Jump to content

Святой Младенец из Ла Гуардии

Святой Младенец из Ла Гуардии
Гравюра с изображением мученичества Святого Младенца Ла Гуардии.
Умер Страстная пятница, 1491 г.
Почитается в Народный католицизм
Главный храм Монастырь Святого Фомы Авильского, Ла-Гуардия, Испания
Споры кровавый навет

Святой Младенец из Ла-Гуардии ( испанский : El Santo Niño de La Guardia ) — народный святой в испанском католицизме и объект средневекового кровавого навета в городе Ла-Гуардия в центральной испанской провинции Толедо ( Кастилия-Ла-Манча) . ). [1] [2]

16 ноября 1491 года аутодафе состоялось за пределами Авилы , закончившееся публичной казнью нескольких евреев и конверсос . Подозреваемые под пытками признались в убийстве ребенка. Среди казненных был Бенито Гарсиа, обращенный, первоначально сознавшийся в убийстве. [3] Однако тело так и не было найдено, и нет никаких доказательств того, что ребенок исчез или был убит; из-за противоречивых признаний суду не удалось связно описать, как могли происходить события. [4] Само существование ребенка также оспаривается. [5]

Как и Педро де Арбуэс , Святой Младенец был быстро провозглашен святым благодаря народному признанию, и его смерть очень помогла испанской инквизиции и ее инквизитору Генеральному Томасу де Торквемаде в их кампании против ереси и криптоиудаизма . Культ . Святого Младенца до сих пор отмечается в Ла-Гуардии

«Святое дитя» назвали «самым печально известным случаем кровавого навета» в Испании. [6] Инцидент произошел за год до изгнания евреев из Испании . [6] и Святой Младенец, возможно, использовался как предлог для изгнания. [2]

В 2015 году на официальном сайте Мадридской архиепископии была опубликована статья, описывающая Святого Младенца как «мученика» и утверждающая, что описанные события действительно имели место. По состоянию на 2023 год статья все еще находится в сети. [7]

В средние века в Испании часто выдвигались кровавые наветы против евреев, и Кодекс Кастилии из семи частей (13 век) отражал это распространенное мнение:

А поскольку мы слышали, что в некоторых местах евреи праздновали и до сих пор празднуют Страстную пятницу, в память Страстей Господа нашего Иисуса Христа, из презрения: крадут детей и привязывают их к крестам, делают восковые изображения и распинают их, когда они не могут иметь детей; мы приказываем, чтобы в дальнейшем, если в какой-либо части наших владений будет совершено что-либо подобное и может быть доказано, все лица, присутствовавшие при совершении деяния, были схвачены, арестованы и доставлены к королю; и после того, как король удостоверится, что они виновны, он прикажет предать их позорной смерти, сколько бы их ни было. ( Альфонсо X Мудрый , Партиды , VII, XXIV, Закон 2) [ нужна полная цитата ]

Считалось, что несколько таких эпизодов имели место в Испании. Одним из самых известных было предполагаемое распятие Маленького Святого Доминго из Валя в Сарагосе в 13 веке, а также Мальчика из Сепульведы в 1468 году. Этот последний инцидент привел не только к казни шестнадцати евреев, признанных виновными в этом преступлении, но и к казни. также привело к нападению толпы на еврейскую общину ( альджама ) в Сепульведе , которое унесло больше жизней.

Нет никаких доказательств того, что какое-либо из этих убийств или связанных с ними преступлений имело место. Обвинения и последующие наказания обвиняемых сегодня воспринимаются как примеры антисемитизма .

Обвинение и суд

[ редактировать ]

До 1887 года эта история была известна благодаря легендам и судебным материалам, хранящимся в Национальном архиве Испании . В том же году испанский историк Фидель Фита опубликовал отчет о суде над Юсефом Франко, одним из обвиняемых, в Boletin de la Real Academia de la Historia на основе судебных документов, которые он обнаружил в Архиве. Это один из наиболее полных сохранившихся отчетов о суде над испанской инквизицией. [8]

был остановлен бродячий чесатель тканей , конверсо по имени Бенито Гарсиа, 60 лет, уроженец городка Ла Гуардия В июне 1490 года в Асторге в провинции Леон . освященная Гостия В его рюкзаке была обнаружена . Его доставили на допрос к генеральному викарию (судье) епископства Асторга Педро де Вильяда. Признание Бенито Гарсиа от 6 июня 1490 года сохранилось и указывает на то, что его обвиняли только в иудаизме . Подсудимый пояснил , что пятью годами ранее (1485 г.) он тайно вернулся к иудейской вере, поощряемый другим конверсо, Хуаном де Оканьей, который также был из Ла-Гуардии, и евреем из близлежащего местечка Темблеке по имени Франко. [9]

