Jump to content

Кровавый навет

Страница полузащищена
(Перенаправлено из «Кровавого навета на евреев »)

Статуя Симона Трентского , итальянского ребенка, в исчезновении и смерти которого обвинили лидеров еврейской общины города.

Кровавый навет или навет на ритуальное убийство (также кровавое обвинение ) [1] [2] это антисемитская утка [3] [4] [5] который ложно обвиняет евреев в убийстве христиан с целью использования их крови при совершении религиозных ритуалов . [1] [2] [6] Отражая очень старые мифы о тайных культовых практиках во многих доисторических обществах, это обвинение, выдвинутое против евреев, редко подтверждалось в древности . По мнению Тертуллиана , оно первоначально возникло в поздней античности как обвинение, выдвинутое против членов раннехристианской общины Римской империи . [7] После того, как это обвинение было отклонено, оно было возрождено тысячелетие спустя как христианская клевета против евреев в средневековый период . [8] [9] Первые примеры средневекового кровавого навета появились в Англии в середине 1100-х годов, а затем распространились на другие части Европы, особенно во Францию ​​и Германию. Эта клевета, наряду с клеветой на отравление колодцев и осквернение хозяев , стала основной темой преследований евреев в Европе с того периода до наших дней. [4]

В кровавых наветах часто утверждается, что евреям нужна человеческая кровь для выпечки мацы – пресной лепешки, которую едят во время Песаха . В более ранних версиях кровавого навета евреи обвинялись в ритуальном воспроизведении распятия . [10] В обвинениях часто утверждается, что кровь христианских детей особенно желательна, и исторически обвинения в кровавом навете делались для того, чтобы объяснить необъяснимые иначе смерти детей. В некоторых случаях предполагаемые жертвы человеческих жертвоприношений стали почитаться как христианские мученики . Многие из них - в первую очередь Уильям Норвичский (1144 г.), Маленький Святой Хью Линкольнский (1255 г.) и Саймон Трентский (1475 г.) - стали объектами местных культов и почитания; Культ Хью Линкольна получил поддержку Генриха III и его сына Эдуарда I , что придало ему официальный авторитет и помогло запомнить его особенно хорошо. Хотя он так и не был канонизирован, почитание Симона было добавлено в Общий римский календарь . Один ребенок, предположительно убитый евреями, Гавриил Белостокский , был канонизирован Русской Православной Церковью .

В еврейских преданиях кровавые наветы послужили толчком к созданию Пражского Голема раввином . Иудой Левом бен Бецалелем в 16 веке [11] Термин «кровавый навет» также использовался в отношении любого неприятного или вредного ложного обвинения, и в результате он приобрел более широкое метафорическое значение. Однако такое более широкое использование этого термина остается спорным, поскольку против него возражают еврейские группы. [12] [13] [14]

История

Говорят , что самые ранние версии обвинений в том, что евреи якобы распинали христианских детей на Пасху , были связаны с пророчеством. [ нужны разъяснения ] В настоящее время еще нет упоминаний об использовании крови в пресной маце, что впоследствии стало основным мотивом преступления. [15]

Возможные предшественники

Самый ранний известный предшественник относится к десятому веку от Дамокрита (а не Демокрита- философа), упомянутого в Суде . [16] который утверждал, что «каждые семь лет евреи захватывали чужеземца, приводили его в храм в Иерусалиме и приносили в жертву, разрезая его плоть на куски». [17] Греко-египетский писатель Апион утверждал, что евреи приносили в жертву греческих жертв в своем храме . Здесь писатель сообщает, что, когда Антиох Епифан вошел в храм в Иерусалиме, он обнаружил пленника-грека, который рассказал ему, что его откармливают для жертвоприношения. Каждый год, утверждал Апион, евреи приносили в жертву грека и съедали его плоть, одновременно клянясь в вечной ненависти к грекам. [18] Заявление Апиона, вероятно, отражает уже распространенное отношение к евреям, поскольку аналогичные утверждения были сделаны Посидонием и Аполлонием Молоном в I веке до нашей эры. [19] Пример этой идеи можно найти позже в истории, когда Сократ Схоластик ( 5 век ) сообщил, что во время пьяного веселья группа евреев привязала христианского ребенка к кресту в насмешку над смертью Христа и бичевала его, пока он не умер. [20]

Средневековый контекст

Кровавые наветы появились в то время, когда церковь и особенно крестовые походы стали движущей силой все более антииудаистских дискурсов. Позже они были подкреплены церковным собором Латеранского IV, который санкционировал сегрегацию христианского и еврейского общества и создал аппарат принуждения по всей Европе. [ нужна ссылка ] В местном контексте многие английские примеры могли включать в себя элемент церковного соревнования за культы святых с доходом, который приносило почитание. [ нужна ссылка ]

Исраэль Юваль предположил, что кровавый навет, возможно, возник в 12 веке из-за христианских взглядов на поведение евреев во время Первого крестового похода . Некоторые евреи покончили жизнь самоубийством и убили своих детей, вместо того, чтобы подвергнуть их насильственному обращению в христианство. Юваль писал, что христиане, возможно, утверждали, что если евреи могут убивать своих собственных детей, они также могут убивать христианских детей. [21] [22]

Происхождение в Англии

Распятие Уильяма Норвичского, изображенное на ширме в церкви Святой Троицы, Лоддон , Норфолк.

В Англии в 1144 году евреи Нориджа были ложно обвинены в ритуальном убийстве после того, как мальчик Уильям Нориджский был найден мертвым в лесу с ножевыми ранениями. Агиограф Уильяма, Томас Монмутский , ложно утверждал, что каждый год существует международный совет евреев, на котором они выбирают страну, в которой ребенок будет убит во время Пасхи, из-за еврейского пророчества, в котором говорится, что убийство христианского ребенка каждое Год обеспечит возвращение евреев на Святую Землю. По словам Монмута, Англия была выбрана в 1144 году, и лидеры еврейской общины поручили евреям Нориджа совершить убийство, после чего похитили и распяли Уильяма. [23] Легенда превратилась в культ: Вильгельм получил статус мученика, а паломники принесли подношения в местную церковь. [24]

За этим последовали аналогичные обвинения в Глостере (1168 г.) , Бери-Сент-Эдмундсе (1181 г.) и Бристоле (1183 г.). В 1189 году еврейская депутация, присутствовавшая на коронации Ричарда Львиное Сердце, подверглась нападению толпы. Вскоре последовали массовые убийства евреев в Лондоне и Йорке . В 1190 году, 16 марта, 150 евреев подверглись нападению в Йорке, а затем были убиты, когда они нашли убежище в королевском замке, где сейчас стоит Башня Клиффорда, причем некоторые из них покончили жизнь самоубийством, вместо того чтобы быть схваченными толпой. [25] Останки 17 тел, брошенных в колодец в Норидже между XII и XIII веками (пятеро из которых, как показал анализ ДНК, вероятно, были членами одной еврейской семьи), вполне возможно, были убиты в ходе одного из этих погромов . [26]

После смерти маленького святого Хью Линкольна происходили суды и казни над евреями. [27] Случай был описан Мэтью Пэрисом , а затем Чосером и лег в основу баллад сэра Хью , которые циркулируют по сей день. Его известность возникла благодаря вмешательству Короны, когда обвинение в ритуальном убийстве впервые получило королевское доверие.

Восьмилетний Хью исчез в Линкольне 31 июля 1255 года. Его тело, вероятно, было обнаружено 29 августа в колодце. Еврей по имени Копин или Коппин признался в причастности. Он исповедовался Джону Лексингтонскому , слуге короны и родственнику епископа Линкольна. Он признался, что мальчика распяли евреи, собравшиеся с этой целью в Линкольне. Король Генрих III , прибывший в Линкольн в начале октября, приказал казнить Копена, а 91 еврея Линкольна схватить и отправить в Лондон, где 18 из них были казнены. Остальные были помилованы по ходатайству францисканцев или доминиканцев. [28]

В течение нескольких десятилетий евреи будут изгнаны из всей Англии в 1290 году и не смогут вернуться до 1657 года, хотя вполне вероятно, что некоторые евреи жили там в этот период и держали свою религию в секрете. [29] После изгнания Эдуард I отремонтировал храм «Маленького Святого Хью» и украсил его своими королевскими знаками отличия, чтобы оправдать свои действия. [30] Как отмечает Стейси: «Вряд ли можно себе представить более явное отождествление короны с обвинением в ритуальном распятии». [31]

Континентальная Европа

Саймона или Трента Кровавая стрекоза . Иллюстрация в «Weltchronik» Гартмана Шеделя, 1493 г.

Подобно кровавому навету в Англии, история кровавого навета в континентальной Европе состоит из необоснованных заявлений о трупах христианских детей. С этими открытиями и трупами часто связывали сверхъестественные события, события, которые современники часто приписывали чудесам. Кроме того, как и в Англии, эти обвинения в континентальной Европе обычно приводили к казни многих евреев – иногда даже всех или почти всех евреев в одном городе. Эти обвинения и их последствия в некоторых случаях также приводили к королевскому вмешательству в защиту евреев.

