Тахт-и Сангин
Тахти Сангин ( таджикский : Тахти Сангин , букв. «Каменный трон») — археологический памятник , расположенный недалеко от слияния рек Вахш и Пяндж , истока Амударьи , на юге Таджикистана . В эллинистический период он был городом в Греко-Бактрийском царстве с большим храмом, посвященным Оксу ( реке Вахш), который использовался в последующий Кушанский период, до третьего века нашей эры. Это место, возможно, было источником Оксусских сокровищ . [3]
Описание
[ редактировать ]Тахти Сангин расположен на возвышенной равнине, зажатой между западным берегом реки Амударья и подножием горы Тешик Тош на западе. Длина этой террасы с севера на юг составляет около трех километров, а ширина варьируется от 100 до 450 метров. Это место находится непосредственно к югу от места, где река Вахш/Амударья (древний Окс) встречается с рекой Пяндж (древний Очус), примерно в пяти километрах к северу от Тахт-и Кувада , где Оксусский клад . был обнаружен [4] Еще один значимый греко-бактрийский памятник, Ай-Ханум , также расположен на реке Пяндж, чуть более чем в ста километрах к востоку. Находки керамики свидетельствуют о том, что вся терраса Тахти Сангин была заселена в третьем и втором веках до нашей эры. Река и гора обеспечивали естественную защиту на восточной и западной сторонах поселения, но городские стены ограничивали город с северной и южной оконечностей. Дальнейшие стены с востока на запад разделили территорию на несколько частей. [5] Это место не могло быть поддержано из-за очень ограниченной пахотной земли в районе, непосредственно окружающем его. Политическая и/или религиозная значимость сайта должна была позволить ему привлекать ресурсы издалека. [5] Линдстрём предполагает, что поселение и его храм служили центральным религиозным местом поклонения Оксу для всей Бактрии . [6] В 130-х годах до нашей эры это место было разграблено, вероятно, кушанами , и под их властью большая часть места была заброшена. [7]
Храм Окса
[ редактировать ]Посреди террасы на вершине искусственного холма десятиметровой высоты располагалась цитадель размером примерно 170-210 на 240 метров. Эту гору с северной, западной и южной сторон окружал ров и каменная стена высотой два метра. С восточной стороны он граничил с рекой, и здесь сохранились следы причала, который сейчас недоступен. [7]
В центре цитадели находился храм Оксус, который был построен около 300 г. до н.э. [4] Размеры храма позволяют предположить, что его строительство финансировалось внешней властью, вероятно, Селевкидами . [6] Храм окружен массивной стеной из сырцового кирпича с башнеобразными выступами по углам и в центре каждой стороны. Стена имеет толщину 6 метров, ширину 85 метров в направлении север-юг и длину 100 метров в направлении восток-запад. [7] Пропилон (ворота) на восточной стороне этой стены ведет в большой двор с посвящениями и алтарями, размером 44 метра с севера на юг и ок. 20 метров восток-запад. Это храмовое здание ориентировано по сторонам света, вход обращен на восток, в сторону реки. [4] Он построен из сырцового кирпича с плоской крышей, имеет ширину 44 метра и длину 50 метров. [10] Фасад храмового здания тянется вдоль всей западной стороны двора. В центре фасада находится айван (вестибюль с колоннами) с двумя рядами по четыре колонны. Слева и справа его обрамляют крылья, в каждом из которых есть по три комнаты и небольшая башня. За айваном находится квадратный центральный зал размером примерно 11,5 х 12,7 метра с четырьмя колоннами, поддерживающими крышу. [11] В задней части зала есть каменные блоки, вероятно, основание культового изображения. [12] Двери на южной и северной сторонах этого зала ведут в два коридора, каждый из которых окружает центральный зал в форме буквы L. [13]
Экскаваторы Игорь Пичикян и Борис Литвинский утверждали, что этот храм был самым ранним известным зороастрийским храмом огня , поскольку они нашли остатки пепла в комнатах в крыльях, примыкающих к айвану , и ямы, заполненные чистым пеплом, в центральном зале. Линдстрем оспаривает эту интерпретацию, поскольку ямы в центральном зале расположены под колоннами и кажутся закладками фундамента, поскольку в центральном зале нет свидетельств огненного алтаря, а также потому, что в двор. [12]
