Jump to content

Хартия ХАМАС 2017 г.

Страница расширена и защищена

В мае 2017 года палестинская политическая и военная организация ХАМАС представила Документ об общих принципах и политике ( Документ об общих принципах и политике движения Хамас ), также называемый новой или пересмотренной хартией Хамаса . [ 1 ] [ 2 ] Он принял идею палестинского государства в границах 1967 года , т.е. включающего только Западный Берег и сектор Газа . [ 3 ] при условии, что палестинским беженцам будет разрешено вернуться в свои дома , [ 4 ] если понятно, то это консенсус палестинцев [ 5 ] («формула национального согласия» [ 6 ] ); но в то же время этот документ стремился к «полному освобождению Палестины, от реки до моря», [ 2 ] [ 6 ] и не признал явно Израиль. [ 3 ] Новая хартия гласит, что вооруженное сопротивление оккупирующей державе оправдано международным правом . [ 1 ] [ 7 ]

Хотя Хартия Хамаса 1988 года подвергалась широкой критике за антисемитизм, в документе 2017 года говорилось, что Хамас борется не с евреями как таковыми из-за их религии, а с сионистским проектом. Однако ХАМАС не смог отказаться от первоначальной Хартии 1988 года, заявив, что это документ своего времени, и новый документ отражает позицию ХАМАС на данный момент.

Мнения по поводу документа 2017 года разошлись. В то время как некоторые приветствовали это как признак прагматизма и возросшей политической зрелости, а также как потенциальный шаг на пути к миру, многие другие отвергли это как просто косметическую попытку, призванную придать Хамасу более приятный вид, ничего не меняя в основных целях и методах Хамаса. . Пересмотренный устав официально не отменяет и не отменяет предыдущий, а соучредитель ХАМАС Махмуд аз-Захар заявил, что он не заменяет его учредительный устав. [ 8 ] [ 9 ]

Презентация

Лидер ХАМАС Халед Машал представил новый документ на пресс-конференции в Дохе 1 мая 2017 года.

Лидер ХАМАС Халед Машал представил документ на пресс-конференции в Дохе 1 мая 2017 года. [ 7 ] [ 10 ] незадолго до того, как его сменил на посту лидера Исмаил Хания . [ 11 ] Новый документ стал результатом многолетних внутренних дискуссий; многие члены Хамаса по-прежнему считали его текст спорным. [ 12 ]

В своей презентации Машал описал движение ХАМАС как идущее срединным путем между двумя полюсами: экстремизмом ( татарруф или ташаддуд ) и гибкостью ( муюа , буквально: «ликвидность»). [ 10 ] По сравнению с Хартией Хамаса 1988 года, которая была отмечена религиозной риторикой и утопическими идеями, новый документ характеризовался простым и в основном прагматичным политическим языком. [ 1 ] Он содержал преамбулу и 42 параграфа, в которых ХАМАС изложил свою позицию по фундаментальным аспектам арабо -израильского конфликта . [ 1 ] Документ подтвердил приверженность движения своим основополагающим принципам, но также оставил открытые серые зоны, чтобы дать ХАМАСу политическое пространство для маневра в будущем. [ 1 ]

В отличие от тона первоначальной Хартии, которая представляла борьбу против Израиля как религиозную борьбу, в новом документе говорилось, что существует националистический конфликт «с сионистским проектом, а не с евреями из-за их религии». [ 1 ] [ 12 ] Однако старый устав не был отменен в явном виде. [ 13 ] Отвечая на вопрос, лидеры ХАМАС объяснили: «Первоначальный устав теперь стал историческим документом и частью более раннего этапа нашей эволюции. Он останется на книжной полке движения как запись нашего прошлого». [ 12 ] Машал заявил, что новый документ отражает "нашу позицию на данный момент, а это означает, что мы не являемся жесткой идеологической организацией... Старый устав был продуктом своей эпохи, 30 лет назад. Сегодня мы живем в другом мире". [ 14 ] Некоторые аналитики полагают, что ХАМАС не отменил старую хартию, чтобы не вызвать отчуждение некоторых членов своей базы, которые, как он опасался, могут присоединиться к конкурирующим исламистским группировкам. [ 15 ]

