Присциллиан
Присциллиан (на латыни : Priscillianus ; Gallaecia , ок. 340 — Augusta Treverorum , Gallia Belgica , ок. 385 ) — богатый дворянин римской Испании , пропагандировавший строгую форму христианского аскетизма . Он стал епископом Авилы в 380 году. Определенные практики его последователей (например, собрания на загородных виллах вместо посещения церкви) были осуждены на Сарагосском соборе в 380 году . Напряженность между Присциллианом и епископами, выступавшими против его взглядов, продолжалась, равно как и политические маневры с обеих сторон. Около 385 года Присциллиан был обвинен в колдовстве и казнен по распоряжению императора Максима . Аскетическое движение Присциллианизм названо в его честь и продолжалось в Испании и Галлии до конца VI века. Трактаты Присциллиана и его близких последователей, которые считались утерянными, были обнаружены в 1885 году и опубликованы в 1889 году.
Источники
[ редактировать ]Основным и почти современным источником информации о карьере Присциллиана является галльский летописец Сульпиций Север , который охарактеризовал его ( Хроника II.46) как благородного и богатого мирянина, посвятившего свою жизнь учебе и тщеславного своего классического языческого образования. . [ нужна ссылка ]
Жизнь
[ редактировать ]Присциллиан родился около 340 г. в дворянской семье, возможно, на северо-западе Испании ( Галлеции ), и был хорошо образован. Около 370 г. он положил начало движению в пользу аскетизма. [ 1 ] Присциллиан выступал за изучение не только Библии, но и апокрифических книг. Среди его последователей, покоренных его красноречием и суровым аскетическим примером, были епископы Инстанций и Сальвиан. [ 2 ]
Убеждения
[ редактировать ]По мнению Присциллиана, апостолы, пророки и «врачи» (в латинском смысле «учителя») представляют собой божественно назначенные чины Церкви, причем первенство принадлежит врачам, к числу которых Присциллиан причислял себя. «Духовные» постигают и судят обо всем, будучи «детьми мудрости и света»; и подчеркивается различие между плотью и духом, тьмой и светом, Моисеем и Христом, а также «князем мира сего» и Христом. В аскетизме Присциллиан различал три степени, хотя и не отказывал в надежде на помилование тем, кто не смог достичь полного совершенства. Совершенные телом, разумом и духом соблюдали целомудрие, а в случае брака — воздержание. [ 3 ] Некоторые практики присциллианистов известны из осуждающих канонов, изданных Синодом 380 года, например, принятие Евхаристии в церкви, но вкушение ее дома или в монастыре; [ 3 ] женщины присоединяются к мужчинам во время молитвы; поститься даже в воскресенье; и медитировать дома или в горах вместо посещения церкви во время Великого поста .
По словам историка Аны Марии Кастело Мартинс Хорхе , «он сыграл роль катализатора среди лузитанских христиан и кристаллизовал множество аскетических, монашеских и интеллектуальных устремлений, которые были либо справедливо, либо даже полностью несовместимы с христианством, в котором жили великие большинство епископов того времени». [ 4 ]
Оппозиция
[ редактировать ]Его известными противниками в Испании были Гигин , епископ Кордубы , и Гидаций, епископ Августы Эмериты . Они обвинили учение Присциллиана в гностическом характере. [ 5 ] Своей нетерпимостью и строгостью по отношению к Присциллиану Гидатий скорее способствовал, чем предотвращал распространение своей секты. [ 6 ] Гидаций созвал синод, состоявшийся в Цезаравусте в 380 году. На этом синоде присутствовали десять епископов из Испании и двое из Аквитании: Дельфин Бордоский и Фебад Агенский. [ 3 ] Хотя ни Присциллиан, ни кто-либо из его последователей не присутствовал на собрании, он написал в ответ свой третий трактат, оправдывая чтение апокрифической литературы, не отрицая при этом, что ее содержание было частично поддельным. [ 3 ]
