Диатриба или вклад о свободе воли
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2023 г. ) |
Автор | Эразм |
---|---|
Оригинальное название | Свободной воли |
Язык | латинский |
Жанр | Философия , Теология |
Издатель | Иоганн Фробен |
Дата публикации | Сентябрь 1524 г. |
Предшественник | Утверждение всех статей М. Лютера буллой Льва X |
С последующим | О рабстве воли |
![]() |
Часть серии о |
Католическая философия |
---|
![]() ![]() ![]() |
De libero Arbitrio Diatribe sive Colatio (буквально «Свободная воля: Беседы или Сравнения» ) — латинское название полемического произведения, написанного Дезидерием Эразмом Роттердамским в 1524 году. [ 1 ] На английском языке это обычно называется «Свобода воли» или «О свободной воле» .
Фон
[ редактировать ]De libero arbitrio diatribe sive collatio номинально была написана с целью опровергнуть конкретное учение Мартина Лютера по вопросу о свободе воли . [ примечание 1 ] Лютер становился все более агрессивным в своих нападках на Римско-католическую церковь, выходя далеко за рамки иренического Эразма. реформистской программы [ 2 ] [ примечание 2 ]
Одно из положений, приписываемых Лютеру и преданных анафеме в Папы Льва X булле Exsurge domine (1520 г.), заключалось в том, что « Свободная воля после греха является вопросом только титула; и пока человек делает то, что в нем есть, он грешит смертельно». " [ 4 ]
Лютер ответил, опубликовав свое латинское Assertio omnium articulorum , в котором говорилось: « Бог совершает злые дела нечестивых ». [ 5 ] как часть утверждения Уиклифа о том, что « все происходит по чистой необходимости », [ примечание 3 ] таким образом отрицая свободу воли. (В популярной немецкой версии этой работы Лютер санировал свой текст статьи 36, убрав аргументы о том, что «Бог является причиной не только добрых дел в человеке, но и грехов, и что не существует естественной силы человеческой воли». направлять действия человека либо к добру, либо к злу». [ 6 ] : 485 )
Епископ Джон Фишер опубликовал подробный ответ на аргументы латинской версии под названием «Опровержение лютеранского утверждения» в 1523 году.
Эразм решил, что необходимость/свобода воли являются предметом основных разногласий, заслуживающих публичного обсуждения, и в течение нескольких лет разрабатывал стратегию с друзьями и корреспондентами. [ 7 ] о том, как реагировать с надлежащей модерацией [ 8 ] не ухудшая ситуацию для всех, особенно для программы гуманистических реформ.

стратегия Эразма Окончательная иреничная имела три направления: [ примечание 4 ]
- во-первых, диалог Inquisitio de fide , чтобы снизить общий накал и опасность и подготовить почву для спокойных дебатов, в которых ставился вопрос о том, являются ли лютеране еретиками, и, поскольку они приняли Символ веры, предлагалось, чтобы лютеране не классифицировались как еретики; [ 9 ]
- во-вторых, шесть месяцев спустя, вышла небольшая книга « О свободе воли», посвященная как вопросам границ власти, дискурса, библейской интерпретации, так и свободному выбору людей в делах Бога;
- в-третьих, вышедшая в один день с «О свободной воле» небольшая книжка De immensa misericordia dei ( «О безмерном милосердии Божием »), [ 10 ] написанный якобы как образцовая проповедь, которая предоставила положительную альтернативу Эразма идее Лютера в непротиворечивом жанре, [ примечание 5 ] не упоминая его. [ 11 ] [ примечание 6 ] Он утверждал, что Бог не был произволен, вопреки утверждениям о предопределении; в частности, он устанавливает «милосердие» как синоним всех видов благодати, позволяя применять гораздо более широкий круг Священных Писаний, чем те, в которых используется термин «благодать»: [ примечание 7 ] «Что такое благодать Божия, если не милость Божия?» [ примечание 8 ] (Он также предостерегает аудиторию от манихейства , которое предлагало двух богов: справедливого, но не одинаково хорошего Бога Ветхого Завета и хорошего, но не одинаково справедливого Бога Нового.) [ 10 ] : 117
Терминология
[ редактировать ]- Синергизм - это идея о том, что спасение или оправдание взрослых предполагает своего рода сотрудничество (отмечаем, что сотрудничество не означает равенства сторон, Божья благодать всегда в некотором роде предшествует). Это точка зрения, которую Эразм предпочитает в книге « О свободе ». Воля .
