Jump to content

Меры укрепления доверия

Меры укрепления доверия ( МД ) или меры укрепления доверия и безопасности ( МДБ ) – это действия, предпринимаемые для уменьшения страха нападения со стороны обеих (или более) сторон в ситуации конфликта. [1] Этот термин чаще всего используется в контексте вооруженного конфликта, но по логике он аналогичен понятию доверия и межличностного общения, используемому для уменьшения конфликтных ситуаций между людьми. [1]

Посольства и контакты между людьми

[ редактировать ]

Меры по укреплению доверия между суверенными государствами на протяжении многих столетий включали существование и активизацию деятельности посольств , которые представляют собой государственные учреждения, географически расположенные на территории других государств, укомплектованные людьми, которые, как ожидается, обладают чрезвычайно хорошими навыками межличностного общения , которые могут объяснить и разрешить недоразумения из-за на различия в языке и культуре, которые ошибочно воспринимаются как угрожающие, или поощрять местные знания о чужой культуре путем финансирования художественной и культурной деятельности.

Гораздо более низовая форма укрепления доверия происходит непосредственно между обычными людьми из разных государств. Кратковременные визиты отдельных детей или групп детей в другое государство, а также более длительные (6–12 месяцев) визиты учащихся средних и высших учебных заведений в другое государство широко использовались в Европейском Союзе как один из методов снижения напряженности, которая Ранее это привело к многовековым межевропейским войнам, кульминацией которых стали Первая и Вторая мировые войны .

Холодная война

[ редактировать ]

Использование мер укрепления доверия (МД) в качестве явного подхода к управлению безопасностью возникло в результате попыток сверхдержав времен холодной войны и их военных альянсов ( Организации Североатлантического договора и Варшавского договора ), а также европейских нейтральных и неприсоединившихся стран. государств, чтобы избежать обычной или ядерной войны случайно или по просчету. [2] Судя по всему, этот термин впервые был использован [2] : 20  в резолюции 914 (x) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 1955 году, [3] вызвано предложением США по «Открытому небу». МД стали важным компонентом контроля над вооружениями в ходе серии переговоров и соглашений, достигнутых Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ; которое позже стало Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ) в начале 1970-х годов. [2] : 28–29  МД были основным компонентом Хельсинкского Заключительного акта (август 1975 г.), Стокгольмского документа МДБ (сентябрь 1986 г.), Венского документа (ноябрь 1990 г.) и его версий 1992, 1994, 1999 и 2011 годов. [4] Другие меры укрепления доверия во время холодной войны включали совместные латиноамериканские военные маневры и обмен военными наблюдателями, а также встречу 8 января 1984 года государств Центральной Америки, согласившуюся создать подробный реестр военных объектов, оружия и персонала, а также методов прямой связи; и Синайское временное соглашение 1975 года между Израилем и Египтом. Есть и другие исторические примеры того, что, по-видимому, способствовало укреплению доверия до Холодной войны и вне европейского контекста. [2] : 23–24 

Роль мер укрепления доверия

[ редактировать ]

В международных отношениях меры по укреплению доверия призваны уменьшить страх и подозрительность (положительная обратная связь ) и сделать поведение различных государств (или оппозиционных групп) более предсказуемым. Обычно это предполагает обмен информацией и возможность проверки этой информации, особенно информации, касающейся вооруженных сил и военной техники. Здесь «положительный» и «отрицательный» относятся к математической природе обратной связи; положительная обратная связь приводит к ухудшению интенсивности конфликта, а отрицательная обратная связь приводит к деэскалации конфликта, «спирали мира» или постепенному снижению напряжения (GRIT). [1]

Более глубокое моделирование ситуаций мира и вооруженных конфликтов как сложных динамических систем позволяет предположить, что трудноразрешимый долгосрочный вооруженный конфликт можно интерпретировать как результат пониженной размерности системы, при которой система меняется, но остается вблизи аттрактора , сохраняющего конфликт. Существующие отрицательные и положительные обратные связи препятствуют переходу в состояние покоя. Меры по укреплению доверия могут изменить свойства системы, увеличив ее размерность, так что в системе более высокого измерения петли положительной обратной связи для разрешения конфликта способны преодолеть отрицательные обратные связи, которые имеют тенденцию поддерживать конфликт. [5] : 47–52 

Актуальность модели в эпоху Интернета

[ редактировать ]

Если модель обратной связи , предполагаемая механизмом мер по укреплению доверия, верна, то быстро развивающееся улучшение общения между обычными людьми через Интернет должно обеспечить чрезвычайно надежные и быстрые методы обмена информацией и ее проверки, а также улучшение взаимоотношений между людьми. контакты и общее построение сетей доверия , снижение интенсивности и частоты войн . Однако данные свидетельствуют о том, что Интернет с такой же вероятностью может разжечь общественное мнение и усилить конфликты (или, по крайней мере, напряженность), поскольку люди сталкиваются с существенно разными точками зрения.

