Ханану Восстание
Ханану Восстание | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть франко-сирийской войны | |||||||
Северо-запад Сирии, где базировалось восстание Ханану. Восстание было разделено на четыре военные зоны: Джабаль-Кусайр, Джабаль-Сахьюн, Джабаль-Завия и Джабаль-Харим. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Франция • Обязательная Сирия • Армия Леванта | Повстанческие группы ( «Исабат» ) северной Сирии При поддержке : • Сирия • Турция • Трансиордания | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Анри Гуро ХФ де Ламот Андре-Гастон Претела Фернан Губо | Ибрагим Хану Наджиб Увайд Умар аль-Битар Юсуф аль-Садун Мустафа аль-Хадж Хусейн Тахир аль-Кайяли Абдулла ибн Умар Шабан Ага Изз ад-Дин аль-Кассам | ||||||
Сила | |||||||
20 000 (2-я дивизия в Киликии и районе Алеппо) | ~5000 нерегулярных | ||||||
1 Повстанческое движение на низком уровне продолжалось как минимум до августа 1926 года. [1] |
Восстание Ханану (также известное как восстание в Алеппо) [2] или Северные восстания ) — восстание против французских вооруженных сил на севере Сирии, в основном сосредоточенных в западной сельской местности Алеппо , в 1920–1921 годах. Поддержка восстания была вызвана противодействием установлению французского мандата в Сирии . Восстание , обычно названное в честь своего ведущего командира Ибрагима Ханану , в основном состояло из четырех союзных повстанческих движений в районах Джебель-Харим , Джебель-Кусайр , Джебель-Завия и Джебель-Сахьюн . Повстанцев возглавляли сельские лидеры, и они в основном участвовали в партизанских нападениях на французские войска или в саботаже ключевых объектов инфраструктуры.
Восстание Ханану совпало с восстанием алавитов в прибрежных горах Сирии под руководством Салеха аль-Али , и и аль-Али, и Ханану совместно называли свои восстания частью «общего национального движения Западного Алеппо». Несмотря на ранние победы повстанцев, партизанские операции прекратились после французской оккупации города Алеппо в июле 1920 года и роспуска арабского правительства в Дамаске , ключевого сторонника восстания. Силы Ханану возобновили восстание в ноябре 1920 года после получения существенной военной помощи от турецких войск Мустафы Кемаля , которые боролись с французами за контроль над южной Анатолией .
На пике восстания в 1920 году Ханану основал квазигосударство в регионе между Алеппо и Средиземноморьем. В декабре 1920 года повстанцам было нанесено крупное боевое поражение, а после соглашений между французами и турками турецкая военная поддержка повстанцев в значительной степени прекратилась к весне 1921 года. В июле французские войска захватили последний оплот Ханану в Джебель-Завии. Ханану предстал перед судом французских подмандатных властей и в конечном итоге был оправдан. Повстанческое движение низкого уровня, возглавляемое Юсуфом аль-Садуном, продолжалось, причем последнее крупное военное столкновение с французскими войсками произошло 8 августа 1926 года. Последнее произошло во время общенационального Великого сирийского восстания , которое началось летом 1925 года.
Крах восстания Ханану стал важным поворотным моментом в политической конфигурации Алеппо. В то время как до восстания многие представители политической элиты Алеппо были сторонниками турецкой национальной политики, предательство, которое почувствовали лидеры Алеппо после прекращения турецкой поддержки, побудило большинство из них принять и следовать общей судьбе с остальной частью Сирии. На многих также повлияла поддержка Ханану сирийского единства и укрепления связей с Дамаском . В результате франко-турецких соглашений анатолийские внутренние районы Алеппо, главный рынок для его товаров и поставщик продовольствия и сырья, были переданы Турции. Это фактически разорвало торговые отношения между Алеппо и Анатолией, нанеся ущерб экономике первой.
Фон
[ редактировать ]В октябре 1918 года союзные войска и шарифская армия вырвали контроль над Сирией у Османской империи . При британской военной поддержке хашимитский лидер шарифской армии Эмир Фейсал сформировал элементарное правительство в Дамаске , которое распространило свой контроль на северные внутренние сирийские города Хомс , Хама и Алеппо . Тем временем Франция заявила об особых интересах в Сирии в соответствии с соглашением Сайкса-Пико, заключенным с Великобританией, и стремилась установить французский мандат в регионе. Жители Сирии выступили против французского правления. [3] Французские войска высадились в северном прибрежном городе Латакия в ноябре 1918 года и начали продвигаться вглубь страны через прибрежные горы , где они столкнулись с восстанием, возглавляемым Салехом аль-Али , алавитским феодальным шейхом . [4]
Политические и культурные настроения в Алеппо
[ редактировать ]Во время арабского восстания и его последствий политическая элита Алеппо была разделена на тех, кто поддерживал арабское националистическое движение во главе с Фейсалом, и тех, кто стремился к политической автономии Алеппо и его внутренних районов в составе Османского государства. Ряд факторов отличал позицию элиты и населения Алеппо от позиции Дамаска. Во-первых, экономическое благосостояние жителей Алеппо зависело от открытого коммерческого доступа к анатолийским внутренним районам Алеппо, населенным преимущественно турками ; Юго-западная Анатолия была основным рынком для товаров Алеппо и основным поставщиком продовольствия и сырья. [5]
Более того, политическая элита Алеппо, которая была значительно более разнообразной в этническом и религиозном отношении, чем Дамаск, почти полностью населенный арабами -мусульманами, была культурно ближе к турецко-османскому обществу, а многие члены элиты Алеппо имели тюркское , курдское и черкесское происхождение. [5] Из-за этих факторов многие представители политического класса Алеппо не поддержали арабское восстание 1916 года , а те, кто присоединился к нему, чувствовали, что восстание значительно превзошло их ожидания, поскольку оно в конечном итоге положило конец османскому правлению, тем самым разорвав узы исламского единства и положив начало разделению Алеппо из его внутренних районов Анатолии. [6] В Алеппо, который под властью Османской империи был административным центром вилайета Алеппо (провинция Алеппо) и по политическому статусу равнялся Дамаску, также возникло недовольство политическим доминированием Дамаска при Фейсале. Хотя в правительстве Фейсала, базирующемся в Дамаске, было несколько алеппинцев, ведущие политические лидеры Фейсала в Алеппо были выходцами из Дамаска или Ирака . Однако французские официальные лица ошибочно полагали, что соперничество между Алеппо и Дамаском заставит элиту Алеппо принять французское правление. [6] Вместо этого, по словам историка Филиппа С. Хури, Алеппо «яростно сопротивлялся [французской] оккупации, чтобы его голос был услышан в новом политическом климате». [6]
