Венский документ
Венский документ представляет собой серию соглашений о мерах укрепления доверия и безопасности в отношении военных ресурсов между государствами Европы , начиная с 1990 года, с последующими обновлениями в 1992, 1994, 1999 и 2011 годах. [ 1 ] Венский документ 2011 года был принят 57 государствами-участниками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), включая государства Центральной Азии и Россию (на ее территории к западу от Уральских гор ). (ZOA) описывалась Зона ее применения как «вся Европа, а также прилегающая морская акватория и воздушное пространство». [ 1 ]
Создание
[ редактировать ]Венский документ был впервые принят в 1990 году как сочетание мер укрепления доверия и безопасности (МДБ) на основе Хельсинкских соглашений 1975 года и Стокгольмского документа 1986 года . [ 1 ] [ 2 ] Венский документ по МДБ и Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) рассматривались как параллельные компоненты мирного процесса . [ 3 ]
Обновления
[ редактировать ]1990-е годы
[ редактировать ]Венский документ обновлялся в 1992, 1994, 1999 и 2011 годах. [ 1 ] [ 2 ]
2000-е
[ редактировать ]Венский документ считался на Западе в 2000-е годы второстепенным приоритетом. Приостановление Россией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) в 2007 году осложнило переговоры по обновлению Венского документа. [ 1 ]
2010-е годы
[ редактировать ]Принятие Венского документа плюс в 2010 году , инициированное Россией, привело к [ 1 ] к Венскому документу 2011 года . [ 4 ] В 2012 и 2013 годах были добавлены четыре решения Венского документа плюс, включая предварительное уведомление о субпороговых крупных военных действиях и о продолжительности посещений авиабаз. [ 1 ] [ 2 ]
Полное обновление Венского документа прекратилось после российско-украинской войны 2014 года . Меры укрепления доверия Венского документа 2011 года использовались в течение первого года войны: к октябрю 2014 года было проведено 19 верификационных действий в Украине со стороны 27 государств и 5 верификационных действий в России со стороны 11 государств, включая Украину. Меры укрепления доверия Венского документа 2011 года были заблокированы на неподконтрольных украинским правительственным силам частях Украины. [ 1 ]
В ходе переговоров в 2016 и 2018 годах западные переговорщики стремились укрепить Венский документ, в то время как российские переговорщики предпочитали имплементировать Венский документ 2011 года и следовать решениям Венского документа плюс. [ 1 ]
В 2017 году Венский документ, ДОВСЕ и Договор по открытому небу рассматривались ОБСЕ как «сеть взаимосвязанных и взаимоусиливающих обязательств и обязательств в области контроля над вооружениями», которые «вместе... повышают предсказуемость, прозрачность и военную стабильность, а также снижают риск крупного конфликта в Европе». [ 5 ]
2020-е годы
[ редактировать ]По состоянию на конец 2020 года военные учения как западных, так и российских сил проводились как внезапные учения (недалеко от границ и в короткие сроки), которые не предусмотрены Венским документом 2011 года. Исследователь Вольфганг Зеллнер увидел сложившуюся смесь сотрудничества и сдерживания. вплоть до начала 2000-х годов, развиваясь к сценарию усиливающегося взаимного сдерживания. [ 6 ]
По состоянию на конец 2020 года возражения России против обновления Венского документа заключались в том, что необходимо более широкое соглашение о контроле над вооружениями. [ 6 ]
Предлагаемые обновления
[ редактировать ]Обновления Венского документа, предложенные примерно в 2016 году, включают снижение порога предварительного уведомления о военной деятельности, предложения по снижению риска (Глава III), дополнительные или более строгие инспекции, независимые миссии по установлению фактов и создание централизованной базы данных ОБСЕ по основным государствам-участникам ОБСЕ. системы вооружения. [ 1 ] [ 6 ] Сорок три государства-участника ОБСЕ заявили после встречи Совета министров ОБСЕ в декабре 2020 года, что их намерением было «повысить взаимную военную прозрачность и предсказуемость, а также снизить риск путем обновления Венского документа». [ 7 ]
Структура
[ редактировать ]Венский документ 2011 г. [ 4 ] включает одиннадцать глав. За исключением Главы II, главы применяются к вооруженным силам в зоне применения (ЗОА), определяемой как сухопутное и воздушное пространство Европы к западу от Уральских гор и государств-участников Центральной Азии, а также прилегающие морские территории. [ 2 ] [ 4 ]
- I. Ежегодный обмен военной информацией (AEMI)
- II. Планирование обороны
- III. Снижение риска
- IV. Контакты
- V. Предварительное уведомление об определенной военной деятельности (CMA) [ 3 ]
- VI. Наблюдение за некоторыми военными действиями
- VII. Годовые календари