Еврейский сапожник Юсеф Франко, 20 лет, из Темблеке, также был упомянут Бенито Гарсией и затем арестован инквизицией 1 июля 1490 года вместе со своим отцом Ча Франко, 80 лет. Он находился в тюрьме в Сеговии 19 июля 1490 года. когда он заболел. Его посетил врач Антонио де Авила. Юсеф спросил врача, можно ли ему встретиться с раввином. Вместо раввина во время второго визита доктора сопровождал монах-конверсо Алонсо Энрикес, замаскированный под раввина и называющий себя Абраханом. На вопрос, почему, по его мнению, его арестовали, Юсеф ответил, что его обвиняют в ритуальном убийстве мальчика-христианина. Когда эти двое пришли к нему во второй раз, Юсеф больше не упомянул об этом вопросе. [9]

Последующие заявления Юсефа касались других евреев и конверсос. 27 августа 1490 года великий инквизитор Томас де Торквемада вынес обвинительное заключение, предписывающее перевести заключенных из Сеговии в Авилу для ожидания суда. В обвинительном заключении перечислены все заключенные, содержащиеся в Сеговии, которые имели отношение к этому делу. Это были conversos: Алонсо Франко, Франко Лопе, Гарсиа Франко, Хуан Франко, Хуан де Оканья и Гарсиа Бенито, жители Ла Гуардиа; и евреи: Юсеф Франко из Темблеке и Моисей Абенамиас из Саморы. В обвинительном заключении содержались обвинения в ереси, вероотступничестве , а также преступлениях против католической веры. Любопытно, что в обвинительном заключении не упоминается Ча Франко. [9]

Инквизиторами, ответственными за подготовку процесса, были Педро де Вильядо (тот самый человек, который ранее допрашивал Бенито Гарсию в июне 1490 года), Хуан Лопес де Сигалес, инквизитор Валенсии с 1487 года, и монах Фенандо де Санто-Доминго. Все они пользовались доверием Торквемады. Санто-Доминго также написал предисловие к опубликованной антисемитской брошюре.

Суд над Юсефом Франко начался 17 декабря 1490 года и длился несколько месяцев. [9] Его обвинили в попытке привлечь конверсос в иудаизм, а также в участии в ритуальном распятии христианского ребенка в Страстную пятницу . Кажется, еще до суда Бенито Гарсиа и Юсеф Франко, по крайней мере, уже частично сознались и дали показания против остальных на обещание получить свободу, но это была ловушка, расставленная инквизицией. [10]

Когда обвинительное заключение было зачитано, Юсеф Франко крикнул, что это величайшая ложь в мире. [11] Он был назначен защитником, который обратился в суд с заявлением о том, что обвинения слишком расплывчаты, не указаны даты преступления, нет тела и даже не названо имя потерпевшего. Будучи евреем, Юсеф не мог быть виновен в ереси или отступничестве. Защита просила полного оправдания. Ходатайство было отклонено судом, и судебное разбирательство продолжилось. [11] Сохранившиеся признания этого подсудимого, полученные под пытками, сначала относятся только к разговорам с Бенито Гарсией в тюрьме и обвиняют их только как иудействующих, но позже начинают ссылаться на колдовство, совершенное примерно четырьмя годами ранее (вероятно, в 1487 г.), которое предполагалось использование освященного дара, украденного из церкви в Ла-Гуардии, и сердца мальчика-христианина. Последующие заявления Юсефа дают более подробную информацию по этой теме и особенно компрометируют Бенито Гарсию. Показания Гарсиа также были сохранены и взяты, «когда его подвергали пыткам», несовместимы с показаниями Юсефа и, прежде всего, служат главным образом для обвинения последнего. Инквизиторы даже устроили очную ставку между двумя обвиняемыми 12 октября 1491 года, и в судебных протоколах этой встречи говорится, что их показания были согласованы, что удивительно, поскольку ранее они противоречили друг другу. [12]

В октябре 1491 года один из инквизиторов, монах Фернандо де Сан-Эстебан, отправился в монастырь Сан-Эстебан в Саламанке, чтобы проконсультироваться с несколькими экспертами по правовым вопросам и теологами, которые высказались о виновности обвиняемых. На заключительном этапе судебного разбирательства доказательства были обнародованы, и Юсеф безуспешно пытался их опровергнуть. Последние показания Юсефа, полученные под пытками в ноябре, добавили к фактам больше деталей; многие из них явно возникли из антисемитской литературы. [10]