Несколько высокопоставленных лиц Алеппы поддержали эмира Фейсала, и в конце октября 1918 года, после входа шарифской армии в Алеппо, в городе был основан филиал Арабского клуба. [7] Идеология Арабского клуба представляла собой смесь арабского национализма и алеппинского регионализма. [8] Он продвигал концепцию сирийского национального единства, [8] и служил базой политической поддержки эмира Фейсала. [7] Среди основателей Арабского клуба были Ибрагим Ханану , президент президентского совета вилайета Алеппо, Рашид аль-Талиа, губернатор вилайета Алеппо, Наджиб Бани Зади, богатый алеппинский купец, Абд ар-Рахман аль-Кайяли, алеппинский врач и Шейх Масуд аль-Кавакиби, один из ведущих мусульманских ученых города. [7] [8]
Прелюдия и первые действия повстанцев
[ редактировать ]В ноябре 1918 года солдаты армии эмира Фейсала вошли в Антиохию и были встречены арабскими жителями города. В конце ноября французские войска высадились на побережье Александреттского залива и вошли в город Александретта , что спровоцировало антифранцузские восстания в Антиохии, аль-Хамаммате и Киркхане , а также в районе аль-Амука . В декабре французские войска оккупировали Антиохию и заменили арабский флаг на ее правительственной штаб-квартире французским флагом. Восстания продолжались в сельской местности города, а именно в окрестностях Харбии и Аль-Кусайра . Местные восстания распространились от региона Антиохии до сельской местности Алеппо вплоть до Евфрата . [9] Повстанцы состояли из небольших, дезорганизованных ишабатов (банд) и совершали партизанские нападения на французские объекты, но они также занимались бандитизмом и грабежами на дорогах. [10] Первая попытка координации различных повстанческих группировок была предпринята, когда один из лидеров Антиохийского восстания и известный алавитский деятель Наджиб аль-Арсузи установил контакты с лидерами повстанцев из Джиср аль-Шугура и других регионов. [9]
Британские войска были выведены из Сирии в Трансиорданию и Палестину в декабре 1919 года в рамках соглашений с Францией о разделе контроля над преимущественно арабскими территориями Османской империи. [3] Франция получила мандат над Сирией (позже, в апреле 1920 года, на конференции в Сан-Ремо ). [11] Это сделало рудиментарное государство Фейсала уязвимым для французской оккупации. [3] Французы потребовали, чтобы Фейсал обуздал ишабат . [12] которые не находились под контролем Фейсала. [13] Вместо этого Фейсал решил поддержать и организовать северных повстанцев, чтобы предотвратить продвижение французов из прибрежных районов в глубь Сирии. [12] Арабское правительство доверило двум уроженцам северной Сирии Ханану, [12] бывший османский военный инструктор и муниципальный чиновник, [14] и Субхи Баракат , видный человек из Александретты, с расширением и организацией местных восстаний в полномасштабное восстание. [12]
Первоначально Ханану материально поддерживал партизанские операции Бараката против французов в районе Антиохии. Позже он решил организовать восстание в Алеппо и его окрестностях. [15] Ханану был побужден действовать из-за того, что он считал неэффективностью Сирийского национального конгресса , законодательного органа штата Фейсала, членом которого был Ханану, в предотвращении французского правления. [4] Возможно, его также поддержал Рашид аль-Талиа, губернатор арабского правительства в Хаме, который поддерживал Салеха аль-Али и восстание, в котором доминировали алавиты, которое он возглавлял против французов в сирийских прибрежных горах. [16] Тем временем Сирийский национальный конгресс провозгласил создание Сирийского арабского королевства в марте 1920 года. Франция опасалась, что популярное националистическое движение, исходящее из королевства Фейсала, может распространиться на Ливан и французские территории в Северной Африке, и предприняла шаги, чтобы положить конец правлению Фейсала. состояние. [3] Антифранцузское сопротивление проявилось на местном уровне в виде Комитетов национальной обороны, которые начали возникать в Алеппо и его внутренних районах. Комитеты были основаны членами местной элиты, многие из которых симпатизировали османскому правлению, но комитеты быстро подпитывались популистской агитацией против французского колониализма. [10]
Ханану заручился поддержкой Комитета национальной обороны Алеппо, в который входили многочисленные образованные профессионалы, богатые торговцы и мусульманские религиозные лидеры. [17] города Комитет предоставил ему оружие и средства, помог продвигать его вооруженную кампанию среди мусульманских ученых , а также связал Ханану с Ибрагимом аль-Шагури, командующим арабской армии . второй дивизией [18] По приказу арабского правительства в Дамаске Ханану сформировал в Алеппо ишабу, состоящую из семи человек из его родного Кафр-Тахарима , которых он вооружил ручными бомбами и винтовками. [19] С помощью аль-Шагури Ханану позже расширил свою ишабу до сорока бойцов, известных как моджахеды (борцы священной борьбы), из Кафр-Тахарима и организовал их в четыре отряда равного размера. [18] По словам историка Далала Арсузи-Эламира, небольшой размер каждого подразделения сделал их очень мобильными и «способными нанести хаос французским войскам». [19] Ханану использовал ферму своей семьи в региональном административном центре Харим в качестве штаб-квартиры своего отделения Комитета национальной обороны. [14]
Бунт
[ редактировать ]Первый этап
[ редактировать ]Битва при Хариме
[ редактировать ]Восстание Ханану совпало с турецкими восстаниями против французского военного присутствия в анатолийских городах Урфа , Газиантеп и Мараш . [20] Это также было связано с восстанием Бараката в Антиохии, которая была захвачена и удерживалась арабскими партизанами в течение недели, начиная с 13 марта 1920 года. Французские ВВС бомбардировали Антиохию в течение 17 дней, пока повстанцы не отошли в Нарлиху . [19] 18 апреля, воспользовавшись отвлечением французских войск на Газиантеп, где происходило крупное сражение между французскими и турецкими войсками, Ханану решил атаковать французский гарнизон в Хариме. [20] Ханану с пятьюдесятью своими иррегулярными формированиями штурмовал город. Когда слухи о его нападении распространились по близлежащим деревням, [20] впоследствии его силы увеличились до 400 человек. [16] [20]
Ханану и Рашид аль-Талиа сотрудничали с Баракатом в попытке объединить повстанческие группы северной Сирии в единое движение сопротивления против французов, находящееся на стороне правительства Фейсала в Дамаске. [21] Ханану также заключил союз с полукочевыми племенами мавали из региона Алеппо. [22] После битвы при Хариме Ханану при содействии Комитета национальной обороны Алеппо собрал до 2000 фунтов золота в виде средств и 1700 винтовок для 680 человек в его ишабе . [17] кого он и его помощники обучали. [8]