Типология мер доверия

[ редактировать ]

Существующие и предлагаемые меры укрепления доверия в контексте контроля над вооружениями , также называемые мерами укрепления доверия и безопасности (МДБ), можно разделить на три основных типа. Укрепление доверия также можно рассматривать как общий процесс , а не как совокупность отдельных мер. В монографии, распространенной на Конференции по разоружению в 1997 году, [6] Macintosh разделяет меры укрепления доверия на информационный тип (А), тип проверки (В) и ограничительные меры (С). [7]

Тип A: Меры по информированию, взаимодействию и коммуникации.

[ редактировать ]

К информационным и аналогичным мерам относятся: [7]

  1. Информационные меры: меры, требующие или поощряющие предоставление (обмен) информацией о вооруженных силах, объектах, структурах и деятельности. Примеры включают: публикацию оборонной информации; обмен информацией о системах вооружений и структурах сил; консультативные комиссии; публикация показателей оборонного бюджета; и публикация информации о разработке систем вооружения.
  2. Меры по получению опыта : меры, требующие или поощряющие возможность взаимодействия с должностными лицами или экспертами из других стран. Примеры включают: обмен военным персоналом; обмен экспертами по безопасности; транснациональное командирование; совместная военная подготовка и совместные военные учения; и семинары, обсуждающие доктрину, стратегию и технологические вопросы.
  3. Коммуникационные меры: меры, требующие или поощряющие создание и/или использование общих средств связи. Примеры включают: « горячие линии » для обмена информацией, связанной с кризисом; совместные центры кризисного контроля; и «классные линии» для регулярного распространения необходимой и/или запрошенной информации.
  4. Меры уведомления : меры, требующие или поощряющие предварительное, точное уведомление о конкретной военной деятельности. Примеры включают: предварительное уведомление об учениях, передвижениях сил и мобилизациях, включая соответствующую информацию о задействованных силах.

Тип B: Меры по содействию проверке и наблюдению

[ редактировать ]

Проверка и аналогичные меры, такие как меры, предусмотренные Договором об обычных вооруженных силах в Европе , включают: [7]

  1. Меры по наблюдению за передвижением : меры, требующие или поощряющие возможность наблюдения за конкретной военной деятельностью. Примеры включают: обязательные и факультативные приглашения для наблюдения за определенными мероприятиями (с информацией о мероприятии) и правила поведения наблюдателей и организаторов.
  2. Общие меры наблюдения : меры, требующие или поощряющие возможность участвовать в несфокусированных «взглядах» на относительно небольшие и общеопределенные участки территории, на которых деятельность, представляющая интерес и/или озабоченность, может происходить или могла произойти недавно. Примеры включают: Соглашения об открытом небе.
  3. Инспекционные меры: меры, требующие или поощряющие возможность инспектировать ограниченные или ограниченные вооруженные силы, объекты, сооружения и деятельность. Примеры включают: специальных наблюдателей за важными перемещениями и видами деятельности; выездные проверки различных форм; и использование специальных устройств маркировки и отслеживания.
  4. Меры мониторинга : меры, требующие или поощряющие возможность контролировать ограниченные или ограниченные вооруженные силы, объекты, структуры и деятельность, главным образом, посредством использования устройств мониторинга. Примеры включают в себя: мониторы периметра; датчики движения для запретных зон; датчики для использования в зонах ограниченного доступа; и датчики активности.
  5. Содействие мерам проверки: меры, требующие или поощряющие участников содействовать согласованным усилиям по проверке и/или не препятствовать им. Примеры включают: соглашение о невмешательстве в деятельность по инспекции и/или мониторингу, а также соглашения, определяющие, как следует оказывать помощь или облегчать усилия по проверке.

Тип C: Ограничительные меры

[ редактировать ]

К типам ограничений относятся: [7]

  1. Меры ограничения деятельности : меры, требующие или поощряющие участников избегать или ограничивать определенные виды провокационной военной деятельности. Примеры включают в себя: отсутствие притесняющих действий, таких как «игра в цыплёнка» в открытом море; отсутствие беспокоящих или провокационных столкновений между военными самолетами и/или военными самолетами и военно-морскими или сухопутными силами; и никаких беспокоящих действий в воздушном пространстве вблизи территориальных границ.
  2. Меры по ограничению развертывания : меры, требующие или поощряющие участников избегать или ограничивать провокационное размещение или размещение вооруженных сил. Примеры включают: отсутствие угрожающих маневров или испытаний оборудования; отсутствие угрожающих развертываний вблизи чувствительных зон (например, танков возле границ); ограничения по оборудованию, такие как отсутствие штурмовиков в пределах досягаемости территории тыла соседа; лимиты рабочей силы; и безъядерные зоны.
  3. Меры по ограничению технологий : меры, требующие или поощряющие участников избегать или ограничивать разработку и/или развертывание определенных военных технологий, включая системы и подсистемы, которые, по мнению государств-участников, имеют дестабилизирующий характер или воздействие. Примеры включают: отсутствие замены развернутой военной техники определенных типов (обычно танков, тяжелобронированных боевых машин, самоходных артиллерийских установок, боевых самолетов и боевых вертолетов) на новые, более совершенные и боеспособные типы; отсутствие модернизации развернутой военной техники определенных типов в определенных ключевых, четко определенных аспектах; никакого обучения работе с новыми системами; отсутствие полевых испытаний новых конструкций; и никакого производства указанных новых систем и/или подсистем.

