Голем

Голем ( / ˈ ɡ oʊ l ə m / GOH -lem ; иврит : גּוֹלֶם , латинизировано : golem ) — одушевлённое, антропоморфное существо в еврейском фольклоре , которое создано полностью из неодушевлённой материи, обычно глины или грязи . Самый известный рассказ о големе связан с Иудой Лёвом бен Бецалелем XVI века конца раввином , пражским . Согласно журналу Moment , «голем — это очень изменчивая метафора с, казалось бы, безграничным символизмом. Это может быть жертва или злодей, мужчина или женщина, а иногда и то и другое. На протяжении веков он использовался для обозначения войны, сообщества, изоляции, надежда и отчаяние». [1]
В современной массовой культуре это слово стало обобщенным, и любое грубое антропоморфное существо, придуманное колдуном, можно назвать «големом». Могут быть железные големы, такие как Iron Invader , или каменные големы, например, в Blood & Magic .
Этимология
[ редактировать ]Слово голем встречается в Библии один раз , в Псалме 139:16. [2] в котором используется слово גלמי ( golmi ; «мой голем», [3] «моя световая форма», «сырье» [4] ) для обозначения незавершенного человеческого существа перед глазами Бога. [3] Мишна использует этот термин для обозначения неискушенного человека: « Семь характеристик присущи необразованному человеку, а семь — образованному» ( שבעה דברים בגולם ). [5]
В современном иврите слово «голем» означает «тупой», «беспомощный» или « куколка ». Точно так же его часто используют сегодня как метафору безмозглого болвана или другой сущности, которая служит человеку в контролируемых условиях, но враждебна ему в других обстоятельствах. [1] Голем перешел на идиш как гойлем , что означает «тот, кто вял или находится в ступоре». [6]
История
[ редактировать ]Самые ранние истории
[ редактировать ]Самые старые истории о големах относятся к раннему иудаизму. В Талмуде (Трактат Синедрион 38б) Адам изначально создается как голем ( גולם ), когда его прах «превращается в бесформенную шелуху». Как и Адам, все големы созданы из грязи людьми, близкими к божественности, но ни один антропогенный голем не является полностью человеком. Вначале основным недостатком голема была его неспособность говорить. Синедрион 65б описывает, как Рава создает человека ( гавра ), которого затем отправляет к раву Зейре . Зейра разговаривает с этим человеком, но он не отвечает, после чего Зейра говорит: «Ты был создан мудрецами; вернись в свой прах». [а]
В Средние века отрывки из « Сефер Йецира» ( «Книга Формирования ») изучались как средство создания и оживления голема, хотя мало что в трудах еврейского мистицизма подтверждает это убеждение. Самый ранний известный письменный отчет о том, как создать голема, можно найти в Содеи Разайе Элеазара бен Иуды из Вормса , который жил в конце 12-го и начале 13-го веков. [7]
Считалось, что големы могут быть активированы экстатическим опытом, вызванным ритуальным использованием различных букв еврейского алфавита. [8] образуя шем (любое из имен Бога ), при этом шем писался на листе бумаги и вставлялся в рот или в лоб голема. [9] В некоторых сказках (в том числе в некоторых историях о Хелмском и Пражском големах) такое слово, как אמת ( emét на големе, иногда на его лбу, написано , «истина»). В этом примере голема можно было затем деактивировать, удалив алеф (א), [10] таким образом изменив надпись с «истина» на «смерть» ( מת , mét , «мертвый»).
Один источник приписывает Соломону ибн Габиролю , жившему в 11 веке, создание голема. [11] возможно, женщина, для работы по дому. [12] Говорят, что Самуэль Шпейерский также создал голема в 12 веке. [13]
В 1625 году Джозеф Дельмедиго писал, что «бытует много легенд такого рода, особенно в Германии». [13]
Голем Хелма
[ редактировать ]Самое старое описание создания голема историческим деятелем включено в традицию, связанную с раввином Элиягу из Хелма (1550–1583). [8] [3] [13] [14]
Польский , писавший примерно в 1630–1650 годах, так сообщал о создании голема каббалист раввином Элияху: «И я слышал определенным и явным образом от нескольких уважаемых людей, что один человек, [живущий] недалеко от нашего времени, имя которого — Р. Элияху, мастер имени, который создал существо из материи [евр. голем ] и формы [евр. цура ] и оно выполняло для него тяжёлую работу, в течение длительного периода, и имя эмет. висело у него на шее, пока он, наконец, не снял его по определенной причине, имя слетело с его шеи, и оно превратилось в пыль». [8] Похожий отчет сообщил христианский писатель Кристоф Арнольд в 1674 году. [8]
Раввин Джейкоб Эмден (ум. 1776) подробно рассказал эту историю в книге, опубликованной в 1748 году: «Кроме того, я упомяну здесь то, что я слышал из святых уст моего отца о Големе, созданном его предком, Гаоном Р. Элиягу. Баал Шем, благословенной памяти. Когда Гаон увидел, что Голем становится все больше и больше, он испугался, что Голем разрушит вселенную. Затем он удалил Святое Имя, запечатленное на его лбу, тем самым заставив его распасться и распасться. Тем не менее, пока он пытался извлечь из него Святое Имя, Голем ранил его, оставив шрам на лице». [15]
