Древняя месопотамская религия
Часть серии о |
Древний Месопотамская религия |
---|
|
Месопотамская религия относится к религиозным верованиям (относительно богов, творения и космоса , происхождения человека и т. д.) и обычаям цивилизаций древней Месопотамии , особенно Шумера , Аккада , Ассирии и Вавилонии, примерно между 6000 г. до н.э. [ 1 ] и 400 г. н.э. Религиозное развитие Месопотамии и месопотамская культура в целом, особенно на юге, не подвергались особому влиянию перемещений различных народов в эту территорию и по ее территории. Скорее, месопотамская религия представляла собой последовательную и последовательную традицию, которая адаптировалась к внутренним потребностям своих приверженцев на протяжении тысячелетий развития. [ 2 ]
Считается, что самые ранние зачатки месопотамской религиозной мысли возникли в Месопотамии в 6-м тысячелетии до нашей эры , что совпало с временем, когда этот регион начал заселяться на постоянной основе. [ 1 ] Самые ранние свидетельства месопотамской религии датируются серединой 4-го тысячелетия до нашей эры , совпадают с изобретением письменности и связаны с поклонением силам природы как источникам существования. [ нужна ссылка ] В 3-м тысячелетии до нашей эры объекты поклонения были персонифицированы и превратились в обширную совокупность божеств с определенными функциями. Последние этапы месопотамского многобожия, развившиеся во 2-м и 1-м тысячелетиях до н.э., привели к большему упору на личную религию и структурировали богов в монархическую иерархию, где национальный бог был главой пантеона. [ 2 ] Религия Месопотамии окончательно пришла в упадок с распространением иранских религий во время империи Ахеменидов и с христианизацией Месопотамии.
История
[ редактировать ]Считается, что самые ранние зачатки месопотамской религиозной мысли возникли в первой половине шестого тысячелетия до нашей эры, когда люди впервые начали постоянно селиться в Месопотамии благодаря улучшению ирригации. Раннее религиозное развитие региона неизвестно, поскольку оно предшествовало изобретению письменности. [ 1 ] Первое свидетельство того, что можно назвать месопотамской религией, можно увидеть в изобретении письменности в Месопотамии около 3500 г. до н.э.
Народ Месопотамии первоначально состоял из двух групп: восточно-семитских носителей и аккадского языка народа шумерского , говорившего шумерском языке на изолированном . Эти народы входили в состав различных городов-государств и небольших королевств . Шумеры оставили первые записи и считаются основателями цивилизации периода Убайд (6500–3800 гг. до н. э.) в Верхней Месопотамии . В исторические времена они проживали в южной Месопотамии, которая была известна как Шумер (и намного позже, Вавилония ), и имели значительное влияние на аккадских носителей и их культуру. Считается, что носители аккадского языка прибыли в регион где-то между 3500 и 3000 годами до нашей эры, причем аккадские имена впервые появились в царственных списках этих государств c. 29 век до нашей эры.
Шумеры были продвинутыми людьми: помимо изобретения письменности, они разработали ранние формы математики , первые колесные транспортные средства/ колесницы , астрономию , астрологию , письменный свод законов , организованную медицину , развитое сельское хозяйство и архитектуру , а также календарь . Они создали первые города-государства, такие как Урук , Ур , Лагаш , Исин , Киш , Умма , Эриду , Адаб , Акшак , Сиппар , Ниппур и Ларса , каждым из которых управлял энси . Однако шумеры оставались в значительной степени доминирующими в этой синтезированной культуре до возникновения Аккадской империи под предводительством Саргона Аккадского около 2335 г. до н.э., которая объединила всю Месопотамию под одним правителем. [ 3 ]
Между шумерской и аккадской культурами и божествами рос синкретизм : аккадцы, как правило, предпочитали поклоняться меньшему количеству божеств , но возвышали их до более высоких властных должностей.
