Jump to content

Иоганн Тетцель

Иоганн Тетцель
Рожденный в. 1465
Умер 11 августа 1519 г. (11 августа 1519 г.) (53–54 лет)
Лейпциг , электорат Саксонии
Занятие Доминиканский проповедник
Известный Продажа индульгенций

Иоганн Тецель ОП (ок. 1465 - 11 августа 1519) был немецким доминиканским монахом и проповедником. был назначен инквизитором Польши Он и Саксонии . [1] [2] позже стал Великим комиссаром по индульгенциям в Германии. Тецель был известен тем, что предоставлял индульгенции от имени католической церкви в обмен на деньги. Индульгенции дают прощение временного наказания за грех, вина за который прощена. Это во многом способствовало написанию Мартином Лютером своих «Девяносто пяти тезисов» . Индульгенции, проданные Тетцелем, в основном использовались для финансирования и строительства новой базилики Святого Петра в Риме.

Тецель родился в Пирне , Саксония , и изучал теологию и философию в Лейпцигском университете . Он вступил в орден доминиканцев. [3] в 1489 году добился определенных успехов как проповедник, а в 1502 году кардинал Джованни Медичи , впоследствии папа Лев X, поручил ему проповедовать Юбилейную индульгенцию, что он и делал на протяжении всей своей жизни. В 1509 году он был назначен инквизитором Польши, а в январе 1517 года — уполномоченным по индульгенциям архиепископа Альбрехта фон Бранденбурга в Магдебургской и Хальберштадтской епархиях.

Он получил степень лиценциата священного богословия в Университете Франкфурта-на-Одере в 1517 году, а затем доктора священного богословия в 1518 году, защитив в двух диспутах учение об индульгенциях против Мартина Лютера . Обвинение в том, что он продал полное прощение еще не совершенных грехов, вызвало большой скандал. Считалось, что все деньги, собранные Тетцелем, предназначались для продолжающейся реконструкции собора Святого Петра , хотя половина денег пошла архиепископу Майнца , кардиналу Альберту Бранденбургскому (под чьим руководством действовал Тецель), для погашения долга. долги, возникшие при обеспечении назначения Альберта на пост архиепископа. [4] Лютер начал открыто проповедовать против него и был вдохновлен на написание своих знаменитых «Девяносто пяти тезисов» отчасти благодаря действиям Тецеля: [4] в котором он заявляет,

27. Они проповедуют только человеческие учения, которые говорят, что как только деньги звенят в копилке, душа вылетает из чистилища.
28. Несомненно, когда в сундуке с деньгами звенят деньги, жадность и скупость могут увеличиться; но когда церковь ходатайствует, результат находится в руках только Бога.

Тецеля также осудили (хотя позже и помиловали) за безнравственность. Когда он обнаружил, что Карл фон Мильтиц обвинил его в совершении многочисленных мошенничеств и растрат, он удалился, сломленный духом, пошатнувшийся здоровьем, в доминиканский монастырь в Лейпциге. Позже Мильтиц был дискредитирован до такой степени, что его утверждения не имеют исторического веса. [5]

Тецель умер в Лейпциге в 1519 году. На момент смерти Тецель приобрел дурную славу, и публика его сторонилась.

Когда Лютер услышал, что Тецель смертельно болен и находится на смертном одре, он написал ему, чтобы утешить, и посоветовал ему «не тревожиться, ибо дело началось не из-за него, но у ребенка был совсем другой отец». [6] После его смерти он был с почестями похоронен и предан земле перед главным алтарем Доминиканской церкви в Лейпциге. [7]

Доктринальные позиции

[ редактировать ]
Сундук Тецеля на выставке в церкви Св. Николая в Ютербоге.

Тецель преувеличил католическую доктрину относительно индульгенций умершим. Он стал известен благодаря приписываемому ему куплету:

Как только золото в ларце зазвенит
Спасенная душа попадает в рай [8]

Это часто цитируемое высказывание никоим образом не отражало официальное католическое учение об индульгенциях, а скорее отражало способность Тецеля к преувеличениям. И все же, если Тецель преувеличивал вопрос об индульгенциях для умерших, его учение об индульгенциях для живых было чисто католическим учением. Немецкий католический историк Людвиг фон Пастор объясняет:

Прежде всего, необходимо провести самое четкое различие между индульгенциями для живых и индульгенциями для мертвых.
Что касается индульгенций для живых, Тецель всегда учил чистому (католическому) учению. Утверждение, что он выдвигал индульгенции не только как прощение временного наказания за грех, но и как прощение его вины, столь же необоснованно, как и другое обвинение против него, что он продавал прощение грехов за деньги, даже не любое упоминание о раскаянии и исповедании или о том, что за плату он отпустил грехи, которые могли быть совершены в будущем. Его учение было на самом деле весьма определенным и вполне согласовывалось с богословием (католической) церкви, как тогда, так и сейчас, т. е. что индульгенции «применяются только к временному наказанию за грехи, которые совершили». уже покаялся и исповедовался"...

