Братья Чистоты
Часть серии о |
ислам |
---|
«Братья чистоты» ( араб . إخوان الصفا , латинизировано : Ихван Аль-Сафа ; также «Братья искренности ») были тайным обществом. [1] мусульманских философов в Басре , Ирак , [2] в 9 или 10 веке нашей эры. [3]
Структура организации и личности ее членов никогда не были ясны. [4] [5] Их эзотерические учения и философия изложены в эпистолярном стиле в Энциклопедии Братьев Чистоты ( Расаил Ихван ас-Сафа' ), гигантском сборнике из 52 посланий, который сильно повлиял на более поздние энциклопедии. Значительная часть мусульманских и западных ученых была потрачена на то, чтобы просто установить личность Братьев и столетие, в котором они действовали.
Имя
[ редактировать ]Арабская фраза Ихван ас-Сафах (сокращение, среди множества возможных транскрипций, от Ихван ас-Сафах ва Хуллан аль-Вафа ва Ахль аль-Хамд ва абна' аль-Маджд , [6] что означает «Братья Чистоты, Верные Друзья, Люди, достойные похвалы и Сыны Славы») можно перевести либо как «Братья Чистоты», либо «Братья Искренности»; различные ученые, такие как Ян Неттон, предпочитают «Чистоты» из-за аскетических порывов группы к чистоте и спасению.
Предположение, сделанное Игнаком Гольдзиером и позже описанное Филиппом Хури Хитти в его «Истории арабов» , заключается в том, что это название взято из истории в «Калила ва Димна» , в которой группа животных действует как верные друзья ( ихван ас -сафах ), избежите ловушек охотника. История рассказывает о берберийском голубе и его спутниках, которые запутываются в сетях охотника, ловящего птиц. Вместе они, все еще запутавшиеся в сети, направляются к ближайшей крысе , которая достаточно любезна, чтобы вырвать птиц из веревок, в которые они запутались. Впечатленная альтруистическим поступком крысы, ворона заводит с ней дружбу. Вскоре черепаха и газель к компании животных присоединяются . Некоторое время спустя газель попадает в другую сеть; но с помощью доброй крысы и других животных он вскоре освобождается. Однако черепаха слишком медленно убегает и оказывается в плену у охотника. В конечном итоге газель отплачивает черепахе, служа приманкой и отвлекая охотника, в то время как крыса и остальные освобождают черепаху. После этого животные обозначаются как «Ихван ас-Сафах».
Эта история упоминается как образец, когда Братья говорят о взаимопомощи в одном рисале (послании), важной части их этической системы, которая резюмируется следующим образом:
В этом Братстве о себе забывают; все действуют с помощью каждого, все полагаются на помощь и совет каждого, и если Брат видит, что другому будет полезно пожертвовать ради него своей жизнью, он охотно дает ее. [7]
Встречи
[ редактировать ]Братья регулярно встречались по установленному графику. Собрания, по-видимому, происходили три вечера каждого месяца: один раз ближе к началу, на котором произносились речи, другой ближе к середине, очевидно, касавшийся астрономии и астрологии, и третий между концом месяца и 25-м числом этого месяца; во время третьего они читали гимны философского содержания. [8] Во время их встреч, а также, возможно, во время трех праздников, которые они устраивали, в дни вступления Солнца в знаки Зодиака « Овен , Рак и Равновесие » (которые одновременно служат днями мартовского равноденствия , летнего солнцестояния и сентябрьского равноденствия ), за пределами читая лекции и беседы, они совершали литургию , напоминающую сабеев Харрана Обычно , . [9]
Звания
[ редактировать ]Иерархия была главной темой Энциклопедии , и неудивительно, что Братья условно разделили себя на четыре ранга по возрасту; возрастные ориентиры не были бы твердыми: например, такой образец четвертого ранга, как Иисус, был бы слишком молод, если бы возрастные ориентиры были абсолютными и фиксированными. Сравните аналогичное разделение Энциклопедии на четыре раздела и джабиритскую символику, состоящую из четырех разделов. Ранги были следующими:
- «Мастера» – мастер должен был быть не моложе 15 лет; их почетным званием было «благочестивый и сострадательный» ( аль-абрар ва л-рухама ).
