Jump to content

Голем

(Перенаправлено с Голема Праги )

Пражская репродукция Голема

Голем ( / ˈ ɡ l ə m / GOH -lem ; иврит : גּוֹלֶם , латинизировано : golem ) — одушевлённое, антропоморфное существо в еврейском фольклоре , которое создано полностью из неодушевлённой материи, обычно глины или грязи . Самый известный рассказ о големе связан с Иудой Лёвом бен Бецалелем XVI века конца раввином , пражским . Согласно журналу Moment , «голем — это очень изменчивая метафора с, казалось бы, безграничным символизмом. Это может быть жертва или злодей, мужчина или женщина, а иногда и то и другое. На протяжении веков он использовался для обозначения войны, сообщества, изоляции, надежда и отчаяние». [1]

В современной массовой культуре это слово стало обобщенным, и любое грубое антропоморфное существо, придуманное колдуном, можно назвать «големом». Могут быть железные големы, такие как Iron Invader , или каменные големы, например, в Blood & Magic .

Этимология

[ редактировать ]

Слово голем встречается в Библии один раз , в Псалме 139:16. [2] в котором используется слово גלמי ( golmi ; «мой голем», [3] «моя световая форма», «сырье» [4] ) для обозначения незавершенного человеческого существа перед глазами Бога. [3] Мишна использует этот термин для обозначения неискушенного человека: « Семь характеристик присущи необразованному человеку, а семь — образованному» ( שבעה דברים בגולם ). [5]

В современном иврите слово «голем» означает «тупой», «беспомощный» или « куколка ». Точно так же его часто используют сегодня как метафору безмозглого болвана или другой сущности, которая служит человеку в контролируемых условиях, но враждебна ему в других обстоятельствах. [1] Голем перешел на идиш как гойлем , что означает «тот, кто вял или находится в ступоре». [6]

Самые ранние истории

[ редактировать ]

Самые старые истории о големах относятся к раннему иудаизму. В Талмуде (Трактат Синедрион 38б) Адам изначально создается как голем ( גולם ), когда его прах «превращается в бесформенную шелуху». Как и Адам, все големы созданы из грязи людьми, близкими к божественности, но ни один антропогенный голем не является полностью человеком. Вначале основным недостатком голема была его неспособность говорить. Синедрион 65б описывает, как Рава создает человека ( гавра ), которого затем отправляет к раву Зейре . Зейра разговаривает с этим человеком, но он не отвечает, после чего Зейра говорит: «Ты был создан мудрецами; вернись в свой прах». [а]

В Средние века отрывки из « Сефер Йецира» ( «Книга Формирования ») изучались как средство создания и оживления голема, хотя мало что в трудах еврейского мистицизма подтверждает это убеждение. Самый ранний известный письменный отчет о том, как создать голема, можно найти в Содеи Разайе Элеазара бен Иуды из Вормса , который жил в конце 12-го и начале 13-го веков. [7]

Считалось, что големы могут быть активированы экстатическим опытом, вызванным ритуальным использованием различных букв еврейского алфавита. [8] образуя шем (любое из имен Бога ), при этом шем писался на листе бумаги и вставлялся в рот или в лоб голема. [9] В некоторых сказках (в том числе в некоторых историях о Хелмском и Пражском големах) такое слово, как אמת ( emét на големе, иногда на его лбу, написано , «истина»). В этом примере голема можно было затем деактивировать, удалив алеф (א), [10] таким образом изменив надпись с «истина» на «смерть» ( מת , mét , «мертвый»).

Один источник приписывает Соломону ибн Габиролю , жившему в 11 веке, создание голема. [11] возможно, женщина, для работы по дому. [12] Говорят, что Самуэль Шпейерский также создал голема в 12 веке. [13]

В 1625 году Джозеф Дельмедиго писал, что «бытует много легенд такого рода, особенно в Германии». [13]

Голем Хелма

[ редактировать ]

Самое старое описание создания голема историческим деятелем включено в традицию, связанную с раввином Элиягу из Хелма (1550–1583). [8] [3] [13] [14]

