Криптокальвинизм
Криптокальвинизм — это уничижительный термин, описывающий часть тех членов лютеранской церкви в Германии, которые были обвинены в тайной поддержке кальвинистского учения о Евхаристии в течение десятилетий сразу после смерти Мартина Лютера в 1546 году. Он обозначает то, что рассматривалось как скрытый ( крипто - от греч . κρύπτω, что означает «скрывать, скрывать, скрываться») [ 1 ] Кальвинистская вера, то есть доктрины Жана Кальвина , членов лютеранской церкви. Термину криптокальвинизм в лютеранстве предшествовали термины цвинглианец и сакраментарианец . Кроме того, янсенизм в криптокальвинизме. католики обвиняли [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]
У Мартина Лютера были разногласия с « сакраментарианцами », и он выступил против них, например, в своей книге «Таинство Тела и Крови Христовых — против фанатиков» и «Исповедь относительно Вечери Христовой» . Филипп I Гессенский организовал Марбургский разговор в 1529 году, но не удалось достичь согласия относительно доктрины Реального Присутствия . Впоследствии было подписано Виттенбергское соглашение 1536 года, но эта попытка решения вопроса в конечном итоге провалилась.
В то время как лютеранство ослабло после Шмалькальдской войны и временных разногласий, кальвинистская Реформация распространялась по Европе. Кальвинисты хотели помочь лютеранам отказаться от «остатков папства », как они это видели. К этому времени кальвинизм распространил свое влияние на южную Германию (не в последнюю очередь благодаря работе Мартина Буцера ), но Аугсбургский мир (1555 г.) предоставил религиозную свободу в Германии только лютеранам, и официально она не распространялась на кальвинистов до тех пор, пока 1648 Вестфальский договор года. В то время как Буллингер , преемник Цвингли , в 1549 году принял гораздо менее радикальный взгляд Кальвина на присутствие Христа в Вечере Господней (то есть, что Евхаристия была больше, чем просто знамением и что Христос действительно был присутствовал в нем и был принят верой), кальвинистские богословы считали, что лютеранское богословие также изменило свой взгляд на Реальное Присутствие , поскольку этот вопрос больше не обсуждался, и филиппистское учение давало некоторое обоснование этому выводу.
Филиппизм
[ редактировать ]Современное использование термина криптофилиппист
[ редактировать ]Начиная с 20-го века, некоторые ученые начали использовать термин «криптофилиппист» вместо слова «криптокальвинист». Однако смысл этого термина не изменился. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Когда Лютер умер в 1546 году, его ближайший друг и союзник Филипп Меланхтон стал ведущим лютеранским богословом протестантской Реформации . По образованию он был не богословом, а, скорее, знатоком классической литературы, и его богословский подход стал более или менее ироничным как по отношению к католицизму , так и по отношению к кальвинизму , подходу, которому также следовали его ученики, называемые филиппистами . Такое отношение к реформатскому учению о Евхаристии стало очевидным уже в 1540 году, когда Меланхтон опубликовал другую версию Аугсбургского исповедания (« Вариата »), в которой статья о реальном присутствии существенно отличалась от того, что было высказано в 1530 году. Формулировка следующая:
- Издание 1530 года: «Что касается Вечери Господней, они учат, что Тело и Кровь Христа действительно присутствуют и передаются (передаются) тем, кто вкушает Вечерю Господню; и они не одобряют тех, кто учит иначе».
- Издание «Вариата» 1540 г.: «Что касается Вечери Господней, они учат, что с хлебом и вином истинно явлены Тело и Кровь Христовы тем, кто вкушает Вечерю Господню». [ 4 ]
Измененное издание было положено в основу переговоров с католиками на беседах в Вормсе и Ратисбоне в 1541 году, а также на более поздних беседах в 1546 и 1557 годах. Оно было напечатано (с названием и предисловием Invariata) в Corpus Doctrinae Philippicum. в 1559 г.; оно было прямо одобрено лютеранскими князьями на Наумбургском конвенте в 1561 году, после смерти Меланхтона, как улучшенная модификация и аутентичная интерпретация Исповедания, и его придерживались меланхтонианцы и реформаты даже после принятия «Книги согласия». (1580). Джон Кальвин также подписал его. Однако он не имел юридического статуса, данного первоначальной версии Аугсбургским миром .