- «Политические лидеры» - политический лидер должен был быть не моложе 30 лет; их почетным званием было «хороший и превосходный» ( аль-ахьяр ва 'ль-фудала ).
- «Короли» - королю должно было быть не менее 40 лет; их почетным званием было «отличный и благородный» ( аль-фудала аль-кирам ).
- «Пророки и Философы» – самый вожделенный, последний и высший ранг Братства; чтобы стать Пророком или Философом, мужчине должно было быть не менее 50 лет; их почетное звание сравнивало их с историческими светилами, такими как Иисус , Сократ или Мухаммед , которые также считались королями; этот чин был «ангельским чином» ( ал-мартабат ал-малакийя ). [10]
Личности
[ редактировать ]Было несколько теорий относительно авторов «Братьев». Хотя некоторые члены «Ихвана» известны, нелегко точно определить, кто и сколько их входило в эту группу писателей. Члены группы называли себя «спящими в пещере» (расаил 4, стр. 18); скрытое интеллектуальное присутствие. В одном отрывке они приводят в качестве причины сокрытия своих тайн от людей не страх перед земным насилием, а желание защитить свои данные Богом дары от мира (расаил 4, стр. 166). Однако они прекрасно осознавали, что их эзотерические учения могут спровоцировать волнения, а различные бедствия, пережитые преемниками Пророка, могли казаться веской причиной оставаться в тайне.
Суннитско-суфийские связи
[ редактировать ]Среди теорий происхождения Ихванов есть то, что они были суннитами и что их батини учение носило суфийский характер. Энциклопедия ученые не стали бы содержит хадисы, рассказанные Аишей , чего шиитские делать. [11] Сюзанна Дивальд утверждает, что Энциклопедия является суфийской, подразумевая тем самым суннитский характер. [12] [13] Алессандро Баусани также представил теории о том, что произведение носит суннитский суфийский характер. [13] В энциклопедии есть упоминание о Рашидунском халифате . [14] который связан с суннитским исламом, а также содержит отрывок, осуждающий рафидитов , оскорбление, используемое для описания незайдитов - шиитов, включая исмаилитов . [15]
По словам Луи Массиньона , арабский ученый ибн Сабин из Аль-Андалуса утверждал, что Энциклопедия имеет суннитско-суфийскую направленность. [15] По словам палестинского историка Абдула Латифа Тибави , в Энциклопедии есть отрывок, в котором говорится, что если умрет идеальный имам, то общиной все равно можно будет управлять на основе консенсуса ( иджма ), что является суннитской концепцией. [15] По мнению Тибави, эта идея отвергает доктрину имамата в шиитстве . [15]
Мутазилитовые связи
[ редактировать ]Онтология Ихвана основана на неоплатонизме, связывающем идеи с более высокой реальностью, чем чувственные вещи. По мнению мутазилитов , они связывают свободную волю человека с Божьей справедливостью. Как видно из «Дела животных против человека» , духовные сущности, часто признаваемые мусульманскими верованиями, такие как ангелы , джинны и духи , действуют как фигуры, представляющие платонический интеллект , демонстрируя дальнейшее сходство с космологией мутазилитов. [16]
Исмаилитские связи
[ редактировать ]Среди исмаилитских групп и миссионеров, отдававших предпочтение Энциклопедии , авторство иногда приписывалось тому или иному «Скрытому Имаму»; эта теория изложена в биографическом сборнике философов и врачей аль-Кифти , «Хрониках ученых» ( Ахбар аль-Хукама или Табакат-аль-Хукама ). [17] [18] [19]
