Jump to content

он же Манах

он же Манах [ произношение? ] — это авестийское языковое название зороастрийского даэва «Злой разум», «Злая цель», «Злое мышление» или «Злое намерение». Ака Манах, также известный как Акоман на среднеперсидском языке и Акван на новоперсидском языке, представляет собой злобную силу чувственного желания, посланную Ариманом, чтобы соблазнить пророка Зороастра . Его вечный противник — Воху Манах . Ака Манах — это ипостасная абстракция винительного падежа акем манах ( акәм манах ), « манах, сотворивший зло». Объективизацией как этого пагубного влияния является демон Ака/Акем Манах, который в более поздних текстах появляется среднеперсидский Акоман и новоперсидский Акван .

В Священном Писании

[ редактировать ]

Концепция акем манах уже засвидетельствована в Гатах , древнейших текстах зороастризма, которые, как полагают, были составлены самим Зороастром .

В двух из трех случаев, когда этот термин используется в этих древних текстах, акем манах является атрибутом человека. В Ясне 33.4 поэт обещает противостоять своему «непослушанию и ака манах » посредством поклонения. В Ясне 47.5 манах — это мотивация (состояние ума), вызывающая обманные действия. В третьем случае, когда появляется этот термин, Акем Манах является собственностью даэвов , сущностей , которые в позднем зороастризме являются демонами, а в Гатах — богами, которых следует отвергнуть. Там, в Ясне 32.3, даэвы идентифицируются как потомки не ангра-майнью , а акем манах .

С акем манах , но не полностью эквивалентны , существуют и другие термины, выражающие схожие идеи. Первый - это он же маинью , «злой дух», или «злой инструмент», который в Гатах противопоставляется шедта маинью, «щедрый дух», инструмент, с помощью которого Ахура Мазда реализовал («своей мыслью») творение. Другой термин — ангра-майнью, «разрушительный дух», который в зороастрийской традиции является воплощением зла, но в Гатах это другая абсолютная противоположность спедта-майнью .

Гатхик акем манах также можно приравнять к ачиштем манах , «худшему мышлению». [1] что отражает более позднюю зороастрийскую оппозицию между акем манах и воху манах , «благая цель». В Ясне 32.13 обителью нечестивых является ачиштем манах .

В Младшей Авесте

[ редактировать ]

В Младшей Авесте Акем Манах — однозначно демоническая сущность, помощница Ангра-Майнью .

В Яште 19.46 Ака Манах, Аешма , Ази Дахака и Спитьура сражаются с Воху Манахом , Ашей Вахиштой и Атаром за обладание Хвареной . Позже в том же гимне (19.96) предсказано, что Ака Манах будет сражаться с Воху Манахом при окончательном обновлении мира, и в это время Ака Манах – как и все остальные даэвы – будет побежден.

В рассказе Вендидада 19 об искушении Зороастра Ака Манах задает девяносто девять вопросов, чтобы ослабить убежденность пророка в Ахура Мазде. Зороастр не поддаётся на уловку.

В традициях и фольклоре

[ редактировать ]

В текстах Пехлеви

[ редактировать ]

В зороастрийских текстах 9-12 веков Акоман ( среднеперсидское от Акем Манах) - второе из существ Аримана (МП от Ангра-Майнью) ( Бундахишн 1.24), созданное для противодействия сотворению мира Ормуздом (Ахура Маздой). Этот ранг отражает оппозицию Акема Манаха Воху Манаху (ср. Бундахишн 30.29), который является вторым из Амеша Спентас .

Также отражая иерархию, которая отражает Амеша Спентас и в которой у каждого из «щедрых бессмертных» есть соратники ( хамкары ), Акоман имеет особые отношения с Анаштих «немиром». Акоман также близок к Варуну/Варану, «похоти» или «похоти», вместе с которыми (так Денкард 3.33) был создан.

В «Посланиях Задспрама» (14.8) Акоман стоит первым среди демонов, пытающихся навредить Зороастру до и во время его рождения. Однако он был «легко побежден тем, что его собственное оружие обмана было направлено против него. Вохуман, который преследовал его до этого места, коварно повернул назад и попросил его войти в дом. Акоман подумал, что, когда его соперник покинул это место, его своя работа была окончена, и, следовательно, [тоже ушёл], ничего не совершив». [2]

Способность принимать праведные решения притупляется Акоманом ( Денкард 3.116). Он является причиной злых намерений, и смертный, страдающий таким образом, ищет «грубые недостатки» в других, скрывая при этом свои собственные (3.255). Денкард 8 приписывает Акоману плач новорожденных младенцев, мотивируя это тем, что демон пугает детей ужасными образами окончательного обновления мира.

Согласно Денкарду 9.30.8 (отражающему главу 7.8 Варшт -Манср Наск , утерянного авестийского текста), Акоман вызывает неспособность смертного различать добро и зло. Он так вносит в мир раздор и – как следствие – физическое зло ( Денкард 6). Он извращает мысли человека и делает его несчастным. [3]

Среди всех демонов больше всего следует бояться Акомана ( Денкард 9). [3]

В Шахнаме

[ редактировать ]
Акван э Див раскапывает землю вокруг Ростама, Библиотека Конгресса , 16-17 вв.

В Фердоуси » « Шахнаме описывается как человек с длинными волосами, голубыми глазами и головой, как у слона , Акван с полным ртом бивней вместо зубов.

В одной из сказок демон ловит Ростама , пока герой спит, и уносит его в небо. Затем он спрашивает Ростама, предпочитает ли он, чтобы его бросили на гору или в море. Ростам, осознавая, что разум демона извращен ( ср. в текстах Пехлеви выше), просит бросить его на гору, а демон в ответ бросает его в море. Спасаясь из воды, Ростам находит свою лошадь и снова противостоит демону, впоследствии обезглавливая его.

В другой истории есть косвенная ссылка на «Камень Аквана», что позволяет предположить, что когда-то существовали и другие легенды об Акване/Акомане, которые, однако, не сохранились. [4]

Библиография

[ редактировать ]
  • Дхалла, Манекджи Н. (1938), История зороастризма , Нью-Йорк: ОУП, стр. 399–400
  • Дюшен-Гиймен, Жак (1982a), «Ариман», Энциклопедия Ираника , том. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 670–673.
  • Дюшен-Гиймен, Жак (1982b), «Акоман», Энциклопедия Ираника , том. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 728–729
  • Халеги-Мотлах, Джалал (1982), «Акван-е Див», Encyclepaedia Iranica , vol. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, с. 740
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2f1423877efa697e5ec566bdc5af30e6__1702201260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/e6/2f1423877efa697e5ec566bdc5af30e6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aka Manah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)