Харун ар-Рашид
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2016 г. ) |
Харун ар-Рашид Харун Аль-Рашид | |||||
---|---|---|---|---|---|
Халиф | |||||
Пятый халиф Аббасидского халифата | |||||
Царствование | 14 сентября 786 г. - 24 марта 809 г. | ||||
Предшественник | Аль-Хади | ||||
Преемник | Аль-Амин | ||||
Рожденный | 17 марта 763 г. или февраля 766 г. Рэй , Джибал , Аббасидский халифат | ||||
Умер | 24 марта 809 г. Тус , Хорасан , Аббасидский халифат | (43 года) ||||
Похороны | Могила Харуна ар-Рашида в мечети Имама Резы , Мешхед , Иран | ||||
Супруги | Список | ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Династия | Аббасид | ||||
Отец | Аль-Махди | ||||
Мать | Аль-Хайзуран | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Абу Джафар Харун ибн Мухаммад ар-Рашид ( арабский : أَبُو جَعْفَر هَارُون ٱبْنِ مُحَمَّد ٱلْمَهْدِيّ , латинизированный : Абу Джафар Харун ибн Мухаммад аль-Махди ), или просто Харун ибн аль-Махди (араб. هَارُون ٱبْنِ ٱلْمَهْدِيّ ; ок. 763 или 766 — 24 марта 809), известный как Харун ар-Рашид (араб. هَارُون ٱلرَّشِيد , латинизированный: Харун ар-Рашид ), был пятым аббасидским халифом Аббасидского халифата , правившим с сентября 786 года до своей смерти в марте. 809. Его Царствование традиционно считается началом Золотого века ислама . Его эпитет ар-Рашид переводится как «Православный», «Справедливый», «Правильный» или «Праведный».
Харун основал легендарную библиотеку Байт аль-Хикма («Дом мудрости») в Багдаде на территории современного Ирака , и во время его правления Багдад начал процветать как мировой центр знаний, культуры и торговли. [1] Во время его правления род Бармакидов , сыгравший решающую роль в создании Аббасидского халифата, постепенно приходил в упадок. В 796 году он перенес свой двор и правительство в Ракку на территории современной Сирии . Внутри страны Харун проводил политику, аналогичную политике его отца Аль-Махди . Он освободил многих Омейядов и Алидов, которых его брат Аль-Хади заключил в тюрьму, и объявил амнистию всем политическим группам курайшитов . [2] Вспыхнули масштабные военные действия с Византией , и при его правлении империя Аббасидов достигла своего расцвета. [3]
миссия В 799 году франкская прибыла, чтобы предложить Харуну дружбу. Харун отправил эмиссарам, возвращающимся ко двору Карла Великого , различные подарки, в том числе часы, которые Карл Великий и его свита сочли заклинанием из-за издаваемых ими звуков и трюков, которые они производили. отображается каждый раз, когда тикает час. [4] [5] [6] Действие частей вымышленного произведения «Тысяча и одна ночь» происходит при дворе Харуна, а в некоторых из его историй участвует сам Харун. [7] Жизнь и суд Харуна были предметом множества других историй, как реальных, так и вымышленных.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Харун родился в Рее , в то время входившем в состав Джибала в халифате Аббасидов, в современной провинции Тегеран , Иран . Он был сыном аль-Махди , третьего халифа Аббасидов (годы правления 775–786), и его жены аль-Хайзуран , женщины сильной и независимой личности, которая сильно и решительно влияла на государственные дела в период правления ее муж и сыновья. В детстве Харун изучал историю, географию, риторику, музыку, поэзию и экономику. Однако большая часть его времени была посвящена изучению хадисов и Корана. Кроме того, как будущий моджахед, он прошел углубленное физическое воспитание и в результате упражнялся в фехтовании, стрельбе из лука, освоил военное искусство. [8] Дата его рождения обсуждается: различные источники указывают даты от 763 до 766 года. [9]
Прежде чем стать халифом, в 780 году и снова в 782 году, Харун уже номинально возглавлял кампании против традиционного врага халифата, Восточной Римской империи , которой управляла императрица Ирина . Последняя экспедиция была грандиозным предприятием и достигла даже азиатских пригородов Константинополя . По словам мусульманского летописца Аль-Табари , византийцы потеряли десятки тысяч солдат, а Харун нанял 20 000 мулов, чтобы отвезти богатства обратно. По его возвращению в царство Аббасидов стоимость меча упала до одного дирхама, а цена лошади - до одного золотого византийского динара. [10]
Набеги Харуна на византийцев повысили его политический имидж, и по возвращении ему дали лакаб «ар-Рашид», что означает «Праведный путь». Его повысили до наследного принца и возложили на него ответственность за управление западными территориями империи, от Сирии до Азербайджана . [11]
После смерти отца в 785 году халифом стал брат Харуна аль-Хади . Однако правление аль-Хади было недолгим: год и два месяца. Аль-Хади поссорился с их матерью из-за ее большого влияния в суде. Историк аль-Табари отмечает различные версии смерти аль-Хади, например, язву брюшной полости или убийство, спровоцированное его собственной матерью.