Рассказ Томаса Монмутского о ежегодном еврейском собрании, на котором решалось, какая местная община убьет христианского ребенка, также быстро распространился по континенту. Ранняя версия появляется в Bonum Universale de Apibus II. 29, § 23, Томас из Кантимпре (монастырь недалеко от Камбре). Примерно в 1260 году Томас писал: «Совершенно очевидно, что евреи каждой провинции ежегодно решают по жребию, какая община или город должна послать христианскую кровь другим общинам». Фома Кантимпре также считал, что с тех пор, как евреи воззвали Понтию Пилату : «Кровь Его на нас и на детях наших» ( Матфея 27:25 ), они страдают кровотечениями, состоянием, приравниваемым к мужской менструации. : [32]

Очень ученый еврей, обратившийся в наши дни в (христианскую) веру, сообщает нам, что один, пользующийся среди них репутацией пророка, под конец своей жизни сделал следующее предсказание: «Будьте уверены, что облегчение от эту тайную болезнь, которой вы подвержены, можно получить только через христианскую кровь (« solo sanguine Christiano »). Этому предложению последовали вечно слепые и нечестивые иудеи, которые установили в каждой провинции обычай ежегодно проливать христианскую кровь, чтобы они могли излечиться от своей болезни.

Фома добавил, что евреи неправильно поняли слова своего пророка, который под выражением « соло жизнерадостного христиано » имел в виду не кровь какого-либо христианина, а кровь Иисуса – единственное истинное лекарство от всех физических и духовных страданий. Фома не упомянул имя «очень ученого» прозелита, но, возможно, это был Николас Донен из Ла-Рошели , который в 1240 году вел диспут о Талмуде с Йехиэлем из Парижа и который в 1242 году сжег многочисленные Талмудические рукописи в Париже. Известно, что Фома был лично знаком с Николаем. Николасу Донину и другому новообращенному еврею, Теобальду Кембриджскому, принадлежит большая заслуга в принятии и веровании мифа о кровавом навете в Европе. [33]

Первый известный случай за пределами Англии произошел в Блуа , Франция, в 1171 году. [34] ) [35] [36] быть сожженным заживо [37] 29 мая того же года, или 20 Сивана 4931 года. [35] Кровавый навет вращался вокруг Р. Исаака, еврея, который, как сообщил христианский слуга, высадил убитого христианина на Луаре . [38] Тело ребенка так и не было найдено. Граф приказал арестовать около 40 взрослых евреев Блуа, которые в конечном итоге должны были быть сожжены. Выжившие члены еврейской общины Блуа, а также уцелевшие священные тексты были выкуплены. В результате этого случая евреи получили от короля новые обещания. Сожженные тела приговоренных евреев якобы сохранялись незапятнанными благодаря сожжению, и это утверждение является известным чудом и мифом о мученичестве как для евреев, так и для христиан. [38] По этому делу имеется значительный первоисточник, в том числе письмо, раскрывающее действия короля Людовика VII по защите евреев . [39] В ответ на массовую казнь объявил двадцатое число Сивана днем ​​поста Рабейну Там . [34] При этом в Блуа еще не существовало провозглашенного мифа о том, что евреям нужна кровь христиан. [34]

Картина Вернера Обервезеля в образе мученика

были найдены трупы пяти мальчиков В 1235 году, после того как на Рождество в Фульде , жители города заявили, что евреи убили их, чтобы выпить их кровь, и сожгли 34 еврея заживо с помощью собравшихся в то время крестоносцев. Несмотря на то, что император Фридрих II после расследования очистил евреев от любых правонарушений, обвинения в кровавом навете в Германии продолжались. [40] [41] В Пфорцхайме , Баден , в 1267 году женщина якобы продала девочку евреям, которые, согласно мифу, затем разрезали ее и сбросили в реку Энц , где ее нашли лодочники; девушка плакала о мести, а затем умерла. Сообщается, что тело истекало кровью, когда к нему привели евреев. Женщина и евреи якобы сознались и впоследствии были убиты. [42] То, что в результате обвинения была совершена судебная казнь без суда и следствия, ясно видно из того, как об этом инциденте говорится в нюрнбергском «Меморбухе» и синагогальных стихах. [43]

В 1270 году в Вейсенбурге , Эльзас , [44] одно только предполагаемое чудо решило обвинение против евреев. обнаружено тело ребенка В реке Лаутер ; Утверждалось, что евреи разрезали ребенка, чтобы получить его кровь, и что у ребенка продолжалось кровотечение в течение пяти дней. [44]

В Обервезеле, недалеко от Пасхи 1287 года, [45] предполагаемые чудеса снова стали единственным доказательством против евреев. В этом случае утверждалось, что труп 16-летнего Вернера Обервезеля (также называемого «Добрым Вернером») приземлился в Бахарахе , и тело творило чудеса, особенно медицинские чудеса. [46] Говорят также, что тело излучало свет. [47] Сообщается, что ребенка повесили вверх ногами, заставили вырвать хозяина и разрезали. [46] В результате евреи Обервезеля и многих других прилегающих мест в 1286–1289 годах подвергались жестоким преследованиям. Особенно пострадали евреи Обервезеля, поскольку после погрома 1283 года в Бахарахе не осталось евреев. Кроме того, после этого случая произошли погромы, а также в Обервезеле и его окрестностях. [48] Рудольф Габсбургский , к которому евреи обратились за защитой, чтобы управлять этой чудесной историей, был вынужден признать, что архиепископ Майнцский заявил, что евреям был причинен большой вред. Эта кажущаяся декларация имела весьма ограниченную эффективность. [48]

1423 года было сделано заявление В Хрониках Конрада Юстингера , что в Берне в 1293 году [49] или в 1294 году евреи замучили и убили мальчика по имени Рудольф (иногда его также называют Рафф или Руоф). Сообщается, что тело было найдено возле дома еврея Йоли. Тогда в дело была вовлечена еврейская община. Наказания, наложенные на евреев, включали пытки, казни, изгнание и крупные финансовые штрафы. Юстингер утверждал, что евреи стремились нанести вред христианству. [49] Историческая невозможность [ нужны разъяснения ] Эта широко известная история была продемонстрирована Якобом Штаммлером, пастором Берна, в 1888 году. [50]

Было выдвинуто несколько объяснений того, почему были выдвинуты и увековечены эти обвинения в кровавом навете. Например, утверждалось, что рассказ Томаса Монмутского и другие подобные ложные обвинения, а также их увековечивание во многом были связаны с экономическими и политическими интересами лидеров, увековечивающих эти мифы. [51] Использование крови и других продуктов жизнедеятельности человека в лечебных или магических целях было устоявшейся концепцией в средневековой Европе. [52] Такие незаконные способы доступа к этому предмету приписывались (в 1507 году) францисканцами доминиканцам, другими — колдунам и дьяволопоклонникам, а также евреям. [52]

Ренессанс и Барокко

С гравюры XVIII века из Брюкентурма. Вверху : тело убитого Симона Трентского. Внизу : « Юденсау ».
  • Двухлетний Симон Трентский исчез в 1475 году, и его отец утверждал, что он был похищен и убит местной еврейской общиной. Пятнадцать местных евреев были приговорены к смертной казни и сожжены. Местные жители считали Симона святым, хотя Римской церковью он так и не был канонизирован. Он был исключен из Римского мартиролога в 1965 году Папой Павлом VI .
  • Кристофер Толедский, также известный как Кристофер Ла-Гуардия или « Святое дитя Ла-Гуардии », был четырехлетним христианским мальчиком, предположительно убитым в 1490 году двумя евреями и тремя конверсос (принявшими христианство). Всего было казнено восемь человек. Сейчас считается, что [53] что это дело было сфабриковано испанской инквизицией для облегчения изгнания евреев из Испании .
  • В деле в Тырнау (Надьсомбат, сегодня Трнава , Словакия) абсурдность и даже невозможность заявлений, вынуждённых женщин и детей под пытками, показывает, что обвиняемые предпочли смерть как способ избежать пыток и признали всё, что у них спросили. Они даже говорили, что у еврейских мужчин были менструации, и поэтому последние практиковали питье христианской крови в качестве лекарства. [54]
  • В Бёзинге (Базин, сегодня Пезинок , Словакия) было предъявлено обвинение в том, что девятилетний мальчик истек кровью и подвергся жестоким пыткам; тридцать евреев сознались в преступлении и были публично сожжены. Истинные обстоятельства дела раскрылись позже, когда ребенка нашли живым в Вене. Его привез туда обвинитель, граф Вольф Базенский, чтобы избавиться от своих еврейских кредиторов в Базене. [55] [56]
  • В Ринне , недалеко от Инсбрука , мальчик по имени Андреас Окснер (также известный как Андерл фон Ринн), как говорят, был куплен еврейскими купцами и жестоко убит ими в лесу недалеко от города, а его кровь тщательно собиралась в сосуды. Обвинение в пролитии крови (без убийства) выдвигалось только в начале 17 века, когда был основан культ. Более старая надпись в церкви Ринна, датируемая 1575 годом, искажена сказочными приукрашиваниями – например, о том, что деньги, уплаченные за мальчика крестному отцу, превратились в листья, а на его могиле расцвела лилия. Культ продолжался до тех пор, пока в 1994 году он не был официально запрещен епископом Инсбрука. [57]
  • 17 января 1670 года Рафаэль Леви , член еврейской общины Меца , был казнён по обвинению в ритуальном убийстве крестьянского ребёнка, пропавшего без вести в лесу возле деревни Глатиньи 25 сентября 1669 года, накануне Роша. Хашана . [58]
  • Сандомир , город в Польше , стал местом проведения ряда дел о кровавом навете, приведших к пыткам и казни нескольких человек. [59] Один из таких случаев, произошедший в 1698 году, касался Малгожаты, мертвой двухлетней девочки-христианки, труп которой ее мать положила в церковный морг, и еврея, которого она обвиняла под пытками, Александра Берека. [59] И мать, и Берек были казнены. [59] Известны и другие случаи из более ранних дат, а в 1710 году последовал еще один: было найдено тело мальчика Ежи Красновского, в его убийстве был обвинен местный раввин, в результате чего раввин вместе с несколькими другими евреями умер в тюрьме. в ходе судебного разбирательства еще трое евреев были приговорены и казнены. [59]
Фреска в церкви Святого Павла в Сандомире , Польша, изображающая кровавый навет.

