр. 74–75. ISBN 3-7186-5313-3 .
- ^ Бейкер и Зак 2013 , с. 6.
- ^ Сиддики 2000 , с. 7.
- ^ Краткая хронология ракетного двигателестроения в СССР.
Цитированные источники
[ редактировать ]- Бейкер, Дэвид; Зак, Анатолий (9 сентября 2013 г.). Гонка за космос 1: На заре космической эры . РХК . Проверено 20 мая 2022 г.
- Черток, Борис (2005). Ракеты и люди Тома 1-4 . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства . Проверено 29 мая 2022 г.
- Сиддики, Асиф (2000). Вызов Аполлону: Советский Союз и космическая гонка, 1945–1974 гг. (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Отдел истории НАСА . Проверено 22 мая 2022 г.