16 ноября 1491 года в Брасеро-де-ла-Деэса (буквально: «жаровня на лугу») в Авиле все обвиняемые были переданы светским властям и сожжены на костре. Было казнено девять человек - трое евреев: Юсеф Франко, Ча Франко и Моисей Абенамиас; и шесть конверсо: Алонсо, Лопе, Гарсия и Хуан Франко, Хуан де Оканья и Бенито Гарсия. Как было принято, приговоры были зачитаны на аутодафе, а приговоры Юсефа Франко и Бенито Гарсиа были сохранены. [13]

Имущество, конфискованное у заключенных, было использовано для финансирования строительства монастыря Санто-Томас-де-Авила, которое было завершено 3 августа 1493 года.

В шестнадцатом веке возникла легенда, согласно которой смерть Святого Младенца была похожа на смерть Иисуса Христа, даже подчеркивая сходство между топографией Толеданского города, где, как говорят, произошли события (Ла Гуардиа), и Иерусалима, где умер Иисус.

В 1569 году выпускник Санчо Бусто де Вильегас, член Верховного совета инквизиции [ де ; это ; es ] и губернатор архиепископства Толедо (впоследствии епископ Авильский) написал на основании судебных документов, хранившихся в судебных архивах Вальядолида, Relación autorizada del martirio del Santo Inocente ( Официальный отчет о мученичестве святого Иннокентия ), который был передан на хранение в муниципальный архив ратуши Ла-Гуардия. В 1583 году монах Родриго де Йепес опубликовал «Историю смерти и славного мученичества святого Невинного», предположительно Ла- Гуардии из . В 1720 году в Мадриде появилась еще одна агиография, « Святого Младенца Ла Гуардии» История тринитарного Невинного , , работа Диего Мартинеса Абада, а в 1785 году деревенский священник Гвардии Мартин Мартинес Морено опубликовал свою «Историю мученичества». Святого Младенца Стражи ( История мученичества Святого Младенца Ла Гуардиа ).

Легенда, построенная на этих последовательных вкладах, гласит, что некоторые новообращенные после посещения аутодафе в Толедо планировали отомстить инквизиторам с помощью колдовства. Для заклинания им понадобился посвященный Хозяин и сердце невинного ребенка. Алонсо Франко и Хуан Франко похитили мальчика рядом с Пуэрта дель Пердон (дверью Прощения) в соборе Толедо и отвезли его в Ла Гуардиа. Там в Страстную пятницу состоялся инсценированный суд. Мальчик, которого в легенде иногда называют Хуаном, а иногда Кристобалем, считается сыном Алонсо де Пасамонте и Хуаны ла Гуиндеро (хотя тело так и не было найдено). Местные христиане думали, что его бичевали, терновым венцом и распяли на инсценированном суде, подражая Иисусу Христу. Сердце, необходимое для заклинания, было вырвано. В момент смерти ребенка его слепая мать чудесным образом прозрела. Захоронив тело, убийцы похитили освященную гостию. Бенито Гарсиа отправился в Самору, неся Хозяин и сердце, чтобы обратиться за помощью к другим единоверцам для выполнения своего заклинания, но был остановлен в Авиле (значительном расстоянии от Асторги, которая находится далеко от дороги Толедо/Самора) из-за яркий свет, исходивший от освященной Гостии, которую новообращенный спрятал между страницами молитвенника. Благодаря его признанию были обнаружены остальные участники преступления. Говорят, что после того, как наступила смерть Святого Младенца, ему приписывали несколько чудесных исцелений. [14]

Освященная Гостия хранится в доминиканском монастыре Св. Фомы в Авиле. [14] Говорили, что сердце чудесным образом исчезло, как и тело ребенка, и возникли легенды о том, что он, подобно Иисусу Христу, воскрес.

В искусстве и литературе

[ редактировать ]

Йепес упомянул, что в часовне Святого Младенца из Ла-Гуардии в городе, которую приказал нарисовать Алонсо де Фонсека, архиепископ Толедо, находится ныне утерянный алтарь, изображающий сцены похищения, преследования, бичевания. и распятие ребенка, а также задержание и казнь его убийц. На центральной панели этого алтаря изображено распятие и удаление сердца ребенка.

В Национальном историческом архиве в Мадриде имеется картина второй половины шестнадцатого века, изображающая ту же сцену, которая, по-видимому, свидетельствует о древности культа Святого Младенца из Ла-Гуардии.

