Последние искушения
Последние искушения | |
---|---|
Опера Йоонаса Кокконена | |
Родное название | Последние искушения |
Либреттист | Лаури Кокконен |
Язык | финский |
Премьера | 1975 Финская национальная опера , Хельсинки |
«Последние искушения» ( фин . Viiiset kiusaukset ) — опера в двух действиях Йоонаса Кокконена на либретто Лаури Кокконена . [ 1 ] Наряду с Лееви Мадетойи » «Похьялайсиа и Аарре Мериканто » « Юхой , она считается одной из самых важных финских опер. Опера повествует о жизни народного проповедника конца XVIII — начала XIX веков Пааво Руотсалайнена . Кокконен работал над оперой 16 лет, прежде чем закончил работу. Премьера состоялась в Хельсинки в Финской национальной опере в 1975 году.
Опера состоит из двух действий, разделенных на 14 сцен. Объединяющим элементом произведения является гимн номер 382 в нынешнем финском сборнике гимнов Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии « Мой Господь, мой Бог во всех бедах» ( фин . Sinuhun turvaan Jumala ) (382), который является повторяющейся темой на протяжении всей оперы. . Завершает оперу хор, содержащий весь гимн.
Спектакли
[ редактировать ]После премьеры опера уже имела почти триста представлений. Финская национальная опера гастролировала с этим произведением в семи городах за рубежом, в том числе в нью-йоркской Метрополитен-опера . В Финской национальной опере было три постановки: 1975–1983 (режиссер Сакари Пуурунен), 1994 (режиссер Пааво Лиски) и 2001 (режиссер Юсси Тапола).
исполнял Оперный фестиваль в Савонлинне оперу несколько лет, с 1977 по 1980 год. В Хельсинки и Савонлинне самыми известными певцами в роли Пааво были Мартти Талвела и Яакко Рюханен .
Более поздние выступления
[ редактировать ]- В 2007 году опера четыре раза исполнялась в полупостановке в церкви Темппелиаукио в Хельсинки. [ 2 ]
- Финский кинорежиссер Оке Линдман снимал «Последние искушения» на первоначальной усадьбе Пааво Руотсалайнена в Ахолансаари , Нильсия , Финляндия, в течение четырех лет 2000–2003 годов, откуда постановка была перенесена на новую открытую арену в Нильсии, которая будет показана летом 2007 года. [ 3 ]
- Возобновленная полномасштабная постановка оперы увидела свет летом 2009 года в Нивале , Финляндия. В ролях были баритон Эса Рууттунен в роли Пааво, сопрано Йоханна Русанен-Картано в роли Риитты, Петри Пуссила в роли кузнеца и Ласси Виртанен в роли первого человека. [ 4 ]
- В 2015 году постановка музыкальной школы Похойс-Кюми. Эса Рууттунен исполнила роль Пааво Руотсалайнена. [ 5 ]
- Опера Ювяскюля (Jyväskylä Opera) подготовила спектакли оперы на 2022 год под управлением Вилле Матвеева . [ 6 ]
- В 2022 году опера была возрождена в Ахолансаари — первоначальной усадьбе Пааво Руотсалайнена — с Эсой Рууттунен и Варварой Меррас-Хайринен . Произведение было исполнено в сопровождении фортепиано и органа. [ 7 ]
Роли
[ редактировать ]- Пааво Руотсалайнен , финский фермер, лидер религиозного возрождения – бас
- Риитта , первая жена Пааво – сопрано
- Юхана , сын Пааво и Риитты – тенор
- Яакко Хёгман , кузнец, переделавший Пааво – бас
- Первый мужчина – тенор
- Второй мужчина – баритон
- Третий человек – бас
- Первая женщина – сопрано
- Вторая женщина – меццо-сопрано
- Третья женщина – альт
- Анна Ловииса , вторая жена Пааво – говорящая роль
- Альбертиина Ненонен , служанка – говорящая роль
- Тень – Танцор
- люди – хор
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт I
[ редактировать ]Сцена 1: Смертное ложе Пааво
В ненастную зимнюю ночь Пааво в лихорадке ворочается на кровати. Он зовет Риитту, свою покойную первую жену. Входят его вторая жена Анна Ловииса и служанка Альбертиина. Они пытаются утешить Пааво, напевая его любимый гимн. Пааво трезвеет, но с криком приказывает женщинам уйти, потому что, по его словам, к вратам рая он должен идти один.
