Четвертый Латеранский собор
Четвертый Латеранский собор (Латеран IV) | |
---|---|
Дата | 1215 |
Принято | Католическая церковь |
Предыдущий совет | Третий Латеранский собор |
Следующий совет | Первый Совет Лиона |
Вызванный | Папа Иннокентий III |
Президент | Папа Иннокентий III |
Темы | Крестовые походы , церковная реформа , ересь , ислам , иудаизм , миряне |
Документы и заявления | 71 папский указ |
Хронологический список Вселенских соборов |
Часть серии о |
Вселенские соборы католической церкви |
---|
IV – V вв. |
VI–IX вв. |
12–14 вв. |
15–16 вв. |
19–20 вв. |
Портал католицизма |
Четвертый Латеранский собор , или Латеранский IV, был созван Папой Иннокентием III в апреле 1213 года и открыт в Латеранском дворце в Риме 11 ноября 1215 года. Из-за большого промежутка времени между созывом собора и его заседанием многие епископы имели возможность присутствовать на этом соборе, который католическая церковь считает двенадцатым вселенским собором . Собор рассмотрел ряд вопросов, в том числе о таинствах , роли мирян , обращении с иудеями и еретиками , а также об организации церкви .
В случае евреев и мусульман это включало принуждение их носить отличительные значки , чтобы предотвратить социальные контакты «по ошибке». Медиевисты считают, что Совет одновременно открывает множество реформ, а также формализует и насаждает нетерпимость в европейском обществе, как к еретикам, так и к евреям, и, таким образом, играет роль в развитии системного европейского антисемитизма .
Фон
[ редактировать ]Иннокентий III впервые поднял вопрос об организации Вселенского собора в ноябре 1199 года. [1] В своем письме под названием Vineam Domini от 19 апреля 1213 г. [2] Папа пишет о срочной необходимости вернуть Святую Землю и реформировать Церковь. [3] Письмо, которое также послужило вызовом на Вселенский собор , было включено вместе с папской буллой Quia maior . [1] Готовясь к собору, Папа возглавил масштабную реконструкцию старой базилики Святого Петра , которую он назвал «центральным элементом демонстрации и украшения» во время собора. главной На люнете двери, ведущей к гробнице Святого Петра, были гравюры с изображениями ветхозаветных пророков и двадцати четырех епископов, а также надписи «Питите своих овец» и «Это дверь для овец». [4]
Меры против евреев стали кульминацией враждебности во время правления Иннокентия на посту Папы, чему способствовала еще большая враждебность к евреям, частично вызванная крестовыми походами. [5] Иннокентий, например, вел новую кампанию против Талмуда в рамках кампании против ереси, утверждая, что Талмуд был изобретением раввинов, и что евреям следует ограничить использование библейских текстов в целях своей веры. Это был первый случай, когда католическая церковь попыталась напрямую регулировать практику иудаизма. [6]
Слушания
[ редактировать ]Иннокентий III сознательно выбрал проведение Четвертого Собора в ноябре, во время которого было множество праздников . [7] 4 ноября состоялось предварительное судебное заседание. [8] а церемония открытия собора состоялась в День Святого Мартина и началась с частной утренней мессы. [7] После этого, в начале первого пленарного заседания в Латеранском дворце, Папа пропел « Veni Creator Spiritus ». [9] и проповедовал слова Иисуса своим ученикам на Тайной Вечере , [10] цитата из Луки 22 . [11] В следующих двух проповедях, одна о необходимости возвращения Святой Земли, а другая о борьбе с еретиками, [12] На сцене к Папе присоединились Рауль Меранкурский и Тедисий Агдский соответственно. [8]
14 ноября произошли сцены насилия между сторонниками Симона де Монфора среди французских епископов и сторонниками графа Тулузского. Раймон VI Тулузский , его сын (впоследствии Раймон VII ) и Раймон-Роже Фуа присутствовали на совете, чтобы оспорить угрозу конфискации их территорий; Епископ Фулк и Ги де Монфор (брат Симона де Монфора) выступали за конфискацию. Все земли Раймонда VI были конфискованы, за исключением Прованса, который был передан в доверительное управление Раймонду VII. [13] Притязания Пьера-Бермона Совского на Тулузу были отклонены, и Тулуза была передана де Монфору, а светлость Мельгейля была отделена от Тулузы и передана епископам Магелонна . [13]
