Аламмус
Аламмус | |
---|---|
Главный культовый центр | Ур |
Символ | персонал |
Генеалогия | |
Братья и сестры | Нингубла |
Супруг | Нинурима |
Аламмуш ( Аламмуш ) был месопотамским богом . Он был суккалом (божеством-помощником) бога луны Нанны , и ему, как и ему, поклонялись в Уре . Он также был тесно связан с богом скота Нингублагой , и особенно в астрономических текстах их можно было рассматривать как братьев-близнецов.
Имя и характер
[ редактировать ]Имя Аламмуша часто записывалось логографически как д ЛАЛ ( 𒀭𒋭 ) или д МÙШ.ЛАЛ, хотя засвидетельствовано и слоговое написание. [ 1 ] Шумерская Кабты логограмма LÀL напоминает логограмму несвязанного с ней божества , что приводило к периодической путанице между ними в науке в прошлом. [ 2 ] Франс Виггерманн отмечает, что имя и характер Аламмуша (а также других хорошо засвидетельствованных суккалов главных городских богов: Ниншубура , Нуски , Бунене и Исимуда ), по-видимому, не имеют прямой связи с характером его хозяина Нанны , что означает что его нельзя считать олицетворением эффекта действий соответствующего главного божества (в отличие от суккалов, таких как Набий, обожествленное пламя, связанное с Гиррой или Нимгир, обожествленная молния, связанная с Ишкуром ) или божественное олицетворение конкретных повелений (в отличие от таких божеств, как Этурамми, «не расслабляйся», суккал Биртума ). [ 3 ] Было высказано предположение, что он был богом, связанным с производством продуктов питания, поскольку логограмма, которую LÀL использовал для написания его имени, также означала « мед » или « сироп », а в списке подношений Уммы он появляется рядом с божествами, связанными с зерном ( Нисаба ). и молочные продукты ( Нинейгара , жена Нингублаги , чье имя означает «хозяйка дома масла и сливок»). [ 4 ]
К Аламмушу можно было обращаться как к суккалмаху . [ 5 ] Первоначально этот термин обозначал административного чиновника, ответственного за выполнение обязанностей суккалов, в этом контексте класс чиновников более низкого ранга, ответственных за надзор за выполнением королевских приказов, а не тип божества. [ 6 ] Однако нет никаких свидетельств того, что божественный суккалмах отвечал за божества, считавшиеся суккалами, а в некоторых случаях божество имело несколько суккалов, но ни один из них не назывался суккалмах , в то время как в других случаях суккалмах был единственным суккалом своего хозяина. . [ 6 ] Скорее всего, обращение к божеству как к суккалмаху имело целью лишь подчеркнуть высокое положение своего хозяина в пантеоне. [ 6 ] В тексте, написанном на шумерском диалекте Эмесаль , Аламмуша называют «благородным господином двора», что, возможно, является синонимом его обычного титула. [ 7 ]
Вместо этого Франс Симонс утверждает, что Аламмуш был богом, связанным с подземным миром , указывая на его положение в списке божеств так называемого « Предоставления земли Муннабитту кудурру », где он и Нингублага встречаются между членами двух устоявшихся групп преступного мира. божества, Нергал и его окружение и змеиные боги Тишпак и Иштаран . [ 5 ] Он не уверен, следует ли рассматривать Аламмуша и его близнеца как членов одной из этих двух групп или как не имеющих отношения ни к одной из них, несмотря на их постулируемый характер. [ 5 ] Он также утверждает, что, поскольку исчезновение луны могло быть связано с подземным миром и погребальными подношениями, было бы разумно предположить, что некоторые из придворных бога луны проявят близость к этой сфере. [ 4 ]
Атрибутом Аламмуша был посох, который, скорее всего, использовался для обозначения суккалов в изобразительном искусстве. [ 8 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Аламмуш был суккалом (божеством-помощником, божественным визирем ) месопотамского бога луны Нанны (Грех по- аккадски ). [ 9 ] Манфред Креберник предполагает, что в неизвестный момент времени его также могли рассматривать как одного из его сыновей. [ 1 ] У Аламмуша тоже был суккал. [ 1 ] Известны два написания имени последнего божества: д Уру 3 .гал и д День x (EN).гал. [ 10 ] По мнению Ричарда Л. Литке, случаи, когда божество, зарекомендовавшее себя как суккал, имел собственный суккал, следует рассматривать как аномалию. [ 11 ] Другой засвидетельствованный случай — Нигина , суккал бога Солнца Уту , чьим суккалом был Икби-Дамик . [ 11 ]
