Шимигэ
Шимигэ | |
---|---|
Хурритский бог солнца | |
![]() Рельеф 34 из святилища Язылыкая , предположительно изображающий Шимиге. [ 1 ] | |
Генеалогия | |
Супруга | Аю-Икалты |
Дети | семь дочерей |
Эквиваленты | |
Месопотамский эквивалент | Шамаш |
Угаритовый эквивалент | शापाश |
Хеттский эквивалент | Бог Солнца Неба |
Лувийский эквивалент | Тиваз |
Шимиге был хурритским богом солнца . Известные источники не связывают его с каким-либо конкретным местом, но он засвидетельствован в документах из различных поселений, населенных хурритами , от Киццуватнеанских городов в современной Турции , через Угарит , Алалах и Мари в Сирии, до Нузи , в древности входившего в состав Королевство Аррафа на северо-востоке Ирака . Его персонаж во многом был основан на его месопотамском коллеге Шамаше , хотя они и не были идентичны. Шимиге, в свою очередь, оказал влияние на хеттского бога Солнца Неба и лувианского Тиваза .
В хурритских мифах Шимиге изображается как один из союзников Тешуба . Он играет активную роль в « Песне об Улликумми» , где первым замечает одноименное чудовище и в результате приносит весть о его существовании богу погоды.
Имя и характер
[ редактировать ]Шимиге был богом солнца. [ 2 ] Считалось, что он путешествовал по небу на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми, в сопровождении своих слуг. [ 3 ] Он также был связан с оракулами . [ 3 ]
Принято считать, что имя Шимиге на хурритском означает «солнце» , но более подробный этимологический и морфологический анализ пока невозможен. [ 4 ] Орфография . имени варьируется в зависимости от источника Примеры его клинописного письма включают ши-ми-и-ге в так называемом « митаннийском письме », ши-ми-ге-э в заклинаниях из Мари и ши-ми-га или ши-ми-ка в теофорических именах. из разных мест, от Алалаха на западе до Аррафы на востоке. [ 4 ] Гернот Вильгельм предполагает, что формы, оканчивающиеся на -e, могут быть западными, а формы, оканчивающиеся на -a - восточными. [ 5 ] В угаритском алфавите имя было передано как ṯmg . [ 6 ]
Еще в надписи раннего хурритского царя Аталшена имя Шимиге также могло быть представлено шумерской логограммой . д ПЛАТИТЬ . [ 7 ] В некоторых случаях, например в текстах из Хаттусы , трудно сказать, какое солнечное божество имеется в виду, поскольку это письмо используется для обозначения нескольких имен. [ 8 ] Точно так же неясно, какое солнечное божество или божества представлены логограммой. д UTU в документах из Эмара считает вероятными вариантами хурритский, месопотамский, хеттский и местные варианты , причем Гэри Бекман . [ 9 ] Эдуардо Торресилья отмечает, что в районе Среднего Евфрата слоговые письма имени местного бога солнца Шамаша встречаются редко, и поэтому логограмма, скорее всего, будет обозначать его, но также нельзя исключать Шимиге как вариант в некоторых случаях. , например, в теофорном имени, засвидетельствованном в документе из Азу ( Телль Хадиди ). [ 10 ]
Возможно, что слоговое написание имени Шимиге могло быть использовано для обозначения других солнечных божеств в хурритских документах аналогичным образом. [ 4 ] Утверждалось, что в письме Митанни речь идет о египетском Ра . [ 4 ] Однако этот вывод не является общепризнанным, и иногда предполагается, что имеется в виду солнце, понимаемое как небесное тело, а не какое-либо божество. [ 5 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Шимиге был тесно связан с месопотамским богом солнца Шамашем (шумерский: Уту). [ 3 ] Принято считать, что характер хурритского бога и его положение в пантеоне были созданы по образцу его месопотамского аналога. [ 4 ] [ 11 ] Однако, несмотря на то, что они очень похожи, [ 3 ] они не были полностью идентичными, например, Шимиге не вызывает никаких ассоциаций с преступным миром. [ 12 ] В одном хурритском заклинании из Хаттуса Сиппара , культового центра Шамаша, упоминается в связи с Шимиге. [ 4 ] Трехъязычное издание списка богов Вейднера из Угарита приравнивает его не только к Уту, но и к Лугальбанде , возможно, потому, что в хурритском пантеоне было меньше божеств, чем в месопотамском , что создавало необходимость относиться к одному и тому же божеству как к эквиваленту нескольких месопотамских божеств. в научных текстах. [ 13 ]