- Монергизм — это идея о том, что Бог обеспечивает спасение или оправдание человека независимо от его сотрудничества. Это точка зрения, связанная с ранними лидерами Реформации, такими как Лютер.
- Полупелагианство — это идея о том, что начало веры — это свободный выбор, а благодать наступает лишь позже.
- Пелагианство — это идея о том, что люди обладают свободной волей для достижения совершенства.
Содержание
[ редактировать ]Ученый прокомментировал: « De Libero Arbitrio ясно говорит о том, против чего он выступает, но в меньшей степени о том, что он утверждает». [ 13 ] о свободе воли. Однако другой заметил, что «самым важным и прочным наследием теологии Эразма был ее нюанс»: [ 14 ] то, что решительно утверждается, — это не свободный выбор как таковой, а герменевтика . Из-за своего иренического антисхоластизма , [ примечание 9 ] Эразм пытался рассуждать без догматизма, чрезмерной систематизации, оскорблений и чрезмерного обращения к схоластическим методам. [ примечание 10 ]
Выводы, к которым пришел Эразм, также основывались на большом количестве известных авторитетов, в том числе Оригена, Иоанна Златоуста, Амвросия, Иеронима и Августина, относящихся к святоотеческому периоду, а также многих ведущих схоластических авторов, таких как Фома Аквинский и Дунс Скот. Он также обратился к недавним размышлениям о состоянии этого вопроса, включая перспективы школы via Moderna и Лоренцо Валлы, идеи которого он отверг.
Предисловие
[ редактировать ]Тезис Эразма был не просто в пользу недогматического синергизма, [ примечание 11 ] но что напористая теология Лютера не была адекватно обоснована и ограничена, как видно из заголовков Предисловия: [ 15 ]
- Предполагаемая непогрешимость Лютера
- Объективность и скептицизм
- Иметь непредвзятость
- Трудности в Священном Писании
- Сущность христианского благочестия
- Ограниченная способность человека познавать
- Непригодность учения Лютера
Ответ Лютера на эти вопросы (игнорируя первый пункт) имел заголовки: Утверждения в христианстве; Никакой свободы быть скептиком; Ясность Священных Писаний; Важнейший вопрос: знание свободы воли; Предведение Божие; Тирания Законов; мир христианина; христианская свобода; Спонтанность необходимых действий; Благодать и свободная воля. [ 16 ]
Для Эразма сутью проблемы была не теология, а роль благоразумия в ограничении того, что можно утверждать богословски: «какую лазейку открыла бы публикация этого мнения для безбожия среди бесчисленного множества людей». [ 17 ]
Эразм утверждал, что чрезмерное определение доктрины (будь то церковными соборами или утверждениями Лютера) исторически ведет к насилию и еще большему расколу или ереси. Менталитет и механизмы охоты на еретиков поощрялись, а не ослаблялись добавлением к догматам веры (таким как требование веры за или против свободы воли), эта охота затем требовала террора и угроз. [ 18 ] : 154 Крайне предварительное утверждение Эразма (синергизма) исходит из этих размышлений: не только любой отвратительный спор нехристианен, но и утверждение дополнительных доктрин, по сути, способствует злу. [ 18 ] Позже оппозиционные комментаторы истолковали это как то, что Эразм любил Мир больше, чем Истину. [ 19 ] : 564
Он не нашел оправдания идее Лютера о необходимости ни в консенсусе, ни в истории, за исключением Манихея и Джона Уиклифа .
