Иоганн Тетцель
Иоганн Тетцель | |
---|---|
Рожденный | в. 1465 |
Умер | 11 августа 1519 г. Лейпциг , электорат Саксонии | (53–54 лет)
Занятие | Доминиканский проповедник |
Известный | Продажа индульгенций |
Иоганн Тецель ОП (ок. 1465 - 11 августа 1519) был немецким доминиканским монахом и проповедником. был назначен инквизитором Польши Он и Саксонии . [1] [2] позже стал Великим комиссаром по индульгенциям в Германии. Тецель был известен тем, что предоставлял индульгенции от имени католической церкви в обмен на деньги. Индульгенции дают прощение временного наказания за грех, вина за который прощена. Это во многом способствовало написанию Мартином Лютером своих «Девяносто пяти тезисов» . Индульгенции, проданные Тетцелем, в основном использовались для финансирования и строительства новой базилики Святого Петра в Риме.
Жизнь
[ редактировать ]Тецель родился в Пирне , Саксония , и изучал теологию и философию в Лейпцигском университете . Он вступил в орден доминиканцев. [3] в 1489 году добился определенных успехов как проповедник, а в 1502 году кардинал Джованни Медичи , впоследствии папа Лев X, поручил ему проповедовать Юбилейную индульгенцию, что он и делал на протяжении всей своей жизни. В 1509 году он был назначен инквизитором Польши, а в январе 1517 года — уполномоченным по индульгенциям архиепископа Альбрехта фон Бранденбурга в Магдебургской и Хальберштадтской епархиях.
Он получил степень лиценциата священного богословия в Университете Франкфурта-на-Одере в 1517 году, а затем доктора священного богословия в 1518 году, защитив в двух диспутах учение об индульгенциях против Мартина Лютера . Обвинение в том, что он продал полное прощение еще не совершенных грехов, вызвало большой скандал. Считалось, что все деньги, собранные Тетцелем, предназначались для продолжающейся реконструкции собора Святого Петра , хотя половина денег пошла архиепископу Майнца , кардиналу Альберту Бранденбургскому (под чьим руководством действовал Тецель), для погашения долга. долги, возникшие при обеспечении назначения Альберта на пост архиепископа. [4] Лютер начал открыто проповедовать против него и был вдохновлен на написание своих знаменитых «Девяносто пяти тезисов» отчасти благодаря действиям Тецеля: [4] в котором он заявляет,
27. Они проповедуют только человеческие учения, которые говорят, что как только деньги звенят в копилке, душа вылетает из чистилища.
28. Несомненно, когда в сундуке с деньгами звенят деньги, жадность и скупость могут увеличиться; но когда церковь ходатайствует, результат находится в руках только Бога.
Тецеля также осудили (хотя позже и помиловали) за безнравственность. Когда он обнаружил, что Карл фон Мильтиц обвинил его в совершении многочисленных мошенничеств и растрат, он удалился, сломленный духом, пошатнувшийся здоровьем, в доминиканский монастырь в Лейпциге. Позже Мильтиц был дискредитирован до такой степени, что его утверждения не имеют исторического веса. [5]
Тецель умер в Лейпциге в 1519 году. На момент смерти Тецель приобрел дурную славу, и публика его сторонилась.
Когда Лютер услышал, что Тецель смертельно болен и находится на смертном одре, он написал ему, чтобы утешить, и посоветовал ему «не тревожиться, ибо дело началось не из-за него, но у ребенка был совсем другой отец». [6] После его смерти он был с почестями похоронен и предан земле перед главным алтарем Доминиканской церкви в Лейпциге. [7]
Доктринальные позиции
[ редактировать ]Тецель преувеличил католическую доктрину относительно индульгенций умершим. Он стал известен благодаря приписываемому ему куплету:
Как только золото в ларце зазвенит
Спасенная душа попадает в рай [8]
Это часто цитируемое высказывание никоим образом не отражало официальное католическое учение об индульгенциях, а скорее отражало способность Тецеля к преувеличениям. И все же, если Тецель преувеличивал вопрос об индульгенциях для умерших, его учение об индульгенциях для живых было чисто католическим учением. Немецкий католический историк Людвиг фон Пастор объясняет:
Прежде всего, необходимо провести самое четкое различие между индульгенциями для живых и индульгенциями для мертвых.
Что касается индульгенций для живых, Тецель всегда учил чистому (католическому) учению. Утверждение, что он выдвигал индульгенции не только как прощение временного наказания за грех, но и как прощение его вины, столь же необоснованно, как и другое обвинение против него, что он продавал прощение грехов за деньги, даже не любое упоминание о раскаянии и исповедании или о том, что за плату он отпустил грехи, которые могли быть совершены в будущем. Его учение было на самом деле весьма определенным и вполне согласовывалось с богословием (католической) церкви, как тогда, так и сейчас, т. е. что индульгенции «применяются только к временному наказанию за грехи, которые совершили». уже покаялся и исповедовался"...Дело сильно отличалось от индульгенций по умершим. Что касается этого, то нет никаких сомнений в том, что Тецель, в соответствии с тем, что он считал своими авторитетными инструкциями, провозгласил в качестве христианской доктрины, что для получения снисхождения к умершим не требуется ничего, кроме приношения денег, и не может быть и речи о раскаянии или исповедании. . Он также учил, в соответствии с существовавшим тогда мнением, что индульгенция может быть применена к любой душе с неизменным эффектом. Исходя из этого предположения, нет никаких сомнений в том, что его доктрина фактически была доктриной известной радикальной пословицы.