Некоторые современные ученые утверждают, что эти сочинения имеют исмаилитское происхождение. Ян Ричард Неттон пишет, что: «Концепции Ихвана по толкованию Корана и исламской традиции были окрашены эзотеризмом исмаилитов». [20] По словам Ива Марке , «кажется бесспорным, что Послания отражают состояние доктрины исмаилитов на момент их написания». [21] Бернард Льюис был более осторожен, относя Послания к книгам, которые, хотя и «тесно связаны с исмаилизмом», возможно, на самом деле не были исмаилитскими, несмотря на то, что они были вдохновлены батини . [22] Ибн Кифти (ум. 646/1248), сообщая в VII/XIII веках в «Тахрих Хукама аль-ислам» (стр. 82), что «Мнения об авторах Посланий разошлись. Некоторые люди приписывали Алидскому Имаму, предлагая различные имена, тогда как другие выдвинули в качестве авторов некоторых ранних богословов-мутазилитов». [ нужна ссылка ]
Среди сирийских исмаилитов самое раннее упоминание об Энциклопедии и ее связи с исмаилитами содержится в « Китаб Фусул ва'л Ахбар» Нурудина бин Ахмада (ум. 233/849). В другом важном труде «Аль-Усул ва'ль-Ахкам» Абу ль-Маали Хатима бин Имрана бин Зухры (ум. 498/1104) говорится, что «Эти даи и другие даи вместе с ними сотрудничали в составлении длинных посланий, числом пятьдесят два, по различным отраслям знания». [23] Это подразумевает, что Послания являются продуктом совместных усилий исмаилитских даи. [ нужна ссылка ]
Среди йеменских следов самое раннее упоминание Посланий встречается во фрагментах «Сирата ибн Хавшаба » Джафара ибн Мансура аль-Ямана , который пишет: «Он (Имам Вафи Ахмед) 8-й имам секты исмаилитов прошел через многие трудности, страх и разрушение его семьи, описание которой не может быть более длинным, пока он не выпустил (ансаа) Послания и не связался с человеком по имени Абу Гафир со своего помоста. Он поручил ему миссию, как это было необходимо. и попросил его сохранить свою личность в тайне». Этот источник не только утверждает связь Посланий с исмаилитами, но и указывает на то, что сам Имам был не единственным автором ( сахибор муаллиф ), а лишь издателем или передателем ( ал-мунси ). Это предполагает, что текст философских рассуждений был окончательно доработан имамом, и утвержденный текст был доставлен Абу Гафиру для тайной передачи, возможно, Ихвану в Басре. Поскольку ортодоксальные круги и правящая власть создали неверное представление об исмаилизме, имена (шести) составителей были скрыты.
Несмотря на неточности в источнике, среди видных членов тайной ассоциации, судя по всему, были Абул Хасан ат-Тирмизи, Абдулла бин Мубарак, Абдулла бин Хамдан, Абдулла бин Маймун, Саид бин Хусейн. Другим йеменским источником, связывающим Послания с исмаилитами, было сочинение тайибитского исмаилита Даи аль-Мутлака Ибрагима ибн аль-Хусейна аль-Хамиди (ум. 557/1162), написавшего Канз аль-Валад . После него следовали Аль-Анвар аль-Латифа ( Мухаммада ибн Тахира ум. 584/1188), Танбих аль-Гафилин Хатима ибн Ибрагима (ум. 596/1199), Дамиг аль-Батиль ва хатф уль-Мунаазиль Али . ибн Мухаммад ибн аль-Валид аль-Анф (ум. 612/1215), «Рисалат аль-Вахида» аль-Хусейна ибн Али (ум. 667/1268) и «Уюн аль-Ахбар» Идриса Имада ад-Дина (ум. 872/1468) и т. д. [ нужна ссылка ]
ат-Таухиди
[ редактировать ]Этот раздел может сбивать с толку или быть неясным для читателей . ( Апрель 2023 г. ) |
Аль-Кифти, однако, очерняет это сообщение и вместо этого обращается к обнаруженному им комментарию, написанному Абу Хайяном ат-Таухиди (ум. 1023). [17] в его Китаб аль-Имта' ва'ль-Мунаса (написанном между 983 и 985 годами), [24] сборник из 37 сеансов при дворе Ибн Саадана, визиря буидского Самсама ад правителя -Давлы . Судя по всему, ат-Таухиди был близок к Заиду ибн Рифаа, восхваляя его интеллект, способности и глубокие знания - действительно, он посвятил Зайду свой Китаб ас-Садик ва 'л-Садака - но он был разочарован тем, что Заид не был ортодоксальным. или последовательным в своих убеждениях, и что он был, как Сэмюэл Миклош Штерн выразился ,
