Священный бык
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Крупный рогатый скот занимает видное место в некоторых религиях и мифологиях . Таким образом, многие народы по всему миру в какой-то момент почитали быков как священных. В религии шумерской Мардук — «бык Уту ». В индуизме , Шивы конем является Нанди Бык. Священный бык сохранился в созвездии Тельца . Бык , будь то лунный , как в Месопотамии, или солнечный, как в Индии, является предметом различных других культурных и религиозных воплощений, а также современных упоминаний в Нью-Эйдж культурах .
В доисторическом искусстве
[ редактировать ]
Зубры изображены на многих европейских наскальных рисунках эпохи палеолита , например, найденных в Ласко и Ливерноне во Франции. Считалось, что их жизненная сила обладает магическими свойствами, поскольку были также найдены ранние изображения зубров. Впечатляющие и опасные зубры дожили до железного века в Анатолии и на Ближнем Востоке, и на всей территории этой территории им поклонялись как священным животным; Самые ранние остатки поклонения быку можно найти в неолитическом Чатал-Хююке .
В древности
[ редактировать ]Месопотамия
[ редактировать ]
Шумерское . божество-хранитель по имени ламассу изображалось в виде гибрида с телами крылатых быков или львов и головами людей-мужчин Мотив крылатого животного с человеческой головой распространен на Ближнем Востоке и впервые зафиксирован в Эбле около 3000 г. до н.э. Первый отчетливый мотив ламассу появился в Ассирии во время правления Тиглатпаласара II как символ власти.
« Крылатые быки с человеческими головами, джинны-защитники, называемые шеду или ламассу,… помещались в качестве стражей у определенных ворот или дверных проемов города и дворца. Символы, сочетающие в себе человека, быка и птицу, предлагали защиту от врагов » . [ 1 ]
Бык также ассоциировался с богом бури и дождя Ададом, Хададом или Ишкуром. Бык был его символическим животным. Он выглядел бородатым, часто держал в руках дубинку и молнию и носил головной убор с бычьими рогами. Хадада приравнивали к греческому богу Зевсу ; римский бог Юпитер, как Юпитер Долихен ; индоевропейский наситский хеттский бог бури Тешуб ; египетский бог Амон . Когда Энки распределил судьбы, он сделал Ишкура инспектором космоса. В одной ектении Ишкур снова и снова провозглашается « великим сияющим быком, имя тебе — небо », а также называется сыном Ану , господином Каркары; брат-близнец Энки, повелитель изобилия, повелитель, оседлавший бурю, небесный лев.
Шумерский Энкиду эпос о Гильгамеше убийство Гильгамешем и изображает как Небесного Быка акт неповиновения богам.
Египет
[ редактировать ]
В Древнем Египте поклонялись множеству священных быков. Жрецы бога идентифицировали длинную череду ритуально совершенных быков, помещали их в храм на всю жизнь, затем бальзамировали и хоронили. Коровы-матери этих животных также почитались и хоронились в отдельных местах. [ 2 ]
- В регионе Мемфита Апис считался воплощением Птаха , а затем и Осириса . Некоторые из быков Аписа были похоронены в больших саркофагах в подземных хранилищах Серапеума Саккары , который был заново открыт Огюстом Мариеттом в 1851 году. [ 2 ]
- Мневис Гелиопольский Атума воплощением . - Ра был [ 2 ]
- Бучис из Гермонтиса был связан с богами Ра и Монту . Катакомбы этих быков теперь известны как Бухеум . Несколько мумий Бучи были найдены на месте во время раскопок 1930-х годов. Некоторые из их саркофагов аналогичны саркофагам Серапеума, другие полилитны (изготовлены из нескольких камней). [ 2 ]
