Jump to content

Альджама

Альджама ( Испанский: [alxama] , Португальский: [alˈʒɐmɐ] , Каталонский: [əʎˈʒamə] ) — термин арабского происхождения, используемый в старых официальных документах Испании и Португалии для обозначения самоуправляющихся общин мавров и евреев, живущих под христианским правлением на Пиренейском полуострове . В некоторых современных испанских городах это название до сих пор применяется к кварталам, где жили такие общины, хотя они прошли много веков назад.

Еврейские общины Испании из-за своей социальной изоляции и навязанных им религиозных и политических правил всегда образовывали группы, обособленные от остального населения. Власть, осуществляемая собственными раввинами , и система сбора налогов главами общин для управления общинными делами ставили их почти полностью вне юрисдикции правительства страны; и в результате чиновники вскоре стали относиться к ним не как к субъектам, подчиняющимся общему закону страны, а как к коллективным органам с особыми привилегиями и особыми обязанностями.

Таким образом, вестготские короли облагали налогом не каждого отдельного еврея или глав семей, а общину в целом, позволяя общинным властям устанавливать индивидуальную ставку налогообложения. Но и при вестготах, и при маврах не было ни регулярности в действиях раввинов и старейшин, ни системы в отношении правительства к еврейским общинам. Однако с восстановлением христианского правления отношения между правительством и его еврейскими подданными постепенно стали четко определенными.

В 1219 и 1284 годах в Толедо , в 1273 году в Барселоне , в 1290 году в Уэте и не раз в те годы в Португалии проводились советы испанских чиновников и еврейских представителей с целью установления справедливой ставки налогообложения для евреев. общин и разработки адекватных средств для сбора налогов. Это первое официальное признание правительством еврейских общин как отдельных организаций привело к дальнейшим изменениям в обращении с еврейскими общинами и в законодательстве, как местном, так и национальном, касающемся их.

Епископы различных округов взяли на себя непосредственную власть над ними и совместно с еврейскими представителями сформировали правила, которые отныне должны были управлять общинами. Выборы раввинов и судей должны были проводиться через установленные промежутки времени, а имена этих сановников представлялись на утверждение епископу; должен был быть мэр Рабино ( Rab de la corte ; букв. « придворный раввин » ) для представления общинных вопросов перед соответствующими властями; и главы общины были привлечены к ответственности за поведение общины. Во всех действиях правительства, как местных, так и общих, единицей в большинстве случаев считалась община, а не отдельный еврей.

Руководящая власть государства иногда назначала члена еврейской общины на административную должность коронного раввина, который выполнял роль посредника между альджамой и государством. Например, в Королевстве Арагон король Иоанн I издал указы в 1386 году, определяющие функции и обязанности мэра Раба . Существовали различные требования к доброму характеру и вере человека, занимающего эту должность, а также требование, чтобы он жил среди окружения Суда и, следовательно, вдали от своей общины, и в постоянном контакте с христианским большинством населения. Были указаны его полномочия и власть над альджамой Кастилии , экономической, судебной и другими. [1]

Этимология и развитие понятия

[ редактировать ]

Слово альджама происходит от арабского языка и относится к Джама Масджид мусульманской общины, где верующие совершают Джумуа , общую пятничную молитву. [2]

Слово «альджама» происходит от арабского слова « джама» («собирать») плюс определенный артикль al . Это [ нужны разъяснения ] первоначально означало «конгрегация», «собрание» или «группа», но еще до установления испанского правления оно применялось маврами к их собственным религиозным организациям и более крупным мечетям , и особенно к еврейским общинам посреди им, а также синагогам и школам, которые составляли центр всей еврейской жизни. Этот термин был принят христианами, и его значение расширилось, чтобы обозначать также кварталы, которые евреи и мавры сделали своими. В некоторых испанских городах бывшие еврейские кварталы до сих пор известны под этим названием, хотя евреи были изгнаны в 1492 году .

