РС-68
![]() Двигатель RS-68 проходит огневые испытания в Космическом центре Стеннис НАСА на этапе разработки. | |
Страна происхождения | ![]() |
---|---|
Первый полет | 20 ноября 2002 г. |
Последний рейс | 9 апреля 2024 г. |
Дизайнер | Рокетдайн |
Производитель |
|
Приложение | Двигатель первой ступени |
Связанный ЛВ | Дельта IV · Дельта IV Тяжелая |
Статус | Ушедший на пенсию |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | ЛОКС / ЛХ 2 |
Цикл | Газогенератор |
Конфигурация | |
Соотношение сопел | 21.5:1 |
Производительность | |
Тяга, на уровне моря | RS-68 : 2950 кН (660 000 фунтов силы ) RS-68A : 3137 кН (705 000 фунтов силы ) [ 1 ] |
Соотношение тяги к весу | РС-68 : 45,3:1 РС-68А : 47,4:1 |
в камере Давление | 1488 фунтов на квадратный дюйм (10,26 МПа) |
Удельный импульс , вакуум | RS-68 : 410 с (4,0 км/с) РС-68А : 411,9 с (4,039 км/с) [ 2 ] |
Размеры | |
Длина | 5,20 м (17,1 футов) |
Диаметр | 2,43 м (8 футов 0 дюймов) |
Сухая масса | RS-68 : 6600 кг (14 560 фунтов) RS-68A : 6740 кг (14 870 фунтов) [ 1 ] |
РС -68 (Ракетная система-68) — жидкостный ракетный использовались жидкий водород (LH 2 ) и жидкий кислород (LOX) двигатель, в котором в качестве топлива в газогенераторном цикле . Это был самый большой ракетный двигатель, работающий на водороде, когда-либо летавший. [ 3 ]
Разработан и производится в США компанией Rocketdyne (позже Pratt & Whitney Rocketdyne и Aerojet Rocketdyne ). Разработка началась в 1990-х годах с целью создания более простого и менее дорогостоящего двигателя большой грузоподъемности для системы запуска Delta IV . Выпускались две версии двигателя: исходный РС-68 и улучшенный РС-68А. Третья версия, RS-68B, планировалась для Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) ракеты Ares V до отмены ракеты и программы Constellation в 2010 году.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Одной из основных целей программы РС-68 было создание простого двигателя, который был бы экономически эффективен при использовании для одного запуска. Для достижения этой цели RS-68 имеет на 80% меньше деталей, чем главный двигатель многопускового космического корабля RS-25 (SSME). [ 4 ] Негативными последствиями такой простоты стали значительно меньшая тяговооруженность и меньший на 10% удельный импульс по сравнению с SSME. Преимущество этой простоты заключается в снижении стоимости конструкции RS-68. [ 4 ]
RS-68 был разработан в компании Rocketdyne Propulsion and Power, расположенной в Канога-Парке, Лос-Анджелес , Калифорния, где производился SSME. Он был разработан для питания одноразовой ракеты-носителя Delta IV Evolved (EELV). Первоначальные двигатели были собраны в близлежащей полевой лаборатории Санта-Сусаны , где Сатурна V для двигатели Rocketdyne F-1 были разработаны и испытаны для миссий Аполлона на Луну. Первые испытания RS-68 проходили в Исследовательской лаборатории ВВС (AFRL) на базе ВВС Эдвардс НАСА в Калифорнии, а затем в Космическом центре Стеннис . [ 5 ] [ 6 ] RS-68 был сертифицирован в декабре 2001 года для использования на ракетах Delta IV. [ 7 ]
RS-68 был частью каждого общего ускорительного ядра Delta IV . Самая большая из ракет-носителей, Delta IV Heavy , использовала три смонтированных вместе CBC. [ 8 ]
Двигатель производил 758 000 фунтов силы (3370 кН ) в вакууме и 663 000 фунтов силы (2950 кН) на уровне моря. Масса двигателя составляла 14 560 фунтов (6600 кг). При такой тяге двигатель имел тяговооруженность 51,2 и удельный импульс 410 секунд (4,0 км/с) в вакууме и 365 секунд (3,58 км/с) на уровне моря. [ 9 ] RS-68 имел гидравлический подвес и мог регулировать тягу от 58% до 102%. [ 10 ]
РС-68А представляет собой обновленную версию РС-68 с увеличенным удельным импульсом и тягой (до более 700 000 фунтов силы (3100 кН) на уровне моря). [ 11 ] При первом запуске 29 июня 2012 года с базы ВВС на мысе Канаверал использовались три двигателя RS-68A, установленные на ракете Delta IV Heavy . [ 12 ]
RS-68 был выведен из эксплуатации после последнего полета Delta IV Heavy в апреле 2024 года.
