Евангельская гармония
Евангельская гармония — это попытка объединить канонические евангелия христианского в Нового Завета единое целое. [1] Это может принимать форму либо единого, объединенного повествования , либо табличного формата с одной колонкой для каждого Евангелия, технически известного как синопсис , хотя слово «гармония» часто используется для обоих. [1]
Гармонии создаются для различных целей: создать читабельную и доступную литературу для широкой публики, [2] установить научную хронологию событий из жизни Иисуса , как они изображены в канонических евангелиях, или лучше понять, как эти рассказы связаны друг с другом. [3]
Среди учёных консервативные учёные отдают предпочтение построению гармоний, хотя один учёный, Б.С. Чайлдс, выступает против этого. [4] Исследователи более высокой критики считают, что расхождения между евангельскими повествованиями отражают построение традиций раннехристианскими общинами . [5] Среди современных ученых от попыток построить единую историю в основном отказались в пользу размещения отчетов в параллельных столбцах для сравнения , чтобы обеспечить возможность критического изучения различий между ними. [6]
Самая ранняя известная гармония - это « Диатессарон» II Татиана , века а вариации, основанные на «Диатессароне», продолжали появляться в средние века. [7] [8] В 16 веке произошло значительное увеличение внедрения евангельских гармоний, и структура параллельных колонн получила широкое распространение. [9] В это время начали появляться и визуальные изображения, изображающие жизнь Христа в терминах «изобразительной евангельской гармонии», и эта тенденция продолжалась в XIX–XX веках. [10] [11]
Обзор
[ редактировать ]Евангельская гармония — это попытка объединить христианские канонические евангелия в единое целое. [1] Некоторые авторы создают гармонию, чтобы сделать евангельскую историю доступной более широкой аудитории, как религиозной, так и светской. [2] Ученые могут изучать гармонию, чтобы установить последовательную хронологию событий, изображенных в четырех канонических евангелиях из жизни Иисуса , чтобы лучше понять, как эти рассказы соотносятся друг с другом, и критически оценить их различия. [3] [6]
Термины «гармония» и «синопсис» использовались для обозначения нескольких различных подходов к объединению канонических Евангелий. [1] Технически «гармония» объединяет разделы Священных Писаний в единое повествование, объединяя четыре Евангелия. Выделяют четыре основных типа гармонии: радикальную , синтетическую , последовательную и параллельную . [1] Напротив, «синопсис», во многом похожий на параллельную гармонию, сопоставляет похожие тексты или отчеты в параллельном формате, синхронизированные по времени, сохраняя при этом их индивидуальную идентичность, обычно в столбцах. [1] Гармонии также могут принимать визуальную форму и использоваться для создания повествований в художественных целях, например, при создании картинных композиций, изображающих жизнь Христа. [10]
Самый старый подход к гармонизации состоит в объединении историй в единое повествование, в результате чего текст длиннее, чем любое отдельное Евангелие. [3] Это создает наиболее простой и подробный отчет, который, вероятно, будет наиболее доступен для неакадемических пользователей, таких как прихожане-миряне или люди, которые читают Евангелия как литературное или философское произведение.
Однако существуют трудности в создании консолидированного повествования. Как указывает Джон Бартон , невозможно составить единое повествование из четырех Евангелий, не изменив хотя бы некоторые части отдельных повествований. [12]
Одна из проблем при любой форме гармонизации заключается в том, что события иногда описываются в разном порядке в разных источниках: например, в синоптических Евангелиях Иисус описывает опрокидывание столов в Иерусалимском храме в последнюю неделю своей жизни, тогда как в Евангелии от Иоанна записывает сопутствующее событие только ближе к началу служения Иисуса. Гармонисты должны либо выбрать, какое время они считают правильным, либо прийти к выводу, что описаны отдельные события. Лютеранский богослов Андреас Осиандер , например, предположил в «Евангельской гармонии» (1537 г.), что Иисус, должно быть, был дважды увенчан терновым венцом и что было три отдельных эпизода очищения Храма . [13] С другой стороны, комментаторы уже давно отметили, что отдельные Евангелия не написаны в строго хронологическом формате. [14] [15] Это означает, что событие может быть описано как происходящее в два разных момента времени и при этом оставаться одним и тем же событием, так что существенные детали могут быть правильно сведены вместе в гармонии, хотя перед гармонистом все равно будет стоять задача решить, какое из двух времен более вероятно.
