Шумуган
Шумуган , Шамаган , Шумукан или Шаккан [ 1 ] (𒀭𒄊) был богом , которому поклонялись в Месопотамии и древней Сирии . Он был связан с животными.
Характер
[ редактировать ]Шумуган был богом-пастухом. [ 2 ] Его ассоциировали с различными четвероногими, [ 1 ] особенно ослы [ 3 ] или, альтернативно, дикие овцы. [ 4 ] В Эбле он ассоциировался с мулами. [ 5 ] В литературных текстах ему также было поручено заботиться об их среде обитания и произрастающих там растениях. [ 4 ] В некоторых текстах его эпитет — «пастух всего». [ 6 ] Другие известные эпитеты включают «бог шерсти», «бог стадных животных», «бог травоядных животных» и «бог водопоев». [ 7 ] Его считали ответственным за процветание и плодородие сельского хозяйства, часто в связи с божествами зерна (такими как Эзина ) и божествами пива (такими как Нинкаси ). [ 8 ] Это имя также можно метафорически применить к жеребцу стада. [ 2 ]
Из-за ассоциации между степью, где он, как полагали, обитал, и загробным миром , он иногда появляется в связи с последним. [ 9 ] Тексты, подтверждающие эту связь, включают поэму « Смерть Гильгамеша» и ряд заклинаний. [ 3 ]
Главным его атрибутом был жулик с бараньей головой. [ 9 ] Еще одним его атрибутом, вероятно, было руно . [ 10 ] Число 14 считалось связанным с ним, хотя оно также ассоциировалось с Нергалом . [ 11 ]
Поклонение
[ редактировать ]Культ Шумугана имел ограниченное распространение в Месопотамии, за исключением Ассура в железном веке . [ 9 ] Там ему поклонялись в Урмаштуре, «загоне львов и диких зверей», наряду с богом Урмой. [ 12 ] В более ранние периоды он засвидетельствован в документах из Киша , Ура , Лагаша и Фары . [ 1 ]
Под именем Шамаган ему поклонялись на западе Месопотамии, например в Эбле . [ 5 ] Особый вид жертвоприношения ему совершали надзиратели мулов. [ 5 ] Его западным культовым центром в период Эблы, по-видимому, было поселение МЕ.НЕ, принадлежавшее королевству Нагар . [ 5 ] Царь Ибубу, города к востоку от Харрана , носивший теофорное имя Илам-Шамаган, известен также по документу, согласно которому он присягал на верность Эбле в храме городского бога Куры . [ 13 ] Другие люди с похожими именами, известные из эблаитских документов, включают Ику-Шамаган , царя Мари; Ирми-Шамаган, сын царя Иррита ; и Пузур-Шамаган, возможно, вождь Ибала . [ 13 ] Еще одним западным городом, где процветал культ Шамагана, была Набада . [ 13 ]
Основываясь на том факте, что поклонение Шамагану было широко распространено в сирийских государствах, таких как Нагар и Мари, Альфонсо Арчи предполагает, что первоначально он развивался в той же области, возможно, среди носителей «протоаккадского » языка, которые познакомили его с южной Месопотамией. [ 14 ] Согласно списку богов Анушаамели, Шамаган равен Шаршару, богу сутских кочевников .
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Женой Шумугана была Элламеси, считавшаяся богиней шерсти. [ 7 ] хотя Франс Виггерманн отмечает, что в отличие от другого бога земледелия, Думузи , его обычно не изображали в романтическом контексте. [ 15 ] Иногда его ассоциировали с Уту /Шамашем либо как его сына (например, в списке богов Ан = Анум ). [ 7 ] или как придворный. [ 4 ] Согласно надписи на печати из Лагаша, его суккалом (божеством-помощником) был Эдинмуги (шумерское: «он охранял равнины»). [ 7 ]
В списке богов Ан = Ануша амели несколько богов описаны как аспекты Шумугана, включая Марту и Шаршара, которых называют «Шумуганом Сутеанцев » . [ 7 ]
В « Эпосе о Гильгамеше » еще не цивилизованный Энкиду в какой-то момент описан как «одетый (...) как Шаккан». [ 10 ]
В хеттских источниках логографическое письмо СУМУКАН (или ГИР) обозначает божество Миятанзипа . [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ламберт 2013 , с. 513.
- ^ Jump up to: а б Виггерманн 2010 , с. 331.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 516.
- ^ Jump up to: а б с Ламберт 2013 , с. 517.
- ^ Jump up to: а б с д Архи 2019 , с. 39.
- ^ Ламберт 2013 , с. 523.
- ^ Jump up to: а б с д и Виггерманн 2013 , с. 308.
- ^ Виггерманн 2013 , стр. 308–309.
- ^ Jump up to: а б с Виггерманн 2013 , с. 309.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 519.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 222.
- ^ Джордж 1993 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б с Архи 2019 , с. 40.
- ^ Архи 2019 , с. 41.
- ^ Виггерманн 2010 , стр. 331–332.
- ^ Клингер 2013 , с. 309.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2019). «Самаган и апрельские мулы. Сирийские боги в шумерском обличье» Между Сирией и горной местностью: исследования в честь Джорджио Буччеллати и Мэрилин Келли-Буччеллати . Рим: Издательство Arbor Sapientiae. ISBN 978-88-31341-01-1 . OCLC 1137837171 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Клингер, Йорг (2013), «Сумукан Б. Среди хеттов» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 6 марта 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Нергал А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 6 марта 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (2010). «Образ Думузи. Диахронический анализ» . Вглядываясь в бездну: древний Ближний Восток и другие исследования в честь Цви Абуша . Бетесда: CDL Press. ISBN 978-1-934309-26-1 . OCLC 495996749 .
- Виггерманн, Франс AM (2013), «Сумукан А. В Месопотамии · Сумукан А. В Месопотамии» , Настоящая ассириологическая энциклопедия , получено 0 марта 2022 г.