19 век

Одним из детей-святых в Русской Православной Церкви является шестилетний мальчик Гавриил Белостокский из села Зверки . По легенде, поддерживаемой церковью, мальчика похитили из дома во время праздника Песах, пока его родители были в отъезде. Шутко, еврей из Белостока , был обвинен в том, что привез мальчика в Белосток, проткнул его острыми предметами и высасывал из него кровь в течение девяти дней, а затем привез тело обратно в Зверки и бросил его на местном поле. Возник культ, и в 1820 году мальчик был канонизирован. Его мощи до сих пор являются объектом паломничества. В День всех святых , 27 июля 1997 года, белорусское государственное телевидение показало фильм, в котором утверждалось, что эта история правдива. [60] Возрождение культа в Беларуси было названо опасным проявлением антисемитизма в международных докладах о правах человека и свободах вероисповедания. [61] [62] [63] [64] [65] которые были переданы в УВКБ ООН . [66]

  • 1823–1835 гг. Кровавый навет Велижа : после того, как в 1823 году за пределами этого небольшого российского городка был найден убитым ребенок-христианин, обвинения пьяной проститутки привели к тюремному заключению многих местных евреев. Некоторые из них не были освобождены до 1835 года. [67]
  • 1840 года Дело в Дамаске : В феврале в Дамаске исчезли католический монах по имени отец Томас и его слуга. Обвинение в ритуальном убийстве было предъявлено членам еврейской общины Дамаска.
  • 1840 г. Кровавый навет на Родосе : евреи Родоса , находившегося под властью Османской империи , были обвинены в убийстве греческого мальчика-христианина. Клевету поддержали местный губернатор и европейские консулы, отправленные на Родос. Несколько евреев были арестованы и подвергнуты пыткам, а весь еврейский квартал был блокирован на двенадцать дней. Расследование, проведенное центральным правительством Османской империи, признало евреев невиновными.
  • В 1844 году Давид Поль Драч , сын главного раввина Парижа и принявший христианство, написал в своей книге De L'harmonie Entre L'eglise et la Synagogue , что католический священник в Дамаске был ритуально убит, а убийство было скрыто. поддержанный влиятельными евреями в Европе; имея в виду дело в Дамаске 1840 года [см. Выше]
  • (тогда входившая в состав Российской империи), произошел случай кровавого навета В 1851-53 годах в Сурами , Грузия : семь мужчин-евреев, все сведущие в религиозных вопросах, были ложно обвинены в убийстве христианского (грузинского) мальчика для ритуала. целей. Местные следователи расследовали это дело в течение трех лет, прежде чем Правительствующий Сенат в Санкт-Петербурге, высший судебный орган Российской империи, осудил обвиняемых и сослал их в Сибирь . [68] Советские, израильские и грузинские ученые согласны с тем, что российское имперское государство, особенно вице-король Михаил Воронцов, принимало активное участие и даже манипулировало этим делом, чтобы обеспечить вынесение обвинительного приговора. [69] [68] [70] Этот приговор сильно повлиял на Кутаисское дело (1878-80, см. ниже). [71]
  • В Ломбардо-Венецианском королевстве в Бадии , в провинции Ровиго, 25 июня 1855 года 21-летняя крестьянка из Маси , Джудитта Кастильеро, вернулась после восьмидневного отсутствия и заявила, что сбежала от ритуального убийства. Она показала раны на руках как свидетельство кровопускания, подтвердив свою историю о кровавом навете. Она показала, что одной из виновных был житель города Калиман Равенна. Равенна был богатым купцом, предпринимателем, окружным сборщиком налогов, ростовщиком и членом элиты Бадии. Он был взят под стражу по обвинению в публичном насилии, и слухи по этому поводу распространились по всему региону. Дело было передано в суд Ровиго. Там мировой судья и другие криминальные авторитеты быстро рассмотрели дело и немедленно арестовали предполагаемого преступника. 9 июля Джудитта Кастильеро была арестована за кражу в Леньяго , произошедшую в те дни, когда она, как сообщается, пропала без вести. Это противоречило ее показаниям, и 14 июля Калиман Равенна был освобожден и снова принят в свою общину. Кастильеро был обвинен в клевете, более серьезном преступлении, чем воровство, и приговорен к шести годам каторжных работ. Считалось, что для предъявления обвинения ее выдвинула преступная сеть, личные враги Равеллы. [7] [72]
  • В марте 1879 года девять мужчин-евреев из села Сачхере были доставлены в Кутаиси , Грузия, чтобы предстать перед судом по обвинению в похищении и убийстве христианской девушки. [71] случай привлек большое внимание в Российской империи (частью которой тогда была ) : Этот Грузия современной судебной системы цивилизованного государства, New Times мрачно намекает на странные еврейские секты с неизвестной практикой». [73] Суд закончился оправданием, а востоковед Дэниел Чволсон опубликовал опровержение кровавого навета.
  • в 1882 году Кровавый навет в Тисаэсларе : Евреи деревни Тисаэслар в Венгрии были обвинены в ритуальном убийстве четырнадцатилетней христианки Эстер Шоймоши. Этот случай стал одной из главных причин роста антисемитизма в стране. Обвиняемые в конечном итоге были оправданы.
  • В 1899 году «Дело Хильснера» : Леопольд Хильснер, чешский еврейский бродяга, был обвинен в убийстве девятнадцатилетней христианки Анежки Хрузовой путем пореза горла. Несмотря на абсурдность обвинения и относительно прогрессивный характер общества в Австро-Венгрии , Хильснер был признан виновным и приговорен к смертной казни. Позже он был признан виновным в еще одном нераскрытом убийстве, в котором также участвовала христианка. В 1901 году приговор был заменен пожизненным заключением. Томаш Масарик , видный австро-чешский профессор философии и будущий президент Чехословакии , возглавил защиту Хильснера. Позже в этом его обвинили чешские СМИ. В марте 1918 года Хильснер был помилован австрийским императором I. Карлом Он так и не был реабилитирован, и истинные виновные так и не были найдены.