ХАМАС также заявил о своей готовности поддержать любое мирное соглашение, принятое на всенародном референдуме, и дистанцировался от всех иностранных исламских организаций, включая Братьев-мусульман , которые, потеряв власть в Египте, стали классифицироваться там как террористическая организация. [ 12 ] [ 16 ] В новом документе Братство даже не упоминается по имени, хотя отголоски его идеологии все же прослеживаются. [ 10 ] [ 17 ]

Содержание

Документ опубликован на двух языках: арабском и английском. [ 7 ] Между двумя языковыми версиями есть некоторые небольшие различия, но они несущественны. [ 18 ] В основном они касаются различий в нюансах и значениях . [ 7 ]

Хартия примечательна тем, что признавала палестинское государство в границах 1967 года . [ 19 ]

Преамбула

В преамбуле документа содержится следующее нерелигиозное определение Палестины: «Палестина — это земля арабского палестинского народа, от нее они происходят, к ней примыкают и принадлежат, о ней тянутся и общаются». Эта формулировка существенно отличается от Хартии 1988 года, в которой Палестина описывается как «исламский дар» ( вакуф ), принадлежащий всей мусульманской нации. [ 1 ] [ 12 ] Однако риторически новый документ также подтверждает исламский аспект следующим заявлением: «Палестина — это дух уммы и ее центральная причина; это душа человечества и его живое сознание». [ 1 ]

Пункты 1–42

В первом абзаце Хамас описывается как националистическое освободительное движение и движение сопротивления, характеризующееся исламом. [ 17 ] Под заголовком «Земля Палестины» (пункт 2) в документе затем перечисляются географические границы Палестины, которая простирается «от реки Иордан на востоке до Средиземного моря на западе и от Рас-ан-Накуры на севере до Умм ар-Рашраш на юге», то есть на всем Израиле, в секторе Газа и на Западном Берегу. Здесь утверждается, что Палестина «является целостной территориальной единицей. Это земля и дом палестинского народа». За этим ясным и точным националистическим определением следует общая исламская ссылка (пункт 3): «Палестина – это арабская исламская земля. Это благословенная священная земля, которая занимает особое место в сердце каждого араба и каждого мусульманина». [ 1 ]

Далее следует определение палестинцев (пункты 4–6): «Палестинцы — это арабы, жившие в Палестине до 1947 года, независимо от того, были ли они изгнаны из нее или остались в ней; и каждый человек, родившийся в семье Отец-араб-палестинец после этой даты, будь то внутри Палестины или за ее пределами, является палестинцем... Палестинская идентичность является подлинной и вневременной, она передается из поколения в поколение». [ 1 ]

Следующая часть (пункты с 7 по 11) описывает Палестину как сердце арабской и исламской уммы и подчеркивает особый статус Иерусалима в исламе. [ 20 ] В следующей части (пункты 12 и 13) постулируется, что право перемещенных палестинцев вернуться на свою родину существует в соответствии с божественным законом, правом прав человека и международным правом. [ 21 ]

«Сионистский проект» (пункты 14–17) описывается как «расистский, агрессивный, колониальный и экспансионистский проект, основанный на захвате собственности других», враждебный палестинскому народу и его стремлению к свободе, возвращению и самообеспечению. определение. [ 22 ] Этот проект, говорится в документе, не только представляет угрозу палестинцам, но и угрожает «безопасности и интересам» всей арабской и исламской уммы. [ 22 ] Далее в документе говорится, что конфликт вращается исключительно вокруг этого проекта и что не существует конфликта с евреями на религиозной основе. [ 1 ] [ 12 ] В нем говорится, что «Хамас отвергает преследование любого человека или подрыв его или ее прав по националистическим, религиозным или сектантским мотивам. Хамас придерживается мнения, что еврейская проблема, антисемитизм и преследование евреев являются фундаментальными явлениями. связана с европейской историей, а не с историей арабов и мусульман или с их наследием». [ 7 ] [ 23 ]