...часто посещая общество еретиков-авторов « Расаил Ихван ас-Сафа» , чьи имена также записаны следующим образом: Абу Сулейман Мухаммед б. Машар аль-Бисти аль-Макдиси, Абуль-Хасан Али б. Харун аз-Занджани, Абу Ахмад аль-Михраджани и аль-Ауфи. Ат-Таухиди также сообщает в этой связи мнение, высказанное его учителем Абу Сулейманом аль-Мантики по поводу Расаила , и спор между неким аль-Харири, другим учеником аль-Мантики, и Абу Сулейманом аль-Макдиси о соответствующие роли Откровения и Философии. [25]
В течение многих лет это было единственное свидетельство о личности авторов, но комментарии ат-Таухиди были свидетельством из вторых рук и поэтому неудовлетворительными; кроме того, отчет неполный, поскольку Абу Хайян упоминает, что помимо этих четырех были и другие. [26]
ат-Таухиди Такая ситуация продолжалась до тех пор, пока в 1942 году не был опубликован «Китаб аль-Имта' валь-Мунаса» . [25] Эта публикация существенно поддержала работу аль-Кифти, хотя аль-Кифти, по-видимому, смягчил описание и известность обвинений ат-Таухиди о том, что Братья были Батиния , эзотерической сектой исмаилитов и, следовательно, еретиками , возможно, для того, чтобы не запятнать своего друга Заида та же кисть.
Стерн получает дальнейший результат из опубликованного текста « Китаб аль-Имта ва 'ль-Муанаса» , указывая, что история ат-Таухиди приписывает личную встречу с Кади Абу'л-Хасаном Али б. Харун аз-Занджани, основатель группы, появляется в почти идентичной форме в одном из посланий. [27] Хотя взгляд Стерна на вещи аккуратен, он был оспорен Тибави, который указывает на некоторые предположения и ошибки, допущенные Стерном, такие как связь между историей в произведении ат-Таухиди и Посланиями; Тибави указывает на возможность того, что эта история была взята из третьего, независимого и предшествующего источника. [28]
Показания ат-Таухиди также описывались следующим образом:
Ихван ас-Сафа остаются анонимной группой ученых, но когда Абу Хайяна ат-Таухиди спросили о них, он назвал некоторых из них: Абу Сулейман аль-Бусти (известный как аль-Мукаддаси), Али б. Харун аз-Занджани, Мухаммад ан-Нахраджури (или аль-Михраджани), аль-Ауфи и Зайд ибн Рифаи. [29]
Последний современный источник происходит из сохранившихся частей «Китаб Сиван аль-Хикма» (ок. 950 г.) Абу Сулеймана аль-Мантики (учителя ат-Таухиди; 912–985 гг.), [30] это было своего рода сборник биографий; аль-Мантики в первую очередь интересуется литературными приемами Братьев в использовании притч и историй, поэтому он говорит лишь немногое, прежде чем приступить к приведению некоторых выдержек из Энциклопедии :
Абу Сулейман аль-Макдиси: Он является автором пятидесяти двух посланий, входящих в список «Послания искренних братьев»; все они полны Этики и науки... Они распространены среди людей и широко читаются. Я хочу процитировать здесь несколько абзацев, чтобы дать представление о характере их притч, тем самым завершая мою книгу. [31]
аль-Макдиси ранее числился в группе ат-Таухиди в Басре; здесь Стерн и Хамдани расходятся во мнениях: Стерн цитирует Мантики, который приписывает Макдиси 52 послания, но Хамдани говорит: «Ко времени аль-Мантики Расаил был почти завершен (он упоминает 51 трактат)». [32]
