Jump to content

Присциллиан

(Перенаправлено с Гигина Кордовского )

Присциллиан (на латыни : Priscillianus ; Gallaecia , ок. 340 Augusta Treverorum , Gallia Belgica , ок. 385 ) — богатый дворянин римской Испании , пропагандировавший строгую форму христианского аскетизма . Он стал епископом Авилы в 380 году. Определенные практики его последователей (например, собрания на загородных виллах вместо посещения церкви) были осуждены на Сарагосском соборе в 380 году . Напряженность между Присциллианом и епископами, выступавшими против его взглядов, продолжалась, равно как и политические маневры с обеих сторон. Около 385 года Присциллиан был обвинен в колдовстве и казнен по распоряжению императора Максима . Аскетическое движение Присциллианизм названо в его честь и продолжалось в Испании и Галлии до конца VI века. Трактаты Присциллиана и его близких последователей, которые считались утерянными, были обнаружены в 1885 году и опубликованы в 1889 году.

Источники

[ редактировать ]

Основным и почти современным источником информации о карьере Присциллиана является галльский летописец Сульпиций Север , который охарактеризовал его ( Хроника II.46) как благородного и богатого мирянина, посвятившего свою жизнь учебе и тщеславного своего классического языческого образования. . [ нужна ссылка ]

Присциллиан родился около 340 г. в дворянской семье, возможно, на северо-западе Испании ( Галлеции ), и был хорошо образован. Около 370 г. он положил начало движению в пользу аскетизма. [ 1 ] Присциллиан выступал за изучение не только Библии, но и апокрифических книг. Среди его последователей, покоренных его красноречием и суровым аскетическим примером, были епископы Инстанций и Сальвиан. [ 2 ]

Убеждения

[ редактировать ]

По мнению Присциллиана, апостолы, пророки и «врачи» (в латинском смысле «учителя») представляют собой божественно назначенные чины Церкви, причем первенство принадлежит врачам, к числу которых Присциллиан причислял себя. «Духовные» постигают и судят обо всем, будучи «детьми мудрости и света»; и подчеркивается различие между плотью и духом, тьмой и светом, Моисеем и Христом, а также «князем мира сего» и Христом. В аскетизме Присциллиан различал три степени, хотя и не отказывал в надежде на помилование тем, кто не смог достичь полного совершенства. Совершенные телом, разумом и духом соблюдали целомудрие, а в случае брака — воздержание. [ 3 ] Некоторые практики присциллианистов известны из осуждающих канонов, изданных Синодом 380 года, например, принятие Евхаристии в церкви, но вкушение ее дома или в монастыре; [ 3 ] женщины присоединяются к мужчинам во время молитвы; поститься даже в воскресенье; и медитировать дома или в горах вместо посещения церкви во время Великого поста .

По словам историка Аны Марии Кастело Мартинс Хорхе , «он сыграл роль катализатора среди лузитанских христиан и кристаллизовал множество аскетических, монашеских и интеллектуальных устремлений, которые были либо справедливо, либо даже полностью несовместимы с христианством, в котором жили великие большинство епископов того времени». [ 4 ]

Оппозиция

[ редактировать ]

Его известными противниками в Испании были Гигин , епископ Кордубы , и Гидаций, епископ Августы Эмериты . Они обвинили учение Присциллиана в гностическом характере. [ 5 ] Своей нетерпимостью и строгостью по отношению к Присциллиану Гидатий скорее способствовал, чем предотвращал распространение своей секты. [ 6 ] Гидаций созвал синод, состоявшийся в Цезаравусте в 380 году. На этом синоде присутствовали десять епископов из Испании и двое из Аквитании: Дельфин Бордоский и Фебад Агенский. [ 3 ] Хотя ни Присциллиан, ни кто-либо из его последователей не присутствовал на собрании, он написал в ответ свой третий трактат, оправдывая чтение апокрифической литературы, не отрицая при этом, что ее содержание было частично поддельным. [ 3 ]

В указах не упоминается ни Присциллиан, ни кто-либо из его учеников. Синод запретил некоторые практики. Он запрещал присвоение звания «врача» и запрещал священнослужителям становиться монахами по мотивам более совершенной жизни; женщинам не разрешалось давать титул « девственниц » до тех пор, пока они не достигнут сорокалетнего возраста. Майкл Куликовский характеризует озабоченность Сарагосы как отношения между городом и деревней, а также власть городского епископата над религиозной практикой в ​​отдаленных сельских районах. [ 7 ]

