Хашомер
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2023 г. ) |
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2016 г. ) |
Хашомер | |
---|---|
Активный | 1909–1920 |
Страна | Османская империя Ишув Подмандатная Палестина |
Тип | военизированный |
Роль | Защита еврейских поселений |
Ха-Шомер ( иврит : השומר , «Сторож») — еврейская оборонительная организация в Палестине, основанная в апреле 1909 года. Она была продуктом группы Бар-Гиора и была расформирована после основания Хаганы в 1920 году. Ха-Шомер отвечала за охрану. Еврейские поселения в ишуве , освобождающие еврейские общины от зависимости от иностранных консульств и арабских стражей их безопасности. Его возглавил комитет из трёх человек: Исраэль Шохат , Исраэль Гилади и Мендель Португали .
История
[ редактировать ]Ха-Шомер была создана социалистическими сионистами , в основном членами Поале Цион , включая Исраэля Шохата , Маню Шохат , Ицхака Бен-Цви и жену Бен-Цви Рахель Янаит , некоторые из которых ранее сформировали небольшое тайное охранное общество под названием Бар-Гиора , которое охраняло коммуны Седжера (ныне Илания ) и Месха (ныне Кфар-Тавор ). Бар-Гиора была основана 29 сентября 1907 года Исраэлем Шохатом, Александром Заидом , Йехезкелем Хенкиным в квартире Ицхака Бен-Цви, которая находилась в Яффо . Менее чем через два года, 12 апреля 1909 года, руководство Бар-Гиоры решило на встрече в Кфар-Таворе распустить свою организацию и создать более крупную — Ха-Шомер . В то время как предыдущие поселенцы обязались защищать свои земли и общины, Ха-Шомер был первой попыткой обеспечить организованную защиту всех еврейских общин в Палестине. К 1910 году Йехезкель Хенкин был первым из шомеров, кто ездил верхом, поэтому стал верховым охранником. Он учил других «Хранителей» ездить верхом. Это побудило комитет купить ему лошадь, которую он назвал «Ципора».
Осенью 1911 года Маня Шочат написала от имени Хашомера Менахему Усышкину в Одессу с просьбой о деньгах. В своем письме она заявила, что в 1910 году Ха-Шомер имел «35 сторожей, 23 пехоты и 12 кавалеристов» и охранял шесть колоний в Галилее , а также Хадеру . [ 1 ]
Серьезным препятствием было отсутствие средств на покупку оружия. По Иеошуа Ханкина совету они попросили Элиаху Краузе , менеджера Sejera, одолжить им деньги. Были куплены первые пистолеты, некоторые из членов отказывались расставаться с ними ни на мгновение.
Они переняли местную одежду и многие обычаи бедуинов , друзов и черкесов . Они также черпали вдохновение из истории казачества . Первые несколько шомрим (охранников) работали пешком, но вскоре приобрели лошадей, что значительно повысило их эффективность. Мендель Португали установил правила боя.
Вы не ищете встречи с вором; вы прогоняете его и стреляете только тогда, когда у вас нет выбора. В конце концов, он хочет украсть мешок с зерном, а не убить вас, так что не убивайте его, а прогоните. Не спи по ночам. Если вы слышите шаги, стреляйте вдаль. Если вы чувствуете, что он находится в нескольких шагах от вас и вы можете стрелять, не упав на вас, стреляйте вдаль. Только если твоей жизни угрожает опасность — пожар.
Оружие использовалось такое же, как и у местных жителей, включая одноствольное или двуствольное ружье «джифт» , однозарядные мушкеты «юнани» и «османли» , различные винтовки и пистолеты Маузер . Современные винтовки, известные как «Абу-Хамса» (отец пятерых детей), были самыми престижными и часто подвергались кражам со стороны местных жителей. Шибрие ( арабский кинжал) и набут (дубинка или булава) были у всех при себе. Боеприпасы были дорогими и труднодоступными, поэтому были созданы примитивные центры производства.