- VIII. Ограничительные положения
- IX. Соответствие и проверка [ 3 ]
- X. Региональные меры
- XI. Ежегодное совещание по оценке реализации (AIAM) [ 2 ]
- XII. Заключительные положения [ 4 ]
Действия
[ редактировать ]Ежегодный обмен военной информацией (Глава I Венского документа 2011 г.) проходит в Вене в декабре. [ 3 ] До 2015 года, когда Россия полностью прекратила участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), обмен военной информацией по ДОВСЕ и Венскому документу осуществлялся совместно на декабрьских встречах в Вене. [ нужна ссылка ] По состоянию на экстренное заседание по Венскому документу 15 февраля 2022 года, созванное Украиной во время российско-украинского кризиса 2021–2022 годов после того, как Россия не ответила на запрос Украины предоставить подробную информацию о наращивании российского военного присутствия вокруг Украины, было проведено менее 11 экстренных заседаний по Венскому документу. держал. [ 8 ]
1990-е и 2000-е годы
[ редактировать ]С 1992 по 2012 год ежегодно проводилось в среднем 90 инспекций и 45 оценочных визитов. [ 9 ]
2010-е годы
[ редактировать ]Россия использовала положения документа в начале апреля 2015 года, чтобы заставить НАТО согласиться на присутствие российской инспекционной группы на учениях Joint Warrior в 2015 году у берегов Шотландии. [ 10 ]
2020-е годы
[ редактировать ]9 апреля 2021 года Украина применила пункт 16.1.3 Венского документа, чтобы попытаться получить объяснения по поводу подозрительной военной деятельности России вблизи украинской границы и в Крыму после вопросов, на которые российские власти не ответили. 10 апреля 2022 года Украина официально запросила встречу с Советом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Российские власти на встрече не присутствовали. [ 11 ] [ 12 ] Миссии США, Германии, Франции и Польши в ОБСЕ осудили действия России как «бесполезные». [ 12 ]
В ноябре и декабре 2021 года, во время российско-украинского кризиса 2021–2022 годов , российские военные офицеры совершили визит в Латвию в соответствии с Венским документом 2011 года для проверки латвийских вооруженных сил. [ 13 ] В январе 2022 года российские власти отказались провести запланированную на 24–29 января инспекцию вооружений латвийскими военными в Брянской и Смоленской областях России, опять же в соответствии с Венским документом 2011 года, назвав причиной из- за пандемии COVID-19. ограничения . В Минобороны Латвии отметили, что пандемия не помешала проведению учений. [ 14 ] Министр обороны Артис Пабрикс охарактеризовал российскую причину отказа как [ 13 ]
«плохое оправдание», которое «вызывает подозрения в том, что Россия хочет [ред] что-то скрыть, не раскрывая фактические масштабы и цели своих военных движений, как того требуют рамки сотрудничества ОБСЕ». [ 13 ]
10 февраля 2022 года Эстония, Латвия и Литва сослались на Венский документ 2011 года, запросив у Беларуси информацию об «общем количестве войск, боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских орудий, минометов и ракетных установок, предполагаемых боевых вылетах на один самолет и быстродействующих боевых машинах». «Силы реагирования» военных учений Union Resolve 2022, запланированных для российских войск на 10–20 февраля 2022 года в Беларуси. [ 15 ] Посол России в Белоруссии Борис Грызлов заявил в телеинтервью, что задействованные силы были ниже предела боевой готовности, и "поэтому беспокоиться не о чем". [ 16 ] В официальном ответе Беларуси говорилось, что масштаб учений не достиг порога отчетности. Официальные лица Эстонии назвали ответ Беларуси «недостаточным» и истолковали его как проявление «отсутствия заинтересованности в прозрачности и укреплении доверия». [ 17 ]
11 февраля 2022 года Украина сослалась на главу III Венского документа «Снижение риска» , потребовав от России «подробные объяснения военной деятельности на территориях, прилегающих к территории Украины, и во временно оккупированном Крыму». [ 18 ] Россия не ответила в установленный 48-часовой срок. 13 февраля Украина запросила экстренное заседание ОБСЕ в течение 48 часов, чтобы Россия могла дать ответ. [ 19 ] 14 февраля министр обороны Украины Алексей Резников и министр обороны Беларуси Виктор Хренин договорились о мерах укрепления доверия и прозрачности для снижения рисков. План включал визиты Резникова на российско-белорусские военные учения «Решимость-2022» и Хренина на украинские военные учения «Заметил-2022» . Резников назвал соглашение позитивным сигналом. [ 20 ] 15 февраля по просьбе Украины состоялось экстренное заседание Венского документа для государств-участников ОБСЕ. Представитель России в ОБСЕ на встрече отсутствовал. Посол США в ОБСЕ Майкл Р. Карпентер назвал отсутствие России «прискорбным и прискорбным». [ 8 ]
Подобные соглашения