20 и 21 века

  • 1903 года Кишиневский погром , антиеврейское восстание, начался, когда антисемитская газета написала, что русский мальчик-христианин Михаил Рыбаченко был найден убитым в городе Дубоссары , утверждая, что евреи убили его, чтобы использовать кровь в приготовление мацы. Около 49 евреев были убиты и сотни ранены, более 700 домов были разграблены и разрушены.
  • В 1910 году в Ширазском кровавом навете евреи Шираза ( Иран ) были ложно обвинены в убийстве мусульманской девочки. Весь еврейский квартал был разграблен; В результате погрома 12 евреев погибли и около 50 получили ранения. [74]
Антисемитская листовка в Киеве 1910-х годов с изображением мертвого Ющинского, выпущенная когда-то во время суда над Бейлисом, на которой было написано: «Христиане, берегите своих детей!!! 17 марта будет еврейская Пасха».
  • В Киеве управляющего еврейской фабрикой Менахема Менделя Бейлиса обвинили в убийстве 13-летнего Андрея Ющинского, ребенка-христианина, и использовании его крови для изготовления мацы. Он был оправдан христианским жюри после нашумевшего судебного процесса в 1913 году. [75]
  • В 1928 году евреи Массены , штат Нью-Йорк, были ложно обвинены в похищении и убийстве христианской девушки в рамках кровавого навета Массены .
  • Евреев часто обвиняли в ритуальном убийстве христиан ради их крови в Der Stürmer , антисемитской газете, издававшейся в нацистской Германии . Печально известный выпуск газеты за май 1934 года был позже запрещен нацистскими властями, поскольку в нем дошло до сравнения предполагаемого еврейского ритуального убийства с обрядом причастия христианским . [76]
  • В 1938 году британский фашистский политик и ветеринар Арнольд Лиз опубликовал антисемитскую брошюру в защиту «Кровавого навета», которую он назвал « Моя неуместная защита: размышления внутри тюрьмы и снаружи о еврейском ритуальном убийстве» .
  • Антиеврейское насилие в Польше в 1944–1946 годах , в результате которого, по некоторым оценкам, погибло до 1000–2000 евреев (237 задокументированных случаев), [77] включало, среди прочего, обвинения в кровавом навете, особенно в случае с погромом в Кельце в 1946 году .
  • Король Саудовской Аравии Фейсал ( годы правления 1964–1975) выдвинул обвинения против парижских евреев, которые приняли форму кровавого навета. [78]
  • «Маца Сиона» была написана министром обороны Сирии Мустафой Тлассом в 1986 году. Книга концентрируется на двух вопросах: возобновлении обвинений евреев в ритуальных убийствах в Дамасском деле 1840 года и «Протоколах сионских мудрецов» . [79] Книга была процитирована на конференции Организации Объединенных Наций в 1991 году сирийским делегатом. 21 октября 2002 года базирующаяся в Лондоне арабская газета «Аль-Хаят» сообщила, что книга «Маца Сиона» переиздается в восьмой раз, а также переводится на английский, французский и итальянский языки. [ нужна ссылка ] Египетский режиссер Мунир Радхи объявил о планах экранизировать книгу. [80]
  • В 2003 году частная сирийская кинокомпания создала 29-серийный телесериал « Аш-Шатат» («Диаспора»). Этот сериал первоначально транслировался в Ливане в конце 2003 года, а затем транслировался по спутниковой телевизионной сети «Аль-Манар» , принадлежащей «Хезболле» . Этот телесериал, основанный на антисемитской подделке « Протоколы ученых сионских мудрецов» , показывает еврейский народ, участвующий в заговоре с целью управлять миром, а также представляет евреев как людей, которые убивают детей христиан, проливают их кровь и используют это печь мацу . [81]
  • России В начале января 2005 года около 20 членов Государственной Думы публично обвинили еврейский народ в кровавом навете. Они обратились в Генпрокуратуру и потребовали от России «запретить все еврейские организации». Они обвинили все еврейские группы в экстремизме, «антихристианстве и бесчеловечности» и даже обвинили их в практиках, включающих ритуальные убийства. Ссылаясь на предыдущие антисемитские постановления российского суда, обвинявшие евреев в ритуальных убийствах, они написали, что «многие факты подобного религиозного экстремизма были доказаны в судах». Обвинение включало в себя традиционные антисемитские выдумки , такие как утверждение, что «весь демократический мир сегодня находится под финансовым и политическим контролем международного еврейства. И мы не хотим, чтобы наша Россия оказалась в числе таких несвободных стран». Это требование было опубликовано в виде открытого письма генеральному прокурору в Православная национально-консервативной газете « Русь ». Эта группа состояла из членов ультранационалистической Либерал-демократы , коммунистическая фракция и националистическая партия «Родина» , насчитывающая около 500 сторонников. Упомянутый документ известен как « Письмо пятисот » («Письмо пятисот»). [82] [83] Среди их сторонников были редакторы националистических газет, а также журналисты. К концу месяца эта группа подверглась резкой критике, и в ответ она отказалась от своего требования.
  • В конце апреля 2005 года в Красноярске (Россия) пропали пять мальчиков в возрасте от 9 до 12 лет. В мае 2005 года их обгоревшие тела были обнаружены в городской канализации. Преступление не было раскрыто, а в августе 2007 года расследование было продлено до 18 ноября 2007 года. [84] Некоторые российские националистические группы утверждали, что дети были убиты еврейской сектой с ритуальной целью. [85] [86] Националист М. Назаров, один из авторов «Письма пятисот», утверждает «существование « хасидской секты », члены которой убивают детей перед Песахом, чтобы собрать их кровь», используя в качестве доказательства упомянутое выше дело Бейлиса. М.Назаров также утверждает, что "ритуальное убийство предполагает выбрасывание тела, а не его сокрытие". «Союз русского народа» потребовал от чиновников тщательно расследовать деятельность евреев, не останавливаясь на обысках в синагогах, мацных пекарнях и их офисах. [87]
  • Во время выступления в 2007 году Раед Салах , лидер северной ветви Исламского движения в Израиле , упомянул о том, что евреи в Европе в прошлом использовали детскую кровь для выпечки священного хлеба. "Мы никогда не позволяли себе замешивать [тесто для] хлеба, которым прерывается пост в священный месяц Рамадан, с детской кровью", - сказал он. «Кто хочет более подробного объяснения, пусть спросит, что происходило с некоторыми детьми в Европе, чья кровь была смешана с тестом [еврейского] святого хлеба». [88]
  • В 2000-х годах группа польских антропологов и социологов исследовала распространенность мифа о кровавом навете в Сандомире, где картина, изображающая кровавый навет, украшает собор, и православных верующих в деревнях недалеко от Белостока , и обнаружила, что эти убеждения сохраняются среди некоторых католиков. и православные христиане. [89] [90] [91] Тот факт, что местные евреи были спасены по приказу епископа, который видел, как они прятались в том же соборе во время Холокоста , породил надежды на превращение Сандомира в символ надежды на пестрые исторические польско-еврейские отношения . [59]
Кровавый навет, картина Кароля де Прево XVIII века в Сандомирском соборе
  • В обращении, которое транслировалось по телеканалу «Аль-Акса» , принадлежащему Хамасу телестанции в Газе , 31 марта 2010 года, Салах Элдин Султан (араб. صلاح الدين سلطان), основатель Американского центра исламских исследований в Колумбусе, штат Огайо , исламский Американский университет в Саутфилде, штат Мичиган , и издательство «Султан». [92] и описанный в 2005 году как «один из самых известных мусульманских ученых Америки», утверждал, что евреи похищают христиан и других людей, чтобы убивать их и использовать их кровь для приготовления мацы. Султан, который в настоящее время преподает мусульманскую юриспруденцию в Каирском университете, заявил, что: «Сионисты похитили нескольких немусульман [ sic ] – христиан и других… это произошло в еврейском квартале Дамаска. Они убили французского врача Тома. , который бесплатно лечил евреев и других, чтобы распространять христианство. Хотя он был их другом и они получили от него больше всего пользы, они взяли его на один из таких праздников и зарезали вместе с медсестрой. они замешивали мацу с кровью доктора Тома и его медсестры. Они делают это каждый год. Мир должен знать эти факты о сионистском существовании и его ужасном коррумпированном вероучении. (Перевод Ближневосточного института медиаисследований ) [93] [94] [95] [96] [97]
  • Во время интервью, которое транслировалось по телеканалу Ротана Халиджия 13 августа 2012 года, саудовский священнослужитель Салман Аль-Оде заявил (в переводе MEMRI ): «Хорошо известно, что евреи отмечают несколько праздников, один из которых — Пасха, или Маца. Холидей. Однажды я прочитал о докторе, который работал в лаборатории. Этот врач жил в еврейской семье. Однажды ему сказали: «Нам нужна человеческая кровь». Он был в замешательстве. Он не знал, в чем дело. Конечно, он не мог таким образом предать свою трудовую этику, но начал расспрашивать и обнаружил, что мацу делают с человеческой кровью». Аль-Оде также заявил, что «[евреи] едят его, полагая, что это приближает их к их ложному богу, Яхве » и что «они заманивали ребенка, чтобы принести его в жертву в религиозном обряде, который они совершают во время этого праздника. " [98] [99]
  • В апреле 2013 года палестинская некоммерческая организация MIFTAH, основанная Хананом Ашрави, извинилась за публикацию статьи, в которой критиковался президент США Барак Обама за проведение пасхального седера в Белом доме , заявив: «Знает ли Обама об этих отношениях? например, между «Пасхой» и «христианской кровью»...?! Или «Пасхой» и «еврейскими кровавыми ритуалами?!» Большая часть болтовни и сплетен об исторических еврейских кровавых ритуалах в Европе реальна, а не фальшь, как они утверждают; евреи использовали кровь христиан во время еврейской Пасхи». В извинениях MIFTAH выражалось «искреннее сожаление». [100]
  • В интервью, которое транслировалось по телеканалу «Аль-Хафез» 12 мая 2013 года, Халед Аль-Заафрани из Египетской Партии справедливости и прогресса заявил (в переводе MEMRI ): «Хорошо известно, что во время Песаха они [евреи] делают маца, называемая «Кровью Сиона». Они берут ребенка-христианина, перерезают ему горло и режут. Затем берут его кровь и делают свою [мацу]. Это очень важный обряд для евреев, от которого они никогда не отказываются... Они разрезают ее и дерутся за то, кому достанется. есть христианскую кровь». В том же интервью Аль-Заафрани заявил, что «французские короли и русские цари обнаружили это в еврейских кварталах. Все массовые убийства евреев, которые происходили в этих странах, произошли потому, что они обнаружили, что евреи похищали и убивали детей, чтобы приготовить пасхальную мацу». [101] [102] [103]
  • В интервью, которое транслировалось по телеканалу Аль-Кудс 28 июля 2014 года (перевод MEMRI ), Усама Хамдан , главный представитель ХАМАС в Ливане , заявил, что «мы все помним, как евреи убивали христиан, чтобы смешивать свою кровь со своей святой мацой. Это не плод воображения или что-то взятое из фильма, это факт, подтвержденный их собственными книгами и историческими свидетельствами». [104] В последующем интервью Вольфу Блитцеру CNN Хамдан защитил свои комментарии, заявив, что у него «есть друзья-евреи». [105]
  • В проповеди, транслировавшейся на официальном иорданском телеканале 22 августа 2014 года, шейх Басам Аммуш, бывший министр административного развития, который был назначен членом Палаты Сената Иордании («Меджлис аль-Аян») в 2011 году, заявил (перевод MEMRI): ): «В [ Секторе Газа ] мы имеем дело с врагами Аллаха , которые считают, что маца, которую они пекут по праздникам, должна быть замешана с кровью. Когда евреи были в диаспоре , они убивали детей в Англии, в Европе и Америке они убивали их и использовали их кровь для приготовления мацы... Они верят, что они избранный Богом народ . Они верят, что убийство любого человека - это форма поклонения и средство привлечения. возле своего бога». [106]
  • Обвинения Израиля в геноциде палестинцев некоторые критики назвали формой кровавого навета. [107] [108]
  • В марте 2020 года итальянский художник Джованни Гаспарро представил картину мученической смерти Симона Трентского под названием « Martirio di San Simonino da Trento (Simone Unverdorben), per omicidioritate ebraico (Мученичество святого Симона Трентийского в соответствии с еврейским ритуалом). убийство)». Картина была осуждена, в частности, итальянской еврейской общиной и Центром Симона Визенталя . [109] [110]
  • Теорию заговора QAnon чтобы обвиняют в распространении кровавых наветов, поскольку она верит в то, что голливудская элита собирает адренохром у детей посредством сатанинских ритуальных издевательств, стать бессмертными . [111] В феврале 2022 года скульптура Симона Трентского, изображающая кровавый навет, была использована для продвижения теории заговора по сбору адренохромов. [112]

