Категории (Аристотель)
Категории Κατηγορίαι ( греч. Katēgoriai ; латинские Categoriae или Praedicamenta ) — это текст из , Аристотеля Органона» который перечисляет все возможные виды вещей, которые могут быть субъектом или предикатом предложения « . Это «возможно, самое обсуждаемое из всех аристотелевских понятий». [1] Работа достаточно краткая, чтобы ее можно было разделить не на книги, как это обычно бывает с сочинениями Аристотеля , а на пятнадцать глав.
«Категории » относят каждый объект человеческого восприятия к одной из десяти категорий (известных средневековым писателям как латинский термин «predicamenta» ). Аристотель намеревался перечислить все, что может быть выражено без композиции или структуры, то есть все, что может быть либо субъектом, либо предикатом предложения.
Текст
[ редактировать ]Предварительный просмотр
[ редактировать ]Текст начинается с объяснения того, что Аристотель подразумевает под « синонимными », или однозначными словами, что подразумевается под « омонимичными », или двусмысленными словами, и что подразумевается под « паронимными », или наименовательными (иногда переводится как «производные») словами. .
Затем он делит формы речи на:
- Либо простые, без композиции и структуры, типа «человек», «лошадь», «бои».
- Или имеющие композицию и структуру, например «мужик спорил», «лошадь бежит».
Только сложные формы речи могут быть истинными или ложными.
Далее он проводит различие между тем, что говорится «о» предмете, и тем, что находится «в» предмете. То, что сказано «о» предмете, описывает вид вещи, которой она является в целом, отвечая на вопрос «что это такое?» То, что называется «в» субъекте, — это предикат, который не описывает его в целом, но не может существовать без субъекта, например, форма чего-либо. Последнее стало известно как присущность .
Из всех вещей, которые существуют,
- Некоторые могут быть приписаны (т. е. сказаны) о субъекте, но не находятся ни в каком субъекте; поскольку человек может быть приписан к Иакову или Иоанну (можно сказать: «Джон — человек»), но не находится ни в каком субъекте.
- Некоторые из них находятся в субъекте, но не могут быть приписаны ни одному субъекту. Таким образом, некоторая индивидуальная точка грамматического знания находится во мне, как в субъекте, но она не может быть приписана какому-либо предмету; потому что это индивидуально.
- Некоторые из них одновременно находятся в предмете и могут быть высказаны о предмете, например наука , которая находится в уме, как в предмете, и может быть высказана о геометрии как о предмете («Геометрия - это наука»).
- Наконец, некоторые вещи не могут принадлежать какому-либо субъекту и не могут быть приписаны ни одному субъекту. Это индивидуальные субстанции , о которых нельзя сказать, потому что они индивидуальности; и не могут быть в субъекте, потому что они являются субстанциями.
Категории
[ редактировать ]Затем мы переходим к самим категориям , определения которых зависят от этих четырех форм предикации. [2] [3] Собственный текст Аристотеля в стандартной английской версии Акрилла: [4] [ нужна страница ]
Из вещей, сказанных без какой-либо комбинации, каждая означает либо субстанцию , либо количество , либо качество , либо относительное , либо где , либо когда , либо нахождение-в-положении , либо наличие , или действие , либо воздействие . Чтобы дать общее представление, примерами субстанции являются человек, лошадь; количество ; : четыре фута, пять футов квалификация : белый, грамматический ; родственника ; : двойной, половинный, больший где ; : в Лицее, на рынке когда : вчера , в прошлом году; пребывания в положении : лежит, сидит; иметь : обувь, доспехи; действия : резка, сжигание; подвергнуться воздействию : быть порезанным, сожженным. ( 1б25-2а4 )
Краткое объяснение (с некоторыми альтернативными переводами) выглядит следующим образом: [5]
- Вещество ( οὐσία , ousia , сущность или вещество). [6] Субстанция — это то, что нельзя ни о чем утверждать или о чем нельзя сказать, что оно находится в чем-либо. Следовательно, этот конкретный человек или это конкретное дерево являются субстанциями. Далее в тексте Аристотель называет эти частности «первичными субстанциями», чтобы отличить их от вторичных субстанций , которые являются универсалиями и могут быть предицированы. Следовательно, Сократ — это первичная субстанция, а человек — вторичная субстанция. Человек высказан о Сократе, и поэтому все, что высказано о человеке, высказано о Сократе.
- Количество ( ποσόν , язон , сколько). Это расширение объекта, которое может быть дискретным или непрерывным . Кроме того, его части могут иметь или не иметь положения относительно друг друга. Все средневековые дискуссии о природе континуума, бесконечного и бесконечно делимого представляют собой длинную сноску к этому тексту. Оно имеет большое значение в развитии математических идей в средневековый и позднесхоластический период. Примеры: длина два локтя, число, пространство, (длина) времени.
- Квалификация или качество ( ποιόν , яд , какого рода или качества). Эта детерминация характеризует природу объекта. Примеры: белый, черный, грамматический, горячий, сладкий, изогнутый, прямой.
- Относительный ( πρός τι , про ти , к чему-либо). Именно так один объект может быть связан с другим. Примеры: двойной, половинный, большой, мастер, знание.