К 1912 году Ха-Шомер охранял четырнадцать еврейских поселений. Помимо охраны поселений, Ха-Шомер тайно начала развивать наступательные возможности, считая себя ядром будущей еврейской армии. Они совершали набеги на арабские деревни, чтобы избить или убить жителей, причинивших вред евреям. [ 2 ] Верхом на лошадей, дружинники Хашомера совершили набег на несколько арабских поселений, чтобы наказать жителей, причинивших вред евреям, иногда избивая их, иногда казнив. В одном случае специальное тайное собрание членов «Ха-Шомер» решило устранить бедуинского полицейского Арефа аль-Арсана, который помогал туркам и пытал еврейских заключенных. Он был застрелен Хашомером в июне 1916 года. [ 3 ]
Во время Первой мировой войны Хашомер яростно выступал против NILI , еврейской шпионской сети, работавшей на британцев в Османской Палестине. Хашомер опасался, что турки обнаружат шпионов и отомстят всей еврейской общине. Когда им не удалось добиться от НИЛИ прекращения деятельности или передачи запаса золотых монет, полученных от англичан, они предприняли покушение на Йосефа Лишанского , одного из ее членов, сумев лишь ранить его. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Позже турки поймали Лишанского, и он якобы под пытками рассказал им все, что знал, о причастности двенадцати членов Хашомер. [ 2 ] Тем не менее группа выжила.
Ха-Шомер успешно обеспечил защиту поселений по всей стране; хотя иногда это вызывало гнев арабских сторожей, потерявших работу, и воров, а также вызывало недовольство арабского населения ответными набегами. Некоторые из старших поселенцев также были обеспокоены тем, что Хашомер может нарушить статус-кво с местным населением. Во время Первой мировой войны многие из ее членов были сосланы в Анатолию правительством османским , потому что они были гражданами противника (россии). Несколько человек были повешены.
В 1920 году было решено организовать Хагану , гораздо более широкую группу, чтобы справиться с новыми проблемами обороны и потребностями растущей еврейской общины в Палестине. Многие члены «Ха-Шомер» присоединились к Еврейскому легиону , а другие присоединились к конной полиции и сыграли заметную роль в защите Тель-Хая и Иерусалима во время арабских беспорядков в 1920 и 1921 годах. В июне 1920 года «Ха-Шомер» прекратил свое существование как отдельная организация. Однако ее члены поддерживали контакты и внесли важный вклад в защиту ишува. Сама Хагана стала ядром Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ).
Помимо своей роли стражей еврейских поселений в стране, члены Ха-Шомер основали ряд собственных поселений, в том числе Тель-Адаш , Тель-Хай и Кфар-Гилади .
За десять лет своего существования Ха-Шомер насчитывала не более 100 членов, из них 23 женщины. [ 6 ] Большинство из них происходили из небольшого числа семей, которые считали, что вот-вот станут лидерами палестинских евреев. [ 7 ]
Профессор Гур Алрой , декан гуманитарных наук в Хайфском университете , охарактеризовал Ха-Шомера как «...неграмотных людей, шовинистов. Они говорили на идиш , а не на иврите. Даже на плохом идише они много ругаются. Это были люди, которых я не хотел бы встретиться на бульваре в полночь». [ 8 ]
Члены Хашомер
[ редактировать ]Основателями организации и большинством ее членов были пионеры, прибывшие в Землю Израиля в период Второй алии . Некоторые из них еще до иммиграции принимали активное участие в подпольных движениях и еврейской самообороне от погромов в Восточной Европе в начале 20 века. Ицхак Хенкин , например, считался героем еврейской защиты в Гомеле и подвергался за это преследованиям со стороны властей. Моше Гивони (Гольдштейн) был одним из организаторов еврейской самообороны в Юзовке и Кишиневе , Исраэль Шохат был активным участником движения « Поалей Цион » и еврейской организации самообороны в Гродно , а его