В указах не упоминается ни Присциллиан, ни кто-либо из его учеников. Синод запретил некоторые практики. Он запрещал присвоение звания «врача» и запрещал священнослужителям становиться монахами по мотивам более совершенной жизни; женщинам не разрешалось давать титул « девственниц » до тех пор, пока они не достигнут сорокалетнего возраста. Майкл Куликовский характеризует озабоченность Сарагосы как отношения между городом и деревней, а также власть городского епископата над религиозной практикой в отдаленных сельских районах. [ 7 ]
Сразу после синода Присциллиан был избран епископом Авилы или Абелы и был рукоположен Инстанцием и Сальвианом. [ 6 ] Присциллиан теперь был суфражистом Ифация Оссонобского , епископа Лузитании митрополита - , которого он пытался свергнуть, но который затем добился от императора Грациана указа против «лжеепископов и манихеев ». Это была угроза присциллианцам, поскольку Римская империя запретила манихейство задолго до того, как легализовала христианство. [ 8 ] В результате три епископа, Инстанций, Сальвиан и Присциллиан, лично отправились в Рим, чтобы изложить свое дело перед папой Дамасом I , который сам был уроженцем Испании. Ни Папа, ни Амвросий , епископ Медиолана , где проживал император, не предоставили им аудиенции. Сальвиан умер в Риме, но благодаря вмешательству Македония, имперского магистра и врага Амвросия, им удалось добиться отмены указа Грациана и приказа об аресте Ифация. Инстанций и Присциллиан, вернувшись в Испанию, вернули себе кафедры и церкви.
Внезапная перемена произошла в 383 году, когда губернатор Британии Магнус Максим восстал против Грациана , который выступил против него, но был убит. Максим был признан императором Британии , Галлии и Испании и сделал Августу Треверорум в Галлии Бельгийской своей резиденцией.
Там Итаций представил свое дело против Присциллиана, и Максим приказал созвать синод в Бурдигале в 384 году. После этого дело было передано в светский суд в Августе Тревероруме. Итаций и Гидаций Меридские отправились туда на суд. Сульпиций Север отмечает, что Мартин Турский подал императору протест против постановления, в котором говорилось, что обвиняемые, отправившиеся в Тревес, должны быть заключены в тюрьму. [ 4 ] Максимус, испанец по происхождению, рассматривал этот вопрос не как вопрос церковного соперничества, а как вопрос морали и общества. [ 6 ] Говорят также, что он хотел пополнить свою казну путем конфискации имущества осужденных. [ 2 ]
В Огасте-Тревероруме Присциллиан предстал перед светским судом по уголовным обвинениям, включая колдовство, караемое смертной казнью. Присциллиана допросили и заставили признаться, что он изучал непристойные доктрины, проводил ночные встречи с постыдными женщинами и молился обнаженным. [ 9 ] [ 10 ] Следовательно, ему было предъявлено обвинение в занятиях магией (maleficium), за что он был осужден и приговорен к смертной казни. [ 11 ] Ифаций был его главным обвинителем. Присциллиан был осужден и вместе с пятью своими товарищами казнен мечом в 385 году. [ 12 ] [ 8 ] Казнь Присциллиана рассматривается как первый пример вмешательства светского правосудия в церковные дела. [ 4 ] и первый христианин, убитый другими христианами за ересь. [ 13 ]
Реакция на казнь
[ редактировать ]Папа Сириций , Амвросий Миланский и Мартин Турский протестовали против казни, в основном на тех юрисдикционных основаниях, что церковное дело не должно рассматриваться гражданским трибуналом, и работали над уменьшением преследования. Папа Сириций осудил не только Ифация, но и самого императора. Получив информацию от Максима, он отлучил Ифация и его соратников. Во время официального визита в Августу Треверорум Амвросий отказался признать Ифация, «не желая иметь ничего общего с епископами, посылавшими еретиков на смерть». [ 8 ]
Перед судом Мартин добился от Максимуса обещания не применять смертную казнь. После казни Мартин разорвал отношения с Феликсом , епископом Августы Треверорумом, и всеми другими, связанными с расследованием и судом, и восстановил общение только тогда, когда император пообещал прекратить преследование присциллианистов. Максим был убит при попытке вторжения в Италию в 388 году. При новом правителе Ифаций и Гидаций были свергнуты и сосланы. Останки Присциллиана были перевезены из Августы Треверорум в Испанию, где его чествовали как мученика, особенно на западе страны, где присциллианство не угасло до второй половины VI века. [ 8 ]
