Кларисса Херреншмидт
Кларисса Херреншмидт (род. 1946, Страсбург ) — французский археолог, историк, филолог и лингвист. С 1978 года она работала научным сотрудником во Французском национальном центре научных исследований и является профессором лаборатории социальной антропологии Коллеж де Франс . Она известна своими исследованиями Ахеменидского Ирана , в частности идеологии и родственных структур ранней персидской королевской семьи. В 2008 году она выиграла приз Жоржа-Дюмезиля академии Французской .
Жизнь
[ редактировать ]Кларисса Херреншмидт родилась в Страсбурге в 1946 году. Она получила лицензию на литературу (включая изучение санскрита) в Страсбургском университете в 1967 году, а также другие степени в области археологии и истории искусства в Париже (1968–1969). Она получила диплом по персидскому и курдскому языкам в Национальном институте языков и восточных цивилизаций в 1971–1972 годах, а также по трансформационной и порождающей грамматике в Париже VIII . В 1975 году она получила степень магистра иранистики; ее диссертацию под названием « Этюд формелле и историческая интерпретация надписей в старом персе Дариуса ле Гранде» курировал Жильбер Лазар . Она получила докторскую степень под руководством ; ее диссертация называлась « Анализ формы и историческая интерпретация королевских надписей Ахеменидес» . [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Херреншмидт провел шесть месяцев на археологических раскопках Ай-Ханум в Афганистане под руководством Пола Бернара. Она присоединилась к Академии надписей и изящной словесности в отделе публикаций, работая с Андре Дюпон-Зоммером . [ 1 ]
В своей работе по лингвистической эволюции и развитию письменности, в частности персидского языка от его эламских предшественников, Херреншмидт обсуждала значение слов, речи, их представления в качестве знаков и использования письменности как порядка на земле божественной воли. Обозначение гласных в древнеперсидских логограммах пяти важных понятий (бог Ахура Мазда , царь, земля, народ и понятие Бога) определяло, какие следует произносить, а какие нет. Царь произносит божественные слова, но делает это от имени своего народа, тем самым укрепляя социальный порядок, которому учил Зороастр . [ 2 ] Расширенный вопрос о том, были ли Ахемениды зороастрийцами или нет, был дополнительно резюмирован Херреншмидтом: если рассматривать Ахеменидов как поклонников Ахура Мазды, Ахеменидов можно было классифицировать как таковых, но учитывая отсутствие каких-либо упоминаний о Зороастре (как о пророке или ином) в писаниях. Что касается Кира и его потомков, то столь же спорно было и то, что это не так. [ 3 ]
Классиков и иранистов волновал вопрос о направлении интеллектуальных влияний между древней Грецией и Персией. До 1940-х годов считалось, что персидские доктрины повлияли на греческую мысль, о чем свидетельствует, например, взгляд Гераклита на важность огня. После этого критический анализ изменил направление: в персидских трудах появились аристотелевские категории период было принято влияние с запада на восток , а в сасанидский . [ 4 ] Однако в 1996 году Херреншмидт убедительно продемонстрировал иранские идеи эмбриологии, приведшие к собственной теории Демокрита , которая явно противоречила греческим идеям. [ 5 ] Зороастрийская элементарная мысль считала, что влажность и тепло — божественные качества, а сухость и холод — демонические; Мужское семя, как они полагали, было горячим и сухим, происходящим из мозга, тогда как женское семя было холодным и влажным, происходящим из нижней части тела. Встреча двух семян (по отдельности инертных) противостояла демоническим аспектам друг друга и привела к оплодотворению. [ 6 ] Греки вообще отрицали силу женского семени, утверждая, что оно является сосудом для жизненной искры, исходящей исключительно от мужского пола, но Демокрит считал, что для жизни необходимы как женские, так и мужские семена и что преобладание одного семени над другой привел к полу потомства, и эта идея больше соответствовала зороастрийцам, чем грекам. [ 5 ]