Папская булла о индульгенциях не давала никаких санкций этому предложению. Это было расплывчатое схоластическое мнение, отвергнутое Сорбонной в 1482 году, а затем в 1518 году, и уж точно не учение Церкви, которое таким образом ошибочно выдвигалось как догматическая истина. Первый среди богословов римского двора, кардинал Каэтан , был врагом всех подобных излишеств и решительно заявлял, что, даже если богословы и проповедники проповедовали такие мнения, им не нужно было давать никакой веры. «Проповедники, — говорил он, — говорят от имени Церкви лишь до тех пор, пока они провозглашают учение Христа и Его Церкви; но если они ради своих собственных целей учат тому, о чем ничего не знают и что является только их собственное воображение, их нельзя считать рупорами Церкви. Никто не должен удивляться, если такие люди впадут в заблуждение». [9]
впечатление Лютера
[ редактировать ]Лютер утверждал, что Тецель получил в Лейпциге значительную сумму денег от дворянина, который попросил у него индульгенционную грамоту за будущий грех. Предположительно, Тецель ответил утвердительно, настаивая на том, что платеж должен быть произведен немедленно. Дворянин так и сделал и получил письмо и печать от Тецеля.
Однако, когда Тецель покинул Лейпциг, дворянин напал на него по дороге и основательно избил, отправив обратно в Лейпциг с пустыми руками, с замечанием, что он имел в виду будущий грех. Герцог Георг сначала был в ярости из-за этого инцидента, но когда он услышал всю историю, он оставил ее без внимания, не наказывая дворянина.
Лютер также утверждал, что в Галле Тецель сказал, что индульгенция может стереть грех человека, виновного в изнасиловании Марии, Богородицы . Однако Тетцель получил письменные показания от властей Галле, как гражданских, так и церковных, которые клялись, что Тецель никогда не делал подобных заявлений. [10]
В популярной культуре
[ редактировать ]Тетцеля изображали на сцене и на экране следующие лица:
- Якоб Тидтке в немецком фильме 1928 года «Лютер» .
- Александр Гейдж в фильме 1953 года «Мартин Лютер» .
- В пьесе Джона Осборна » 1961 года «Лютер Тецеля сыграл Питер Булл в оригинальных лондонских и бродвейских постановках, Хью Гриффит в фильме по пьесе 1973 года и Ричард Гриффитс в возрождении Национального театра 2001 года.
- Клайв Свифт в фильме 1983 года «Мартин Лютер, Еретик» .
- Альфред Молина в фильме 2003 года «Лютер» .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Иоганн Тецель» . Британская энциклопедия . Проверено 23 ноября 2018 г.
Тецель был назначен инквизитором Польши (1509 г.), а затем и Саксонии.
- ^ «Иоганн Тецель» . Католическая энциклопедия . Новый Адвент . Проверено 23 ноября 2018 г.
По просьбе польского провинциала Яна Адвокати он был назначен инквизитором Польши генерал-майором Каэтаном… но после разрыва отношений с польской провинцией он был назначен инквизитором саксонской провинции.
- ^ Ганс 1912 , с. 539.
- ^ Jump up to: а б Поллард 1911 год .
- ^ Ганс 1912 .
- ^ Смит 1913 , с. 570.
- ^ «Иоганн Тецель» . Новый Адвент . Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ Ганс 1912 , с. 540.
- ^ Пастор 1908 , стр. 347–350.
- ^ Дюрант 1957 , с. 339
Библиография
[ редактировать ]- Дюрант, Уилл (1957). Реформация . История цивилизации . Том. 6. Саймон и Шустер.
- Гансс, Генри Джордж (1912). « Иоганн Тетцель ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 14. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. стр. 539–541.
- Пастор Людвиг (1908). Керр, Ральф Фрэнсис (ред.). История пап с конца средневековья . Том. 7. Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трубнер и Ко . Проверено 17 октября 2017 г.
- Поллард, Альберт Фредерик (1911). « Тецель, Иоганн ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 672.
- Смит, Сохранено , изд. (1913). . Том. 1. Филадельфия: Лютеранское издательское общество.
- Веддер, Генри К. (1914). Реформация в Германии . Нью-Йорк: Компания Macmillan . Проверено 17 октября 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бюнц, Энно; Кюне, Хартмут; Виганд, Питер, ред. (2017). Иоганн Тецель и индульгенция (на немецком языке). Берлин: Лукас Верлаг. ISBN 978-3-86732-262-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Иоганна Тетцеля в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)