Под заголовком «Позиция в отношении оккупации и политических решений» (пункты 18–23) документ описывает решение о создании двух государств, то есть создание независимого палестинского государства в соответствии с границами 1967 года с Иерусалимом в качестве его столицы, как « формула национального консенсуса», но не отказываясь от притязаний на всю Палестину «от реки до моря» и «не ставя под угрозу свое неприятие сионистского образования». [ 1 ] Рикард Лагервалл ( Университет Йёнчёпинга ) посчитал это «двусмысленной формулировкой». [ 17 ] Тарек Бакони ( Колумбийский университет , Европейский совет по международным отношениям ) называет две причины, почему ХАМАС не признал Израиль открыто: [ 24 ]

  • ООП в одностороннем порядке предложила Израилю признание, не добиваясь от Израиля обязательства признать Государство Палестина , тем самым ослабив свою собственную позицию на переговорах. ХАМАС хотел этого избежать. [ 24 ]
  • Во-вторых, Хамас и палестинское общество в целом могут быть готовы признать факт существования Израиля, но они не могут узаконить сионизм или узаконить то, что произошло с палестинцами во время создания Израиля . [ 24 ]

Хартия критикует соглашения, достигнутые в рамках Соглашений Осло , и отвергает их как несовместимые с международным правом. [ 1 ] В нем описывается государство Израиль, созданное с помощью западных стран, как «полностью незаконное» ( «батил» по-арабски, что означает недействительный акт или договор согласно шариату ). [ 7 ] Израильский военный аналитик Шауль Барталь интерпретировал этот раздел как означающий, что решение о создании двух государств рассматривалось как временный этап, а долгосрочной целью оставалось освобождение всей Палестины. [ 25 ]

Раздел «Сопротивление и освобождение» (пункты 24–26) также ссылается на международное право и утверждает, что оно узаконивает вооруженное сопротивление оккупационной державе, причем вооруженное сопротивление рассматривается как «стратегический выбор для защиты принципов и прав палестинского народа». люди". [ 1 ] [ 7 ] При этом в документе говорится о "диверсификации средств и методов" сопротивления и включается "народное и мирное сопротивление". [ 15 ]

В разделе «Палестинская политическая система» (пункты 27–34) документ принимает примирительный тон – подчеркиваются общие черты с другими палестинскими группами, а различия преуменьшаются. [ 12 ] Национальная роль ООП и Палестинской автономии прямо признается, и документ завершается упоминанием светским языком «фундаментальной» роли палестинских женщин в «проекте сопротивления, освобождения и построения политической системы». [ 1 ]

В последних двух разделах, озаглавленных «Арабская и исламская умма» (пункты 35–37) и «Гуманитарный и международный аспект» (пункты 38–42), ХАМАС ясно дает понять, что он не заинтересован во вмешательстве во внутренние дела других стран. страны региона, которые стали свидетелями потрясений в рамках восстаний «арабской весны» . [ 1 ]

Неприятие антисемитизма

В отличие от Хартии Хамаса 1988 года , соглашение 2017 года отделяет борьбу против сионизма от общего антисемитизма , заявляя, что Хамас борется с сионистами не из-за их еврейства, а из-за их «незаконного» проекта:

Хамас утверждает, что его конфликт связан с сионистским проектом, а не с евреями из-за их религии. Хамас ведет борьбу не против евреев, потому что они евреи, а ведет борьбу против сионистов, оккупировавших Палестину. Тем не менее, именно сионисты постоянно отождествляют иудаизм и евреев со своим собственным колониальным проектом и незаконным образованием.
ХАМАС отвергает преследование любого человека или ущемление его или ее прав по националистическим, религиозным или сектантским мотивам. ХАМАС придерживается мнения, что еврейская проблема, антисемитизм и преследование евреев - это явления, фундаментально связанные с европейской историей, а не с историей арабов и мусульман или их наследием. [ 26 ]