Вотивные находки
[ редактировать ]где-то от 5000 до 8000 других вотивных подношений из золота, серебра, бронзы, железа, свинца, стекла, гипса, терракоты, драгоценных камней, известняка, ракушек, кости, слоновой кости и дерева. Было найдено [6] Большинство из них располагалось в центральном зале храма и коридорах за ним, как над землей, так и в закопанных тайниках. Эти вотивы включают портреты греко-бактрийских царей, украшения и мебель, но особенно оружие и доспехи. [6] Многие из этих обетов, вероятно, были похоронены, когда община была разграблена кушанами в 130-х годах до нашей эры. [6] После разграбления остальная часть этого места была заброшена, но храм использовался до третьего века нашей эры, при этом кушаны продолжали посвящать оружие, особенно наконечники стрел, в очень больших количествах. [6]
Во дворе археологи обнаружили небольшое каменное основание, увенчанное маленькой бронзовой статуэткой Силена , возможно, Марсия , играющего на авлосе , с греческой надписью, гласящей: «[во исполнение] обета Атросок посвятил [это] Оксу». Это является основанием для идентификации всего святилища как храма Окса. [4] Линдстрем называет сочетание греческого мифологического персонажа, человека с иранским именем и местного бактрийского божества «смесью влияний, характерной для… эллинистического Дальнего Востока». [10]
Тахти-Сангин — предполагаемое первоначальное местонахождение сокровищ Оксуса , которые сейчас находятся в Музее Виктории и Альберта и Британском музее . [3] [15]
История исследований
[ редактировать ]Краткие исследования Тахти Сангина проводились в 1928, 1950 и 1956 годах. [4] Игорь Пичикян и Борис Литвинский начали масштабные раскопки храма и прилегающей территории в 1976 году под эгидой Южно-Таджикской археологической экспедиции — филиала Института истории, археологии и этнографии АН Таджикской ССР. . Эти раскопки продолжались до распада Советского Союза в 1991 году, после чего это место было полностью восстановлено для защиты. [4] Итоговые отчеты об этих раскопках были опубликованы на русском языке в трех томах в период с 2000 по 2010 год. [16] [17] [18] препятствовала Гражданская война в Таджикистане любым раскопкам до 1998 года, когда Анжелина Дружинина начала новые раскопки под руководством Таджикской академии наук в сотрудничестве с Фондом Мецената , а затем с Музеем Михо . [4] Эти раскопки завершились в 2010 году, и предварительные отчеты были опубликованы в Бюллетене музея Михо . [19] [20] [21] [22] Французско-таджикская группа под руководством Матильды Гельде из Национального центра научных исследований Франции пытается провести дальнейшие раскопки с 2013 года, но из-за проблем безопасности, возникших в результате конфликта в Афганистане, раскопки проводились только один раз, в 2014 году. [23] [4] Большинство находок из храма и окрестностей сейчас хранятся в Национальном музее древностей Таджикистана и Национальном музее Таджикистана в Душанбе . [6]
Этот объект был добавлен в ЮНЕСКО предварительный список всемирного наследия 9 ноября 1999 года в категории «Культура». [15]
Артефакты
[ редактировать ]Ахеменидский период (6-4 века до н.э.)
[ редактировать ]- Вотивная мемориальная доска из перегородчатой ткани с изображением человека, ведущего верблюда, Храм Окса, Тахт-и Сангин, VI-V века до н.э.
- Подставка для акинакеса, слоновая кость, Тахти Сангин, Храм Окса, Таджикистан, V-IV века до н.э. [1]
Селевкидский и греко-бактрийский периоды (4-2 века до н. э.)
[ редактировать ]- Голова Александра-Геракла, Тахт-и Сангин, Храм Окса, III век до нашей эры. [25]
- Голова селевкидского или греко-бактрийского правителя в диадеме, Храм Окса, Тахт-и-Сангин, III-II века до нашей эры. [1]
- Дизайн пальметты, Храм Окса, Тахт-и Сангин, III-II века до н.э.
- Расписная голова из глины и алебастра , Тахти Сангин, Таджикистан , III-II века до нашей эры. Возможно, зороастрийский священник или бактрийский правитель (сатрап), Храм Окса, Тахт-и-Сангин, III-II века до нашей эры. [26] [1]
- Юноша (типа Аполлона или Эроса), Храм Окса, Тахт-и Сангин, III-II века до н.э.