По мнению польского каббалиста, «легенда была известна нескольким лицам, что позволяет нам предположить, что легенда действительно распространялась в течение некоторого времени, прежде чем она была записана, и, следовательно, мы можем предположить, что ее происхождение следует отнести к поколение сразу после смерти Р. Элияху, если не раньше». [8] [16]
Классический рассказ: Пражский голем
[ редактировать ]


Самая известная история о големах связана с Иудой Лёвом бен Бецалелем , пражским раввином конца XVI века, также известным как Махарал, который, как сообщается, «создал голема из глины с берегов реки Влтавы и оживил его с помощью ритуалов и Заклинания на иврите для защиты пражского гетто от антисемитских нападений и погромов ». [17] [18] В зависимости от версии легенды, евреи в Праге должны были быть либо изгнаны, либо убиты при правлении Рудольфа II, императора Священной Римской империи . Голема звали Йозеф, и он был известен как Йоселе. Говорили, что он мог становиться невидимым и вызывать духов из мертвых. [18] Раввин Лоу деактивировал Голема в пятницу вечером, сняв шем перед началом субботы (суббота). [9] чтобы дать ему отдохнуть в субботу. [9]
Однажды вечером в пятницу раввин Лёв забыл снять шем и боялся, что Голем осквернит субботу. [9] Другая история рассказывает о големе, который влюбился и, получив отказ, стал жестоким монстром, которого можно увидеть в большинстве рассказов. В некоторых версиях голем в конечном итоге впадает в убийственную ярость. [18] Затем раввину удалось вытащить шем изо рта и обездвижить его. [9] перед синагогой, после чего голем развалился на куски. [9] Тело Голема хранилось на чердаке Старо - Новой синагоги . [18] где он будет снова восстановлен к жизни, если понадобится. [19]
Затем раввин Лёв запретил никому, кроме своих преемников, заходить на чердак. Раввин Йечезкель Ландау , преемник раввина Лева, как сообщается, хотел подняться по ступенькам на чердак, когда он был главным раввином Праги, чтобы проверить традицию. Рабби Ландау постился, погрузился в микву , завернулся в филактерии и молитвенный платок и начал подниматься по ступеням. Наверху ступеньки он колебался, а затем тут же спустился вниз, дрожа и испуганный. Затем он повторил первоначальное предупреждение раввина Лева. [20]
По легенде, тело Голема раввина Лева до сих пор лежит на чердаке синагоги. [9] [18] Когда чердак был отремонтирован в 1883 году, никаких следов Голема обнаружено не было. [21] В некоторых версиях сказки говорится, что Голем был украден у генизы и похоронен на кладбище в пражском районе Жижков , где сейчас стоит Жижковская телебашня . Недавняя легенда рассказывает о нацистском агенте, который поднялся на чердак синагоги и после этого умер при подозрительных обстоятельствах. [22] Чердак закрыт для широкой публики. [23]
Некоторые ортодоксальные евреи верят, что Махарал действительно создал голема. Доказательства этого убеждения были проанализированы с точки зрения ортодоксальных евреев Шнайером З. Лейманом. [24] [25]
Источники пражского повествования
[ редактировать ]По общему мнению историков и критиков, история о Пражском Големе была немецким литературным изобретением начала XIX века. По словам Джона Нойбауэра, первыми авторами Пражского Голема были:
- 1837: Бертольд Ауэрбах , Спиноза
- 1841: Густав Филиппсон, Голам, легенда
- 1841: Франц Ключак, Голам раввина Лева
- 1842: Адам Тендлау, Голем Верховного раввина Льва
- 1847: Леопольд Вайзель, Голем [26]
Известно несколько более ранних примеров, в 1834 г. [27] [28] и 1836. [29] [30]
Все эти ранние рассказы о Пражском Големе написаны еврейскими авторами на немецком языке. Предполагается, что они возникли как часть еврейского фольклорного движения, параллельного современному немецкому фольклорному движению. [14]
Истоки этой истории затемняются попытками преувеличить ее возраст и сделать вид, что она датируется временами Махарала. Раввин Юдель Розенберг (1859–1935) [31] Говорят, что из Тарлова , прежде чем переехать в Канаду, где он стал одним из самых выдающихся раввинов страны, возникла идея, что повествование датируется временем Махарала. Розенберг опубликовал «Нифлос Махарал» ( «Чудеса Махарала» ) ( Пётркув , 1909), [31] который якобы был рассказом очевидца зятя Махарала, который помог создать Голема.
Розенберг утверждал, что книга основана на рукописи, которую он нашел в главной библиотеке Меца. «Чудеса Махарала » «в академических кругах обычно признаются литературной мистификацией». [8] [25] [32] Гершом Шолем заметил, что рукопись «содержит не древние легенды, а современную фантастику». [33] Заявление Розенберга было далее распространено в книге Хаима Блоха (1881–1973) «Голем: легенды пражского гетто» , английское издание 1925 года.