Влияние ассирийских религиозных верований на ее политическую структуру
[ редактировать ]Как и многие народы в истории Месопотамии, Ассирия изначально была в значительной степени олигархией, а не монархией. Считалось, что власть принадлежит «городу», и государство имело три основных центра власти — собрание старейшин, наследственный правитель и эпоним . Правитель председательствовал на собрании и выполнял его решения. Его не называли обычным аккадским термином «царь», шаррум ; Вместо этого это было зарезервировано для божества-покровителя города Ашура , правителем которого был первосвященник . Сам правитель обозначался только как «управитель Ассура» ( iššiak Assur ), где термин «управляющий» является заимствованием из шумерского ensí . Третьим центром власти был эпоним ( limmum ), давший году свое имя, подобно одноименному архонту и римским консулам классической античности . Он ежегодно избирался по жребию и отвечал за экономическое управление городом, включая право задерживать людей и конфисковывать имущество. Институт эпонима, а также формула Ишшиак Ассур сохранялся как церемониальный пережиток этой ранней системы на протяжении всей истории Ассирийской монархии. [ 4 ]
Религия в Неоассирийской империи
[ редактировать ]Религия Неоассирийской империи была сосредоточена вокруг ассирийского царя как царя их земель. Однако королевская власть в то время была очень тесно связана с идеей божественного мандата. [ 5 ] Ассирийский царь, хотя и не был сам богом, признавался главным слугой главного бога Ашура . Таким образом, власть царя считалась абсолютной до тех пор, пока первосвященник заверял народы в том, что боги или, в случае ассирийцев -генотеистов , бог доволен нынешним правителем. [ 5 ] Для ассирийцев, живших в Ассуре и прилегающих землях, эта система была нормой. Однако для завоеванных народов это было в новинку, особенно для жителей небольших городов-государств. Со временем Ашур превратился из местного божества Ассура в повелителя обширных ассирийских владений, простиравшихся от Кавказа и Армении на севере до Египта, Нубии и Аравийского полуострова на юге, а также от Кипра и восточных регионов. Средиземное море на западе до центрального Ирана на востоке. [ 5 ] Ассур , божество-покровитель города Ассура из позднего бронзового века , находился в постоянном соперничестве с божеством-покровителем Вавилона Мардуком . Поклонение его имени проводилось на всей территории, находившейся под властью ассирийцев. Благодаря поклонению Ассуру на большей части Плодородного полумесяца ассирийский царь мог завоевать лояльность своих товарищей-служителей Ассура.
Более поздняя история Месопотамии
[ редактировать ]В 539 г. до н. э. Месопотамия была завоевана Империей Ахеменидов (539–332 гг. до н. э.), которой тогда правил Кир Великий . Это положило конец более чем 3000-летнему господству Месопотамии на Ближнем Востоке. Персы поддерживали местную культуру и религию и не вмешивались в нее, а Ассирия и Вавилон продолжали существовать как образования (хотя Халдея и халдеи исчезли), а Ассирия была достаточно сильна, чтобы начать крупные восстания против Ахеменидов в 522 и 482 годах до нашей эры. В этот период сирийский язык и сирийский алфавит развивались в Ассирии среди ассирийского народа и спустя столетия стали средством распространения сирийского христианства по всему Ближнему Востоку.
Затем, два столетия спустя, в 330 году до нашей эры, македонский император Александр Великий сверг персов и взял под свой контроль саму Месопотамию. После смерти Александра усиление эллинистического влияния принесла в регион Империя Селевкидов . [ 6 ] Позднее Ассирия и Вавилония стали провинциями Парфянской империи ( Ахеменидская Ассирия и провинция Вавилония ), Рима (провинция Ассирия ) и Сасанидской империи (провинция Асористан ). Вавилония как единое целое распалась во времена Парфянской империи, хотя Ассирия сохраняла статус геополитического образования до мусульманского завоевания Персии , в то время как ассирийцы присутствуют и сегодня.
Во времена Парфянской империи в Ассирии произошло крупное возрождение между вторым веком до нашей эры и четвертым веком нашей эры. [ 7 ] храмы снова были посвящены таким богам, как Ассур , Син , Шамаш , Хадад и Иштар в различных вассальных парфянских государствах в Месопотамии. [ 8 ] [ 9 ]
В третьем веке нашей эры получило развитие манихейство , вобравшее в себя элементы христианства, иудаизма, буддизма , зороастризма и местной месопотамской религии. [ 10 ]
Мифология
[ редактировать ]Космология