- Где или место ( ποῦ , pou , где). Позиция по отношению к окружающей среде. Примеры: на рынке, в Лицее.
- Когда или время ( πότε , pote , когда). Позиция по отношению к ходу событий. Примеры: вчера, в прошлом году.
- Относительное положение , поза, отношение ( κεῖσθαι , keisthai , лгать). Примеры, которые приводит Аристотель, показывают, что он имел в виду состояние покоя, возникающее в результате действия: «лежание», «сидение», «стояние». Таким образом, позиция может быть принята как конечная точка соответствующего действия. Однако этот термин часто понимают для обозначения относительного положения частей объекта (обычно живого объекта), учитывая, что положение частей неотделимо от подразумеваемого состояния покоя.
- Иметь или состояние, состояние ( ἔχειν , echein , иметь или быть). Примеры, которые приводит Аристотель, показывают, что он имел в виду состояние покоя, возникающее в результате привязанности (т.е. воздействия): «одетый», «вооруженный». Однако этот термин часто понимают как определение, вытекающее из физических принадлежностей объекта: обуви, рук и т. д. Традиционно эту категорию также называют габитусом ( от лат. habere — иметь).
- Делание или действие ( ποιεῖν , poiein , делать или делать). Производство изменения в каком-то другом объекте (или в самом агенте как другом).
- Быть затронутым или привязанным ( πάσχειν , paschein , страдать или претерпевать). Получение изменения от какого-либо другого объекта (или от самого объекта воздействия как другого). Имя Аристотеля paschein для этой категории традиционно переводилось на английский язык как «привязанность» и «страсть» (также «пассивность»), что легко неверно истолковать как относящееся только или главным образом к привязанности как эмоции или к эмоциональной страсти . В качестве примера действия он привел слова «пронзить», «прижечь»; для привязанности, «пронзить», «прижечь». Его примеры ясно показывают, что действие относится к привязанности так же, как активный залог относится к пассивному залогу, как действие относится к действию .
Первые четыре подробно рассматриваются в четырех главах, действие и воздействие кратко обсуждаются в одной небольшой главе, остальные четыре игнорируются легкомысленно, как ясные сами по себе. Более поздние тексты философов-схоластов также отражают это неравенство в обращении. [ нужна ссылка ] .
Постпедикамента
[ редактировать ]В этой части [7] Аристотель предлагает четыре способа противодействия вещам. Далее в работе обсуждаются пять чувств, в которых одна вещь может рассматриваться как предшествующая другой, после чего следует короткий раздел, посвященный одновременности. Затем определяются шесть форм движения: зарождение, разрушение, увеличение, уменьшение, изменение и изменение места. Работа заканчивается кратким рассмотрением слова «иметь» и его употребления.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Смит, Робин 1995 «Логика». В книге Дж. Барнса (редактор) «Кембриджский спутник Аристотеля» , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 55.
- ^ называли схоласты antepredicamenta Формы предикации средневековые философы - .
- ↑ Обратите внимание, однако, что, хотя Аристотель, по-видимому, проводил различие между «нахождением в субъекте» и «истинным высказыванием о субъекте», в « Предварительной аналитике» они рассматриваются как синонимы. Это заставило некоторых подозревать, что Аристотель не был автором « Категорий». [ нужна ссылка ] .
- ^ Акрилл (1963) .
- ^ Томассон, Эми (2019), Залта, Эдвард Н. (редактор), «Категории» , Стэнфордская энциклопедия философии (изд. лета 2019 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 17 января 2020 г.
- ^ Обратите внимание, что, хотя использование Аристотелем слова «усия» неоднозначно между «сущностью» и «субстанцией», между ними существует тесная связь. См. его Метафизику
- ↑ Эта часть, вероятно, не была частью исходного текста, а была добавлена каким-то неизвестным редактором Акриллом (1963) , стр. 69–70.
Ссылки
[ редактировать ]- Акрил, Джон (1963). Аристотель, Категории и интерпретация (pdf) . Оксфорд: В Clarendon Press. ISBN 0198720866 .
- Аристотель (2014). «Категории». В Барнсе, Джонатан (ред.). Полное собрание сочинений Аристотеля, 2 тома (однотомное цифровое издание) . Перевод Дж. Л. Акрил . Принстон: Издательство Принстонского университета . п. 2510. ИСБН 9781400852765 .
- Аристотель (1936). Л. Минио-Палуэлло (ред.). Категории и Книга толкования . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198145073 .
- Аристотель (1938). HP Кук, Хью Треденник (ред.). Категории; Об интерпретации; Предварительная аналитика . Классическая библиотека Леба 325. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674993594 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Текст и переводы
[ редактировать ]- Работы, связанные с категориями (Оуэн) в Wikisource
- В греческом Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Категории
- 1930 г., перевод "Оксфорд" Э. М. Эдгхилла.
- Перевод Дж. Л. Акрилла, 1963 г., главы 1–5 PDF
- Категории аудиокниг, являющихся общественным достоянием, на LibriVox
Комментарий
[ редактировать ]- Теория категорий Аристотеля с обширной библиографией.
- Штудтманн, Пауль. «Категории Аристотеля» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .