Насир Хусрав
Насир Хусрав | |
---|---|
Заголовок | Доказательство ( худжа ) Хорасана |
Персональный | |
Рожденный | 1004 |
Умер | 1072–1088 |
Религия | Исмаилитский Шиит Ислам |
Известные работы | Не путешествуй Диван |
Старшая должность | |
Учитель | Аль-Муайад фи'л-Дин аль-Ширази |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
Исламский портал |
Насир Хусрав ( персидский : ناصرخسرو ; 1004 — между 1072–1088) был исмаилитским поэтом, философом, путешественником и миссионером ( даи ) исмаилитского Фатимидского халифата .
Несмотря на то, что Насир является одним из самых выдающихся исмаилитских философов и богословов Фатимидов и автором многих философских трудов, предназначенных только для внутреннего круга исмаилитской общины, широкой публике он наиболее известен как поэт и писатель, который горячо поддерживал родной персидский язык как художественный и научный язык. Все философские исмаилитские работы Насира написаны на персидском языке, что является редкостью в исмаилитской литературе Фатимидов, которая в основном использовала арабский язык .
Насир был ключевой фигурой в распространении исмаилизма в Центральной Азии . Исмаилитская община Бадахшана (разделенная между Афганистаном и Таджикистаном ) и их филиалы в северном Пакистане с большим почтением называют его «Пир» или «Шах Сайид Насир» , и все они считают его своим основателем.
Имя
[ редактировать ]Полное имя Насира Хусрова было Абу Муин Хамид ад-Дин Насир ибн Хосров ибн Харит аль-Кубадияни аль-Марвази, которым он обычно называл себя в своих прозаических философских работах. [ 1 ] В своей книге «Сафарнама » он чаще всего называет себя «Насир», а в своих стихах он чаще всего использует псевдоним «Худжат», титул, означающий «доказательство», который он получил от исмаилитской миссионерской организации в Каире . [ 2 ] [ 3 ] В своих стихах он также иногда использует имена «Насир» и «Хусрав», причем последнее является персидским именем, которое, по словам историка доктора К. Алисы Хансбергер, «определенно было бы предметом большой гордости для этого защитника персидской культуры». и язык». [ 2 ] Его имя также транслитерируется как Насир-и Хосрав. [ 3 ] и Насер-е Хосров. [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Насир является героем многих историй, в том числе фальшивой автобиографии, носящей его имя и передаваемой между исмаилитами и неисмаилитами на протяжении многих столетий. Сохранившиеся до сих пор сочинения Насира содержат ценную информацию о его жизни и философии. Тем не менее, похоже, что большинство этих рукописей были подвергнуты цензуре, чтобы удалить любые ссылки на исмаилизм со стороны враждебно настроенных суннитских писцов. Коренной перс, [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Насир происходил из семьи государственных чиновников и землевладельцев. [ 8 ] [ 9 ] он придерживался шиизма-двунадесятника . Скорее всего , до своего обращения в исмаилизм [ 3 ] Он родился в 1004 году в Кубадияне , окрестностях города Балх , входившем в состав провинции Марв в районе Хорасан . [ 8 ] В то время эта территория контролировалась Газневидами , культурно персидской династией тюркского рабского происхождения. [ 10 ] [ 11 ]
Предположительно, Насир начал свою карьеру писцом, а затем переехал в город Марв, чтобы работать финансовым администратором. Ему был разрешен вход ко двору в Балхе до 1040 года, когда Хорасан был завоеван сельджуками . [ 8 ] Он сохранил свой пост при Сельджуках, [ 8 ] чей соучредитель Чагри Бег правил Хорасаном. [ 12 ] Примерно в возрасте 41 года Насир претерпел огромные и внезапные изменения в своей духовности, которые радикально изменили направление его жизни. По словам Насира, инцидент имел черты сна. [ 8 ] Впоследствии он ушел со своего поста и обратился в исмаилизм. [ 3 ]