Менее распространенная, но более серьезная трудность возникает, если Евангелия расходятся в содержательном описании события. Примером может служить случай с центурионом, чей слуга исцелился на расстоянии. В Евангелии от Матфея сотник лично приходит к Иисусу; [16] в версии Луки он посылает еврейских старейшин. [17] Поскольку эти описания ясно описывают одно и то же событие, гармонист должен решить, какое описание является более точным, или же разработать составной отчет. [18] [19]
Современная академическая точка зрения, основанная на широко распространенном принципе, согласно которому Матфей и Лука были написаны с использованием Марка в качестве источника, пытается объяснить различия между текстами с точки зрения этого процесса составления. Например, Марк описывает Иоанна Крестителя как проповедующего прощение грехов, эту деталь Матфей опускает, возможно, из-за убеждения, что прощение грехов было уделом исключительно Иисуса. [20]
С другой стороны, современная популяризирующая точка зрения, признавая эти трудности, преуменьшает их важность. Эта точка зрения предполагает, что расхождения в Евангелиях составляют относительно небольшую часть целого и что в повествованиях наблюдается большое общее сходство. [1] Таким образом, расхождения могут быть подробно обсуждены в сносках в ходе общего повествования, и они не должны мешать лучшему общему представлению о жизни Иисуса. [1] или сделать этот материал более доступным для более широкой читательской аудитории.
Для иллюстрации концепции параллельной гармонии здесь показан простой пример «фрагмента синопсиса», состоящего всего из четырех эпизодов « Страстей » . [21] Более полная параллельная гармония представлена в разделе ниже.
Ранняя церковь и средневековье
[ редактировать ]Татиана Влиятельный «Диатессарон» , датируемый примерно 160 годом нашей эры, был, пожалуй, первой гармонией. [1] [7] [22] Диатессарон . сократил количество стихов в четырех евангелиях с 3780 до 2769, не пропустив при этом ни одного случая учения в жизни Иисуса из любого из евангелий [1] Некоторые ученые полагают, что Татиан мог опираться на одно или несколько неканонических евангелий. [23] гармонию . Считается, что Евангелие от эвионитов, составленное примерно в то же время, представляло собой евангельскую [24]
Вариации на основе Диатессарона продолжали появляться и в средние века. Например, Codex Sangallensis VI века (основанный на Codex Fuldensis ) датируется 830 годом и имеет латинскую колонку, основанную на Вульгате , и древневерхненемецкую колонку, которая часто напоминает Diatessaron , хотя в ней часто появляются ошибки. [8] Льежская гармония на лимбургском диалекте (элемент 437 библиотеки Льежского университета) является ключевым западным источником «Диатессарона» и датируется 1280 годом, хотя была опубликована намного позже. [8] [25] Две дошедшие до нас редакции «Диатессарона» на средневековом итальянском языке — это единственная венецианская рукопись 13 или 14 веков и 26 тосканских рукописей 14–15 веков. [8] [25]
В III веке Аммоний Александрийский разработал предшественник современного синопсиса (возможно, основанного на « Диатессароне» ) как «Аммонианские разделы» , в которых он начал с текста Матфея и копировал параллельные события. [1] [26] Копий гармонии Аммония не сохранилось, и она известна только по единственной ссылке в письме Евсевия Карпиану . [26] В письме Евсевий также обсуждает свой собственный подход, то есть Евсевиевы каноны , в которых тексты Евангелий показаны параллельно, чтобы облегчить сравнение четырех Евангелий. [26]
В V веке Августин Гиппопотам подробно писал на эту тему в своей книге «Гармония Евангелий» . [27] Августин рассматривал различия в евангельских повествованиях с точки зрения разного внимания авторов к Иисусу: Матфей - царственности, Марк - человечности, Лука - священства и Иоанн - божественности. [28]
») Климента Ллантони считался «Unum ex Quatuor» ( «Один из четырех улучшением предыдущих евангельских гармоний. [29] хотя современные ученые иногда полагают, что никаких серьезных достижений, помимо Августина, по этой теме не произошло до 15 века. [9] На протяжении всего средневековья продолжали появляться гармонии, основанные на принципах Диатессарона , например, льежская гармония Плоиджа на среднеголландском языке и пеписианская гармония на среднеанглийском языке . [25] [26] Пеписианская гармония (колледж Магдалины, Кембридж, номер Pepys 2498) датируется примерно 1400 годом, а ее название происходит от того, что она принадлежала Сэмюэлю Пепису . [25]
15–20 вв.
