Jump to content

Nedelin catastrophe

Координаты : 45 ° 58'32 "N 63 ° 39'35" E  /  45,97542 ° N 63,65982 ° E  / 45,97542; 63,65982

Nedelin catastrophe
Взрыв
Родное имя Катастрофа на космодроме Байконур
Английское имя Катастрофа на космодроме Байконур.
Дата 24 октября 1960 г. ( 1960-10-24 )
Время 18:45
Место проведения Космодром Байконур
Расположение Kazakh SSR , USSR
Координаты 45 ° 58'32 "N 63 ° 39'35" E  /  45,97542 ° N 63,65982 ° E  / 45,97542; 63,65982
Также известен как Nedelin disaster
Тип Взрыв ракеты
Причина Короткое замыкание в ракете
Организатор: Советские Ракетные войска стратегического назначения
Потери
54–300 смертей (точное число неизвестно)

Неделинская катастрофа или Неделинская катастрофа , известная в России как Катастрофа на космодроме Байконур ( русский : Катастрофа на Байконуре , латинизированная : Катастрофа на Байконуре ), была аварией на стартовой площадке , произошедшей 24 октября 1960 года на космодроме Байконур в советском Казахстане . Во время прототипа Р -16 межконтинентальной баллистической ракеты подготовки к испытательному полету при случайном возгорании двигателя второй ступени произошел взрыв , в результате чего погибло неизвестное количество военно-технического персонала, работавшего над подготовкой. Несмотря на масштабы катастрофы, информация скрывалась в течение многих лет, и советское , в которой погибло более 54 человек правительство не признавало этого события до 1989 года. Это самая смертоносная катастрофа в истории освоения космоса . Катастрофа названа в честь главного маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина , который был руководителем программы создания Р-16 и погиб при взрыве.

Подготовка к запуску

[ редактировать ]

23 октября 1960 года прототип Р-16 межконтинентальной баллистической ракеты был установлен на стартовой площадке 41 ( по-русски : стартовая позиция 41 ) в ожидании окончательных испытаний перед запуском. Ракета имела длину более 30 метров (98 футов), диаметр 3,0 метра (9,8 футов) и стартовую массу 141 тонну. Ракета заправлялась гиперголической парой НДМГ в качестве топлива и насыщенным раствором N.
2

4
в азотной кислоте в качестве окислителя, получившего прозвище « Яд Дьявола », который использовался из-за высоких температур кипения и, следовательно, возможности хранения топлива и окислителя, несмотря на то, что он был чрезвычайно коррозийным и токсичным. Эти риски были учтены в требованиях безопасности процедур запуска, но настойчивое требование Неделина провести испытательный запуск накануне годовщины большевистской революции 7 ноября 1960 года привело к крайнему сжатию графика в контексте возникающих существенных инженерных трудностей. [1] [2] В конечном итоге предпусковые испытания стали совпадать с подготовкой к запуску. [2]

Несчастный случай

[ редактировать ]

Короткое замыкание в замененном главном секвенсоре привело к возгоранию двигателя второй ступени во время испытаний перед запуском. Это взорвало топливные баки первой ступени прямо под ним, вызвав взрыв, уничтоживший ракету. Прежде чем искать убежища, оператор камеры дистанционно активировал установленные вокруг стартовой площадки автоматические камеры, которые подробно засняли взрыв.

Люди возле ракеты мгновенно сгорели; те, кто находился дальше, сгорели заживо или отравились парами токсичных компонентов топлива. Андрей Сахаров описал множество подробностей: как только загорелся двигатель, большая часть личного состава побежала к периметру, но оказалась запертой внутри защитного ограждения, а затем охвачена огненным шаром горящего топлива. В результате взрыва сгорели или задохнулись Неделин, главный помощник, главный конструктор системы наведения ракет СССР, а также более 70 других офицеров и инженеров. Третьи умерли позже от ожогов или отравления. [3] [2] [4] [1] Конструктор-ракетчик Михаил Янгель выжил только потому, что ушел выкурить сигарету за бункером в нескольких сотнях метров, но тем не менее получил ожоги. [3] [5]

Точное число погибших в результате взрыва неизвестно. В первом западном сообщении об аварии, опубликованном итальянским информационным агентством Continentale в декабре 1960 года, говорилось, что погибло 100 человек. [6] в то время как The Guardian сообщила в 1965 году, ссылаясь на информацию шпиона Олега Пеньковского , который передал информацию на Запад, что погибло около 300 человек. [7] Советский Союз сказал только, что погибло «значительное число». Когда он впервые признал этот инцидент в статье «Огонька» 1989 года , [8] но позже в том же году правительство сообщило, что число погибших составило 54. [9] Согласно последней оценке числа погибших, опубликованной Роскосмосом к 50-й годовщине аварии и предоставленной инженером агентства Борисом Чертоком , погибло 126 человек, но агентство уточнило это число, заявив, что фактическое число может составлять от 60 до 150 погибших. [10]

Последствия

[ редактировать ]
Почетный караул у могилы погибших при испытании Р-16 24 октября 1960 года, город Байконур.