Упоминания о «богах отца Шимиге», его божественных предках, известны из различных хурритских документов. [ 14 ] Подобные фигуры также засвидетельствованы в отношении других главных хурритских божеств, например Шаушки и Чепата . [ 14 ] Необычно то, что в одном случае «боги отца Шимиге» в совокупности квалифицируются как мужчины. [ 14 ]
Жена Шамаша, Айя , вошла в хурритскую мифологию как жена Шимиге. [ 3 ] Хурритская форма ее имени была Аю-Икалти. [ 3 ] По мнению Альфонсо Арчи, вторая ее часть, скорее всего, произошла от распространённого эпитета этой богини — каллату , обозначавшего её как супругу бога Солнца. [ 15 ] Связь между ними засвидетельствована в текстах Угарита и Хаттусы. [ 4 ] Утверждалось, что Айя был включен в хурритский пантеон только ради богословской последовательности. [ 16 ] Ее роль иногда сравнивают и противопоставляют роли Никкала , аналогичной производной от месопотамского Нингал , который, очевидно, занимал более высокое положение в хурритском пантеоне, несмотря на то, что также возник как прямая адаптация месопотамского божества, считавшегося супругой определенного бога. [ 16 ]
В хурритских заклинаниях древневавилонских марийцев говорится, что у Шимиге было семь дочерей. [ 17 ] Отголоски этой традиции присутствуют и в относящихся к нему хеттских текстах. [ 18 ] Возможно, эти богини действовали как божественные акушерки . [ 19 ]
У Шимиге был свой суккал (божественный помощник), известный под именем Липпарума или Липару. [ 3 ] [ 11 ] [ 20 ] По словам Петра Тарачи, его считали аналогом Бунене , суккала Шамаша. [ 3 ] В двуязычной шумеро-хурритской версии списка богов Вейднера из суккала Эмара Шимиге вместо Бунене записано в хурритской колонке как д у-у-и-ни-ну-ва-ан . [ 4 ] По словам Фолькерта Хааса , в этой роли сосуществовали Липпарума и Бунене. [ 20 ] Мишару , еще один придворный Шамаша, также засвидетельствован в связи с хурритским богом Солнца. [ 3 ] Хаас также описал божества Илалиянта Согласно хеттским источникам, [ 21 ] но вместо этого Петр Тарача заключает, что они были связаны с лувийским богом солнца Тивазом . [ 22 ]
Угаритский трехъязычный список также свидетельствует, что Шимиге и местное солнечное божество Шапаш считались эквивалентами друг друга. [ 4 ] В связи с тем, что последняя была женщиной, составители списка, видимо, чтобы избежать намека на наличие у нее жены, трактовали имя Айи, присутствующее в первом столбце, как редкое написание Эа , которое затем приравнивалось к его хурритской форме Эйан. и с местным богом-ремесленником Котаром . [ 23 ] По этой причине Аю-Икалти отсутствует в этом документе. [ 24 ]
Определенная степень синкретизма , скорее всего, имела место между Шимиге и различными солнечными божествами, которым поклонялись хетты . [ 8 ] Петр Тарача доходит до того, что предполагает, что Шимиге и бог Солнца Неба были одним и тем же божеством. [ 3 ] На характер лувийского бога солнца Тиваза также повлиял Шимиге. [ 22 ] В одном случае в иткализи ритуале богиня Солнца Аринна вместе с его женой Аю-Икалти. вместо Шимиге появляется [ 25 ] Однако другое из анатолийских солнечных божеств, богиня Солнца Земли , считалась аналогом не Шимиге, а скорее Аллани , хурритской богини подземного мира, которая сама не имела солнечных характеристик. [ 17 ]
