Эразма Экклезиаст
«Экклезиаст: Об искусстве проповеди» ( лат . Ecclesiastes: sive deratione concionandi ) — книга Дезидерия Эразма , вышедшая в 1535 году . [ 1 ] Одна из последних его крупных работ, «Экклезиаст», посвящена теме эффективной проповеди . Ранее Эразм написал трактаты о христианском миряне, христианском князе и христианском педагоге. Друзья и поклонники, в том числе епископ Джон Фишер, предложили Эразму написать о чине христианского священства. Он начал писать текст в 1523 году и, наконец, завершил и напечатал Экклезиаста в 1535 году.
Разделы
[ редактировать ]Экклезиаст разделен на четыре раздела, но сам Эразм заявляет, что эти разделы охватывают три темы. Первый раздел посвящен обсуждению ценности должности священника и качеств, которые демонстрирует и развивает эффективный проповедник. Второй и третий разделы представляют собой обзор риторических приемов, которые хороший проповедник должен иметь в своем репертуаре. Эразм считал, что священник должен иметь солидный опыт в гомилетике и герменевтике, чтобы правильно интерпретировать Священные Писания и строить эффективные проповеди на основе этой интерпретации. Четвертый раздел представляет собой банк ресурсов по темам, достойным проповедей, и ссылкам на Священные Писания, из которых можно почерпнуть. Этот раздел наполнен практическими примерами и иллюстрациями.
Объединение, а не разделение
[ редактировать ]В Экклезиасте Эразм объединяет то, что многие современные религиозные деятели страстно хотели разделить. Он выступал за то, чтобы священники сочетали историческую и метафорическую интерпретацию Библии . Для Эразма метафорическая интерпретация была построена на исторической библейской традиции, а не противоречила ей. Он также был сторонником того, чтобы священники использовали классическую риторическую традицию в качестве дополнения к своим возможностям произносить проповеди и служить мирянам.
Роль проповедника
[ редактировать ]Согласно Экклезиасту , роль проповедника – принести мир отдельным душам собрания. Священники приносят этот мир прежде всего через учение Христа и поощряя свою паству жить в соответствии с этими принципами. Цель проповеди тогда состоит в том, чтобы произвести ощутимые изменения в аудитории; для улучшения поведения человека. Священник изучает небесное учение, переносит эти знания в лучшую земную жизнь через собрание, тем самым влияя на правильные и мирные отношения с Богом .
Юмор
[ редактировать ]В то время, когда он писал «Экклезиаста» , жизнь Эразма приближалась к концу, и здоровье его ухудшалось. Это не помешало ему написать убедительный и влиятельный трактат о проповеди, а также добавить немного своего фирменного юмора. Он пишет: «Если слонов можно научить танцевать, львов – играть, а леопардов – охотиться, то, несомненно, священников можно научить проповедовать».
Влияние
[ редактировать ]Трудно точно оценить, насколько влиятельным был Экклезиаст в реформе проповеди. Это, безусловно, был популярный текст, выдержавший четыре издания в течение года с момента его первой публикации до смерти Эразма в 1536 году. «К 1545 году в обращении находилось уже тридцать шестьсот экземпляров этого текста». [ 2 ]
По словам историка-иезуита Джона О'Мэлли, это было «самое продолжительное, наиболее научное и наиболее полное исследование теории и практики проповеди, опубликованное к тому времени. Это была знаковая работа, которая вытеснила из существования средневековые труды по проповеди». , Artes praedicandi ». [ 3 ]
Эразм предложил в Экклезиасте , чтобы Церковь учредила программу повышения квалификации. Епископы обучали священников искусству риторики, отсеивая плохих ораторов и прививая им правильные инструменты и качества, необходимые для эффективной речи: проповедникам нужно было досконально разбираться в Священных Писаниях. Эразм был не единственной фигурой в то время, выражавшей подобные опасения, но Тридентский собор действительно ссылался на Экклезиаста и использовал его идеи при проведении реформ. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дезидериус Эразм (2005). Споры . Университет Торонто Пресс. п. 251, примечание 867. ISBN 978-0-8020-4397-9 .
- ^ Jump up to: а б МакГиннесс, Фредерик Дж. (22 сентября 2006 г.). «Глава 5. Наследие Эразма. Экклезиаст и реформа проповеди в Тренте». Ересь, культура и религия в Италии раннего Нового времени : 93–112. дои : 10.1515/9780271090795-008 .
- ^ О'Мэлли, Джон В. (июнь 2019 г.). «Богословие до Реформации: гуманизм эпохи Возрождения и II Ватиканский собор». Богословские исследования . 80 (2): 256–270. дои : 10.1177/0040563919836245 .