Польский , писавший примерно в 1630–1650 годах, так сообщал о создании голема каббалист раввином Элияху: «И я слышал определенным и явным образом от нескольких уважаемых людей, что один человек, [живущий] недалеко от нашего времени, имя которого — Р. Элияху, мастер имени, который создал существо из материи [евр. голем ] и формы [евр. цура ] и оно выполняло для него тяжёлую работу, в течение длительного периода, и имя эмет. висело у него на шее, пока он, наконец, не снял его по определенной причине, имя слетело с его шеи, и оно превратилось в пыль». [8] Похожий отчет сообщил христианский писатель Кристоф Арнольд в 1674 году. [8]

Раввин Джейкоб Эмден (ум. 1776) подробно рассказал эту историю в книге, опубликованной в 1748 году: «Кроме того, я упомяну здесь то, что я слышал из святых уст моего отца о Големе, созданном его предком, Гаоном Р. Элиягу. Баал Шем, благословенной памяти. Когда Гаон увидел, что Голем становится все больше и больше, он испугался, что Голем разрушит вселенную. Затем он удалил Святое Имя, запечатленное на его лбу, тем самым заставив его распасться и распасться. Тем не менее, пока он пытался извлечь из него Святое Имя, Голем ранил его, оставив шрам на лице». [15]

По мнению польского каббалиста, «легенда была известна нескольким лицам, что позволяет нам предположить, что легенда действительно распространялась в течение некоторого времени, прежде чем она была записана, и, следовательно, мы можем предположить, что ее происхождение следует отнести к поколение сразу после смерти Р. Элияху, если не раньше». [8] [16]

Классический рассказ: Пражский голем

[ редактировать ]
Статуя раввина Лева в Новой ратуше Праги
Раввин Лёв и Голем, Миколаш Алеш , 1899 г.
Старая новая синагога Праги . со ступеньками лестницы на чердак на стене По легенде Голем находился на чердаке.
со Синагога Уштека статуей Голема в Уштеке

Самая известная история о големах связана с Иудой Лёвом бен Бецалелем , пражским раввином конца XVI века, также известным как Махарал, который, как сообщается, «создал голема из глины с берегов реки Влтавы и оживил его с помощью ритуалов и Заклинания на иврите для защиты пражского гетто от антисемитских нападений и погромов ». [17] [18] В зависимости от версии легенды, евреи в Праге должны были быть либо изгнаны, либо убиты при правлении Рудольфа II, императора Священной Римской империи . Голема звали Йозеф, и он был известен как Йоселе. Говорили, что он мог становиться невидимым и вызывать духов из мертвых. [18] Раввин Лоу деактивировал Голема в пятницу вечером, сняв шем перед началом субботы (суббота). [9] чтобы дать ему отдохнуть в субботу. [9]

Однажды вечером в пятницу раввин Лёв забыл снять шем и боялся, что Голем осквернит субботу. [9] Другая история рассказывает о големе, который влюбился и, получив отказ, стал жестоким монстром, которого можно увидеть в большинстве рассказов. В некоторых версиях голем в конечном итоге впадает в убийственную ярость. [18] Затем раввину удалось вытащить шем изо рта и обездвижить его. [9] перед синагогой, после чего голем развалился на куски. [9] Тело Голема хранилось на чердаке Старо - Новой синагоги . [18] где он будет снова восстановлен к жизни, если понадобится. [19]

Затем раввин Лёв запретил никому, кроме своих преемников, заходить на чердак. Раввин Йечезкель Ландау , преемник раввина Лева, как сообщается, хотел подняться по ступенькам на чердак, когда он был главным раввином Праги, чтобы проверить традицию. Рабби Ландау постился, погрузился в микву , завернулся в филактерии и молитвенный платок и начал подниматься по ступеням. Наверху ступеньки он колебался, а затем тут же спустился вниз, дрожа и испуганный. Затем он повторил первоначальное предупреждение раввина Лева. [20]

По легенде, тело Голема раввина Лева до сих пор лежит на чердаке синагоги. [9] [18] Когда чердак был отремонтирован в 1883 году, никаких следов Голема обнаружено не было. [21] В некоторых версиях сказки говорится, что Голем был украден у генизы и похоронен на кладбище в пражском районе Жижков , где сейчас стоит Жижковская телебашня . Недавняя легенда рассказывает о нацистском агенте, который поднялся на чердак синагоги и после этого умер при подозрительных обстоятельствах. [22] Чердак закрыт для широкой публики. [23]