[ редактировать ]В 15 и 16 веках начали появляться новые подходы к гармонии. Например, Жан Жерсон в 1420 году создал гармонию, в которой приоритет отдавался Евангелию от Иоанна . [26] Корнелиус Янсен также опубликовал свою гармонию в 1549 году, сосредоточив внимание на четырех Евангелиях и даже ссылаясь на Деяния апостолов. [31] С другой стороны, подход Жана Кальвина сосредоточился на трех синоптических Евангелиях и исключил Евангелие от Иоанна. [32] [33]
К этому времени начали появляться и визуальные изображения, например, художник 15-го века Ливен де Витте создал набор из около 200 гравюр на дереве, которые изображали Жизнь Христа в терминах «живописной евангельской гармонии», которая затем появилась в книге Виллема ван Гармония Брантегема, опубликованная в Антверпене в 1537 году. [10] [30] Важность образов отражена в названии известной работы Брантегема: « Жизнь Иисуса Христа, умело изображенная в изящных картинках, взятых из рассказов четырех евангелистов». [30]
В 16 веке произошел значительный рост внедрения евангельских гармоний. В этот период структура параллельных колонн получила широкое распространение, отчасти в ответ на рост библейской критики . [9] Этот новый формат использовался, чтобы подчеркнуть достоверность Евангелий. Неясно, кто создал первую параллельную гармонию, но система Герарда Меркатора 1569 года является хорошо известным примером. [9] [34] С точки зрения содержания и качества примечательным примером был синопсис Иоганна Якоба Грисбаха 1776 года. [9] [34]
В то же время рост современной библейской критики сыграл важную роль в упадке традиционной апологетической евангельской гармонии. Писатель эпохи Просвещения Готхольд Эфраим Лессинг заметил:
О, эта превосходнейшая Гармония, которая может только примирить два противоречивых сообщения, оба исходящие от евангелистов, путем изобретения третьего сообщения, ни слога которого не найти ни у одного отдельного евангелиста! [35]
У.Г. Рашбрука 1880 года Синоптикон иногда считается поворотным моментом в истории синопсиса, поскольку он был основан на приоритете Марка , то есть на предположении, что Евангелие от Марка было написано первым. [9] Тринадцать лет спустя Джон Альберт Бродус использовал исторические источники, чтобы определить приоритеты в своей гармонии, в то время как предыдущие подходы использовали праздники как основные вехи разделения жизни Христа. [9]
К концу XIX века, после обширных путешествий и исследований на Ближнем Востоке, Джеймс Тиссо создал набор из 350 акварелей, на которых жизнь Христа была изображена как визуальная евангельская гармония. [11] Тиссо синтезировал четыре Евангелия в единое повествование из пяти глав: «Святое детство, служение, Страстная неделя, Страсти и Воскресение». Он также сделал портреты каждого из четырех евангелистов в их честь. [36]
В ХХ веке « Синопсис четырех Евангелий» Курта Аланда [37] некоторые стали рассматривать его как «возможно, стандарт для углубленного изучения Евангелий». [9] Ключевой особенностью работы Аланда является включение полного текста Евангелия от Иоанна. [9] Краткое содержание Бернарда Орчарда (имеющее то же название) [38] примечателен тем, что он использовал необычный подход: отказался от приоритета Марка и предположил, что синоптические евангелия были написаны с приоритетом Матфея и апостериоризмом Марка. [9]
Пример параллельной гармонии
[ редактировать ]Следующая таблица представляет собой пример параллельной гармонии. Порядок событий, особенно в период служения, был предметом спекуляций и научных дискуссий. Приведенный ниже порядок основан на приказах англиканина Уильяма Ньюкома в 1778 году. [39] и баптисты Стивен Л. Кокс и Кенделл Х. Исли в 2006 году. [40]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Стивен Л. Кокс, 2007 г. Гармония Евангелий B&H Publishing ISBN 0805494448 стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б Аверитт, Нил (2015). Единое Евангелие . Випф и Сток. стр. XIX – XX. ISBN 978-1498221580 .