Еврейская энциклопедия 1906 года цитирует исторический труд «Земах Давид» Дэвида Ганса , ученика Махарала, опубликованный в 1592 году. [9] [34] В нем Ганс пишет об аудиенции между Махаралом и Рудольфом II: «Наш господин император... Рудольф... послал за нашим господином, раввином Лоу бен Бецалелем, и принял его с радушным и веселым выражением лица, и говорил с ним лицом к лицу, как с другом. Природа и качество их слов таинственны, запечатаны и скрыты». [35] [ нужен лучший источник ]
Но об этом отрывке было сказано: «Даже когда [Махарала] восхваляют, будь то в книге Давида Ганса « Земах Давид» или в его эпитафии…, ни слова не говорится о создании голема. Ни одна работа на иврите не опубликована. в 16, 17 и 18 веках (даже в Праге) знают, что Махарал создал голема». [26] Более того, сам Махарал не упоминал Голема в своих трудах. [24] Раввин Йедидия Тиа Вейль (1721–1805), житель Праги, описавший создание големов, в том числе созданных раввинами Авигдором Кара из Праги (умер в 1439 году) и Элияху из Хелма, не упомянул Махарала. Биография Махарала раввина Меира Перилса [36] опубликованная в 1718 году, голем не упоминается. [14] [24]
Голем Вильны
[ редактировать ]Похожая традиция относится к Виленскому Гаону или «святому гению из Вильнюса» (1720–1797). Раввин Хаим Воложин (Литва, 1749–1821) сообщил во введении к «Сифре де Ценьюта» , что однажды он представил своему учителю, Виленскому Гаону, десять различных версий определенного отрывка из « Сефер Йецира» и попросил Гаона определить правильный текст. [37] Гаон сразу же определил одну версию как точное воспроизведение отрывка. [37]
Затем изумленный ученик заметил своему учителю, что с такой ясностью он легко сможет создать живого человека. Гаон подтвердил утверждение раввина Хаима и сказал, что однажды он начал создавать человека, когда был ребенком, в возрасте до 13 лет, но в ходе этого процесса он получил знак с Небес, приказывающий ему прекратить это из-за его нежного возраста. [37]
Тема высокомерия
[ редактировать ]
Существование голема иногда является неоднозначным благом. Големы не разумны, и если им приказать выполнить задание, они выполнят инструкции буквально. На многих изображениях големы по своей природе совершенно послушны. В своей самой ранней известной современной форме Голем Хелма стал огромным и отказывался сотрудничать. В одной из версий этой истории раввину пришлось прибегнуть к хитрости, чтобы деактивировать его, после чего он обрушился на своего создателя и раздавил его. [3]
Похожая тема высокомерия можно увидеть во «Франкенштейне» , «Ученике чародея» и некоторых других рассказах популярной культуры, таких как «Терминатор» . Эта тема проявляется в RUR ( Универсальные роботы Россума ), пьесе Карела Чапека 1921 года, в которой введён термин «робот» . Пьеса была написана в Праге, и хотя Чапек отрицал, что смоделировал робота по образцу голема, в сюжете просматривается много общего. [38]
Культура Чехии
[ редактировать ]Голем – популярная фигура в Чехии . Роман Густава Майринка 1915 года ( «Голем ») некоторое время пользовался популярностью и во многом способствовал развитию воображения о големе. Несколько ресторанов и других предприятий имеют названия, отсылающие к этому существу. Чешский силач Рене Рихтер по прозвищу «Голем». [18] а чешская компания по производству грузовиков-монстров называет себя «Командой Големов». [39]
Абрахам Аккерман предварил свою статью о человеческом автоматизме в современном городе коротким сатирическим стихотворением о паре големов, превращающихся в людей. [40]
Вариант «Глиняного мальчика»
[ редактировать ]Идиш и славянская сказка — это «Глиняный мальчик», сочетающая в себе элементы голема и «Пряничный человечек» , в которой одинокая пара лепит ребенка из глины, что приводит к катастрофическим или комичным последствиям. [41]
В одной из распространённых русских версий пожилая пара, у которой дети ушли из дома, лепит мальчика из глины и сушит его у очага. Глиняный мальчик ( русский : Гли́няный па́рень , Глиняный парень ) оживает; сначала пара в восторге и обращается с ним как с настоящим ребенком, но Глиняный Мальчик не перестает расти и съедает всю их еду, затем весь их скот, а затем Глиняный Мальчик съедает своих родителей. Глиняный Мальчик неистовствует по деревне, пока его не разбивает сообразительная коза. [42]
Голем в популярной культуре
[ редактировать ]
![]() |
Кино и телевидение
[ редактировать ]Големов часто изображают в фильмах и телешоу. К программам с ними в названии относятся:
- Голем ( нем . Der Golem , показанный в США как «Монстр судьбы ») — немецкий немой фильм ужасов 1915 года , сценарий и режиссёры Пауль Вегенер и Хенрик Галеен . [43]
- Голем и танцующая девушка ( нем . Der Golem und die Tanzerin ), немецкий немой комедийный фильм ужасов 1917 года, снятый Паулем Вегенером и Рохусом Глизе . [44]
- Голем: Как он пришел в мир ( нем . Der Golem, wie er in die Welt kam , также называемый Der Golem ), немецкий немой фильм ужасов 1920 года, снятый Паулем Вегенером и Карлом Бёзе . [45]
- «Голем» ( чеш . «Голем» ) — чехословацкий фильм о монстрах 1936 года, снятый Жюльеном Дювивье на французском языке. [46]
- «Голем Лаймхауса» — фильм 2016 года о вымышленной серии убийств в стиле Джека-Потрошителя в викторианском Лондоне.