Французская оккупация Алеппо
[ редактировать ]В апреле 1920 года Ханану координировал поставку турецкого оружия силам Салеха аль-Али во время их восстания против французов в прибрежных горах к югу от Латакии. [23] Правительство Фейсала помогало движению Ханану финансово и материально через местных арабских националистических посредников. Французский генерал Анри Гуро потребовал, чтобы Фейсал обуздал повстанцев на севере Сирии и прекратил их сопротивление французскому военному наступлению. [24] Фейсал продолжал выступать против французского правления, и его правительство в мае начало кампанию по набору солдат со всей страны в рамках последней попытки защитить Дамаск от французского вторжения, но кампания по набору солдат не увенчалась успехом. [21] 14 июля Гуро предъявил Фейсалу ультиматум с требованием демобилизовать его импровизированную арабскую армию и признать мандат Франции над Сирией. [3] Позже, в середине июля, французские войска прорвали линии сопротивления Ханану в Джиср-эш-Шугуре, захватив город на пути к Алеппо. [24]
В конце июля французы усилили наступление на крупные внутренние города Сирии. 23 июля французские войска под командованием генерала Фернана Губо [25] командующий армии Леванта , четвертой дивизией [26] без сопротивления захватили Алеппо. [25] Отсутствие сопротивления подверглось критике со стороны командира аль-Садуна в своих мемуарах. После оккупации Алеппо он организовал 750 повстанцев, чтобы вытеснить французов из города, но этот план не был реализован. [27] Последовавшее за этим бегство арабских националистических лидеров Алеппо в сельскую местность и военное превосходство французских войск сумели помешать потенциальному восстанию в городе. [8] 25 июля французские войска захватили Дамаск , через день после разгрома небольшого контингента арабской армии и вооруженных добровольцев под командованием Юсуфа аль-Азмы в битве при Майсалуне . [3] После потери Алеппо и Дамаска Баракат организовал встречу лидеров антиохийских повстанцев в Аль-Кусайре, на которой присутствующие разделились между теми, кто выступал за одно из следующих действий: продолжение восстания, капитуляцию французам или обращение к туркам за поддержкой. . После встречи Баракат решил перейти на сторону французов. [27] После этого аль-Садун и его бойцы продолжили восстание в бывшем районе действий Бараката. [28]
Тем временем Ханану покинул Алеппо, который служил его городской базой, и отправился в деревню Баруда, чтобы перегруппироваться и продолжить восстание, заручившись поддержкой своего руководства со стороны активных ишабатов в сельской местности на западе Алеппо. [29] Впоследствии восстание расширилось и включило еще четыре ишабата ас-Садуна , а именно ишаба (более 400 повстанцев) в районе Джебель-Кусайра недалеко от Антиохии, Умара аль-Битара ( ишаба 150 повстанцев) в Джебель-Сахьюне в горах. вокруг аль-Хаффы к северо-востоку от Латакии , ишаба в Джебель-Завии Наджиба Увайда (200 повстанцев) под командованием Мустафы аль-Хаджа Хусейна и ишаба (250 боевиков) вокруг Кафр-Тахарима в округе Харим. [29] [30] Зона действий Аль-Садуна была сосредоточена в Джебель-Кусайре, но простиралась на север до Аль-Амука, на юг до Джиср аль-Шугура, на восток до Даркуша и на запад до района Кесаб . [29]
Ишаба Джабле из также приняла во главе с шейхом Изз ад-Дином аль-Кассамом участие в восстании. Французские военные власти считали группу аль-Кассама, которая в начале 1920 года перенесла свою штаб-квартиру в деревню Джебель-Сахьюн в Занкуфе из Джаблеха, [31] быть частью подразделения аль-Битара, но два командира действовали в разных секторах. [24] Подразделение Аль-Битара действовало в Джебель-Сахьюне с начала 1919 года, вскоре после того, как французские войска высадились в Латакии. [29] Аль-Кассам уехал из Сирии в Палестину, удерживаемую британцами, где-то после битвы при Майсалуне, чтобы избежать захвата французами, выдавшими ордер на его арест. [24]
Второй этап
[ редактировать ]Союз с турецкими войсками
[ редактировать ]После разрушения арабского правительства в Дамаске и изгнания Фейсала повстанцы Ханану попытались компенсировать последующую потерю помощи со стороны арабского правительства. В период после поражения арабов повстанцы начали назначать на своей территории администраторов, которые курировали введение налогов для поддержки восстания, ежемесячную зарплату бойцам и снабжение ишаба . Они также стремились пройти военную подготовку у турецких офицеров. [21]
Ханану и некоторые из его помощников отправились в Мараш, чтобы попросить поддержки у анатолийских повстанцев, и 7 сентября он подписал с ними соглашение, в котором они признали его представителем арабского правительства Сирии и пообещали военную помощь. [29] В течение этого месяца Ханану начал получать значительную финансовую и военную поддержку, а также военных советников от остатков Второй османской армии . [32] Несмотря на взаимную подозрительность между националистами Алеппо и Турцией, которые возглавляли свои восстания, обе стороны согласились, что они противостоят общему французскому врагу. Кроме того, борьба Турции за вытеснение французских войск из Анатолии получила широкую поддержку со стороны жителей Сирии, и, в частности, на севере Сирии было широко распространено чувство религиозной солидарности с турками. [33] На второй неделе сентября Салех аль-Али объявил, что готов координировать свои действия с повстанцами Ханану. [29]
Турецкие войска в Анатолии возглавил Мустафа Кемаль , с которым Ханану установил контакт через посредников, главой которых был Джамиль Ибрагим-паша . Последний, арабизированный курд, ветеран Османской мировой войны и отсутствующий домовладелец из Алеппо, встретился с Мустафой Кемалем в Газиантепе в конце лета 1920 года. В ходе их встречи было заключено соглашение о начале финансируемой турками пропагандистской кампании против Французская оккупация. Кампания началась в Алеппо в декабре 1920 года. [33]
Хотя городское восстание в Алеппо не произошло после оккупации города французскими войсками, многие жители Алеппо участвовали в пассивном сопротивлении французам и тайно оказывали материальную помощь повстанцам Ханану, сражавшимся в сельских районах к западу от города. [8] Помимо пропагандистской кампании повстанцев, антифранцузские настроения в Алеппо росли в силу социально-экономических факторов. К ним относятся нарушение торговых путей между Алеппо и его сельской местностью, накопление и спекуляция мукой, а также рост безработицы, который частично был результатом притока армянских беженцев , покинувших свои деревни в Турции во время геноцида армян . [33] Последнее привело к резкому росту цен на хлеб и последующим голодным бунтам и голоду в некоторых районах города. Французские власти также объявили военное положение, ограничив поездки и свободу слова, что еще больше разочаровало жителей.