В декабре 1045 года Насир принял решение отправиться в длительное путешествие с конечной целью совершить паломничество в Мекку . В марте 1046 года вместе со своим братом Абу Саидом и индийским слугой он отправился в свое путешествие, которое завершилось почти через семь лет. [ 8 ] Из Хорасана он отправился на запад, пройдя через северный и западный Иран, Армению и Малую Азию . Затем он спустился в Сирию , Палестину , а затем в Аравию , где совершил свое паломничество. [ 8 ] [ 13 ] В августе 1047 года он отправился в Каир в Египте , [ 8 ] который служил столицей исмаилитского халифата Фатимидов . [ 3 ]
Фатимидский халифат был первым и последним значительным шиитским владычеством до появления династии Сефевидов в Иране в 1501 году, которая объявила двунадесятный шиизм своей официальной религией. [ 14 ] Большинство других правительственных сил были преимущественно суннитскими, включая правителей Газневидов и Сельджуков, которые продемонстрировали свою поддержку халифу Аббасидов в Багдаде , предприняв решительные усилия, чтобы положить конец деятельности исмаилитов, особенно деятельности исмаилитских миссионеров, действующих в Багдаде. при халифе Фатимидах. [ 15 ] В Каире Насир обучался исмаилитским учениям, праву и управлению выдающимися учеными. [ 14 ] Он встретил аль-Муайяда фил-Дина аль-Ширази (умер в 1087 г.), ученого-исмаилита из Шираза на юго-западе Ирана, который также недавно прибыл в Каир. [ 3 ] [ 16 ] Он стал учителем Насира, обучая его загадочным исмаилитским концепциям и философии. [ 3 ]
Насир был возведен в должность даи , «миссионера», и назначен Худжат-и Хорасаном , хотя враждебность, с которой он столкнулся при распространении этих новых религиозных идей после своего возвращения в Большой Хорасан в 1052 году нашей эры, и суннитский фанатизм вынудили его последним, кто бежал. Скитавшись с места на место, он нашел убежище в Ямгане (около 1060 г. н.э.) в горах Бадахшана , где провел отшельником последние десятилетия своей жизни, собрав немалое количество преданных приверженцев, передавших его учение. последующим поколениям. [ 17 ]
Насир-и Хосров объяснил, что посредством откровения ( танзил ) интеллектуальные вопросы были преобразованы в состояние, доступное для понимания человечества. Эзотерическая интерпретация ( та'вил ) необходима, чтобы вернуть их в исходное интеллектуальное состояние. Он также сказал, что не следует довольствоваться экзотерической формой, а искать человека, который сможет объяснить им первоначальный эзотерический смысл. Говоря это, он имел в виду Имама Времени . [ 18 ]
Он умер в Ямагане на территории современного северного Афганистана. [ 19 ] Он был похоронен в небольшом мавзолее на небольшом холме в современной деревне Хадрат-и Саид (также называемой Хадрат-и Саид), на восточной стороне долины Кокша на территории современного Афганистана . [ 20 ] [ 21 ] Согласно выгравированной надписи на сооружении, оно было отреставрировано в 1697 году. [ 20 ]
Работает
[ редактировать ]- Сафарнама ( персидский : книга путешествий )
Сафарнама («Книга путешествий») — его самое известное произведение. Примерно за семь лет (6 марта 1046 г. - 23 октября 1052 г.) он посетил десятки городов и подробно написал о них, в том числе подробно о колледжах, караван-сараях, мечетях, ученых, королях, публике, населении, площади городов. и, конечно, его интересные воспоминания. Спустя 1000 лет его «Сафарнама» по-прежнему читается персидскоязычными людьми.