Халифат
[ редактировать ]В ночь смерти аль-Хади аль-Хайзуран быстро освободил Яхью Бармакида из тюрьмы и приказал ему выплатить зарплату армии, разослать губернаторам письма с присягой на верность ар-Рашиду и подготовить его в качестве халифа. Они вызвали командующих армией Хартаму ибн Аяна и Хузайму ибн Хазима и попросили их присягнуть Харуну как халифу. Сообщается, что Хузайма собрал и вооружил 5000 своих последователей, вытащил Джафара ибн аль-Хади из его постели и заставил его публично отказаться от своих притязаний в пользу Харуна. Харун стал халифом в 786 году, когда ему было чуть больше двадцати. В то время он был высоким, красивым, стройным, но крепкого телосложения, с волнистыми волосами и оливковой кожей. [12] В день воцарения у него сын аль-Мамун родился , а некоторое время спустя аль-Амин : последний был сыном Зубайды , внучки аль-Мансура (основателя города Багдада); поэтому он взял верх над первым, мать которого была персидкой. После своего вступления на престол Харун возглавил пятничную молитву Багдада в Великой мечети , а затем публично восседал, пока официальные лица и миряне выстраивались в очередь, чтобы присягнуть на верность и заявить о своем счастье в связи с его восхождением к Амиру аль-Муминину . [13] Он начал свое правление с назначения очень способных министров, которые так хорошо выполняли работу правительства, что значительно улучшили положение народа. [14]
При правлении Харуна ар-Рашида Багдад превратился в самый великолепный город своего времени. финансируемую халифом . Многие правители платили дань архитектуре , искусству и придворной роскоши, [ нужна ссылка ]
В 796 году Харун перенес весь двор в Ракку на среднем Евфрате , где он провел 12 лет, большую часть своего правления. Он назначил ханафитского юриста Мухаммада аль-Шайбани кади . (судьей), но уволил его в 803 году. Он посетил Багдад только один раз На решение переехать в Ракку могло повлиять несколько причин: близость к византийской границе, отличные пути сообщения через Евфрат в Багдад, через реку Балих на север и через Пальмиру в Дамаск, богатые сельскохозяйственные угодья и стратегическое преимущество. против любого восстания, которое может возникнуть в Сирии и районе среднего Евфрата. Абу аль-Фарадж аль-Исфахани в своей антологии стихов описывает великолепную жизнь при своем дворе. В Ракке Бармакиды управляли судьбой империи, и там выросли оба наследника — аль-Амин и аль-Мамун. В какой-то момент королевский двор снова переехал в Аль-Рай , столицу Хорасана известный филолог и лидер куфанской школы . Аль-Кисаи , где халифа со своим окружением сопровождал Говорят, что когда аль-Кисаи заболел в Аль-Рае, Харун навещал его ежедневно. Кажется, аль-Шайбани и аль-Кисаи умерли там в один и тот же день в 804 году.
В управлении всей империей он опирался на своего наставника и давнего соратника Яхью бин Халида бин Бармака. Рашид назначил его своим визирем с полными исполнительными полномочиями, и в течение семнадцати лет Яхья и его сыновья верно служили Рашиду, выполняя любое поручение, которое он им поручил. [15]
Харун совершил паломничество в Мекку на верблюде (2820 км или 1750 миль от Багдада) несколько раз, например, в 793, 795, 797, 802 годах и последний раз в 803 году. Табари завершает свой отчет о правлении Харуна такими словами: «Говорили, что Когда Харун ар-Рашид умер, в государственной казне было девятьсот миллионов с лишним (дирхамов)». [16]
Согласно шиитскому верованию, Харун заключил в тюрьму и отравил Мусу ибн Джафара, седьмого имама, в Багдаде. [ нужна ссылка ]
При ар-Рашиде в каждом городе были свои правоохранительные органы, которые, помимо поддержания порядка, должны были проверять общественные рынки, чтобы, например, убедиться в использовании надлежащих весов и мер; обеспечить погашение долгов; и пресечь незаконную деятельность, такую как азартные игры, ростовщичество и продажу алкоголя. [17]
Харун был великим покровителем искусства и образования и наиболее известен непревзойденным великолепием своего двора и образа жизни. Некоторые из рассказов, возможно, самые ранние из «Тысячи и одной ночи», были вдохновлены блестящим двором Багдада. Персонаж король Шахрияр (чья жена Шахерезада рассказывает эти истории), возможно, был основан на самом Харуне. [18]
Советники
[ редактировать ]Харун находился под влиянием воли своей могущественной матери в управлении империей до ее смерти в 789 году; Когда он стал халифом, Харун предоставил ей (Хайзурану) свободу действий и временами сдерживал свои собственные желания из уважения к выраженным ею желаниям, а Хайзуран действовал как надзиратель за делами, а Яхья подчинялся ей и действовал по ее советам. . Его визирь (главный министр) Яхья Бармакид , сыновья Яхьи (особенно Джафар ибн Яхья ) и другие Бармакиды в целом контролировали администрацию. Положение персов при халифском дворе Аббасидов достигло своего пика во время правления ар-Рашида. [19]
Бармакиды — иранская семья (из Балха ), восходящая к Бармаку , потомственному буддийскому священнику Нава Вихара , который обратился после исламского завоевания Балха и стал очень могущественным при аль-Махди. Яхья помог Харуну получить халифат, и он и его сыновья пользовались большой популярностью до 798 года, когда халиф бросил их в тюрьму и конфисковал их землю. Мухаммад ибн Джарир ат-Табари датирует это событие 803 годом и перечисляет различные его причины: Яхья вошел в присутствие халифа без разрешения; Оппозиция Яхьи Мухаммаду ибн аль Лайту, который позже завоевал благосклонность Харуна; и освобождение Джафаром Яхьи ибн Абдаллаха ибн Хасана, которого Харун заключил в тюрьму. [ нужна ссылка ]
Падение Бармакидов гораздо более вероятно из-за их поведения, которое Харун счел неуважительным (например, вход в его суд без предупреждения) и принятия решений в государственных вопросах, не посоветовавшись предварительно с ним. [ нужна ссылка ] Аль-Фадл ибн ар-Раби сменил Яхью Бармакида на посту главного министра Харуна. [ нужна ссылка ]
Дипломатия
[ редактировать ]И Эйнхард , и Ноткер Заика относятся к посланникам, путешествующим между дворами Гаруна и Карла Великого , короля франков , и вступающим в дружеские дискуссии о доступе христиан к святым местам и обмене подарками. Ноткер упоминает, что Карл Великий послал Гаруну испанских лошадей, красочные фризские плащи и впечатляющих охотничьих собак. В 802 году Харун послал Карлу Великому подарок, состоящий из шелка , медных канделябров , духов , бальзама , шахматных фигур из слоновой кости , огромной палатки с разноцветными занавесками, слона по имени Абул-Аббас и водяных часов , которые отмечали часы, бросая бронзовые шары в воду. Чаша, как механические рыцари – по одному на каждый час – выходила из маленьких дверей, которые закрывались за ними. Подарки были беспрецедентными в Западной Европе и, возможно, повлияли на Каролингов . искусство [20] Этот обмен посольствами произошел из-за того, что Харун, как и Карл Великий, был заинтересован в подчинении омейядских эмиров Кордовы . Кроме того, общая вражда к византийцам сблизила Харуна с современным Карлом Великим. [ нужна ссылка ]
Когда в 802 году византийская императрица Ирина была свергнута, Никифор I стал императором и отказался платить дань Харуну, заявив, что Ирина должна была получать дань все время. Новость об этом разгневала Харуна, который написал сообщение на обороте письма византийского императора и сказал: «Во имя Бога милостивого, от Амира аль-Муминина Харуна ар-Рашида, командующего правоверными, Никифору. римская собака, ты не услышишь, ты увидишь мой ответ». После походов в Малую Азию Никифор был вынужден заключить договор на унизительных условиях. [21] [22] По словам доктора Ахмада Мухтара аль-Абади, именно из-за особенно жестокой второй кампании возмездия против Никифора византийцы практически прекратили любые попытки снова разжечь какой-либо конфликт против Аббасидов до прихода к власти Аль-Мамуна . [23] [24]
Союз с китайской династией Тан был заключен Ар-Рашидом после того, как он отправил посольства в Китай. [25] [26] его называли «А-лунь» В китайских Танских летописях . [27] Альянс был направлен против тибетцев . [28] [29] [30] [31] [32]
Когда дипломаты и посланники посещали Харуна в его дворце, его скрывали за занавеской. Ни один посетитель или проситель не мог говорить первым, перебивать или выступать против халифа. Ожидалось, что они будут уделять халифу все свое внимание и тщательно просчитывать свои действия. [33]
Восстания
[ редактировать ]Благодаря сказкам « Тысячи и одной ночи » Харун ар-Рашид превратился в легендарную фигуру, скрывающую его истинную историческую личность. Фактически его правление положило начало политическому распаду халифата Аббасидов. Сирия была населена племенами, симпатизировавшими Омейядам, и оставалась заклятым врагом Аббасидов, в то время как Египет стал свидетелем восстаний против Аббасидов из-за плохого управления и произвольного налогообложения. Омейяды были основаны в Испании в 755 году, Идрисиды в Марокко в 788 году, Аглабиды в Ифрикии (современный Тунис) в 800 году. Систан. также вспыхнули восстания В Хорасане , и ар-Рашид провел множество кампаний против византийцев. [ нужна ссылка ]
Ар-Рашид назначил Али бин Ису бин Махана губернатором Хорасана, который пытался подчинить себе принцев и вождей региона и вернуть им полную власть центрального правительства. Эта новая политика встретила ожесточенное сопротивление и спровоцировала многочисленные восстания в регионе. [ нужна ссылка ]
Семья
[ редактировать ]Первой женой Харуна была Зубайда . Она была дочерью его дяди по отцовской линии Джафара и тети по материнской линии Сальсал, сестры Аль-Хайзурана . [34] Они поженились в 781–782 годах в резиденции Мухаммеда бин Сулеймана в Багдаде. У нее был сын, халиф Аль-Амин . [35] Она умерла в 831 году. [36] Другой его женой была Азиза, дочь Гитрифа, брата Аль-Хайзурана. [37] Ранее она была замужем за Сулейманом ибн Аби Джафаром , который с ней развелся. [36] Другим был Гадир, также известный как Амат-аль-Азиз, который раньше был наложницей своего брата аль-Хади. [37] У нее был сын Али. [35] Она умерла в 789 году. [37] Другой женой была Умм Мухаммад , дочь Салиха аль-Мискина и Умм Абдуллы, дочери Исы бин Али. Они поженились в ноябре – декабре 803 года в Эр-Ракке. Раньше она была замужем за Ибрагимом ибн аль-Махди , который отверг ее. [36] Другой женой, женившейся примерно в том же году, была Аббаса , дочь Сулеймана ибн Аби Джафара . [36] Другой женой была Джурашия аль-Усмания. Она была дочерью Абдуллы бин Мухаммада и происходила от Усмана , третьего халифа Рашидунов . [36]