Некоторые ортодоксальные евреи верят, что Махарал действительно создал голема. Доказательства этого убеждения были проанализированы с точки зрения ортодоксальных евреев Шнайером З. Лейманом. [24] [25]

Источники пражского повествования

[ редактировать ]

По общему мнению историков и критиков, история о Пражском Големе была немецким литературным изобретением начала XIX века. По словам Джона Нойбауэра, первыми авторами Пражского Голема были:

  • 1837: Бертольд Ауэрбах , Спиноза
  • 1841: Густав Филиппсон, Голам, легенда
  • 1841: Франц Ключак, Голам раввина Лева
  • 1842: Адам Тендлау, Голем Верховного раввина Льва
  • 1847: Леопольд Вайзель, Голем [26]

Известно несколько более ранних примеров, в 1834 г. [27] [28] и 1836. [29] [30]

Все эти ранние рассказы о Пражском Големе написаны еврейскими авторами на немецком языке. Предполагается, что они возникли как часть еврейского фольклорного движения, параллельного современному немецкому фольклорному движению. [14]

Истоки этой истории затемняются попытками преувеличить ее возраст и сделать вид, что она датируется временами Махарала. Раввин Юдель Розенберг (1859–1935) [31] Говорят, что из Тарлова , прежде чем переехать в Канаду, где он стал одним из самых выдающихся раввинов страны, возникла идея, что повествование датируется временем Махарала. Розенберг опубликовал «Нифлос Махарал» ( «Чудеса Махарала» ) ( Пётркув , 1909), [31] который якобы был рассказом очевидца зятя Махарала, который помог создать Голема.

Розенберг утверждал, что книга основана на рукописи, которую он нашел в главной библиотеке Меца. «Чудеса Махарала » «в академических кругах обычно признаются литературной мистификацией». [8] [25] [32] Гершом Шолем заметил, что рукопись «содержит не древние легенды, а современную фантастику». [33] Заявление Розенберга было далее распространено в книге Хаима Блоха (1881–1973) «Голем: легенды пражского гетто» , английское издание 1925 года.

Еврейская энциклопедия 1906 года цитирует исторический труд «Земах Давид» Дэвида Ганса , ученика Махарала, опубликованный в 1592 году. [9] [34] В нем Ганс пишет об аудиенции между Махаралом и Рудольфом II: «Наш господин император... Рудольф... послал за нашим господином, раввином Лоу бен Бецалелем, и принял его с радушным и веселым выражением лица, и говорил с ним лицом к лицу, как с другом. Природа и качество их слов таинственны, запечатаны и скрыты». [35] [ нужен лучший источник ]

Но об этом отрывке было сказано: «Даже когда [Махарала] восхваляют, будь то в книге Давида Ганса « Земах Давид» или в его эпитафии…, ни слова не говорится о создании голема. Ни одна работа на иврите не опубликована. в 16, 17 и 18 веках (даже в Праге) знают, что Махарал создал голема». [26] Более того, сам Махарал не упоминал Голема в своих трудах. [24] Раввин Йедидия Тиа Вейль (1721–1805), житель Праги, описавший создание големов, в том числе созданных раввинами Авигдором Кара из Праги (умер в 1439 году) и Элияху из Хелма, не упомянул Махарала. Биография Махарала раввина Меира Перилса [36] опубликованная в 1718 году, голем не упоминается. [14] [24]

Голем Вильны

[ редактировать ]

Похожая традиция относится к Виленскому Гаону или «святому гению из Вильнюса» (1720–1797). Раввин Хаим Воложин (Литва, 1749–1821) сообщил во введении к «Сифре де Ценьюта» , что однажды он представил своему учителю, Виленскому Гаону, десять различных версий определенного отрывка из « Сефер Йецира» и попросил Гаона определить правильный текст. [37] Гаон сразу же определил одну версию как точное воспроизведение отрывка. [37]

Затем изумленный ученик заметил своему учителю, что с такой ясностью он легко сможет создать живого человека. Гаон подтвердил утверждение раввина Хаима и сказал, что однажды он начал создавать человека, когда был ребенком, в возрасте до 13 лет, но в ходе этого процесса он получил знак с Небес, приказывающий ему прекратить это из-за его нежного возраста. [37]

Тема высокомерия

[ редактировать ]
Статуя Пражского Голема, созданная для фильма «Император и Голем».