Предлагаемое использование
[ редактировать ]пять двигателей RS-68 вместо SSME В 2006 году НАСА объявило о намерении использовать на планируемом Ares V . НАСА выбрало RS-68 из-за его более низкой стоимости: около 20 миллионов долларов за двигатель, включая стоимость модернизации НАСА. Модернизации включали другое абляционное сопло, обеспечивающее более длительное горение, более короткую последовательность запуска, изменения в оборудовании для ограничения свободного водорода при воспламенении, а также уменьшение количества гелия, используемого во время обратного отсчета и полета. Увеличение тяги и удельного импульса будет происходить в рамках отдельной программы модернизации ракеты Delta IV. [ 13 ] Позже Ares V был заменен на шесть двигателей RS-68, получивших обозначение RS-68B. [ 14 ] Арес V был исключен из программы «Созвездие» в 2010 году. [ 15 ] В нынешнем тяжелом транспортном средстве-преемнике НАСА, системе космического запуска , вместо этого используются четыре RS-25 . двигателя [ 16 ]
Human-рейтинг
[ редактировать ]В 2008 году сообщалось, что RS-68 потребовалось более 200 изменений, чтобы получить сертификат соответствия требованиям человека . [ 17 ] НАСА заявило, что эти изменения включают мониторинг состояния здоровья, удаление богатой топливом среды при старте и повышение надежности его подсистем. [ 18 ] [ 19 ]
Варианты
[ редактировать ]- RS-68 — оригинальная версия. Он создает тягу в 663 000 фунтов силы (2950 кН ) на уровне моря. [ 20 ]
- РС-68А — улучшенная версия. Он производит тягу 705 000 фунтов силы (3140 кН) на уровне моря и тягу 800 000 фунтов силы (3560 кН) в вакууме. [ 21 ] Его удельный импульс в вакууме составляет 411,9 секунды (4,039 км/с). [ 22 ] Сертификация завершена в апреле 2011 года. [ 23 ]
- RS-68B был предложенной модернизацией для использования в ракете-носителе Ares V для программы НАСА Constellation. [ 14 ] Ares V должен был использовать шесть двигателей RS-68B на основной ступени диаметром 10 метров (33 фута), а также два 5,5-сегментных твердотопливных ракетных ускорителя. Позже было установлено, что абляционное сопло RS-68 плохо подходило для такой среды с несколькими двигателями, что приводило к снижению эффективности двигателя и сильному нагреву основания автомобиля. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]- Сравнение орбитальных ракетных двигателей
- М-1 (ракетный двигатель)
- Национальная стартовая система
- Рокетдайн J-2
- РС-83
- Инициатива космического запуска
- ТР-106
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «ДЕЛЬТА IV» . Объединенный стартовый альянс. Архивировано из оригинала 20 июля 2014 года . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ «Руководство пользователя Delta IV» (PDF) . Объединенный стартовый альянс. Июнь 2013 г. Архивировано (PDF) из оригинала 10 июля 2014 г. Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ «ATK Propulsion and Composite Technologies помогли запустить спутник Национального разведывательного управления» (пресс-релиз). Аллиант Техсистемс . 19 января 2009 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «AIAA 2002-4324, Двигательная установка 21 века — RS-68». Архивировано 19 марта 2009 г. в Wayback Machine . AIAA, 8–10 июля 2002 г.