Сразу после синода Присциллиан был избран епископом Авилы или Абелы и был рукоположен Инстанцием и Сальвианом. [ 6 ] Присциллиан теперь был суфражистом Ифация Оссонобского , епископа Лузитании митрополита - , которого он пытался свергнуть, но который затем добился от императора Грациана указа против «лжеепископов и манихеев ». Это была угроза присциллианцам, поскольку Римская империя запретила манихейство задолго до того, как легализовала христианство. [ 8 ] В результате три епископа, Инстанций, Сальвиан и Присциллиан, лично отправились в Рим, чтобы изложить свое дело перед папой Дамасом I , который сам был уроженцем Испании. Ни Папа, ни Амвросий , епископ Медиолана , где проживал император, не предоставили им аудиенции. Сальвиан умер в Риме, но благодаря вмешательству Македония, имперского магистра и врага Амвросия, им удалось добиться отмены указа Грациана и приказа об аресте Ифация. Инстанций и Присциллиан, вернувшись в Испанию, вернули себе кафедры и церкви.

Внезапная перемена произошла в 383 году, когда губернатор Британии Магнус Максим восстал против Грациана , который выступил против него, но был убит. Максим был признан императором Британии , Галлии и Испании и сделал Августу Треверорум в Галлии Бельгийской своей резиденцией.

Там Итаций представил свое дело против Присциллиана, и Максим приказал созвать синод в Бурдигале в 384 году. После этого дело было передано в светский суд в Августе Тревероруме. Итаций и Гидаций Меридские отправились туда на суд. Сульпиций Север отмечает, что Мартин Турский подал императору протест против постановления, в котором говорилось, что обвиняемые, отправившиеся в Тревес, должны быть заключены в тюрьму. [ 4 ] Максимус, испанец по происхождению, рассматривал этот вопрос не как вопрос церковного соперничества, а как вопрос морали и общества. [ 6 ] Говорят также, что он хотел пополнить свою казну путем конфискации имущества осужденных. [ 2 ]

В Огасте-Тревероруме Присциллиан предстал перед светским судом по уголовным обвинениям, включая колдовство, караемое смертной казнью. Присциллиана допросили и заставили признаться, что он изучал непристойные доктрины, проводил ночные встречи с постыдными женщинами и молился обнаженным. [ 9 ] [ 10 ] Следовательно, ему было предъявлено обвинение в занятиях магией (maleficium), за что он был осужден и приговорен к смертной казни. [ 11 ] Ифаций был его главным обвинителем. Присциллиан был осужден и вместе с пятью своими товарищами казнен мечом в 385 году. [ 12 ] [ 8 ] Казнь Присциллиана рассматривается как первый пример вмешательства светского правосудия в церковные дела. [ 4 ] и первый христианин, убитый другими христианами за ересь. [ 13 ]

Реакция на казнь

[ редактировать ]

Папа Сириций , Амвросий Миланский и Мартин Турский протестовали против казни, в основном на тех юрисдикционных основаниях, что церковное дело не должно рассматриваться гражданским трибуналом, и работали над уменьшением преследования. Папа Сириций осудил не только Ифация, но и самого императора. Получив информацию от Максима, он отлучил Ифация и его соратников. Во время официального визита в Августу Треверорум Амвросий отказался признать Ифация, «не желая иметь ничего общего с епископами, посылавшими еретиков на смерть». [ 8 ]

Перед судом Мартин добился от Максимуса обещания не применять смертную казнь. После казни Мартин разорвал отношения с Феликсом , епископом Августы Треверорумом, и всеми другими, связанными с расследованием и судом, и восстановил общение только тогда, когда император пообещал прекратить преследование присциллианистов. Максим был убит при попытке вторжения в Италию в 388 году. При новом правителе Ифаций и Гидаций были свергнуты и сосланы. Останки Присциллиана были перевезены из Августы Треверорум в Испанию, где его чествовали как мученика, особенно на западе страны, где присциллианство не угасло до второй половины VI века. [ 8 ]

Продолжение присциллианства

[ редактировать ]

Ересь, несмотря на принятые против нее суровые меры, продолжала распространяться как в Галлии, так и в Испании. Письмо Папы Иннокентия I от 20 февраля 405 года Экзуперию, епископу Толосы , было направлено против интерпретации апокрифов присциллианцами. [ 4 ]

