Канал Нахраван
Канал Нахраван Ираке ( араб . قناة النهروان ) был главной ирригационной системой Сасанидского и раннего исламского периодов в центральном , вдоль восточных берегов Тигра и нижнего течения реки Дияла . Созданный в VI веке, своего расцвета он достиг при Аббасидском халифате , когда служил основным источником водоснабжения аббасидской столицы Багдада , а орошаемые им районы служили главной житницей города. Его разрушение и постепенное запустение, начиная с середины 10 века, отражают упадок Аббасидского халифата.
История
[ редактировать ]Первые ирригационные работы на реке Дияла были проведены еще во времена парфян . Действительно, возможно, что нижняя часть канала Нахраван изначально была нижним течением Диялы. [ 1 ] Однако крупномасштабная система каналов раннего средневековья была создана во время правления сасанидского правителя Хосрова I ( годы правления 531–579 ), который также основал ее как отдельный административный район ( Базиджан Хосров ). Вероятно, здесь располагались сокровищница и монетный двор. [ 1 ]
В ранние исламские времена город Джиср ан-Нахраван посреди канала был местом битвы при Нахраване 17 июля 658 года между халифом Рашидун Али и хариджитами под предводительством Абдаллаха ибн Вахба. [ 1 ] При ранних халифатах , и особенно при Аббасидах, которые сделали близлежащий Багдад своей столицей, сеть каналов ремонтировалась и расширялась, достигнув своего пика в IX и начале X веков. Во времена Аббасидов регион был разделен на три налоговых округа: Верхний, Средний и Нижний Нахраван. [ 1 ]
Канал был прорван в 937/8 году, во время восстания Байкама против Ибн Раика ; последний пытался помешать продвижению Байкама из Васита в Багдад, затопив регион между ними. Этот шаг практически не помешал Байкаму, но позволил разрушить сельское хозяйство региона, которое до сих пор было житницей столицы Аббасидов. [ 1 ] [ 2 ] Как пишет Хью Н. Кеннеди , «прорыв канала Нахраван был просто наиболее драматичным примером широко распространенного явления того времени; и он был символом конца власти Аббасидов, точно так же, как прорыв Марибской плотины был символом конца власти Аббасидов. конец процветания доисламской Южной Аравии ». [ 2 ] Нижний и средний Нахраван были полностью заброшены почти на 14 лет, пока буиды под командованием Муизза ад-Давлы не восстановили канал. Тем не менее, после этого сеть каналов продолжала приходить в упадок. Еще в 1140 году сельджукский правитель Бихруз пытался восстановить его, но, по словам ученого XIII века Якута аль-Хамави , распри среди сельджуков снова привели к пренебрежению каналом, а использование его в качестве дороги их войсками усугублялось. разрушение сети. Ко времени Якута сеть каналов в значительной степени заилилась, а сельская местность вдоль них была заброшена. [ 1 ] [ 3 ]
Контур
[ редактировать ]В средние века главный канал был разделен на три части, подробно описанные аль-Хамави в его «Муджам аль-Булдан» . Первоначальный питающий канал, черпавший воду из Тигра в Дур-эль-Арабае недалеко от Самарры и несущий ее в Диялу в Бакубе, назывался аль-катул аль-кисрави («Разрез Хосрова»). На своем пути к нему присоединялись три меньших канала, взятые из Тигра: Яхуди («Евреев»), аль-Мамуни, названный в честь халифа аль-Мамуна ( годы правления 813–833 ), и самый крупный из трех, Абу аль-Джунд («отец армии»), построенный при Харуне ар-Рашиде ( годы правления 786–809 ). [ 4 ]
Примерно в 20 км к югу от притока реки Абу-эль-Джунд находился город Салва или Баб-Сальва (Басальва), а чуть дальше — город Бакуба , столица округа Верхний Нахраван, примерно в 50 км к северу. к северо-востоку от Багдада. Оттуда главный канал, ныне известный как Тамарра, поворачивал на юг к городам Баджисра (первоначально Байт аль-Джиср , «дом-мост») и, наконец, Джиср ан-Нахраван, откуда он был известен как собственно Нахраван. От Баджисры канал Нахр аль-Халис соединял главный канал с Тигром в Барадане и снабжал водой восточные пригороды Багдада, а другой, Нахр Бин, соединял Джиср ан-Нахраван с Калвадой к югу от Багдада. К югу от Джиср ан-Нахравана находился еще один канал, канал Дияла — нынешнее русло одноименной реки, — который впадал в Тигр примерно в 5 км к югу от Багдада. [ 5 ] Сам Джиср ан-Нахраван был богатым местом, так как здесь дорога Хорасан, соединяющая Багдад со Средней Азией через канал пересекала . Сохранившиеся описания свидетельствуют о том, что он был расширен по обе стороны канала, каждый со своими мечетями, рынками и приютами для путешественников и паломников. Он был заброшен в 14 веке, поскольку дорога в Хорасан повернула на север, через Бакубу. [ 6 ]
Ниже Джиср ан-Нахравана находилась большая плотина сасанидской эпохи ( Шадурван ), за ней следовали города Джиср Буран/Пуран (названные в честь жены аль-Мамуна), Ярзатия, Абарта, еще одна плотина и город Искаф Бани. Джунайд , разделенный каналом на верхний и нижний города. [ 1 ] [ 7 ] От Искафа канал протянулся еще на 100 км среди густо возделанного ландшафта и снова соединился с Тигром в Мадхарае, недалеко от современного Кута . [ 1 ] [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мороний 1993 , стр. 912–913.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004 , с. 197.
- ^ Странный 1905 , стр. 59–60.
- ^ Странный 1905 , стр. 57–58.
- ^ Странный 1905 , с. 58.
- ^ Странный 1905 , с. 61.
- ^ Странный 1905 , с. 59.
- ^ Странный 1905 , с. 60.
Источники
[ редактировать ]- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Ле Стрэндж, Гай (1905). Земли Восточного Халифата: Месопотамия, Персия и Средняя Азия, от мусульманского завоевания до времен Тимура . Нью-Йорк: Barnes & Noble, Inc. OCLC 1044046 .
- Морони, Майкл Г. (1993). «ан-Нахраван» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 912–913. ISBN 978-90-04-09419-2 .