Ка по-египетски — это одновременно религиозная концепция жизненной силы/силы и слово, обозначающее быка. [ 3 ] Эндрю Гордон, египтолог, и Кэлвин Швабе, ветеринар, утверждают, что происхождение анк связано с двумя другими знаками неопределенного происхождения, которые часто появляются рядом с ним: был скипетр , олицетворяющий «власть» или «владычество», и столб джед , символизирующий «стабильность». Согласно этой гипотезе, форма каждого знака заимствована из части анатомии быка, как и некоторые другие иероглифические знаки, которые, как известно, основаны на частях тела животных. В египетских верованиях семя было связано с жизнью и, в некоторой степени, с «властью» или «господством», а некоторые тексты указывают на то, что египтяне считали, что семя возникает в костях. Таким образом, Кальвин и Швабе предполагают, что знаки основаны на частях анатомии быка, через которые, как считалось, проходит сперма: анк — это грудной позвонок , джед — крестец и поясничные позвонки , а уас — высушенный пенис быка. . [ 4 ]
Центральная Анатолия
[ редактировать ]Мы не можем воссоздать конкретный контекст бычьих черепов с рогами ( bucrania ), сохранившихся в святилище 8-го тысячелетия до нашей эры в Чатал-Хююке в Центральной Анатолии. Священный бык хаттов , чьи сложные штандарты были найдены в Аладжа-Хойюке наряду со знаменами священного оленя , сохранился в хурритской и хеттской мифологии как Сери и Хурри («День» и «Ночь»), быки, несущие бога погоды Тешуба. на своих спинах или в своей колеснице и пасся на развалинах городов. [ 5 ]
Крит
[ редактировать ]
Быки были центральной темой минойской цивилизации , а бычьи головы и бычьи рога использовались в качестве символов в Кносском дворце. Минойские фрески и керамика изображают прыжки быка , в которых участники обоих полов прыгали через быков, схватившись за их рога.
Иран
[ редактировать ]
В иранских текстах и традициях зороастризма есть несколько различных мифологических бычьих существ. Одним из них является Гаваеводата , авестийское название гермафродитной шести «уникально созданной ( -aevo.data ) коровы ( гав- )», одного из первичных материальных творений Ахура Мазды , которое становится мифологическим прародителем всей благотворной животной жизни. . Еще одним зороастрийским мифологическим быком является Хадаянс, гигантский бык, настолько большой, что он мог оседлать горы и моря, разделяющие семь регионов земли , и на чьей спине люди могли путешествовать из одного региона в другой. В средние века хадхайцы также стали известны как Срисок (авестийское * Трисаок , «три горящих места»), что происходит из легенды, в которой три «Великих огня» были собраны на спине существа. Еще один мифологический бык — это безымянное существо в « Коровьем плаче» , аллегорическом гимне, приписываемом самому Зороастру , в котором душа быка ( геуш урван ) отчаивается из-за отсутствия защиты со стороны адекватного пастуха. В аллегории корова олицетворяет отсутствие у человечества морального руководства, но в более позднем зороастризме Геуш Урван стал Язата, олицетворяющая крупный рогатый скот . 14-й день месяца назван в ее честь и находится под ее покровительством.
Южная Азия и Юго-Восточная Азия
[ редактировать ]Ведическая культура
[ редактировать ]
Быки также появляются на тюленях цивилизации долины Инда .
Нанди появляется в индуистской мифологии как основное средство передвижения и главная гана (последователь) Шивы .
В Ригведе Индру часто восхваляли как Быка (Вришабха – «вриша» означает «он», а бха означает «бытие» или «укшан» — бык в возрасте от пяти до девяти лет, который все еще растет или только что достиг полного роста), причем бык — это бык. икона могущества и мужественной силы не только в арийской литературе, но и во многих ИЭ. [ нужны разъяснения ] культуры. [ 6 ]
Врша означает «поливать или опрыскивать», в этом контексте Индра излучает силу и мужественность.