На следующий день на церемонии, на которой присутствовало множество участников собора, Папа освятил базилику Санта-Мария -ин- Трастевере . [7] который был перестроен Калликстом II . [14] Четыре дня спустя празднование годовщины в базилике Святого Петра собрало такое большое количество людей, что самому Папе было трудно войти в помещение. [14]
Второе пленарное заседание состоялось 20 ноября; Папа должен был произнести проповедь о церковной реформе, но слушания были сорваны епископами, которые выступили против назначения Фридриха II императором Священной Римской империи. [15] Собор завершился 30 ноября, в День Святого Андрея , во время которого Папа проповедовал Никейский символ веры и завершил свое выступление поднятием реликвии Истинного Креста . [15] Архиепископ Майнца попытался прервать речь, но подчинился поднятию руки Папы — приказу хранить молчание. [16]
Результаты
[ редактировать ]Латеран IV преследовал три цели: крестовый поход , церковная реформа и борьба с ересью. [17] Семьдесят один Латеранский канон, который не обсуждался, был формально принят только в последний день собора; [18] по словам Энн Дж. Дагган, «научный консенсус» состоит в том, что они были составлены самим Иннокентием III. [19] Они охватывают широкий спектр тем, включая церковную реформу и выборы, налогообложение, брак, десятину, симонию и иудаизм . [20] После внесения в папские реестры каноны быстро распространились в юридических школах. [21] Эффективность применения указов варьировалась в зависимости от местных условий и обычаев. [22]
Механизм правоприменения
[ редактировать ]Хотя точное применение и уровень соответствия Латерану IV были разными, утверждается, что он создал широкий спектр правовых мер с долгосрочными последствиями, которые использовались для преследования меньшинств и способствовали созданию особенно нетерпимого типа европейского общества, или как определяет это историк Р.И. Мур , «общество преследований». Эти меры энергично применялись сначала к еретикам, а затем все чаще и к другим меньшинствам, таким как евреи и прокаженные. [23] В случае с евреями антисемитизм рос со времен крестовых походов в различных частях Европы, а меры Латерана IV дали законные средства для осуществления активных системных преследований, таких как физическое разделение евреев и христиан, осуществляемое через принуждение евреев к носить отличительные значки или одежду. [24]
Еврейские значки
[ редактировать ]Собор постановил, чтобы евреи отделялись и отличались, чтобы «защитить» христиан от их влияния.
В некоторых провинциях различие в одежде отличает евреев или сарацин от христиан, но в некоторых других возникла такая путаница, что их невозможно отличить по какому-либо различию. Так случается иногда, что христиане по ошибке вступают в отношения с женщинами евреев или сарацин, а евреи и сарацины - с женщинами-христианками. Поэтому, чтобы они не могли под предлогом ошибки такого рода оправдывать себя в будущем за злоупотребления такими запрещенными половыми отношениями, мы постановляем, что такие евреи и сарацины обоих полов во всех христианских провинциях и во все времена должны быть отмечены. в глазах публики от других народов через характер своей одежды. В частности, поскольку в писаниях Моисея можно прочитать ( Числа 15:37–41 ), что именно этот закон был предписан им. [25]
Записи и реализация
[ редактировать ]Хотя заседания официально не записывались, в отличие от предыдущих советов, свидетельства событий были найдены в различных рукописях наблюдателями совета. [26] « Chronica Majora» В Мэтью Пэрис есть рисунок одного из заседаний совета, на котором его аббат Уильям Сент-Олбанс . лично присутствовал [27] Обширный рассказ очевидца анонимного немецкого священнослужителя был скопирован в рукопись, которая была опубликована в 1964 году в ознаменование Второго Ватиканского собора и сейчас хранится в Гиссенском университете . [28]