Виды католической церкви

Отношение католической церкви к этим обвинениям и культам, почитающим детей, предположительно убитых евреями, со временем менялось. Папство в целом выступало против них , хотя у него были проблемы с обеспечением соблюдения своей оппозиции.

В 1911 году важная французская католическая энциклопедия Dictionnaire apologétique de la foi catholique опубликовала анализ обвинений в кровавом навете. [113] Это можно рассматривать как широкое представление образованного католического мнения в континентальной Европе того времени. В статье отмечалось, что папы обычно воздерживались от одобрения кровавого навета, и был сделан вывод о том, что обвинения были недоказанными в общем смысле, но оставлялась открытой возможность того, что некоторые евреи совершали ритуальные убийства христиан. Другие современные католические источники (в частности, иезуитское периодическое издание La Civiltà Cattolica ) пропагандировали кровавый навет как истину. [114]

Сегодня обвинения в католических кругах встречаются реже. Хотя Симона Трента был лишен в 1965 году, в нескольких городах Испании до сих пор поминают кровавый навет. местный статус святого [115]

Папские заявления

  • Папа Иннокентий IV принял меры против кровавого навета: «5 июля 1247 г. Поручение прелатам Германии и Франции отменить все меры, принятые против евреев по причине навета на ритуальное убийство, и предотвратить обвинение арабов по аналогичным обвинениям» ( Апостольский Престол и евреи, Документы: 492–1404; Симонсон, Шломо, стр. 188–189, 193–195, 208). В 1247 году он писал также, что «Некоторые из духовенства, а также князья, дворяне и великие сеньоры ваших городов и епархий ложно задумали некоторые безбожные планы против евреев, несправедливо лишая их силой их имущества и присваивая его себе; ... они ложно обвиняют их в том, что они разделили между собой на Пасху сердце убитого мальчика ... В своей злобе они приписывают каждое убийство, где бы оно ни произошло, евреям, причем на основании этих и других. измышлений, они полны ярости против них, отнимают у них их имущество без какого-либо формального обвинения, без признания, без судебного разбирательства и осуждения, вопреки привилегиям, предоставленным им Апостольским Престолом... Поскольку мы с удовольствием, что их не следует беспокоить... мы предписываем вам вести себя по отношению к ним дружелюбно и доброжелательно. Всякий раз, когда какие-либо несправедливые нападения на них попадают в поле вашего зрения, возмещайте их обиды и не допускайте, чтобы их посещали в будущем. подобные несчастья». [116]
  • Папа Григорий X (1271–1276) опубликовал письмо, в котором критиковал практику кровавых наветов и запрещал аресты и преследования евреев на основании кровавых наветов ... если только мы не считаем, что они были пойманы при совершении преступления. [117]
  • Папа Бенедикт XIV написал буллу Beatus Andreas (22 февраля 1755 г.) в ответ на прошение об официальной канонизации XV века Андреаса Окснера , народного святого, предположительно убитого евреями «из ненависти к христианской вере». Бенедикт не оспаривал утверждение о том, что евреи убивали христианских детей, и, ожидая, что на этом основании будут возбуждены новые дела, похоже, принял это утверждение как верное, но постановил, что в таких случаях беатификация или канонизация будут неуместны. [118]

Кровавые наветы в мусульманских странах

В конце 1553 или 1554 года Сулейман Великолепный , правящий султан Османской империи , издал фирман (королевский указ), официально осуждавший кровавые наветы против евреев. [119]

В 1840 году, после возмущения Запада, вызванного делом в Дамаске , британский политик и лидер британской еврейской общины сэр Мозес Монтефиоре , поддержанный другими влиятельными людьми Запада, включая британского лорда Пальмерстона и консула в Дамаске Чарльза Генри Черчилля , [120] французский юрист Адольф Кремье , австрийский консул Джованни Гаспаро Мерлато, датский миссионер Джон Николайсон , [120] и Соломон Мунк убедили султана Абдулмеджида I в Константинополе издать фирман 6 ноября 1840 года, призванный остановить распространение обвинений в кровавом клевете в Османской империи. В указе говорилось, что обвинения в кровавом навете являются клеветой против евреев и что они будут запрещены на всей территории Османской империи, и частично гласили:

... и из-за любви, которую мы испытываем к нашим подданным, мы не можем допустить, чтобы еврейский народ, чья невиновность в предполагаемом против него преступлении очевидна, волновался и мучился из-за обвинений, не имеющих ни малейшего основания на истине. ..

В оставшуюся часть XIX и в начале XX века на османских землях было много случаев кровавого навета. [121] например, дело Форнараки 1881 года . Однако клевета почти всегда исходила от христианской общины, иногда при попустительстве греческих или французских дипломатов. [121] Евреи обычно могли рассчитывать на добрую волю османских властей и, в большей степени, на поддержку британских, прусских и австрийских представителей. [121]

В 1910 году в Ширазском кровавом навете евреи Шираза ( Иран ) были ложно обвинены в убийстве мусульманской девочки. Весь еврейский квартал был разграблен, в результате погрома 12 евреев погибли и около 50 получили ранения.

В 1983 году Мустафа Тлас , министр обороны Сирии , написал и опубликовал «Мацу Сиона », которая представляет собой трактовку дела в Дамаске 1840 года, повторяющую древний «кровавый навет», согласно которому евреи используют кровь убитых неевреев в религиозные ритуалы, такие как выпечка мацы. [122] В этой книге он утверждает, что истинные религиозные убеждения евреев — это «черная ненависть ко всем людям и религиям», и ни одна арабская страна никогда не должна подписывать мирный договор с Израилем . [123] Тлас несколько раз переиздавал книгу. После публикации книги Тлас сообщил Der Spiegel , что это обвинение против евреев обосновано, а также заявил, что его книга представляет собой «историческое исследование... основанное на документах из Франции, Вены и Американского университета в Бейруте ». [123] [124]

В 2003 году египетская газета «Аль-Ахрам» опубликовала серию статей Усамы Эль-База , старшего советника тогдашнего президента Египта Хосни Мубарака . Среди прочего, Усама Эль-Баз объяснил происхождение кровавого навета против евреев. Он сказал, что арабы и мусульмане никогда не были антисемитами как группа, но он принял тот факт, что некоторые арабские писатели и представители средств массовой информации нападают на евреев «на основе расистских заблуждений и мифов, зародившихся в Европе ». Он призвал людей не поддаваться «мифам», таким как кровавый навет. [125]

Тем не менее, в наше время истории о кровавом навете во многих случаях появлялись в спонсируемых государством средствах массовой информации ряда арабских и мусульманских стран, а также в их телевизионных шоу и на веб-сайтах, а также в книгах, в которых утверждается о случаях еврейского кровавого навета. там редкость. [126] Кровавый навет был показан в сцене сирийского сериала «Аш-Шатат» , показанного в 2003 году. [127] [128]