Моя культура
[ редактировать ]
Као (бык) — сверхъестественный божественный бык, появляется в древней мифологии Мэйтей и фольклоре Древнего Манипура ( Канглейпак ). В легенде Кхамба Тойби эпоса Нонгбан Конгьямба , дворянин древнего царства Мойранг , притворился оракулом и ложно предсказал, что народ Мойранга приведет к несчастной жизни, если могущественный Као (бык) будет свободно бродить по Хуману. королевство не было предложено богу Танцзингу ( Старый Манипури : Тханчинг ), главенствующему божеству Мойранга . Для поимки быка был выбран сирота- хуман- принц Хамба , так как он был известен своей доблестью и верностью. Поскольку поймать быка, не убив его, было непростой задачей, сестра Хамбы по материнской линии Хамну раскрыла Хамбе тайны быка, с помощью которых быка удалось поймать. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Кипр
[ редактировать ]На Кипре в обрядах носили маски быков, сделанные из настоящих черепов. Терракотовые фигурки в масках быка [ 10 ] и неолитические каменные алтари с бычьими рогами были найдены на Кипре.
Левант
[ редактировать ]
Фигурки быков — частые находки на археологических раскопках по всему Леванту; [ нужна ссылка ] Двумя примерами являются бычок из Ашкелона , датируемый 16 веком до нашей эры (средний бронзовый век), [ 11 ] и бык XII века до нашей эры (железный век I), найденный на так называемом «Бычьем месте» в Самарии на Западном берегу реки Иордан . [ 12 ] И Баал , и Эль ассоциировались с быком в угаритских текстах, поскольку он символизировал силу и плодородие. [ 13 ]
Исход 32:4 [ 14 ] гласит: «Он взял это из их рук, и вылепил из него режущим инструментом, и сделал из него литого тельца; и они сказали: «Это твой бог, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской».
Неемия 9:18 [ 15 ] гласит: «Даже когда они сделали идола в форме тельца и сказали: «Это твой бог, который вывел тебя из Египта!» Они совершили ужасные кощунства».
Тельца-идолы упоминаются позже в Танахе , например, в Книге Осии , [ 16 ] что казалось бы точным, поскольку они были неотъемлемой частью ближневосточных культур. [ нужна ссылка ]
Бассейн Соломона « Литое море » стоял на двенадцати медных быках. [ 17 ] [ 18 ]
Молодые быки были установлены в качестве пограничных знаков в Дане и Вефиле , на границах Израильского царства . [ нужна ссылка ]
Намного позже, в авраамических религиях , мотив быка стал демоном-быком или «рогатым дьяволом», что контрастировало с более ранними традициями и противоречило им. Бык знаком в иудео-христианских культурах из библейского эпизода, в котором идол золотого тельца ( иврит : עֵגֶּל הַזָהָב ) создан Аароном , которому евреи поклоняются в пустыне Синайского полуострова ( Книга Исхода ). Текст еврейской Библии можно понимать как относящийся к идолу как к представителю отдельного бога или как к самому Яхве , возможно, через ассоциацию или религиозный синкретизм с египетскими или левантийскими богами-быками, а не как новое божество само по себе. [ нужна ссылка ]
Греция
[ редактировать ]
У Двенадцати олимпийцев ранней Геры эпитет обычно переводится как Боопис «бычьеглазая Гера», но этот термин мог бы с таким же успехом применяться, если бы у богини была голова коровы, и, таким образом, эпитет показывает присутствие более , хотя и не обязательно более примитивный, знаковый вид. ( Генрих Шлиман , 1976) Классические греки никогда иначе не называли Геру просто коровой, хотя ее жрица Ио была настолько буквально телицей, что ее ужалил овод, и именно в форме телицы Зевс соединился с ней. Зевс взял на себя прежние роли и в образе быка, вышедшего из моря, похитил знатную финикийку Европу и, что немаловажно, привез ее на Крит.