Распространение самих Канонов часто было фрагментарным и неполным, поскольку оно основывалось на рукописных записях, хранившихся местными епископами, при этом неясно, предоставляло ли папство когда-либо официальные копии. [29] Местные адаптации Канонов могли отражать разногласия или различия в приоритетах, а неполнота передачи канонов была признана папством серьезной проблемой. [30] Реализация реформ Совета была включена в Каноны с указанием проводить местные советы для разработки планов их принятия. [31] В провинциях проводились советы, которые давали епископам указания проводить местные синоды, однако данные свидетельствуют о том, что этот механизм не приводил к тому, что епископы проводили собрания и организовывали реформы так, как предполагалось. [32]
Наследие
[ редактировать ]Генрих Сегузио сравнил совет с «четырьмя великими советами древности». [33] Латеран IV иногда называют «Великим Латеранским собором» из-за присутствия 404 или 412 епископов (включая 71 кардинала и архиепископа ) и более 800 аббатов и настоятелей, представляющих около восьмидесяти церковных провинций . [19] [34] вместе с 23 латиноязычными прелатами Восточной Православной Церкви. [33] и представители нескольких монархов , в том числе Фридриха II, Оттона IV , латинского императора Константинополя, Иоанна, короля Англии , Андрея II Венгрии , Филиппа II Франции , а также королей Арагона, Кипра и Иерусалима. [33] Это сделало его крупнейшим вселенским собором между Халкидонским собором и Вторым Ватиканским собором ; [35] Энн Дж. Дагган пишет, что «это был самый крупный, самый представительный и самый влиятельный совет, собранный под руководством папы до конца четырнадцатого века». [36] По словам Ф. Дональда Логана , «Четвертый Латеранский собор был самым важным генеральным советом церкви в средние века». [37] последствия которого «ощущались на протяжении веков». [38]
Пушки
[ редактировать ]Номер канона | Заголовок | Английский | Описание |
---|---|---|---|
Канон 1 | О католической вере | О католической вере | Безошибочно определил учение Католической Церкви о пресуществлении . [39] учение, описывающее точным схоластическим языком преображение, посредством которого хлеб и вино, приносимые в таинстве Евхаристии , становятся настоящей кровью и телом Христа. [40] [41] |
Канон 2 | Об ошибке игумена Иоакима | Об ошибке игумена Иоакима | Осуждение учений Иоахима Фиорского и Амальрика Бенского . [40] [42] |
Канон 3 | Из еретиков | О еретиках | Порядок и наказания еретиков и их покровителей. Если подозреваемые в ереси не захотят доказать свою невиновность, они будут отлучены от церкви. Если они продолжат отлучение от церкви в течение двенадцати месяцев, их следует осудить как еретиков. Князья должны поклясться, что они изгонят всех, кого церковь укажет как еретиков. [40] [43] |
Канон 4 | О гордыне греков против латинян | О гордости греков по отношению к латинянам | Призыв к грекам воссоединиться с Римской церковью. [40] [44] |
Канон 5 | О достоинстве патриархов | О достоинстве патриархов | Провозглашение папского первенства, признанного всей древностью. После папы первенство принадлежит патриархам в следующем порядке: Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим. [40] [45] |
Канон 6 | Из провинциальных советов | О губернских советах | Провинциальные советы должны проводиться ежегодно для реформы нравов, особенно духовенства. Это было сделано для того, чтобы принятые каноны были реализованы. [46] [45] |
Канон 7 | Об исправлении перегибов | Об осуждении преступлений | Устанавливает ответственность епископов за реформирование своих подданных. [46] [47] |
Канон 8 | Из расследований | По расследованиям | Порядок рассмотрения обвинений против священнослужителей. [46] [47] |
Канон 9 | О разных обрядах одной веры | О разных обрядах внутри одной веры | Совершение общественного богослужения в местах, где жители принадлежат к народам, соблюдающим различные обряды. [46] [48] |
Канон 10 | О подготовке проповедников | О назначении проповедников | Приказал назначить проповедников и пенитенциарных учреждений для оказания помощи в выполнении епископских функций проповеди и покаяния. [48] |
