Jump to content

Самаритянка у колодца

(Перенаправлено из Самаритянки у колодца )

« Вода жизни» Беседа между Иисусом и самаритянкой у колодца , Анжелика Кауфман , 17–18 века.

Самарянка у колодца — персонаж из Евангелия от Иоанна . В Иоанна 4 :4–42 рассказывается о ее разговоре с Иисусом у колодца Иакова недалеко от города Сихарь .

Библейский рассказ

[ редактировать ]
Восточно-православная икона встречи святого Фотины с Христом.

Женщина появляется в NRSV :

Теперь, когда Господь узнал, что фарисеи услышали, что Иисус принимает и крестит больше учеников, чем Иоанн (хотя сам Иисус не крестил, а только своих учеников), Он оставил Иудею и отправился в Галилею. Ему пришлось пройти через Самарию. И пришел он в город Самарии, называемый Сихарь, близ поля, которое Иаков дал сыну своему Иосифу. Там был колодец Иакова, и поэтому Иисус, утомленный своим путешествием, сел возле колодца. Это было около шестого часа.

Самаритянка пришла за водой, и Иисус сказал ей: «Дай Мне пить». (Ученики Его пошли в город купить еды.) Самаритянка сказала Ему: «Как это ты, Иудей, просишь питья у меня, Самарянки?» (У евреев нет ничего общего с самаритянами.) Иисус ответил ей: «Если бы ты знала дар Божий и кто это говорит тебе: «Дай мне пить», то ты бы попросила его, и он дал бы вам живую воду». Женщина сказала ему: «Господин, у тебя нет ведра, а колодец глубок. Откуда ты возьмешь эту живую воду? Неужели ты больше нашего предка Иакова, который дал нам колодезь и с сыновьями своими и стадами своими пил от этого?" Иисус сказал ей: «Всякий, кто пьет эту воду, снова захочет жаждать, а те, кто пьют воду, которую Я дам им, не будут жаждать никогда. Вода, которую Я дам, станет для них источником воды, бьющим ключом. к вечной жизни». Женщина сказала ему: «Господин, дай мне эту воду, чтобы мне никогда не хотелось пить и чтобы мне никогда не приходилось приходить сюда за водой».

Иисус сказал ей: «Пойди, позови мужа твоего и возвращайся». Женщина ответила ему: «У меня нет мужа». Иисус сказал ей: «Ты права, говоря: «У меня нет мужа», потому что у тебя было пять мужей, и мужчина, с которым ты сейчас живешь, не твой муж. То, что ты сказала, правда!» Женщина сказала ему: «Господин, я вижу, что ты пророк. Наши предки поклонялись на этой горе, но ты говоришь, что место, где люди должны поклоняться, находится в Иерусалиме». Иисус сказал ей: «Женщина, поверь мне, наступает час, когда ты не будешь поклоняться Отцу ни на этой горе, ни в Иерусалиме. Ты кланяешься тому, чего не знаешь; мы кланяемся тому, что знаем, ибо спасение — от иудеев. Но наступает время, и уже наступило, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких, как они, Отец ищет Себе, Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. ." Женщина сказала ему: «Я знаю, что придет Мессия» (который называется Христом). «Когда Он придет, Он возвестит нам все». Иисус сказал ей: «Я тот, кто говорит с тобой».

Действие этого эпизода происходит перед возвращением Иисуса в Галилею . [ 1 ] Некоторые евреи считали самаритян чужеземцами, и их отношение часто было враждебным, хотя они разделяли большинство убеждений, в то время как многие другие евреи воспринимали самаритян как своих собратьев-евреев или как самаритянских израильтян. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Эти две общины, похоже, разошлись в период после изгнания . [ 5 ] Обе общины разделяют Пятикнижие , хотя, что особенно важно, Самаритянское Пятикнижие помещает святую гору на горе Гаризим , а не на горе Сион , как это подтверждается в Иоанна 4:20.