В результате ухудшения условий в городе, приписываемого французскому управлению, непопулярного введения военного положения и пропагандистских усилий повстанцев и их турецких покровителей, многие лидеры районов Алеппо решили вербовать мужчин для присоединения к повстанцам Ханану, в то время как многие из городские землевладельцы и купцы жертвовали средства на дело повстанцев. Присутствие 5000 французских сенегальских солдат предотвратило городское восстание, направленное против французских войск, но во многих случаях мусульмане из бедных кварталов Алеппо, таких как Баб ан-Найраб , жестоко нападали на членов большого христианского меньшинства города, потому что на них смотрели. как связанный с французскими интересами. [34]
Возобновление восстания
[ редактировать ]После относительного затишья в боях, последовавшего за французской оккупацией Алеппо и Дамаска, силы Ханану возобновили свою партизанскую кампанию в ноябре 1920 года. [34] К тому времени силы Ханану выросли примерно до 5000 нерегулярных формирований. [32] [35] За два месяца до ноябрьского наступления восстания в районе Антиохии и сирийских прибрежных горах также возобновились после временного прекращения в мае 1920 года. [33] Вооруженные действия союзников Ханану включали нападение 600 повстанцев на полицейский участок Хаммама , деревни к северу от Харима, в сентябре. Гуро заявил в отчете от 21 сентября, что повстанцы полностью контролируют Антакью, дорогу между последним городом и Алеппо и горами Аманус . [27] Повстанцы Ханану саботировали телеграфные линии и железные дороги, захватили и разоружили французские войска и помешали французским военным передвижениям в город Алеппо. [35] Неоднократное разрушение железнодорожных и телеграфных линий между Алеппо, Александреттой и Бейрутом повстанцами Ханану и Салеха аль-Али дало повстанцам возможность взять под полный контроль северо-запад Сирии. [36]
К концу ноября повстанцы взяли под контроль города Харим и Джиср аль-Шугур, а также деревни их округов. Затем они подготовились к наступлению с целью захвата городов и районов Идлиба и Мааррат ан-Нумана . [36] Другие крупные сцены боевых действий произошли в Искате , Джиср аль-Хадиде , Кафр-Тахариме, Даркуше, Талкалахе , а также в районах Аль-Кусайра и Антиохии. [29] Примерно в то же время силы курдских племен противостояли французам в Вираншехире , к востоку от Алеппо, и силам бедуинов под командованием бывшего османского офицера Рамадана аль-Шалаша . [32] который заявил о своей поддержке Ханану, [34] начал партизанские действия против французских войск в окрестностях Ракки . [32]
В конце зимы 1920 года повстанцы Ханану напали на французские войска в Идлибе и, по словам британского консула в Алеппо, разграбили город и убили некоторых его христианских жителей. Победа Ханану в Идлибе и прибытие турецкой военной помощи привели к выводу французов из Идлиба. [32] Главным заместителем Ханану в операции в Идлибе был Тахир аль-Кайяли. [37] который также был президентом Арабского клуба Алеппо и Комитета национальной обороны Алеппо. [38] В начале декабря французский генерал 2-й дивизии в Алеппо Анри-Феликс де Ламот собрал колонну в Хаммаме. [36] В середине декабря французы предприняли контратаку на Идлиб и сожгли город. [32] После этого генерал де Ламот собрал вторую колонну в Идлибе. [36]
Французской колонне из Хаммама удалось отбить у повстанцев Харим и Джиср аль-Шугур после серии атак и контратак между двумя сторонами в конце декабря. Повстанцы Ханану и турецкие нерегулярные формирования начали широкое наступление, чтобы вернуть свои позиции в Хариме, Джиср аль-Шугуре и Идлибе, и, по словам Хури, в результате наступления «разворот казался возможным». Однако в этот район прибыла французская колонна помощи, и французы укрепили свою власть над тремя крупными городами. Победы французов в декабре оказались решающим поражением для сил Ханану, которые отошли в Джебель-Завию, горный район к югу от Идлиба. В Джебель-Завии Ханану и его командиры реорганизовали повстанцев в более многочисленные и меньшие отряды. [36]
В начале 1921 года, используя аль-Шалаша в качестве посредника, [34] Ханану начал получать поддержку от эмира Абдаллы , хашимитского эмира Трансиордании и брата Фейсала. [39] Хотя поддержка со стороны эмира Абдаллы была относительно небольшой, французские власти опасались, что это часть заговора Абдаллы и его британских союзников по изгнанию французов из Сирии. [34] Тем временем Ханану проводил частые ударные операции против левого фланга французов в районе между Урфой и Антиохией, пытаясь поддержать турок на главном фронте в Газиантепе. [32]
Уменьшение поддержки со стороны Турции
[ редактировать ]Ханану продолжал получать оружие и средства из Анатолии в начале 1921 года, включая партию в марте, состоящую из 30 пулеметов и 20 возов боеприпасов, которая пришла после более крупной партии оружия через Джарабулус где-то в конце февраля - начале марта. [32] В марте турки и французы заключили договор о прекращении боевых действий в Киликии , южном анатолийском регионе к северу от Алеппо. [40] В том же месяце Ханану и Салех аль-Али направили совместное письмо в Лигу Наций через консулов США и Испании в Алеппо, в котором лидеры повстанцев называли себя командирами «общего национального движения в районе Западного Алеппо» и утверждал, что Сирия стремится оставаться независимой от Франции и что страна является частью более широкого исламского сообщества, связанного с Османским государством. [23]
Несмотря на договор с Францией, турецкие войска на юге Анатолии продолжали поддерживать повстанцев Ханану оружием еще какое-то время, чтобы оказать дальнейшее давление на французов и получить больше рычагов влияния в переговорах по поводу территориальных уступок. [40] На этом этапе восстания повстанцы контролировали деревни районов Харим, Антиохия, Джиср аль-Шугур, Идлиб и Мааррат ан-Нуман, но не сами города. Французы и Ханану вступили в переговоры в деревне Курин недалеко от Идлиба в апреле, но потерпели неудачу. По приказу Верховного комиссара французского мандата Анри Гуро в апреле французы усилили свое военное присутствие в регионе Большого Алеппо, и их колонны разгромили повстанцев Ханану в ряде столкновений за этот период. [4] [40] К апрелю у французов было более 20 000 военнослужащих в южной Анатолии и северной Сирии, из них более 5 000 военнослужащих в Алеппо, 4 500 в районе Идлиба, 1 000 в Катме и 5 000 в районе Антиохии . [23] В мае французские войска под командованием генерала Губо преследовали бедуинских повстанцев Мавали и Сбаа после того, как они предприняли несколько атак на шоссе между Хомсом и Хамой. Мавали сдались после французских воздушных бомбардировок их лагерей в Катаре 21 мая. [41]