на события 24 октября 1960 года Полная тайна была немедленно наложена Никитой Хрущевым . В пресс-релизе говорилось, что Неделин погиб в авиакатастрофе, а семьям других инженеров посоветовали сказать, что их близкие умерли по той же причине. Хрущев также поручил Леониду Брежневу возглавить следственную комиссию и выехать на место происшествия. [11] Помимо прочего, комиссия обнаружила, что на стартовой площадке присутствовало гораздо больше людей, чем должно было быть — большинство из них должно было находиться в безопасности за пределами площадки в бункерах. [11]

Когда Брежнев прибыл на полигон 25 октября 1960 года, он сказал: «Товарищи! Мы не намерены никого отдавать под суд; мы собираемся расследовать причины и принять меры по восстановлению после катастрофы и продолжению боевых действий». [12] Несмотря на это, И.А. Дорошенко был привлечен к ответственности за произошедшее. [13]

Впоследствии, когда Никита Хрущев спросил Янгеля: «А почему ты остался жив?», Янгель дрожащим голосом ответил: «Ушел покурить. Это я виноват». Позже у Янгеля случился сердечный приступ , и он несколько месяцев не работал. [14] [15]

После того, как комитет представил свой отчет, программа Р-16 возобновилась в январе 1961 года, первый успешный полет состоялся 2 февраля 1961 года. [16] Задержка с выпуском Р-16 подтолкнула СССР к разработке более эффективных межконтинентальных баллистических ракет и спровоцировала решение Хрущева разместить баллистические ракеты средней дальности (БРСД) на Кубе . До катастрофы у Янгеля были амбиции бросить вызов Сергею Королеву на посту руководителя программы пилотируемой космонавтики , но ему было приказано сосредоточиться на Р-16. [ нужна ссылка ]

Мемориал жертвам испытаний был установлен в первой половине 1960-х годов в парке Байконура и до сих пор посещается представителями РКА перед любым пилотируемым запуском. [17]

Еще одна фатальная катастрофа с ракетой Р-9 произошла на Байконуре ровно через три года после катастрофы в Неделине, в результате чего 24 октября стали называть «черным днем» Байконура. С тех пор никаких попыток запусков на Байконуре в этот день не предпринималось. [18]

Официальное подтверждение

[ редактировать ]

В пресс-релизе говорилось, что Неделин погиб «в авиакатастрофе во время выполнения нераскрытой миссии». [19] [20] Итальянское информационное агентство Continentale впервые сообщило 8 декабря 1960 года из нераскрытых источников, что маршал Неделин и 100 человек погибли в результате взрыва ракеты. [21] газета Guardian 16 октября 1965 года сообщила, что захваченный шпион Олег Пеньковский подтвердил подробности ракетной катастрофы. [7] а изгнанный ученый и советский диссидент Жорес Медведев предоставил дополнительные подробности в 1976 году в британском еженедельном журнале New Scientist . [22] [23] Однако только 16 апреля 1989 года Советский Союз признал эти события, о чем было опубликовано сообщение в еженедельном журнале « Огонек» . [8] [24]

См. также

[ редактировать ]