Существование голема иногда является неоднозначным благом. Големы не разумны, и если им приказать выполнить задание, они выполнят инструкции буквально. На многих изображениях големы по своей природе совершенно послушны. В своей самой ранней известной современной форме Голем Хелма стал огромным и отказывался сотрудничать. В одной из версий этой истории раввину пришлось прибегнуть к хитрости, чтобы деактивировать его, после чего он обрушился на своего создателя и раздавил его. [3]

Похожая тема высокомерия можно увидеть во «Франкенштейне» , «Ученике чародея» и некоторых других рассказах популярной культуры, таких как «Терминатор» . Эта тема проявляется в RUR ( Универсальные роботы Россума ), пьесе Карела Чапека 1921 года, в которой введён термин «робот» . Пьеса была написана в Праге, и хотя Чапек отрицал, что смоделировал робота по образцу голема, в сюжете просматривается много общего. [38]

Культура Чехии

[ редактировать ]

Голем – популярная фигура в Чехии . Роман Густава Майринка 1915 года ( «Голем ») некоторое время пользовался популярностью и во многом способствовал развитию воображения о големе. Несколько ресторанов и других предприятий имеют названия, отсылающие к этому существу. Чешский силач Рене Рихтер по прозвищу «Голем». [18] а чешская компания по производству грузовиков-монстров называет себя «Командой Големов». [39]

Абрахам Аккерман предварил свою статью о человеческом автоматизме в современном городе коротким сатирическим стихотворением о паре големов, превращающихся в людей. [40]

Вариант «Глиняного мальчика»

[ редактировать ]

Идиш и славянская сказка — это «Глиняный мальчик», сочетающая в себе элементы голема и «Пряничный человечек» , в которой одинокая пара лепит ребенка из глины, что приводит к катастрофическим или комичным последствиям. [41]

В одной из распространённых русских версий пожилая пара, у которой дети ушли из дома, лепит мальчика из глины и сушит его у очага. Глиняный мальчик ( русский : Гли́няный па́рень , Глиняный парень ) оживает; сначала пара в восторге и обращается с ним как с настоящим ребенком, но Глиняный Мальчик не перестает расти и съедает всю их еду, затем весь их скот, а затем Глиняный Мальчик съедает своих родителей. Глиняный Мальчик неистовствует по деревне, пока его не разбивает сообразительная коза. [42]

[ редактировать ]
Голем в музее мадам Тюссо в Праге

Кино и телевидение

[ редактировать ]

Големов часто изображают в фильмах и телешоу. К программам с ними в названии относятся:

Другие упоминания големов в популярной культуре включают:

Литература

[ редактировать ]