- ^ «Boeing испытывает ракетный двигатель RS-68 (24 апреля)» . Оборонная аэрокосмическая промышленность . 23 апреля 2001 года . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ «Двигатель Boeing Delta IV CBC/RS-68 успешно завершил программу испытаний» (пресс-релиз). Боинг. 9 мая 2001 года . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ «Двигатель Rocketdyne RS-68 сертифицирован для Boeing Delta IV» (пресс-релиз). Боинг. 19 декабря 2001 г. Архивировано из оригинала 10 октября 2012 г.
- ^ «Техническое резюме Атласа V и Дельты IV» (PDF) .
- ^ «United Launch Alliance Delta IV Heavy» .
- ↑ Официальный документ Boeing о разработке RS-68. Архивировано 15 апреля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Первое испытание горячего двигателя RS-68A компании United Launch Alliance прошло успешно» (пресс-релиз). Объединенный стартовый альянс. 25 сентября 2008 года . Проверено 10 апреля 2023 г.
В настоящее время двигатель RS-68 может развивать тягу более 660 000 фунтов на уровне моря, а модернизированный RS-68A увеличит ее до более чем 700 000 фунтов. RS-68A также улучшает удельный импульс или топливную экономичность RS-68.
- ^ «Модернизированная ракета Delta IV Heavy компании United Launch Alliance успешно за девять дней запускает вторую полезную нагрузку для Национального разведывательного управления» (пресс-релиз). Объединенный стартовый альянс. 29 июня 2012 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2016 г.
- ^ «Отчет НАСА о прогрессе в области исследовательских систем» (пресс-релиз). Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. 18 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 г. Проверено 30 мая 2006 г.
- ^ Jump up to: а б «Обзор: грузовая ракета-носитель Ares V» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Архивировано из оригинала 26 сентября 2008 года . Проверено 30 сентября 2008 г.
- ^ Амос, Джонатан (11 октября 2010 г.). «Обама подписывает контракт с НАСА на новое будущее» . Новости Би-би-си . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «Информационный бюллетень о системе космического запуска» (PDF) . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2019 года . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «Первое испытание огневого двигателя RS-68A компании United Launch Alliance прошло успешно» . NASAspaceflight.com . 27 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2018 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы, вопрос 3» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (ESMD). Архивировано из оригинала 12 января 2010 года.
- ^ Берден, Дэвид А.; Скратт, Джон П.; Харт, Мэтью Дж. (1 июня 2009 г.). «Влияние созвездия тяжелых испытаний Delta IV на человека» (PDF) . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. п. 8. Архивировано (PDF) из оригинала 28 февраля 2017 г.
- ^ «Силовая установка РС-68» (PDF) . Пратт и Уитни Рокетдайн. Октябрь 2005 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июля 2018 г. . Проверено 7 апреля 2019 г.
- ^ «P&W успешно завершила испытание на огнестойкость второго RS-68A Certi» . asdnews.com . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ «Руководство пользователя Delta IV» (PDF) . Объединенный стартовый альянс. Июнь 2013 г. Архивировано (PDF) из оригинала 10 июля 2014 г. Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ «RS-68A | L3Harris® Быстро. Вперед» . www.l3harris.com . Проверено 6 февраля 2024 г.
- ^ «Двигатели, которые отказались уходить из эксплуатации – РС-25 готовятся к испытаниям SLS» . nasaspaceflight.com . Июнь 2013. Архивировано из оригинала 30 августа 2017 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Страница RS-68 компании Aerojet Rocketdyne
- Страница RS-68 на Astronautix.com
- Вуд, БК (2002). Двигатель XXI века — RS-68 . 38-я совместная конференция по жидкостным двигателям. Индианаполис, Индиана: AIAA. Архивировано из оригинала (doc) 19 марта 2009 года.