Дионис был еще одним богом воскресения, тесно связанным с быком. В гимне поклонения из Олимпии , на празднике Геры, Диониса также приглашают прийти в образе быка, «с яростными бычьими ногами». «Довольно часто его изображают с бычьими рогами, а в Кизике он имеет тавроморфный образ», — рассказывает Вальтер Буркерт , ссылаясь также на архаический миф, в котором Диониса забивают как теленка и нечестиво съедают титаны . [ 19 ]
Для греков бык был тесно связан с критским быком : Тесею Афинскому пришлось захватить древнего священного быка Марафона («Марафонского быка»), прежде чем он столкнулся с Минотавром ( по-гречески «Бык Миноса»), который Греки представляли себе человека с головой быка в центре лабиринта . Согласно легенде, Минотавр родился от Королевы и быка, что заставило короля построить лабиринт, чтобы скрыть позор своей семьи. Жизнь в одиночестве сделала мальчика диким и свирепым, которого невозможно было приручить или победить. Однако Вальтер Буркерт постоянно предупреждает: «Опасно проецировать греческую традицию непосредственно на бронзовый век ». [ 20 ] Было найдено только одно минойское изображение человека с головой быка — крошечный минойский печатный камень, который в настоящее время хранится в Археологическом музее Ханьи .
В классический период Греции бык и другие животные, отождествляемые с божествами, были отделены как их агальма , своего рода геральдический экспонат, который конкретно означал их сверхъестественное присутствие.
Римская империя
[ редактировать ]
Религиозные практики Римской империи II-IV веков включали тауроболий , во время которого быка приносили в жертву ради благополучия народа и государства. Примерно в середине II века эта практика стала отождествляться с поклонением Magna Mater , но ранее не была связана только с этим культом ( cultus ). Публичная тауроболия, заручившаяся благосклонностью Magna Mater от имени императора, стала обычным явлением в Италии и Галлии, Испании и Африке. Последний публичный тауроболий, о котором имеется надпись, был построен в Мактаре в Нумидии в конце III века. Оно было исполнено в честь императоров Диоклетиана и Максимиана .
Другой римский мистериальный культ , в котором роль жертвенного быка играла роль, — это митраистские мистерии I–IV веков . В так называемых « тавроктонических » произведениях искусства этого культа ( cultus ), которые появляются во всех его храмах, бог Митра изображен убивающим жертвенного быка. Хотя на эту тему было много спекуляций, миф (то есть «тайна», понимание которой легло в основу культа), который должна была представлять эта сцена, остается неизвестным. Поскольку эта сцена сопровождается множеством астрологических аллюзий, обычно считается, что бык представляет созвездие Тельца . Основные элементы сцены тавроктонии первоначально были связаны с Никой , греческой богиней победы.
Макробий называет быка животным, священным для бога Нето/Нейто и, возможно, приносимым в жертву божеству. [ 21 ]
Кельты
[ редактировать ]Тарвос Тригаран («бык с тремя журавлями») изображен на древних галльских рельефах рядом с изображениями богов, например, в соборах Трира и Нотр-Дам де Пари . В ирландской мифологии Донн Куайнге и Финнбхеннах — ценные быки, играющие центральную роль в эпосе «Тайн Бо Куайнге» (« Набег скота на Кули»). В раннесредневековых ирландских текстах также упоминается тарбфейс (пир быка), шаманский ритуал, в ходе которого быка приносили в жертву, а провидец спал в бычьей шкуре, чтобы увидеть будущего короля. [ 22 ]
Плиний Старший , писавший в первом веке нашей эры, описывает религиозную церемонию в Галлии , во время которой одетые в белое друиды взбирались на священный дуб , срубали растущую на нем омелу , приносили в жертву двух белых быков и использовали омелу для лечения бесплодия: [ 23 ]
Друиды — так они называют своих магов — не считают ничего более священным, чем омела и дерево, на котором она растет, при условии, что это дуб Валония . … Омела встречается редко, и когда ее находят, ее собирают с большой церемонией, особенно в шестой день луны …. Приветствуя луну местным словом, которое означает « исцеление всего сущего », они готовят ритуальное жертвоприношение и пир под деревом. и выведите двух белых быков, чьи рога связаны по этому случаю впервые. Священник , облаченный в белые одежды, взбирается на дерево и золотым серпом срубает омелу, пойманную белым плащом . Затем, наконец, они убивают жертв, молясь богу, чтобы тот сделал его дар благоприятным для тех, кому он его даровал. Они верят, что употребление омелы в питье придает плодовитость любому бесплодному животному и является противоядием от всех ядов. [ 24 ]
Жертвоприношения быков во время фестиваля Лугнаса были зарегистрированы еще в 18 веке в Койс Фаррейдж в Ирландии (где их приносили Кром Дабу ) и в Лох-Мари в Шотландии (где их приносили святому Маэлю Рубе ). [ 25 ]
Средневековое и современное и другое использование
[ редактировать ]Практика корриды на Пиренейском полуострове и в южной Франции связана с легендами о его протеже Сатурнине Тулузском в Памплоне Фермине и . Они неразрывно связаны с жертвоприношениями быков благодаря яркой манере их мученичества, зафиксированной христианской агиографией третьего века.