Общая библиография

[ редактировать ]
  • Chertok, Boris; Rockets and People: Fili-Podlipki-Tyuratam ; Moscow, 1996; published by Mashinostroyeniye Publishing House (in Russian)
  • Черток, Борис; Ракеты и люди, Том 2: Создание ракетной промышленности , 2006 г.; опубликовано НАСА ISBN   0-16-076672-9
  • Елисеев, ВИМ Мы вырастили сердца на Байконуре . ОАО «МПК» в 2018 году; ISBN   978-5-8493-0415-1
  • Харфорд, Джеймс; Королев – Как один человек руководил советской попыткой опередить Америку на Луне ; Джон Уайли и сыновья, Инк.; Нью-Йорк, 1997 год; стр. 119–120 ISBN   0-471-14853-9
  • «В опасности» – А.А. Тоул, г. Калуга , «Золотая тропа», 2001 г. ISBN   5-7111-0333-1
  • Хрущев, Сергей; Никита Хрущев и создание сверхдержавы ; Издательство Пенсильванского государственного университета , Пенсильвания, 2000; Перевод Ширли Бенсон; стр. 416–425
  • Kuznetsk, M. I. Baikonur. Korolev. Yangel. Voronezh: IPF "Voronezh" 1997; ISBN   5-89981-117-X
  • Осташев А.И. «Испытания ракетно-космической техники – дело моей жизни» ; Королев, 2001. События и факты.
  • Шиэн, Нил; Огненный мир в холодной войне ; Случайный Дом; Нью-Йорк, 2009 г.; п. 405.
  1. ^ Перейти обратно: а б Черток, Борис (июнь 2006 г.). «Глава 32: Катастрофы». Ракеты и люди, Том 2: Создание ракетной промышленности (PDF) . НАСА. ISBN  0-16-076672-9 . Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Зак, Анатолий; и др. «Неделинская катастрофа» . Российская космическая паутина . Ракеты: семейство R16 . Проверено 17 февраля 2019 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Стивен Залога, Ядерный меч Кремля: взлет и падение стратегических ядерных сил России, 1945–2000 (Smithsonian Institution Press, 2002), стр. 66–67.
  4. ^ Юн, Джозеф Н. (6 июня 2004 г.). «Неделинская катастрофа» . Аэрокосмическая сеть . Проверено 18 февраля 2019 г.
  5. ^ Крис Гейнор, В это безмолвное море: первопроходцы космической эры, 1961–1965 (University of Nebraska Press, 2007), с. 180
  6. ^ «РАКЕТА ПРИЧИНЕНА ПО СМЕРТИЯМ» . Нью-Йорк Таймс . 10 декабря 1960 года . Проверено 22 октября 2020 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Сообщение о катастрофе советской ракеты 1960 года» . Нью-Йорк Таймс . 17 октября 1965 года . Проверено 22 октября 2020 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б «Советская статья сообщает о взрыве при запуске в 1960 году» , Pittsburgh Post-Gazette , 17 апреля 1989 г., стр.3.
  9. ^ «В результате аварии на советской ракете в 1980 году погибло 50 человек» . Нью-Йорк Таймс . 28 сентября 1989 года . Проверено 22 октября 2020 г.
  10. ^ «Россия помнит ужасающую космическую катастрофу» . Сидней Морнинг Геральд. 25 октября 2010 г. Проверено 22 октября 2020 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Черток, Борис (2006). Сиддики, Асиф (ред.). Ракеты и люди, Том 2: Создание ракетной промышленности (PDF) . НАСА. п. 631. ИСБН  0160766729 . Архивировано (PDF) из оригинала 3 апреля 2020 г. Проверено 28 мая 2020 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  12. ^ Черток, Борис (2006). Сиддики, Асиф (ред.). Ракеты и люди, Том 2: Создание ракетной промышленности (PDF) . НАСА. п. 628. ИСБН  0160766729 . Архивировано (PDF) из оригинала 3 апреля 2020 г. Проверено 28 мая 2020 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  13. ^ Черток, Борис (2006). Сиддики, Асиф (ред.). Ракеты и люди, Том 2: Создание ракетной промышленности (PDF) . НАСА. п. 629. ИСБН  0160766729 . Архивировано (PDF) из оригинала 3 апреля 2020 г. Проверено 28 мая 2020 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  14. ^ Первые шаги советской ракетной техники. Статьи. Наука и технологии (на русском языке)
  15. ^ Черток, Борис (2006). Сиддики, Асиф (ред.). Ракеты и люди, Том 2: Создание ракетной промышленности (PDF) . НАСА. п. 620. ИСБН  0160766729 . Архивировано (PDF) из оригинала 3 апреля 2020 г. Проверено 28 мая 2020 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  16. ^ Черток, Борис (2006). Сиддики, Асиф (ред.). Ракеты и люди, Том 2: Создание ракетной промышленности (PDF) . НАСА. п. 633. ИСБН  0160766729 . Архивировано (PDF) из оригинала 3 апреля 2020 г. Проверено 28 мая 2020 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  17. ^ Цаплиенко, Андрей (25 октября 2005 г.). Неделинская катастрофа (in Russian). ООО "Интерактивный Маркетинг" . Retrieved 9 November 2011 .
  18. ^ Павлущенко, Катя (23 октября 2019 г.). «Черный день космонавтики» . Твиттер . Архивировано из оригинала 22 октября 2022 года . Проверено 22 октября 2022 г.
  19. ^ «Вехи» , журнал TIME , 7 ноября 1960 г.
  20. ^ «Начальник ракетного управления погиб в Советском Союзе; Москва сообщает о смерти Неделина в авиакатастрофе», New York Times , 26 октября 1960 г., стр.2
  21. ^ «Ракета упоминается как смертельный случай; итальянское агентство сообщает, что в результате взрыва погибли 3 российских эксперта», New York Times , 10 декабря 1960 г., стр.6
  22. ^ «Советский учёный в изгнании говорит, что в результате взрыва захороненных атомных отходов на Урале в 1958 году погибли сотни людей», New York Times , 7 ноября 1976 г., стр.18
  23. ^ Медведев, Жорес (4 ноября 1976 г.). «Два десятилетия инакомыслия» . Новый учёный . 72 (1025): 263–267.
  24. ^ Болотин (Bolotin), Александр Ю. (Alexander Yu.) (15 April 1989). "10-ая площада" [Site 10]. Огонёк (in Russian) (16): 10–14.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e7d52a4dd5cd1ae62e2aec4d484dd4a__1717683720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/4a/4e7d52a4dd5cd1ae62e2aec4d484dd4a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nedelin catastrophe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)