Канон 11 | Из педагогических учителей | О учителях | Указ 1179 года о полном игнорировании школы при каждом соборе был возобновлен и при каждом соборе было приказано основать кафедры богословия. [49] |
Канон 12 | Из общих глав монахов | Об общих капитулах монахов | Аббаты и настоятели должны созывать свой общий капитул каждые три года. [46] [49] |
Канон 13 | О новых запрещенных религиях | О запрете новых религиозных орденов | Запрещено учреждение новых религиозных орденов . [46] [50] |
Канон 14 | О невоздержании священнослужителей, подлежащих наказанию | О наказании священнослужителей за невоздержание | Установите руководящие принципы наказания за недержание . |
Канон 15 | О предотвращении пьянства священнослужителей | О профилактике пьянства среди священнослужителей | Запрещалось как пьянство , так и охота на птиц и собак. [51] |
Канон 16 | Об одежде духовенства | О одежде священнослужителей | Предписанная одежда для священнослужителей, включая запрет на вышитую или остроконечную обувь. [52] — и запретили азартные игры и просмотр театральных представлений . [51] |
Канон 17 | О занятиях прелатов и пренебрежении ими божественными обязанностями | О святительских праздниках и их небрежении к богослужению | Предупреждались священнослужители, которые чрезмерно занимались нерелигиозной деятельностью и нечасто посещали мессу. [51] |
Канон 18 | Об обвинении в крови и дуэлях, запрещенных священнослужителям | О запрете священнослужителям приговоров, связанных с пролитием крови или дуэлью | Священнослужители не могут ни выносить, ни приводить в исполнение смертный приговор. Они также не могут выступать в качестве судей по особо уголовным делам, а также принимать участие в делах, связанных с судебными испытаниями и испытаниями . [53] |
Канон 19 | Пусть церкви не подвергаются воздействию мирских вещей | Что нечестивые предметы нельзя вносить в церкви | Хозяйственные товары нельзя хранить в церквях, кроме случаев острой необходимости. Церкви, церковную посуду и тому подобное необходимо содержать в чистоте. [53] |
Канон 20 | О миропомазании и Евхаристии, которые следует хранить в тайне | О хранении миропомазания и Евхаристии под замком | Приказ держать миропомазание и Евхаристию под замком с трехмесячным отстранением за небрежное оставление и, что еще хуже, если с ним случится «что-нибудь невыразимое». [53] |
Канон 21 | Об исповеди, которая должна быть сделана и не раскрываться священником и хотя бы причастием на Пасху | На исповеди, а не раскрытии священником, и на общении хотя бы на Пасху | Введен мандат « Omnis utriusque sexus », который предписывает каждому христианину, достигшему зрелого возраста, исповедоваться во всех своих грехах хотя бы раз в год своему священнику. [54] Этот канон не более чем подтвердил более ранние законы и обычаи (предыдущего века), хотя иногда его ошибочно цитируют как предписывающее впервые использовать сакраментальное исповедание. |
Канон 22 | Что больной должен в первую очередь заботиться о душе, а не о теле | Что больной должен заботиться о душе прежде, чем о теле | Прежде чем прописать лекарство больному, врачи обязаны под страхом исключения из церкви увещевать своих пациентов призвать священника и таким образом обеспечить свое духовное благополучие. [54] |
Канон 23 | Что собор или обычная церковь не пустует более трех месяцев. | Соборный храм или храм регулярного духовенства не должен оставаться вакантным более трех месяцев. | Предписано, чтобы церковь не оставалась без прелата более трех месяцев. [55] |
Канон 24 | О выборах, которые будут проводиться голосованием или компромиссом | О проведении выборов путем голосования или по соглашению | Установлено, что пасторы должны избираться или выбираться комитетом, действующим от имени общины. [56] |
Канон 25 | Что выбор, сделанный светской властью, недействителен | Пример | Уточнено, что духовные лидеры не могут выбираться нехристианами. [57] |
Канон 26 | О стихотворении, подтверждающем выбор индиги | О наказании за ненадлежащее подтверждение выборов | Изложили наказания за несоблюдение избирательных правил. [57] |
