Джозеф Трумпельдор
Джозеф Трумпельдор | |
---|---|
Имя при рождении | Joseph Vladimirovich Trumpeldor |
Рожденный | 21 ноября 1880 г. Пятигорск , Российская империя. |
Умер | 1 марта 1920 г. Тель Хай , Администрация оккупированной вражеской территории | ( 39 лет
Битвы/войны | Русско-японская война
|
Награды | Крест Святого Георгия |
Joseph Vladimirovich ( Volfovich ) Trumpeldor ( Russian : Иосиф Владимирович [Вольфович] Трумпельдор , IPA: [ɪˈosʲɪf trʊmpʲɪlʲˈdor] ; Иврит : Йозеф Трумпельдор , IPA: [josef tʁumpelˈdoʁ] ; 21 ноября 1880 — 1 марта 1920) — один из первых сионистских активистов, который помог организовать Сионский корпус мулов и доставить еврейских иммигрантов в Палестину . Трумпельдор погиб, защищая поселение Тель-Хай в 1920 году, и впоследствии стал еврейским национальным героем. Согласно стандартной версии, его последними словами были: «Ничего, хорошо умереть за нашу страну». [ 1 ] но то, что он когда-либо говорил эти слова, подвергается сомнению. [ кем? ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Иосиф Трумпельдор родился в Пятигорске на Северном Кавказе Российской империи . Его отец, Вульф Трумпельдор, служил кантонистом во время Кавказской войны , и как « полезный еврей » ему разрешили жить за чертой оседлости . Несмотря на то, что Трумпельдор гордился евреем, его воспитание было скорее русским, чем традиционно еврейским. Первоначально обучаясь на дантиста , Йозеф Трумпельдор пошел добровольцем в русскую армию в 1902 году. Во время русско-японской войны он участвовал в осаде Порт-Артура , где потерял левую руку от шрапнели. Он провел сто дней в больнице, выздоравливая, но решил завершить свою службу. Когда его спросили о его решениях и сказали, что ему настоятельно рекомендовали не продолжать боевые действия, учитывая его инвалидность, он ответил: «Но у меня все еще есть еще одна рука, которую я могу отдать Родине». Когда Порт-Артур сдался, Трумпельдор попал в японский плен. Он печатал газету, посвященную еврейским делам, и организовывал уроки истории, географии и литературы. Он также подружился с несколькими заключенными, которые разделяли его желание основать общинную ферму в Палестине. По возвращении из плена он переехал в г. Санкт-Петербург . Впоследствии Трумпельдор получил четыре награды за храбрость, в том числе Георгиевский крест , что сделало его самым титулованным еврейским солдатом в России. [ 3 ]
Из-за инвалидности он начал изучать право. Он собрал вокруг себя группу молодых сионистов, и в 1911 году они иммигрировали в Палестину, входившую тогда в состав Османской империи . Сначала он устроился на ферму на берегу Галилейского моря , а затем некоторое время работал в кибуце Дегания .
Первая мировая война
[ редактировать ]Когда Первая мировая война разразилась , он, как русский подданный в Османской империи, был врагом-иностранцем . Он отправился в Египет , где вместе с Зеевым Жаботинским разработал идею Еврейского легиона для борьбы с британцами против общих врагов, и в 1915 году был сформирован Сионский корпус мулов, считавшийся первым полностью еврейским воинским подразделением, организованным в около двух тысяч лет и идеологическое начало Армии обороны Израиля . Он участвовал в битве при Галлиполи в составе Сионского корпуса мулов, где был ранен в плечо. [ а ] Сионский корпус мулов оставался в Галлиполи на протяжении всей кампании и был расформирован вскоре после перевода в Великобританию.