[ редактировать ]За исключением « Энума Элиш» , не сохранилось никаких записей, систематически объясняющих месопотамскую космологию. Тем не менее, современные ученые реконструировали примерно точное изображение на основе сохранившихся свидетельств, включая шумерскую и аккадскую клинопись и еврейскую Библию . [ 11 ] В «Энума Элиш» (ок. 12 век до н.э.) бог Мардук убивает Тиамат , мать богов, и из двух половин ее туши строит небеса и землю, чтобы сформировать современный наблюдаемый космос. [ 12 ] В документе того же периода говорится, что небо и землю можно разделить на три слоя. Боги обитают на верхних уровнях неба, а звезды закреплены в самом нижнем небесном слое. [ 13 ]
Божества
[ редактировать ]Месопотамская религия была политеистической , тем самым признавая существование множества различных божеств, как мужских, так и женских, хотя она также была и генотеистической . [ 14 ] при этом некоторые боги рассматриваются их конкретными преданными как превосходящие других. Эти преданные часто были выходцами из определенного города или города-государства, который считал это божество своим божеством-покровителем ; например, Энки часто ассоциировался с городом Эриду в Шумере, Ассур — с Ассуром и Ассирией , Энлиль — с шумерским городом Ниппур , Иштар — с ассирийским городом Арбела , а бог Мардук — с Вавилоном . [ 15 ] Хотя полное число богов и богинь, найденных в Месопотамии, неизвестно, К. Таллквист в своей книге «Аккадская Гёттерепитета» (1938) насчитал около 2400 известных ученым, большинство из которых имели шумерские имена. На шумерском языке боги назывались дингир , тогда как на аккадском языке они были известны как илу , и, похоже, существовал синкретизм между богами, которым поклонялись две группы, перенимая божества друг друга. [ 16 ]
Месопотамские боги имели много общего с людьми и были антропоморфными , то есть имели гуманоидную форму. Точно так же они часто действовали как люди, требуя еды и питья, а также употребляя алкоголь и впоследствии страдая от последствий опьянения . [ 17 ] но считалось, что они обладают более высокой степенью совершенства, чем обычные люди. Их считали более могущественными, всевидящими и всезнающими, непостижимыми и, прежде всего, бессмертными. Одной из их выдающихся особенностей была устрашающая яркость ( меламму ), окружавшая их, вызывавшая у людей немедленную реакцию благоговения и благоговения. [ 18 ] Во многих случаях различные божества были родственниками друг друга, что характерно для многих других политеистических религий. [ 19 ] Историк Дж. Боттеро придерживался мнения, что боги не рассматривались мистически , а вместо этого рассматривались как высшие хозяева, которым нужно подчиняться и бояться, а не любить и обожать. [ 20 ] Тем не менее, многие жители Месопотамии всех сословий часто носили имена, посвященные определенному божеству; эта практика, по-видимому, возникла в третьем тысячелетии до нашей эры среди шумеров, но позже была перенята также аккадцами, ассирийцами и вавилонянами. [ 21 ]
Первоначально пантеон не был упорядочен, но позже месопотамские богословы придумали концепцию ранжирования божеств по степени важности. Шумерский список из примерно 560 божеств, совершивших это, был обнаружен на ферме и Телль Абу Салабих и датирован примерно 2600 годом до нашей эры, в результате чего пять основных божеств получили особое значение. [ 22 ]
Одним из наиболее важных из этих ранних месопотамских божеств был бог Энлиль , который изначально был шумерским божеством, считавшимся царем богов и повелителем мира, который позже был принят аккадцами. Другим был шумерский бог Ан, который выполнял ту же роль, что и Энлиль, и стал известен как Ану среди аккадцев . Шумерский бог Энки позже был также принят аккадцами, сначала под своим первоначальным именем, а затем как Эа . Точно так же шумерский бог луны Нанна стал аккадским Сином, а шумерский бог солнца Уту стал аккадским Шамашем . Одной из самых известных богинь была шумерская богиня секса и войны Инанна . С последующим приходом к власти вавилонян в 18 веке до нашей эры царь Хаммурапи провозгласил Мардука, божество, которое до этого не имело существенного значения, на положение верховенства наряду с Ану и Энлилем в южной Месопотамии. Хотя Мардук, возможно, был создан по образцу шумерского бога бури Нинурты ; чьи подвиги имеют большое сходство. [ 23 ]
Возможно, самая значительная сохранившаяся легенда месопотамской религии — это « Эпос о Гильгамеше» , в котором рассказывается история героического царя Гильгамеша и его дикого друга Энкиду , а также поисков бессмертия, связанного со всеми богами и их одобрением. Он также содержит самое раннее упоминание о Великом Потопе .
Аккадская религия иногда черпала вдохновение из влиятельных шумерских религиозных лидеров и верований и обожествляла шумерских царей . в некоторых моментах [ 24 ]
Культовая практика
[ редактировать ]« Энлиль ! Его власть далеко идущая; его слово возвышенно и свято. Его решения неизменны; он решает судьбу навсегда! Его глаза исследуют весь мир!»