Укрепление доверия как процесс

[ редактировать ]

Альтернативный аналитический подход к пониманию укрепления доверия рассматривает более широкие концепции процесса, а не концентрируется на конкретных мерах. [7]

Укрепление доверия, согласно взгляду на трансформацию, представляет собой отдельную деятельность, предпринимаемую политиками с минимальным намерением улучшить некоторые аспекты традиционно антагонистических отношений в сфере безопасности посредством координации политики безопасности и сотрудничества. Это влечет за собой комплексный процесс изучения, переговоров, а затем реализации индивидуальных мер, в том числе тех, которые способствуют взаимодействию, обмену информацией и ограничениям. Это также влечет за собой разработку и использование как формальных, так и неформальных практик и принципов, связанных с совместной разработкой МД. Когда условия благоприятствуют, процесс укрепления доверия может облегчить, сфокусировать, синхронизировать, усилить и в целом структурировать потенциал значительных позитивных преобразований в отношениях безопасности между государствами-участниками. С этой точки зрения укрепление доверия – это процесс, который представляет собой нечто большее, чем просто сумму его частей. [7]

Когда укрепление доверия приводит к институционализации набора новых правил и практик, определяющих, как государства-участники и негосударственные субъекты должны сотрудничать и конкурировать друг с другом в своих отношениях в области безопасности, реструктурированные отношения могут снизить вероятность вооруженного конфликта путем переопределения ожиданий от нормальное поведение среди государств-участников таким образом, чтобы с большей вероятностью разрешать конфликт невоенными средствами. [7]

См. также

[ редактировать ]

В соответствии

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Майзе, Мишель (2003). «Меры доверия» . Выход за рамки неразрешимости . Архивировано из оригинала 8 сентября 2013 г. Проверено 9 декабря 2005 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Джеймс Макинтош (август 1985 г.), Меры по укреплению доверия (и безопасности) в процессе контроля над вооружениями: канадская перспектива , Global Relations Canada , ISSN   0828-3672 , Wikidata   Q126443813 , заархивировано (PDF) из оригинала 9 июня 2024 г. (Эта монография) содержит подробный список примеров укрепления доверия до начала холодной войны и подробное обсуждение литературы по МД до 1984 года.)
  3. ^ Регулирование, ограничение и сбалансированное сокращение всех вооруженных сил и всех вооружений; заключение международной конвенции (договора) о сокращении вооружений и запрещении атомного, водородного и другого оружия массового уничтожения , Организация Объединенных Наций , 1 января 1956 г., Викиданные   Q126449586 , заархивировано из оригинала 8 июня 2024 г.
  4. ^ Государственный департамент США (2017 г.), Контроль над вооружениями и международная безопасность, Обзор Венского документа 2011 г. , Викиданные   Q123151316 , заархивировано из оригинала 28 января 2022 г.
  5. ^ Питер Т. Коулман ; Робин Валлахер ; Андреа Бартоли; Анджей Новак; Лан Буй-Вржосинска (2011), Навигация по ландшафту конфликтов: применение теории динамических систем для решения затяжных конфликтов (PDF) , Berghof Foundation , Wikidata   Q126666783 , заархивировано (PDF) из оригинала 14 июня 2024 г.
  6. ^ «Письмо Постоянного представителя Канады от 97.08.04, адресованное заместителю Генерального секретаря Конференции по разоружению, препровождающее публикацию, озаглавленную «Укрепление доверия в процессе контроля над вооружениями: взгляд на трансформацию» / Джеймс Макинтош» . Объединенные Нации . 05.08.1997. Архивировано из оригинала 08 февраля 2020 г. Проверено 08 февраля 2020 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Джеймс Макинтош (октябрь 1996 г.). Укрепление доверия в процессе контроля над вооружениями: взгляд на трансформацию . Глобальные отношения Канады . ISBN  978-0-662-25029-6 . OCLC   433939801 . Викиданные   Q126464216 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 июня 2024 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2225423028babfa3dc0381bb8e6578dc__1719059400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/dc/2225423028babfa3dc0381bb8e6578dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Confidence-building measures - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)