Настольные и видеоигры

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Имперский арамейский : הוה קא משתעי בהדיה ולא הוה קא מהדר ליה אמר ליה מן חבריא את הדר לעפריךО Господь, не восхваляй Его, о Господь, Он сказал ей: «Среди моих друзей хадар детям твоим».
  1. ^ Перейти обратно: а б Купер, Мэрилин. Еврейское слово | Голем» . Архивировано 25 августа 2017 года на Wayback Machine Moment . 17 июля 2017 года. 24 августа 2017 года.
  2. ^ Библия : Псалом 139:16.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Введение в «Возвращение Голема». Архивировано 12 октября 2012 года в Wayback Machine . Проверено 23 сентября 2011 г.
  4. ^ Дж. Симпсон; Э. Вайнер, ред. (1989). «голем». Оксфордский словарь английского языка (2-е изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN  0-19-861186-2 .
  5. ^ Авот 5:9 в тексте на иврите; Английские переводы различаются.
  6. ^ Блюштейн, Джин (1998). Английский/инглиш: идиш в американской жизни и литературе . Университет Небраски Пресс. ISBN  0803219148 . Архивировано из оригинала 3 февраля 2021 года . Проверено 17 октября 2020 г.
  7. ^ Кресель, Мэтью (1 октября 2015 г.). «36 дней иудейского мифа: День 24, Пражский голем» . Мэтью Кресел . Архивировано из оригинала 2 августа 2018 года . Проверено 2 августа 2018 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Идель, Моше (1990). Голем: еврейские магические и мистические традиции об искусственном антропоиде . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0-7914-0160-Х . стр. 296
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час ГОЛЕМ. Архивировано 25 января 2022 года в Wayback Machine . Еврейская энциклопедия . Проверено 23 сентября 2011 г.
  10. ^ Керштейн, Бенджамин. Еврейские идеи ежедневно . 14 сентября 2010 г. 24 августа 2017 г.
  11. ^ Боксер, Бен Сион (2006). Из мира Каббалы. Кессинджер. п. 57.
  12. ^ Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Ибн Габирол, Соломон бен Иуда» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Трахтенберг, Джошуа (2004) [первоначально опубликовано в 1939 году]. Еврейская магия и суеверия . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . п. 85. ИСБН  9780812218626 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с Гелбин, С. С., Возвращение Голема - от немецкой романтической литературы к глобальной еврейской культуре, 1808–2008 гг. Архивировано 14 июня 2016 г. в Wayback Machine , Мичиганский университет, 2011 г.
  15. Отчет о Шайлате Яавзе, HB, CPB. Архивировано 9 мая 2013 г. в Wayback Machine . См. его Столица Мигдаль Оз, Альтона, 1748 г., стр. 259а; Книжный платок, Альтона, 1768, с. 45a. Архивировано 9 мая 2013 г. в Wayback Machine ; и Мегилат Сефер, изд. Кахана, Варшава, 1896, с. 4. Архивировано 9 мая 2013 г. в Wayback Machine . См. также Шоват Хахам Цви, К. Цаг. Архивировано 9 мая 2013 г. в Wayback Machine , а также ссылки, цитируемые в «Шоват Хахам Цви» со сборниками заметок, Иерусалим, 1998, том 1, стр. 421 и в периодическом издании Кфар Хабад. , № 351 (1988), с. 51. Цитируется Лейманом С.З.: «Создал ли ученик Махарала голема?» Архивировано 11 января 2012 г. в Wayback Machine.
  16. Традиция также зафиксирована в Ха-Лахоране/Тель-Авиве: Организация Опчи Халам в Израиле и США, 2011 г.
  17. ^ Грин, Кайла. «Голем на чердаке» . Архивировано 25 августа 2017 года в Wayback Machine Moment . 1 февраля 2011 г. 25 августа 2017 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Билефски, Дэн (10 мая 2009 г.). «Тяжелые времена дают новую жизнь пражскому голему» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 мая 2013 года . Проверено 19 марта 2013 г.
  19. ^ «Легенда о Големе» . applet-magic.com . Архивировано из оригинала 2 января 2013 года.
  20. ^ Винклер, Гершон (1980). Голем Праги . Нью-Йорк: Иудаика Пресс. стр. 60–63. ISBN  0-910818-24-Х .