Первой известной наложницей Харуна была Хайлана. Она была рабыней Яхьи ибн Халида , Бармакида. Именно она умоляла его, пока он был еще принцем, увести ее от престарелого Яхьи. Затем Харун подошел к Яхье, который подарил ему девушку. Она умерла три года спустя [38] в 789–90, [39] и Харун глубоко оплакивал ее. [38] Другой наложницей была Дананир . Она была бармакидкой и раньше была рабыней Яхьи ибн Халида. Она получила образование в Медине и изучала инструментальную и вокальную музыку. [40] Другой наложницей была Марахиль . Она была персидкой и происходила из далеких Бадхаги в Персии. Она была одной из десяти служанок, представленных Харуну. Она родила Абдуллу (будущего халифа Аль-Мамуна ) в ночь восшествия Харуна на престол, в сентябре 786 года, при рождении которого и умерла. Затем ее сына усыновила Зубайда. [35] Другой наложницей была Касиф, мать Аль-Касима . Он был вторым сыном Харуна, рожденным от матери-наложницы. У Харуна также родилась старшая дочь Сукайна. [41]
Другой наложницей была Марида . Ее отцом был Шабиб. [42] Она была согдийкой и родилась в Куфе. Она была одной из десяти служанок, подаренных Харуну Зубайдой. У нее было пятеро детей. Это были Абу Исхак (будущий халиф аль-Мутасим ), Абу Исмаил, Умм Хабиб и двое других, имена которых неизвестны. Она была любимой наложницей Харуна. [43] Другими любимыми наложницами были Дхат аль-Хал, Сихр и Дия. Дия умерла, к большому огорчению Харуна. [44] Дхат аль-Хал, также известный как Хубт [45] и Кхун, [46] был певцом и принадлежал работорговцу, который сам был вольноотпущенником Аббасы, сестры Ар-Рашида. Она понравилась Ибрагиму аль-Маусили, чьи восхваляющие ее песни вскоре привлекли внимание Харуна, который купил ее за огромную сумму в 70 000 динаров. [47] Она была матерью сына Харуна, Абу аль-Аббаса Мухаммеда. [45] [47] Сихр была матерью дочери Харуна Хадиджи. [47] и Кариб. [48] Другой наложницей была Инан . Ее отцом был Абдулла. [49] Она родилась и выросла в Ямаме в центральной Аравии. Она была певицей и поэтессой и была рабыней Абу Халида ан-Натифи. [50] Она родила Харуну двух сыновей, оба из которых умерли молодыми. Она сопровождала его в Хорасан, где он, и вскоре после этого умерла. [51]
Другой наложницей была Гадид, также известная как Мусаффа, и она была матерью дочерей Харуна, Хамдуны. [52] и Фатима. [48] Она была его любимой наложницей. [52] Хамдуна и Фатима вышли замуж за сыновей Аль-Хади, Исмаила и Джафара соответственно. [53] Другой наложницей была Шикл. Она была матерью Абу Али. [54] Ее купил Ар-Рашид вместе с другой девушкой по имени Шадр. [55] также известный как Суккар. [45] Когда Шадр забеременела и у нее родился ребенок по имени Умм Авиха, [54] Шикл завидовал ей. Эта ревность обострилась до такой степени, что о ней стало широко известно. Позже Шикл сама забеременела и родила Абу Али. Несмотря на смерть обеих матерей, враждебность между Абу Али и Умм Абихой сохранялась. [55] Другой наложницей была Хилана. Раньше она была наложницей его брата аль-Хади. [56]
Другой наложницей Харуна была пленная дочь греческого священнослужителя Гераклеи, приобретенная после падения этого города в 806 году. Зубайда еще раз подарила ему одну из своих личных служанок, которая пришлась ему по душе. Сводный брат Харуна, будучи правителем Египта с 795 по 797 год, также прислал ему египетскую служанку, которая сразу же завоевала его расположение. [57] Другими наложницами были: Рим, мать Салиха; Ирба, мать Абу Исы Мухаммеда; Сахра, мать Абу Якуба Мухаммеда; Рава, мать Абу Сулеймана Мухаммеда; Давадж, мать Абу Али Мухаммеда; Китман, мать Абу Ахмада Мухаммеда; Хулаб, мать Арвы; Ираба, мать Умм аль-Хасана; Рахик, мать Умм Саламы; Хзк, мать Умм аль-Касима; Хали, мать Умм Джафар Рамлы; Аник, мать Умм Али; Самандал, мать Умм аль-Галии; Зина, мать Райты; [58] Каина; [59] Шаджв. [46]
Анекдоты
[ редактировать ]Множество анекдотов связано с личностью Харуна ар-Рашида в течение столетий после его правления. Саади Ширазский вставил несколько из них в свой Гулистан .
Аль-Масуди ряд интересных анекдотов, приводит в «Золотых лугах» раскрывающих характер халифа. Например, он вспоминает радость Харуна, когда его лошадь пришла первой, а следом за ней шла лошадь аль-Мамуна на скачках, которые Харун проводил в Ракке. Аль-Масуди рассказывает историю о том, как Харун поставил перед своими поэтами сложную задачу. Когда другие не смогли угодить ему, Мискин из Медины преуспел великолепно. Затем поэт начал трогательный рассказ о том, сколько ему стоило выучить эту песню. Харун засмеялся и сказал, что не знает, что интереснее: песня или история. Он наградил поэта. [60]
Существует также история о том, как Харун просил Исхака ибн Ибрагима продолжать петь. Музыкант делал это до тех пор, пока халиф не заснул. Затем, как ни странно, появился красивый молодой человек, выхватил у музыканта лютню, спел очень трогательную пьесу (цитирует ее аль-Масуди) и ушел. Проснувшись и узнав об этом, Харун сказал, что Исхака ибн Ибрагима посетило сверхъестественное.
Говорят, что незадолго до своей смерти Харун читал несколько строк Абу аль-Атахии о преходящей природе власти и удовольствий этого мира - анекдот, относящийся и к другим халифам.