В соборе Толедо есть фреска Байё, приписываемая изображению распятия Святого Младенца из Ла-Гуардии. Доступ к нему можно получить через дверь под названием «дель Моллете». В настоящее время влажность и ненастная погода внутри монастыря собора привели к ухудшению состояния картины.

Лопе де Веги Пьеса «Эль-ниньо иносенте де Ла Гуардиа» ( «Невинное дитя Ла Гуардии »), возможно, была вдохновлена ​​легендой, рассказанной Фраем Родриго де Йепес. Это произведение Золотого века испанской литературы известно своей жестокостью в последнем акте, изображающем распятие ребенка. Сцену имитировал Хосе де Каньисарес , автор книги La viva imagen de Cristo: El Santo Niño de la Villa de la Guardia ( «Живой образ Христа: Святой Младенец с Вилья де ла Гуардиа »).

В одной из легенд Густаво Адольфо Беккера , названной La Rosa de Pasión ( Роза страсти ), еврейка по имени Сара, чей парень был христианином, противостоит своему отцу Даниэлю из-за его ненависти к христианам и умирает во время ритуала. очень похоже на Санто-Ниньо-де-ла-Гуардия (на самом деле, видя приготовления, она думает об истории Святого Младенца).

Влияние легенды имело немедленные и далеко идущие последствия как для еврейской общины Испании, так и для испанской знати:

По настоянию Торквемады Изабелла I использовала это как одну из причин изгнания евреев после падения Гранады в 1492 году. [15]

Из-за опасений, что ересь передавалась по наследству, результат этого судебного процесса над конверсосами и евреями использовался в качестве аргумента в пользу чистоты крови ( limpieza de sangre ) у тех, кто стремился присоединиться к духовенству архиепархии Толедо. Многие представители знати не смогли доказать свое незапятнанное происхождение и, таким образом, лишились права занимать должности на главном престоле Испании.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ La Guardian, Holy Child , Энциклопедия иудаики .
  2. ^ Jump up to: а б Роберт Майкл, История католического антисемитизма: темная сторона церкви (Palgrave Macmillan, 2008), стр. 70.
  3. ^ Рестон, Джеймс: «Собаки богов: Колумб, инквизиция и поражение мавров», стр. 207. Даблдей, 2005. ISBN   0-385-50848-4
  4. ^ Смелик, Клаас: «Оживленное время: еврейская история», с. 198. Акко, 2004. ISBN   90-334-5508-0
  5. ^ Саломонс, Кэролайн (2017). «Церковь, объединенная сама по себе: Эрнандо де Талавера и религиозная культура Кастилии пятнадцатого века» . Католический исторический обзор . 103 (4): 639. doi : 10.1353/cat.2017.0158 . S2CID   158333823 .
  6. ^ Jump up to: а б Ирен Сильверблатт, «Новые христиане и страхи перед новым миром в Перу семнадцатого века» в книге «С полей: историческая антропология и ее будущее» (Duke University Press, 1998: редактор Брайан Кейт Аксель), стр. 98.
  7. ^ Святой Младенец из Ла-Гуардии, мученик († 1489 г.)
  8. ^ Рафаэль Сабатини , Торквемада и испанская инквизиция (Дом Стратуса, 2008), Глава 18. ISBN   0-7551-1560-0
  9. ^ Jump up to: а б с д Рафаэль Сабатини , Торквемада и испанская инквизиция (Дом Стратуса, 2008) Глава 20. ISBN   0-7551-1560-0
  10. ^ Jump up to: а б Ицхак Баер , История евреев в христианской Испании, том 2 (Еврейское издательское общество, 1995). ISBN   978-0-8276-0426-1
  11. ^ Jump up to: а б Рафаэль Сабатини , Торквемада и испанская инквизиция (Дом Стратуса, 2008), Глава 21. ISBN   0-7551-1560-0
  12. ^ Рафаэль Сабатини , Торквемада и испанская инквизиция (Дом Стратуса, 2008), Глава 22. ISBN   0-7551-1560-0
  13. ^ Рафаэль Сабатини , Торквемада и испанская инквизиция (Дом Стратуса, 2008), Глава 23. ISBN   0-7551-1560-0
  14. ^ Jump up to: а б Джон Эдвард Лонгхерст, Возраст Торквемады (Coronado Press, 1962).
  15. ^ Диармайд МакКаллох , Реформация: разделенный дом Европы 1490–1700 (Penguin Books, 2003). ISBN   0-14-028534-2 [ нужна страница ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 555d402fbfa38d5a7b3ad9a17d56ee5c__1700891700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/5c/555d402fbfa38d5a7b3ad9a17d56ee5c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Holy Child of La Guardia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)