  21. ^ Тайны неизведанного: Внутри мира странного и необъяснимого . Время-Жизнь. 16 сентября 2014 г. ISBN.  978-1618933522 .
  22. ^ Ли-Парритц, Орен. «Голем живёт» . jewishpost.com. Архивировано из оригинала 1 сентября 2010 года . Проверено 12 января 2011 г.
  23. ^ Старая Новая синагога, расположенная в Праге, Чехия | Atlas Obscura | Любопытные и чудесные туристические направления. Архивировано 29 августа 2011 года на Wikiwix. Атлас Обскура. Проверено 23 сентября 2011 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Лейман, С.З., Пражский голем в новейшей раввинистической литературе. Архивировано 24 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
  25. ^ Перейти обратно: а б Лейман, С.З., «Приключение пражского махарала в Лондоне: Р. Юдл Розенберг и пражский голем» , архивировано 17 сентября 2017 г. в Wayback Machine Tradition , 36:1, 2002 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б Нойбауэр Дж. «Как Голем попал в Прагу?» Архивировано 14 июня 2016 года в Wayback Machine , Корнис-Поуп, М., и Нойбауэр, Дж. История литературных культур Восточной и Центральной Европы , Джон Бенджаминс, 2010, см. Также: Декель Э., Герли Д.Е., «Как Пришел ли Голем в Прагу", JQR, Vol. 103, № 2 (весна 2013 г.), стр. 241–258 [1]. Архивировано 9 августа 2017 г. в Wayback Machine.
  27. ^ Глазенапп, Габриэле фон (2 июня 2009 г.). Хауг, Кристина; Майер, Франциска; Подевски, Мэдлин (ред.). Популярный иудаизм: СМИ, дебаты, материалы для чтения (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер. п. 31. ISBN  9783484971042 . Архивировано из оригинала 3 февраля 2021 года . Проверено 16 сентября 2018 г.
  28. ^ «Еврейский Гиль Блас» (на немецком языке). Архивировано из оригинала 27 сентября 2015 года . Проверено 16 сентября 2018 г. Голам... раввина Ливы, которого люди называют высоким раввином Лёвом.
  29. ^ Франкл, Лос-Анджелес (1836 г.). Кальтенбек, Иоганн Пауль (ред.). Австрийский журнал истории и политических исследований (на немецком языке). Бек. п. 368. Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 года . Проверено 16 сентября 2018 г.
  30. ^ Франкл, Луизиана (1836 г.). Барганг, Бвейтер (ред.). Defterreichilche Beitfchrift (на немецком языке). Оксфордский университет. п. 368. Архивировано из оригинала 3 февраля 2021 года . Проверено 16 сентября 2018 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б Киевал, Гилель Дж. «Легенда о Големе» . Архивировано 25 августа 2017 года в Wayback Machine Энциклопедия YIVO . 24 августа 2017 г.
  32. ^ Шервин, Байрон Л. (1985) Легенда о големе: истоки и последствия . Нью-Йорк: Университетское издательство Америки.
  33. ^ Шолом, Г., Основные тенденции в еврейском мистицизме , Шокен, 1961.
  34. ^ ВЕНГОРОДЕДКИ 2. № 2. Международное венгерское филологическое общество. Akadémiai Kiadó Будапешт [1986]. Архивировано 10 мая 2013 года в Wayback Machine . (PDF). Проверено 23 сентября 2011 г.
  35. ^ Ганс, Д., Земах Дэвид , изд. М.Бройер, Иерусалим, 1983, стр.145, цитируется раввином Йеудой Юделем Розенбергом и Големом Махарала. Архивировано 23 сентября 2009 г. в Wayback Machine.
  36. ^ Меир Перельс (1718). Мегилас Юксин . Прага . OCLC   122864700 .
  37. ^ Перейти обратно: а б с Хаим Воложин. «Сифра де Ценьюта, Введение» . Архивировано 4 февраля 2021 года в Wayback Machine. Каббалистическая традиция: антология еврейского мистицизма под редакцией Алана Унтермана. Гугл Книги . 24 августа 2017 г.
  38. ^ Корея, Войен . Введение. «Две пьесы Карела Чапека: RUR (Универсальные роботы Россум) и Грабитель» . Архивировано 4 февраля 2021 года в Wayback Machine Google Books . 25 августа 2017 г.
  39. ^ Б, Вероника (25 января 2020 г.). «ВИДЕО: Рене Рихтер, чех с самыми сильными челюстями в мире» . Прага Утро . Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Проверено 29 мая 2020 г.