жена Маня Шохат была До иммиграции в Землю Израиля она активно участвовала в партии «Бунд» (несионистская еврейская рабочая партия), а в 1898 году была заключена в тюрьму за свою подпольную деятельность. Многие из еврейских рабочих, основавших «Ха-Шомер», были выходцами из еврейских семей среднего и низшего класса, приехавших в страну без гроша в кармане. Александр Заид рассказал, что единственным имуществом, которое у него было, когда он прибыл в страну, были серебряные часы его отца, которые он дал в качестве «взятки» турецким солдатам, чтобы те могли въехать в страну. Двумя видными фигурами в руководстве организации, не выходцами из Второй алии, были Ицхак Навон , родившийся в еврейской семье из Йемена , который встретил Александра Заида и Ицхака Хенкина в 1908 году в Иерусалиме, и Мордехай Ягал, родившийся в мошаве Зихрон Яаков . [ 9 ]
День памяти
[ редактировать ]В 1930-х годах был опубликован файл «Ха-Шомер» , а в 1950-х годах - «Сефер Ха-Шомер: Диврей Хаверим» (Книга Ха-Шомер: Слова друзей) и «Сефер Толдот Ха-Хагана» (Книга истории Хаганы). были опубликованы, в которых представлено множество материалов о «Хашомер» и различных подходах к пониманию его действия. Значительная часть архива «Ха-Шомер», включавшая протоколы встреч и собраний, письма и меморандумы, была утеряна или уничтожена в годы Первой мировой войны, особенно после разоблачения подпольной сети Нили, а также в результате обширного преследования членов «Хашомер» властями Османской империи. [ 10 ]
- Сюжет членов Ха-Шомер в Кфар-Гилади - кладбище Тель-Хай , названного в честь Исраэля Гилади, члена учредительного комитета Ха-Шомер, где похоронены многие члены Ха-Шомер.
- Музей Бейт ха-Шомер расположен в кибуце Кфар- Гилади.
- Статуя члена Ха-Шомер верхом на лошади была установлена на площади Ха-Шомер в Кфар-Таворе .
- «Знак Ха-Шомер» был учрежден в 1981 году правительством Израиля и вручался членам Ха-Шомер или их родственникам.
- В 2007 году по решению правительства была выпущена марка в честь 100-летия организации Ха-Шомер.
Галерея
[ редактировать ]-
Исраэль Гилади
-
Члены Хашомер
-
Члены Хашомера из Мерхавии , 1915 г.
-
Лента Ха-Шомер ЦАХАЛа
-
Мемориал Ха-Шомер в Тель-Хай
-
Маня Шочат на марке, выпущенной к 60-летию Ха-Шомер, 1970 г.
Известные участники
[ редактировать ]- Yehezkel Nisanov
- Израиль Шохат
- Маня Шочат
- Ицхак Бен-Цви
- Александр Заид
- Мендель Португалия
- Исраэль Гилади
- Элияху Голомб
- Джейкоб Пэт
- Yekutiel Ravayev
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бен Цви, Рахель Янаит (1976; перевод Мари Сыркин, 1989) До Голды: Маня Шочат. Биография. Библио Пресс, Нью-Йорк. ISBN 0-930395-07-7 стр.74
- ^ Перейти обратно: а б с Бергман, Ронен: Сначала встань и убей , с. 7
- ^ Бергман, Ронен: Встань и убей первым , с. 7
- ^ Нахман Бен Иегуда (1993). Политические убийства евреев . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 129–132.
- ^ Грегори Уоллес (2018). Женщина, которая сражалась с империей . Издательство Университета Небраски. п. 234.
- ^ Бен Цви, Рахель Янаит (1976; перевод Мари Сыркин, 1989) До Голды: Маня Шочат. Биография. Библио Пресс, Нью-Йорк. ISBN 978-0-930395-07-0 стр.153-154
- ^ Сегев, Том , 2018–2019 (перевод Хаима Вацмана ) Государство любой ценой. Жизнь Давида Бен-Гуриона. Аполлон. ISBN 978-1-78954-463-3 стр.96
- ^ Лотерман, Бен (2014). Кларк, Рэйчел (ред.). 1913: Семена конфликта . Арлингтон, Вирджиния : PBS . 44:25 минута.
- ^ Бен-Цион Динур и другие (редакторы), Сефер Толдот Хагана , 1-3, Тель-Авив : Издательство Сетхов, 1956-1956.
- ^ Гур, Элрой. «Куда делся «Хашомер» Михаэль Ав-Нер Шапал?» (PDF) . Эионим Баткомат Исраэль 14, с. 627 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Коллекция Александра и Ципоры Заид - Хашомер в цифровых коллекциях библиотеки Юнеса и Сорайи Назарян , Хайфский университет