Вторая запись, почти современная, представляет собой еще один комментарий Шахразури, записанный в « Таварих аль-Хукама» или, альтернативно, « Таварих аль-Хокама» ; в частности, это из Нужат аль-арва , содержащейся в Таварихе , где говорится:
Абу Сулейман Мах. б. Мошир б. Насби, известный под именем Мокадиси, и Абу аль-Хасан б. Захрун Рихани, Абу Ахмад Нахраджури, аль-Ауфи и Зайд б. Рофаа — философы, составившие мемуары «Ихван аль-кафа», записанные Мокаддиси. [33]
Хамдани оспаривает приведенные выше общие определения, указывая, что версии различаются во многих деталях, например, был ли Зайд автором или нет, был ли основной автор и кто был в группе или нет. Особое внимание он уделяет цитатам из Энциклопедии, датируемым между 954 и 960 годами, в анонимном (псевдо-маджрити) труде «Гайят аль-Хаким» ; Известно, что аль-Макдиси и аз-Занджани действовали в 983 году. Он считает маловероятным, что они могли написать или отредактировать «столь большую энциклопедию по крайней мере двадцать пять-тридцать лет назад, то есть примерно в 343/954-348 годах». /960, когда они были еще очень молоды». [32] Он объясняет, что повествование ат-Таухиди мотивировано современной политикой и проблемами еретики, касающимися карматов , и указывает на то, что существуют доказательства того, что Абу Хайян сфабриковал другие сообщения и информацию. [34]
Алоис Шпренгер упоминает об этом в сноске:
Поскольку я писал первую часть этой заметки, я нашел одного из авторов этих мемуаров, упомянутого в следующих выражениях: «Зейд б. Рофа, один из авторов «Ихван ас-сафа», был крайне невежественным в традициях и был лжецом без стыда». [35]
Послания братьев чистоты
[ редактировать ]Расаил Ихван ас-Сафах ( «Послания Братьев Чистоты ») состоит из пятидесяти двух трактатов по математике, естественным наукам, психологии (психические науки) и теологии. Первая часть, посвященная математике, объединяет четырнадцать посланий, включающих трактаты по арифметике, геометрии, астрономии, географии и музыке, а также трактаты по элементарной логике, в том числе: « Исагога» , « Категории» , «De Interpretatione» , « Первая аналитика» и «Исагога». Апостериорная аналитика . Вторая часть, посвященная естественным наукам, объединяет семнадцать посланий о материи и форме, порождении и разрушении, металлургии, метеорологии, изучении сущности природы, классах растений и животных, включая басню. Третья часть, посвященная психологии, включает десять посланий по психическим и интеллектуальным наукам, посвященных природе интеллекта и умопостигаемого, символике временных циклов, мистической сущности любви, воскресению, причинам и следствиям, определениям и описания. Четвертая часть посвящена богословию в одиннадцати посланиях, исследуя разновидности религиозных сект, добродетель товарищества Братьев Чистоты, свойства подлинной веры, природу Божественного Закона, виды политики и сущность магия. [36]
они определяют «идеального мужчину» В Энциклопедии :
восточноперсидского происхождения, арабской веры, иракского, то есть вавилонского, по образованию, еврейского по проницательности, ученика Христа по поведению, столь же благочестивого, как сирийский монах, грека в естественных науках, индица в истолковании тайн. и, прежде всего, суфий или мистик во всем своем духовном мировоззрении. [37]
Ведутся споры по поводу использования этого описания и других материалов Энциклопедии , помогающих определить личность, принадлежность и другие характеристики Братства.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Обычно их считают тайным обществом из-за их закрытых и частных встреч каждые 12 дней, как упоминается в Расаиле .