Каждое утро Харун отдавал на благотворительность тысячу дирхамов и совершал сто простираний в день. [16] Харун, как известно, смотрел на дождевые облака в небе и говорил: «Дождь где хочешь, но я получу земельный налог!» [61]
Харун боялся за свою душу в загробной жизни. Сообщалось, что он быстро плакал, когда думал о Боге и читал стихи о краткости жизни. [62]
Вскоре после того, как он стал халифом, Харун попросил своего слугу привести к нему Ибн аль-Саммака, известного ученого, чтобы получить от него мудрость. Харун спросил аль-Саммака, что он хотел бы ему сказать. Аль-Саммак ответил: «Я бы хотел, чтобы ты всегда помнил, что однажды ты останешься один перед своим Богом. Тогда ты будешь отправлен либо в Рай, либо в Ад». Это было слишком резко, по мнению Харуна, и он явно был встревожен. Его слуга закричал в знак протеста, что Князь Правоверных обязательно попадет на небеса после того, как справедливо будет править на земле. Однако аль-Саммак проигнорировал прерывание, посмотрел прямо в глаза Харуну и сказал, что «у вас не будет этого человека, который мог бы защитить вас в тот день». [62]
Чиновник Маан ибн Зайда впал в немилость Харуна. Когда Харун увидел его в суде, он сказал, что «ты постарел». Пожилой мужчина ответил: «Да, о повелитель правоверных, служащих тебе». Харун ответил: «Но у тебя еще осталось немного энергии». Старик ответил: «То, что у меня есть, ты можешь распоряжаться по своему усмотрению... и я смел противостоять твоим врагам». Харун остался доволен этой встречей и назначил губернатором Басры на последние годы своей жизни. [63]
Во время хаджа он раздавал большие суммы денег жителям Мекки и Медины, а также бедным паломникам в пути. Он всегда брал с собой несколько подвижников, а всякий раз, когда не мог отправиться в паломничество, посылал за свой счет сановников и триста священнослужителей. [64]
Однажды Харун был в гостях у сановника, когда его ударила его прекрасная рабыня. Харун попросил мужчину отдать ее ему. Мужчина согласился, но был явно обеспокоен потерей. После этого Харун пожалел о содеянном и вернул ее. [65]
Харун был отличным наездником, любил охоту (с салюки, соколами и ястребами) и любил военные упражнения, такие как атака манекенов своим мечом. Харун также был первым халифом Аббасидов, который играл в шахматы и пропагандировал их. [66]
Харун пожелал рабыню, принадлежавшую чиновнику по имени Иса, который отказался отдать ее Харуну, несмотря на угрозы. Иса объяснил, что он поклялся (во время полового акта), что если он когда-нибудь отдаст или продаст ее, то разведется со своей женой, освободит своих рабов и отдаст все свое имущество нищим. Юсуф, судья и советник Харуна, был призван выступить в качестве арбитра и найти законный способ для Исы сохранить свое имущество, даже если Харун уйдет с девушкой. Юсуф решил, что если Иса отдал половину девушки Харуну, а другую половину продал ему, то нельзя было сказать, что Иса либо отдал ее, либо продал, сдержав свое обещание. [67]
У Харуна была беспокойная душа, и он, предположительно, был склонен гулять по улицам Багдада по ночам. Иногда Джафар ибн Яхья его сопровождал . Ночные поездки, вероятно, были вызваны искренней и сочувственной заботой о благополучии его народа, поскольку говорят, что он старался облегчить любые их испытания и заботиться об их нуждах. [63]
Смерть
[ редактировать ]крупное восстание под предводительством Рафи ибн аль-Лайса началось В Самарканде , которое вынудило Харуна ар-Рашида переехать в Хорасан . Сначала он сместил и арестовал Али бин Ису бин Махана, но восстание продолжалось беспрепятственно. (Харун уволил Али и заменил его Хартамой ибн Аяном , а в 808 году двинулся на восток, чтобы разобраться с мятежником Рафи ибн аль-Лайсом , но умер в марте 809 года в Тусе ). [68] [69] Харун ар-Рашид заболел и умер вскоре после того, как достиг деревни Санабад в Тусе и был похоронен в Дар аль-Имаре , летнем дворце Хумейда ибн Кахтабы , аббасидского губернатора Хорасана. В связи с этим историческим событием Дар аль-Имара стал известен как Мавзолей Харунии . Позже это место стало известно как Мешхед («Место мученичества») из-за мученической смерти имама ар-Ридхи в 818 году. Харун ар-Рашид и его первый наследник , принц аль-Амин (Аль-Амин был назначен первым наследником, Аль-Амином). -Мамун был вторым наследником, а Аль-Касим был третьим наследником .) После смерти Харуна в 809 году его преемником стал Аль-Амин .
Наследие
[ редактировать ]Аль-Рашид стал видной фигурой в исламской и арабской культуре , его называют одним из самых известных арабов в истории. Все халифы Аббасидов после него были его потомками.
О своем вступлении на престол известный поэт и музыкант аль-Маусили сказал:
Разве ты не видел, как солнце вышло из укрытия при воцарении Харуна и залило мир светом? [70]
О его правлении известный арабский историк Аль-Масуди сказал:
Великолепие и богатство его правления, его процветание были настолько велики, что этот период был назван «Медовым месяцем». [71]
Ар-Рашид стал прародителем последующих халифов Аббасидов. Ар-Рашид назначил своего сына Мухаммада аль-Амина своим первым наследником. У Мухаммеда был старший сводный брат Абдаллах, будущий аль-Мамун ( годы правления 813–833 ), родившийся в сентябре 786 года (на шесть месяцев старше его). Однако мать Абдаллы была персидской наложницей, а его чистое происхождение Аббасидов давало Мухаммаду преимущество перед его сводным братом. [72] [73] Действительно, он был единственным халифом Аббасидов, заявившим о таком происхождении. [73] Уже в 792 году Харун заставил Мухаммеда принять присягу на верность ( байат ) с именем аль-Амин («Надежный»), что фактически обозначило его как своего главного наследника, в то время как Абдаллах не был назван вторым наследником согласно имя аль-Мамун («Доверенный») до 799 года. [72] [73] и его третий сын Касим был назначен третьим наследником , однако он так и не стал халифом.Среди его сыновей аль-Амин стал халифом после его смерти в 809 году. Аль-Амин правил с 809 по 813 год, пока не разразилась гражданская война между ним и его братом Абдаллахом аль-Мамуном (правителем Хорасана). Причиной войны стало то, что халиф аль-Амин пытался сместить аль-Мамуна как своего наследника. Аль-Мамун стал халифом в 813 году и правил халифатом в течение двух десятилетий до 833 года. Ему наследовал другой сын Харуна Абу Исхак Мухаммад (более известный как Аль-Мутасим ), его матерью была Марида , наложница. [74] [75]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Харун ар-Рашид, изображенный в « Тысячи и одной ночи».