Продолжение присциллианства
[ редактировать ]Ересь, несмотря на принятые против нее суровые меры, продолжала распространяться как в Галлии, так и в Испании. Письмо Папы Иннокентия I от 20 февраля 405 года Экзуперию, епископу Толосы , было направлено против интерпретации апокрифов присциллианцами. [ 4 ]
В 412 году Лазарь, епископ Экс-ан-Прованса , и Ирод, епископ Арелата , были изгнаны со своих кафедр по обвинению в манихействе. Прокул, митрополит Массилии , и митрополиты Вены и Галлии Нарбонской Секунды также были последователями ригористической традиции Присциллиана. Что-то было сделано для подавления этого синода Турибием Астурийским в синодом 446 году и Толетумским в 447 году; как открыто исповедуемое вероучение, оно должно было быть еще раз объявлено еретическим на втором синоде Бракары Августы в 563 году, что является признаком того, что присциллианский аскетизм все еще был силен еще долгое время после его казни. «Официальная церковь, — говорит Ф. К. Конибир , — должна была уважать аскетический дух до такой степени, чтобы предписывать безбрачие своим священникам и признавать или, скорее, запирать тех мирян, которые желали жить по старому аскетическому идеалу».
Не всегда легко отделить подлинные утверждения самого Присциллиана от утверждений, приписываемых ему его врагами, а также от более поздних событий, предпринятых группами, которых называли присциллианистами. Долгое время преобладавшая оценка Присциллиана как еретика и манихея опиралась на Августина , Турибия Асторгийского , папу Льва I Великого и Орозия (который цитирует фрагмент письма Присциллиана), хотя на Толедском соборе в 400 г. пятнадцать Спустя годы после смерти Присциллиана, когда его дело рассматривалось, самым серьезным обвинением, которое можно было предъявить, была языковая ошибка, связанная с неправильным толкованием слова innascibilis («нерожденный»). [ 14 ] Августин критиковал присциллианистов, которые, по его словам, подобны манихеям в своей привычке поститься по воскресеньям. [ нужна ссылка ]
Присциллианство продолжалось на севере Испании и юге Галлии. Присциллиан почитался как мученик, особенно в Галлеции (современная Галисия и северная Португалия ), где его обезглавленное тело было благоговейно возвращено из Августы Треверорум и якобы стало вновь открыто и почиталось в 9 веке как святой Иаков Великий . [ нужна ссылка ]
Сочинения и повторное открытие
[ редактировать ]Некоторые сочинения Присциллиана считались ортодоксальными и не были сожжены. Например, он разделил послания Павла (включая Послание к Евреям ) на серию текстов по их богословским вопросам и написал введение к каждому разделу. Эти каноны сохранились в форме, отредактированной Перегрином . Они содержат убедительный призыв к жизни в личном благочестии и аскетизме, включая безбрачие и воздержание от мяса и вина. Харизматические дарования всех верующих одинаково подтверждаются. Изучение Священных Писаний настоятельно рекомендуется. Присциллиан придавал большое значение апокрифическим книгам не как вдохновенным, а как полезным в различении истины и заблуждения. [ 2 ] Долгое время считалось, что все его сочинения исчезли, но в 1885 году Георг Шепс обнаружил в Вюрцбургском университете одиннадцать подлинных трактатов, опубликованных в CSEL в 1886 году. [ 14 ] Хотя они носят имя Присциллиана, четыре, описывающие суд над Присциллианом, похоже, были написаны его близким последователем.
Согласно Рэймонду Э. Брауну (1995), источником Comma Yoganeum , более поздней вставки в Первое послание Иоанна , известной с четвертого века, по-видимому, является латинская Liber Apologeticus Присциллиана. [ 15 ]
Подытожена современная оценка Присциллиана. [ как? ] Генри Чедвика (1976). [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ МакГакин 2004 , с. 284.
- ^ Jump up to: а б с Хили 1911 год .