Канон 27 | О наставлении ординарца | По поручению ординандов | Подчеркнул необходимость епископам правильно направлять своих учеников, а не рукополагать «невежественных и несформированных». [58] |
Канон 28 | Тех, кто просил разрешения на сдачу, призывают сдаться | Тех, кто просил разрешения уйти в отставку, нужно заставить это сделать. | Представителям духовенства разрешили уйти в отставку с оговоркой, что их отставка будет необратимой. [58] |
Канон 29 | Что никто не должен пить два пособия, связанные с уходом | Что никто не может иметь две бенефисы с приложенным к ним исцелением душ. | Запрещено одновременно занимать несколько церковных должностей. [58] |
Канон 30 | О годности учреждаемых в церквах | «О пригодности учрежденных к церквам | Запретил «недостойным людям» работать в церквях. [59] |
Канон 31 | О сыновьях каноников, не обучающихся у своих отцов | О не постановлении сыновьям канонов с отцами | Священнослужителям запрещено назначать своих сыновей наследниками. [59] |
Канон 32 | Покровители должны передать компетентную часть священнослужителям. | Покровители должны оставлять соответствующую часть священнослужителям. | Постановил, что священники имеют право на «соответствующую часть доходов церкви». [60] |
Канон 33 | Не принимаем агентства без визита | О неполучении прокурации без посещения | Постановили, что епископы могут рассчитывать на разумное вознаграждение только за посещение церквей. [61] [62] |
Канон 34 | О предметах, которые не следует обременять под предлогом служения кому-либо | О не обременении предметов под предлогом какой-то услуги | Запретил прелатам взимать плату за лишние услуги. [63] |
Канон 35 | Причина апелляции должна быть выражена | Об указании оснований для апелляции | Обвиняемые не должны подавать апелляцию без уважительной причины до вынесения приговора; если они это сделают, с них будут взиматься расходы. [63] |
Канон 36 | Судья может отозвать промежуточный и угрожающий приговор | Судья может отменить промежуточный и обвинительный приговор | Судьи могут отменить обвинительные и промежуточные приговоры и продолжить рассмотрение дела. [63] |
Канон 37 | О неполучении писем за пределы двух квартир и без специального распоряжения | Об отказе от приобретения писем, поездка которых занимает более двух дней и не имеет специального поручения | Заявлено, что истцы не могут препятствовать судебному разбирательству вызовом дальних свидетелей, если на это не согласится ответчик. [64] |
Канон 38 | О написании записей, чтобы их можно было доказать | О написании актов, чтобы их можно было доказать | Установлено, что судебное разбирательство должно фиксироваться в письменной форме. [64] |
Канон 39 | О возмещении владельцу того, что он сам не завладел | О возмещении ущерба лицу, владевшему имуществом, не являвшемуся грабителем | Постановили, что украденные вещи должны быть возвращены их первоначальному владельцу. [64] |
Канон 40 | Истинного владения | Об истинном владении | Постановил, что истцы по-прежнему имеют законное право собственности на товары, удержанные у них более года. [65] |
Канон 41 | О сохранении добросовестности в каждом рецепте | О неизменной добросовестности в каждом рецепте | Заявлено, что все рецепты должны быть сделаны добросовестно. [65] |
Канон 42 | О светском правосудии | О светском правосудии | Подчеркнул, что религиозное право не должно вмешиваться в светское право, и наоборот. [65] |
Канон 43 | Священнослужитель не должен без причины присягать мирянину | О священнослужителе, не принявшем верность мирянину без уважительной причины | Священнослужители не должны приносить клятву верности мирянам без законной причины. [65] |
Канон 44 | Что конституции князей не предрешают церкви | Таинства князей не должны наносить ущерб церквям. | Князья-миряне не должны узурпировать права церквей. [66] |
Канон 45 | Меценат, убивший или покалечивший церковного клирика, лишается права покровительства | Патрон, убивший или покалечивший священнослужителя церкви, теряет право покровительства. | Запретил покровителям церквей убивать священнослужителей. [66] |