- Диван ( персидский : Диван )
Среди других его произведений большая часть лирических стихов в его «Диване» была написана уже в отставку, и их главные темы — восторженное восхваление Али , его потомков и аль-Мустансира в частности, а также страстные возгласы против Хорасана и его правителей. который выгнал его из дома. В нем также исследуется его огромное удовлетворение тихим одиночеством Юмгана и его полное уныние, когда он видит, что его бывшие соратники презирают его и исключают из участия в славном соревновании жизни. Во всех этих сменяющихся вспышках надежды и отчаяния разбросаны уроки нравственности и торжественные предостережения против хитростей и коварства мира, суеты всего земного великолепия и величия, безумия и несправедливости людей, лицемерия, легкомыслия. и порочность светского общества и княжеских дворов в частности. [ 17 ]
- Гушаиш ва Рахайиш ( персидский : открытие и освобождение )
Еще одна работа Насира Хосрова - персидский философский труд «Гушайиш ва Рахайиш», который был переведен на английский язык Ф.М. Хунзаем под названием «Знание и освобождение». В работе обсуждаются творение, вопросы, связанные с душой, эпистемологией и исламскими доктринами исмаилитов. С лингвистической точки зрения произведение представляет собой пример раннего философского письма на новоперсидском языке.
Это та же самая линия, которая, хотя и в несколько более низкой тональности, проходит через две его большие маснави , « Равшана-и-нама» ( персидский : روشنایینامه ) (или «Книгу Просветления», также известную как «Шиш Фасл» ) и «Садатнама» . (Книга счастья). Первый разделён на две части: первая, метафизического характера, содержит своего рода практическую космографию , главным образом основанную на теориях Авиценны , но часто смешанную с более свободными рассуждениями известного философского братства Басры , Ихван ас-Сафа и чисто шиитские или исмаилитские идеи; вторая, или этическая, часть поэмы изобилует нравственными максимами и остроумными размышлениями о хороших и плохих качествах человека, о необходимости избегать общества дураков и двуличных друзей, об обманчивых соблазнах мира и тайных ловушках. амбициозных людей, жаждущих ранга и богатства. Завершается оно воображаемым видением прекрасного дела духов, сбросивших с себя оковы земных забот и печалей и упивающихся чистым светом божественной мудрости и любви. [ 17 ]
Если мы сравним это с аналогичной аллегорией » Насира в «Диване , кульминацией которой является восхваление Мустансира, мы имеем полное право рассматривать ее как скрытый намек на выдающихся людей, которые раскрыли поэту в Каире тайны исмаилитов. веру и показал ему то, что он считал небесной лестницей к высшему познанию и духовному блаженству. [ 17 ]
Аналогичная серия превосходных учений о практической мудрости и благословениях добродетельной жизни, только более сурового и бескомпромиссного характера, содержится в Садатнаме ; и, судя по крайней резкости тона, проявленной в упреках королей и эмиров, мы должны быть склонны считать это протестом против гнусных клевет, выливавшихся на моральное и религиозное мировоззрение Насира во время тех преследований, которые привели его наконец в Юмган. [ 17 ]
Из всех других произведений автора « Заад-аль-Мусафирин» (или «Путеводители паломников») и « Ваджхи Дин» (или «Лик религии») представляют собой теоретические описания его религиозно-философских принципов; остальные можно отбросить как столь же апокрифические , как и знаменитую автобиографию Насира (найденную в нескольких персидских тадхкирах или биографиях поэтов), простую подделку самого экстравагантного описания, которая и является основной причиной путаницы в именах и датах в старые аккаунты нашего автора. [ 17 ]
- Ваджх-и дин ( персидский : Ваджх-и дин )
Насир Хусрав объясняет духовную интерпретацию традиции шестидневного сотворения физической вселенной. Он пишет о том, что история творения является символическим объяснением того, что произошло, когда Бог создал Вселенную. Интерпретация этого буквально – это то, что люди делают, основываясь на пределах своего интеллекта. В Священных Писаниях, когда говорится, что Бог начал работу по сотворению мира в воскресенье, завершил ее в пятницу, а затем отдыхал в субботу, это не буквальное повествование, а скорее символическое. [ 22 ]
Когда Пророки поделились историей о шестидневном сотворении физической вселенной, это означало, что люди поняли, что Бог говорил, что шесть Пророков придут в этот мир и повелят людям работать. Когда наступил седьмой день, Бог не стал бы приказывать таким образом, а скорее вознаградил бы их за тяжёлый труд. [ 22 ]
- Книга по математике ( персидский : Странности арифметики и чудеса арифметики )
Насир Хосров написал книгу по математике, которая сейчас утеряна. В другой своей работе он заявляет, что он не мог: не найти ни одного ученого во всем Хорасане и восточных землях, подобного мне, [который] мог бы найти решения этих проблем . Но он чувствовал свою ответственность взять на себя задачу для читателей, которых он никогда не увидит, «тех, кто еще придет, в грядущее время».
- Джами аль : جامع الحکمتینХикматейн
Наследие и оценка
[ редактировать ]Несмотря на то, что Насир является одним из самых выдающихся исмаилитских философов и богословов эпохи Фатимидов и автором многих философских трудов, предназначенных только для внутреннего круга исмаилитской общины, широкой публике он наиболее известен как поэт и писатель. горячо поддерживавший персидский язык как художественный и научный язык. Все философские исмаилитские работы Насира написаны на персидском языке, что является редкостью в исмаилитской литературе Фатимидов, в которой в основном использовался арабский язык. [ 3 ]
Насир был ключевой фигурой в распространении исмаилизма в Центральной Азии . Исмаилитская община Бадахшана (разделенная между Афганистаном и Таджикистаном ) и их филиалы в северном Пакистане с большим почтением называют его «Пир» или «Шах Сайид Насир» , и все они считают его своим основателем. [ 23 ] Преданные, которые посещают мавзолей Насира Хусрова, также называют его другими именами, кроме «Насир Хусрав», например , шах (король), шах-и бузургвар (великий царь), маула (хранитель), шид-и Юмган (солнце Юмгана) и укаб-и Юмган (Юмганский орел). Последнее относится к одному из стихотворений Насира Хосрова, написанному с целью дать моральный совет; Повествование, основанное на древней басне, описывает орла, кружащего в небе, «полного эгоистичной гордости», прежде чем его сбила на землю стрела с вшитыми в его оперение орлиными перьями. Заключительные строки стихотворения передают урок, ставший известной поговоркой среди носителей персидского языка; az māst ki bar māst («то, что исходит от нас, возвращается к нам»), что означает, что люди обладают той самой характеристикой, которая будет определять как их успех, так и неудачу. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хунсбергер 2003 , стр. 3–4.
- ^ Перейти обратно: а б Хунсбергер 2003 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час де Смет 2021 .
- ^ Пассажир 2021 , с. 167.
- ^ Нанджи, Азим (24 апреля 2012 г.), «Насир-и Кохусрав» , Энциклопедия ислама, второе издание , Брилл , получено 3 сентября 2023 г. ,
Насир-и Кохусрав, полное имя которого было Абу Муин Насир б. Кохусрав б. Харитх аль-Хубадихияни , персидский поэт и прозаик, известный путешественник, исмаилитский философ и даи [см.]
- ^ «Нашир-и Хосрав» . Цифровой ПУЛ . 25 января 2020 г. Проверено 03 сентября 2023 г.
Насир-и Хосров был персидским ученым, поэтом, путешественником и миссионером исмаилитского шиитского движения, которому широко приписывают создание исмаилитской общины в Бадахшане.
- ^ «Насир Хусрав, Рубин Бадахшана: портрет персидского поэта, путешественника и философа | Ассоциация выпускников Колумбийского университета» . www.alumni.columbia.edu . Проверено 03 сентября 2023 г.
Насир Хусрав, Рубин Бадахшана: портрет персидского поэта, путешественника и философа
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Листы 2007 , с. 205.
- ^ Хунсбергер 2003 , с. 3.