- ^ Jump up to: а б с д Herzog et al. 1910Херцог и др. 1910
- ^ Jump up to: а б с д Хорхе 2006 .
- ^ СМТ 2012 .
- ^ Jump up to: а б с Какой 1911 год .
- ^ Куликовский 2010 , стр. 244–250.
- ^ Jump up to: а б с д Хьюз 1979 , стр. 27–28.
- ^ Босмаджян 1999 , с. 20.
- ^ Кроненфельд 1998 , с. 19.
- ^ Зальцман, Саги и Теста 2015 , с. 167.
- ^ Буррус 1995 , с. 97.
- ^ Вебстер 2019 .
- ^ Jump up to: а б Грив 1911 , с. 361.
- ^ Браун 1995 , Введение.
- ^ Чедвик 1976 .
Источники
[ редактировать ]- Босмаджян, Хейг (1999). Свобода не говорить . Нью-Йорк Пресс. п. 20 . ISBN 978-0-8147-1297-9 .
- Браун, Раймонд Э. (1995). Послания Иоанна . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-14027-9 .
- Беррус, Вирджиния (1995). Создание еретика: пол, авторитет и полемика присциллианистов . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-08997-6 .
- Чедвик, Генри (1976). Присциллиан Авильский: оккультизм и харизматика в ранней церкви . Кларендон Пресс. ISBN 9780198266433 .
- Хили, Патрик Джозеф (1911). Католическая энциклопедия . Том. 12. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Херцог, Иоганн Якоб; Хаук, Альберт; Джексон, Сэмюэл Маколи; Шерман, Чарльз Коулбрук; Гилмор, Джордж Уильям (1910). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога . Том. IX: Петри – Рейхлин. Компания Фанк и Вагналлс.
- Хьюз, Филип (1979). История Церкви: Том 2: Церковь в мире Церковь создана: Августин Аквинский . А&С Черный. ISBN 978-0-7220-7982-9 .
- Хорхе, Ана Мария CM (зима 2006 г.). «Лузитанский епископат в IV веке: Присциллиан Авильский и напряженность между епископами» . Электронный журнал истории Португалии . 4 (2). ISSN 1645-6432 .
- Кроненфельд, Джуди (1998). Король Лир и голая правда: переосмысление языка религии и сопротивления . Издательство Университета Дьюка. п. 19 . * Куликовский, Майкл (2010). Позднеримская Испания и ее города . Джу Пресс. ISBN 978-0-8018-9949-2 .
- МакГакин, Джон Энтони (2004). Вестминстерский справочник по святоотеческому богословию . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22396-0 .
- Зальцман, Мишель Рене; Саги, Марианна; Теста, Рита Лицци (2015). Язычники и христиане в позднеантичном Риме: конфликт, конкуренция и сосуществование в четвертом веке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-11030-4 .
- СМТ (5 января 2012 г.). «Присциллиан Авильский» . Христианство четвертого века . Висконсинский лютеранский колледж . Проверено 9 ноября 2019 г.
- Уэйс, Генри (1911). Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века нашей эры с описанием основных сект и ересей . Лондон: Джон Мюррей.
- Вебстер, Джейсон (17 октября 2019 г.). «Святой Иаков и два лица Испании» . История сегодня . Проверено 19 октября 2019 г.
- Грив, Александр Джеймс (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 360–361. . В
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Конти, Марко (2009). Присциллиан Авильский: Полное собрание сочинений . Оксфорд: ОУП. ISBN 978-0-19-956737-9 .
- Маккенна, Стивен (1938). «Присциллианство и языческие пережитки в Испании». Язычество и языческие пережитки в Испании: вплоть до падения вестготского королевства . Католический университет Америки. п. 50. ISBN 978-1-77083-182-7 .
- Сондерс, Трейси (2007). Паломничество к ереси: не верьте всему, что вам говорят . iUniverse. ISBN 978-0-595-46912-3 . и на испанском языке: Peregrinos de la Herejía (Bóveda 2009), предлагает художественную версию событий из истории Присциллиана и развивает предположение, выдвинутое Генри Чедвиком, о том, что Присциллиан может быть обитателем гробницы в Сантьяго-де-Компостела.