Он предположил, что его (и, косвенно, Лютера) собственные предпочтения могут быть связаны с личностью больше, чем с другими источниками. Для Лютера это были «красные тряпки для быка». [ примечание 12 ]
Свободная воля
[ редактировать ]Эразм принял необычное определение свободы воли: способность человека обращаться к вещам Бога. Таким образом, это включало не только обращение, но и более общие повседневные моменты. [ 15 ]
В своем ответе Лютер разделил свое определение свободы воли, чтобы охватить, с одной стороны, моральные аспекты – где он позволял действовать свободному выбору – и, с другой стороны, вопросы обращения – где предопределение было правильным объяснением необходимого исключения свободного выбора. [ 15 ]
Синергизм и причинно-следственная связь
[ редактировать ]Эразм объясняет предваряющую благодать по аналогии с ребенком, еще не достигшим малыша, который еще слишком слаб, чтобы ходить самостоятельно. Его родитель показывает ребенку яблоко в качестве стимула и поддерживает ребенка, когда он делает шаги к яблоку. Но ребенок не смог бы ни подняться без помощи родителя, ни увидеть яблоко без помощи родителя, ни ступить без поддержки родителя, ни схватить яблоко, если бы родитель не вложил его в его маленькие ручки. Таким образом, ребенок всем обязан родителю, но ребенок ничего не сделал. (с57)
Панбиблейские свидетельства
[ редактировать ]Эразм черпал свои доказательства не столько из одного явного библейского отрывка, сколько из бесчисленных отрывков, которые повелевают людям что-то делать. [ примечание 13 ] : 761 Бог, не будучи ни безумным, ни жестоким, не стал бы приказывать людям делать вещи, которые совершенно невозможны: вера или обращение – это одно. [ примечание 14 ] Эти команды не имеют смысла без свободы воли: [ 15 ] справедливость Бога требует естественной справедливости: люди не могут нести ответственность, если у них нет выбора. [ 18 ]
Что касается Бога, точка зрения Лютера заключалась в том, что Бог может сделать все (волюнтаризм), даже логически невозможные вещи (которые кажутся нам парадоксами), и что они хороши, потому что Бог сделал их ( номинализм ); тогда как точка зрения Эразма состоит в том, что Бог действительно хорош (реализм) и ему нельзя приписать ничего плохого.
Предузнание и предопределение
[ редактировать ]Отчасти спор между Эразмом и Лютером сводился к разногласиям относительно доктрин божественной справедливости и божественного всеведения и всемогущества . В то время как Лютер и многие его коллеги-реформаторы отдавали приоритет контролю и власти Бога над творением, Эразм отдавал приоритет справедливости и щедрости Бога по отношению к человечеству.
лишил человечество свободы воли Лютер и другие реформаторы предположили, что грех и что божественное предопределение управляет всей деятельностью в мире смертных. Они считали, что Бог абсолютно всеведущ и всемогущ; что все, что произошло, должно было быть результатом явной воли Бога, и что Божье предвидение событий фактически привело эти события к жизни.
Однако Эразм утверждал, что предвидение не равно предопределению. Вместо этого Эразм сравнил Бога с астрономом , который знает, что солнечное затмение произойдет . Предвидение астронома не способствует затмению — скорее, его знание того, что должно произойти, основано на глубоком знакомстве с механизмом действия космоса. Эразм считал, что, как создатель космоса и человечества, Бог был настолько близко знаком со своими творениями, что был способен прекрасно предсказывать грядущие события, даже если они противоречили явной воле Бога. Он привел библейские примеры того, как Бог пророчески предупреждал о надвигающихся бедствиях, которые зависели от человеческого покаяния, как в случае с пророком Ионой и народом Ниневии .
Свободная воля и проблема зла
[ редактировать ]Если бы у людей не было свободы воли, утверждал Эразм, тогда заповеди и предостережения Бога были бы напрасными; и если бы греховные поступки (и последовавшие за ними бедствия) на самом деле были результатом предопределения Бога, то это сделало бы Бога жестоким тираном, наказывающим свои творения за грехи, которые он заставил их совершить. Скорее, настаивал Эразм, Бог наделил человечество свободной волей, ценил эту черту в людях и вознаграждал или наказывал их в соответствии с их собственным выбором между добром и злом. Он утверждал, что подавляющее большинство библейских текстов прямо или неявно поддерживают эту точку зрения и что божественная благодать была средством, с помощью которого люди узнали о Боге, а также силой, которая поддерживала и мотивировала людей в стремлении к своей собственной свободе. желание следовать законам Бога.