Дело сильно отличалось от индульгенций по умершим. Что касается этого, то нет никаких сомнений в том, что Тецель, в соответствии с тем, что он считал своими авторитетными инструкциями, провозгласил в качестве христианской доктрины, что для получения снисхождения к умершим не требуется ничего, кроме приношения денег, и не может быть и речи о раскаянии или исповедании. . Он также учил, в соответствии с существовавшим тогда мнением, что индульгенция может быть применена к любой душе с неизменным эффектом. Исходя из этого предположения, нет никаких сомнений в том, что его доктрина фактически была доктриной известной радикальной пословицы.

Папская булла о индульгенциях не давала никаких санкций этому предложению. Это было расплывчатое схоластическое мнение, отвергнутое Сорбонной в 1482 году, а затем в 1518 году, и уж точно не учение Церкви, которое таким образом ошибочно выдвигалось как догматическая истина. Первый среди богословов римского двора, кардинал Каэтан , был врагом всех подобных излишеств и решительно заявлял, что, даже если богословы и проповедники проповедовали такие мнения, им не нужно было давать никакой веры. «Проповедники, — говорил он, — говорят от имени Церкви лишь до тех пор, пока они провозглашают учение Христа и Его Церкви; но если они ради своих собственных целей учат тому, о чем ничего не знают и что является только их собственное воображение, их нельзя считать рупорами Церкви. Никто не должен удивляться, если такие люди впадут в заблуждение». [9]

Иоганн Тетцель принимает присягу (1717 г.)

впечатление Лютера

[ редактировать ]

Лютер утверждал, что Тецель получил в Лейпциге значительную сумму денег от дворянина, который попросил у него индульгенционную грамоту за будущий грех. Предположительно, Тецель ответил утвердительно, настаивая на том, что платеж должен быть произведен немедленно. Дворянин так и сделал и получил письмо и печать от Тецеля.

Однако, когда Тецель покинул Лейпциг, дворянин напал на него по дороге и основательно избил, отправив обратно в Лейпциг с пустыми руками, с замечанием, что он имел в виду будущий грех. Герцог Георг сначала был в ярости из-за этого инцидента, но когда он услышал всю историю, он оставил ее без внимания, не наказывая дворянина.

Лютер также утверждал, что в Галле Тецель сказал, что индульгенция может стереть грех человека, виновного в изнасиловании Марии, Богородицы . Однако Тетцель получил письменные показания от властей Галле, как гражданских, так и церковных, которые клялись, что Тецель никогда не делал подобных заявлений. [10]

[ редактировать ]

Тетцеля изображали на сцене и на экране следующие лица:

  1. ^ «Иоганн Тецель» . Британская энциклопедия . Проверено 23 ноября 2018 г. Тецель был назначен инквизитором Польши (1509 г.), а затем и Саксонии.
  2. ^ «Иоганн Тецель» . Католическая энциклопедия . Новый Адвент . Проверено 23 ноября 2018 г. По просьбе польского провинциала Яна Адвокати он был назначен инквизитором Польши генерал-майором Каэтаном… но после разрыва отношений с польской провинцией он был назначен инквизитором саксонской провинции.
  3. ^ Ганс 1912 , с. 539.
  4. ^ Jump up to: а б Поллард 1911 год .
  5. ^ Ганс 1912 .
  6. ^ Смит 1913 , с. 570.
  7. ^ «Иоганн Тецель» . Новый Адвент . Проверено 31 октября 2018 г.
  8. ^ Ганс 1912 , с. 540.
  9. ^ Пастор 1908 , стр. 347–350.
  10. ^ Дюрант 1957 , с. 339

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бюнц, Энно; Кюне, Хартмут; Виганд, Питер, ред. (2017). Иоганн Тецель и индульгенция (на немецком языке). Берлин: Лукас Верлаг. ISBN  978-3-86732-262-1 .
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8aa8182ec0435f773110ba86d047ec76__1712723340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/76/8aa8182ec0435f773110ba86d047ec76.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Johann Tetzel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)