- ^ Аль-Фарук, IR (1960), «Об этике братьев чистоты», Мусульманский мир , 50: 109–121.
- ^ Да, это так. «Братья чистоты» pdf . www.noor-book.com (на арабском языке). Архивировано из оригинала 05 сентября 2021 г. Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ «Скрытые покровом секретности с самого начала, Расаил вызвал множество споров и был постоянным источником споров как среди мусульманских, так и среди западных ученых. Идентификация авторов или, возможно, одного автора , место и время написания и распространения их произведений, природа тайного братства, внешним проявлением которого является Расаил – эти и многие второстепенные вопросы остались без ответа». стр. 25, Наср (1964)
- ^ Уильям Бейн Фишер, Ричард Нельсон Фрай, Джон Эндрю Бойл, Кембриджская история Ирана , опубликованная издательством Cambridge University Press, 1975, ISBN 0-521-20093-8 , с. 428
- ^ Братья чистоты, братья верности, люди хвалы и сыны славы.
- ^ стр. 199, 189 Лейн-Пула, 1883 г.
- ^ «Литургия первой ночи состояла из личного ораторского искусства; литургия второй ночи - из «космического текста», читаемого под звездным небом лицом к полярной звезде; а литургия третьей ночи - из философского гимна (подразумевающего метафизический или метакосмический тема), которая была «молитвой Платона», «мольбой Идриса» или «тайным псалмом Аристотеля». стр. 35 Насра 1964 г.
- ^ «[Т] литургия, описанная Ихваном, кажется, более тесно связана с религией наследников пророка Идриса , то есть харранцев, которые были основными наследниками на Ближнем Востоке того, что было названо «восточным пифагореизмом». «и кто были хранителями и распространителями герметизма в исламском мире». стр. 34 Насра 1964 г.
- ^ стр. 36, Нетон, 1991 г.
- ^ Рациональный подход к исламу , Издательство Gyan, 2001, с. 159, ISBN 9788121207256 В другом месте
приводится хадис от Хазрата Айши (1, 358), который ни один шиит никогда бы не сделал.
- ^ Рациональный подход к исламу , Издательство Gyan, 2001, с. 159, ISBN 9788121207256 Сюзанна Дивальд ,
с другой стороны, считала расаилов просто суфиями, а не шиитами, подразумевая тем самым их суннитский характер.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Средневековая история и мысль исмаилитов , Издательство Кембриджского университета, 2001, стр. 146, ISBN 9780521003100
- ^ Рациональный подход к исламу , Издательство Gyan, 2001, с. 159, ISBN 9788121207256 Кроме того ,
в двух местах (III, 489 и IV, 408) есть упоминания об аль-Хулафе аль-Рашидуне, то есть первых четырех халифах, что опять-таки является суннитским верованием.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Традиции в контакте и изменениях: избранные материалы XIV Конгресса Международной ассоциации истории религий , издательство Университета Уилфрида Лорье, январь 2006 г., стр. 448, ISBN 9780889206106
- ^ Гудман, Л.Е., и МакГрегор, Р. (ред.). (2012). Дело животных против человека перед царем джиннов. Издательство Оксфордского университета. п. 10-13
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б стр. 193 «Исследований Лейн-Пула в мечети».
- ^ стр. 25 Насра 1964 г.
- ^ Мусульманские неоплатоники (Лондон, 1982), с. 80.
- ^ Энциклопедия ислама , 1960, с. 1071.
- ^ Истоки исмаилизма (Лондон, 1940), с. 44.
- ^ цитируется Арифом Тамиром в «Хамс Расаил Исмаилия» (Саламия, 1956, стр. 120).