Канон 46 | О подсчетах, не взимаемых с священнослужителей | О невзимании налогов с священнослужителей | Изложены исключения из канона Латеранского III, освобождающие священнослужителей от налогов. [67] |
Канон 47 | О форме отлучения | По форме отлучения от церкви | Постановил, что отлучение от церкви может быть назначено только после предупреждения, в присутствии подходящих свидетелей и по явной и разумной причине. [67] |
Канон 48 | Привычка отказываться судить | О том, как оспорить судью | Изложены правила отвода судьи. [68] |
Канон 49 | О наказании за несправедливое отлучение от церкви | О наказании за несправедливое отлучение от церкви | Оговаривается, что отлучение от церкви не может быть ни наложено, ни отменено за плату. [69] |
Пушки 50–52 | Были короли Франции и Кастилии, которые отказались от своих жен и «вступали в повторный брак», что имело серьезные общественные последствия. Брак, препятствия в отношениях, публикация запретов рассматривались в Каноне 50. [70] | ||
Канон 53 | О двух, которые отдают свои имения в обмен на десятину, чтобы их обрабатывали другие | О тех, кто отдает свои поля другим для обработки, чтобы не платить десятину | Собор осудил тех, чья собственность обрабатывалась другими (нехристианами), чтобы избежать десятины. [71] |
Канон 54 | Поскольку десятина выплачивается до уплаты налогов | Десятину нужно платить до уплаты налогов | Постановил, что уплата десятины имеет приоритет над всеми другими налогами и сборами. [72] |
Канон 57 | О толковании слов привилегии | О толковании слов о привилегиях | Дал точные указания по толкованию привилегии совершать богослужения во время интердикта, которой пользовались некоторые ордена. [73] |
Канон 63 | Симонии | Он Симони | Запрещена симония , заключающаяся в том, что за рукоположение епископов, благословение игуменов или рукоположение клириков не взимается плата. [74] |
Канон 64 | Примерно то же самое о монахах и монахинях | То же самое в отношении монахов и монахинь | Постановлено, что монахи и монахини не могут требовать плату за вступление в религиозную жизнь. [74] |
Канон 67 | Об интересах евреев | О ростовщичестве евреев | Не позволял евреям взимать «грабительские и чрезмерные проценты». [75] |
Канон 68 | Что евреев можно отличить от христиан по одежде | Что евреев следует отличать от христиан по одежде | Ввел специальный дресс-код для евреев и сарацин, чтобы отличать их от христиан, чтобы ни один христианин не мог жениться на них, не зная, кто они. [76] |
Канон 69 | Евреи не должны руководить государственными учреждениями | Евреи не должны занимать государственные должности | Лишение евреев права занимать государственные должности, [76] включение в церковное право указа Священной Христианской Империи. [77] |
Канон 70 | Чтобы обращенные в веру иудеев не сохранили старый обряд иудеев. | Что обращенные в веру среди евреев могут не сохранить свой старый обряд | Предписаны меры по предотвращению возвращения обращенных евреев к своей прежней вере. [78] |
Канон 71 | Экспедиция по возвращению Святой Земли | Экспедиция по возвращению Святой Земли | Назначено 1 июня 1217 года началом Пятого крестового похода . [78] Этот канон игнорировался такими канонистами, как Иоганнес Тевтоник Земеке , который исключил его из своей коллекции канонов Латерана IV, Compilatio quarta , и Дамасом Венгерским, который писал: «Эта конституция временная, и я не хочу придавать ей толкования». [79] |
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Болтон 1995 , с. 58.
- ^ Джонс 2015 , с. 122.
- ^ Болтон 1995 , с. 57.
- ^ Болтон 1995 , стр. 56–57.
- ^ Коэн 2022 , с. 184-5.
- ^ Коэн, 2022 , стр. 189–91.
- ^ Перейти обратно: а б с Болтон 1995 , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Хельмрат 2015 , с. 29.
- ^ Хельмрат 2015 , с. 32.
- ^ Джонс 2015 , с. 123.
- ^ Хельмрат 2015 , с. 21.
- ^ Болтон 1995 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Гамильтон 1999 , с. 169.
- ^ Перейти обратно: а б Хельмрат 2015 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Болтон 1995 , с. 63.