По данным французской разведки, турки отправили политических агентов в северную Сирию, чтобы убедить жителей отказаться от вооруженного сопротивления французам и принять французское правление, что, по их утверждениям, принесет пользу населению. [42] Где-то между апрелем и маем, [43] Ханану приказал Увайду казнить полевого командира Мустафу Асим-бея за его участие в нападении на преимущественно христианский город Ас-Сукайлабия , в котором были убиты многие его жители. [44] Асим-бей был решительно проосманским арабским офицером, имевшим особенно тесные связи с анатолийскими повстанцами. [37] [45] Ханану считал, что турки поручили ему совершить рейды на Ас-Сукайлабию и другие деревни, чтобы запятнать имидж повстанцев среди местных жителей, в рамках соглашений Турции с Францией о подавлении восстания на севере Сирии. [44] Казнь Асима, возможно, способствовала быстрому выводу турецких военных советников повстанцев, которые были недовольны казнью. [43]
Поток оружия из Анатолии прекратился в июне либо из-за прямого дипломатического запроса Франции, либо из-за перенаправления оружия и боевиков для борьбы с наступлением Греции против турок в западной Анатолии. В любом случае прекращение поставок оружия оказало существенное влияние как на военный аспект восстания, так и на моральный дух, поскольку Ханану и сторонники восстания в Алеппо чувствовали себя брошенными турками, которые позже заключили окончательное мирное соглашение с Францией, известное как в Анкарский договор октябре. [46] Нуждаясь в средствах, Ханану нанял местных бандитов, чтобы вымогать деньги и припасы у жителей Джебель-Завии. [47] Его основные источники оружия стали ограничиваться городами Мааррат ан-Нуман и Хама. [42] Из-за предыдущих ударов, нанесенных повстанцам со стороны французских войск, ослабления поддержки восстания со стороны местных жителей и нехватки оружия, восстание Ханану в значительной степени рассеялось весной 1921 года. [40] хотя операции повстанцев против французов в этот период все еще продолжались в замедленном темпе. [42]
Подавление и последствия
[ редактировать ]С весны до начала лета 1921 года повстанцы потерпели ряд поражений. [42] В июле 1921 года оплот Ханану в Джебель-Завии был захвачен французскими войсками. [39] К этому времени французские войска приступили к сжиганию деревень, где поддержка повстанцев была высокой. Некоторые жители этих деревень были арестованы или казнены, что побудило некоторых повстанцев в конечном итоге сдаться. [44] 11 или 12 июля Ханану бежал в удерживаемую британцами Трансиорданию, ища убежища у националистов из Сирии. [42] чтобы избежать ареста французскими властями. [44] [48] Офицеры британской разведки арестовали Ханану во время его визита в Иерусалим и в августе экстрадировали его в Сирию. [42]
После шести месяцев заключения, [42] Впоследствии Ханану предстал перед судом 15 марта 1922 года. [48] обвинения против него включают убийство, организацию повстанческих банд, участие в разбое и разрушение государственной собственности и инфраструктуры. Его защищал адвокат-христианин из Алеппии Фатхаллах Саккал . [42] В суде Ханану осудил «незаконную оккупацию Сирии» и заявил, что военные операции проводились под эгидой Мустафы Кемаля. [42] Суд стал точкой сплочения народной поддержки Ханану и привел к значительной степени солидарности среди городской элиты Алеппо, которая коллективно поддержала свободу Ханану. Суд завершился 18 марта, и Ханану был оправдан после того, как суд решил, что он не был мятежником, а скорее солдатом, которому власти Османской империи по закону обязали участвовать в войне против французских войск. [48] По словам Хури, «вердикт был бы другим… если бы Ханану не стал легендой в свое время» и если бы франко-турецкая война не закончилась. [42]
Хотя восстание Ханану было в значительной степени подавлено, повстанческое движение низкого уровня с участием небольших ишабатов . в сельской местности Алеппо продолжалось [40] Аль-Саадун и Увайд предпочли продолжить вооруженную борьбу, бежав в прибрежные горы, а оттуда в Турцию в декабре 1921 года. Из приграничной с Сирией зоны они организовали нападения на французские войска. Летом 1922 года аль-Садун со 100 своими бойцами вошел в Джабаль-Завию, чтобы наказать тех, кто перешел на сторону повстанцев, или жителей, перешедших на сторону. 26 августа ишаба аль-Садуна напала на почтовый конвой в ад-Даракии, деревне между Даркушем и Антиохией. [44] В 1923 году командир повстанцев Акил аль-Сакати и десять его бойцов предприняли многочисленные нападения на французов, в том числе штурм правительственного здания в аль-Сафире , к юго-востоку от Алеппо, и Джиср аль-Хадида недалеко от Антакьи. [1]
Повстанческое движение на северо-западе Сирии продолжалось, и в период с декабря 1925 по август 1926 года боевики аль-Садуна предприняли несколько атак на французские войска и военные объекты. Эти нападения совпали с Великим сирийским восстанием , которое началось на юге страны и распространилось на центральные и северные сирийские города. ас-Садуна Среди крупных сражений между ишабой и французами произошло в Телль-Амаре в конце апреля 1926 года. Последнее крупное столкновение произошло в Джебель-Кусайре 8 августа 1926 года. [44]
Повстанческая организация
[ редактировать ]Группы повстанцев были известны как Харакат аль-ишабат , и каждая отдельная ишаба состояла из от 30 до 100 повстанцев, известных как моджахеды , и возглавлялась раисом ( командиром), который часто был местным знатным человеком или глава крупного клана. [49] Отдельные ишабаты начали формироваться в сельской местности между Алеппо и Анатолией в 1919 году, чтобы противостоять наступлению французов, но Ханану постепенно консолидировал их в свою сеть. [50]
В конечном итоге восстание было организовано в четыре основные военные зоны, каждую из которых возглавлял раис ишаба, уроженец этой зоны. Четыре зоны были следующими: Джабаль-Кусайр (район Антиохии) во главе с шейхом Юсуфом аль-Садуном (штаб-квартира в Бабаторуне ) , Джабаль Харим во главе с Наджибом Увайдом (штаб-квартира в Кафр-Тахариме), Джабаль Завия во главе с Мустафой Хаджем Хусейном и Джабаль Сахьюн (район Аль-Хаффа) во главе с Умаром аль-Битаром. [51] Ханану, общий лидер восстания, и региональные командиры вместе обсуждали важные военные решения, обычно связанные с конкретной партизанской кампанией или закупками оружия. Время от времени они также консультировались с Оздемир-беем, командиром турецких нерегулярных формирований, сражающихся с французами в Анатолии. [51]