Молитва богу Энлилю. [ 25 ]
Публичные богослужения
[ редактировать ]В каждом месопотамском городе жило божество, и каждое из выдающихся божеств было покровителем города, и все известные храмы располагались в городах, хотя святилища могли быть и в пригородах. [ 26 ] Сам храм был построен из сырцового кирпича в форме зиккурата , который поднимался к небу несколькими ступенями. Ее значение и символика были предметом многочисленных дискуссий, но большинство считают башню своего рода лестницей или лестницей, по которой бог может спуститься на небеса и подняться на небеса, хотя есть признаки, указывающие на настоящий культ, практиковавшийся в верхний храм, поэтому весь храм можно было рассматривать как гигантский алтарь. Другие теории рассматривают башню как изображение космической горы, где «похоронен» умирающий и восходящий бог. В некоторых храмах, таких как храм Энки в Эриду, в священной роще стояло священное дерево ( кискану ), которое было центральной точкой различных обрядов, совершаемых царем, выполнявшим функции «главного садовника». [ 27 ]
Первоначально месопотамские храмы строились как жилища бога, который, как считалось, жил и управлял двором на земле на благо города и королевства. [ 28 ] Его присутствие символизировало изображение бога в отдельной комнате. Присутствие бога в изображении, по-видимому, рассматривалось очень конкретно, как инструмент присутствия божества». [ 29 ] Это видно из поэмы « Как Эрра разрушил мир» , в которой Эрра обманом заставил бога Мардука покинуть свою культовую статую . [ 30 ] После того, как идолы были построены, их освящали посредством специальных ночных ритуалов, во время которых им давали «жизнь», а их рот «открывали» ( pet pî ) и омывали ( mes pî ), чтобы они могли видеть и есть. [ 27 ] Если бы божество одобрило, оно приняло бы изображение и согласилось «населиться» в нем. Эти изображения также развлекали и иногда сопровождали в охотничьих экспедициях. Для служения богам в храме были оборудованы хозяйственные помещения с кухнями и посудой, спальные комнаты с кроватями и боковые комнаты для семьи божества, а также двор с тазом и водой для очищения посетителей, а также конюшня. для колесницы бога и тягловых животных. [ 31 ]
Обычно благополучие бога поддерживалось посредством служения или работы ( дуллу ). Образ одевали и обслуживали пиры дважды в день. Неизвестно, как считалось, что бог потреблял пищу, но перед столом была задернута занавеска, пока он или она «ел», точно так же, как толпа не позволяла видеть самого короля, пока он ел. Иногда царь разделял эту трапезу, и священники, возможно, тоже имели некоторую долю в подношениях. Перед изображением также сжигали благовония, поскольку считалось, что запах нравится богам. Жертвенные трапезы также устраивались регулярно, при этом жертвенное животное рассматривалось как замена ( пуху ) или заменитель ( динану ) человека, и считалось, что гнев богов или демонов тогда был направлен на жертвенное животное. Кроме того, в определенные дни требовались дополнительные жертвоприношения и церемонии в честь определенных богов, и каждый день был посвящен определенному богу. [ 32 ]
Теоретически считалось, что король является религиозным лидером ( эну или шангу ) культа и выполняет большое количество обязанностей в храме с большим количеством специалистов, задачей которых было посредничество между людьми и богами: [ 33 ] надзирающий или «сторожевой» жрец ( шешгаллу ), жрецы для индивидуального очищения от демонов и магов ( ашипу ), жрецы для очищения храма ( машмашу ), жрецы для умиротворения гнева богов песней и музыкой ( калу ), а также певицы ( нару ), певцы-мужчины ( заммеру ), мастера ( маре уммани ), меченосцы ( наш патри ), мастера гадания ( бару ), кающиеся ( шаилу ) и другие. [ 34 ]
Частные молитвы
[ редактировать ]Помимо поклонения богам во время публичных ритуалов, люди также отдавали дань уважения личному божеству. Как и в случае с другими божествами, личные боги со временем менялись, и о ранних практиках мало что известно, поскольку их редко называют или описывают. В середине третьего тысячелетия до нашей эры некоторые правители считали конкретного бога или богов своим личным защитником. Во втором тысячелетии до нашей эры личные боги стали больше действовать от имени простого человека. [ 35 ] с которым у него были близкие личные отношения, поддерживаемые молитвами и уходом за статуей своего бога. [ 36 ] Из древней Месопотамии сохранилось множество письменных молитв , каждая из которых обычно превозносит описываемого бога выше всех остальных. [ 37 ] Историк Дж. Боттеро заявил, что эти стихи демонстрируют «чрезвычайное благоговение, глубокую преданность и неоспоримые эмоции, которые сверхъестественное вызывало в сердцах этих древних верующих», но что они изображают людей, которые боялись своих богов, а не открыто празднуя их. [ 20 ] Считалось, что они приносят удачу, успех и защиту от болезней и демонов. [ 35 ] Считалось, что место и успех человека в обществе зависят от его личного божества, включая развитие его определенных талантов и даже его личности. Дошло даже до того, что все, что он переживал, считалось отражением того, что происходило с его личным богом. [ 36 ] Когда человек пренебрегал своим богом, предполагалось, что демоны могли причинить ему вред, а когда он почитал своего бога, этот бог был подобен пастырю, который ищет для него пищу. [ 38 ]