Второй сакраментарианский спор
[ редактировать ]Реальное присутствие Лютера не вызывало никаких сомнений: освященное воинство — это тело Христа , [ 5 ] тогда как для Меланхтона слова, сказанные при установлении Иисусом, лишь обещали, что его тело и кровь будут приняты. [ 6 ] Меланхтон отверг учение о вездесущности и говорил о личном присутствии Христа в Евхаристии, без каких-либо дальнейших определений. [ нужна ссылка ] . Богословию школы Меланхтона в целом противостояли лютеране, которых оппоненты называли флацианцами. [ нужна ссылка ] Позже их стали называть « гнесио-лютеранами ». Матиас Флаций был лидером против филиппизма в более ранних спорах, но даже гнезио-лютеране не обращали особого внимания на учение о Евхаристии, пока в 1552 году Иоахим Вестфаль не начал писать против тех, кто отрицал Реальное Присутствие. Когда в 1555 году ему ответил сам Жан Кальвин , возникла открытая межпротестантская полемика по поводу Евхаристии, в которой участвовали Ласко , Буллингер , Очино , Валерандус Поланус , Беза и Библиандер с реформатской стороны, а также Тиманн , Хешузиус Пауль фон Эйцен , Шнепф , Э. Альбер , Галл , Флаций , Иудекс , Бренц и Андреа на лютеранской стороне. Коллоквиум в Вормсе 1557 года был попыткой достичь единства лютеран, но она потерпела неудачу.
Во время этих разногласий Государственная церковь , Пфальцского электората где преобладал филиппизм, сменила лютеранскую веру на реформатскую при Фридрихе III (1560 г.). Захария Урсинус Написанный там Гейдельбергский катехизис также был призван навести мосты между лютеранами и реформатами в Германии – один из его авторов, , был учеником Меланхтона.
Великий спор об поклонении
[ редактировать ]Был ряд местных споров, таких как Салигерианский спор в Любеке в 1568 и 1574 годах, спор в Ростоке в 1569 году, спор в Бремене в 1554 году с участием друга Меланхтона Альберта Ризеуса Гарденберга и спор в Данциге в 1561–1562 годах.
Самый ранний из этих инцидентов произошел с Симоном Вольферином , пастором церкви Святого Андрея в Айслебене, в 1543 году, когда Мартин Лютер был еще жив. Споры касались также евхаристического поклонения , которое защищали «гнесио-лютеране», а также многие другие лютеране за пределами флацианской партии, включая Иоганна Гахенбурга , Андреаса Мускулуса , Якоба Рунгиуса и Лаврентия Петри . Эту веру разделяли Николаус Зельнекер , Мартин Хемниц и Тимотеус Кирхнер . В одном из немецких княжеств отмечался праздник победы подлинного лютеранства над филиппизмом молитвами о сохранении учения об оправдании и учения о поклонении Таинству. [ 7 ] Пауль Эбер был одним из главных филиппистских противников евхаристического поклонения.
В Саксонии
[ редактировать ]Споры о криптокальвинизме внутри лютеранской церкви делятся на два этапа: 1552–1574 и 1586–1592 гг. Это был самый ожесточенный из всех споров после смерти Лютера.
Криптокальвинисты получили церковную власть в Саксонии во время правления курфюрста Августа , но бесспорно кальвинистский труд Иоахима Куреуса , Exegesis perspicua de Sacra Cœna (1574 г.) и конфиденциальное письмо Иоганна Штесселя , попавшее в открыли руки курфюрста, его глаза. Главы филиппистской партии были заключены в тюрьму и подверглись жестокому обращению, а Торгауское исповедание 1574 года завершило их падение. Каспар Пойсер , не случайно зять Меланхтона, был схвачен и заключен на 12 лет в крепость Кенигштайн за криптокальвинизм. Их дело было сорвано на тех территориях, которые приняли « Формулу согласия» , хотя в некоторых других оно сохранилось под аспектом модифицированного лютеранства, как в Нюрнберге или, как в Нассау, Гессене , Анхальте и Бремене, где оно стало более или менее менее определенно идентифицируется с кальвинизмом .