Политическая активность
[ редактировать ]В июне 1917 года Трумпельдор вернулся в Россию, чтобы убедить Временное правительство сформировать еврейский полк в русской армии. По его плану полк должен был прорваться через турецкий фронт на Кавказе к Эрец-Исраэль. Кроме того, он организовал евреев для самозащиты и основал в России « Ге-Халуц» , молодежную организацию, которая готовила иммигрантов к алие , и сам вернулся в Палестину. [ нужна ссылка ]
Битва при Тель-Хай
[ редактировать ]1 марта 1920 года несколько сотен арабов-шиитов из деревни Джебель-Амель на юге Ливана собрались у ворот Тель-Хая , одной из четырех еврейских фермерских деревень в изолированном блоке в северной части Верхней Галилее в долины Хула . . Банды ('исабат) клановых приграничных крестьян, сочетающие политику и бандитизм, действовали в районе слабо определенной границы между вскоре учреждаемым британским мандатом в Палестине , французским мандатом в Ливане и Сирии . [ 6 ] Шииты считали, что вместе с евреями укрылись какие-то французские войска, и требовали обыскать помещение. Евреи в целом старались сохранять нейтралитет в хаосе, время от времени прикрывая как арабов, так и французов. В этот день французских солдат не было, и евреи дали согласие на обыск. Один из фермеров произвел выстрел в воздух, что послужило сигналом к подкреплению из близлежащего Кфар-Гилади отправил , которое привело десять человек во главе с Трумпельдором, которого Ха-Шомер для организации обороны. [ 7 ]
Неясно, что именно произошло после того, как Трумпельдор принял командование, но в одном из первых отчетов говорится о «непонимании с обеих сторон». В конце концов, разразилась крупная перестрелка, в которой семь евреев и пять арабов были убиты на месте; Трумпельдор был ранен в руку и живот и скончался в тот вечер во время эвакуации в Кфар-Гилади. Восемь евреев были похоронены в двух общих могилах в Кфар-Гилади, и оба места на время были заброшены. [ 7 ]
Последние слова
[ редактировать ]Последние слова, приписываемые ему: «Неважно, хорошо умереть за нашу страну» ( En davar, tov lamut be'ad artzenu). אין דבר, טוב למות בעד ארצנו ), стал хорошо известен в догосударственном сионистском движении и в Израиле 1950-х и 1960-х годов. По словам Авиэля Рошвальда , подлинность последнего высказывания Трумпельдора хорошо подтверждена и не подвергается сомнению историками, несмотря на широко распространенное мнение, что они являются апокрифами. [ 8 ] Другие историки утверждают, что эти слова оспариваются уже несколько десятилетий. [ 9 ] На волне скептицизма 1970-х годов в контрверсии официальной легенды, возможно, начинавшейся как шутка, предполагалось, что его последние слова на самом деле были резким ругательством на его родном русском языке, отражающим разочарование в связи с его неудачей. [ 10 ] [ 11 ] Трумпельдор говорил только на ломаном иврите ; в свои последние часы он бормотал просьбы на родном русском языке перевязать ему раны, а американский врач Джордж Джерри (или Гэри [ 12 ] ), присутствовавшие на нем, и Авраам Харцфельд были двумя непосредственными источниками этого заявления. [ 13 ]
Эти слова, быстро распространившиеся среди еврейской иммигрантской общины в Палестине, похожи на латинский апофтегм [ 14 ] Dulce et Decorum est pro patria mori , строка из римского лирика Горация » « Од (III.2.13), которую можно перевести на английский язык как «Сладко и почетно умереть за свою страну» или «Это сладко». и достойны умереть за отечество», и которые вдохновили многочисленных националистических патриотов девятнадцатого и двадцатого веков во всем мире.
Национальный герой
[ редактировать ]После его смерти Трумпельдор стал символом еврейской самообороны, а день его памяти 11-го дня Адара официально отмечается в Израиле каждый год.
Наследие
[ редактировать ]И правые, и левые сионисты считают Йозефа Трумпельдора героем. Ревизионистско -сионистское движение (предшественник « Ликуда ») назвало свое молодежное движение «Бетар» , аббревиатурой от «Завета Иосифа Трумпельдора», в то время как левые движения помнят Трумпельдора как защитника кибуцев и установили мемориалы в его честь. В том же году, когда он умер, был основан Батальон труда и обороны Йозефа Трумпельдора (Гдуд ха-Авода), который основал несколько кибуцев. Город Кирьят-Шмона («Город восьми») назван в честь Трумпельдора и еще семи человек, погибших, защищая Тель-Хай.
Израильская рэп-группа Hadag Nahash включила песню о Трумпельдоре в свой дебютный альбом Ha-mechona shel ha-groove (2000). В песне "Gabi ve Debi" из продолжения Lazuz 2003 года также упоминается Трумпельдор и цитируются его знаменитые последние слова.
