Беат из Лиебаны
Святой Беат | |
---|---|
![]() Карта мира из церкви Сен-Север Беатус . Окрашенный ок. 1050 г. как иллюстрация к работе Беата в аббатстве Сен-Север в Аквитании . | |
Рожденный | в. 750 |
Умер | в. 800 |
Почитается в | Католическая церковь , Православная Церковь |
Праздник | 19 февраля |

Беат из Лиебаны ( испанский : Беато ; ок. 750 – ок. 800 ) был монахом, богословом и автором « Комментария к Апокалипсису» , влиятельного сборника взглядов предыдущих авторитетов на Апокалипсис . Для него наблюдение и чтение таких произведений было священным действием, сродни причастию. Беат относится к чтению книги так же, как к телу, и поэтому, читая книгу, читатель становится единым целым со Христом. [ 2 ] Он также возглавил оппозицию против испанского варианта адопционизма , еретической веры в то, что Христос был сыном Бога через усыновление, идеи, впервые выдвинутой в Испании Элипандом , епископом Толедо.
Помимо его творчества, о Беатусе почти ничего не известно. Он был монахом и, вероятно, аббатом монастыря Санто-Торибио-де-Льебана в Королевстве Астурия , единственном регионе Испании, оставшемся вне контроля мусульман. Беат, похоже, был хорошо известен своим современникам. Он был корреспондентом известного христианского ученого Алкуина и доверенным лицом королевы Адосинды , дочери Альфонсо I Астурийского и жены Сило Астурийского . [ 3 ] [ 4 ] Предполагаемая биография « Жизнь Беата » была признана подделкой 17-го века, не имеющей исторической ценности. [ 3 ] [ 5 ]
Комментарий к Апокалипсису
[ редактировать ]Сегодня его лучше всего помнят как автора «Комментария к Апокалипсису» , написанного в 776 году, затем исправленного в 784 году и снова в 786 году. [ 6 ] «Комментарий » — произведение эрудиции, но без особой оригинальности, составленное в основном из выдержек из текстов церковных авторитетов, в том числе Августина Гиппопотама , Тикония , Амвросия , Иринея и Исидора Севильского . Больше всего он полагался на утерянный «Комментарий» , Тикония чье письмо предоставило Беату большую часть текста для его работы. [ 7 ] В своей последней редакции Беат добавил комментарий Иеронима к Книге Даниила . [ 5 ]
« Комментарий » был популярен в средние века и сохранился как минимум в 32 рукописях (обычно называемых « беатус ») с 9 по 13 века. [ 8 ] Никаких современных копий работ Беатуса не сохранилось. Не все рукописи являются полными, а некоторые существуют лишь в фрагментарном виде. Двадцать шесть из этих рукописей богато украшены и признаны одними из лучших образцов мосарабского стиля освещения . [ 6 ] [ 9 ] [ 3 ]
Карта Беатуса
[ редактировать ]Особый интерес для картографов представляет карта мира, вошедшая во вторую книгу « Комментариев» . В отличие от большинства средневековых карт, на которых были показаны только три известных континента: Европа, Азия и Африка, на карте Беатуса также был изображен четвертый, неизвестный континент. Первоначальное назначение карты было евангельским: на ней были изображены апостолы, проповедующие во всех частях света, включая четвертый континент. Оригинальная карта утеряна, но сохранилось несколько копий, все они имеют восточную ориентацию и рай с четырьмя реками, вытекающими из него. [ 10 ]
Споры об адопционизме
[ редактировать ]Беат был ярым противником испанского варианта адопционизма , веры в то, что Христос был сыном Бога через усыновление, идеи, впервые выдвинутой Элипандом , епископом Толедо, и епископом Феликсом Уржельским на Пиренейском полуострове . Элипанд и Феликс заявили, что Иисус по своей человеческой природе был приемным сыном Бога по благодати Божией, подчеркивая тем самым различие между божественностью и человечностью Христа. Беат и другие противники адопционизма, такие как Алкуин и Паулин II Аквилейский , опасались, что этот взгляд настолько разделит личность Спасителя, что реальность воплощения будет утеряна. Кроме того, многие богословы были обеспокоены тем, что этот адопционизм был новой версией несторианства , выдвинутой Несторием . [ 11 ]
В 794 году Элипанд напал на Беата в письме епископам Галлии, назвав Беата псевдопророком и обвинив его в ложном объявлении о скором конце света. В ответ на разногласия Карл Великий созвал Франкфуртский собор в 794 году. Собравшиеся епископы осудили адопционизм как ересь, а в 798 году Папа Лев III подтвердил ересь адопционизма. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Беат из Лиебаны. «Чудовищная кавалерия, Беат де Сен-Север» . Комментарий к Апокалипсису .
- ^ Браун, Кэтрин (май 2009 г.). «Любовные письма Беата Лиебана современным филологам» . Современная филология . 106 (4): 579–600 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с Коллинз 2000 , с. 225.
- ^ Джавадини 1993 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Виванкос Гомес .
- ^ Jump up to: а б с Вольф 2003 , с. 155.
- ^ Джавадини 1993 , с. 46.
- ^ Уильямс 1992 , стр. 217–218.
- ^ Пьера 2010 .
- ^ Вудворд 1987 , стр. 303–304.
- ^ Гонсалес 2010 , стр. 109–111.
Библиография
[ редактировать ]
- Бизли, Чарльз Рэймонд (1911). . Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). п. 584.
- Кавадини, Джон К. (1993). Последняя христология Запада: адопционизм в Испании и Галлии 785–817 гг . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-3186-1 .
- Коллинз, Роджер (2000). Арабское завоевание Испании: 710–797 гг . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 978-0-631-19405-7 .
- Форбс, Эндрю; Хенли, Дэвид (2012). Апокалипсис: Иллюстрированная книга Откровения . Чиангмай: Книги знатоков. ASIN: B008WAK9SS
- Гонсалес, Хусто Л. (2010). История христианской мысли, том II: от Августина до кануна Реформации . Абингдон Пресс. стр. 109–111. ISBN 9781426721915 .
- Пьера, Монтсеррат (2010). «Беат из Лиебаны (ум. 798)» . Оксфордский словарь средневековья . Издательство Оксфордского университета.
- Виванкос Гомес, Мигель К. «Благословенный Лиебаны» . Королевская академия истории (на испанском языке).
- Уильямс, Джон; Шейлор, Барбара А. (1991). Испанский апокалипсис: рукопись Моргана Беатуса . Нью-Йорк: Г. Бразиллер, Библиотека Пирпонта Моргана. ISBN 978-0-8076-1262-0 .
- Уильямс, Джон (1992). «Цель и образы в комментарии к Апокалипсису Беата из Лиебаны» . В Эммерсоне, Ричард Кеннет (ред.). Апокалипсис в средние века . Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-2282-9 .
- Уильямс, Джон (1997). «Исидор, Орозий и карта Беата» . Образ мира 49 : 7–32. ISSN 0308-5694 . JSTOR 1151330 .
- Вольф, Кеннет Б. (2003). «Беат Лиебаны». В Герли, Э. Майкл (ред.). Средневековая Иберия: Энциклопедия . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-93918-6 .
- Вудворд, Дэвид (1987). «18 — Средневековый Маппаемунди ». Картография в доисторической, древней и средневековой Европе и Средиземноморье . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-31633-8 .