Альджама
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Альджама ( Испанский: [alxama] , Португальский: [alˈʒɐmɐ] , Каталонский: [əʎˈʒamə] ) — термин арабского происхождения, используемый в старых официальных документах Испании и Португалии для обозначения самоуправляющихся общин мавров и евреев, живущих под христианским правлением на Пиренейском полуострове . В некоторых современных испанских городах это название до сих пор применяется к кварталам, где жили такие общины, хотя они прошли много веков назад.
Еврейские общины Испании из-за своей социальной изоляции и навязанных им религиозных и политических правил всегда образовывали группы, обособленные от остального населения. Власть, осуществляемая собственными раввинами , и система сбора налогов главами общин для управления общинными делами ставили их почти полностью вне юрисдикции правительства страны; и в результате чиновники вскоре стали относиться к ним не как к субъектам, подчиняющимся общему закону страны, а как к коллективным органам с особыми привилегиями и особыми обязанностями.
Таким образом, вестготские короли облагали налогом не каждого отдельного еврея или глав семей, а общину в целом, позволяя общинным властям устанавливать индивидуальную ставку налогообложения. Но и при вестготах, и при маврах не было ни регулярности в действиях раввинов и старейшин, ни системы в отношении правительства к еврейским общинам. Однако с восстановлением христианского правления отношения между правительством и его еврейскими подданными постепенно стали четко определенными.
В 1219 и 1284 годах в Толедо , в 1273 году в Барселоне , в 1290 году в Уэте и не раз в те годы в Португалии проводились советы испанских чиновников и еврейских представителей с целью установления справедливой ставки налогообложения для евреев. общин и разработки адекватных средств для сбора налогов. Это первое официальное признание правительством еврейских общин как отдельных организаций привело к дальнейшим изменениям в обращении с еврейскими общинами и в законодательстве, как местном, так и национальном, касающемся их.
Епископы различных округов взяли на себя непосредственную власть над ними и совместно с еврейскими представителями сформировали правила, которые отныне должны были управлять общинами. Выборы раввинов и судей должны были проводиться через установленные промежутки времени, а имена этих сановников представлялись на утверждение епископу; должен был быть мэр Рабино ( Rab de la corte ; букв. « придворный раввин » ) для представления общинных вопросов перед соответствующими властями; и главы общины были привлечены к ответственности за поведение общины. Во всех действиях правительства, как местных, так и общих, единицей в большинстве случаев считалась община, а не отдельный еврей.
Руководящая власть государства иногда назначала члена еврейской общины на административную должность коронного раввина, который выполнял роль посредника между альджамой и государством. Например, в Королевстве Арагон король Иоанн I издал указы в 1386 году, определяющие функции и обязанности мэра Раба . Существовали различные требования к доброму характеру и вере человека, занимающего эту должность, а также требование, чтобы он жил среди окружения Суда и, следовательно, вдали от своей общины, и в постоянном контакте с христианским большинством населения. Были указаны его полномочия и власть над альджамой Кастилии , экономической, судебной и другими. [1]
Этимология и развитие понятия
[ редактировать ]Слово альджама происходит от арабского языка и относится к Джама Масджид мусульманской общины, где верующие совершают Джумуа , общую пятничную молитву. [2]
Слово «альджама» происходит от арабского слова « джама» («собирать») плюс определенный артикль al . Это [ нужны разъяснения ] первоначально означало «конгрегация», «собрание» или «группа», но еще до установления испанского правления оно применялось маврами к их собственным религиозным организациям и более крупным мечетям , и особенно к еврейским общинам посреди им, а также синагогам и школам, которые составляли центр всей еврейской жизни. Этот термин был принят христианами, и его значение расширилось, чтобы обозначать также кварталы, которые евреи и мавры сделали своими. В некоторых испанских городах бывшие еврейские кварталы до сих пор известны под этим названием, хотя евреи были изгнаны в 1492 году .