В разгар восстания Ханану фактически создал квазинезависимое государство между Алеппо и Средиземным морем . [16] Повстанцы Ханану сначала начали управлять захваченной территорией в Арманазе , где повстанцы координировали свои действия с муниципалитетом этого города, чтобы обложить налогами землевладельцев, владельцев скота и фермеров для финансирования своей деятельности. Оттуда административная территория Ханану расширилась на другие города и деревни, включая Кафр-Тахарим, а также районные центры Харим, Джиср аль-Шугур и Идлиб. Муниципальные советы этих городов не были заменены, а перепрофилированы для поддержки финансовых потребностей повстанцев и продвижения их социальных убеждений. Кафр-Тахарим стал законодательным центром повстанческой территории с законодательным комитетом для сбора денег и оружия из местных источников, а также высшим революционным советом для надзора за судебными вопросами. [16]
Добровольцы из сельских деревень составляли основную часть боевых сил повстанцев, и во время восстания в каждой деревне обычно было резервное подразделение численностью 30 человек. [1] Однако в состав сил Ханану входили и добровольцы из города Алеппо, бывшие османские призывники, [34] Бедуинские племена (в том числе около 1500 бойцов Мавали) [41] и турецкие офицеры, служившие советниками. [34] Ишабат укоренился в сельской местности , но также получал финансовую поддержку от жителей городов. [52] Хотя повстанцы действовали как традиционное сельское сирийское автономное движение, опасающееся централизованной власти или иностранного вмешательства в их дела, они также стремились установить тесные связи с арабским националистическим движением и, вплоть до поражения арабской армии при Майсалуне, с представителями арабского правительства. базирующиеся в городах. [51]
По словам историка Надин Меуши, помимо военного опыта, формальный военный язык и стиль были важны для командиров повстанцев, поскольку они стремились привить своим солдатам «дух, самооценку и форму армии». [53] Во время встреч с руководством повстанцев моджахеды принимающего лидера принимали боевое построение, выстраиваясь вдоль дороги принимающей деревни и приветствуя прибывших командиров. [53] Повстанцы называли себя джунуд ат-саура (поет. jundi ), что означает «солдаты восстания», что представляло собой более благородный образ, чем термин ишаба , который ассоциировался с бандитизмом, и термин аль-аскар , который относился к военным и имел негативный оттенок из-за ассоциации с призывом на военную службу и репрессиями. Каждый моджахед получал зарплату в зависимости от своего звания, причем кавалеристы ( фурсан ) или офицеры получали более высокую зарплату, чем пехотинцы ( мушат ). [54]
У повстанцев было несколько источников оружия, но они не располагали тяжелым вооружением. [55] за исключением двух артиллерийских орудий. [36] Источниками оружия были турецкие войска в южной Анатолии, бедуинские племена, которые продавали или переправляли контрабандой повстанцам винтовки Маузера , которые немцы раздавали племенам во время Первой мировой войны, запасы оружия, оставленные османскими войсками, бежавшими из Сирии во время британско-арабской войны. наступление 1918 г. и рейды на французские склады оружия. Арсенал повстанцев в основном состоял из немецких винтовок Маузера, револьверов, дробовиков и турецких пятизарядных пистолетов, а также сабель и кинжалов . [55] По словам Хури, у повстанцев также было двенадцать ручных пулеметов. [36] После разгрома арабского правительства в июле 1920 года турки стали основными поставщиками оружия повстанцам. Повстанцы отличали турецкое вооруженное движение в Анатолии от османского движения, к которому повстанцы относились негативно, подчеркивая роль турецкого генерала Мустафы Кемаля, который считался типичным лидером партизан в борьбе против французской оккупации. [49]
Тактика
[ редактировать ]Повстанцы
[ редактировать ]По словам Арсузи, основными оперативными целями ишабата было нанести как можно больший ущерб французским войскам и продемонстрировать их «решимость сопротивляться». [56] Повстанцы использовали знакомую гористую местность, где они действовали против французских войск, и обычно начинали партизанские операции ночью, чтобы избежать обнаружения. [36] [56] Однако в моменты, когда повстанцам не удавалось избежать прямой конфронтации с французскими войсками, они поддерживали боевой порядок, аналогичный регулярной армии. [56]
Французские войска
[ редактировать ]В военном отношении французы использовали против повстанцев крупные колонные формирования - тактику, которую французский начальник штаба Армии Леванта генерал Андре-Гастон Претела счел в целом неэффективной против небольших мобильных отрядов повстанцев. Вместо этого он считал, что оптимальным способом победить повстанцев будет набор местных ополченцев, которые разделят две основные сильные стороны повстанцев: знание местности и высокую мобильность. [40] Однако сирийская жандармерия, призванная французскими военными, не смогла победить повстанцев, поскольку они были слишком малочисленны и не совсем надежны в боях с местными жителями. [27] [40]
Французам удалось убедить крупных землевладельцев прекратить поддержку повстанцев и нанять местные ополченцы для защиты автомагистралей от нападений повстанцев. Французы также в конечном итоге поняли, что для подавления восстания в Сирии им необходимо пойти на уступки в Анатолии и наладить сотрудничество с турками, чья финансовая, военная и моральная поддержка имела решающее значение для повстанцев. Когда с турками было достигнуто перемирие, французы перебросили большое количество войск с анатолийского фронта для подавления повстанцев в Сирии. [27] [57]
Мотивы восстания
[ редактировать ]Все подчиненные Ханану офицеры и рядовые бойцы были мусульманами-суннитами , но были этнически неоднородны. Сам Ханану был курдом, как и полевые командиры Наджиб Увайд и Абдулла ибн Умар, в то время как Умар аль-Битар был арабом, а полевой командир Шабан Ага был турком. В «исабате», возглавляемом аль-Битаром и аль-Кассамом, доминировали арабы. [58] Локализованный характер восстания отражал стремление повстанцев защитить свою родину и общество. Несмотря на возможную организацию восстания и координацию между командирами повстанцев при принятии важных военных решений, большинство политических решений и военных операций были местными инициативами. Таким образом, ас-Саадун называл восстание во множественном числе саурат аль-Шимал (Северные восстания), а не саура в единственном числе , и называл руководство восстанием множественным числом куввад ат-саура, а не кийадат аль- тавра , что относится к центральному командованию. [59]