давал интервью об этом кажущемся изменении идеологии Хамаса, где в старом уставе Хамаса 1988 года враг иногда назывался «евреями», но в новом уставе 2017 года врагом называют только «сионистов». Халед Машаль в свои последние несколько дней как высший лидер ХАМАС, заявил в начале мая 2017 года: в старой хартии действительно «использовалось выражение [«евреи»]», которое он теперь критиковал как «не (…) достаточно точен, подчеркивая, что борьба Хамаса «с самого начала» велась против «израильских оккупантов… не потому, что они евреи, (…) не из-за их религии, а потому, что (…) они оккупировали нашу землю , и напали на наших людей, и вынудили их покинуть свои дома». [ 27 ]

Прием

Реакция на газету варьировалась от осторожного приветствия до жесточайшего неприятия со стороны тех, кто рассматривал ее как обманчивое, просто косметическое пиар-упражнение.

Мохаммед Айюб , заслуженный профессор международных отношений Мичиганского государственного университета , и Даниэль Николь Люсье увидели в политическом документе признак «прагматизма», поскольку он оставляет открытой возможность решения проблемы двух государств и выразили готовность сотрудничать с США. Палестинская автономия. [ 28 ] Халед Хруб ( Кембриджский университет ) написал, что с помощью газеты ХАМАС хотел дистанцироваться от репутации террористической организации и вместо этого «представить себя ответственным политическим партнером, чье руководство выиграло свободные и честные выборы и могло говорить на языке политики и сопротивления по-своему». [ 1 ] [ 28 ]

Беверли Милтон-Эдвардс, политолог из Белфастского университета , заявила, что эта декларация стала важной отправной точкой для будущих мирных переговоров, за которые другие арабские стороны конфликта, такие как Сирия, Египет и ООП, также выступали в рамках мирного соглашения. Формула разрешения конфликтов и построения мира. [ 29 ] Мухаммад Абу Саада, профессор Университета Аль-Азхар в Газе, сказал: «Хамас пытается провести тонкую грань между своими сторонниками жесткой линии и своими умеренными [...] С одной стороны, умеренные могут сказать, что они приняли палестинское государство на границах 1967 года, но сторонники жесткой линии все еще могут заявить, что не признают Израиль». [ 4 ]

Аззам Тамими , британско-палестинский политолог, близкий к движению ХАМАС. [ 30 ] заявил, что новый документ «практически» заменит учредительный устав 1988 года. [ 4 ] Мустафа Баргути , председатель партии Палестинская национальная инициатива , сказал: «Принятие палестинского государства в границах 1967 года… означает принятие решения о двух государствах». [ 4 ] и охарактеризовал документ как «признак зрелости и признак политического развития». [ 31 ] Михаэль Шульц ( Гетеборгский университет ) считал, что заявление о том, что решение о создании двух государств является «формулой национального консенсуса», демонстрирует готовность ХАМАС принять такое решение на постоянной основе, даже если оно не является его собственным предпочтением, при условии, что оно может быть продемонстрировано как заявленная воля палестинского народа. [ 16 ] По словам Шульца, для этого потребуется законный будущий референдум с участием всех палестинцев, живущих на Западном Берегу, в Газе и Восточном Иерусалиме, а также тех, кто живет в диаспоре. [ 16 ] Тристан Даннинг, политолог из Университета Квинсленда , написал в 2017 году, что ХАМАС был открыт для какого-то постоянного решения отношений с Израилем с середины 1990-х годов. Таким образом, изменения в Хартии были «положительными и давно назревшими, но во многих отношениях [...], возможно, слишком незначительными и слишком запоздалыми, чтобы внести какие-либо значимые изменения в динамику палестино-израильского конфликта». [ 32 ] из Палестинской автономии Мохаммед Штайе обвинил ХАМАС в том, что он на десятилетия отстал в своем мышлении, заявив CNN: «ХАМАС обсуждает то, что [ООП] сделало 43 года назад». [ 31 ]