- ^ Jump up to: а б с Стивен Л. Кокс, 2007 г. Гармония Евангелий B&H Publishing ISBN 0805494448 с. 18
- ^ Франция, RT «Хронологические аспекты «евангельской гармонии», Vox Evangelica 16 (1986): 33–60.
- ^ Кокс и Исли 2007 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: а б Энциклопедия христианства , том. 4, Эрдманс, 2005, с. 39 .
- ^ Jump up to: а б Ауне, Дэвид Эдвард (2003), Вестминстерский словарь Нового Завета и раннехристианской литературы , Вестминстер Джон Нокс Пресс, стр. 190, ИСБН 0664219179 .
- ^ Jump up to: а б с д Татиан и еврейские Писания Роберта Ф. Шдингера (2002) ISBN 9042910429 стр. 28–32.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Стивен Л. Кокс, Кенделл Х. Исли, 2007 г. Гармония Евангелий ISBN 0805494448, стр. 6–8.
- ^ Jump up to: а б с Видение за пределами слова: визуальное искусство и кальвинистская традиция Пола Корби Финни, 1999 г. ISBN 080283860X с. 398
- ^ Jump up to: а б Тиссо, Джеймс (2009), Долкарт, Джудит Ф; Жак, Джеймс (ред.), Жизнь Христа: полный набор из 350 акварелей , Merrell Publishers, стр. 70–71, ISBN 978-0872731646
- ^ Джон Бартон, Ветхий Завет: каноническая литература и теология. Сборник эссе Джона Бартона (Ashgate Publishing, 2013), с. 59. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Грэм Стэнтон , Евангельская истина? Новый взгляд на Иисуса и Евангелия (HarperCollins, 1995), с. 8; Джон С. Клоппенборг Вербин ли новая парадигма ? , « Существует 39.
- ^ Фицмайер, Джозеф А. (1991). Христологический катехизис (цитата по Августину) . Паулист Пресс. п. 158.
- ^ Карсон, Д.А. (1984). «Введение в Матфея» в «Библейском комментарии толкователя», том. VIII . Зондерван. стр. 38–39.
- ^ Матфея 8: 8–9.
- ^ Луки 7: 6–8.
- ^ Марк Аллан Пауэлл , Иисус как фигура в истории: как современные историки смотрят на человека из Галилеи (Westminster John Knox Press, 1998), стр. 12–13.
- ^ Зегарелли, Грегг (2017). ОДИН: Единое Евангелие Иисуса, Второе изд . ОУГ Пресс. ISBN 978-1548461263 .
- ^ Фрэнсис Уотсон , «Должны ли Евангелия соглашаться?» в Стюарте Г. Холле, «Иисус Христос сегодня: исследования христологии в различных контекстах» (Вальтер де Грюйтер, 2009), стр. 72–73.
- ^ Стивен Л. Кокс, Кенделл Х Исли, 2007 Гармония Евангелий ISBN 0805494448, стр. 207–211.
- ^ Вестминстерский словарь Нового Завета и раннехристианской литературы Дэвида Эдварда Ауна (2003) ISBN 0664219179 стр. 127, 211.
- ^ Барт Эрман, Златко Плесе, Апокрифические евангелия: тексты и переводы (Oxford University Press, 2011) с. 231.
- ^ Рон Кэмерон, Другие Евангелия: неканонические тексты Евангелий (Westminster John Knox Press, 1982), с. 103.
- ^ Jump up to: а б с д Патристические и текстологические исследования Яна Кранса и Джозефа Верхейдена (2011) ISBN 9004192891, стр. 188–190.
- ^ Jump up to: а б с д и Энциклопедия христианства: т. 4 Эрвина Фальбуша (2004) ISBN 0802824161 с. 41
- ^ Августин на протяжении веков: энциклопедия Джона К. Кавадини, 1999 г. ISBN 080283843X с. 132
- ^ Христология, полемика и сообщество Дэвида Г. Хорелла и Кристофера М. Такетта (2000) ISBN 9004116796 стр. 37–40.