Другие упоминания големов в популярной культуре включают:
- Голем ( нем . Der Golem ), первый роман Густава Майринка , адаптированный для телевидения в 1967 году, для кино в 1980 году и для сцены в 2013 году.
- Даймаджин — японский кайдзю фильм 1966 года режиссёра Кимиеси Ясуды . [47]
- Это! — британский фильм ужасов 1967 года режиссёра Герберта Ледера . [48]
- «Крепость» — фильм ужасов 1983 года режиссёра Майкла Манна .
- « Кадиш » — эпизод сериала «Секретные материалы» 1997 года . [49]
- В эпизоде «Голема» 1995 года « Горгульи » был показан голем, сделанный по образу каменной статуи, которая была создана раввином Лёвом (озвучивает Виктор Брандт ) для защиты еврейских жителей Праги от рейдеров и была передана его потомку Максу Лёву ( озвучивает Скотт Вейл).
- В сериале « Экстремальные охотники за привидениями » 1997 года в эпизоде «Истинное лицо монстра» сын раввина оживляет голема, чтобы защитить местную синагогу Нью-Йорка от антисемитского вандализма.
- « You Gotta Know When to Golem » — рассказ из « Дом ужасов XVII », часть продолжительной серии специальных выпусков «Симпсонов» на Хеллоуин. Голем, озвученный Ричардом Льюисом , управляется Бартом с помощью бумажных заметок и используется, чтобы сеять хаос среди жителей Спрингфилда .
- « Отрицание, гнев, принятие » — эпизод сериала «Клан Сопрано» 1999 года . [50] Тони Сопрано, владелец хасидского бизнеса, утверждает, что создал Голема.
- «Бесславные ублюдки» , фильм 2009 года, написанный и снятый Квентином Тарантино , включает в себя вымышленную версию Адольфа Гитлера, повторяющую пугающие предположения о том, что «Еврей-медведь», который убивает немецких солдат битой, является големом. [51] [52] [53]
- В четвертой серии 4 сезона сериала «Гримм» (« Умираю на молитве ») важную роль играет голем.
- » 2013 года В эпизоде « Сверхъестественного «Все ненавидят Гитлера» фигурирует голем (изображаемый Джоном ДеСантисом ), который использовался для борьбы с нацистами в Беларуси во время Второй мировой войны . В настоящее время голем перешел от раввина Басса (изображаемого Хэлом Линденом ) к его внуку Аарону Бассу (изображаемому Адамом Роузом). Хотя Аарону поначалу было трудно управлять големом, они помогли Сэму Винчестеру и Дину Винчестерам сражаться с группой нацистских некромантов во главе с комендантом Экхартом (изображаемым Бернхардом Форчером).
- В сериале SyFy «Волшебники» есть голем, сделанный из главного героя. Он появляется в эпизодах «Возвращение домой» и «Будь Пенни».
- В сериале Netflix 2019 года «Орден» присутствует повторяющийся персонаж (которого играет Дилан Плейфейр ), который в первом сезоне оказывается големом.
- Большая часть сериала CW «Наследие» (спин-офф «Дневников вампира ») сосредоточена вокруг победы над големом.
- «Голем» — израильский фильм ужасов 2018 года, в котором изображен голем в виде мертвого ребенка.
- «Голем Голливуда» , сверхъестественная загадка писателей Джонатана Келлермана и Джесси Келлермана , вплетает легенду о Големе в тайну убийства в Лос-Анджелесе. Голем описан как женщина. [54]
- Постер фильма «Голем» (1920)
Литература
[ редактировать ]- Научно-фантастический роман Мардж Пирси 1991 года « Он, она и оно » представляет собой переплетенные повествования, одно из которых представляет собой пересказ истории раввина Лёва и создания им голема в средневековой Праге.
- Терри Пратчетта 1996 года рассказывается В романе «Глиняные ноги» о Плоском мире о нескольких големах, проживающих в городе Анк-Морпорк. Големы также появляются в сериалах «Going Postal» и « Making Money» и играют эпизодические роли на протяжении оставшейся части сериала.
- Новелла Теда Чанга 2000 года «Семьдесят две буквы» фокусируется на альтернативной истории мира, где наука и технологии основаны на использовании големов и, соответственно, заложенных в них каббалистических имен.
- В романе Майкла Шейбона 2000 года «Удивительные приключения Кавалера и Клея» рассказывается история существа, похожего на голема, которое было отправлено в Соединенные Штаты.