Евангелие от Иоанна, как и Евангелие от Луки, благоприятствует самаритянам во всем, и, хотя Евангелие от Матфея цитирует Иисуса на одном из ранних этапов его служения, говорящего своим последователям не евангелизировать в это время ни один из городов самаритян, [ 6 ] это ограничение явно было отменено позднее, ко времени написания Евангелия от Матфея 28:19. Ученые расходятся во мнениях относительно того, являются ли упоминания самаритян в Новом Завете историческими. Одна точка зрения состоит в том, что исторический Иисус не имел контактов с самаритянами; во-вторых, эти сведения восходят к самому Иисусу. В Деяниях 1:8 Иисус обещает апостолам, что они будут свидетелями самаритянам. [ 7 ]

Интерпретации

[ редактировать ]

Ученые отметили, что эта история, по-видимому, создана по образцу стандартной » обручения « типовой сцены из еврейских писаний, в частности, сцены Иакова в 29-й главе Бытия. [ 8 ] Эта условность, которая была бы знакома еврейским читателям, является продолжением более ранней сцены, в которой Иоанн Креститель сравнивает свои отношения с Иисусом с отношениями друга жениха. [ 9 ] Джо-Энн А. Брант, например, заключает, что «среди литературных критиков существует почти консенсус в отношении того, что сцена у колодца Иакова соответствует условностям типовой сцены обручения, присутствующей в еврейском повествовании». [ 10 ] Другие ученые отмечают существенные различия между 4-й главой Евангелия от Иоанна и типовыми сценами обручения в еврейской Библии. [ 11 ] Например, Дороти А. Ли перечисляет несколько несоответствий между еврейскими сценами обручения и Иоанна 4: «Самаритянка — это не молодая еврейская девственница, и никакого обручения не происходит; колодец не связан с половым плодородием, но является образом спасения (см. Ис. 12:3); Иисус представлен не как Жених, а как податель живой воды». [ 12 ]

Этот евангельский эпизод упоминается как « парадигма нашего взаимодействия с истиной» в Римской курии « книге Христианское размышление о Новом Веке» , поскольку в диалоге говорится: «Вы поклоняетесь тому, чего не знаете; мы поклоняемся тому, что знаем». и предлагает пример «Иисуса Христа, носителя воды жизни». [ 13 ] Отрывки, составляющие Евангелие от Иоанна 4:10–26, иногда называют беседой о воде жизни , которая дополняет беседу о хлебе жизни . [ 14 ]

Роджер Бакстер в своих «Размышлениях» комментирует этот отрывок, говоря:

Подумайте о превосходстве этой живой воды, которая есть Божественная благодать, которую Христос обещает Своим верным слугам. «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек». Таким образом, оно навсегда утоляет жажду души и насыщает ее. Душа тогда уже не жаждет земных вод, то есть наслаждений мира сего. Оно становится источником всякого добра для души, постоянно текущим и придающим заслугу нашим действиям. «Она восходит к жизни вечной» (Ин. 4:14), вознося наши мысли к небу и небесным радостям, залогом которых она является. Итак скажите вместе с самаритянкой: «Дай мне этой воды, чтобы мне не жаждать». [ 15 ]

Почитание

[ редактировать ]

Фотиний Самарийский
Христос и самаритянка , Дуччо ди Буонинсенья
Мученик , равноапостольный
Почитается в восточное православие ,
Восточно-католические церкви ,
Календарь святых (Епископальная церковь)
Праздник Четвертое воскресенье после Пасхи (восточно-христианское),
Четвертая пятница Великого поста (Оахака),
26 февраля (Епископальная церковь),

В восточно-православной традиции ее почитают как святую с именем Фотина ( Φωτεινή ), что означает «сияющий [один]». [ а ] Согласно католической традиции, в старых изданиях Римского мартиролога 20 марта упоминается мученица по имени Фотина Самарийская, которую комментаторы отождествили с женщиной у колодца. [ 18 ] [ 19 ]

В восточно-христианской традиции имя женщины на момент встречи с Иисусом неизвестно, хотя позже ее окрестили «Фотиной». Ее почитают как знаменитую святую. Как далее рассказывается в Иоанна 4:28–30 и Иоанна 4:39–42 , она поспешила распространить новость о своей встрече с Иисусом, и благодаря этому многие уверовали в него. Говорят, что ее постоянное свидетельство привело к христианской вере столь многих людей, что ее называют « равной апостолам ». В конце концов, привлекая внимание императора Нерона , она предстала перед ним, чтобы ответить за свою веру, претерпела множество пыток и умерла мученической смертью после того, как ее сбросили в высохший колодец. Ее вспоминают в воскресенье через четыре недели после Пасхи , известное как «Неделя самарянки». [ 20 ]