В Месопотамии существовала сильная вера в демонов , и частные лица, например храмовые священники, также участвовали в заклинаниях (шипту), чтобы отогнать их. [ 39 ] Хотя ни в шумерском, ни в аккадском языке не существовало собирательного термина для этих существ, их просто описывали как вредных или опасных существ или сил, и они использовались как логический способ объяснить существование зла в мире. [ 40 ] Считалось, что их бесчисленное множество, и считалось, что они даже нападали на богов. Помимо демонов, существовали еще и духи мертвых (этимму), которые также могли причинять вред. Иногда использовались амулеты, а иногда специальный жрец или экзорцист ( ашипу требовался или машмашу). Заклинания и церемонии также использовались для лечения болезней, которые также считались связанными с демонической деятельностью, иногда с использованием симпатической магии . [ 41 ] Иногда предпринималась попытка поймать демона, сделав его изображение, поместив его над головой больного человека, а затем уничтожив изображение, в котором каким-то образом мог обитать демон. Также были сделаны изображения духов-покровителей и размещены у ворот, чтобы предотвратить беду. [ 42 ]
Гаданием занимались и частные лица, исходя из предположения, что боги уже определили судьбы людей и эти судьбы можно было выяснить путем наблюдения за приметами и посредством ритуалов (например, бросания жребия). [ 42 ] Считалось, что боги выражали свою волю через «слова» (амату) и «заповеди» (кибиту), которые не обязательно произносились, но, как считалось, проявлялись в разворачивающейся рутине событий и вещей. [ 43 ] Существовало бесчисленное множество способов предсказать будущее, таких как наблюдение за маслом, брошенным в чашку с водой ( леканомантия ), наблюдение за внутренностями жертвенных животных ( экстисписи ), наблюдение за поведением птиц ( предсказание ) и наблюдение небесных и метеорологических явлений ( астрология). ), а также посредством толкования снов. Часто для интерпретации этих явлений требовалось наличие двух классов жрецов: спрашивающих (саилу) и наблюдателей ( бару ), а также иногда низшего класса экстатических провидцев (махху), что также было связано с колдовством . [ 44 ]
Мораль, добродетель и грех
[ редактировать ]«Не возвращай зла человеку, спорящему с тобою, воздавай добром злодею твоему, сохраняй справедливость к врагу твоему... Да не соблазнится сердце твое делать зло... Дай еды есть, пива пить, просящего милостыню почитай, одевай; в этом благоволит человеческий бог, это угодно Шамашу, который отплатит ему милостью. Будь полезным, делай добро».
Заклинание из серии «Шурпу» . [ 45 ]
Хотя древнее язычество имело тенденцию больше сосредотачиваться на долге и ритуалах, чем на морали, из сохранившихся молитв и мифов можно почерпнуть ряд общих моральных добродетелей. Считалось, что человек возник как божественный акт творения, а боги считались источником жизни и обладали властью над болезнями и здоровьем, а также судьбами людей. Личные имена показывают, что каждый ребенок считался даром свыше. [ 46 ] Считалось, что человек был создан, чтобы служить богам или, возможно, прислуживать им: бог — господин ( белу ), а человек — слуга или раб ( арду ), и должен был бояться ( пулухту ) богов и иметь соответствующее отношение к ним. их. Обязанности, судя по всему, носили преимущественно культовый и ритуальный характер. [ 47 ] хотя некоторые молитвы выражают положительные психологические отношения или своего рода опыт обращения по отношению к богу. [ 48 ] Обычно наградой человечеству называют успех и долгую жизнь. [ 46 ]
У каждого человека также были обязанности перед своими ближними, которые имели определенный религиозный характер, в частности, обязанности короля перед своими подданными. Считалось, что одной из причин, по которой боги дали власть царю, было осуществление справедливости и праведности. [ 49 ] описывается как мешару и кетту , буквально «прямолинейность, правильность, твердость, истина». [ 50 ] Примеры этого включают в себя не отчуждать и не вызывать разногласий между друзьями и родственниками, освобождать невиновных заключенных, быть правдивыми, быть честными в торговле, уважать границы и права собственности, а также не важничать с подчиненными. Некоторые из этих указаний можно найти во второй табличке серии заклинаний Шурпу . [ 51 ]
Грех же выражался словами hitu (ошибка, неверный шаг), annu или arnu (бунт) и qillatu (грех или проклятие), [ 51 ] с сильным акцентом на идее бунта, иногда с идеей, что грех – это желание человека «жить по своим правилам» (ина раманису). Грех также описывался как все, что вызвало гнев богов. Наказание пришло через болезнь или несчастье, [ 48 ] что неизбежно приводит к общему упоминанию неизвестных грехов или к идее, что можно преступить божественный запрет, не зная об этом, - в плачевных псалмах редко упоминаются конкретные грехи. Эта идея возмездия применялась также к нации и истории в целом. Ряд примеров месопотамской литературы показывает, как войны и стихийные бедствия рассматривались как наказание богов и как цари использовались как инструмент для освобождения. [ 52 ]