Роман Эланы Бет Шваб «Сон Иосифа» 2015 года основан на жизни Трумпельдора. [ нужна ссылка ]
Русскоязычный документальный роман 2017 года «Мой друг Трумпельдор » петербургского писателя Александра Ласкина рассказывает историю Трумпельдора глазами его друга Давида Белоцерковского. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Кладбище Трумпельдор , Тель-Авив
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сионский корпус мулов под командованием подполковника Дж. Х. Паттерсона высадился в Хеллесе 27–28 апреля, через четыре недели после поднятия, застряв в Мудросе, когда его корабль сел на мель. Корпус был погружен на тот же корабль, что и 9-й корпус мулов, направлявшийся в Габа-Тепе, поэтому было приказано отправиться в обход Хеллеса. Отряд мулов был высажен под артиллерийским огнем с азиатского берега с помощью добровольцев из 9-го корпуса мулов и немедленно начал перевозить припасы. [ 4 ] В мае рядовой М. Грушковский не дал своим мулам бежать под сильным обстрелом и, несмотря на ранение в обе руки, доставил боеприпасы, за что был награжден медалью «За выдающееся поведение» . Капитан Трумпельдор получил ранение в плечо, но отказался покинуть поле боя. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Идит Зерталь, Холокост Израиля и политика государственности , Cambridge University Press, 2005, стр.14
- ^ «Открытка, отправленная Йозефом Трумпельдором своим родителям из японского плена / Открытка с посвящением Трумпельдора на иврите / Открытка с настоящей фотографией из японского плена | Аукционный дом кедем» . www.kedem-auctions.com .
- ^ Кесслер, Орен (2 марта 2020 г.). «Длинная тень Йозефа Трумпельдора» . Мозаика . Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Александр, HM (1917). На двух фронтах: приключения индийского отряда мулов во Франции и Галлиполи . Нью-Йорк: EP Даттон. стр. 146–148, 154.
- ^ Паттерсон, Дж. Х. (1916). С сионистами в Галлиполи . Лондон: Hutchinson & Co., стр. 210, 123–124, 204.
- ^ Генри Лоуренс , Вопрос о Палестине , том. 1, Файард, Париж, 1999 г., с. 502
- ^ Jump up to: а б Сегев, Том (1999). Единая Палестина, полная . Столичные книги. стр. 122–126 . ISBN 0-8050-4848-0 .
- ^ Авиэль Рошвальд , Стойкость национализма; Древние корни и современные дилеммы , Издательство Кембриджского университета. 2006, с. 148.
- ^ Сильвер, Мэтью . «Борьба за Палестину и Крым: два еврейских друга из Филадельфии во время Первой мировой войны и 1920-х годов». В Питере Ю. Меддинге (ред.). Евреи и насилие: образы, идеологии, реалии . Исследования современного еврейства, том. 18. Издательство Оксфордского университета. стр. 201–218, с. 215, н. 43.
- ^ Яэль Зерубавель, «Историческое, легендарное и невероятное: изобретенные традиции и коллективная память в Израиле», в книге Джона Р. Гиллиса , Памяти: политика национальной идентичности, Princeton University Press, 1994, стр. 105–126, 115. .
- ^ Яэль Зерубавель, Возвращенные корни: коллективная память и создание израильской национальной традиции , University of Chicago Press, 1995, стр. 159–160, 167.
- ^ Сильвер , с. 215, н. 43.
- ^ Идит Зерталь , Холокост Израиля и политика государственности , Cambridge University Press, 2006, стр. 14. Джерри сказал, что его последними словами были: «За нашу страну стоит умереть», и позже это было исправлено. Церталь записывает, что Пинхас Шнеурсон показал, что слышал, как Трумпельдор незадолго до своей смерти в ответ на вопрос: «Как дела?» сказал: «Хорошо умереть за нашу страну». (№ 14)
- ^ Анита Шапира , Земля и власть: сионистское обращение к силе, 1881–1948 , Stanford University Press, 1992, стр. 101.
Источники
[ редактировать ]- Личные документы Йозефа Трумпельдора хранятся в Центральном сионистском архиве в Иерусалиме. Обозначение группы записей – А42.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Джозефом Трумпельдором, на Викискладе?
- 1880 рождений
- 1920 смертей
- Лейбористские сионисты
- Выпас скота
- Персонал британской армии Первой мировой войны
- Евреи из Российской Империи
- Еврейский легион
- Русские евреи в армии
- Российские инвалиды
- Русские эмигранты в Японии
- Русские военнослужащие Русско-Японской войны.
- русские сионисты
- Эмигранты из Российской империи в Османскую империю
- Смерти от огнестрельного оружия в Подмандатной Палестине
- Кавалеры Георгиевского креста
- Военнопленные из Российской Империи
- Люди из Пятигорска.