- Эскизный рисунок Харуна ар-Рашида поэта и художника Халила Джебрана (1883–1931).
- Харун ар-Рашид из книги «Китаб хизанат аль-айям фи тараджим аль-изам», впервые опубликованной в Нью-Йорке в 1899 году.
- Эскиз Харуна ар-Рашида из книги под названием Сайр Мулхима: Мин аль-Шарк ва-аль-Гарб , впервые переведенной на арабский язык и опубликованной в Египте в 1381 году хиджры / 1961 году.
- Харун ар-Рашид, изображенный в книге Харун ар-Рашид (1951).
- В Синобу Отаки бывшего «Маги: Лабиринт магии» короля Бальбадда зовут Рашид Салуджа. В спин-оффе «Приключения Синдбада » псевдоним Рашида — Харун.
- Генри Уодсворт Лонгфелло написал короткое стихотворение под названием «Гарун Аль Рашид».
- О. Генри использует этого персонажа в своем рассказе «Халиф и хам». Тема рассказа - «перевернуть ситуацию с Гаруном аль-Рашидом».
- Альфред Теннисон в юности написал стихотворение под названием « Воспоминания об арабских ночах ». Каждая строфа (кроме последней) заканчивается словами «доброго Гаруна Альрашида».
- Харун ар-Рашид был главной фигурой и персонажем нескольких рассказов в некоторых из самых старых версий « Тысячи и одной ночи» .
- В индийском телесериале «Алиф Лайла» (1993–1997), экранизации «Тысячи и одной ночи» , представлены несколько сказок с участием халифа из классического сборника рассказов. [76]
- Харун ар-Рашид фигурирует в романе Джеймса Джойса « Улисс» , во сне Стивена Дедала , одного из главных героев. Попытки Стивена вспомнить этот сон продолжаются на протяжении всего романа, достигая кульминации в пятнадцатом эпизоде романа, в котором некоторые персонажи также принимают облик Харуна.
- Харун ар-Рашид прославляется в стихотворении У. Б. Йейтса 1923 года «Дар Харуна ар-Рашида». [77] [78]
- История одного из странствий Харуна является кульминацией повествовательной игры названий в конце романа Кальвино Итало «Если зимней ночью путешественник» (1979). В рассказе Кальвино Харун бродит по ночам только для того, чтобы быть втянутым в заговор, в котором он выбран для убийства халифа Харун-ар-Рашида.
- В Чарльза Диккенса 1842 года путеводителе « Американские заметки для общего распространения » он сравнивает американских сторонников рабства с «халифом Харуном ар-Рашидом в его гневной алой мантии».
- Двумя главными героями романа Салмана Рушди 1990 года «Гарун и море историй» являются Харун и его отец Рашид Халифа.
- В о Стене научно-фантастических романах Аллана Коула и Криса Банча персонаж Вечного Императора в инкогнито использует имя «Е.П. Рашид»; это подтверждается в последней книге серии как отсылка к персонажу из Бертона перевода «Книги тысячи ночей и одной ночи» .
- В фильме «Золотой клинок» (1952) с Роком Хадсоном и Пайпер Лори в главных ролях рассказывается о приключениях Харуна , который с помощью волшебного меча освобождает сказочный Багдад от Джафара, злого узурпатора трона. После того, как он наконец завоевал руку принцессы Хайрузан, она присвоила ему титул Ар-Рашид («Праведник»).
- В комиксе «Песочный человек» рассказывается история (выпуск 50, «Рамадан»), действие которой происходит в мире « Тысячи и одной ночи » с Харуном ар-Рашидом в качестве главного героя. В нем подчеркивается его историческая и мифическая роль, а также его обсуждение преходящей природы власти. Рассказ включен в сборник «Песочный человек: Басни и размышления» .
- Харун Эль Пусса во французском комиксе « Изногуд» представляет собой сатирическую версию Харуна ар-Рашида.
- В «В поисках славы II» султана, усыновившего Героя как своего сына, зовут Харун ар-Рашид. Его часто можно увидеть пророчествующим на улицах Шапира как Поэт Омар.
- Харун ар-Рашид появляется как лидер Аравии в видеоигре Civilization V. [79]
- Будущий президент США Теодор Рузвельт , когда он был комиссаром Департамента полиции Нью-Йорка , в нескольких местных газетах получил прозвище «Гарун-аль-Рузвельт».
- В «Мастере и Маргарите » писателя Михаила Булгакова Харун ар-Рашид упоминается персонажем Коровьевым, в котором он предупреждает швейцара не судить его «по [его] костюму» и ссылается на историю «знаменитого халифа , Харун ар-Рашид».
- В фильме 1924 года «Восковые работы» владелец музея восковых фигур нанимает поэта для написания предыстории трех восковых моделей. Среди этих восковых моделей — Харун ар-Рашид, которого играет Эмиль Дженнингс .
- В романе «Переменная звезда и Роберта Хайнлайна Спайдера Робинсона » 2006 года глава 1 предваряется цитатой из «Воспоминаний об арабских ночах» Альфреда Теннисона относительно «доброго Гаруна Альрашида», актуальность которой становится очевидной в главе 2, когда персонаж рассказывает истории (вероятно, апокрифические и предположительно взятые из Теннисона) о Харуне ар-Рахсиде другому персонажу, чтобы использовать их в качестве аналогии.
- Вторая глава романа Принц Отто « Роберта Льюиса Стивенсона » называется «В которой принц играет Гаруна аль-Рашида».
- У Харуна аль-Рашида есть страница персонажа в видеоигре Crusader Kings II , и можно играть за его потомков из династии Аббасидов .
- Харун ар-Рашид появляется в детском комиксе « Мампато» , в рассказах «Бромизнар де Багдад» и «Абрете Сесамо» чилийского писателя Темо Лобоса . В этой истории ар-Рашид сначала показан ленивым и ленивым, но после ряда приключений он решает взять на себя ведущую роль в борьбе со злым визирем и помочь главному герою Мампато.