Шумерские мифы предполагают запрет добрачного секса. [ 53 ] Браки часто заключались родителями жениха и невесты; обязательства обычно завершались путем утверждения контрактов, записанных на глиняных табличках. Эти браки становились законными, как только жених преподносил отцу невесты свадебный подарок. Тем не менее, данные свидетельствуют о том, что добрачный секс был обычным, но тайным явлением. [ 54 ] : 78 Поклонение Инанне/Иштар, распространенное в Месопотамии, могло включать в себя дикие, безумные танцы и кровавые ритуальные празднования социальных и физических отклонений. Считалось, что «Инанне ничего не запрещено» и что, изображая нарушения нормальных человеческих социальных и физических ограничений, включая традиционное определение пола, можно перейти из «сознательного повседневного мира в трансовый мир духовного экстаза». [ 55 ]
Загробная жизнь
[ редактировать ]Жители Месопотамии верили в загробную жизнь , которая происходила в регионе под поверхностью земли, населенном живыми людьми. Это был древний подземный мир Месопотамии , известный под многими именами, включая Араллу , Ганзер или Иркаллу («Великое Внизу»). Считалось, что в этот регион после смерти попадали все, независимо от социального статуса и действий, совершенных при жизни. [ 56 ] В отличие от христианского ада , месопотамцы не считали подземный мир ни наказанием, ни наградой. [ 57 ] Тем не менее, состояние мертвых едва ли можно было считать таким же, как жизнь, которой наслаждались раньше на земле: их считали просто слабыми и бессильными призраками. Миф о нисхождении Иштар в подземный мир повествует, что «прах — их пища, глина — их пища; они не видят света, обитая во тьме». Такие истории, как миф об Адапе, безропотно рассказывают, что из-за ошибки все люди должны умереть и что истинная вечная жизнь является исключительной собственностью богов. [ 18 ]
Эсхатология
[ редактировать ]В Месопотамии нет известных рассказов о конце света , хотя предполагалось, что они верили, что это в конечном итоге произойдет. Во многом это связано с тем, что Берос писал, что месопотамцы верили, что мир просуществует «двенадцать раз по двенадцать саров в своей «Вавилонии» » ; поскольку сар составляет 3600 лет, это указывает на то, что, по крайней мере, некоторые жители Месопотамии считали, что Земля просуществует всего 518 400 лет. Однако Беросс не сообщает, что, как предполагалось, последовало за этим событием. [ 58 ]
Историография
[ редактировать ]Реконструкция
[ редактировать ]Как и в случае с большинством мертвых религий, многие аспекты общепринятых практик и тонкостей доктрины со временем были утеряны и забыты. Однако большая часть информации и знаний сохранилась, и историки и ученые, с помощью богословов и переводчиков, проделали большую работу по воссозданию практических знаний об истории религии, обычаях и роли этих верований. играл в это время в повседневной жизни Шумера, Аккада, Ассирии, Вавилонии, Эблы и Халдеи. Считается, что месопотамская религия оказала влияние на последующие религии по всему миру, включая ханаанскую /израильтянскую, арамейскую и древнегреческую .
Месопотамская религия была политеистической : поклонялись более чем 2100 различным божествам, многие из которых были связаны с определенным государством в Месопотамии, таким как Шумер, Аккад, Ассирия или Вавилония, или с определенным месопотамским городом. [ 16 ]
Месопотамская религия исторически является старейшей письменной литературой среди всех религиозных традиций. Все, что известно о месопотамской религии, получено из археологических свидетельств, обнаруженных в этом регионе, особенно из многочисленных литературных источников, которые обычно написаны на шумерском , аккадском ( ассиро-вавилонском ) или арамейском языках с использованием клинописного письма на глиняных табличках и описывают как мифологию, так и культовые практики. Другие артефакты также могут быть полезны при реконструкции религии Месопотамии. Как это обычно бывает с большинством древних цивилизаций, предметы, изготовленные из наиболее прочных и драгоценных материалов и, следовательно, с большей вероятностью выживающие, были связаны с религиозными верованиями и обычаями. Это побудило одного ученого заявить, что «все существование месопотамцев было пропитано их религиозностью, и почти все, что они передали нам, может быть использовано в качестве источника знаний об их религии». [ 59 ]
Проблемы
[ редактировать ]Современное изучение Месопотамии ( ассириология ) — еще достаточно молодая наука, начавшаяся лишь с середины XIX века. [ 60 ] и изучение месопотамской религии может быть сложным и трудным предметом, потому что по своей природе их религия определялась только обычаями, а не каким-либо официальным решением, [ 61 ] и по своей природе оно не было ни догматическим, ни систематическим. Божества, персонажи и их действия в мифах со временем менялись по своему характеру и значению и иногда изображали разные, иногда даже контрастирующие образы или концепции. Ситуация еще больше осложняется тем фактом, что ученые не совсем уверены в том, какую роль религиозные тексты играли в месопотамском мире. [ 62 ]