[ редактировать ]Хотя Венский документ 2011 года ограничивается силами в Европе и Центральной Азии, Глобальный обмен военной информацией распространяется на все силы государств-участников, где бы они ни находились. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Шакиров, Олег (2019). «Будущее Венского документа» (PDF) . ПИР-Центр . Архивировано (PDF) из оригинала 26 января 2021 г. Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Государственный департамент США (2017 г.), Контроль над вооружениями и международная безопасность, Обзор Венского документа 2011 г. , Викиданные Q123151316 , заархивировано из оригинала 28 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Обеспечение военной прозрачности – Венский документ» . ОБСЕ . 2011. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 г. Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Венский документ 2011 г. – о мерах укрепления доверия и безопасности» (PDF) . ОБСЕ . 2011. Архивировано (PDF) из оригинала 9 февраля 2022 г. Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ «Контроль над вооружениями» . ОБСЕ . 2017. Архивировано из оригинала 1 июня 2017 г. Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Зельнер, Вольфганг (03 декабря 2020 г.). «Решение угрозы неконтролируемой эскалации посредством контроля над обычными вооружениями в Европе» . Безопасность и права человека . 30 . Издательство Brill : 101–107. дои : 10.1163/18750230-03001002 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2022 г. Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Похоронена, Ульрика (07.12.2020). «Совет министров ОБСЕ: совместное заявление по Венскому документу» . Правительство Великобритании . Архивировано из оригинала 8 сентября 2021 г. Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Россия пропускает встречу ОБСЕ по украинскому кризису» . Вион . 15 февраля 2022 г. Архивировано из оригинала 15 февраля 2022 г. Проверено 15 февраля 2022 г.
- ^ «Синопсисы» . Программа готовности к инспекциям по оборонному договору ; Информационный центр Договора. 2012. Архивировано из оригинала 19 июля 2013 г. Проверено 10 августа 2013 г.
- ^ Фермер, Бен; Парфитт, Том (14 апреля 2015 г.). «Российские инспекторы прибыли на британские военные учения у берегов Шотландии» . The Daily Telegraph (интернет-издание) . Архивировано из оригинала 16 августа 2021 г. Проверено 14 апреля 2015 г.
- ^ «Встреча, запрошенная Украиной в соответствии с главой III Венского документа относительно необычной военной активности России» . Миссия США при ОБСЕ . ОБСЕ . 10 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2022 года . Проверено 27 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Аксельрод, Таль (10 апреля 2021 г.). «Западные страны критикуют Россию за то, что она не участвует в переговорах по Украине» . Холм . Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с "Министерство обороны России отклоняет инспекцию ОБСЕ в Латвии и публикует ложные заявления о прибытии латвийских инспекторов в соседнюю страну" . Министерство обороны (Латвия) . 25 января 2022 г. Архивировано из оригинала 01 февраля 2022 г. Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ Готев, Георгий (26 января 2022 г.). «Латвия обвиняет Россию в «предлоге» COVID для отмены инспекций по контролю над вооружениями» . Еврактив . Архивировано из оригинала 28 января 2022 г. Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ Шпренгер, Себастьян (10 февраля 2022 г.). «Страны Балтии обратились к ОБСЕ с призывом по поводу российско-белорусских учений» . Новости обороны . Архивировано из оригинала 10 февраля 2022 г. Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ «Российский посол: учения Allied Resolve не превышают лимит Венского документа» . БелТА . 09.02.2022. Архивировано из оригинала 10 февраля 2022 г. Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ Шпренгер, Себастьян (11 февраля 2022 г.). «Украина присоединяется к странам Балтии в запросе ОБСЕ о передвижениях российских войск» . Новости обороны . Архивировано из оригинала 12 февраля 2022 г. Проверено 12 февраля 2022 г.
- ^ "Украина просит Россию предоставить разъяснения относительно военной деятельности в регионах, прилегающих к украинской территории" . Интерфакс-Украина . 11 февраля 2022 г. Архивировано из оригинала 11 февраля 2022 г. Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ «Украина требует встречи ОБСЕ по поводу наращивания военной мощи России» . Укринформ . 13 февраля 2022 г. Архивировано из оригинала 13 февраля 2022 г. Проверено 13 февраля 2022 г.
- ^ "Алексей Резников провел телефонный разговор с Министром обороны Республики Беларусь Виктором Хрениным". Министерство обороны (Украина) (в Украину). 2022-02-14. Archived из original на 2022-02-14 . Retrieved 2022-02-14 .