Заключение Эразма
[ редактировать ]Эразм в конечном итоге пришел к выводу, что Бог способен вмешиваться во многие вещи (включая человеческую природу), но решил не делать этого; таким образом, можно сказать, что Бог несет ответственность за многие вещи, потому что Он позволил им произойти (или не произойти), не принимая в них активного участия. [ нужна ссылка ] Ни в коем случае нельзя говорить, что Бог является причиной зла, как сказал Лютер в своем латинском Assertio . [ 6 ]
Поскольку проблема сводилась к самой широкой интерпретации Библии (т. е. «Полная порочность» и т. д.), а не к спору по поводу отдельных отрывков или философии, Эразм считал, что безопасным подходом было бы отдать предпочтение исторической интерпретации церкви — в данном случае синергизму — над это новый человек.
Последствия
[ редактировать ]Ответ Лютера Эразму появился годом позже в книге 1525 года «О рабстве воли» , которую сам Лютер позже считал одним из лучших своих богословских произведений. [ примечание 15 ] Других писателей это отталкивает. [ примечание 16 ] : 6
Гиперасписты
[ редактировать ]В начале 1526 года Эразм немедленно ответил первой частью своего двухтомного «Гиперасписта» ; этот первый том посвящен библейскому толкованию. Второй, более крупный том представлял собой более длинную и сложную работу, получившую сравнительно мало внимания общественности и ученых; [ примечание 17 ] второй том касался свободы воли и абзац за абзацем опровергал Лютера. Эразм считал учение Лютера о полной развращенности преувеличением и отмечал, что склонности ко злу не существовало ни у Иисуса, ни у его матери . [1]
«То, что Церковь с пользой читает, написанное Августином, Лютер разрушает ужасными словами и гиперболами... (типа)... абсолютной необходимости всех вещей».
- Эразм, Гипераспист II
Джона Фишера Как и в случае с «Опровержением» , Лютер не ответил Гипераспистам . [ 6 ] : 509
О благодати
[ редактировать ]В 1528 году Эразм выпустил свое издание «Принцепс» книги Фауста из Рица « О благодати» середины-конца 400-х годов. Фауст «учит, что благодать Божия всегда ободряет, предшествует и помогает нашей воле; и что бы ни приобрела одна только свободная воля в силу труда благочестивого милосердия, это не наша заслуга, а дар благодати». [ 20 ] : 375
Католик и протестант
[ редактировать ]Дебаты Эразма и Лютера имели большое влияние: католические писатели, в том числе Эразм, уделяли повышенное внимание благодати и вере (т.е. тому, что делает Бог, а не тому, как люди должны реагировать), в то время как многие протестанты, [ примечание 18 ] в частности, заместитель Лютера Филипп Меланхтон и более поздние арминиане (такие как уэслианцы ) переняли некоторые аспекты взглядов Эразма. Некоторые историки даже заявили, что «распространение лютеранства было остановлено противодействием Лютера Эразму и гуманистам». [ 21 ] : 7
Американско-немецкий энциклопедист-реформатор Филип Шафф резюмировал это: « Меланхтон , без сомнения, отчасти под влиянием этого противоречия, отказался от своего раннего предопределения как ошибки стоиков (1535 г.) и принял синергетическую теорию. Лютер допустил это изменение, не приняв его сам. и воздержался от дальнейшего обсуждения этих тайн. « Формула согласия» в самых решительных выражениях подтвердила доктрину Лютера о рабстве человеческой воли, но ослабила его доктрину предопределения и заняла золотую середину между поздним августинианством и полупелагианством. Точно так же Римско-католическая церковь, сохраняя величайшее почтение к святому Августину и одобряя его антропологию, никогда не одобряла его взгляды на полную развращенность и безусловное предопределение, но осуждала их, косвенно, в янсенистах ». Даже Лютер в своей поздней работе «подтвердил различие тайной и явленной воли Божией, которую мы не в состоянии согласовать, но по этой причине он считает безопаснее всего придерживаться явленной воли и избегать спекуляций о непостижимых тайнах». скрытой воли»: избегание спекуляций и догматических утверждений о адиофора является ключевым моментом в книге Эразма « О свободной воле». [ 22 ] где так называемое «полупелагианство» сюда включает синергизм .