В 412 году Лазарь, епископ Экс-ан-Прованса , и Ирод, епископ Арелата , были изгнаны со своих кафедр по обвинению в манихействе. Прокул, митрополит Массилии , и митрополиты Вены и Галлии Нарбонской Секунды также были последователями ригористической традиции Присциллиана. Что-то было сделано для подавления этого синода Турибием Астурийским в синодом 446 году и Толетумским в 447 году; как открыто исповедуемое вероучение, оно должно было быть еще раз объявлено еретическим на втором синоде Бракары Августы в 563 году, что является признаком того, что присциллианский аскетизм все еще был силен еще долгое время после его казни. «Официальная церковь, — говорит Ф. К. Конибир , — должна была уважать аскетический дух до такой степени, чтобы предписывать безбрачие своим священникам и признавать или, скорее, запирать тех мирян, которые желали жить по старому аскетическому идеалу».

Не всегда легко отделить подлинные утверждения самого Присциллиана от утверждений, приписываемых ему его врагами, а также от более поздних событий, предпринятых группами, которых называли присциллианистами. Долгое время преобладавшая оценка Присциллиана как еретика и манихея опиралась на Августина , Турибия Асторгийского , папу Льва I Великого и Орозия (который цитирует фрагмент письма Присциллиана), хотя на Толедском соборе в 400 г. пятнадцать Спустя годы после смерти Присциллиана, когда его дело рассматривалось, самым серьезным обвинением, которое можно было предъявить, была языковая ошибка, связанная с неправильным толкованием слова innascibilis («нерожденный»). [ 14 ] Августин критиковал присциллианистов, которые, по его словам, подобны манихеям в своей привычке поститься по воскресеньям. [ нужна ссылка ]

Присциллианство продолжалось на севере Испании и юге Галлии. Присциллиан почитался как мученик, особенно в Галлеции (современная Галисия и северная Португалия ), где его обезглавленное тело было благоговейно возвращено из Августы Треверорум и якобы стало вновь открыто и почиталось в 9 веке как святой Иаков Великий . [ нужна ссылка ]

Сочинения и повторное открытие

[ редактировать ]

Некоторые сочинения Присциллиана считались ортодоксальными и не были сожжены. Например, он разделил послания Павла (включая Послание к Евреям ) на серию текстов по их богословским вопросам и написал введение к каждому разделу. Эти каноны сохранились в форме, отредактированной Перегрином . Они содержат убедительный призыв к жизни в личном благочестии и аскетизме, включая безбрачие и воздержание от мяса и вина. Харизматические дарования всех верующих одинаково подтверждаются. Изучение Священных Писаний настоятельно рекомендуется. Присциллиан придавал большое значение апокрифическим книгам не как вдохновенным, а как полезным в различении истины и заблуждения. [ 2 ] Долгое время считалось, что все его сочинения исчезли, но в 1885 году Георг Шепс обнаружил в Вюрцбургском университете одиннадцать подлинных трактатов, опубликованных в CSEL в 1886 году. [ 14 ] Хотя они носят имя Присциллиана, четыре, описывающие суд над Присциллианом, похоже, были написаны его близким последователем.

Согласно Рэймонду Э. Брауну (1995), источником Comma Yoganeum , более поздней вставки в Первое послание Иоанна , известной с четвертого века, по-видимому, является латинская Liber Apologeticus Присциллиана. [ 15 ]

Подытожена современная оценка Присциллиана. [ как? ] Генри Чедвика (1976). [ 16 ]

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Конти, Марко (2009). Присциллиан Авильский: Полное собрание сочинений . Оксфорд: ОУП. ISBN  978-0-19-956737-9 .
  • Маккенна, Стивен (1938). «Присциллианство и языческие пережитки в Испании». Язычество и языческие пережитки в Испании: вплоть до падения вестготского королевства . Католический университет Америки. п. 50. ISBN  978-1-77083-182-7 .
  • Сондерс, Трейси (2007). Паломничество к ереси: не верьте всему, что вам говорят . iUniverse. ISBN  978-0-595-46912-3 . и на испанском языке: Peregrinos de la Herejía (Bóveda 2009), предлагает художественную версию событий из истории Присциллиана и развивает предположение, выдвинутое Генри Чедвиком, о том, что Присциллиан может быть обитателем гробницы в Сантьяго-де-Компостела.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 63e3560812a4a4e594138097752bd2cd__1719335220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/cd/63e3560812a4a4e594138097752bd2cd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Priscillian - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)