- ^ Хельмрат 2015 , с. 30.
- ^ Хельмрат 2015 , с. 19.
- ^ Хелмрат 2015 , стр. 35–36.
- ^ Перейти обратно: а б Дагган 2008 , с. 343.
- ^ Таннер 2016 , с. 228.
- ^ Пеннингтон 2015 , с. 43.
- ^ Дагган 2008 , с. 366.
- ^ Мур 2007 , стр. 10–11.
- ^ Мур 2007 , с. 42.
- ^ Холсолл, Пол, изд. (март 1996 г.). «Двенадцатый Вселенский Собор: Латеранский IV 1215 г.» . Интернет-справочник по средневековью . Проверено 13 июля 2023 г. - через проект «Справочники по истории Интернета» .
- ^ Болтон 1995 , с. 59.
- ^ Болтон 1995 , с. 60.
- ^ Болтон 1995 , с. 53.
- ^ Молодежь 2018 , стр. 107-1. 615–6.
- ^ Великий 2018 , с. 616.
- ^ Великий 2018 , с. 619.
- ^ Молодежь 2018 , стр. 107-1. 621–2.
- ^ Перейти обратно: а б с Хельмрат 2015 , с. 24.
- ^ Хелмрат 2015 , стр. 26–27.
- ^ Хельмрат 2015 , с. 17.
- ^ Дагган 2008 , с. 341.
- ^ Логан 2012 , с. 193.
- ^ Логан 2012 , с. 201.
- ^ Уокер, Грег (1 мая 1993 г.). «Еретические секты в дореформационной Англии» . История сегодня . Архивировано из оригинала 30 августа 2017 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дагган 2008 , с. 345.
- ^ Таннер 2016 , с. 230.
- ^ Таннер 2016 , с. 231.
- ^ Таннер 2016 , с. 232.
- ^ Таннер 2016 , с. 235.
- ^ Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 236.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дагган 2008 , с. 346.
- ^ Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 237.
- ^ Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 239.
- ^ Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 240.
- ^ Таннер 2016 , с. 242.
- ^ Перейти обратно: а б с Таннер 2016 , с. 243.
- ^ Диттмар и др. (2021) .
- ^ Перейти обратно: а б с Таннер 2016 , с. 244.
- ^ Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 245.
- ^ Таннер 2016 , с. 246.
- ^ Таннер 2016 , стр. 246–247.
- ^ Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 247.
- ^ Перейти обратно: а б с Таннер 2016 , с. 248.
- ^ Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 249.
- ^ Таннер 2016 , стр. 249–250.
- ^ Таннер 2016 , с. 250.
- ^ Хоскин 2019 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с Таннер 2016 , с. 251.
- ^ Перейти обратно: а б с Таннер 2016 , с. 252.
- ^ Перейти обратно: а б с д Таннер 2016 , с. 253.
- ^ Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 254.
- ^ Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 255.
- ^ Таннер 2016 , стр. 256–257.
- ^ Таннер 2016 , с. 257.
- ^ «Четвертый Латеранский собор, Канон 50» .
- ^ Таннер 2016 , с. 259.
- ^ Таннер 2016 , с. 260.
- ^ Таннер 2016 , с. 261.
- ^ Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 264.
- ^ Таннер 2016 , с. 265.
- ^ Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 266.
- ^ Готтейл, Ричард; Фогельштейн, Герман. «Церковные советы» . Еврейская энциклопедия . Проверено 23 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Таннер 2016 , с. 267.
- ^ Пеннингтон 2015 , с. 42.
Библиография
[ редактировать ]- Болтон, Бренда (1995). Иннокентий III: Исследования папской власти и пастырской заботы . Рутледж. ISBN 978-0-86078489-0 .
- Кэрролл, Джеймс (2002). Меч Константина: Церковь и евреи . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 978-0-61821908-7 .
- Шампанское Мари-Тереза; Резник, Ирвен М., ред. (2018). Евреи и мусульмане под Четвертым Латеранским собором: документы, посвященные восьмисотлетию Четвертого Латеранского собора (1215 г.) . Тюрнхаут, Бельгия: Брепольс. ISBN 978-2-503-58151-4 .