- Фрэнк Ллойд Райт спроектировал памятник аль-Рашиду в рамках предложенного им в 1957 году плана обновления города Багдада, Ирак . [80]
- В своей книге «Посредник власти » Роберт Каро сравнивает Нью-Йорка мэра Фиорелло Х. Ла Гуардиа с Харуном аль-Рашидом в том, как каждый из них «бродит по своим владениям». [81]
- Сирийский телесериал «Гарун ар-Рашид» (2018) с Косаем Хаули , Карисом Башаром и Ясиром аль-Масри в главных ролях фокусируется на Харуне и его отношениях с его братом халифом Аль-Хади, которые предшествовали восхождению Харуна на пост Халифата. В нем также основное внимание уделяется его отношениям со старшими сыновьями и назначению Аль-Амина и Аль-Мамуна наследниками.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Аудун Холм, Геометрия: наше культурное наследие , с. 150.
- ^ Гариб, Эдмунд А.; Догерти, Бет (18 марта 2004 г.). Исторический словарь Ирака . Пугало Пресс. ISBN 9780810865686 .
- ^ Гариб, Эдмунд А.; Догерти, Бет (18 марта 2004 г.). Исторический словарь Ирака . Пугало Пресс. ISBN 9780810865686 .
- ^ Андре Клот, Харун ар-Рашид и мир тысячи и одной ночи , с. 97.
- ^ Королевские франкские анналы, DCCCVII.
- ^ Карл Великий: Переводные источники, с. 98.
- ^ Андре Клот, Харун ар-Рашид и мир тысячи и одной ночи .
- ^ Бобрик 2012 , с. 38.
- ^ Ватт, Уильям Монтгомери (20 марта 2022 г.). Харун ар-Рашид . Британская энциклопедия . Проверено 29 апреля 2022 г.
- ^ Бобрик 2012 , с. 25.
- ^ Бобрик 2012 , с. 24.
- ^ Бобрик 2012 , с. 37.
- ^ Бобрик 2012 , с. 36.
- ^ Новые развлечения арабских ночей, Том 3.
- ^ Масуди, Пол Лунде, Кэролайн Стоун, Золотые луга: Аббасиды, с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Бобрик 2012 , с. 42.
- ^ Бобрик 2012 , с. 46.
- ^ «Гарун ар-Рашид, аббасидский халиф, вдохновивший «Тысячу и одну ночь» » . МысльКо . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ Ованнисян, Ричард Г.; Сабах, Жорж (1998). Персидское присутствие в исламском мире . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521591850 .
- ^ Лодовико Антонио Муратори, Джузеппе Каталани (1742), Анналы Италии: с 601 года летной эры до 840 года , Монако, с. 465. Муратори описывает лишь некоторые из этих даров.
- ↑ Дата ас-Сабари 4/668–669.
- ^ Ибн Касир, Аль-Бидайя валь-Нихая, v 13 стр. 650.
- ^ Мухтар аль-Абади, Ахмад (2019). В Аббасидах и истории Андалузии . Библиотека университета Айн . Проверено 28 сентября 2021 г.
- ^ CE, Босворт (1989). История ат-Табари Том. 30: Халифат Аббасидов в равновесии: Халифаты Мусы аль-Хади и Харуна ар-Рашида, 785–809 гг. Н. Э./169–193 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 365. ИСБН 978-0-88706-564-4 . Проверено 28 сентября 2021 г.
- ^ Деннис Бладворт, Чинг Пин Бладворт (2004). Китайский Макиавелли: 3000 лет китайского государственного управления . Издатели транзакций. п. 214. ИСБН 0-7658-0568-5 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Герберт Аллен Джайлз (1926). Конфуцианство и его соперники . Забытые книги. п. 139. ИСБН 1-60680-248-8 . Проверено 14 декабря 2011 г.
- ^ Маршалл Брумхолл (1910). Ислам в Китае: забытая проблема . Лондон: Morgan & Scott, Ltd. стр. 25 , 26 . Проверено 14 декабря 2011 г.
- ^ Баджпай 2002 , с. 15.
- ^ Баджпай 1981 , с. 55.
- ^ Шалиан, Жерар (1970). Кочевые империи: от Монголии до Дуная . Издатели транзакций . Проверено 1 сентября 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Лучано Петех, Исследование хроник Ладакха (Калькутта, 1939), стр. 73–73.
- ^ Лучано Петех, Исследование хроник Ладакха (Калькутта, 1939), стр. 55–85.
- ^ Бобрик 2012 , с. 40.
- ^ Эбботт 1946 , стр. 29–30.
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт 1946 , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б с д и аль-Табари и Босворт 1989 , с. 326.
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт 1946 , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт 1946 , с. 138.
- ^ аль-Саи, Турава и Брей 2017 , стр. 14.
- ^ Эбботт 1946 , стр. 138–39.
- ^ аль-Табари и Босворт 1989 , стр. 327.
- ^ Масуди 2013 , с. 462.
- ^ Эбботт 1946 , стр. 141–42.
- ^ Эбботт 1946 , с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б с аль-Табари и Босворт 1989 , с. 327.
- ^ Перейти обратно: а б Килпатрик, 2023 , стр. 309, 462.
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт 1946 , с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б аль-Табари и Босворт 1989 , с. 328.
- ^ аль-Саи, Турава и Брей 2017 , стр. 8.
- ^ Эбботт 1946 , с. 146.
- ^ Касвелл, Фуад Мэтью (2011). Рабыни Багдада: Киян в эпоху ранних Аббасидов . Издательство Блумсбери. стр. 73–81. ISBN 978-1-78672-959-0 .
- ^ Перейти обратно: а б аль-Саи, Турава и Брей 2017 , стр. 13.
- ^ Эбботт 1946 , стр. 157.