Очень часто в целях различения такие словосочетания, как Aljama de los Judíos («Альхама евреев») и Aljama de los Moros («Альхама мавров » использовались ). Но то обстоятельство, что мавры Испании этим термином обозначали, в частности, еврейскую общину, оставило свой след в употреблении этого слова в испанском языке; ибо в испанской литературе aljama , без каких-либо дальнейших уточнений, означает sanedrín или Judería («Еврейство») или даже еврейское место поклонения, как в конкретном, так и в абстрактном смысле. Это использование происходит на очень раннем этапе. В «Поэме Александра», «Милагросе де Нуэстра Сеньора» и «Дуэло де ла Вирхен» Гонсало де Берсео во всем XIII веке альхама или альфама используются для обозначения жителей древнего Иерусалима ; а историк XVI века Мариана использует альджаму для обозначения синагоги: «они опустошили свои дома и свои альджамы ».

Текана Вальядолида

[ редактировать ]

Хорошим примером того, насколько много самоуправления было предоставлено евреям Альджамас, является «резолюция собрания», по-испански называемая tecana (от takkanah ( תקנה ), еврейского слова, которое, как и sanedrín , было включено в испанский язык. ), полученный Альхамой Вальядолида в 1432 году. Отчет написан частично на иврите, а частично на испанском языке еврейскими буквами и хранится в Национальной библиотеке Франции в Париже («Fonds hébreux», № 585).

Из этого документа известно, что в Вальядолиде выборные собрания проводились общиной каждые десять лет, и что конкретное собрание, о котором сообщается в документе, состоялось во второй половине Ияра (конец мая) и продолжалось десять дней. Ниже приведены некоторые из вопросов, которые были решены или обсуждены:

  1. Необходимость Талмуд -Торы , или еврейской школы , и размер налога на ее содержание, который был установлен следующим образом: пять мараведи за каждого убитого скота и по одному за каждую овцу; пять мараведи за каждую флягу вина. Пять мараведи также должны были заплатить супружеская пара в день свадьбы и мальчик в день бар-мицвы . Определенный налог был также установлен на наследство и были изобретены различные другие способы получения дохода. В связи с этим вопросом обсуждались вопросы трудоустройства и заработной платы частных или странствующих учителей.
  2. Выборы судей и раввина суда, которым в tecana отведено много места .
  3. Позиция отдельного еврея в его отношениях с государством. Это был, пожалуй, самый важный вопрос, который обсуждался. Поскольку разрешение решать гражданские и уголовные дела перед еврейскими судьями было предоставлено испанским правительством и поскольку «христиане, хотя и хорошо разбираются в законе, ничего не знают о еврейских законах », ни один еврей не может выступать перед христианским судьей, независимо от того, религиозные или гражданские, за исключением случаев, когда налоги и пошлины, причитающиеся правителю, оспаривались или когда было получено специальное разрешение от даяна , или главного судьи Альджамы. Еврей, арестовавший другого еврея с помощью христианина, должен был быть задержан даяном ; за второе преступление того же характера ему надлежало заклеймить лоб и исключить; а третье преступление каралось смертной казнью.

Возможность назначать смертную казнь свидетельствует о том, насколько широкой была автономия еврейской общины.

Производные слова

[ редактировать ]

Из альджамы происходят:

  • Альджамадо , прилагательное и существительное, житель альджамы
  • Aljamía , испанский разговорный язык, используемый евреями или маврами, а точнее, испанский или мосарабский язык, написанный евреями еврейскими буквами и арабскими буквами. маврами
  • Aljamiado — прилагательное и существительное, тот, кто говорит или знает aljamía .

Похожие несвязанные слова

[ редактировать ]
  1. ^ Креспо Альварес, Макарена (2001). «Пост Раба-мэра при дворе согласно документу Иоанна II, изданному в 1450 году » . Средневековье: журнал History (на испанском языке) (4): 157–198. ISSN   1138-9621 .
  2. ^ Учитель и Поле, Иисус; Салрах и Марес, Хосеп М; Термес, Джозеф (1998). истории Каталонии (на каталонском языке Словарь ). Барселона: Edicions 62. стр. 28. ISBN  84-297-3521-6 . OCLC   788979334 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2157c2e324ffbbfb4ab9cbc8b85a4328__1722646680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/28/2157c2e324ffbbfb4ab9cbc8b85a4328.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aljama - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)