Jump to content

Насир Хусрав

(Перенаправлено из Насир-и-Хусрау )
Насир Хусрав
Воображаемое изображение Насира Хосрова на почтовой марке, выпущенной Таджикистаном в 2003 году.
Заголовок Доказательство ( худжа ) Хорасана
Персональный
Рожденный 1004
Умер 1072–1088
Религия Исмаилитский Шиит Ислам
Известные работы Не путешествуй
Диван
Старшая должность
Учитель Аль-Муайад фи'л-Дин аль-Ширази
Под влиянием
Под влиянием

Насир Хусрав ( персидский : ناصرخسرو ; 1004 — между 1072–1088) был исмаилитским поэтом, философом, путешественником и миссионером ( даи ) исмаилитского Фатимидского халифата .

Несмотря на то, что Насир является одним из самых выдающихся исмаилитских философов и богословов Фатимидов и автором многих философских трудов, предназначенных только для внутреннего круга исмаилитской общины, широкой публике он наиболее известен как поэт и писатель, который горячо поддерживал родной персидский язык как художественный и научный язык. Все философские исмаилитские работы Насира написаны на персидском языке, что является редкостью в исмаилитской литературе Фатимидов, которая в основном использовала арабский язык .

Насир был ключевой фигурой в распространении исмаилизма в Центральной Азии . Исмаилитская община Бадахшана (разделенная между Афганистаном и Таджикистаном ) и их филиалы в северном Пакистане с большим почтением называют его «Пир» или «Шах Сайид Насир» , и все они считают его своим основателем.

Полное имя Насира Хусрова было Абу Муин Хамид ад-Дин Насир ибн Хосров ибн Харит аль-Кубадияни аль-Марвази, которым он обычно называл себя в своих прозаических философских работах. [ 1 ] В своей книге «Сафарнама » он чаще всего называет себя «Насир», а в своих стихах он чаще всего использует псевдоним «Худжат», титул, означающий «доказательство», который он получил от исмаилитской миссионерской организации в Каире . [ 2 ] [ 3 ] В своих стихах он также иногда использует имена «Насир» и «Хусрав», причем последнее является персидским именем, которое, по словам историка доктора К. Алисы Хансбергер, «определенно было бы предметом большой гордости для этого защитника персидской культуры». и язык». [ 2 ] Его имя также транслитерируется как Насир-и Хосрав. [ 3 ] и Насер-е Хосров. [ 4 ]

Насир является героем многих историй, в том числе фальшивой автобиографии, носящей его имя и передаваемой между исмаилитами и неисмаилитами на протяжении многих столетий. Сохранившиеся до сих пор сочинения Насира содержат ценную информацию о его жизни и философии. Тем не менее, похоже, что большинство этих рукописей были подвергнуты цензуре, чтобы удалить любые ссылки на исмаилизм со стороны враждебно настроенных суннитских писцов. Коренной перс, [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Насир происходил из семьи государственных чиновников и землевладельцев. [ 8 ] [ 9 ] он придерживался шиизма-двунадесятника . Скорее всего , до своего обращения в исмаилизм [ 3 ] Он родился в 1004 году в Кубадияне , окрестностях города Балх , входившем в состав провинции Марв в районе Хорасан . [ 8 ] В то время эта территория контролировалась Газневидами , культурно персидской династией тюркского рабского происхождения. [ 10 ] [ 11 ]

Предположительно, Насир начал свою карьеру писцом, а затем переехал в город Марв, чтобы работать финансовым администратором. Ему был разрешен вход ко двору в Балхе до 1040 года, когда Хорасан был завоеван сельджуками . [ 8 ] Он сохранил свой пост при Сельджуках, [ 8 ] чей соучредитель Чагри Бег правил Хорасаном. [ 12 ] Примерно в возрасте 41 года Насир претерпел огромные и внезапные изменения в своей духовности, которые радикально изменили направление его жизни. По словам Насира, инцидент имел черты сна. [ 8 ] Впоследствии он ушел со своего поста и обратился в исмаилизм. [ 3 ]