Очень часто в целях различения такие словосочетания, как Aljama de los Judíos («Альхама евреев») и Aljama de los Moros («Альхама мавров » использовались ). Но то обстоятельство, что мавры Испании этим термином обозначали, в частности, еврейскую общину, оставило свой след в употреблении этого слова в испанском языке; ибо в испанской литературе aljama , без каких-либо дальнейших уточнений, означает sanedrín или Judería («Еврейство») или даже еврейское место поклонения, как в конкретном, так и в абстрактном смысле. Это использование происходит на очень раннем этапе. В «Поэме Александра», «Милагросе де Нуэстра Сеньора» и «Дуэло де ла Вирхен» Гонсало де Берсео во всем XIII веке альхама или альфама используются для обозначения жителей древнего Иерусалима ; а историк XVI века Мариана использует альджаму для обозначения синагоги: «они опустошили свои дома и свои альджамы ».
Текана Вальядолида
[ редактировать ]Хорошим примером того, насколько много самоуправления было предоставлено евреям Альджамас, является «резолюция собрания», по-испански называемая tecana (от takkanah ( תקנה ), еврейского слова, которое, как и sanedrín , было включено в испанский язык. ), полученный Альхамой Вальядолида в 1432 году. Отчет написан частично на иврите, а частично на испанском языке еврейскими буквами и хранится в Национальной библиотеке Франции в Париже («Fonds hébreux», № 585).
Из этого документа известно, что в Вальядолиде выборные собрания проводились общиной каждые десять лет, и что конкретное собрание, о котором сообщается в документе, состоялось во второй половине Ияра (конец мая) и продолжалось десять дней. Ниже приведены некоторые из вопросов, которые были решены или обсуждены:
- Необходимость Талмуд -Торы , или еврейской школы , и размер налога на ее содержание, который был установлен следующим образом: пять мараведи за каждого убитого скота и по одному за каждую овцу; пять мараведи за каждую флягу вина. Пять мараведи также должны были заплатить супружеская пара в день свадьбы и мальчик в день бар-мицвы . Определенный налог был также установлен на наследство и были изобретены различные другие способы получения дохода. В связи с этим вопросом обсуждались вопросы трудоустройства и заработной платы частных или странствующих учителей.
- Выборы судей и раввина суда, которым в tecana отведено много места .
- Позиция отдельного еврея в его отношениях с государством. Это был, пожалуй, самый важный вопрос, который обсуждался. Поскольку разрешение решать гражданские и уголовные дела перед еврейскими судьями было предоставлено испанским правительством и поскольку «христиане, хотя и хорошо разбираются в законе, ничего не знают о еврейских законах », ни один еврей не может выступать перед христианским судьей, независимо от того, религиозные или гражданские, за исключением случаев, когда налоги и пошлины, причитающиеся правителю, оспаривались или когда было получено специальное разрешение от даяна , или главного судьи Альджамы. Еврей, арестовавший другого еврея с помощью христианина, должен был быть задержан даяном ; за второе преступление того же характера ему надлежало заклеймить лоб и исключить; а третье преступление каралось смертной казнью.
Возможность назначать смертную казнь свидетельствует о том, насколько широкой была автономия еврейской общины.
Производные слова
[ редактировать ]Из альджамы происходят:
- Альджамадо , прилагательное и существительное, житель альджамы
- Aljamía , испанский разговорный язык, используемый евреями или маврами, а точнее, испанский или мосарабский язык, написанный евреями еврейскими буквами и арабскими буквами. маврами
- Aljamiado — прилагательное и существительное, тот, кто говорит или знает aljamía .
Похожие несвязанные слова
[ редактировать ]- Испанская Alhama и португальская Alfama происходят от арабского хаммама ( буквально « бани » ).
- По-арабски ра'с аль-галут означает эксиларх .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Креспо Альварес, Макарена (2001). «Пост Раба-мэра при дворе согласно документу Иоанна II, изданному в 1450 году » . Средневековье: журнал History (на испанском языке) (4): 157–198. ISSN 1138-9621 .
- ^ Учитель и Поле, Иисус; Салрах и Марес, Хосеп М; Термес, Джозеф (1998). истории Каталонии (на каталонском языке Словарь ). Барселона: Edicions 62. стр. 28. ISBN 84-297-3521-6 . OCLC 788979334 .
Источники
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). « Альяма ». Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Уильям Милвицкий Альджама , в Еврейской энциклопедии . В этой статье, в свою очередь, упоминаются:
- Франсиско Фернандес и Гонсалес, в Бюллетене Королевской академии истории , vii. 156 и последующие;
- Ф. Фита, «Акт о завладении израильской альджамой», в католической иллюстрации , 21 ноября 1880 г.
- Словарь Королевской испанской академии .