В Оахаке, штат Оахака проходит празднование самаритянки , Мексика, в четвертую пятницу Великого поста . Обычай этого дня предполагает, что церкви, школы и предприятия раздают фруктовые напитки прохожим. [ 21 ]

Фотини, Самаритянка удостоена Малого праздника в литургическом календаре Епископальной Церкви в Соединенных Штатах Америки. [ 22 ] 26 февраля. [ 23 ]

Культурные ссылки

[ редактировать ]

В изобразительном искусстве

[ редактировать ]

В музыке

[ редактировать ]

В кино и на телевидении

[ редактировать ]

Самаритянку играет Ванесса ДеСильвио в многосезонном шоу о жизни Христа « Избранные» . [ 25 ] Ее встреча с Иисусом завершает первый сезон. В начале второго сезона ее снова можно увидеть, охотно рассказывающей всем вокруг об Иисусе.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Произносится как Фотини на новогреческом языке , также как Фотина на дорическом греческом языке и некоторых современных диалектах. [ 16 ] означает «светящийся» от φῶς , «свет»). [ 17 ] Уменьшительные формы в новогреческом языке включают Fotoula, Foteinoula, Fori, Fofi, Foto, Faye.
  1. ^ Линкольн 2005 , стр. 170–171.
  2. ^ Самкутти 2006 , стр.81.
  3. ^ Краун, Дэйви и Сикденье, 1995 , стр. 134.
  4. ^ Бургель 2018 .
  5. ^ Фергюсон 2003 , с. 534.
  6. ^ Самкутти 2006 , стр. 85.
  7. ^ Самкутти 2006 , стр. 100–101.
  8. ^ Кваст 1991 , с. 29.
  9. ^ Линкольн 2005 , с. 170-171.
  10. ^ Брант 1996 .
  11. ^ Окуре 1988 , стр. 88–89.
  12. ^ Ли 1994 , с. 67, нет. 3.
  13. ^ Папский совет по культуре ; Папский совет по межрелигиозному диалогу (2 марта 2003 г.). Иисус Христос, носитель воды жизни: христианское размышление о «Новом веке» . Ватикан: Интернет-офис Святого Престола.
  14. ^ Барретт 1978 , с. 12.
  15. ^ Бакстер, Роджер (1823). «Обращения и исцеления № 423» . Медитации на каждый день в году . Нью-Йорк: Братья Бензигер.
  16. ^ Фрейзер, премьер-министр; Мэтьюз, Э., ред. (1987). «Φωτίνα». Лексикон греческих личных имен . Том. 1 Эгейские острова. Кипр. Киренаика. Издательство Оксфордского университета.
  17. ^ φωτεινός . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей»
  18. ^ Римский Бревиарий, переведенный на английский язык . Том. 2. Перевод Джона, маркиза Бьюта . Эдинбург и Лондон: Уильям Блэквуд и сыновья. 1908. с. 766 . Проверено 12 февраля 2023 г.
  19. ^ «Святая Фотина: Женщина у колодца» . католик.com .
  20. ^ «Воскресенье самаритянки» . Греческая православная архиепископия Северной Америки . Проверено 3 февраля 2020 г.
  21. ^ «Самаритянин 2011 в Оахаке» (на испанском языке). Виве Оахака . Проверено 3 июня 2013 г.
  22. ^ «Малые праздники и посты 2018» .
  23. ^ «Фотини» . satucket.com . Проверено 7 мая 2021 г.
  24. ^ Фрэнсис Джеймс Чайлд, английские и шотландские популярные баллады «Горничная и Палмер»
  25. ^ « Избранные» на IMDB . ИМДБ . Проверено 9 апреля 2021 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ffcd8deb0c207938dfc56bb995279d0__1716837720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/d0/6ffcd8deb0c207938dfc56bb995279d0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Samaritan woman at the well - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)