Интерлюдия I
Сцена 2: Риитта на танце
Пааво переживает в своих галлюцинациях ключевые события своей жизни. В юности он встречает Риитту на танцах. Трое мужчин и три женщины издеваются над ним и предупреждают Риитту не идти с сумасшедшим Пааво, потому что это принесет ей только страдания. Тем не менее Риитта решает пойти с Пааво. Риитта зовет Пааво и подбадривает его, но тот отказывается и говорит, что должен пройти через барьер Небес в одиночку.
Интерлюдия II
Сцена 3: Смит
Риитта везет Пааво в гости к вселившему в него веру в юности кузнецу Яакко (Якобу) Хёгману. Риитта обвиняет кузнеца в том, что он заставил Пааво бродить по собраниям возрожденцев, оставив семью умирать от голода. Кузнец презрительно парирует Риитте, но затем добавляет, что врата рая открыты для страждущих и трудящихся. Пааво бормочет, что он слишком слаб, чтобы открыть ворота.
Интерлюдия III
Сцена 4: Мороз
Пааво и Риитта находятся в своей первой усадьбе у озера. Пааво обещает построить новый дом, но плетеные ворота зловеще напоминают ему о Небесном барьере, к которому он не смеет приблизиться. Хор рассказывает, как Пааво увез Риитту в глушь, где она жила в нищете. Внезапно поднимается белый иней, угрожая урожаю. Риитта и Пааво вместе безуспешно пытаются с этим бороться. В борьбе за перемещение воздуха на поле они топчут ногами своего малыша.
Интерлюдия IV
Сцена 5: Юхана
Сын Пааво Юхана чинит рюкзак своего отца. Юхана жаждет уйти от тоскливого существования в более широкий мир. Он танцует при этой мысли и дразнит свою мать. Она выхватывает рюкзак, чтобы спрятать его от Пааво, чтобы он не оставил семью в путешествии.
Интерлюдия V
Сцена 6: Последняя буханка
Пааво требует вернуть свой рюкзак. Риитта кричит в ответ, жалуясь на то, что он всегда скитается, не заботясь ни о работе, ни о семье. Риитта угрожает убить Пааво, чтобы избавить его от позора голодания своей семьи. Она швыряет в него топор, но промахивается. Пааво пытается объяснить и согласовать потребности семьи и первостепенную важность распространения Евангелия. Он думает, что то, что он сделал, было напрасно. Он зовет Риитту, но не может ее найти.
Интерлюдия VI
Сцена 7: Раскрытие смерти Юханы
Деревенские женщины приходят в дом. Они смотрят на вмятину, оставленную топором, брошенным Рииттой в Пааво. Они окольными путями сообщают ей, что Юхану убили. Они задаются вопросом, почему Риитта не плачет. Она отвечает, что плакала о нем целых три года. Пааво слушает и плачет, что всю жизнь Бог бичевал и наказывал его железной кнутом, и он это заслужил.
Интерлюдии VII
Сцена 8: Смерть Риитты
Риитта умирает три года спустя. Она чувствует себя спокойно и вспоминает счастливую иллюзию первой усадьбы на острове, где Пааво пел благодаря Божьему благословению. Пааво удивлен: Риитта может поблагодарить. Да, отвечает она и видит перед собой распахнувшуюся преграду Небес. Она просит Пааво прочитать благодарственный гимн. Он поет, и Юхана присоединяется к нему. Риитта встает и идет к своему сыну к двери рая.