- ^ Перейти обратно: а б Килпатрик, 2023 , стр. 41, 462.
- ^ Перейти обратно: а б Килпатрик 2023 , с. 41.
- ^ Килпатрик 2023 , стр. 309, 449.
- ^ Эбботт 1946 , стр. 149–50.
- ^ аль-Табари и Босворт 1989 , стр. 327–28.
- ^ Масуди 2013 , с. 276.
- ^ Масуди 2013 , с. 94.
- ^ Бобрик 2012 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Бобрик 2012 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Бобрик 2012 , с. 61.
- ^ Бобрик 2012 , с. 42
- ^ Бобрик 2012 , с. 55.
- ^ Бобрик 2012 , с. 70.
- ^ Бобрик 2012 , с. 57.
- ^ Босворт 1995 , стр. 385–386.
- ^ «Харун ар-Рашид | Аббасидский халиф | Британника» . www.britanica.com . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ «Гарун ар-Рашид: и мир тысячи и одной ночи» . Юность и великолепие Ведущего, часть 2 . Андре Клот. 2014. ISBN 9780863565588 .
- ^ «Гарун ар-Рашид: и мир тысячи и одной ночи» . Всадники Аллаха, часть 1 . Андре Клот. 2014. ISBN 9780863565588 .
- ^ Перейти обратно: а б Габриэли 1960 , стр. 437.
- ^ Перейти обратно: а б с Рекая 1991 , с. 331.
- ^ Босворт 1993 , с. 776.
- ^ Масуди 2013 , с. 222.
- ^ "DVD Алифа Лайлы [набор из 20 дисков]" . Индуна.com .
- ^ «Названия стихов Йейтса» . Csun.edu . Проверено 1 сентября 2018 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 8 октября 2016 года . Проверено 16 марта 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Закни, Роб (24 декабря 2010 г.). «Полевой отчет Цивилизации V 2» . ГеймПро. Архивировано из оригинала 6 января 2011 года.
- ^ Левин, Нил (2015). Урбанизм Фрэнка Ллойда Райта . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691167534 .
- ^ Каро, Роберт (1974). Могучий брокер . Нью-Йорк: Винтажные книги. п. 444.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Первый наследник
- ^ Второй наследник
- ↑ Аль-Касим был третьим наследником , однако его отстранили старшие братья.
- ↑ Аль-Мамун не сделал никаких официальных положений о своей преемственности во время своего правления. Согласно рассказу ат-Табари , на смертном одре аль-Мамун продиктовал письмо, в котором назначал своего брата Абу Исхака Мухаммада своим преемником. 9 августа он был провозглашен халифом с царственным титулом аль-Мутасим би. 'ллах
Источники
[ редактировать ]- Эбботт, Набия (1946). Две королевы Багдада: мать и жена Харуна аль-Рашида . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-86356-031-6 .
- ас-Саи, Ибн; Турава, Шаукат М.; Брей, Джулия (2017). Книга «Женщины халифов»: Женщины и двор Багдада . Библиотека арабской литературы. Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-1-4798-6679-3 .
- аль-Табари, Мухаммад ибн Ярир (1989). История ат-Табари Том. 30: Халифат Аббасидов в равновесии: Халифаты Мусы аль-Хади и Харуна ар-Рашида, 785-809 гг. н.э./ 169-1 г.х. Персидская библиотека. Перевод CE Босворта. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-564-4 .
- Бобрик, Бенсон (2012). Великолепие халифа: ислам и Запад в золотой век Багдада . Саймон и Шустер. ISBN 978-1416567622 .
- Босворт, CE (1995). «Рафиб б. аль-Лайтх б. Наср б. Сайяр» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 385–386. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_6184 . ISBN 978-90-04-09834-3 .
- Босворт, CE (1993). «Аль-Мутасим Билла» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 776. ИСБН 978-90-04-09419-2 .
- Габриэли, Ф. (1960). «Аль-Амин» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 437–438. OCLC 495469456 .
- Масуди (2013) [1989]. Золотые луга: Аббасиды . Перевод Пола Лунде и Кэролайн Стоун. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-7103-0246-5 .
- Рекая, М. (1991). «аль-Мамун» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 331–339. ISBN 978-90-04-08112-3 .
- Шабушти, Али ибн Мухаммад (2023). Килпатрик, Хилари (ред.). Книга монастырей . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 9781479825769 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- аль-Масуди , Золотые луга , Аббасиды, пер. Пол Лунде и Кэролайн Стоун, Кеган Пол, Лондон и Нью-Йорк, 1989 год.
- ат-Табари «История ат-Табари», том XXX «Аббасидский халифат в равновесии» пер. CE Босворт, SUNY, Олбани, 1989 г.
- Клот, Андре (1990). Харун ар-Рашид и эпоха тысячи и одной ночи . Новые книги Амстердама. ISBN 0-941533-65-4 .
- Сент-Джон Филби . Харун аль Рашид (Лондон: П. Дэвис) 1933.
- Эйнхард и Ноткер Заика, «Две жизни Карла Великого», пер. Льюис Торп, Пингвин, Хармондсворт, 1977 (1969)
- Джон Х. Хаарен , Знаменитые люди средневековья [1]
- Уильям Мьюир, KCSI, Халифат, его взлет, упадок и падение [2]
- Феофан, «Хроника Феофана», пер. Гарри Тертледов, издательство Пенсильванского университета, Филадельфия, 1982 г.
- Норидж, Джон Дж. (1991). Византия: Апогей . Альфреда А. Кнопфа, Inc. ISBN 0-394-53779-3 .
- Забет, Хайдер Реза (1999). Достопримечательности Мешхеда . Альхода Великобритания. ISBN 964-444-221-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Брентьес, Соня (2007). «Харун ар-Рашид» . В Томасе Хоккей; и др. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 474–5. ISBN 978-0-387-31022-0 . ( PDF-версия )