Шестая сессия (1549 г.), глава V Тридентского собора определила форму синергизма, подобную форме Эразма. [ 23 ]
Голландский богослов Якоб Арминий разработал более мягкую форму кальвинизма , адаптировав версию аналогии Эразма с младенцем и яблоком: аналогия Арминия с даром веры заключалась в том, что «богатый человек дает бедному и голодному нищему милостыню, с помощью которой он может чтобы прокормить себя и свою семью. Перестает ли он быть чистым, неразбавленным подарком, потому что нищий протягивает руку для получения?» Эта формулировка, возможно, переформулирует позитивное требование Эразма о сотрудничестве (что само по себе является эффектом предваряющей благодати ) как негативное требование быть готовым и не отказываться. [ 24 ] : 116
В 1999 году Католическая церковь и Всемирная лютеранская федерация (позже к которым присоединились многие другие протестантские конфессии) приняли Совместную декларацию по доктрине оправдания, основанную на общем понимании оправдания , заключив, что богословские позиции, взаимно преданные анафеме во времена Реформации, не были , по сути, принадлежит церквям.
Опрос протестантов США, проведенный в 2017 году, показал, что менее половины из них приняли точку зрения, аналогичную лютеровской sola fide , в том числе в «белых основных церквях». [ 25 ]
Переводы
[ редактировать ]- Лютер и Эразм: Свободная воля и спасение , переведенный и отредактированный Э. Гордоном Раппом, Филипом С. Уотсоном (Филадельфия, The Westminster Press, 1969)
- Битва за свободу воли . Под редакцией Кларенса Х. Миллера с примечаниями. Перевод Кларенса Х. Миллера и Питера Макардла. (Издательство Хакетт, 2012 г.)
- Рассуждение о свободе воли Эрнста Ф. Винтера (Continuum International Publishing, 2005)
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Эразм говорит, что его вступительные замечания больше относятся к рассматриваемому противоречию, чем к основной части его работы. Более важно, чтобы он прививал умеренность своим читателям, чем он приводил конкретные аргументы в пользу свободы воли». Маккатчеон, Роберт Р. (1997). «Недостающий диалог о воле между Эразмом и Лютером» . Возрождение и Реформация / Renaissance et Réforme . 21 (1): 35–47. дои : 10.33137/rr.v33i1.11324 . ISSN 0034-429X . JSTOR 43465106 .
- ↑ Историк Фолькер Леппин отметил, что «антикатолицизм не лежит в основе Реформации, даже если позже он, очевидно, стал частью всей системы Реформации». [ 3 ]
- ^ Латынь : быть всем абсолютным и необходимым
- ↑ Он принял аналогичную стратегию в прошлом году, когда в беседе «Амицития» излагались его положительные мысли о дружбе, в то время как «Губка» занималась негативными конкретными вопросами с упоминанием отдельных лиц.
- ↑ Эразм далее удалил некоторые полемические материалы по просьбе епископа Кристофа фон Утенхайма , любимого епископа Базеля. [ 10 ] : 70
- ^ Эразм не одобрял использование языка заслуг для нашего человеческого ответа на благодать. В английском переводе 1547 года говорится: «Теперь, если здесь нет ничего, что ты мог бы приписать своим заслугам, тогда прославляй милость Божью, поклоняйся милости Божьей, обнимай и целуй милость Божию». [ 12 ]
- ^ Можно сказать, что Эразм предложил sola misericordia вместо sola gratia .
- ^ «На данный момент, чтобы помочь вам понять всю широту безмерного милосердия Господа, вам следует знать, что в Священном Писании слово «милосердие» иногда подразумевает щедрость, иногда предваряющую благодать или возвышающую благодать, а нередко и утешительную благодать; в других местах оно подразумевает врачебную благодать, но очень часто прощающую благодать или даже карающую благодать». [ 10 ] : 72, 91, 102
- ^ Его философия Christiani «демонстрирует сочетание библейских заповедей и мудрости древних ученых, не отсылая к средневековой схоластической традиции». Вольф, Эрик (1 января 1978 г.). «Религия и право в христианской философии Эразма из Роттердама» . Юридический журнал Калифорнийского университета . 29 (6): 1535. ISSN 0017-8322 .