Работа Херреншмидта 2007 года « Les trois écritures». Langue, nombre, code исследовали эволюцию письменности с четвертого тысячелетия до нашей эры до наших дней. В нем были сформулированы три способа письма: языки, числа и компьютерные коды. Он проанализировал отношения между материальными объектами в мире и объектами в языке (и дистанцированием, вызванным языком), а также между способами письма и способами мышления. Но культурная инерция, традиции и сопротивление стандартизации предполагают медленные изменения в режимах письма. Графические режимы меняются со временем, передавая при этом часть культурной инерции. В первой части книги доходчиво описано появление письменности в Месопотамии, выявлены взаимоотношения между вещами и письменными знаками в Уруке , где появляются первые знаки, пиктограммы, логограммы. Далее идет развитие согласного алфавитного письма у финикийцев и евреев , системы, опирающейся на иную логику построения: слова, развивающиеся от корней. Затем в книге описывались Греческий алфавит как кульминация процесса, при этом слово менее важно, чем буквы, к которым обращаются одинаково - в духе эгалитарного гражданства. [ 7 ] Вторая часть, посвященная написанию чисел, была посвящена денежному аспекту и связям между математикой и экономикой. В нем проанализировано денежное письмо Ионической Греции , начиная с Артемисии Эфесской и предлагая углубленный анализ истории Геродота о приношениях Креза и его судьбе в отношении Артемиды . Это привело к связи между обрядами, совершаемыми в Эфесе , и изобретением денег. [ 8 ] В заключительной части книги обсуждается развитие компьютерных языков, его причины и влияние на мыслительные процессы человека, а также влияние англо-американской культуры. [ 9 ] Работа была отмечена как написанная с эрудицией, утонченностью и оригинальностью . В 2008 году он получил премию Жоржа-Дюмезиля Французской академии. [ 10 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Херреншмидт, Кларисса (2007). Три письма: язык, число, код (на французском языке). Галлимар. ISBN 978-2-07-076025-1 .
- Боттеро, Жан; Херреншмидт, Кларисса; Вернан, Жан-Пьер (15 июня 2000 г.). Предок Запада: письменность, рассуждение и религия в Месопотамии, Эламе и Греции . Перевод Терезы Л. Фэган. Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-06715-5 .
- Брайант, Пьер; Херреншмидт, Кларисса, ред. (1994) [1989]. Дань в Персидской империи (на французском языке). Питерс. ISBN 9782908322149 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дюшен-Гиймен 1979 , с. 250.
- ^ Бонте 1997 , с. 178.
- ^ Линкольн 2003 , с. 140.
- ^ Линкольн 2001 , с. 311–312.
- ^ Перейти обратно: а б Линкольн 2001 , с. 313.
- ^ Линкольн 2001 , с. 312.
- ^ Боннет 2008 , с. 282.
- ^ Боннет 2008 , с. 283.
- ^ Боннет 2008 , с. 284.
- ^ МЭА 2008 .
Библиография
[ редактировать ]- Бонне, Коринн (2008). «Три письма. Язык, число, код, Библиотека гуманитарных наук Клариссы Херреншмидт» . Анабасис (7). дои : 10.4000/анабасы.2555 . JSTOR 43595799 .
- Бонте, Пьер (1997). «Ж. Боттеро, К. Херреншмидт, Ж.-П. Вернан, Древний Восток и мы. Письмо, разум, боги: отчет». Мужчина (на французском языке). 37 (144).
- Дюшен-Гиймен, Жак, изд. (1979). «Кларисса Херреншмидт». Акта Ираника . Коллекция, основанная по случаю 2500-летия основания Персидской империи Киром Великим. Полет. 20. Блеск. ISBN 9789004059412 .
- «Премия Жоржа Дюмезиля 2008 года была вручена мадам Клариссе ХЕРРЕНШМИДТ» . Институт перспективных исследований Нанта. 10 декабря 2008 года . Проверено 28 апреля 2021 г.
- Линкольн, Брюс (2001). «Центр мира и истоки жизни». История религий . 40 (4): 311–326. дои : 10.1086/463646 . JSTOR 3176369 . S2CID 161405128 .
- Линкольн, Брюс (2003). «В поисках утраченного рая». История религий . 43 (2): 139–154. дои : 10.1086/423008 . JSTOR 423008 . S2CID 162335303 .
- Сини, Карло (2002). Письмо и долг: конфликт культур и антропологии . Книга Хака. ISBN 978-88-16-40581-3 .