В некоторых христианских традициях вертеп вырезают или собирают во время Рождества . Многие изображают быка или вола возле младенца Иисуса , лежащего в яслях. Традиционные рождественские песни часто рассказывают о быке и осле, согревающих младенца своим дыханием. Имеется в виду (или, по крайней мере, упоминается) начало книги пророка Исаии, где он говорит: «Вол знает хозяина своего, и осел кроватку господина своего». (Исайя 1:3)
Быки — это животные в жертву , приносимые греческими православными верующими в некоторых деревнях Греции. Это особенно связано с праздником Святого Хараламбоса . Эта практика курбании неоднократно подвергалась критике со стороны церковных властей.
Бык — символ Евангелиста Луки . [ нужна ссылка ]
У вестготов быки, тянущие повозку с трупом святого Эмилиана, приводят к правильному месту захоронения ( Сан-Мильян-де-ла-Коголла, Ла-Риоха ).
Телец ( лат. «Бык») — одно из созвездий зодиака , что означает, что оно пересекается плоскостью эклиптики . Телец — большое и заметное созвездие на зимнем небе северного полушария . Это одно из старейших созвездий, возникшее, по крайней мере, в раннем бронзовом веке , когда оно отмечало местоположение Солнца во время весеннего равноденствия . Его значение для сельскохозяйственного календаря повлияло на различные фигуры быков в мифологиях Древнего Шумера , Аккада , Ассирии , Вавилона , Египта , Греции и Рима .
В своей книге «Робин Гуд: Зеленый повелитель дикого леса» (2016) Джон Мэтьюз интерпретирует сцену из баллады, в которой сэр Ричард-ат-Ли вручает из любви Робин Гуду приз в виде белого быка Победитель борцовского поединка как бы «отсылает к древним временам, когда вручение такого ценного и, вероятно, священного зверя представляло собой подношение богам». Для Мэтьюза сходное значение, возможно, имело бег быков в Татбери, упомянутое в другой балладе о Робин Гуде. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]- Букраний
- Бугония
- Камахуэто
- Скот в религии
- Олень в мифологии
- Золотой телец
- Рогатое божество
- Митраизм
- Красная телка
- Телец
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кастор Мари-Жозе, Департамент ближневосточных древностей: Месопотамия, Лувр
- ^ Jump up to: а б с д Додсон, Эйдан (2005). «Культы быков» . Божественные существа: мумии животных в Древнем Египте . стр. 72–102. дои : 10.5743/каир/9789774248580.003.0004 . ISBN 9789774248580 .
- ^ Гордон и Швабе (2004). Быстрый и мертвый: биомедицинская теория в Древнем Египте . Брилл/Стикс. стр. 104, 127–129. ISBN 978-90-04-12391-5 .