- ^ стр. 345, Хамдани
- ^ 348, Хамдани
- ^ стр. 12-13 книги Аль-Тибави «Ихван ас-Сафа и их расаил: критический обзор полутора веков исследований», опубликованной во втором томе журнала «Исламский квартал» в 1955 году; стр. 28–46
- ^ http://www.hallagulla.com/vb3/philosophy/ikhw-n-al-saf-108780.html [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ 349, Хамдани
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б 350, Хамдани
- ^ «Уведомления о некоторых копиях арабской работы под названием «Расаил Ихвам аль-кафа» Алоиса Шпренгера , первоначально опубликованной в Журнале Азиатского общества Бенгалии (Калькутта) в 1848 году. Исламская философия, том 20.
- ^ 351, Хамдани
- ^ Изображение: Братья8.png
- ^ «Институт исмаилитских исследований - от рукописной традиции к печатному тексту: передача Расаила Ихвана ас-Сафа на Востоке и Западе» . Iis.ac.uk. Архивировано из оригинала 15 октября 2014 г. Проверено 23 августа 2012 г.
- ^ Сейед Хоссейн Наср, Введение в исламские космологические доктрины: концепции природы и методы, используемые для ее изучения Ихваном Аль-Сафахом, Аль-Бируни и Ибн Синой , Издание: исправленное, опубликованное SUNY Press, 1993, ISBN 0-7914-1515-5 . Глава 1. (Страницы 31–33)
Ссылки
[ редактировать ]- Издание 1998 года «Философской энциклопедии Рутледж» ; ред. Эдвард Крейг, ISBN 0-415-18709-5
- Наср, Сейед Хосейн (1964). Введение в исламские космологические доктрины: концепции природы и методы, использованные для ее изучения Ихваном Ас-Сафой, Аль-Бируни и Ибн Синой . Belknap Press издательства Гарвардского университета. LCCN 64-13430 . ОСЛК 352677 .
- Лейн-Пул, Стэнли (1883). Исследования в мечети (1-е изд.). Хаят Книжно-издательская компания САЛ . Проверено 28 апреля 2007 г.
- Неттон, Ян Ричард (1991). Мусульманские неоплатоники: Введение в мысль братьев чистоты (1-е изд.). Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0-7486-0251-8 .
- «Авторство посланий Ихван-ас-Сафа» Самуэля Миклоша Стерна, опубликованное издательством «Исламская культура Хайдарабада» в 1947 году.
- «Абу Хайян ат-Таухиди и братья чистоты», Аббас Хамдани. Международный журнал исследований Ближнего Востока , 9 (1978), 345–353.
- Эль-Бизри, Надер (2008). Послания Братьев Чистоты. Ихван ас-Сафа и их Расаил (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-955724-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Критические издания и английские переводы Посланий Братьев Чистоты, опубликованные издательством Oxford University Press совместно с Институтом исмаилитских исследований (2008–) https://global.oup.com/academic/content/series/e/epistles- из-братьев-чистоты-epbp/?cc=gb&lang=en&
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Весел, Жива (2007). «Ихван аль-Сафах» . В Томасе Хоккей; и др. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Нью-Йорк: Спрингер. ISBN 978-0-387-31022-0 . ( PDF-версия ).
- http://ismaili.net/histoire/history04/history428.html
- Баффиони, Кармела. «Ихван ас-Сафа» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Статья в Британской энциклопедии
- «Ихванус Сафа: рациональный и либеральный подход к исламу» - (Инженер Асгар Али)
- Годфруа де Каллата «Классификация наук согласно Расаил Ихван ас-Сафа».
- Статья Надера Эль-Бизри о братьях в Институте исмаилитских исследований.
- Галерея изображений рукописей Расаила Ихван ас-Сафа Института исмаилитских исследований.
- Статья в Интернет-энциклопедии философии.
- Статья в Стэнфордской энциклопедии философии