он же Манах
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
Религиозный портал |
он же Манах [ произношение? ] — это авестийское языковое название зороастрийского даэва «Злой разум», «Злая цель», «Злое мышление» или «Злое намерение». Ака Манах, также известный как Акоман на среднеперсидском языке и Акван на новоперсидском языке, представляет собой злобную силу чувственного желания, посланную Ариманом, чтобы соблазнить пророка Зороастра . Его вечный противник — Воху Манах . Ака Манах — это ипостасная абстракция винительного падежа акем манах ( акәм манах ), « манах, сотворивший зло». Объективизацией как этого пагубного влияния является демон Ака/Акем Манах, который в более поздних текстах появляется среднеперсидский Акоман и новоперсидский Акван .
В Священном Писании
[ редактировать ]В Гатах
[ редактировать ]Концепция акем манах уже засвидетельствована в Гатах , древнейших текстах зороастризма, которые, как полагают, были составлены самим Зороастром .
В двух из трех случаев, когда этот термин используется в этих древних текстах, акем манах является атрибутом человека. В Ясне 33.4 поэт обещает противостоять своему «непослушанию и ака манах » посредством поклонения. В Ясне 47.5 манах — это мотивация (состояние ума), вызывающая обманные действия. В третьем случае, когда появляется этот термин, Акем Манах является собственностью даэвов , сущностей , которые в позднем зороастризме являются демонами, а в Гатах — богами, которых следует отвергнуть. Там, в Ясне 32.3, даэвы идентифицируются как потомки не ангра-майнью , а акем манах .
С акем манах , но не полностью эквивалентны , существуют и другие термины, выражающие схожие идеи. Первый - это он же маинью , «злой дух», или «злой инструмент», который в Гатах противопоставляется шедта маинью, «щедрый дух», инструмент, с помощью которого Ахура Мазда реализовал («своей мыслью») творение. Другой термин — ангра-майнью, «разрушительный дух», который в зороастрийской традиции является воплощением зла, но в Гатах это другая абсолютная противоположность спедта-майнью .
Гатхик акем манах также можно приравнять к ачиштем манах , «худшему мышлению». [1] что отражает более позднюю зороастрийскую оппозицию между акем манах и воху манах , «благая цель». В Ясне 32.13 обителью нечестивых является ачиштем манах .
В Младшей Авесте
[ редактировать ]В Младшей Авесте Акем Манах — однозначно демоническая сущность, помощница Ангра-Майнью .
В Яште 19.46 Ака Манах, Аешма , Ази Дахака и Спитьура сражаются с Воху Манахом , Ашей Вахиштой и Атаром за обладание Хвареной . Позже в том же гимне (19.96) предсказано, что Ака Манах будет сражаться с Воху Манахом при окончательном обновлении мира, и в это время Ака Манах – как и все остальные даэвы – будет побежден.
В рассказе Вендидада 19 об искушении Зороастра Ака Манах задает девяносто девять вопросов, чтобы ослабить убежденность пророка в Ахура Мазде. Зороастр не поддаётся на уловку.
В традициях и фольклоре
[ редактировать ]В текстах Пехлеви
[ редактировать ]В зороастрийских текстах 9-12 веков Акоман ( среднеперсидское от Акем Манах) - второе из существ Аримана (МП от Ангра-Майнью) ( Бундахишн 1.24), созданное для противодействия сотворению мира Ормуздом (Ахура Маздой). Этот ранг отражает оппозицию Акема Манаха Воху Манаху (ср. Бундахишн 30.29), который является вторым из Амеша Спентас .
Также отражая иерархию, которая отражает Амеша Спентас и в которой у каждого из «щедрых бессмертных» есть соратники ( хамкары ), Акоман имеет особые отношения с Анаштих «немиром». Акоман также близок к Варуну/Варану, «похоти» или «похоти», вместе с которыми (так Денкард 3.33) был создан.
В «Посланиях Задспрама» (14.8) Акоман стоит первым среди демонов, пытающихся навредить Зороастру до и во время его рождения. Однако он был «легко побежден тем, что его собственное оружие обмана было направлено против него. Вохуман, который преследовал его до этого места, коварно повернул назад и попросил его войти в дом. Акоман подумал, что, когда его соперник покинул это место, его своя работа была окончена, и, следовательно, [тоже ушёл], ничего не совершив». [2]
Способность принимать праведные решения притупляется Акоманом ( Денкард 3.116). Он является причиной злых намерений, и смертный, страдающий таким образом, ищет «грубые недостатки» в других, скрывая при этом свои собственные (3.255). Денкард 8 приписывает Акоману плач новорожденных младенцев, мотивируя это тем, что демон пугает детей ужасными образами окончательного обновления мира.
Согласно Денкарду 9.30.8 (отражающему главу 7.8 Варшт -Манср Наск , утерянного авестийского текста), Акоман вызывает неспособность смертного различать добро и зло. Он так вносит в мир раздор и – как следствие – физическое зло ( Денкард 6). Он извращает мысли человека и делает его несчастным. [3]
Среди всех демонов больше всего следует бояться Акомана ( Денкард 9). [3]
В Шахнаме
[ редактировать ]В Фердоуси » « Шахнаме описывается как человек с длинными волосами, голубыми глазами и головой, как у слона , Акван с полным ртом бивней вместо зубов.
В одной из сказок демон ловит Ростама , пока герой спит, и уносит его в небо. Затем он спрашивает Ростама, предпочитает ли он, чтобы его бросили на гору или в море. Ростам, осознавая, что разум демона извращен ( ср. в текстах Пехлеви выше), просит бросить его на гору, а демон в ответ бросает его в море. Спасаясь из воды, Ростам находит свою лошадь и снова противостоит демону, впоследствии обезглавливая его.
В другой истории есть косвенная ссылка на «Камень Аквана», что позволяет предположить, что когда-то существовали и другие легенды об Акване/Акомане, которые, однако, не сохранились. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ см . Дюшен-Гиймен 1982b , с. 728.
- ^ Далла 1938 , с. 399.
- ^ Jump up to: а б Слепой 1938 , с. 400.
- ^ Халеги-Мотлах 1982 , с. 740.
Библиография
[ редактировать ]- Дхалла, Манекджи Н. (1938), История зороастризма , Нью-Йорк: ОУП, стр. 399–400
- Дюшен-Гиймен, Жак (1982a), «Ариман», Энциклопедия Ираника , том. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 670–673.
- Дюшен-Гиймен, Жак (1982b), «Акоман», Энциклопедия Ираника , том. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 728–729
- Халеги-Мотлах, Джалал (1982), «Акван-е Див», Encyclepaedia Iranica , vol. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, с. 740