- ^ Гордон, Эндрю Х.; Швабе, Кальвин (2004). Быстрый и мертвый: биомедицинская теория в Древнем Египте . Брилл/Стикс. стр. 104, 127–129. ISBN 978-90-04-12391-5 .
- ^ Хоукс и Вулли, 1963; Виейра, 1955 год.
- ^ Пронк, Тиймен (1 января 2009 г.). «Санскрит (v)rsabhá-, греческий αρσην, ερσην: индоевропейский распыляющий бык?» . Historische Sprachforschung – через www.academia.edu.
- ^ Индийский антиквар . Популярные публикации. 1877. с. 222.
- ^ « Као — священный бык» Лайхуэй» . электронный pao.net .
- ^ «КАО – взгляд на оперу Манипури» . электронный pao.net .
- ^ Буркерт 1985
- ^ «Теленок и его святилище» . Ашкелон: ретроспектива - 30 лет экспедиции Леона Леви ( Археологический музей Рокфеллера ) . Музей Израиля , Иерусалим. 2016 . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ Мазар, Амихай (1999). «Переосмысление« Бычьего места »и« эйнунской керамики ». Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 131 (2): 1944–148. дои : 10.1179/peq.1999.131.2.144 .
- ^ Миллер, Патрик (2000), Израильская религия и библейское богословие: Сборник эссе , Международная издательская группа Continuum, стр. 32, ISBN 1-84127-142-Х .
- ^ biblelexicon.org, Исход 32:4.
- ^ biblelexicon.org, Неемия 9:18.
- ^ Осия 10:5 Народ, живущий в Самарии, боится идола-тельца Беф-Авена. Скорбит о нем народ его, и священники-идолопоклонники, те, которые радовались великолепию его, потому что он взят у них в изгнание" . Библия.cc . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ «3 Царств 7:25 Море стояло на двенадцати быках, трое обращенных на север, трое обращенных на запад, трое обращенных на юг и трое обращенных на восток. Море покоилось на них сверху, а их задние части были к центру» . Библия.cc . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ «Иеремия 52:20 Меди от двух столпов, моря и двенадцати медных быков под ним, и подставок, которые сделал царь Соломон для храма Господня, было больше, чем можно было взвесить» . Библия.cc . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ Буркерт 1985, стр. 64, 132.
- ^ Буркерт 1985 с. 24
- ^ Макробий, Сатурналии , Книга I, XIX
- ^ Дэвидсон, Хильда Эллис (1988). Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии . Издательство Сиракузского университета. п. 51.
- ^ Миранда Дж. Грин. (2005) Исследование мира друидов . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-28571-3 . Страницы 18–19
- ^ Естественная история , XVI, 95.
- ^ МакНил, Мэр . Фестиваль Лугнаса: исследование выживания кельтского праздника начала сбора урожая . Издательство Оксфордского университета, 1962. стр. 407, 410.
- ^ Мэтьюз, Джон (2019). Робин Гуд: Зеленый Лорд Дикого Леса . Страуд: Издательство Amberly. стр. 23, 45. ISBN. 9781445690773 .
Источники
[ редактировать ]- Буркерт, Уолтер , Греческая религия, 1985 г.
- Кэмпбелл, Джозеф «Западная мифология » «2. Супруг быка», 1964.
- Хоукс, Жакетта ; Вулли, Леонард : Предыстория и начало цивилизации , т. 1 (Нью-Йорк, Harper & Row, 1963)
- Виейра, Морис: хеттское искусство, 2300–750 до н.э. (Лондон, А. Тиранти, 1955)
- Джереми Б. Раттер, Три фазы тауроболия , Феникс (1968).
- Генрих Шлиман, Троя и ее останки (Нью-Йорк, Arno Press, 1976), стр. 113–114.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Экспонат, посвященный гробницам Аладжи Хёюка в Метрополитен-музее, включает один образец бычьих штандартов.
- Искусство татуировки быка Изображение быка в искусстве татуировки.