- Водное божество, Храм Окса, Тахт-и-Сангин, первая половина II века до н.э. [1]
- Украшенная крышка большого пиксиса, подобного найденным в Ай-Хануме, Тахт-и Сангин, III-II века до н.э., Национальный музей древностей Таджикистана (М 7126)
Сакский (скифский) период (2 в. до н. э. – 2 в. н. э.)
[ редактировать ]датируются и различные артефакты К сакскому (скифскому) периоду .
- Фрагмент головы слона, слоновая кость, Храм Окса, Тахт-и Сангин, II-I века до н.э. [1]
- Мемориальная доска из слоновой кости охотников, Тахти Сангин, Храм Окса, I век до н.э. – I век нашей эры. Дизайн сопоставим со сценами охоты на бляшках Орлата . [27]
- Правая деталь охотника, Тахт-и Сангин, Храм Окса, I век до н.э. – I век нашей эры.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж ЛИТВИНСКИЙ, Б.А.; ПИЧИКЯН, ИР (1994). «Эллинистическая архитектура и искусство храма Окса» (PDF) . Бюллетень Азиатского института . 8 : 47–66. ISSN 0890-4464 . JSTOR 24048765 .
- ^ Вуд, Рэйчел (2011). «Культурная конвергенция в Бактрии: вотивы из храма Окса в Тахт-и Сангине, в «От Пеллы до Гандхары» » . В изд. А. Куременос, С. Чандрасекаран и Р. Росси. «От Пеллы до Гандхары: гибридизация и идентичность в искусстве и архитектуре эллинистического Востока» . Оксфорд: Археопресс: 141–151.
- ^ Jump up to: а б Холт 1989 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Линдстрем 2021 , стр. 291.
- ^ Jump up to: а б Линдстрем 2021 , стр. 288.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Линдстрем 2021 , стр. 295.
- ^ Jump up to: а б с Линдстрем 2021 , стр. 289.
- ^ ЛИТВИНСКИЙ, Б.А.; ПИЧИКЯН, ИР (1994). «Эллинистическая архитектура и искусство храма Окса» (PDF) . Бюллетень Азиатского института . 8 : 47–66. ISSN 0890-4464 . JSTOR 24048765 .
- ^ ЛИТВИНСКИЙ, Б.А.; ПИЧИКЯН, ИР (1994). «Эллинистическая архитектура и искусство храма Окса» (PDF) . Бюллетень Азиатского института . 8 : 47–66. ISSN 0890-4464 . JSTOR 24048765 .
- ^ Jump up to: а б Линдстрем 2021 , стр. 291–292.
- ^ Линдстрем 2021 , стр. 293.
- ^ Jump up to: а б Линдстрем 2021 , стр. 294.
- ^ Линдстрем 2021 , стр. 292.
- ^ Бопеараччи, Осмунд (1998). «Фаянсовая голова греко-бактрийского царя из Ай-Ханума» . Бюллетень Азиатского института . 12:27 . ISSN 0890-4464 . JSTOR 24049090 .
- ^ Jump up to: а б Место древнего города Тахти-Сангин - Центр всемирного наследия ЮНЕСКО
- ^ Литвинский и Пичикян 2000 .
- ^ Литвинский 2001 .
- ^ Литвинский 2010 .
- ^ Дружинина и Бороффка 2006 .
- ^ Дружинина и др. 2009 .
- ^ Druzhinina, Khudzhalgeldiyev & Inagaki 2010 .
- ^ Druzhinina, Khudzhalgeldiyev & Inagaki 2011 .
- ^ По состоянию на 2015 год .
- ^ ЛИТВИНСКИЙ, Б.А.; ПИЧИКЯН, ИР (1994). «Эллинистическая архитектура и искусство храма Окса» (PDF) . Бюллетень Азиатского института . 8 : 47–66. ISSN 0890-4464 . JSTOR 24048765 .
- ^ ЛИТВИНСКИЙ, Б.А.; ПИЧИКЯН, ИР (1994). «Эллинистическая архитектура и искусство храма Окса» (PDF) . Бюллетень Азиатского института . 8 : 47–66. ISSN 0890-4464 . JSTOR 24048765 .