- В книге Джонатана Страуда «Глаз голема» 2004 года главной угрозой является волшебный голем.
- Научно-фантастическая книга Дэвида Брина 2002 года « Люди из печи » основана на предпосылке, что люди могут создавать недолговечные копии самих себя из глины. У големов те же мотивы и воспоминания, что и у людей, создавших их.
- В серии книг Брэндона Малла 2006 года Fablehaven заметно присутствует персонаж-голем, который более верен традиционным изображениям благодаря изображению защитника сообщества.
- Кэтрин М. Валенте В романе «Девушка, которая кругосветно путешествовала по волшебной стране» и в более поздних книгах этой серии в качестве повторяющегося персонажа фигурирует голем из мыла, Щелок.
- Супергерой комиксов Marvel Кёрби ) , Капитан Америка , как первоначально задумали его создатели персонажа Джо Саймон и Джек Кирби , описывается как вариант концепции Голема: защитника еврейской общины, созданного одним из ее старейшин ( доктором Джоном . Авраам Эрскин ). [55]
- «Голем и джинны» — дебютный роман Хелен Векер , опубликованный издательством «Харпер» в апреле 2013 года. Он сочетает в себе жанр исторической фантастики с элементами фэнтези, рассказывая историю двух перемещенных волшебных существ в Нью-Йорке XIX века, отражающих Судьба современных иммигрантов в США . [56] [57] [58]
Настольные и видеоигры
[ редактировать ]- Големы появляются в фэнтезийной ролевой игре Dungeons & Dragons (впервые опубликованной в 1974 году), а влияние Dungeons & Dragons привело к включению големов в другие настольные ролевые игры , а также в видеоигры . [59] В игре много разновидностей големов, [60] а обозреватель Backstab Филипп Тессье назвал это существо «классикой D&D ». [61] Глиняный голем основан на големе из средневекового еврейского фольклора, хотя и изменен с «заветного защитника на бездумного громаду». [62] [63] Голем из плоти связан с монстром Франкенштейна из Universal 1931 года фильма , например, наделенным силой электричества. [64] хотя опять же с той разницей, что по сути это бездумная машина в игре. [65] Големы D&D также уходят корнями в готическую фантастику в целом и являются типичными обитателями сеттинга Равенлофта . [66] Голем из плоти занял девятое место среди десяти лучших монстров среднего уровня по версии авторов Dungeons & Dragons For Dummies, за оба 3-е место. [65] и 4-е издание. [67]
- В видеоигре Dragon Warrior для Nintendo Entertainment System есть каменный враг-голем. [68]
- , есть персонаж-голем В Little Samson , игре, выпущенной для Nintendo Entertainment System . [69] [70]
- Големы — повторяющийся персонаж в Final Fantasy . серии видеоигр [71] [72]
- Игры Minecraft франшизы содержат много разных типов големов. В основной игре есть железные и снежные големы. [73] [74] В Minecraft Legends есть булыжниковые големы, дощатые големы, мшистые големы и големы из точильного камня. [75]
- Голем — это имя покемона , тело которого сделано из камней. Голетт и Голурк — два покемона, вдохновленные Пражским Големом. [76]
Музыка
[ редактировать ]- Для сопровождения фильма 1920 года или на его основе был написан ряд музыкальных произведений, в том числе Дэниела Хоффмана и исполненных ансамблем Davka из Сан-Франциско. [77] и Карл-Эрнст Сассе. [78]
- В 1962 году Авраама Эллштейна « -Йорка состоялась премьера оперы Голем» , поставленной по заказу Городской опере Нью в Нью-Йоркской городской оперы . [79]
- В 1994 году композитор Рихард Тейтельбаум сочинил «Голема», основанного на пражской легенде и сочетающего музыку с электроникой. [80]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Имперский арамейский : הוה קא משתעי בהדיה ולא הוה קא מהדר ליה אמר ליה מן חבריא את הדר לעפריךО Господь, не восхваляй Его, о Господь, Он сказал ей: «Среди моих друзей хадар детям твоим».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Купер, Мэрилин. Еврейское слово | Голем» . Архивировано 25 августа 2017 года на Wayback Machine Moment . 17 июля 2017 года. 24 августа 2017 года.
- ^ Библия : Псалом 139:16.
- ^ Перейти обратно: а б с д Введение в «Возвращение Голема». Архивировано 12 октября 2012 года в Wayback Machine . Проверено 23 сентября 2011 г.
- ^ Дж. Симпсон; Э. Вайнер, ред. (1989). «голем». Оксфордский словарь английского языка (2-е изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-19-861186-2 .
- ^ Авот 5:9 в тексте на иврите; Английские переводы различаются.
- ^ Блюштейн, Джин (1998). Английский/инглиш: идиш в американской жизни и литературе . Университет Небраски Пресс. ISBN 0803219148 . Архивировано из оригинала 3 февраля 2021 года . Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ Кресель, Мэтью (1 октября 2015 г.). «36 дней иудейского мифа: День 24, Пражский голем» . Мэтью Кресел . Архивировано из оригинала 2 августа 2018 года . Проверено 2 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Идель, Моше (1990). Голем: еврейские магические и мистические традиции об искусственном антропоиде . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-0160-Х . стр. 296
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час ГОЛЕМ. Архивировано 25 января 2022 года в Wayback Machine . Еврейская энциклопедия . Проверено 23 сентября 2011 г.
- ^ Керштейн, Бенджамин. Еврейские идеи ежедневно . 14 сентября 2010 г. 24 августа 2017 г.
- ^ Боксер, Бен Сион (2006). Из мира Каббалы. Кессинджер. п. 57.
- ^ Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Ибн Габирол, Соломон бен Иуда» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Перейти обратно: а б с Трахтенберг, Джошуа (2004) [первоначально опубликовано в 1939 году]. Еврейская магия и суеверия . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . п. 85. ИСБН 9780812218626 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гелбин, С. С., Возвращение Голема - от немецкой романтической литературы к глобальной еврейской культуре, 1808–2008 гг. Архивировано 14 июня 2016 г. в Wayback Machine , Мичиганский университет, 2011 г.
- ↑ Отчет о Шайлате Яавзе, HB, CPB. Архивировано 9 мая 2013 г. в Wayback Machine . См. его Столица Мигдаль Оз, Альтона, 1748 г., стр. 259а; Книжный платок, Альтона, 1768, с. 45a. Архивировано 9 мая 2013 г. в Wayback Machine ; и Мегилат Сефер, изд. Кахана, Варшава, 1896, с. 4. Архивировано 9 мая 2013 г. в Wayback Machine . См. также Шоват Хахам Цви, К. Цаг. Архивировано 9 мая 2013 г. в Wayback Machine , а также ссылки, цитируемые в «Шоват Хахам Цви» со сборниками заметок, Иерусалим, 1998, том 1, стр. 421 и в периодическом издании Кфар Хабад. , № 351 (1988), с. 51. Цитируется Лейманом С.З.: «Создал ли ученик Махарала голема?» Архивировано 11 января 2012 г. в Wayback Machine.
- ↑ Традиция также зафиксирована в Ха-Лахоране/Тель-Авиве: Организация Опчи Халам в Израиле и США, 2011 г.
- ^ Грин, Кайла. «Голем на чердаке» . Архивировано 25 августа 2017 года в Wayback Machine Moment . 1 февраля 2011 г. 25 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Билефски, Дэн (10 мая 2009 г.). «Тяжелые времена дают новую жизнь пражскому голему» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 мая 2013 года . Проверено 19 марта 2013 г.
- ^ «Легенда о Големе» . applet-magic.com . Архивировано из оригинала 2 января 2013 года.
- ^ Винклер, Гершон (1980). Голем Праги . Нью-Йорк: Иудаика Пресс. стр. 60–63. ISBN 0-910818-24-Х .
- ^ Тайны неизведанного: Внутри мира странного и необъяснимого . Время-Жизнь. 16 сентября 2014 г. ISBN. 978-1618933522 .
- ^ Ли-Парритц, Орен. «Голем живёт» . jewishpost.com. Архивировано из оригинала 1 сентября 2010 года . Проверено 12 января 2011 г.
- ^ Старая Новая синагога, расположенная в Праге, Чехия | Atlas Obscura | Любопытные и чудесные туристические направления. Архивировано 29 августа 2011 года на Wikiwix. Атлас Обскура. Проверено 23 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Лейман, С.З., Пражский голем в новейшей раввинистической литературе. Архивировано 24 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Лейман, С.З., «Приключение пражского махарала в Лондоне: Р. Юдл Розенберг и пражский голем» , архивировано 17 сентября 2017 г. в Wayback Machine Tradition , 36:1, 2002 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нойбауэр Дж. «Как Голем попал в Прагу?» Архивировано 14 июня 2016 года в Wayback Machine , Корнис-Поуп, М., и Нойбауэр, Дж. История литературных культур Восточной и Центральной Европы , Джон Бенджаминс, 2010, см. Также: Декель Э., Герли Д.Е., «Как Пришел ли Голем в Прагу", JQR, Vol. 103, № 2 (весна 2013 г.), стр. 241–258 [1]. Архивировано 9 августа 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Глазенапп, Габриэле фон (2 июня 2009 г.). Хауг, Кристина; Майер, Франциска; Подевски, Мэдлин (ред.). Популярный иудаизм: СМИ, дебаты, материалы для чтения (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер. п. 31. ISBN 9783484971042 . Архивировано из оригинала 3 февраля 2021 года . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ «Еврейский Гиль Блас» (на немецком языке). Архивировано из оригинала 27 сентября 2015 года . Проверено 16 сентября 2018 г.
Голам... раввина Ливы, которого люди называют высоким раввином Лёвом.
- ^ Франкл, Лос-Анджелес (1836 г.). Кальтенбек, Иоганн Пауль (ред.). Австрийский журнал истории и политических исследований (на немецком языке). Бек. п. 368. Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 года . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ Франкл, Луизиана (1836 г.). Барганг, Бвейтер (ред.). Defterreichilche Beitfchrift (на немецком языке). Оксфордский университет. п. 368. Архивировано из оригинала 3 февраля 2021 года . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Киевал, Гилель Дж. «Легенда о Големе» . Архивировано 25 августа 2017 года в Wayback Machine Энциклопедия YIVO . 24 августа 2017 г.
- ^ Шервин, Байрон Л. (1985) Легенда о големе: истоки и последствия . Нью-Йорк: Университетское издательство Америки.
- ^ Шолом, Г., Основные тенденции в еврейском мистицизме , Шокен, 1961.
- ^ ВЕНГОРОДЕДКИ 2. № 2. Международное венгерское филологическое общество. Akadémiai Kiadó Будапешт [1986]. Архивировано 10 мая 2013 года в Wayback Machine . (PDF). Проверено 23 сентября 2011 г.
- ^ Ганс, Д., Земах Дэвид , изд. М.Бройер, Иерусалим, 1983, стр.145, цитируется раввином Йеудой Юделем Розенбергом и Големом Махарала. Архивировано 23 сентября 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Меир Перельс (1718). Мегилас Юксин . Прага . OCLC 122864700 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хаим Воложин. «Сифра де Ценьюта, Введение» . Архивировано 4 февраля 2021 года в Wayback Machine. Каббалистическая традиция: антология еврейского мистицизма под редакцией Алана Унтермана. Гугл Книги . 24 августа 2017 г.
- ^ Корея, Войен . Введение. «Две пьесы Карела Чапека: RUR (Универсальные роботы Россум) и Грабитель» . Архивировано 4 февраля 2021 года в Wayback Machine Google Books . 25 августа 2017 г.
- ^ Б, Вероника (25 января 2020 г.). «ВИДЕО: Рене Рихтер, чех с самыми сильными челюстями в мире» . Прага Утро . Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Аккерман, Авраам (2003–2004). «Философский урбанизм и деконструкция в форме города: экологический этос XXI века» . Структуралист . № 43/44. стр. 48–61. Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г. Опубликовано также как статья CTS-04-06 Центром теоретических исследований в Праге.
- ^ Кронан, Мэри В. (1917). «Лютощенка». Журнал рассказчика . Том. 5, нет. 1. С. 7–9.
- ^ Гинзбург, Мирра (1997). Глиняный мальчик . Нью-Йорк: Гринвиллоу. ISBN 9780688144098 .
- ^ «Дер Голем (1915)» . IMDB . 8 апреля 1915 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ «Голем и танцор (1917)» . IMDB . 9 апреля 1917 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ «Der Golem, wie er in die Welt kam (1920)» . IMDB . 19 июня 1921 года. Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ «Ле Голем (1936)» . IMDB . 21 марта 1937 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ Исии и др., 1997, сборник японских спецэффектов/фэнтези-фильмов, стр.170, Кэйбунша, ISBN 4766927060
- ^ «Оно! (1967): Фильм о големе, который забыло время - Райан Харви» . 10 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 5 января 2022 года . Проверено 5 января 2022 г.
- ^ «Кадиш (Секретные материалы)» . IMDB . 16 февраля 1997 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2022 года . Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ «Отрицание, гнев, принятие (Клан Сопрано)» . IMDB . 24 января 1999 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2021 г. Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ «Бесславные ублюдки» (2009) — Медведь-еврей . Ютуб .
- ^ Кристалл, Эндрю. «Бесславные ублюдки: высмеиваем зрителя и раскрываем внутреннего «нациста». Новые кинотеатры: Журнал современного кино 13.2 (2015): 153-168.
- ^ фон Дассановски, Роберт, изд. (2012). Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» : манипуляция метакино . Блумсбери . стр. 7, 160. ISBN. 978-1-4411-3821-7 .
- ^ «Голем Голливуда | Совет еврейской книги» . www.jewishbookcouncil.org . 2014 . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ Исаак, Джошуа (3 декабря 2021 г.). «Капитан Америка — еврейский голем: объяснение теории» . Скринрант . Проверено 17 сентября 2022 г.
- ^ Чуурару, Кармела (27 апреля 2013 г.). « 'Голем и джинны': сверхъестественная история ассимиляции» . США сегодня . Проверено 10 февраля 2014 г.
- ^ Кокал, Сюзанн (16 марта 2013 г.). «Ломая стереотипы: «Голем и джинны», Хелен Векер» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 февраля 2014 г.
- ^ «Голем и Джинны» . Обзоры Киркуса . 31 марта 2013 года . Проверено 10 февраля 2014 г.
- ^ «Как Dungeon & Dragons сформировала современные видеоигры» . ПК-геймер . 8 февраля 2007 года . Проверено 3 апреля 2007 г.
- ^ Дуг Стюарт , изд. (июнь 1993 г.). Чудовищное руководство . TSR, Inc. ISBN 1-5607-6619-0 .
- ^ Тессье, Филипп (ноябрь 2000 г.). «Врата Балдура II». Обзор. Удар в спину (на французском языке). № 24. С. 90–91.
- ^ Сильвер, Эрик (28 января 2021 г.). «В Dungeons & Dragons есть проблема антисемитизма» . Альма . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ ДеВарк, Аарди. «Литературные источники D&D» . Проверено 12 декабря 2019 г.