В декабре 1045 года Насир принял решение отправиться в длительное путешествие с конечной целью совершить паломничество в Мекку . В марте 1046 года вместе со своим братом Абу Саидом и индийским слугой он отправился в свое путешествие, которое завершилось почти через семь лет. [ 8 ] Из Хорасана он отправился на запад, пройдя через северный и западный Иран, Армению и Малую Азию . Затем он спустился в Сирию , Палестину , а затем в Аравию , где совершил свое паломничество. [ 8 ] [ 13 ] В августе 1047 года он отправился в Каир в Египте , [ 8 ] который служил столицей исмаилитского халифата Фатимидов . [ 3 ]

Фатимидский халифат был первым и последним значительным шиитским владычеством до появления династии Сефевидов в Иране в 1501 году, которая объявила двунадесятный шиизм своей официальной религией. [ 14 ] Большинство других правительственных сил были преимущественно суннитскими, включая правителей Газневидов и Сельджуков, которые продемонстрировали свою поддержку халифу Аббасидов в Багдаде , предприняв решительные усилия, чтобы положить конец деятельности исмаилитов, особенно деятельности исмаилитских миссионеров, действующих в Багдаде. при халифе Фатимидах. [ 15 ] В Каире Насир обучался исмаилитским учениям, праву и управлению выдающимися учеными. [ 14 ] Он встретил аль-Муайяда фил-Дина аль-Ширази (умер в 1087 г.), ученого-исмаилита из Шираза на юго-западе Ирана, который также недавно прибыл в Каир. [ 3 ] [ 16 ] Он стал учителем Насира, обучая его загадочным исмаилитским концепциям и философии. [ 3 ]

Насир был возведен в должность даи , «миссионера», и назначен Худжат-и Хорасаном , хотя враждебность, с которой он столкнулся при распространении этих новых религиозных идей после своего возвращения в Большой Хорасан в 1052 году нашей эры, и суннитский фанатизм вынудили его последним, кто бежал. Скитавшись с места на место, он нашел убежище в Ямгане (около 1060 г. н.э.) в горах Бадахшана , где провел отшельником последние десятилетия своей жизни, собрав немалое количество преданных приверженцев, передавших его учение. последующим поколениям. [ 17 ]

Насир-и Хосров объяснил, что посредством откровения ( танзил ) интеллектуальные вопросы были преобразованы в состояние, доступное для понимания человечества. Эзотерическая интерпретация ( та'вил ) необходима, чтобы вернуть их в исходное интеллектуальное состояние. Он также сказал, что не следует довольствоваться экзотерической формой, а искать человека, который сможет объяснить им первоначальный эзотерический смысл. Говоря это, он имел в виду Имама Времени . [ 18 ]

Он умер в Ямагане на территории современного северного Афганистана. [ 19 ] Он был похоронен в небольшом мавзолее на небольшом холме в современной деревне Хадрат-и Саид (также называемой Хадрат-и Саид), на восточной стороне долины Кокша на территории современного Афганистана . [ 20 ] [ 21 ] Согласно выгравированной надписи на сооружении, оно было отреставрировано в 1697 году. [ 20 ]

Работает

[ редактировать ]

Сафарнама («Книга путешествий») — его самое известное произведение. Примерно за семь лет (6 марта 1046 г. - 23 октября 1052 г.) он посетил десятки городов и подробно написал о них, в том числе подробно о колледжах, караван-сараях, мечетях, ученых, королях, публике, населении, площади городов. и, конечно, его интересные воспоминания. Спустя 1000 лет его «Сафарнама» по-прежнему читается персидскоязычными людьми.

Среди других его произведений большая часть лирических стихов в его «Диване» была написана уже в отставку, и их главные темы — восторженное восхваление Али , его потомков и аль-Мустансира в частности, а также страстные возгласы против Хорасана и его правителей. который выгнал его из дома. В нем также исследуется его огромное удовлетворение тихим одиночеством Юмгана и его полное уныние, когда он видит, что его бывшие соратники презирают его и исключают из участия в славном соревновании жизни. Во всех этих сменяющихся вспышках надежды и отчаяния разбросаны уроки нравственности и торжественные предостережения против хитростей и коварства мира, суеты всего земного великолепия и величия, безумия и несправедливости людей, лицемерия, легкомыслия. и порочность светского общества и княжеских дворов в частности. [ 17 ]

Еще одна работа Насира Хосрова - персидский философский труд «Гушайиш ва Рахайиш», который был переведен на английский язык Ф.М. Хунзаем под названием «Знание и освобождение». В работе обсуждаются творение, вопросы, связанные с душой, эпистемологией и исламскими доктринами исмаилитов. С лингвистической точки зрения произведение представляет собой пример раннего философского письма на новоперсидском языке.

Это та же самая линия, которая, хотя и в несколько более низкой тональности, проходит через две его большие маснави , « Равшана-и-нама» ( персидский : روشنایی‌نامه ) (или «Книгу Просветления», также известную как «Шиш Фасл» ) и «Садатнама» . (Книга счастья). Первый разделён на две части: первая, метафизического характера, содержит своего рода практическую космографию , главным образом основанную на теориях Авиценны , но часто смешанную с более свободными рассуждениями известного философского братства Басры , Ихван ас-Сафа и чисто шиитские или исмаилитские идеи; вторая, или этическая, часть поэмы изобилует нравственными максимами и остроумными размышлениями о хороших и плохих качествах человека, о необходимости избегать общества дураков и двуличных друзей, об обманчивых соблазнах мира и тайных ловушках. амбициозных людей, жаждущих ранга и богатства. Завершается оно воображаемым видением прекрасного дела духов, сбросивших с себя оковы земных забот и печалей и упивающихся чистым светом божественной мудрости и любви. [ 17 ]

Если мы сравним это с аналогичной аллегорией » Насира в «Диване , кульминацией которой является восхваление Мустансира, мы имеем полное право рассматривать ее как скрытый намек на выдающихся людей, которые раскрыли поэту в Каире тайны исмаилитов. веру и показал ему то, что он считал небесной лестницей к высшему познанию и духовному блаженству. [ 17 ]

Аналогичная серия превосходных учений о практической мудрости и благословениях добродетельной жизни, только более сурового и бескомпромиссного характера, содержится в Садатнаме ; и, судя по крайней резкости тона, проявленной в упреках королей и эмиров, мы должны быть склонны считать это протестом против гнусных клевет, выливавшихся на моральное и религиозное мировоззрение Насира во время тех преследований, которые привели его наконец в Юмган. [ 17 ]

Из всех других произведений автора « Заад-аль-Мусафирин» (или «Путеводители паломников») и « Ваджхи Дин» (или «Лик религии») представляют собой теоретические описания его религиозно-философских принципов; остальные можно отбросить как столь же апокрифические , как и знаменитую автобиографию Насира (найденную в нескольких персидских тадхкирах или биографиях поэтов), простую подделку самого экстравагантного описания, которая и является основной причиной путаницы в именах и датах в старые аккаунты нашего автора. [ 17 ]

Насир Хусрав объясняет духовную интерпретацию традиции шестидневного сотворения физической вселенной. Он пишет о том, что история творения является символическим объяснением того, что произошло, когда Бог создал Вселенную. Интерпретация этого буквально – это то, что люди делают, основываясь на пределах своего интеллекта. В Священных Писаниях, когда говорится, что Бог начал работу по сотворению мира в воскресенье, завершил ее в пятницу, а затем отдыхал в субботу, это не буквальное повествование, а скорее символическое. [ 22 ]

Когда Пророки поделились историей о шестидневном сотворении физической вселенной, это означало, что люди поняли, что Бог говорил, что шесть Пророков придут в этот мир и повелят людям работать. Когда наступил седьмой день, Бог не стал бы приказывать таким образом, а скорее вознаградил бы их за тяжёлый труд. [ 22 ]

  • Книга по математике ( персидский : Странности арифметики и чудеса арифметики )

Насир Хосров написал книгу по математике, которая сейчас утеряна. В другой своей работе он заявляет, что он не мог: не найти ни одного ученого во всем Хорасане и восточных землях, подобного мне, [который] мог бы найти решения этих проблем . Но он чувствовал свою ответственность взять на себя задачу для читателей, которых он никогда не увидит, «тех, кто еще придет, в грядущее время».