- ^ «Университет штата Колорадо» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 23 января 2020 г.
- ^ Беттс, Элисон; Вициани, Марика; Цзя, Питер Вейминг; Кастро, Анджело Андреа Ди (19 декабря 2019 г.). Культуры Древнего Синьцзяна, Западного Китая: перекресток Шелкового пути . ООО «Археопресс Паблишинг» с. 105. ИСБН 978-1-78969-407-9 .
- ^ Франкфурт, Анри-Поль (2020). «О некоторых пережитках и новых проявлениях эллинизма в искусстве между Бактрией и Гандхарой (примерно 130 г. до н. э. — 100 г. н. э.)» . Journal des Savants : 45, рис.19.
(Английский) «Тахт-и Сангин (Таджикистан). Бронзовый диск с фигурой в скифском костюме и конскими протомами».
Ссылки
[ редактировать ]- Место древнего города Тахти-Сангин - Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 4 марта 2009 г.
- Холт, Флорида (1989). Александр Македонский и Бактрия: формирование греческой границы в Центральной Азии: 2-е издание . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-08612-9 .
- Линдстрем, Gunvor (2021). «Южный Таджикистан». В Мэйрсе, Рэйчел (ред.). Греко-бактрийский и индо-греческий мир . Абингдон, Оксфордшир: Рутледж. стр. 291–295. ISBN 9781138090699 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Литвинский, Б.А.; Пичикян, И.Р. (2002). Такст-и Сангин, храм Окса: находки раскопок, статиграфия и архитектура . Майнц: Филипп фон Заберн. ISBN 9783805329286 .
- Litvinsky, B. A.; Pitschikjan, L. T. (2000). Эллинистический храм Окса в Бактрии : Юзхный Таджикистан. Том I, Раскопки, архитектура, религиозная жизнь = the temple of Oxus In Bactria (South Tajikistan): Excavations, architecture, religious life . Moskva: Vostočnaâ literatura. ISBN 5-02-018114-5 .
- Litvinsky, B. A. (2001). Храм Окса в Бактрии : Юзхный Таджикистан. Том 2, Бактрийское вооружение в древневосточном и греческом контексте = the temple of Oxus In Bactria (South Tajikistan): Bactrian arm and armour in the ancient Eastern and Greek context . Moskva: Vostočnaâ literatura. ISBN 5-02-018194-3 .
- Litvinsky, B. A. (2010). Храм Окса в Бактрии (Южный Такжикистан). В 3 томах. Том 3. Искусство, художественное ремесло, музыкальные инструменты . Moskva: Vostočnaâ literatura. ISBN 978-5-02-036438-7 .
- Дружинина А.П.; Бороффка, НР (2006). «Первый предварительный отчет о раскопках в Тахт-и Сангине». Вестник музея Михо . 6 : 57–69.
- Дружинина А.П.; Инагаки, Х.; Худжагельдиев Т.; Ротт, Ф. (2009). «Раскопки города Тахти Сангин, территория храма Оксус, 2006 г.». Вестник музея Михо . 9 : 59–85.
- Дружинина А.П.; Худжалгелдиев, ТУ; Инагаки, Х. (2010). «Отчет о раскопках храма Оксус на городище Тахти Сангин в 2007 году». Вестник музея Михо . 10 : 63–82.
- Дружинина А.П.; Худжалгелдиев, ТУ; Инагаки, Х. (2011). «Результаты археологических раскопок в Тахти Сангине в 2008 году». Вестник музея Михо . 11 :13–30.
- Gelin, Mathilde (2015). "Nouvelles recherches à Takht-i Sangin". ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ, ФИЛОЛОГИИ, КУЛЬТУРЫ = Journal of historical philological and cultural studies . 47 : 32–45.
- Худжагельдиев, Т.У. (2017). «Исследования по поселению Тахти-Сангин в 2013 г.». ИСКУССТВО . 39 : 87–98.
- Древняя Средняя Азия
- Археологические памятники Таджикистана
- Бывшие населенные пункты Таджикистана
- Греко-Бактрийское царство
- Бактрийский и индийский эллинистический период
- Кушанская империя
- Заведения в Империи Селевкидов
- Заведения IV века до нашей эры
- Разрушения III века
- Конфликты 130-х гг. до н.э.
- Хатлонская область