В 2007 году ливанский поэт Марван Шамун в интервью, вышедшем на телеканале Télé Liban , упомянул о «… убийстве священника Томазо де Каманджиано… в 1840 году… в присутствии двух раввинов в центре Дамаска, в доме близкого друга этого священника, Дауда аль-Харари, главы еврейской общины Дамаска . После того, как он был зарезан, его кровь была собрана и взята двумя раввинами». [129] Роман « Смерть монаха» , основанный на деле в Дамаске, был опубликован в 2004 году.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ^ Перейти обратно: а б Готтейл, Ричард; Штрак, Герман Л.; Джейкобс, Джозеф (1901–1906). «Кровное обвинение» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  2. ^ Перейти обратно: а б Дандес, Алан, изд. (1991). Легенда о кровавом навете: сборник примеров антисемитского фольклора . Университет Висконсина Пресс. ISBN  978-0-299-13114-2 .
  3. ^ Терви, Брент Э. Криминальное профилирование: введение в анализ поведенческих доказательств , Academic Press, 2008, стр. 3. «Кровавый навет: обвинение в ритуальном убийстве, выдвинутое против одного или нескольких лиц, обычно исповедующих иудейскую веру».
  4. ^ Перейти обратно: а б Чейнс, Джером А. Антисемитизм: Справочник , ABC-CLIO, 2004, стр. 34–45. «Среди наиболее серьезных из этих [антиеврейских] проявлений, которые звучат и по сей день, были клеветы: выдвижение обвинений против евреев, особенно кровавый навет и клевета об осквернении хозяина».
  5. ^ Золотистый, Мэтт. Еврейские вопросы: ответы на сефардскую жизнь в период раннего Нового времени , Princeton University Press, 2008, стр. 8. «В период с двенадцатого по двадцатый века евреям регулярно предъявлялись обвинения в кровавом навете или ритуальном убийстве – в том, что евреи похищали и убивали неевреев в рамках еврейского религиозного ритуала».
  6. ^ Цейтлин, С. «Кровное обвинение», Christian Watch , Vol. 50, нет. 2 (1996), стр. 117–124
  7. ^ Перейти обратно: а б Эмануэле Д'Антонио, Еврейская самозащита от кровавого навета в Италии середины девятнадцатого века: дело Бадиа и судебный процесс над Кастильеро (1855-56), Quest. Проблемы современной еврейской истории, том 14, 1, стр. 23–47.
  8. ^ Норман Кон , Внутренние демоны Европы , (1975) Paladin Books, 1976, стр. 1-8.
  9. ^ Альберт Эрман, «Истоки обвинения в ритуальном убийстве и кровавого навета», Традиция , том 14, № 4, весна 1976 г., стр.83
  10. ^ «Жизнь и чудеса святого Вильгельма Норвичского» . 1896.
  11. ^ «Анджело С. Раппопорт. Еврейский фольклор (Лондон: Soncino Press, 1937), стр. 195–203» . Архивировано из оригинала 18 апреля 2011 года.
  12. ^ «Что означает «кровавый навет»?» . Би-би-си. 12 января 2011 года . Проверено 16 апреля 2018 г.
  13. ^ Джим Джерати (12 января 2011 г.). «Термин «кровавый навет»: более распространен, чем вы думаете» . Национальное обозрение . Проверено 16 апреля 2018 г.
  14. ^ Ботич, Шмули (14 января 2011 г.). «Сара Пэйлин права насчет «кровавого навета» » . Уолл Стрит Джорнал .
  15. ^ Пол Р. Бартроп, Сэмюэл Тоттен, Словарь геноцида , ABC-CLIO, 2007, стр. 45.
  16. ^ Обвинение в крови в Еврейской энциклопедии . (Ричард Готтейл, Герман Л. Штрак, Джозеф Джейкобс). По состоянию на 31 октября 2018 г. Обратите внимание, что в цитируемой здесь версии Еврейской энциклопедии имя Дамокрит написано с ошибкой как Демокрит , имя несвязанного с ним философа.
  17. ^ Дэвид Паттерсон (2015). Антисемитизм и его метафизические истоки . Издательство Кембриджского университета. п. 1. ISBN  978-1-107-04074-8 .
  18. ^ Луи Х. Фельдман, Евреи и неевреи в древнем мире: отношения и взаимодействие от Александра до Юстиниана , Princeton University Press, Принстон, Нью-Джерси, 1993. стр. 126–27.
  19. ^ Фельдман, Луи Х. Исследования эллинистического иудаизма , Брилл, 1996, с. 293.
  20. ^ «Кровавый навет в Сирии» . Сайт Jewishvirtuallibrary.org . Проверено 23 января 2010 г.
  21. ^ Лили Галили (18 февраля 2007 г.). «А если это не пойдет на пользу евреям?» . Гаарец . Проверено 18 февраля 2007 г.
  22. ^ Две нации в вашем чреве: восприятие евреев и христиан в поздней античности и средневековье, Израиль Дж. Юваль; перевод Барбары Харшав и Джонатана Чипмана, University of California Press, 2006 г.
  23. ^ Лэнгэм, Рафаэль (10 марта 2008 г.). «Вильям Норвичский» . Еврейское историческое общество Англии . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 1 июля 2019 г. ;
    Ленгмюр, Гэвин I (1996), К определению антисемитизма , University of California Press, стр. 216ff.
  24. ^ В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Святой Уильям Норвичский» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  25. ^ Дизайн, СУМО. «Резня 1190 года: История Йорка» . Historyofyork.org.uk .
  26. ^ «Тела евреев найдены в средневековом колодце в Норидже» . Новости Би-би-си. 23 июня 2011 г.
  27. ^ «Рыцарская история о молодом Хью Линкольне», Гэвин И. Ленгмюр, Speculum, Vol. 47, № 3 (июль 1972 г.), стр. 459–482.
  28. ^ См. Ленгмюр (1972), стр. 479; Джейкобс, Еврейские идеалы , стр. 192–224.
  29. ^ «Евреи в Англии 1290» . Национальный архив . Проверено 3 июля 2024 г.
  30. ^ Дэвид Стокер 1986
  31. ^ Стейси 2001
  32. ^ Альберт Эрман, «Истоки обвинения в ритуальном убийстве и кровавого навета», Традиция: журнал ортодоксальной еврейской мысли, Vol. 15, № 4 (весна 1976 г.): 86
  33. ^ Альберт Эрман, «Истоки обвинения в ритуальном убийстве и кровавого навета», Традиция: журнал ортодоксальной еврейской мысли, Vol. 15, № 4 (весна 1976 г.): 88.
  34. ^ Перейти обратно: а б с Альберт Эрман, «Истоки обвинения в ритуальном убийстве и кровавого навета», Традиция: журнал ортодоксальной еврейской мысли , Vol. 15, № 4 (весна 1976 г.): 85.
  35. ^ Перейти обратно: а б Сьюзан Л. Эйнбиндер «Пучеллина из Блуа: романтические мифы и повествовательные условности», « Еврейская история» , Vol. 12, № 1 (весна 1998 г.): 29
  36. ^ Привет, Уильям В .; Рудерман, Дэвид Б .; Станиславский, Майкл , ред. (1984). Наследие: Цивилизация и евреи: Читатель источника . Санта-Барбара, Калифорния: Специальные исследования Praeger. п. 134. ИСБН  978-0275916084 .
  37. ^ Трахтенберг, Джошуа, изд. (1943). Дьявол и евреи, Средневековая концепция еврея и ее связь с современным антисемитизмом . Издательство Йельского университета. ISBN  0-8276-0227-8 .
  38. ^ Перейти обратно: а б Сьюзан Л. Эйнбиндер «Пучеллина из Блуа: романтические мифы и повествовательные условности», « Еврейская история» , Vol. 12, № 1 (весна 1998 г.): 30–31.
  39. ^ Сьюзен Л. Эйнбиндер «Пучеллина Блуа: романтические мифы и повествовательные условности», Еврейская история , Том. 12, № 1 (весна 1998 г.): 31.
  40. ^ «1235: 34 еврея сожжены заживо по первому делу о «кровавом каннибализме»» . Гаарец. 28 декабря 2014 года . Проверено 22 июня 2020 г.
  41. ^ «Кровавая клевета» . Энциклопедия.com . Раздел Средневековья в Энциклопедии Иудаика статьи . Проверено 25 февраля 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  42. ^ Стивен К. Баум, «Когда сказки убивают», Журнал по изучению антисемитизма , Том. 1, № 2 (2009): 190-191.
  43. ^ Зигмунд Зальфельд , Мартиролог Нюрнбергской книги мемуаров (1898), стр. 15, 128–130.
  44. ^ Перейти обратно: а б «Кровавый навет», Сионизм и Израиль – Энциклопедический словарь, http://www.zionism-israel.com/dic/blood_libel.htm .
  45. ^ Йорг Р. Мюллер, «Ereẓ gezerah — «Земля преследований»: Погромы против евреев в период правления Teutonicum с 1280 по 1350 год», Евреи Европы в средние века (десятый-пятнадцатый века): Труды Международный симпозиум, под ред. Кристоф Клюз (20–25 октября 2002 г.): 249.
  46. ^ Перейти обратно: а б Ариэль Тоафф, Кровавая Пасха, пер. Джан Марко Луккезе и Пьетро Джанетти (AAARG, 2007): 64.
  47. ^ Йорг Р. Мюллер, «Ereẓ gezerah — «Земля преследований»: Погромы против евреев в период правления Teutonicum с 1280 по 1350 год», Евреи Европы в средние века (десятый-пятнадцатый века): Труды Международный симпозиум, под ред. Кристоф Клюз (20–25 октября 2002 г.): 249–250.
  48. ^ Перейти обратно: а б Йорг Р. Мюллер, «Эрек гезера - «Земля преследований»: погромы против евреев во время правления Тевтоникума с 1280 по 1350 год», Евреи Европы в средние века (десятый-пятнадцатый века): Труды Международного Симпозиум, изд. Кристоф Клюз (20–25 октября 2002 г.): 250.
  49. ^ Перейти обратно: а б Альберт Винклер, «Приближение черной смерти в Швейцарии и преследование евреев, 1348–1349», Обзор швейцарско-американского исторического общества, Vol. 43, № 3 (2007): 14.
  50. ^ "Католические швейцарские листы", Люцерн, 1888 г.
  51. ^ Джеффри Коэн, Обзор убийства Уильяма Норвичского: истоки кровавого навета в средневековой Европе, журнал EM Rose Journal of Interdisciplinary History, Vol. 47, № 3 (зима 2017): 410.
  52. ^ Перейти обратно: а б Джошуа Трахтенберг, Дьявол и евреи: средневековая концепция еврея и ее связь с современным антисемитизмом. (Книги Вардо, 2001): 141–143.
  53. ^ Рестон, Джеймс: «Псы Божьи: Колумб, инквизиция и поражение мавров», стр. 207. Даблдей, 2005. ISBN   0-385-50848-4
  54. ^ Дентлер, Джонатан (ноябрь 2009 г.). «Определение пола еврейского тела: клевета на мужскую менструацию и создание современного гендера» . дои : 10.7916/D89Z9CT6 .
  55. ^ Харви, Ричард С. (27 мая 2015 г.). «27 мая 1529 г. Кровавый навет и сожжение заживо 30 евреев в Базине, Венгрия #otdimjh» . Этот день в мессианской еврейской истории . Проверено 29 сентября 2020 г.
  56. ^ Елинек, Йешаягу (2007). «Пезинок » Энциклопедия.com . Статья в Энциклопедии иудаики (2-е изд.) . Получено 25 февраля.
  57. ^ Средневековый справочник: Культ кровавого навета: Андерл фон Ринн, ум. 1462 www.fordham.edu.
  58. Эдмунд Левин, Оправдание Рафаэля Леви , The Wall Street Journal , 2 февраля 2014 г. По состоянию на 10 октября 2016 г.
  59. ^ Перейти обратно: а б с д и Дэниел Тиллес (25 февраля 201 г.). ««Непреодолимая потребность в истине»: размышления о мемориальной доске Сандомира с кровавым наветом» . Заметки из Польши . Проверено 5 декабря 2023 г.
  60. ^ Новое на постсоветском пространстве — это только забытое старое? Леонид Стонов, международный директор Бюро по правам человека и соблюдению законности в бывшем Советском Союзе, президент Американской ассоциации евреев бывшего СССР
  61. ^ Беларусь. Отчет о международной религиозной свободе за 2003 год. Архивировано 7 сентября 2007 года на сайте Wayback Machine, опубликовано Бюро демократии, прав человека и труда.
  62. ^ Беларусь. Отчет о международной религиозной свободе за 2004 год, опубликованный Бюро демократии, прав человека и труда
  63. ^ Беларусь. Отчет о международной религиозной свободе за 2005 г., опубликованный Бюро демократии, прав человека и труда
  64. ^ Беларусь. Отчет о международной религиозной свободе за 2006 г., опубликованный Бюро демократии, прав человека и труда
  65. ^ «Беларусь». Годовой отчет о свободе вероисповедания в мире за 2004 год (PDF) . Государственный департамент США . п. 281. Архивировано из оригинала (PDF) 6 января 2010 года . Проверено 23 января 2010 г.