Имя бога Шивини , которому поклонялись в Урарту , могло быть родственным имени Шимиге. [ 4 ] Эта теория считается более правдоподобной, чем альтернативное предположение о том, что она этимологически связана с хеттским šiu(na) , «бог», или shivat , «день», и, как следствие, менее напрямую с протоиндоевропейским корнем *diēu- . [ 26 ] Однако Гернот Вильгельм отмечает, что нет никаких указаний на то, что хурритская и урартская религии были похожи, и связи между ними кажутся полностью лингвистическими. [ 27 ] Шивини мог быть связан с урартским городом Тушпа ( Ван Калеси ), на что указывает имя его супруги, богини Тушпуа . [ 26 ]
Поклонение
[ редактировать ]Шимиге считается одним из «панхурритских» богов, подобных Тешубу , Шаушке , Кушуху , Кумарби или Нупатику . [ 28 ] [ 2 ] В известных источниках нет указаний на то, что какое-либо конкретное место было прочно связано с ним. [ 5 ] но он засвидетельствован в документах многих хурритских городов, включая Уркеш , Тигунани , Алалах , Нузи , Аррафа , Телль ар-Рима и Чагар Базар , например, в многочисленных теофорических именах . [ 29 ] Примеры включают Элип-Шимика («Шимиге спасает»). [ 30 ] и Арип-Шимика («Шимиге подарил [ребёнка]»). [ 31 ]
Самое старое известное свидетельство о Шимиге происходит из надписи царя Уркеша Тиш-атала , где бог Солнца появляется между Белет Нагаром и Тешубом. [ 4 ] Его датируют второй половиной третьего тысячелетия до нашей эры. [ 4 ] Он также хорошо представлен в хурритских заклинаниях древневавилонского марийского языка. [ 17 ] Кроме того, в одном тексте из этого города упоминается, что Шимиге даровал царство Яхдун-Лиму . [ 32 ]
Шимиге занимал особенно высокий пост в Алалахе, где возглавлял местный пантеон наряду с Ишхарой и Тешубом. [ 33 ] В государственном пантеоне Митанни он был одним из важнейших божеств рядом с Тешубом, Шаушкой и « Эа -шарри». [ 17 ] Он упоминается как один из божественных свидетелей в договоре между Шаттивазой и Шуппилулиумой I , где он появляется рядом с Кушухом . [ 34 ] Ссылки на солнечное божество в текстах Нузи, документирующих религию королевства Аррафа, также считаются свидетельством поклонения Шимиге. [ 17 ] В одном из них прямо упоминается, что одни из ворот города Аррафа считались «принадлежащими Шимиге» ( abullu Šimikuḫḫe ). [ 17 ] Кроме того, с культом Шимиге и Тешуба мог быть связан фестиваль Хумтум , посвященный богу солнца и богу погоды, условно идентифицируемому как месопотамские Шамаш и Адад , который, согласно надписи Шамши-Адада I , проходил здесь. [ 35 ] Предполагается, что богом солнца города Азукинну, расположенного недалеко от Аррафы, был Шимиге. [ 36 ] В другом хурритском королевстве, Киццуватне , ему поклонялись в Лавазантии . [ 37 ]
Хурритские тексты из Угарита также свидетельствуют о поклонении Шимиге. [ 17 ] [ 6 ] В одном из списков подношений он появляется между Анат , местной богиней, очевидно включенной в хурритский пантеон, и Никкаль . [ 38 ] В другом, являющемся частью смешанного угаритско-хурритского ритуала, посвященного богине Аштарт , он помещается между Анат и горным богом Пишайшапхи . [ 39 ] Он также появляется в девяти теофорных именах этого города. [ 40 ]

Шимиге также был включен в хеттский пантеон в среднехеттский период. [ 41 ] Его существование хорошо засвидетельствовано в документах из Хаттусы, посвященных поклонению хурритским божествам. [ 17 ] Он также входит в число божеств, изображенных в святилище Язылыкая . [ 25 ] обязанности . Над его головой помещен символ крылатого солнца, а его одежды, по словам Петра Тарачи, напоминают те, которые носили хеттские цари, когда они исполняли свои священнические [ 25 ] Его помещают в процессию божеств, следующих за Тешубом, между Кушухом и Астаби . [ 1 ] В списках жертвоприношений он также фигурирует среди божеств, принадлежащих к кругу бога погоды. [ 42 ]
Мифология
[ редактировать ]В мифах Шимиге часто выступает как один из союзников Тешуба. [ 5 ] Однако в таких текстах он относительно редко упоминается, а его индивидуальный характер остается малоизвестным. [ 5 ]