Джером Слейтер (почетный профессор Университета штата Нью-Йорк в Буффало ) отметил, что, хотя документ, казалось бы, признавал Израиль в границах 1967 года, он также призывал к праву палестинцев вернуться в свои первоначальные дома, которые теперь находятся в Израиле. [ 33 ] Это представляло собой очевидное логическое противоречие, но израильское правительство, искренне заинтересованное в политическом урегулировании, использовало бы новую хартию и другие признаки умеренности со стороны Хамаса в качестве основы для дальнейших переговоров, чего не произошло. [ 33 ]

Джонатан А. Гринблатт , директор Антидиффамационной лиги , заявил, что «новая хартия мало что делает для продвижения мира, но многое делает для поддержания конфликта». [ 2 ] Журналист Тим ​​Ассманн увидел более умеренный выбор слов в аналитическом документе, но не заметил существенных изменений в позиции ХАМАС. [ 34 ] Мэтью Левитт и Максин Рич, исследователи Вашингтонского института ближневосточной политики , рассматривают этот документ как попытку ХАМАС представить себя в более умеренном свете, чтобы получить большую международную поддержку, учитывая его теперь более напряженные отношения с Ираном, Борьба египетского правительства с «Братьями-мусульманами» и мрачная экономическая ситуация в секторе Газа, недавно усугубленная энергетическим кризисом. [ 35 ] [ 36 ] Джозеф Сперл, исследователь ислама в колледже Святого Ансельма , выразил мнение, что антисемитизм по-прежнему занимает центральное место в идеологии Хамаса и нельзя серьезно воспринимать заявление Хамаса, выраженное в новой хартии, о том, что их конфликт был с сионистской оккупацией. Палестины, а не с евреями. [ 37 ]

Шауль Барталь, израильский военный аналитик и преподаватель палестинских дел в Университете Бар-Илан , заявил, что палестинское государство, созданное по принципу двух государств, тогда будет государством без уступок в отношении права палестинцев на возвращение и без постоянного решения, которое бы также быть обязательными для будущих поколений. [ 25 ] Дэвид Киз , пресс-секретарь премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в 2016–2018 годах, назвал этот политический документ попыткой ХАМАС «обмануть мир». [ 4 ] Сам Нетаньяху скомкал копию документа на камеру и выбросил ее в корзину для мусора. [ 1 ] [ 38 ] «В новом документе Хамаса говорится, что Израиль не имеет права на существование, в нем говорится, что каждый дюйм нашей земли принадлежит палестинцам, в нем говорится, что нет другого приемлемого решения, кроме как удалить Израиль… они хотят использовать свое государство для уничтожения нашего государства. государства", - сказал Нетаньяху. [ 38 ]

Израильский информационный центр Меира Амита по разведке и терроризму подсчитал, что документ Хамаса от 2017 года не представляет «никаких изменений в базовой идеологии и принципах Хамаса, которые основаны на бескомпромиссных усилиях по уничтожению Израиля посредством насилия и терроризма, даже если это будет осуществляться поэтапно» ( Поправки, изменения и дополнения, содержащиеся в Политическом документе, призваны представить видимость обновления и адаптации Хамаса к нынешней реальности, но без каких-либо существенных изменений в принципах. и базовое восприятие, которые составляют ядро ​​Документа». [ 18 ] В Европейском Союзе , США и России новый документ также был воспринят довольно холодно, к большому удивлению и разочарованию Хамаса; внутренние критики документа почувствовали себя оправданными и снова стали громче. [ 39 ]