  66. ^ «Годовой отчет Госдепартамента США о свободе вероисповедания в мире за 2006 год – Беларусь» . УВКБ ООН . Архивировано из оригинала 7 сентября 2007 года . Проверено 10 августа 2013 г.
  67. ^ Аврутин, Евгений (2017). Дело Велижа: кровавый навет в российском городе . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780190640521 .
  68. ^ Перейти обратно: а б Бен-Орен, Гершон (1984). «Монтефиори ве-ехудей грузия [Монтефиоре и евреи Грузии]» . Пеамим: Исследования восточного еврейства . 20 :69–76 – через JSTOR.
  69. ^ Shukian, M.P. (1940). "Pravovoe polozhenie evreev Gruzii v XIX stoletii". Trudy Istoriko-etnograficheskogo muzeia evreev Gruzii . 1 : 73–74.
  70. ^ Mamistvalishvili, El'dar (2014). Gruzinskie evrei (s epokhi antichnosti do 1921g.) [ Georgian Jews: from antiquity to the year 1921 ]. Tbilisi. pp. 210–215. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  71. ^ Перейти обратно: а б Кирмсе, Стефан Б. (9 февраля 2024 г.). «Российские имперские окраины, грузинские евреи и борьба за «справедливость» и «законность»: кровавый навет в Кутаиси, 1878–80» . Исследование по Центральной Азии : 1–25. дои : 10.1080/02634937.2024.2302581 . ПМЦ   11188619 . В эту статью включен текст из этого источника, доступного по лицензии CC BY 4.0 .
  72. ^ Эмануэле Д'Антонио, Кровь Юдифи: антисемитизм и еврейские голоса в Италии середины девятнадцатого века, Кароччи , 2020 ISBN   978-8-829-00329-7 .
  73. ^ Эффи Эмблер, Русская журналистика и политика: Карьера Алексея Суворина, 1861–1881 (Детройт: издательство Wayne State University Press, 1972: ISBN   0-8143-1461-9 ), с. 172.
  74. ^ Литтман, Дэвид (1979). «Евреи под властью мусульман: случай Персии» (PDF) . Институт современной истории. п. 14. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
  75. ^ Маламуд, Бернард, изд. (1966). Фиксатор . POCKET BOOKS, подразделение Simon & Schuster корпорации GULF & WESTERN CORPORATION. ISBN  0-671-82568-2 .
  76. ^ Архив немецкой пропаганды - Карикатуры из Der Sturmer , веб-сайт Колледжа Кальвина .
  77. ^ Банкир, Дэвид (1 января 2005 г.). Евреи возвращаются: возвращение евреев в страны своего происхождения после Второй мировой войны . Книги Бергана. ISBN  9781571815279 . [ нужна страница ]
  78. ^ Гербер, Гейн С. (1986). «Антисемитизм и мусульманский мир». В Бергере, Дэвид (ред.). История и ненависть: масштабы антисемитизма . Филадельфия: Еврейское издательское общество . п. 88. ИСБН  0-8276-0267-7 . LCCN   86002995 . OCLC   13327957 .
  79. ^ Франкель, Джонатан. Дело Дамаска: «Ритуальное убийство», политика и евреи в 1840 году , стр. 418, 421. Издательство Кембриджского университета, 1997. ISBN   978-0-521-48396-4
  80. ^ Джеффри Голдберг (2008). Узники: история дружбы и террора . Винтажные книги. п. 250. ИСБН  978-0-375-72670-5 .
  81. ^ «Спутниковая сеть перерабатывает протоколы сионских мудрецов» . Антидиффамационная лига . 9 января 2004 г. Архивировано из оригинала 15 января 2013 г.
  82. ^ "Письмо пятисот. Вторая серия. Лучше не стало" . Xeno.sova-center.ru. Archived from the original on 23 May 2013 . Retrieved 23 January 2010 .
  83. ^ "Русская линия / Актуальные темы / "Письмо пятисот": Обращение в Генеральную прокуратуру представителей русской общественности с призывом запретить в России экстремистские еврейские организации" . Rusk.ru . Retrieved 23 January 2010 .
  84. ^ «Расследование убийства пяти школьников в Красноярске вновь продлено (Regnum, 20 августа 2007)» . Регнум.ру. 20 августа 2007 года . Проверено 23 января 2010 г.
  85. ^ " В Красноярске евреев обвинили в убийстве детей" ("Regnum", 12 мая 2005 г.)" . Регнум.ру. 16 мая 2005 года . Проверено 23 января 2010 г.
  86. ^ «Русское националистическое издательство «Русская идея», статья об антисемитском движении «Жить без страха перед евреями», июнь 2007 г.: «...убийство в Красноярске пятерых детей, тела которых были обескровлены. Наш слой В. А. Соломатов сказал, что ритуальное убийство несомненно имеет место..." " . Rusidea.org . Проверено 23 января 2010 г.
  87. ^ "В убийстве красноярских детей обвинили евреев и вспомнили дело Бейлиса" [Hasids were accused in Krasnoyarsk children murder, the Beilis Affair was reanimated]. regnum.ru . 16 May 2005.
  88. ^ «Глава Исламского движения обвинен в подстрекательстве к расизму и насилию» , «Гаарец» , 29 января 2008 г.
  89. ^ « Джоанна Токарска-Бакир, Легенды крови, антропология суеверий (Антропология предрассудков: мифы о кровавом навете) Варшава, WAB, 2008, 796 стр., 89 злотых, рецензия Жана-Ива Потеля здесь» .
  90. ^ «Легенды крови. Антропология суеверий» . Lubimyczytać.pl (на польском языке) . Проверено 13 июля 2019 г.
  91. ^ Яскуловский, Кшиштоф (21 апреля 2010 г.). «Легенды крови» . Ежемесячный Znak (на польском языке) . Проверено 13 июля 2019 г.
  92. ^ «Египетские экстремисты - дурной ветер арабской весны», Гарри Стерлинг, Calgary Herald, 2 сентября 2011 г., стр. А13
  93. ^ Кровавая клевета на телеканале Хамаса «Аль-Акса» - Президент Американского центра исламских исследований доктор Салла Султан: евреи убивают неевреев и используют их кровь для пасхальной мацы , MEMRI, Специальное сообщение № 2907, 14 апреля 2010 г.
  94. Кровавый навет на телевидении Хамаса – Президент Американского центра исламских исследований доктор Салла Султан: евреи убивают неевреев и используют их кровь для замешивания пасхальной мацы , MEMRITV, клип №. 2443 – Стенограмма, 31 марта 2010 г. ( видеоклип доступен здесь ).
  95. Исламская группа пригласила оратора-антисемита. Архивировано 16 августа 2011 года в Wayback Machine , The Local (Новости Швеции на английском языке), 25 марта 2011 года.
  96. Египет: новые призывы к убийству израильтян со стороны Мааяны Мискин, Arutz Sheva 7 (Isranelnationalnews.com), 28 августа 2011 г.
  97. ^ Почему Мусульманская ассоциация не выражает оговорок в отношении антисемитизма. Архивировано 19 апреля 2012 года в Wayback Machine, автор: Вилли Зильберштейн, Координационный форум по противодействию антисемитизму (CFCA), 17 апреля 2011 года.
  98. Саудовский священнослужитель Салман Аль-Оде: евреи используют человеческую кровь для пасхальной мацы , MEMRITV, клип № 3536, (стенограмма), 13 августа 2012 г.
  99. Саудовский священнослужитель обвиняет еврейский народ в геноциде и питье человеческой крови , Илан Бен Цион, The Times of Israel , 16 августа 2012 г.
  100. ^ «Палестинская некоммерческая организация с опозданием приносит извинения за статью о кровавом навете» . Архивировано из оригинала 6 апреля 2013 года.
  101. ^ Египетский политик Халед Заафрани: евреи используют человеческую кровь для пасхальной мацы , MEMRITV, клип № 3873 (стенограмма), 24 мая 2013 г. (см. Также: Видеоклип ).
  102. Египетский политик: евреи используют человеческую кровь для пасхальной мацы, автор Элад Бенари, Арутц Шева , 17 июня 2013 г.
  103. Египетский политик возрождает кровавый навет на Пасху Гавриэля Фиске, Times of Israel , 19 июня 2013 г.
  104. Главный официальный представитель ХАМАСа Усама Хамдан: евреи используют кровь для пасхальной мацы , MEMRITV, клип № 4384 (расшифровка), 28 июля 2014 г. (видеоклип доступен здесь )
  105. Кровавый навет: миф, разжигающий антисемитизм. Архивировано 12 августа 2014 года в Wayback Machine Кандидой Мосс и Джоэлом Баденом, специально для CNN , 6 августа 2014 года.
  106. Пятничная проповедь бывшего иорданского министра: евреи используют детскую кровь для праздничной мацы , клип MEMRI № 4454 (расшифровка), 22 августа 2014 г. (видеоклип доступен здесь ).
  107. ^ Нельсон, Кэри (7 июня 2009 г.). Отрицание Израиля: антисионизм, антисемитизм и кампания факультета против еврейского государства . Издательство Университета Индианы . ISBN  978-0253045089 .
  108. ^ Фандос, Николас (11 ноября 2023 г.). «Две молодые звезды-демократы спорят по поводу Израиля и будущего своей партии» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2023 года . Проверено 11 ноября 2023 г.
  109. ^ Райх, Аарон (27 марта 2020 г.). «Итальянский художник обвинен в антисемитизме за новую картину о кровавом навете» . «Джерузалем Пост» . Проверено 12 апреля 2020 г.
  110. ^ Лифшиз, Кнаан (28 марта 2020 г.). «Итальянский художник представляет изображение кровавого навета 1475 года» . Национальные новости Израиля . Проверено 12 апреля 2020 г.
  111. ^ Ротшильд, Майк (22 июня 2021 г.). На нас надвигается буря: как QAnon стал движением, культом и теорией заговора всего на свете . Осьминог. стр. 58–61. ISBN  978-1-80096-046-6 .
  112. ^ Ли, Элла (3 февраля 2022 г.). «Проверка фактов: скульптура является свидетельством антисемитского «кровавого навета», а не ложной теории QAnon» . США сегодня . Проверено 6 февраля 2022 г.
  113. ^ Английский перевод здесь [1] .
  114. ^ Как показано Дэвидом Кертцером в книге «Папы против евреев» (Нью-Йорк, 2001), стр. 161–63.
  115. ^ «Испанская католическая церковь расследует антисемитские ритуалы» . Хранитель . 11 августа 2022 г. Проверено 28 августа 2022 г.
  116. ^ Папа Иннокентий IV , Католическая энциклопедия (1910), Vol. 8, стр. 393–394.
  117. ^ Папа Григорий X. «Средневековый справочник: Григорий X: Письмо о евреях (1271–1276 гг.) – Против кровавого навета» . Проверено 7 мая 2007 г.
  118. ^ Марина Кафьеро, Принудительные крещения: истории евреев, христиан и новообращенных в Папском Риме , перевод Лидии Г. Кокрейн (Калифорнийский университет Press, 2012), стр. 34-36.
  119. ^ Мансель, Филип (1998). Константинополь: город желаний мира, 1453–1924 гг . Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. п. 124. ИСБН  978-0-312-18708-8 .
  120. ^ Перейти обратно: а б Льюис, Дональд (2 января 2014 г.). Истоки христианского сионизма: лорд Шефтсбери и евангелическая поддержка еврейской родины . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 380. ИСБН  9781107631960 .
  121. ^ Перейти обратно: а б с Льюис, Бернард (1984). Евреи ислама . Издательство Принстонского университета. стр. 158–159.
  122. Антиеврейская книга, связанная с сирийским помощником , The New York Times , 15 июля 1986 г.
  123. ^ Перейти обратно: а б «Литература, основанная на смешанных источниках - классический кровавый навет: Маца Сиона Мустафы Тласа» . АДЛ . Архивировано из оригинала 13 апреля 2011 года . Проверено 5 июля 2012 г.
  124. ^ Кровавый навет Джудит Аптер Клингхоффер, History News Network , 19 декабря 2006 г.
  125. ^ Усама Эль-Баз. «Еженедельник Аль-Ахрам в Интернете, 2–8 января 2003 г. (выпуск № 619)» . Еженедельник.ahram.org.eg. Архивировано из оригинала 19 сентября 2009 года . Проверено 23 января 2010 г.
  126. ^ Антисемитский кровавый навет в современном мире:
  127. Антисемитский сериал выходит в эфир по арабскому телевидению. Архивировано 30 июня 2015 г. в Wayback Machine , Антидиффамационная лига , 9 января 2004 г.
  128. ^ Clip from Ash-Shatat , MEMRI
  129. Ливанский поэт Марван Шамун: евреи убили христианского священника в Дамаске в 1840 году и использовали его кровь для мацы ( MEMRI серия специальных рассылок - № 1453 ) 6 февраля 2007 г.