  40. ^ Аккерман, Авраам (2003–2004). «Философский урбанизм и деконструкция в форме города: экологический этос XXI века» . Структуралист . № 43/44. стр. 48–61. Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г. Опубликовано также как статья CTS-04-06 Центром теоретических исследований в Праге.
  41. ^ Кронан, Мэри В. (1917). «Лютощенка». Журнал рассказчика . Том. 5, нет. 1. С. 7–9.
  42. ^ Гинзбург, Мирра (1997). Глиняный мальчик . Нью-Йорк: Гринвиллоу. ISBN  9780688144098 .
  43. ^ «Дер Голем (1915)» . IMDB . 8 апреля 1915 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 10 августа 2021 г.
  44. ^ «Голем и танцор (1917)» . IMDB . 9 апреля 1917 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 10 августа 2021 г.
  45. ^ «Der Golem, wie er in die Welt kam (1920)» . IMDB . 19 июня 1921 года. Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 10 августа 2021 г.
  46. ^ «Ле Голем (1936)» . IMDB . 21 марта 1937 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 10 августа 2021 г.
  47. ^ Исии и др., 1997, сборник японских спецэффектов/фэнтези-фильмов, стр.170, Кэйбунша, ISBN   4766927060
  48. ^ «Оно! (1967): Фильм о големе, который забыло время - Райан Харви» . 10 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 5 января 2022 года . Проверено 5 января 2022 г.
  49. ^ «Кадиш (Секретные материалы)» . IMDB . 16 февраля 1997 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2022 года . Проверено 13 апреля 2022 г.
  50. ^ «Отрицание, гнев, принятие (Клан Сопрано)» . IMDB . 24 января 1999 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2021 г. Проверено 13 апреля 2022 г.
  51. ^ «Бесславные ублюдки» (2009) — Медведь-еврей . Ютуб .
  52. ^ Кристалл, Эндрю. «Бесславные ублюдки: высмеиваем зрителя и раскрываем внутреннего «нациста». Новые кинотеатры: Журнал современного кино 13.2 (2015): 153-168.
  53. ^ фон Дассановски, Роберт, изд. (2012). Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» : манипуляция метакино . Блумсбери . стр. 7, 160. ISBN.  978-1-4411-3821-7 .
  54. ^ «Голем Голливуда | Совет еврейской книги» . www.jewishbookcouncil.org . 2014 . Проверено 25 февраля 2024 г.
  55. ^ Исаак, Джошуа (3 декабря 2021 г.). «Капитан Америка — еврейский голем: объяснение теории» . Скринрант . Проверено 17 сентября 2022 г.
  56. ^ Чуурару, Кармела (27 апреля 2013 г.). « 'Голем и джинны': сверхъестественная история ассимиляции» . США сегодня . Проверено 10 февраля 2014 г.
  57. ^ Кокал, Сюзанн (16 марта 2013 г.). «Ломая стереотипы: «Голем и джинны», Хелен Векер» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 февраля 2014 г.
  58. ^ «Голем и Джинны» . Обзоры Киркуса . 31 марта 2013 года . Проверено 10 февраля 2014 г.
  59. ^ «Как Dungeon & Dragons сформировала современные видеоигры» . ПК-геймер . 8 февраля 2007 года . Проверено 3 апреля 2007 г.
  60. ^ Дуг Стюарт , изд. (июнь 1993 г.). Чудовищное руководство . TSR, Inc. ISBN  1-5607-6619-0 .
  61. ^ Тессье, Филипп (ноябрь 2000 г.). «Врата Балдура II». Обзор. Удар в спину (на французском языке). № 24. С. 90–91.
  62. ^ Сильвер, Эрик (28 января 2021 г.). «В Dungeons & Dragons есть проблема антисемитизма» . Альма . Проверено 1 сентября 2022 г.
  63. ^ ДеВарк, Аарди. «Литературные источники D&D» . Проверено 12 декабря 2019 г.
  64. ^ Форест, Ричард В. (2014). «Подземелья и драконы, монстры внутри». В Вайнштоке, Джеффри (ред.). Эшгейтская энциклопедия литературных и кинематографических монстров . Издательство Эшгейт .
  65. ^ Перейти обратно: а б Славичек, Билл ; Бейкер, Рич ; Грабб, Джефф (2006). Подземелья и драконы для чайников . Для чайников. п. 373. ИСБН  978-0-7645-8459-6 .
  66. ^ Ранхель Хименес, Маурисио (2021). Бросание кубиков: академические подходы к ролевым играм (на испанском языке). Ибероамериканский университет . ISBN  978-607-417-763-3 .
  67. ^ Славичек, Билл ; Бейкер, Рич ; Мирлс, Майк (январь 2009 г.). «31: Десять лучших монстров среднего уровня». «Подземелья и драконы», 4-е издание для чайников . Джон Уайли и сыновья .