- ^ «Трактат Эразма… является образцом его методологии. Он начинает свою аргументацию в классической скептической манере, сопоставляя библейские доказательства за и против концепции свободы воли и демонстрируя, что не существует консенсуса и рационального способа решения возникающей дилеммы. ." Раммель, Эрика; Макфейл, Эрик (2021). «Дезидерий Эразм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 25 августа 2023 г.
- ↑ Эразм также выразил эту точку зрения в « Молитве Эразма Роттердамского» 1499 года к Сыну Богородицы Иисусу : «Я знаю, что это великое дело, что несчастный червь просит Тебя не только сверх его заслуг, но и помимо человеческих молитв. и человеческое разумение.... Поэтому не за заслуги мои, которые ничтожны или злы, но Тебя умоляю». Райс, Юджин Ф. (1950). «Эразм и религиозная традиция, 1495-1499» . Журнал истории идей . 11 (4): 387–411. дои : 10.2307/2707589 . ISSN 0022-5037 . JSTOR 2707589 .
- ^ «что, как он, должно быть, догадывался, спровоцирует Лютера ответить в его De servo arbitio с такой горячностью, что никакое примирение взглядов было невозможно». Керр, Фергус (2005). «Комментарий: Эразмус» . Новые Блэкфрайерс . 86 (1003): 257–258. дои : 10.1111/j.0028-4289.2005.00081.x . ISSN 0028-4289 . JSTOR 43250928 .
- ^ «Герхард О. Форд представляет метод Эразма как метод «шкалы баллов», тогда как Лютер мог полагаться только на «один отрывок», чтобы убедить в истине». Пехам, Джон (2007). «Исследование взглядов Лютера на рабство воли с последствиями для сотериологии и теодицеи» . Журнал Адвентистского теологического общества . 18 (2) . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ То, что Эразм предпочитал использовать святоотеческие, библейские и риторические аргументы, не означает, что диалектические схоластические Фомы Аквинского выводы были разными: например, Summa Theologica «Человек обладает свободной волей: в противном случае советы, увещевания, команды, запреты, награды и наказания были бы напрасно». Вопрос 83 Статья 1 «СУММА ТЕОЛОГИЯ: Свободная воля (Часть первая, вопрос 83)» . www.newadvent.org
- ^ «Это одна из его самых энергичных и глубоких книг, полная великих идей и шокирующих преувеличений, граничащих с манихейством и фатализмом». Шафф, Филип. История христианской церкви, Том VII. глава 73 . Проверено 5 августа 2023 г.
- ^ «От начала и до конца его работа, несмотря на все ее положительные черты, представляет собой поток инвектива. (Лютер говорит) Диатриба ( О свободной воле ) спит, храпит, пьяна, не знает, что говорит и т. д. Ее автор — атеист, сам Лукиан, Протей и т. д. Августейн, Корнелис (2001). «Лекция по случаю двадцатого дня рождения: Эразм как апологет: Гиперасписты II». Ежегодник Общества Эразма Роттердамского . 21 (1): 1–13. дои : 10.1163/187492701X00038 .
- ^ Например, он не был доступен на английском языке до 1999 года. Августейн, Корнелис (2001). «Лекция по случаю двадцатого дня рождения: Эразм как лекция: Апологет дня рождения: Гипераспист II». Ежегодник Общества Эразма Роттердамского . 21 (1): 1–13. дои : 10.1163/187492701X00038 .
- ^ «Было ли лютеранство лютеранским? Когда оно кристаллизовалось в Формуле Согласия … оно отвергло логику предопределения, подразумеваемую в Лютеровском «Рабстве воли» . Маккалок, Диармайд (2006). «2. Протестантизм в материковой Европе: новые направления». Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 59 (3): 698–706. дои : 10.1353/ren.2008.0404 . S2CID 162265932 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дезидерий Эразм (1524 г.). Диатриба свободы воли, или Сопоставление желаний Эразма Роттердамского . Апвд Джон Бэб.