Повстанцы восстания Ханану руководствовались тремя основными факторами: защита родины, которую повстанцы называли аль-билад или аль-ватан , защита ислама перед лицом завоевания неверным врагом, которого называли аль-адув. аль-кафир , в данном случае французы, и защита традиционного и оседлого образа жизни повстанцев и преобладающего социального порядка от иностранного вмешательства. [59] На раннем этапе восстания Ханану и Баракат действовали как представители арабского правительства Фейсала и продолжали заявлять, что они пользовались поддержкой Фейсала после того, как последний был изгнан из Сирии в июле 1920 года. [56] Несмотря на развал государства, под которым они якобы сражались, повстанцы возобновили борьбу. В своих мемуарах аль-Садун заявил, что повстанцы участвовали в джихаде как индивидуальная ответственность, а не как обязанность, делегированная им государством. По его мнению, от отдельного бунтовщика требовалось вести себя добродетельно в личной жизни, а также проявлять опыт и мужество на поле боя. Более того, он должен был стремиться быть народным героем ( батал шааби ), близким своему народу, храбрым и набожным. [59] Арсузи-Эламир утверждает, что, хотя повстанцы использовали религиозную терминологию, «мотивы повстанцев были в основе своей националистическими» и что «религия, похоже, не играла более важной роли», чем националистические чувства. [56] Более того, исламская солидарность между турками и сирийцами не помешала прекращению турецкой поддержки восстания в Сирии. [60]
По словам историка Кейта Дэвида Уотенпо , язык, использованный Ханану и Салехом аль-Али в их обращении к Лиге Наций, «подрывает» утверждения арабских и турецких националистов о том, что их восстания представляют собой часть арабского или турецкого национального пробуждения. Ханану и аль-Али назвали свои восстания частью единого национального движения сопротивления, но Уотенпо утверждает, что речь идет об исламском сообществе, а не об этническом национализме, который устойчиво доминировал в сирийской и турецкой политике и обществе в 20 веке. Ханану и аль-Али также подчеркивали модернистские принципы прав личности, и, по словам Уотенпо, Ханану не считал концепции современности, ислама и Османского государства взаимоисключающими. Ханану выступал против многих османских политик в период перед Первой мировой войной, но, тем не менее, опасался сепаратизма как человек, который составлял часть образованного османского среднего класса, в то время как аль-Али стремился вернуться к «децентрализованному османскому государству, в котором доминировали мусульмане». которое государство защитило бы его гегемонию как землевладельца сельского вождя». [43] Ханану и командиры повстанцев были глубоко привязаны к своему месту в обществе и рассматривали французское правление как посягательство на их статус, амбиции и достоинство. [43]
Наследие
[ редактировать ]В результате восстаний ханану и алавитов французские власти обнаружили, что умиротворение северной Сирии является более сложной задачей, чем умиротворение региона Дамаска. [61] После краха восстания Ханану некоторые политические лидеры в Алеппо продолжали надеяться, что турки вытеснят французов из северной Сирии и объединят Алеппо с его внутренними районами Анатолии. [61] но прекращение турецкой поддержки повстанцев в Сирии после соглашений с Францией привело к ухудшению сирийско-турецких отношений и заставило повстанцев и националистов северной Сирии почувствовать себя преданными. [61] Разочарование в политике Мустафы Кемаля в отношении Сирии заставило оставшихся сирийских сторонников Турции скорректировать свои позиции ближе к арабским националистам Алеппо. [62] В течение нескольких лет после восстания элита Алеппо в значительной степени приняла концепцию объединенной сирийской борьбы за независимость от французского правления. Этот сдвиг также положил начало процессу укрепления связей с лидерами Дамаска. [62]
Руководство восстанием Ханану принесло ему широкую популярность в Сирии. Ссылаясь на Ханану, Хури написал: «Ни одно имя не было более знакомо детям, выросшим в Сирии в двадцатые и тридцатые годы; рассказы о его героизме были стандартной едой перед сном». [63] В баасистской историографии Ханану стал героем сирийского арабского националистического движения. [40] Восстание Ханану стало поворотным моментом в отношениях Алеппо с арабским националистическим движением. Под влиянием Ханану, его арабского клуба и других алеппинских лидеров, проводивших аналогичную политику, мусульманская элита Алеппо постепенно приняла арабский национализм. [8] Ханану позже стал одним из основателей Национального блока в 1928 году, который, по словам сирийского историка Сами Мубайеда , был «создан в результате поражения вооруженных восстаний 1920-х годов». [35] Национальный блок выступал за дипломатические средства борьбы с французским правлением и был основным оппозиционным движением против французских властей до обретения Сирии независимости в 1946 году. Ханану был заимом ( главой) движения до своей смерти в 1935 году. [35] [64]
В сентябре 1920 года Гуро основал государство Алеппо , которое состояло из северной половины бывшей Османской Сирии, за исключением округа Триполи . Французские власти создали в Алеппо новую бюрократическую администрацию, возглавляемую четырьмя местными профранцузскими сторонниками и укомплектованную в основном членами их семей. После того, как восстание было подавлено, французские власти арестовали или сослали многочисленных арабских политиков-националистов в попытке положить конец националистическому союзу между Алеппо и Дамаском. Власти также начали назначать на высшие бюрократические должности бывших османских администраторов, которые были готовы с ними сотрудничать. [62] По словам Хури, «к 1922 году бюрократия Алеппо стала более громоздкой и неэффективной, чем в последние годы» османского правления. [65] Несмотря на попытки Франции полностью исключить националистов из любой административной роли, подавляющее большинство населения Алеппо поддержало националистов. [65]
В результате франко-сирийской войны Турция аннексировала юго-западные анатолийские санджаки (районы), которые были частью вилайета Алеппо, такие как Мараш, Газиантеп (Айнтаб), Румкале (Кал'ат-Рум) и Урфа (аль-Айнтаб). -Руха). Эти санджаки стали частью Турции после договора с Францией в октябре 1921 года. Жители Алеппо выступили против турецкой аннексии. [42] Франко-турецкий договор позволил возобновить торговлю между Алеппо и Александреттой Санджаком , включая Антиохию, из-за улучшения условий безопасности, но торговля между Алеппо и Анатолией в значительной степени прекратилась. Александретта считалась алеппанцами своим портом на Средиземном море и важной частью своего социально-экономического региона. Он оставался частью Сирии под контролем Франции, но находился под управлением полуавтономного правительства, находившегося под сильным влиянием Турции. Торговцы Алеппо и политики-националисты опасались, что эта автономия в конечном итоге приведет к его аннексии Турцией и, как следствие, ускорит экономический кризис в Алеппо; [66] Александретта была отделена от Сирии в 1938 году и в следующем году стала частью Турции.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Арсузи, изд. Слаглетт и Вебер 2010, с. 593.