Ряд ученых когда-то утверждали, что определение единой месопотамской религии невозможно, и поэтому не следует проводить систематическое изложение месопотамской религии. [ 63 ] Другие возражали, что это ошибочный подход, поскольку он разбивает изучение религии на социальные подразделения (такие как частная религия, религия образованных), отдельные города и провинции ( Эбла , Мари , Ассирия ) и периоды времени ( Селевкиды , Ахемениды и т. д.), и что этот раскол будет контрпродуктивным, поскольку смена древних ближневосточных государств не повлияла на наличие широко распространенной религиозной системы в них. [ 64 ]
Панвавилонизм
[ редактировать ]Согласно панвавилонизму , школе мысли, основанной Хьюго Винклером и распространенной в начале 20-го века среди преимущественно немецких ассириологов, существовала общая культурная система, простиравшаяся на древний Ближний Восток , находившаяся под сильным влиянием вавилонян. Согласно этой теории, религии Ближнего Востока уходят корнями в вавилонскую астральную науку, включая еврейскую Библию и иудаизм. Эта теория о Библии, заимствованной из Вавилона, возникла после открытия стелы в акрополе Суз, на которой изображен миф о вавилонском потопе, во многом похожий на потоп из Книги Бытия, эпоса о Гильгамеше . Однако мифы о потопе появляются почти во всех культурах мира, включая культуры, которые никогда не имели контактов с Месопотамией. Фундаментальные положения панвавилонизма в конечном итоге были отвергнуты как псевдонаучные. [ 65 ] однако ассириологи и исследователи Библии признают влияние вавилонской мифологии на еврейскую мифологию и другие ближневосточные мифологии, хотя и косвенное. Действительно, сходство между обеими религиозными традициями может быть основано на еще более древних источниках. [ 66 ]
Недавние открытия
[ редактировать ]5000-летней культовой территории, заполненной более чем 300 разбитыми церемониальными керамическими чашами, чашами, кувшинами, костями животных и ритуальными процессиями, посвященными Нингирсу В марте 2020 года археологи объявили об открытии на месте Гирсу . Одним из останков была бронзовая статуэтка в форме утки с глазами из коры, которая, как полагают, была посвящена Нанше . [ 67 ] [ 68 ]
Влияние
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Хотя месопотамская религия почти полностью вымерла примерно к 400–500 гг. н.э. после того, как ее коренные приверженцы в основном стали ассирийскими христианами , она все еще оказывает влияние на современный мир, преимущественно потому, что многие библейские истории, которые сегодня встречаются в иудаизме , христианстве , исламе. и мандеизм , возможно, были основаны на более ранних месопотамских мифах. [ нужна ссылка ] в частности , миф о сотворении мира , Эдемский сад , миф о потопе , Вавилонская башня , такие фигуры, как Нимрод и Лилит , а также Книга Эстер . Это также вдохновило различные современные неоязыческие группы.
Книга Откровения
[ редактировать ]В Книге Откровения Нового Завета вавилонская религия ассоциируется с религиозным отступничеством низшего порядка, архетипом политической/религиозной системы, тесно связанной с глобальной торговлей, и изображается как система, которая, по мнению автора, продолжала господствовали в первом веке н. э. и в конечном итоге были полностью уничтожены (17:5; 18:9). Согласно некоторым интерпретациям, считается, что это относится к Римской империи , [ 69 ] но по другим толкованиям эта система сохранится в мире до Второго пришествия . [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ]
См. также
[ редактировать ]- Ануннаки
- Месопотамская молитва
- Музыка древней Месопотамии
- Религии древнего Ближнего Востока
- Язданизм
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Шнайдер 2011 , с. 19-20.
- ^ Jump up to: а б «Месопотамская религия» . Британника . Архивировано из оригинала 21 июня 2018 года . Проверено 19 июля 2016 г.
- ^ Боттеро 2001 , с. 7–9.
- ^ Ларсен, Могенс Тролле (2000). «Старый ассирийский город-государство». В Хансене, Могенс Герман (ред.). Сравнительное исследование тридцати культур городов-государств: исследование / проведено Копенгагенским Полис-центром . стр. 77–89.
- ^ Jump up to: а б с Бертман, Стивен (2005). Справочник по жизни в Древней Месопотамии . Нью-Йорк: Оксфорд UP. п. 66.
- ^ Боттеро 2001 , с. 17–18.
- ^ ^ Кроун и Кук 1977, с. 55
- ^ Кертис, Джон (ноябрь 2003 г.). «Период Ахеменидов в Северном Ираке» (PDF) . L'archéologie de l'empire achéménide (Париж, Франция)
- ^ Кроун и Кук 1977, с. 55
- ^ Виденгрен, Гео (1946). Месопотамские элементы в манихействе (Царь и Спаситель II): исследования манихейской, мандейской и сирийско-гностической религии . Лундеквистская бокхандельн.
- ^ Боттеро 2001 , с. 77–78.
- ^ Боттеро 2001 , с. 79.
- ^ Боттеро 2001 , с. 80.
- ^ Боттеро 2001 , с. 41.
- ^ Боттеро 2001 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Боттеро 2001 , с. 45.
- ^ Боттеро 2001 , с. 64–66.
- ^ Jump up to: а б Ринггрен 1974 , стр. 50.
- ^ Боттеро 2001 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Боттеро 2001 , с. 37.
- ^ Боттеро 2001 , с. 39.
- ^ Боттеро 2001 , с. 48–49.
- ^ Боттеро 2001 , с. 54.
- ^ Вулли, К. Леонард (19 сентября 1965 г.). Шумеры . Нью-Йорк: WW Нортон . п. 132. ИСБН 0-393-00292-6 .