Криптокальвинизм еще раз поднял голову в Саксонском электорате в 1586 году, с воцарением Кристиана I , но после его смерти пять лет спустя он внезапно и кроваво закончился убийством Николауса Крелля как жертвы этого непопулярного возрождение кальвинизма . [ 8 ]
В Скандинавии
[ редактировать ]В Дании криптокальвинизм представлял Нильс Хеммингсен . [ 9 ] В Швеции криптокальвинизм, которому сопротивлялся архиепископ Олаус Мартини , был поддержан герцогом Карлом , дядей католического короля Сигизмунда III Вазы . Кальвинизм был окончательно запрещен на Уппсальском Синоде 1593 года по инициативе епископа Турку Эрикуса Эрики Соролайнена . [ 10 ] и епископ Олаус Стефани Беллин.
Более поздняя история и оценка
[ редактировать ]Вслед за Прусским союзом и другими евангелическими союзами в Германии сегодняшняя Евангелическая церковь в Германии представляет собой головную организацию лютеранских, унионных и реформатских церковных организаций . В Лойенбергском соглашении (1962 г.) было предложено аналогичное решение между лютеранскими и кальвинистскими доктринами, в то время как конфессионально-лютеранские церковные организации по-прежнему продолжают рассматривать кальвинистское учение о Вечере Господней как опасность для лютеранской веры и идентичности.
См. также
[ редактировать ]- Криптопротестантизм
- Евхаристическое богословие противопоставлялось
- Статьи о посещении Саксонии
- Ресепшнизм
- Никодимит
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сильный. «Лексикон :: G2928 Стронга - крипто (κρύπτω)» . Библия с синими буквами . Проверено 16 мая 2012 г.
- ^ Карро, Винсент (21 января 2008 г.) [20 июня 2007 г.]. «Янсенизм» [янсенизм]. Электронная библиотека Пор-Рояля (чтение) (на французском языке). Общество друзей Пор-Рояля. ISSN 1776-0755 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2008 года.
- ^ Книга согласия: Исповедь евангелическо-лютеранской церкви . Роберт Колб и Тимоти Дж. Венгерт, редакторы. Миннеаполис: Пресса Аугсбургской крепости, 2000. ISBN 0-8006-2740-7 . (Второй английский перевод текстов Книги Согласия , опубликованный в Die Bekenntnisschriften.
- ^ Хьюз, Джозеф (1912). «Убикитаристы». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 24 декабря 2017 г.
- ^ Лютер, Мартин. Большой катехизис V.8 в книге Роберта Колба и Тимоти Дж. Венгерта, ред., Книга согласия: Исповедь евангелическо-лютеранской церкви . Фортресс Пресс, 2000) с. 467
- ^ «ЛОГИЯ – Журнал лютеранской теологии» . Архивировано из оригинала 9 июня 2007 года . Проверено 24 декабря 2017 г.
- ^ Хардт, Том Г. «Таинство жертвенника: книга лютеранской доктрины Вечери Господней» . Семпер Реформанда . Архивировано из оригинала 20 августа 2006 г.
- ^ Боненштадт, Б. (1901), Суд над избирательным канцлером Саксонии доктором Николаусом Креллем (на немецком языке), Галле
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - ^ Брика, Карл Фредерик. "324 (Датский биографический лексикон / VII. Том. И. Хансен - Холмстед)" . runeberg.org (на датском языке) . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ «773–774 (Нордическая семейная книга / Совиное издание. 7. Египтология - Файншмекер)» . runeberg.org (на шведском языке). 1907 год . Проверено 22 ноября 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бауман, Герберт (1977), «Ретроспектива и перспектива», Журнал шестнадцатого века , 8 (4): 84–104, doi : 10.2307/2539395 , JSTOR 2539395 .