Оценки на фоне войны между Израилем и ХАМАСом в 2023 году

Дэниэл Байман ( Джорджтаунский университет ) и Маккензи Хольц в анализе Центра стратегических и международных исследований от 6 декабря 2023 года заявили, что негативная реакция на новую хартию может частично объяснить террористическую атаку ХАМАСа на Израиль 7 октября: Нетаньяху отправил в мусорное ведро документ хотел сократить финансирование Палестинского агентства Организации Объединенных Наций для помощи Палестине и организации работ и дал платформу крайне правым идеологам, таким как Бецалель Смотрич. . [ 40 ] Таким образом, не было стимула к умеренности, что, вероятно, делало идею крупномасштабной атаки более привлекательной. [ 40 ] В поддержку этой точки зрения Байман и Хольц процитировали заявление представителя ХАМАС Басема Наима в интервью : «Мы знали, что будет бурная реакция... Но мы не выбрали этот путь, имея другие варианты. У нас нет вариантов. ." [ 40 ] Яхья Синвар , политический и военный лидер ХАМАС в секторе Газа, как сообщается, поддержал новую хартию, но затем занял более крайнюю позицию, когда она не привела к политическому урегулированию с Израилем. [ 41 ]

Тарек Бакони, который документировал Хамас за последние 20 лет, заявил в декабре 2023 года, что Хартия 2017 года раскрыла блеф Израиля, согласившись на границы 1967 года, а отсутствие реакции Израиля продемонстрировало палестинцам, что Израиль не заинтересован в линии 1967 года. . [ 24 ]

По словам исследователя экстремизма Армина Пфаль-Траубера , который указал на преемственность документа 2017 года по сравнению с предыдущим, «формальное модерирование» новой хартии имело «ясную цель», а именно «стратегический обман». По его мнению, само по себе использование фразы « от реки до моря » подразумевает «соответствующее намерение разрушения, характеризующееся насилием» по отношению к государству Израиль, и он рассматривал нападение Хамаса на Израиль в октябре 2023 года как лишь последнюю иллюстрацию этого. [ 42 ] отметил Центра Вильсона из Марк А. Грин , что, хотя ХАМАС заявил в своем уставе 2017 года, что он «отвергает преследование любого человека или подрыв его или ее прав на националистических, религиозных или сектантских мотивах», его нападение 7 октября 2023 года в Израиле погибло около 1200 человек. [ 43 ] Анна Бальцер утверждала, что Хартия 2017 года является свидетельством того, что теракты 7 октября были мотивированы не антисемитизмом, а, скорее, сопротивлением ХАМАС израильской оккупации. [ 44 ]

Призыв Хартии 2017 года к созданию палестинского государства на основе границ 1967 года был повторен Исмаилом Ханией в ноябре 2023 года, на фоне войны между Израилем и ХАМАС в 2023 году . [ 45 ]