- ^ Боттеро (2001: 30–31)
- ^ Шнайдер 2011 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Ринггрен 1974 , с. 78.
- ^ Шнайдер 2011 , с. 66.
- ^ Ринггрен 1974 , с. 77.
- ^ Боттеро 2001 , с. 65.
- ^ Шнайдер 2011 , с. 68.
- ^ Ринггрен 1974 , с. 81–82.
- ^ Ринггрен 1974 , с. 79.
- ^ Ринггрен 1974 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Шнайдер 2011 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б Боттеро 2001 , с. 91 и след.
- ^ Боттеро 2001 , с. 29–30.
- ^ Дорм, П. (1910). Ассиро-вавилонская религия . Париж. п. 199.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ринггрен 1974 , стр. 89.
- ^ Боттеро 2001 , с. 63.
- ^ Ринггрен 1974 , стр. 90–91.
- ^ Jump up to: а б Ринггрен 1974 , стр. 92–93.
- ^ Боттеро 2001 , с. 92.
- ^ Ринггрен 1974 , стр. 93–95.
- ^ Ринггрен (1974: 113–115)
- ^ Jump up to: а б Ринггрен 1974 , стр. 108.
- ^ Ринггрен 1974 , стр. 111–112.
- ^ Jump up to: а б Ринггрен 1974 , стр. 116.
- ^ Ринггрен 1974 , стр. 110.
- ^ Ринггрен 1974 , стр. 112.
- ^ Jump up to: а б Ринггрен 1974 , стр. 113–115.
- ^ Ринггрен 1974 , с. 118.
- ↑ Целибат в древнем мире: его идеал и практика в доэллинистическом Израиле, Месопотамии и Греции , Дейл Лаундервиль, стр. 28
- ^ Крамер, Сэмюэл Ной (1963). Шумеры: их история, культура и характер . Университет. из Чикаго Пресс. ISBN 0-226-45238-7 .
- ^ Мидор (2000:164)
- ^ Боттеро 2001 , с. 108.
- ^ Чокси, М. «Древние месопотамские представления о загробной жизни» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 25 июня 2014 г.
- ^ Боттеро 2001 , с. 95.
- ^ Боттеро 2001 , с. 21–22.
- ^ Шнайдер 2011 , с. 128.
- ^ Боттеро 2001 , с. 47.
- ^ Шнайдер 2011 , с. 38-39.
- ^ Боттеро 2001 , с. 26.
- ^ Боттеро 2001 , с. 27.
- ^ Шерер, Фрэнк Ф. (18 ноября 2017 г.). Фрейдистский Восток: ранний психоанализ, антисемитский вызов и превратности ориенталистского дискурса . Карнакские книги. ISBN 9781782202967 – через Google Книги.
- ^ Р. Герберт, доктор философии. (сентябрь – октябрь 2013 г.). «Сотворение, Потоп и Завет - В Библии и раньше». Страж субботы : 19–20.
- ^ Оуэн Джарус (30 марта 2020 г.). «Древнее культовое место бога-воина обнаружено в Ираке» . www.livscience.com . Проверено 19 февраля 2024 г.
- ^ Гэвин (11 апреля 2020 г.). «Древнее культовое место бога-воина обнаружено в Ираке» . Самые интересные вещи . Архивировано из оригинала 28 октября 2021 года . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ Кинер, Крейг С. (1993). Библейский комментарий IVP, Новый Завет . Даунерс-Гроув, Иллинойс: Intervarsity Press. п. 806.
- ^ Кларк, Адам. Комментарии и критические замечания . Том. 3. Нэшвилл, Теннесси: Abingdon Press. п. 1045.
- ^ Джеймисон, преподобный Роберт; Фоссе, преподобный А.Р.; Браун, преподобный Дэвид. Комментарий, критика и пояснение всей Библии . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Zondervan. п. 591.
- ^ Баркер, Кеннет Л.; Коленбергер, Джон (1994). Библейский комментарий NIV . Том. 2. п. 1209.
Источники
[ редактировать ]- Боттеро, Жан (2001). Религия в Древней Месопотамии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226067179 .
- Боттеро, Жан (2001b). Повседневная жизнь в Древней Месопотамии . Издательство Университета Джин Хопкинса. ISBN 978-0801868641 .
- Чавалас, Марк В. (2003). Месопотамия и Библия . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 978-0-567-08231-2 .
- Дэвис, Оуэн (2009). Гримуары: История магических книг . Издательство Оксфордского университета.
- Мури, Питер Роджер Стюарт (1991). Век библейской археологии . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25392-9 .
- Шнайдер, Тамми (2011). Введение в древнюю месопотамскую религию . Эрдманс.
- Ринггрен, Хельмер (1974). Религии Древнего Ближнего Востока . Вестминстер Пресс.
- Мидор, Бетти Де Шонг (2000). Инанна, Госпожа самого большого сердца . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-75242-9 .