Богиня Нинурима считалась женой Аламмуша. [ 12 ] Ее имя означает «госпожа Ура». [ 13 ] Согласно надписи Шульги , у нее был храм в Карзиде (Гаеш). [ 12 ] Известны как минимум два случая, когда Нинурума получала подношения вместе со своим мужем. [ 13 ] Она также сама получала подношения муки. [ 13 ] Теофорное имя, вызывающее ее, Геме-Нинурима, известно с периода Ура III . [ 13 ]
Аламмуш обычно ассоциировался с богом крупного рогатого скота Нингублага . [ 14 ] Их можно было считать братьями. [ 14 ] Ранний ассириолог Эрнст Вейднер ошибочно предположил, что Нингублага была женским божеством и женой Аламмуша, что было опровергнуто последующими исследованиями. [ 7 ] Вместе они соответствовали созвездию под названием «Маленькие Близнецы» ( у меня есть МАШ.ТАБ.БА ТУР.ТУР) в месопотамской астрономии . [ 15 ] Было высказано предположение, что Маленькие Близнецы соответствуют Лямбда-Близнецам и Си-Близнецам . [ 5 ] Аналогичный титул «Великие близнецы» относился к Лугал-ирре и Месламта-еа . [ 16 ] Аламмуш и Нингублага также появляются вместе в заклинаниях, ритуальных текстах и формулах клятв. [ 14 ]
В списке богов Ниппура Аламмуш встречается за пределами круга Нанны, рядом с Лулалом . [ 17 ] Такое размещение, скорее всего, было основано на том факте, что знак LÀL также присутствовал в имени Лулала. [ 17 ]
Поклонение
[ редактировать ]Аламмушу поклонялись в Уре . [ 4 ] Он также присутствует в подношениях списков Уммы периода Ура III . [ 4 ] Эндрю Р. Джордж считает его одной из возможных личностей божества, которому поклоняются в храме Э-бурсаса (шумерское: «дом красивых кувшинов»), хотя он отмечает Нингублагу, его жену Нинейгару или другое, ныне неопознанное божество из Суд Нанны тоже следует считать правдоподобным вариантом. [ 18 ] Это же имя относилось также к части храмового комплекса Шара в Умме и к его храму в Вавилоне . [ 19 ]
Клятва, данная Аламмушем, Нанной, Нингалом , Ниншубуром и другими божествами, нарушение которой должно было привести к бесплодию, упоминается в надписи на печати некоего Куссулу. [ 20 ] Другой житель Ура, Элали, который был его должником, по-видимому, смог создать семью, несмотря на нарушение клятвы, что побудило Куссулу снова умолять тех же богов обеспечить соблюдение контракта. [ 20 ] Юридические тексты Королевства Хана упоминают его наряду с такими божествами, как Мардук , Шамаш , Аннунитум и Адад . [ 21 ] Один упоминает поле, которое считалось собственностью этого бога. [ 22 ] Он также упоминается в надписи на кудурру (пограничном камне) времен правления Мардука-апла-иддина I рядом с Нингублагой, а также с большим количеством других божеств, включая Нергала , Ишума , Маммитума , Иштарана и Тишпака . [ 5 ] Он также упоминается в заклинании Удуг-хула . [ 23 ]
Аламмушу поклонялись в Уруке в период Селевкидов . [ 16 ] хотя он отсутствует в более ранних источниках о городе нововавилонского периода . [ 24 ] Джулия Крул предполагает, что его появление было связано с повышенным вниманием к астрономии в местных интеллектуальных кругах и, как следствие, с интересом к астральным божествам, таким как Шулпае и две пары «астральных близнецов». [ 16 ] Он был в паре с Нингубалагой во время ежегодного акиту фестиваля Ану . [ 25 ] Однако он не засвидетельствован ни личными именами, ни юридическими текстами. [ 24 ]
Известны теофорные имена, содержащие имя Аламмуша, одним из примеров является Авиль-Аламмуш. [ 26 ] Неясно, раннединастические имена из Ура с элементом LÀL, но без дингира (так называемого «божественного определителя», знака, который предшествовал именам божеств в клинописи ) как обращение к нему. следует ли понимать [ 27 ]
Мифология
[ редактировать ]Аламмуш очень редко появляется в известных литературных текстах. [ 9 ] Он упоминается в «Плаче о разрушении Шумера и Ура» , где говорится, что он «сложил посох» в описываемый смутный период. [ 8 ] Другой текст, возможно, фрагмент мифа об отправляющемся в путешествие Нанне, описывает его как «подходящего для правосудия, как Уту ». [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Креберник 1997 , с. 365.