Ссылки

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Халед Хруб: новый Хамас? Пересмотренный Устав . В: Журнал палестинских исследований . Том. 46, № 4 (184), Лето 2017, с. 100–111.
  2. ^ Перейти обратно: а б с ХАМАС: Новая Хартия, старый антисемитизм | ADL, 3 мая 2017 г., дата обращения 5 ноября 2023 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Как ХАМАС стремится заманить Израиль в ловушку в трясине Газы» . Рейтер . 4 ноября 2023 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ХАМАС признает палестинское государство с границами 1967 года , Аль-Джазира, 2 мая 2017 г.
  5. ^ «Как будет выглядеть израильско-палестинский конфликт через 30 лет?» . «Джерузалем Пост» . 22 сентября 2023 г. Проверено 2 июня 2024 г. Даже ХАМАС в 2017 году заявил, что готов принять палестинское государство с границами 1967 года, если будет ясно, что палестинцы согласны с этим.
  6. ^ Перейти обратно: а б См. статьи 2 и 20 (и т. д.) в «Документе об общих принципах и политике (…) от 1 мая 2017 г. (…) «Хамас»» , официальном английском переводе (размещенном в Интернет-архиве ). Проверено 10 марта 2024 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Жан-Франсуа Легрен: Хамас по мнению Хамаса: чтение его Документа об общих принципах . В: Шахрам Акбарзаде (HRSG): Справочник по политическому исламу Routledge, Routledge, Лондон, 2020, стр. 79–90.
  8. ^ Аль-Муграби, Нидал (10 мая 2017 г.). «Ведущий представитель ХАМАСа заявляет, что не смягчает позицию по отношению к Израилю» . Рейтер .
  9. ^ Сёра, Лейла (2022). Внешняя политика ХАМАС: идеология, принятие решений и политическое превосходство. ИБ Таурис. п. 62. ISBN 9781838607456.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Саги Полька: Хамас как васати (буквально: центристское) движение: прагматизм в границах шариата . В: Исследования конфликтов и терроризма , Том. 42, № 7, 2019, с. 683–713, doi:10.1080/1057610X.2017.1402432
  11. ^ Аль-Муграби, Нидал (06 мая 2017 г.). «Хамас избирает бывшего заместителя Ханию новым политическим руководителем» . Рейтер . Проверено 8 декабря 2023 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бреннер, Бьорн (30 ноября 2021 г.). Газа под властью Хамаса: от исламской демократии к исламистскому управлению . Академик Блумсбери. стр. 205–207. ISBN  978-0-7556-3439-2 .
  13. ^ Сёра, Лейла (2022). Внешняя политика ХАМАС: идеология, принятие решений и политическое превосходство . ИБ Таурис. п. 62. ИСБН  9781838607456 .
  14. ^ Юнес, Али (2 мая 2017 г.). «Машааль: ХАМАС не является жесткой идеологической организацией» . Аль Джазира . Проверено 7 декабря 2023 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Общества 2022 , стр. 62.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Шульц, Майкл (03 ноября 2020 г.). Между сопротивлением, законами шариата и демо-исламской политикой . Роуман и Литтлфилд. п. 70. ИСБН  978-1-5381-4610-1 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с Рикард Лагерваль: Братья-мусульмане . В: Мухаммад Афзал Упал, Кэрол М. Кьюсак (ред.): Справочник исламских сект и движений . Брилл, Лейден, 2021 г., с. 82.
  18. ^ Перейти обратно: а б Информационный центр Меира Амита по разведке и терроризму: Цели и значение нового политического документа ХАМАС. 8 мая 2017 г., стр. 3–5 (PDF).
  19. ^ Источники, которые полагают, что Хартия ХАМАСа 2017 года признала границы 1967 года:
  20. ^ Луз, Нимрод (07 сентября 2023 г.). Политика священных мест: взгляд из Израиля-Палестины . Издательство Блумсбери. п. 163. ИСБН  978-1-350-29573-5 .
  21. ^ «Хартии Хамаса» . Современный обзор Ближнего Востока . 4 (4): 393–418. 01.11.2017. дои : 10.1177/2347798917727905 . ISSN   2347-7989 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Шульц, Майкл (03 ноября 2020 г.). Между сопротивлением, законами шариата и демо-исламской политикой . Роуман и Литтлфилд. п. 72. ИСБН  978-1-5381-4610-1 .