В «Песне о серебре» , одном из мифов, принадлежащих « Циклу Кумарби» , одноименный антагонист, получеловеческий сын Кумарби, в какой-то момент низводит с небес богов солнца и луны и угрожает им. [ 43 ] Они умоляют отпустить их, ведь без них Сильверу, который, видимо, на время стал царем богов, придется править во тьме. [ 43 ] Остальная часть повествования не сохранилась. [ 43 ]
Шимиге также появляется в «Песне об Улликумми» . [ 44 ] Впервые он упоминается Кумарби, когда он планирует, где спрятать одноименного монстра, чтобы никто из его врагов не увидел его, пока он еще растет. [ 45 ] Позже Шимиге первым среди союзников Тешуба заметил Улликумми и сразу же прибывает, чтобы поделиться с ним этой информацией. [ 44 ] Брат бога погоды Ташмишу отмечает, что бог солнца необычно появляется в такое время и что новости, которые он приносит, должны быть ужасными. [ 46 ] Тем не менее Тешуб говорит, что для Шимиге следует приготовить место и еду, который протестует, на что хозяин реагирует в замешательстве, предполагая, что он по какой-то причине чувствует себя оскорбленным. [ 47 ] Следующий фрагмент не сохранился, [ 48 ] но предполагается, что это было продолжение «стереотипной сцены, когда посланник прибыл с сообщением настолько срочным, что он отказывался есть, прежде чем доставить его». [ 44 ] Рассказав Тешубу о том, что произошло, его друг заверяет Шимиге, что можно сесть и насладиться приготовленной едой и напитками. [ 48 ] Позже он возвращается к своему путешествию по небу. [ 48 ] Марио Джорджьери отмечает, что в хеттском переводе Шимиге упоминается с эпитетом nepišaš , «небесный», который не находит параллелей в хурритской традиции, но хорошо засвидетельствован как описание его хеттского аналога, Солнечного бога Неба . [ 17 ] Однако Фолькерт Хаас отмечал, что подобные эпитеты солнечных богов уже действовали ранее в марийских и древнеассирийских договорах. [ 41 ]
По словам Гэри Бекмана, хотя сохранившиеся фрагменты хурритской адаптации «Эпоса о Гильгамеше» очень трудно перевести, можно с уверенностью установить, что Шимиге появляется в единственном отрывке, явно под своим хурритским именем: [ 49 ] фонетически пишется как д это-ми-и-га . [ 50 ] В этом же фрагменте упоминается Тешуб из Кумманни ( д у-уб ценить от-к тебе ), [ 50 ] чей месопотамский аналог не играет важной роли в оригинальном тексте. [ 51 ]
Предположение Николаса Вятта о том, что бог Хорхб ( Хирихиби ), известный из угаритского мифа « Брак Никкала и Яриха», соответствует Шимиге, не считается правдоподобным. [ 52 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б Арки 2013 , стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Тарача 2009 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Джорджьери 2011 , с. 614.
- ^ Jump up to: а б с д и Вильгельм 1989 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Война 2021 , с. 53.
- ^ Архи 2013 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Бекман 2011 , с. 611.
- ^ Бекман 2002 , с. 49.
- ^ Торресилья 2017 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Архи 2013 , с. 11.
- ^ Тарача 2009 , с. 109.
- ^ Саймонс 2017 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б с Архи 2013 , с. 17.
- ^ Архи 2013 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Вильгельм 1989 , стр. 53–54.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джорджьери 2011 , с. 615.
- ^ Вильгельм 1989 , с. 57.
- ^ Хаас 2015 , с. 483.
- ^ Jump up to: а б Хаас 2015 , с. 380.
- ^ Хаас 2015 , с. 281.
- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 108.
- ^ Тугендхафт 2016 , стр. 179–180.
- ^ Тугендхафт 2016 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б с Тарача 2009 , стр. 89.
- ^ Jump up to: а б Хазенбос 2011 , с. 613.
- ^ Вильгельм 1989 , с. 41.