- ^ Саймонс 2016 , с. 8.
- ^ Виггерманн 1987 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б с д Саймонс 2017 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с д и Саймонс 2016 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с Виггерманн 1987 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Саймонс 2017 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Виггерманн 1987 , стр. 11–12.
- ^ Jump up to: а б с Петерсон 2016 , с. 35.
- ^ Litke 1998 , p. 130.
- ^ Jump up to: а б Litke 1998 , p. 133.
- ^ Jump up to: а б Фрейн 1997 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б с д Кавинье и Креберник 1998а , с. 511.
- ^ Jump up to: а б с Кавинье и Креберник 1998 , с. 375.
- ^ Крул 2018 , стр. 67.
- ^ Jump up to: а б с Крул 2018 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Петерсон 2009 , с. 156.
- ^ Джордж 1993 , с. 28.
- ^ Джордж 1993 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Фостер 1996 , с. 156.
- ^ Ямада 2011 , с. 73.
- ^ Ямада 2011 , с. 71.
- ^ Геллер 2015 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б Крул 2018 , с. 72.
- ^ Крул 2018 , с. 68.
- ^ де Бур 2017 , с. 46.
- ^ Саймонс 2017 , с. 11.
Библиография
[ редактировать ]- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), "Nin-gublaga" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 22 апреля 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998a), «Нин-Урима» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 22 апреля 2022 г.
- де Бур, Риентс (2017). «Два ранних древневавилонских архива «Манана», датированных последними годами Суму-ла-Эля» . «Ревю ассириологии и восточной археологии» . 111 (1). КЭРН: 25–64. дои : 10.3917/сборка.111.0025 . ISSN 0373-6032 .
- Фостер, Бенджамин (1996). Перед музами: антология аккадской литературы . Потомак, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-23-4 . OCLC 34149948 .
- Фрейн, Дуглас (1997). III период Ура (2112-2004 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442657069 . ISBN 978-1-4426-5706-9 .
- Геллер, Маркхэм Дж. (2015). Исцеляющая магия и злые демоны . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614513094 . ISBN 978-1-61451-309-4 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Креберник, Манфред (1997), «Мондготт AI в Месопотамии» , Reallexikon der Assyriologie , получено 22 апреля 2022 г.
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночной церемонии огня в поздневавилонском Уруке . Лейден Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN 978-90-04-36494-3 . OCLC 1043913862 .
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 3-86835-019-5 . OCLC 460044951 .
- Петерсон, Иеремия (2016). «Литературный корпус старовавилонских династий Ларсы: новые тексты, новые чтения и комментарии» . Studia Mesopotamica 3: Ежегодник древней истории и культуры Ближнего Востока. Том 3 . ISBN 978-3-86835-202-3 . OCLC 954238944 .
- Саймонс, Фрэнк (2016). «Бог Аламмуш д РЖУ НЕ МОГУ / д.муш ЛАЛ» . Краткие и полезные ассириологические новости (НАБУ) (1).
- Саймонс, Фрэнк (2017). «Аламмус Редукс» . Краткие и полезные ассириологические новости (НАБУ) (1).
- Виггерманн, Франс AM (1987). «Посох Ниншубуры: Исследования вавилонской демонологии II» . Экс Ориенте Люкс . 29 . БРИЛЛ.
- Ямада, Сигео (2011). «Контракт об усыновлении от Телля Табана, королей земли Хана и традиция писцов в стиле Хана» . Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale . 105 . Presss Universitaires de France: 61–84. ISSN 0373-6032 . JSTOR 42580240 . Проверено 22 апреля 2022 г.