- ^ Мубайед 2006, с. 604.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Нип 2012, стр. 27–28.
- ^ Перейти обратно: а б с Филдхаус 2006, с. 283.
- ^ Перейти обратно: а б Хури 1987, с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б с Хури 1987, с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б с Гельвин 1999, с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хури 1987, с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б Арсузи, изд. Слаглетт и Вебер, 2010, стр. 586–587.
- ^ Перейти обратно: а б Нип 2012, стр. 109–110.
- ^ Арсузи, Эд. Слаглетт и Вебер 2010, с. 582.
- ^ Перейти обратно: а б с д Арсузи, изд. Слаглетт и Вебер 2010, с. 588.
- ^ Арсузи, изд. Слаглетт и Вебер, с. 583.
- ^ Перейти обратно: а б Уотенпо 2014, с. 175.
- ^ Гельвин 1999, с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гельвин 1999, с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б Хури 1987, с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Гельвин 1999, стр. 133–134.
- ^ Перейти обратно: а б с Арсузи-Эламир, изд. Слаглетт и Вебер 2010, с. 588.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уотенпо 2014, с. 176.
- ^ Перейти обратно: а б с Филипп и Шуман 2004, с. 279.
- ^ Филипп и Шуман 2004, с. 277.
- ^ Перейти обратно: а б с Уотенпо 2014, с. 178.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шлейфер, С. Абдулла (1978). «Жизнь и мысли Изз-ид-Дина аль-Кассама». Исламский ежеквартальный журнал . 20–24: 66–67.
- ^ Перейти обратно: а б Аллави 2014, стр. 291.
- ^ Зейднер, Роберт Фаррер (2005). Триколор над Тельцом: французы в Киликии и окрестностях, 1918–1922 гг . Высший совет Ататюрка по культуре, языку и истории. п. 218. ИСБН 9789751617675 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Арсузи, изд. Слаглетт и Вебер 2010, с. 589.
- ^ Арсузи, изд. Слаглетт и Вебер, 2010, стр. 589–590.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Арсузи, изд. Слаглетт и Вебер 2010, с. 590.
- ^ Шуэйри 1993, с. 19.
- ^ Шлейфер, изд. 1993, стр. 169.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Уотенпо 2014, с. 177.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хури 1987, с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хури 1987, с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мубайед 2006, с. 376.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хури 1987, с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б Филипп и Шуман 2004, с. 261.
- ^ Гельвин 1999, с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б Бидвелл 2012, с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Нип 2012, с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б Бакстер 2013, с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Хури 1987, с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уотенпо 2014, с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Арсузи-Эламир, изд. Слаглетт и Вебер 2010, с. 592.
- ^ Уотенпау 2014, с. 115.
- ^ Уотенпо 2014, с. 180.
- ^ Хури 1987, стр. 109–110.
- ^ Перейти обратно: а б с Уотенпау, 2014, стр. 180–181.
- ^ Перейти обратно: а б Меучи, изд. Либау 2010, с. 504.
- ^ Нип 2012, с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с Меучи, изд. Либау 2010, с. 510.
- ^ Филипп и Шуман 2004, с. 278.
- ^ Перейти обратно: а б Меучи, изд. Либау 2010, с. 512.
- ^ Меуши, изд. Либау 2010, стр. 511–512.
- ^ Перейти обратно: а б Меучи, изд. Либау 2010, с. 511.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Арсузи-Эламир, изд. Слаглетт и Вебер 2010, с. 594.
- ^ Арсузи, изд. Слаглетт и Вебер, 2010, стр. 591–592.
- ^ Филипп и Шуман 2004, стр. 260–261.
- ^ Перейти обратно: а б с Меучи, изд. Либау 2010, с. 514.
- ^ Арсузи, изд. Слаглетт и Вебер 2010, с. 595.
- ^ Перейти обратно: а б с Хури 1987, с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б с Хури 1987, с. 112.
- ^ Хури 1987, с. 454.
- ^ Мубайед 2006, с. 377.
- ^ Перейти обратно: а б Хури 1987, с. 114.
- ^ Хури 1987, стр. 110–111.
Библиография
[ редактировать ]- Аллави, Али А. (2014). Фейсал I Ирака . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300127324 .
- Арсузи-Эламир, Далал (2010). «Восстания в Антакье 1918–1926». У Питера Слаглетта; Стефан Вебер (ред.). Сирия и Билад аш-Шам под властью Османской империи: очерки в честь Абдула Карима Рафека (PDF) . Брилл. ISBN 9789004181939 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 1 декабря 2015 г.
- Бакстер, Кристофер (2013). Британия в глобальной политике, том 1: От Гладстона до Черчилля, том 1 . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9781137367822 .
- Бидвелл, Робин (2012). Словарь современной арабской истории . Рутледж. ISBN 9781136162985 .
- Шуейри, Юсеф М. (1993). Государство и общество в Сирии и Ливане . Эксетерский университет Press. ISBN 9780859894104 .
- Филдхаус, Дания (2006). Западный империализм на Ближнем Востоке 1914–1958 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191536960 .
- Гелвин, Джеймс Л. (1999). Разделенная лояльность: национализм и массовая политика в Сирии на закате империи . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520919839 .
- Хури, Филип С. (1987). Сирия и французский мандат: политика арабского национализма, 1920–1945 гг . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400858392 .
- Меуши, Надин (2010). «Военные и моджахеды в действии». В Лейбау, Хайке (ред.). Мир в мировых войнах: опыт, восприятие и перспективы Африки и Азии . Брилл. ISBN 9789004185456 .
- Мубайед, Сами (2006). Сталь и шелк . Кьюн Пресс. ISBN 1885942419 .
- Нип, Дэниел (2012). Оккупация Сирии под французским мандатом: повстанческое движение, космос и формирование государства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107000063 .
- Филипп, Томас; Шуман, Кристоф, ред. (2004). От сирийской земли к государствам Сирии и Ливана . Эргон в комиссии. ISBN 9783899133530 .
- Роган, Юджин Л. (2012). Арабы: История . Основные книги. ISBN 9780465032488 .
- Уотенпо, Кейт Дэвид (2014). Быть современным на Ближнем Востоке: революция, национализм, колониализм и арабский средний класс . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400866663 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Меуши, Надин (2014). «Глава 3 – Времена и территории Северного восстания (1919-1921)». У Давида, Жан-Клод; Буасьер, Тьерри (ред.). Алеппо и его территории (на французском языке). Ifpo Press: Публикации Французского института Ближнего Востока. стр. 80–104. ISBN 9782351595275 .