Майкл Байус
Майкл Байус | |
---|---|
![]() Картина Бая | |
Рожденный | Мишель ДеБэй 1513 Меслен-л'Эвек, Бельгия |
Умер | 16 сентября 1589 г. Левен , Бельгия | ( 1589-09-16 )
Занятие | Богослов |
Известный | баянизм |
Майкл Байус (1513 — 16 сентября 1589) — бельгийский богослов . Он сформулировал школу мысли, ныне известную как байанство .
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Меслен-Л'Эвек недалеко от Ата в Эно, как Мишель Де Бэй, в семье фермера Жана де Бэя. Де Бэй изучал гуманитарные науки в Брюгелетте и Ангиене , а в 1533 году начал изучать философию в Большом колледже Хет Варкен Левенского университета . С 1535 года он также изучал богословие в колледже папы Адриана VI . [ 1 ] Он был отличником и в 1542 году был рукоположен в священники. [ 2 ] и был назначен директором Стандонк-колледжа в Левене.
В 1544 году Де Бэй получил степень доктора философии и стал преподавателем в колледже Хет-Варкен. В 1549 году Де Бэй был назначен профессором схоластической философии. В следующем году Де Бэй также получил лицензию по богословию и стал президентом колледжа Адриана, а также заменил профессора Священного Писания, отсутствовавшего тогда на Тридентском соборе . С февраля по август 1553 г. он был ректором университета. [ 3 ] Баюс очень рано подружился с Жаном Хессельсом .
Пока канцлер Руард Таппер и профессор богословия Хосе Равестейн присутствовали на Тридентском соборе, Байус и Хессельс воспользовались случаем, чтобы представить новые методы и новые доктрины. Они полагали, что католические апологеты серьезно пострадали из-за своей зависимости от авторитета и методов схоластики и что, если вместо того, чтобы апеллировать к трудам св. Фомы как к окончательному критерию истины, им придется больше настаивать на авторитете Библии. а что касается работ ранних отцов, таких как св. Киприан, св. Иероним и св. Августин, они окажутся на гораздо более безопасной почве, и их аргументы с большей вероятностью вызовут уважение их оппонентов. [ 4 ]
По возвращении из Трента в 1552 году Таппер попросил кардинала де Гранвеля , архиепископа Мехелена вмешаться . Гранвелю удалось на время успокоить новаторов. Теории Де Бэя пользовались большой популярностью среди студентов-теологов, которые распространяли их дальше. Это было встречено большим сопротивлением, и примерно в 1558 году кардинал Антуан Перрено де Гранвель и Виглиус безуспешно пытались убедить Де Бэя внести некоторые коррективы в свою позицию. Однако в 1560 году по требованию францисканцев Сорбонна осудила 18 его высказываний. [ 3 ] Баюс ответил на порицание в мемуарах, ныне утерянных, и полемика только усилилась. Папа Пий IV через кардинала Гранвеля заставил молчать как Бая, так и францисканцев, не вынеся, однако, никакого доктринального решения. [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]
В 1563 году он был назначен одним из бельгийских представителей на Тридентском соборе , но прибыл слишком поздно, чтобы принять важное участие в его обсуждениях. [ 5 ] Действительно, его присутствию на Соборе было сопротивление, и ему разрешили присутствовать только в качестве богослова короля Испании. Отцы Совета смотрели на него с немалой подозрительностью. Незадолго до отъезда в Трент Байус опубликовал свои первые трактаты. Содержание этих трактатов не входило в программу последних трех сессий Тридентского собора, поэтому публичного обсуждения спорных вопросов не произошло. Известно, однако, что взгляды Бая и Гессельса были неприятны отцам и что только престиж католического короля спас их от формального осуждения.
Баюс вернулся в Лувен в 1564 году и в том же году опубликовал новые трактаты. В Левене он получил известность как лидер антисхоластической реакции 16 века. Сторонники этой реакции сражались под знаменем Августина Гиппонского, хотя парадоксальным образом подрывали учение Августина о благодати; в результате неортодоксально-августинистские пристрастия Бая привели его к конфликту с Римом по вопросам благодати, свободы воли и тому подобного. [ 5 ] В различных отношениях Баия считали пелагианцем . Равештейн, сменивший Таппера на посту канцлера, проинформировал Рим, требуя решительных действий. 1 октября 1567 года Папа Пий V подписал папскую буллу Ex omnibus afflictionibus , в которой осудил семьдесят девять предложений из его сочинений в папской булле Ex omnibus afflictionibus , [ 6 ] [ нужны разъяснения ] но без упоминания имени Бая. Этому Баюс подчинился; хотя некоторые нескромные высказывания со стороны него самого и его сторонников привели к возобновлению осуждения в 1579 году Папой Григорием XIII . Баюсу, однако, было разрешено сохранить должность профессора, и в 1575 году он даже стал канцлером Левена. [ 5 ]
Смерть
[ редактировать ]описывает Он умер, все еще занимая эти две должности, в 1589 году. Его сочинения Адольф Гарнак как любопытную смесь католической ортодоксальности и бессознательных тенденций к протестантизму . Его основные труды были опубликованы в собрании в Кёльне в 1696 году; некоторые крупные трактаты были исключены. Существует исследование обеих книг и автора Линзенмана, Михаэля Байуса и Grundlegung des Jansenismus , опубликованное в Тюбингене в 1867 году. [ 5 ]
Убеждения
[ редактировать ]Своё богословие Бэй основывал на Священном Писании и Отцах Церкви , особенно на учении Августина Гиппопотама, вводя отклоняющиеся схоластические термины. Его учение, позже названное баианством , было основано на грехе, свободной воле и благодати Божией, а также на борьбе с непогрешимостью папы , утверждая, что епископская юридическая власть исходит непосредственно от Бога. [ 3 ] Жозеф Сольер, пишущий в Католической энциклопедии, считает Баюса предшественником янсенизма и теологов Пор-Рояля, таких как Блез Паскаль . [ 1 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Анри де Любак , августинианство и современное богословие (Гердер и Гердер) ISBN 0-8245-1802-0 Здесь рассматривается теология Бая, особенно его интерпретации Августина и его отношения к Янсениусу и янсенизму.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Солье, Джозеф. «Мишель Байус». Католическая энциклопедия Том. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907 г., 26 января 2021 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Вейтлауфф, Манфред. «Байус, Михаил», Религия прошлого и настоящего . 2011 год ISBN 9789004146662
- ^ Jump up to: а б с Мера ни за что? ; Гвидо Марнеф; в Архиепископии Мехелен-Брюссель, часть 1 , 2009 г., с. 84-86
- ^ Маккаффри SJ, Джеймс. «Байанизм», История католической церкви: от Возрождения до Французской революции , Vol. Я, гл. VI, 1914 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б с д свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Байус, Майкл ». Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 225. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Лешек Колаковский, Бог нам ничего не должен (University of Chicago Press, 1998), 4.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Мишель Байюс ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.