  68. ^ «Обзор игры Dragon Warrior» . Честные геймеры .
  69. ^ «Обзор игры «Маленький Сэмпсон»» . Честные геймеры .
  70. ^ «Обзор игры «Маленький Сэмпсон»» . Кузен Гейминг . 23 августа 2016 г.
  71. ^ «Повторяющиеся монстры в Final Fantasy» . 11 декабря 2020 г.
  72. ^ «Конкретный экземпляр Голема в Final Fantasy» . gamerant.com . 3 января 2021 г.
  73. ^ Стоун, Том (27 февраля 2017 г.). «Знакомство с Железным Големом» . Проверено 28 апреля 2023 г.
  74. ^ Леле, Нутан (21 марта 2023 г.). «Как сделать снежного голема в Майнкрафте» . АФКГейминг . Проверено 28 апреля 2023 г.
  75. ^ Андерка, Кристина (12 октября 2022 г.). «Новые друзья: Големы из Minecraft Legends» . Проверено 28 апреля 2023 г.
  76. ^ Лукас Салливан (8 февраля 2014 г.). «17 покемонов, основанных на реальной мифологии» . Игровой радар . Проверено 27 января 2016 г.
  77. ^ «Давка — Голем — Amazon.com Music» . Амазонка . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 3 марта 2020 г.
  78. ^ «Дер Голем» . Амазонка . Архивировано из оригинала 13 марта 2021 года . Проверено 3 марта 2020 г.
  79. ^ «Авраам Эллштейн — Голем» .
  80. ^ «Тейтельбаум: Голем» . Амазонка . 1995. Архивировано из оригинала 12 марта 2021 года . Проверено 3 марта 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Баер, Элизабет Р. (2012). Возвращение Голема: от Праги к художественной литературе после Холокоста . Детройт, Мичиган: Государственный университет Уэйна. ISBN  978-0814336267 .
  • Бильски, Эмили Б. (1988). Голем! Опасность, избавление и искусство . Нью-Йорк: Еврейский музей. ISBN  978-0873340496 .
  • Блох, Хаим; тр. Шнайдерман, Х. (1987). Голем: Мистические рассказы пражского гетто (английский перевод с немецкого. Впервые опубликовано в «Oestereschischen Wochenschrift», 1917 г.) . Нью-Йорк: Публикации Рудольфа Штайнера. ISBN  0833400258 .
  • Боксер, Бен Сион (2006). Из мира Каббалы Нью-Йорк: Кессинджер. ISBN  9781428620858 .
  • Чихайя, Матей (2011). Эффект Голема. Ориентация и фантастическое погружение в эпоху кино . Билефельд: стенограмма. ISBN  978-3-8376-1714-6 .
  • Фошо, Мишель (2008). Норберт Винер, голем и кибернетика . Париж: Editions du Sandre.
  • Деннис, Джеффри (2007). Энциклопедия еврейских мифов, магии и мистицизма . Вудбери (Миннесота): Llewellyn Worldwide. ISBN  978-0-7387-0905-5 .
  • Винклер, Гершон (1980). Пражский голем: новая адаптация документированных историй о пражском големе . Нью-Йорк: Иудаика Пресс. ISBN  0-910818-25-8 .
  • Голдсмит, Арнольд Л. (1981). Вспомнился Голем 1909–1980: вариации еврейской легенды . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN  0814316832 .
  • Монтьель, Луис (30 июня 2013 г.). «Proles sine matre creata: Прометеев порыв в истории человеческого тела на Западе» . Асклепион . 65 (1): 001. doi : 10.3989/asclepio.2013.01 .
  • Идель, Моше (1990). Голем: еврейские магические и мистические традиции об искусственном антропоиде . Олбани (Нью-Йорк): Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0-7914-0160-Х .
  • Розенберг, Юдл; тр. Левиант, Курт (2008). Голем и чудесные дела пражского магарала (первый английский перевод оригинала на иврит, Петркув, Польша, 1909 г.) . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-12204-6 .
  • Салфелльнер, Харальд (2016). Пражский голем: еврейские истории гетто . Прага: Виталис. ISBN  978-80-7253-188-2 .
  • Томек, В.В. (1932). Пражские еврейские слухи и легенды . Прага: Закончено. В переводе (2008 г.) как «Еврейские рассказы Праги», «Еврейская Прага в истории и легендах» . ISBN   1-4382-3005-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 57d9d232b9bd75ed87753c5dd4c4549e__1722513120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/9e/57d9d232b9bd75ed87753c5dd4c4549e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Golem - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)