- ^ Раммель, Эрика (2021). Дезидерий Эразм . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- ^ Леппин, Волкер (2017). «Помещение Лютера на его историческое место: мои ссоры с немецким православием в исследованиях Лютера» . Журнал шестнадцатого века . 48 (4): 927–943. дои : 10.1086/SCJ4804009 . ISSN 0361-0160 . JSTOR 44817117 .
- ^ Папа Лев X (15 июня 1520 г.). «Экссердж Домин» . Папские энциклики .
- ^ Руоканен, Миикка. Тринитарная благодать в книге Мартина Лютера «Рабство воли» (изд. 2021 г.). Издательство Оксфордского университета. стр. 10
- ^ Перейти обратно: а б с Шек, Томас П. (2013). «Ответ епископа Джона Фишера Мартину Лютеру» . Францисканские исследования . 71 : 463–509. ISSN 0080-5459 . JSTOR 43855981 .
- ^ Эмертон, Эфраим. «Дезидерий Эразм Роттердамский» . Проект Гуттенберг . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Альфсвог, Кнут (октябрь 1995 г.). Идентичность богословия (Диссертация) (PDF) . стр. 6, 7.
- ^ Кляйнханс, Роберт (декабрь 1970 г.). «Лютер и Эразм, другая перспектива». История Церкви . 39 (4): 460. дои : 10.2307/3162926 . JSTOR 3162926 . S2CID 162208956 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Эразм (31 декабря 1998 г.). «Проповедь о безмерном милосердии Божием». Спиритуалы и пасторали : 69–140. дои : 10.3138/9781442680128-003 . ISBN 978-1-4426-8012-8 .
- ^ Фаллика, Мария (23 октября 2023 г.). «Эразм и леди Лорето: Дева, Невеста и прогресс церкви» . Исследования Эразма . 43 (2): 119–140. дои : 10.1163/18749275-04302002 . hdl : 11573/1692738 .
- ^ Маркхадур, Жермен (декабрь 1995 г.). «Проповедь Эразма о милосердии Божьем и ее английские версии». Мореана . 32 (номер 123- (3–4): 97–116. doi : 10.3366/more.1995.32.3-4.14 .
- ^ Трейси, Джеймс (1987). «Два Эразма, два Лютера: стратегия Эразма в защиту De Libero Arbitrio ». Архив истории Реформации . 78 (jg): 38. doi : 10.14315/arg-1987-jg03 . S2CID 171005154 .
- ^ Кроекер, Грета Грейс (2016). «Эразм Богослов» . Церковная история и религиозная культура . 96 (4): 498–515. дои : 10.1163/18712428-09604002 . ISSN 1871-241X . JSTOR 26382864 . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рупп и Уотсон (январь 1969 г.). Лютер и Эразм: свободная воля и спасение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 0-664-24158-1 . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Зима, Эрнст (1961). Эразм - Лютер: Рассуждения о свободе воли (PDF) . Нью-Йорк: Континуум . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Ремер, Гэри (1989). «Риторика и Эразмианская защита религиозной терпимости» . История политической мысли . 10 (3): 377–403. ISSN 0143-781X . JSTOR 44797141 .
- ^ Перейти обратно: а б с Каммингс, Брайан (5 декабря 2002 г.). Литературная культура Реформации . doi : 10.1093/acprof:oso/9780198187356.003.0005 .
- ^ Вестминстерское обозрение . Дж. Мейсон. 1867.
- ^ Франческини, Кьяра (1 января 2014 г.). « Эразм и Фауст из «De gratia» Рица » . Журнал истории христианства . XI (2): 367–390 . Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ Эккерт, Отто Дж. (1955). Лютер и Реформация (PDF) . Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ Шафф, Филип. История христианской церкви, Том VII. ч73 .
- ^ «Генеральный совет Трента: шестая сессия» . Папские энциклики в Интернете . Святой Престол. 13 января 1547 года . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Стэнглин, Кейт Д.; МакКолл, Томас Х. (15 ноября 2012 г.). Иаков Арминий: теолог благодати . ОУП США. ISBN 978-0-19-975567-7 .
- ^ «Протестанты в США не определяются спорами эпохи Реформации 500 лет спустя» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . 31 августа 2017 года . Проверено 5 августа 2023 г.