Акт II
[ редактировать ]Сцена 1: Присяжные
Трое мужчин хотят посрамить Пааво на том месте, где ему когда-то пришлось защищаться в суде присяжных от обвинений в подрыве авторитета церкви. Они питают депрессию Пааво и оказываются его врагами. Они унижают его высокомерие и насмехаются над ним с танцовщицами. Пааво падает в отчаянии, но хор поет гимн ободрения.
Интерлюдия I
Сцена 2: Рыбак
Появляется Риитта и зовет Пааво на остров. Пааво настаивает на своем призвании обращаться к нации. «В море людей я забрасываю сеть, пылающую ею, и ищу грешных негодяев…» Риитта повторяет призыв, но настаивает, что должен выступить на выпускной церемонии в Хельсинки.
Интерлюдия II
Сцена 3: Выпускной
На выпускной университет Пааво хочет пойти в качестве приглашенного гостя, но его останавливают трое мужчин и три женщины. Ему говорят, что он необразованный идиот, которому нечего делать на университетской церемонии. Пааво возражает, что он читал религиозные трактаты с детства. Он слышит пение собственного гимна и пытается обратиться к ученым. Пааво пытается последовать за Епископом Севера, но получает отказ. Он произносит молитву.
Интерлюдия III
Сцена 4: Зов на остров
Риитта вызывает Пааво на Остров. Он сопротивляется. Он сомневается, что ему будут рады. Наконец он уступает мольбам Риитты, но возражая, он всего лишь жалкий грешник.
Интерлюдия IV
Сцена 5: Мертвые
Пааво молится о прощении. Появляется кузнец, подбадривая его, затем Риитта с благодарением, затем Юхана, поющая молитву Господню. Пришло время Пааво свести счеты за свою жизнь. Его время пришло.
Интерлюдия V
Сцена 6: Смерть Пааво
Пааво лежит на своей кровати в коттедже. Он до сих пор ворочается и плачет. Постепенно он приходит в себя в окружении семьи. Трое мужчин и три женщины, мучившие его, оказались его дочерьми и их мужьями. Пааво понимает, что его время пришло. Он следит за тем, чтобы его воля была в порядке, и велит своей семье посадить на его могиле колючее дерево, поскольку он был самым колючим из людей. Он просит слугу прочитать ему любимый трактат и начинает петь свой гимн. Все постепенно присоединяются; Пааво замолкает и слушает. Он слышит вдалеке Риитту, зовущую его на Остров. Пааво славит Бога. Он знает, что победил.
Запись
[ редактировать ]1990 г. (Оригинальный выпуск 1978 г.). Мартти Талвела, Ритва Аувинен, Сеппо Руохонен , Матти Лехтинен, Калеви Коскинен, Йорма Фальк, Яакко Рюханен, Тару Вальякка, Эйни Люкко-Ваара, Райя Мяаттянен-Фальк. Хор и оркестр Савонлиннского оперного фестиваля. Хормейстер Кёсти Хаатанен. Дирижер Ульф Седерблом . Финляндия Рекордс . 1576-51104-2.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ http://www.naytelmat.fi/index.php?view=writer&id=187&pid=2853 | Последние искушения. 1959. Лаури Кокконен. Naytelmat.fi на финском языке
- ^ «Последние искушения звучат симфонично» . Хельсингин Саномат. 2007 . Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ «Последние искушения возвращаются к Нильси» . ЮЛ. 2008 год . Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ «Последние искушения в Нивале» . ЮЛ. 2008 год . Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ «Спорная святыня в Коуволе получает похвалу от режиссера — Последние искушения в церкви» . Сообщения Коуволы. 2015 . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ «Следующим в оперном театре Ювяскюля будут представлены «Последние искушения» – народная опера о жизни мирского проповедника Пааво Руотсалайнена» . ЮЛ. 2021 . Проверено 10 декабря 2021 г.
- ^ «Последние искушения» . KuopioTahko.fi. 2022 . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ Последние искушения (Йонас Кокконен). 1990. Обложка записи. Финляндия Рекордс. 1576-51104-2. На финском, немецком и английском языках