- ^ Босворт 1988 , стр. 587–596.
- ^ Босворт 2001 , стр. 578–583.
- ^ Босворт 1990 , стр. 617–618.
- ^ Дабаши 2012 , с. 122.
- ^ Перейти обратно: а б Хунсбергер 2003 , с. 6.
- ^ Хунсбергер 2003 , с. 7.
- ^ Кутбуддин 2020 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж свободном доступе : Эте, Карл Герман (1911). « Насир Хосров ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 248. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Вирани, Шафик (2019). «Иероистория в «Основе символической интерпретации» Кади ль-Нухмана (Асас ат-Тавиль): Рождение Иисуса» . Исследования по исламской историографии : 147–169. дои : 10.1163/9789004415294_007 . ISBN 9789004415294 . S2CID 214047322 .
- ^ Людвиг В. Адамец (2009), Исторический словарь ислама , стр.237. Пугало Пресс. ISBN 0810861615 .
- ^ Перейти обратно: а б Листы 2007 , с. 207.
- ^ Шадл 2009 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Вирани, Шафик (январь 2005 г.). «Дни творения в мыслях Насира Хосрова» . Насир Хусрав: Вчера, сегодня, завтра .
- ^ Дафтари 2017 , с. 122.
- ^ Шадл 2009 , с. 77.
Источники
[ редактировать ]- Босворт, CE (1988). «Балх ii. От арабского завоевания до монголов». . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том III/6: Племя Бахтиари II – Банан . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 587–596. ISBN 978-0-71009-118-5 .
- Босворт, CE (1990). «Чахри Бег Дауд » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том IV/6: Погребение II – Календари II . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 617–618. ISBN 978-0-71009-129-1 .
- Босворт, CE (2001). «Газнавиды » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том X/6: Германия VI – Гиндарос . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 578–583. ISBN 978-0-933273-55-9 .
- Дабаши, Хамид (2012). Шиизм: религия протеста . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674049451 .
- Дафтари, Фархад (2004). Исмаилитская литература: библиография источников и исследований . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-0-8577-1386-5 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Дафтари, Фархад (2017). История исмаилитов и интеллектуальные традиции . Рутледж. ISBN 978-1-138-28810-2 .
- Гулд, Ребекка Рут (2022). Персидская тюремная поэма . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1474484015 .
- Хансбергер, доктор К. Алиса (2003). «Насир Хусрав: портрет персидского поэта, путешественника и философа» (PDF) . Институт исмаилитских исследований : 1–14.
- Махамид, Х. (2017). «Преследования исмаилитских миссионеров в Центральной Азии: дело Насера Хосрова». Журнал персидских исследований . 10 (1). Брилл : 57–72. дои : 10.1163/18747167-12341307 .
- Кутбуддин, Тахера (2020). «аль-Муайяд аль-Ширази» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Шадл, Маркус (2009). «Храм Насира Хосрова: заточен глубоко в долине Юмган». Мукарнас Онлайн . 26 (1). Брилл : 63–93. дои : 10.1163/22118993_02601004 .
- де Смет, Даниэль (2021). «Насир-и Хосрав» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Утас, Бо (2021). Персидская проза: История персидской литературы, Том V. ИБ Таурис. ISBN 978-1845119065 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Павлин, САУ (2015). Великая империя Сельджуков . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-3826-0 .
- Персидские поэты XI века
- Иранские философы XI века
- Исламские философы
- Трансоксанские исламские учёные
- Люди XI века из Фатимидского халифата
- 1004 рождения
- 1088 смертей
- Люди из Хатлонской области
- Иранские исмаилиты
- Писатели-путешественники средневекового исламского мира
- Персидские писатели XI века
- Исмаилитская литература
- Иранские ученые XI века
- География Палестины (регион)
- Путешественники по Святой Земле
- Иранские географы XI века.
- Ученые персидской литературы
- Исследователи 11 века
- Средневековые географы