Дальнейшее чтение

  • Бемпорад, Элисса (2019). Наследие крови: евреи, погромы и ритуальные убийства в землях Советов . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-046647-3 .
  • Дандес, Алан (1991). Легенда о кровавом навете: сборник примеров антисемитского фольклора . Университет Висконсина Пресс. ISBN  978-0-299-13114-2 .
  • Ся, Р. По-чиа (1998) Миф о ритуальном убийстве: евреи и магия в реформационной Германии . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN   0-300-04120-9
  • Киевал, Гилель Дж. (2022). Кровавые надписи: наука, современность и ритуальное убийство в Европе в конце века . Издательство Пенсильванского университета. ISBN  978-0-8122-9838-3 .
  • О'Брайен, Даррен (2011) Вершина ненависти: кровавый навет и евреи . Иерусалим: Международный центр Видаля Сассуна по изучению антисемитизма, Еврейский университет Magnes Press. ISBN   978-9654934770
  • Роуз, Э.М. (2015) Убийство Уильяма Норвичского: истоки кровавого навета в средневековой Европе . Издательство Оксфордского университета ISBN   9780190219628
  • Стейси, Роберт (2001). «Антисемитизм и средневековое английское государство». В Мэддикотте-младшем; Паллистер, Д.М. (ред.). Средневековое государство: эссе, представленные Джеймсу Кэмпбеллу . Лондон: Хэмблдон Пресс. стр. 163–77.
  • Дэвид Стокер (1986). «Храм Маленького Святого Хью». Средневековое искусство и архитектура Линкольнского собора . Британская археологическая ассоциация. стр. 109–117. ISBN  978-0-907307-14-3 .
  • Тетер, Магда (2020). Кровавый навет: по следам антисемитского мифа . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-24355-2 .
  • Юваль, Исраэль Джейкоб (2006) Два народа в вашем чреве: восприятие евреев и христиан в поздней античности и средневековье . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 135–204
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a676f06127188ecdfa59a1d3d0e02c40__1721030880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/40/a676f06127188ecdfa59a1d3d0e02c40.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Blood libel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)