- ^ Форест, Ричард В. (2014). «Подземелья и драконы, монстры внутри». В Вайнштоке, Джеффри (ред.). Эшгейтская энциклопедия литературных и кинематографических монстров . Издательство Эшгейт .
- ^ Перейти обратно: а б Славичек, Билл ; Бейкер, Рич ; Грабб, Джефф (2006). Подземелья и драконы для чайников . Для чайников. п. 373. ИСБН 978-0-7645-8459-6 .
- ^ Ранхель Хименес, Маурисио (2021). Бросание кубиков: академические подходы к ролевым играм (на испанском языке). Ибероамериканский университет . ISBN 978-607-417-763-3 .
- ^ Славичек, Билл ; Бейкер, Рич ; Мирлс, Майк (январь 2009 г.). «31: Десять лучших монстров среднего уровня». «Подземелья и драконы», 4-е издание для чайников . Джон Уайли и сыновья .
- ^ «Обзор игры Dragon Warrior» . Честные геймеры .
- ^ «Обзор игры «Маленький Сэмпсон»» . Честные геймеры .
- ^ «Обзор игры «Маленький Сэмпсон»» . Кузен Гейминг . 23 августа 2016 г.
- ^ «Повторяющиеся монстры в Final Fantasy» . 11 декабря 2020 г.
- ^ «Конкретный экземпляр Голема в Final Fantasy» . gamerant.com . 3 января 2021 г.
- ^ Стоун, Том (27 февраля 2017 г.). «Знакомство с Железным Големом» . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Леле, Нутан (21 марта 2023 г.). «Как сделать снежного голема в Майнкрафте» . АФКГейминг . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Андерка, Кристина (12 октября 2022 г.). «Новые друзья: Големы из Minecraft Legends» . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Лукас Салливан (8 февраля 2014 г.). «17 покемонов, основанных на реальной мифологии» . Игровой радар . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ «Давка — Голем — Amazon.com Music» . Амазонка . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 3 марта 2020 г.
- ^ «Дер Голем» . Амазонка . Архивировано из оригинала 13 марта 2021 года . Проверено 3 марта 2020 г.
- ^ «Авраам Эллштейн — Голем» .
- ^ «Тейтельбаум: Голем» . Амазонка . 1995. Архивировано из оригинала 12 марта 2021 года . Проверено 3 марта 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баер, Элизабет Р. (2012). Возвращение Голема: от Праги к художественной литературе после Холокоста . Детройт, Мичиган: Государственный университет Уэйна. ISBN 978-0814336267 .
- Бильски, Эмили Б. (1988). Голем! Опасность, избавление и искусство . Нью-Йорк: Еврейский музей. ISBN 978-0873340496 .
- Блох, Хаим; тр. Шнайдерман, Х. (1987). Голем: Мистические рассказы пражского гетто (английский перевод с немецкого. Впервые опубликовано в «Oestereschischen Wochenschrift», 1917 г.) . Нью-Йорк: Публикации Рудольфа Штайнера. ISBN 0833400258 .
- Боксер, Бен Сион (2006). Из мира Каббалы Нью-Йорк: Кессинджер. ISBN 9781428620858 .
- Чихайя, Матей (2011). Эффект Голема. Ориентация и фантастическое погружение в эпоху кино . Билефельд: стенограмма. ISBN 978-3-8376-1714-6 .
- Фошо, Мишель (2008). Норберт Винер, голем и кибернетика . Париж: Editions du Sandre.
- Деннис, Джеффри (2007). Энциклопедия еврейских мифов, магии и мистицизма . Вудбери (Миннесота): Llewellyn Worldwide. ISBN 978-0-7387-0905-5 .
- Винклер, Гершон (1980). Пражский голем: новая адаптация документированных историй о пражском големе . Нью-Йорк: Иудаика Пресс. ISBN 0-910818-25-8 .
- Голдсмит, Арнольд Л. (1981). Вспомнился Голем 1909–1980: вариации еврейской легенды . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 0814316832 .
- Монтьель, Луис (30 июня 2013 г.). «Proles sine matre creata: Прометеев порыв в истории человеческого тела на Западе» . Асклепион . 65 (1): 001. doi : 10.3989/asclepio.2013.01 .
- Идель, Моше (1990). Голем: еврейские магические и мистические традиции об искусственном антропоиде . Олбани (Нью-Йорк): Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-0160-Х .
- Розенберг, Юдл; тр. Левиант, Курт (2008). Голем и чудесные дела пражского магарала (первый английский перевод оригинала на иврит, Петркув, Польша, 1909 г.) . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-12204-6 .
- Салфелльнер, Харальд (2016). Пражский голем: еврейские истории гетто . Прага: Виталис. ISBN 978-80-7253-188-2 .
- Томек, В.В. (1932). Пражские еврейские слухи и легенды . Прага: Закончено. В переводе (2008 г.) как «Еврейские рассказы Праги», «Еврейская Прага в истории и легендах» . ISBN 1-4382-3005-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]