- Брандес, Фридрих (1873), Канцлер Крелл, жертва православия (на немецком языке) .
- Дистельманн, Юрген (1997), Actio Sacramentalis. Принятие Святого Причастия в соответствии с принципами Мартина Лютера в период до Формулы согласия (PDF) (на немецком языке), Гросс-Эзинген: Лютер в BS, заархивировано из оригинала (PDF) 20 февраля 2011 г. .
- ——— (2007), Усус и Актио – Святое Причастие с Лютером и Меланхтоном (PDF) (на немецком языке), Берлин: Лютер в BS, заархивировано из оригинала (PDF) 21 февраля 2011 г.
- Фронер, Ганс против (1919), «Криптокальвинизм Виттенберга», в Вайсенборне, Бернхард (редактор), Die Universität Halle-Wittenberg [ Университет Галле-Виттенберга ] (на немецком языке), Берлин: Furche .
- Хассе, Ханс-Петер, изд. (2004), «Каспар Пойсер (1525–1602): Наука, вера и политика в конфессиональную эпоху (на немецком языке), Лейпциг: EVA .
- Хардт, Том Г.А. (1971), «Почтенная и обожаемая Евхаристия. En Studie i den lutherska Nattvardsläran под 1500 талетами», Studia Doctrinae Christianae Upsaliensia , Acta Universitatis Uppsala (на шведском языке), 9 , Уппсала .
- ——— (1988), «Venerabilis et adorabilis Eucharistia. Исследование лютеранской доктрины Вечери Господней в 16 веке», Исследование по истории церкви и догмы (на немецком языке), Геттинген: Том 42 .
- ———, Таинство жертвенника , Америка онлайн, заархивировано из оригинала 10 июня 2001 года . Книга о лютеранском учении о Вечере Господней]
- Хенке, Эрнст Людвиг Теодор (1865), Каспар Пойкер и Николаус Крелл (на немецком языке), Марбург: Эльверт .
- Кох, Уве, изд. (2002), Между стулом, троном и темницей: жизнь и деятельность гуманиста Каспара Пойсера (на немецком языке), Баутцен: Домовина .
- Лютер, Мартин (2000) [1529, Большой катехизис ], Колб, Роберт (ред.), Книга согласия: Исповедь евангелическо-лютеранской церкви , Fortress Press
- Рихард, Август Виктор (1859), избирательный канцлер Саксонии доктор. Николас Крелл (на немецком языке) , 2 тт.
- Робель, Марин (2005), Гуманистическая медицина и криптокальвинизм. Жизнь и работа... Каспар Пойсерс (PDF) (докторская/докторская диссертация) (на немецком языке), DE : Гейдельбергский университет .
- Саран, Г. (1879), «Криптокальвинизм в избирательной Саксонии и доктор Николаус Крелл», DEBI (на немецком языке): 596–614 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кальвин, Иоанн , Клевета Иоахима Вестфаля , Бог правит .
- Дистельманн, Юрген, Филиппизм - Меланхтон и последствия , заархивировано из оригинала 14 июня 2006 г. , получено 28 февраля 2008 г.
- Шафф, изд. (1592), Статьи о саксонских посещениях .
- ———, «Евхаристические споры» , История христианской церкви , том. VIII, CCEL .
- Венгерт, Тимоти Дж. (весна 2001 г.), «Лютер и Меланхтон об освященном вине для причастия (Айслебен 1542–43)» (PDF) , Lutheran Quarterly (1), заархивировано из оригинала (PDF) 26 февраля 2009 г.
- «Статьи посещения», Христианская циклопедия , LCMS .
- «Крипто-кальвинистский спор» , Христианская циклопедия , LCMS .
- «Кальвинизация лютеранских церквей» , Лютеранская энциклопедия , 1899, с. 71 .
- энциклопедия Британская Том. 2 (11-е изд.). 1911. с. 914–915. . .