- ^ Смолли (1981) , с. 250.
- ^ Jump up to: а б с Авторитет слова: размышления об изображении и тексте в Северной Европе, 1400–1700 гг ., Селеста Брусати, Карл А.Э. Эненкель и Уолтер С. Мелион (2011) ISBN 9004215158 стр. 2–6.
- ^ Франсуа, В. (2012). Августин и золотой век библейских исследований в Лувене (1550–1650). В: Гордон Б., Маклин М. (ред.), книжная серия: Библиотека письменного слова, том: 20, Формирование Библии в эпоху Реформации: книги, ученые и их читатели в шестнадцатом веке . Лейден: Брилл, 235–289 [252].
- ^ Джон Кальвин и печатная книга Жана Франсуа Жильмонта (2005) ISBN 1931112568 с. 50
- ^ Гармония Евангелий: Матфей, Марк и Лука Джона Кальвина, Дэвида В. Торранса (1995) ISBN 0802808026
- ^ Jump up to: а б Что они сделали с Библией?: История современной библейской интерпретации Джона Сэндиса-Вунша (2005). ISBN 0814650287 с. 35
- ↑ Готхольд Эфраим Лессинг Верке, 8.51–52, цитируется в книге Фрэнсиса Уотсона , «Написание Евангелия: каноническая перспектива» (Wm. B. Eerdmans Publishing, 2013), стр. 80.
- ^ «Джеймс Тиссо: Святой Лука (Сент-Люк) (1886)» . Бруклинский музей . Проверено 25 октября 2014 г.
- ^ Курт Аланд, 1982. Краткое изложение Четырех Евангелий Объединенного библейского общества. ISBN 0826705006
- ^ Джон Бернард Орчард, Обзор четырех Евангелий , 1983 г. , издательство T&T Clark Publishers ISBN 056709331X [ нужна страница ]
- ^ Уильям Ньюком (1834), Эдвард Робинсон (редактор), Гармония Евангелий на греческом языке, в общем порядке Ле Клера и Ньюкома, с примечаниями Ньюкома: напечатано на основе текста и с различными прочтениями Кнаппа , Гулда и Ньюмана. , стр. v – xviii
- ^ Стивен Л. Кокс; Кенделл Х. Исли (2006), «Аналитический очерк гармонии», HCSB «Гармония Евангелий» , B&H Publishing, стр. XVIII, ISBN 978-0805494440
Библиография
[ редактировать ]- Робертсон, Арчибальд Томас (1922). Гармония Евангелий для изучающих жизнь Христа: на основе Гармонии Бродуса в исправленной версии . Нью-Йорк: Джордж Х. Доран Ко. OCLC 268318 . ОЛ 23302941М . Проверено 7 февраля 2019 г.
- Смолли, Берил (1981), «Какой Уильям Ноттингемский?» , Исследования средневековой мысли и обучения: от Абеляра до Виклифа , История , № 6, Лондон: Энтони Роу для Hambledon Press, стр. 249–288, ISBN 0950688266
- Стерх, Валерий (2019), United Евангелие , Екатеринбург: Ридеро, ISBN 978-5449014467
- Кокс, Стивен Л; Исли, Кенделл Х (2007), HCSB Гармония Евангелий , Издательская группа B&H, ISBN 978-0805494440
- В эту статью включена работа Эдварда Робинсона «Гармония Евангелий на греческом языке» , публикация, которая сейчас находится в свободном доступе.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Томсон, Чарльз , Краткое изложение четырех евангелистов (1815 г.)
- Робинсон, Эдвард, Греческая гармония Евангелий (1845 г.; второе издание, 1851 г.)
- Робинсон, Эдвард, Английская гармония Евангелий (1846 г.)
- Орвилл Дэниэл, Гармония четырех Евангелий , 2-е изд., паб Baker Books, 1996.
- Р. Томас и С. Гандри, Гармония Евангелий NIV , паб HarperCollins, 1988.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Августина Гармония Евангелий
- Параллельные Евангелия в гармонии Онлайн-версия книги «Параллельные Евангелия в гармонии: с учебным пособием » Дэвида А. Рида, книги, являющейся общественным достоянием