  23. ^ Алсос, Имад (3 сентября 2021 г.). «От джихада к сопротивлению: эволюция дискурса Хамаса в рамках мобилизации» . Ближневосточные исследования . 57 (5): 833–856. дои : 10.1080/00263206.2021.1897006 . ISSN   0026-3206 .
  24. ^ Перейти обратно: а б с д «Стенограмма: Эзра Кляйн берет интервью у Тарека Бакони» . Нью-Йорк Таймс .
  25. ^ Перейти обратно: а б Бартал, Шауль (2021). «Хамас: Исламское движение сопротивления» . В Упале — Мухаммад Афзал; Кьюсак, Кэрол М. (ред.). Справочник исламских сект и движений . Брилл. п. 397. ИСБН  978-90-04-42525-5 . JSTOR   10.1163/j.ctv1v7zbv8.23 . Проверено 26 ноября 2023 г.
  26. ^ Хруб, Халед (2017). «Новый Хамас? Пересмотренный Устав» . Журнал палестинских исследований . 46 (4): 100–111. дои : 10.1525/jps.2017.46.4.100 .
  27. ^ «Халед Машааль: Борьба ведется против Израиля, а не против евреев» . Al Jazeera English , 6 мая 2017 г. Проверено 28 января 2024 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б Аюб, Мохаммед; Люсье, Даниэль Николь (2020). Многоликость политического ислама: религия и политика в мусульманских обществах . Издательство Мичиганского университета. п. 135. ИСБН  978-0-472-03765-0 .
  29. ^ «Отправная точка мирных переговоров» - DW , 2 мая 2017 г. (на немецком языке)
  30. ^ Халед Хруб: Последние книги: Взгляды инсайдеров на ХАМАС . В: Журнал палестинских исследований . Том. 37, № 3, весна 2008 г., стр. 93–96. Тейлор и Фрэнсис, ООО
  31. ^ Перейти обратно: а б ХАМАС представляет новый политический документ , CNN, 3 мая 2017 г.
  32. ^ Новый Устав ХАМАС: Слишком мало, слишком поздно? (newarab.com) , 2 мая 2017 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б Слейтер, Джером (2020). Мифологии без конца: США, Израиль и арабо-израильский конфликт, 1917-2020 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 333–334. ISBN  978-0-19-045909-3 .
  34. ^ Изменение сердца или слов? – ДВ, 3 мая 2017 г.
  35. ^ «Умеренная риторика Хамаса опровергает боевую деятельность | Вашингтонский институт» . www.washingtoninstitute.org . Проверено 19 декабря 2023 г.
  36. ^ Лиляна Радонич: Новый антисемитизм и новые СМИ: левая дереализация исламистской «эмансипации». В: Армин Ланге, Керстин Майерхофер, Дина Порат , Лоуренс Х. Шиффман (ред.): Противостояние антисемитизму в современных средствах массовой информации, правовом и политическом мире. Де Грюйтер, Берлин/Бостон, 2021 г., ISBN 978-3-11-058243-7, стр. 111f.
  37. ^ Шперл, Джозеф С. (2020). «Параллели между нацистским и исламистским антисемитизмом» . Обзор еврейских политических исследований . 31 (1/2): 210–244. ISSN   0792-335X .
  38. ^ Перейти обратно: а б «Нетаньягу выбрасывает политический документ ХАМАС по Израилю в мусорную корзину» . «Джерузалем Пост» . 08 мая 2017 г. Проверено 25 ноября 2023 г.
  39. ^ Бреннер, Бьорн (30 ноября 2021 г.). Газа под властью Хамаса: от исламской демократии к исламистскому управлению . Академик Блумсбери. стр. 208–209. ISBN  978-0-7556-3439-2 .
  40. ^ Перейти обратно: а б с Дэниел Байман и Маккензи Хольц, Почему Хамас напал, когда это произошло , Центр стратегических и международных исследований , 6 декабря 2023 г.
  41. ^ «Хамас хочет продолжать борьбу с Израилем или начать говорить о мире?» . Экономист . 2023-11-30. ISSN   0013-0613 . Архивировано из оригинала 30 ноября 2023 г. Проверено 8 декабря 2023 г.
  42. Армин Пфаль-Траубер: Антисемитизм и антисионизм в первой и второй хартиях ХАМАС www.bpb.de, 8 ноября 2023 г.
  43. Хамас: слова и дела... , Центр Вильсона , 24 октября 2023 г.
  44. ^ Анна Бальцер (12 ноября 2023 г.). «Хамас не нападал на израильтян, потому что они евреи» .
  45. ^ Хатиб, Лина (21 ноября 2023 г.). «Будущее Хамаса проходит через Тегеран» . Внешняя политика .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dbe359094db60b046b31ff921dc99216__1719965940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/16/dbe359094db60b046b31ff921dc99216.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
2017 Hamas charter - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)