- Коэн, Дж. (2022). «Христианское богословие и папская политика в средние века». В Каце, С. (ред.). Кембриджский спутник антисемитизма . Кембриджские сподвижники религии). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 176–193. ISBN 9781108494403 .
- Диттмар, Дженна М.; и др. (декабрь 2021 г.), «Необычная обувь и болезненные стопы: Hallux Valgus и риск переломов в средневековом Кембридже, Англия», Международный журнал палеопатологии , том. 35, Лос-Анджелес: Ассоциация палеопатологов, стр. 90–100 .
- Дагган, Энн Дж. (2008). «Соборный закон 1123–1215: Законодательство Четырех Латеранских соборов». В Хартманне, Вильфриде; Пеннингтон, Кеннет (ред.). История канонического права в классический период, 1140–1234: от Грациана до декреталей папы Григория IX . Издательство Католического университета Америки. стр. 318–66. дои : 10.2307/j.ctt2853s5.14 . ISBN 9780813214917 . JSTOR j.ctt2853s5.14 .
- Гамильтон, Бернард (1999). «Альбигойский крестовый поход и ересь». В МакКиттерике, Розамонд; Абулафия, Дэвид (ред.). Новая Кембриджская средневековая история . Том. 5. Издательство Кембриджского университета. стр. 164–81.
- Хельмрат, Йоханнес (2015). «Четвертый Латеранский собор: его основы, его процедуры в сравнительной перспективе». Четвертый Латеранский собор: институциональная реформа и духовное обновление . Материалы конференции по случаю восьмисотлетия Собора, организованной Pontificio Comitato di Scienze Storiche. стр. 17–40. ISBN 978-393902084-4 .
- Хоскин, Филиппа (2019). Роберт Гроссетест и Линкольнская епархия XIII века . Брилл. ISBN 978-900438523-8 .
- Джонс, Эндрю В. (2015). «Проповедник Четвертого Латеранского Собора» . Логос: журнал католической мысли и культуры . 18 (2): 121–149. дои : 10.1353/log.2015.0011 . S2CID 159940016 .
- Логан, Ф. Дональд (2012). История церкви в средние века . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-13478669-5 .
- Мур, Р.И. (2007) [1987]. Формирование общества преследований: власть и отклонения в Западной Европе, 950–1250 (Расширенное издание). Блэквелл. ISBN 978-1405129640 .
- Пеннингтон, Кеннет (2015). «Четвертый Латеранский собор: его законодательство и развитие юридических процедур». Четвертый Латеранский собор: институциональная реформа и духовное обновление . Материалы конференции по случаю восьмисотлетия Собора, организованной Pontificio Comitato di Scienze Storiche. стр. 41–54. ISBN 978-393902084-4 .
- Таннер, Норман П. (2016). Постановления Вселенских Соборов . Том. 1. Издательство Джорджтаунского университета. ISBN 978-1-62616482-6 .
- Толан, Джон (2015). «О молоке и крови: Иннокентий III и евреи, новый взгляд». В Баумгартене и Элишевой; Галинский, Иуда Д. (ред.). Евреи и христиане во Франции тринадцатого века . Новое средневековье. Пэлгрейв Макмиллан. дои : 10.1057/9781137317582 . ISBN 978-1-349-44960-6 .
- Вэйно, Дж. М. (2018). «Переосмысление Четвертого Латеранского собора 1215 года». Зеркало . 93 (3): 611–637. дои : 10.1086/698122 .
- Вудс, Марджори Карри; Коупленд, Рита (2002). «Класс и исповедь». Уоллес, Дэвид (ред.). Кембриджская история средневековой английской литературы . Издательство Кембриджского университета. стр. 376–406. ISBN 978-0-52189046-5 .
- 1215 в Европе
- 13 век в Папской области.
- Латеранские соборы
- Советы католической церкви XIII века
- Экуменические соборы католической церкви
- Католицизм и иудаизм
- Христианский антисемитизм в средние века
- Папа Иннокентий III
- Оттон IV, император Священной Римской империи
- Джон, король Англии
- Филипп II Франции