  • Джами аль : جامع الحکمتینХикматейн

Наследие и оценка

[ редактировать ]

Несмотря на то, что Насир является одним из самых выдающихся исмаилитских философов и богословов эпохи Фатимидов и автором многих философских трудов, предназначенных только для внутреннего круга исмаилитской общины, широкой публике он наиболее известен как поэт и писатель. горячо поддерживавший персидский язык как художественный и научный язык. Все философские исмаилитские работы Насира написаны на персидском языке, что является редкостью в исмаилитской литературе Фатимидов, в которой в основном использовался арабский язык. [ 3 ]

Насир был ключевой фигурой в распространении исмаилизма в Центральной Азии . Исмаилитская община Бадахшана (разделенная между Афганистаном и Таджикистаном ) и их филиалы в северном Пакистане с большим почтением называют его «Пир» или «Шах Сайид Насир» , и все они считают его своим основателем. [ 23 ] Преданные, которые посещают мавзолей Насира Хусрова, также называют его другими именами, кроме «Насир Хусрав», например , шах (король), шах-и бузургвар (великий царь), маула (хранитель), шид-и Юмган (солнце Юмгана) и укаб-и Юмган (Юмганский орел). Последнее относится к одному из стихотворений Насира Хосрова, написанному с целью дать моральный совет; Повествование, основанное на древней басне, описывает орла, кружащего в небе, «полного эгоистичной гордости», прежде чем его сбила на землю стрела с вшитыми в его оперение орлиными перьями. Заключительные строки стихотворения передают урок, ставший известной поговоркой среди носителей персидского языка; az māst ki bar māst («то, что исходит от нас, возвращается к нам»), что означает, что люди обладают той самой характеристикой, которая будет определять как их успех, так и неудачу. [ 24 ]

  1. ^ Хунсбергер 2003 , стр. 3–4.
  2. ^ Перейти обратно: а б Хунсбергер 2003 , с. 4.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час де Смет 2021 .
  4. ^ Пассажир 2021 , с. 167.
  5. ^ Нанджи, Азим (24 апреля 2012 г.), «Насир-и Кохусрав» , Энциклопедия ислама, второе издание , Брилл , получено 3 сентября 2023 г. , Насир-и Кохусрав, полное имя которого было Абу Муин Насир б. Кохусрав б. Харитх аль-Хубадихияни , персидский поэт и прозаик, известный путешественник, исмаилитский философ и даи [см.]
  6. ^ «Нашир-и Хосрав» . Цифровой ПУЛ . 25 января 2020 г. Проверено 03 сентября 2023 г. Насир-и Хосров был персидским ученым, поэтом, путешественником и миссионером исмаилитского шиитского движения, которому широко приписывают создание исмаилитской общины в Бадахшане.
  7. ^ «Насир Хусрав, Рубин Бадахшана: портрет персидского поэта, путешественника и философа | Ассоциация выпускников Колумбийского университета» . www.alumni.columbia.edu . Проверено 03 сентября 2023 г. Насир Хусрав, Рубин Бадахшана: портрет персидского поэта, путешественника и философа
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Листы 2007 , с. 205.
  9. ^ Хунсбергер 2003 , с. 3.
  10. ^ Босворт 1988 , стр. 587–596.
  11. ^ Босворт 2001 , стр. 578–583.
  12. ^ Босворт 1990 , стр. 617–618.
  13. ^ Дабаши 2012 , с. 122.
  14. ^ Перейти обратно: а б Хунсбергер 2003 , с. 6.
  15. ^ Хунсбергер 2003 , с. 7.
  16. ^ Кутбуддин 2020 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Эте, Карл Герман (1911). « Насир Хосров ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 248.
  18. ^ Вирани, Шафик (2019). «Иероистория в «Основе символической интерпретации» Кади ль-Нухмана (Асас ат-Тавиль): Рождение Иисуса» . Исследования по исламской историографии : 147–169. дои : 10.1163/9789004415294_007 . ISBN  9789004415294 . S2CID   214047322 .
  19. ^ Людвиг В. Адамец (2009), Исторический словарь ислама , стр.237. Пугало Пресс. ISBN   0810861615 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Листы 2007 , с. 207.
  21. ^ Шадл 2009 , с. 64.
  22. ^ Перейти обратно: а б Вирани, Шафик (январь 2005 г.). «Дни творения в мыслях Насира Хосрова» . Насир Хусрав: Вчера, сегодня, завтра .
  23. ^ Дафтари 2017 , с. 122.
  24. ^ Шадл 2009 , с. 77.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 818ada60c34d7ec7e4eb74e95b5128f5__1718923680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/f5/818ada60c34d7ec7e4eb74e95b5128f5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nasir Khusraw - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)