- ^ Тарача 2009 , с. 119.
- ^ Джорджьери 2011 , стр. 614–615.
- ^ Рихтер 2010 , с. 509.
- ^ Рихтер 2010 , с. 511.
- ^ Хаас 2015 , с. 566.
- ^ Тарача 2009 , стр. 121–122.
- ^ Арки 2013 , стр. 8–9.
- ^ Фелиу 2003 , с. 68.
- ^ Хаас 2015 , с. 544.
- ^ Хаас 2015 , с. 581.
- ^ Парди 2002 , стр. 89–90.
- ^ Парди 2002 , стр. 93–95.
- ^ ван Солдт 2016 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Хаас 2015 , с. 379.
- ^ Тарача 2009 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б с Хоффнер 1998 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б с Хоффнер 1998 , с. 56.
- ^ Хоффнер 1998 , с. 58.
- ^ Хоффнер 1998 , с. 59.
- ^ Хоффнер 1998 , стр. 59–60.
- ^ Jump up to: а б с Хоффнер 1998 , с. 60.
- ^ Бекман 2019 , стр. 23–24.
- ^ Jump up to: а б Бекман 2019 , с. 27.
- ^ Бекман 2019 , с. 23.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 230.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. hdl : 2027.42/77414 . ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Бекман, Гэри (2011), «Бог Солнца А. II. В Анатолии. Филологический · Бог Солнца А. II. В Анатолии. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 22 июля 2022 г.
- Бекман, Гэри (2019). Хеттский Гильгамеш . Атланта, Джорджия: Lockwood Press. ISBN 978-1-948488-07-5 . OCLC 1103440509 .
- Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Лейден Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN 90-04-13158-2 . OCLC 52107444 . Проверено 22 июля 2022 г.
- Джорджьери, Мауро (2011), «Бог Солнца А. III. б. Хуррит. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 22 июля 2022 г.
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 22 июля 2022 г.
- Хазенбос, Йост (2011), «Бог Солнца А. III. а. Урартский. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 22 июля 2022 г.
- Хоффнер, Гарри (1998). Хеттские мифы . Атланта, Джорджия: Scholars Press. ISBN 0-7885-0488-6 . OCLC 39455874 .
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Рахмуни, Айша (2008). Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах . Лейден Бостон: Брилл. ISBN 978-90-474-2300-3 . OCLC 304341764 .
- Рихтер, Томас (2010). «Хуррит рождается... и получает имя» . В Беккере, Йорг; Хемпельманн, Ральф; Рем, Эллен (ред.). Культурный ландшафт Сирии: центр и периферия. Festschrift для Яна-Ваалке Мейера (на немецком языке). Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-034-0 . OCLC 587015618 .
- Саймонс, Фрэнк (2017). «Новое присоединение к хурро-аккадской версии списка богов Вейднера от Эмара (Msk 74.108a + Msk 74.158k)» . Altorientalische Forschungen . 44 (1). Де Грюйтер. дои : 10.1515/aofo-2017-0009 . ISSN 2196-6761 . S2CID 164771112 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Торресилья, Эдуардо (2017). «Божественные имена в текстах Телль-Хадиди/Азу» . КАСКАЛ. Журнал истории, окружающей среды и культуры Древнего Ближнего Востока . 14 . Флоренция: издательство LoGisma. ISSN 1971-8608 .
- Тугендхафт, Аарон (2016). «Боги на глине: древние ближневосточные научные практики и история религий» . В Графтоне, Энтони; Мост, Гленн В. (ред.). Канонические тексты и научная практика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781316226728.009 .
- ван Сольдт, Уилфред Х. (2016). «Божества в личных именах в Угарите, Рас Шамра» . Угаритические исследования IV . Пэрис Левен Уолпол, Массачусетс: Издания, посвященные исследованиям цивилизаций, Петерс. ISBN 978-90-429-3439-9 . OCLC 51010262 .
- Валек, Франтишек (2021). «Иностранцы и религия в Угарите» . Студия Восточной Электроники . 9 (2): 47–66. дои : 10.23993/store.88230 . ISSN 2323-5209 .
- Вильгельм, Гернот (1989). Хурриты . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN 978-0-85668-442-5 . ОСЛК 21036268 .