Йозеф Клейтген
Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема заключается в следующем: устаревшие утверждения, неуместные термины, проблемы с точки зрения зрения и т. д., в основном из-за копирования/вставки из Католической энциклопедии. ( Ноябрь 2022 г. ) |
Йозеф (или Йозеф) Вильгельм Карл Клейтген (9 апреля 1811 — 13 января 1883) — немецкий и философ- иезуит богослов . Он был членом Общества Иисуса и внес значительный вклад в становление нео-схоластики . [1]
Жизнь
[ редактировать ]Клейтген родился в Дортмунде , Вестфалия . Он начал учебу с намерением стать священником, но из-за протестантской атмосферы школы, которую он посещал, его религиозное рвение постепенно остыло. С 28 апреля 1830 года по 8 января 1831 года изучал филологию в Мюнхенском университете . Он сильно интересовался философией Платона и греческими поэтами-трагиками . Как член братства Германия, он подвергся судебному преследованию после политических восстаний в Мюнхене, вдохновленных Июльской революцией во Франции. Он бежал в Йену . В этом состоянии он собирался начать светскую карьеру, но на Пасху 1832 года поступил в духовную академию Мюнстера , что указывает на решительный поворот в его убеждениях. В предшествующие годы он впитал некоторые идеи из сочинений Лессинга и Гердера , которые не мог примирить с христианской верой. После нескольких недель внутреннего конфликта он предался молитве, и, к его удивлению, многие из его трудностей сразу исчезли; оставшаяся часть постепенно исчезла. После двух сроков в Мюнстере он отправился в семинарии в Падерборне , где он был рукоположен в иподиакона 22 февраля 1834 года. Когда прусская полиция пыталась арестовать его из-за его участия в восстаниях 1830 года, а также с целью уклониться от военной службы , он отправился в Швейцарию. 28 апреля он вступил в Общество Иисуса в Бриге, Швейцария . [2] и, чтобы избежать каких-либо проблем с прусским правительством, он стал натурализованным гражданином одного из швейцарских кантонов и изменил свое имя на «Петерс». После рукоположения в сан священника в 1837 году он в течение двух лет был профессором этики во Фрибуре , Швейцария; затем он преподавал риторику в Бриге с 1840 по 1843 год. В 1843 году он был назначен профессором риторики в Немецком колледже в Риме . [1]
Во время политических волнений революции 1848/49 года в Риме иезуиты находились в опасности, поэтому Клейтген, псевдоним Петерс, жил под прикрытием. Позже он признался, что имел сексуальные отношения с женщиной, с которой он жил в одной квартире, Алессандрой Карли. [ нужна ссылка ]
Карьера
[ редактировать ]Во время своего проживания в Риме и его окрестностях (1843–74), помимо пастырской работы и написания своих основных сочинений, он замещал секретаря генерального настоятеля иезуитов (1843–56) Джона-Филипа Рутана , секретаря (1856–62), консультант Конгрегации Индекса , [1] и сотрудничал в подготовке Конституции De Fide Catholica Первого Ватиканского Собора . Он составил первый проект энциклики « Æterni Patris» Папы Льва XIII о схоластике (1879). Он сыграл ведущую роль в возрождении схоластической философии и теологии. [3]
С целью борьбы с доктринами Георга Гермеса , И.Б. Хиршера и Антона Гюнтера он составил свои «Theologie der Vorzeit» ( «Теология прошлого» ) и «Philosophie der Vorzeit» ( «Философия прошлого» ), работы, которые после своего появления были произнесены во многих кварталы станут эпохальными. [3]
Монастырь Сант-Амброджо
[ редактировать ]В 1856 году Клейтген, псевдоним Петерс, стал чрезвычайным духовником францисканского монастыря Святого Амвросия в Риме. Монахини этого монастыря почитали святыми свою настоятельницу-основательницу Аньезе Фиррао (умерла в 1854 г.), хотя это было запрещено священным саном в 1816 г., который уличил настоятельницу в «ложной святости» или притворстве святой. [4]
В 1858 году овдовевшая принцесса Катарина Гогенлоэ-Вальденбург-Шиллингсфюрст переехала в Рим с намерением стать монахиней. Ее духовный наставник кардинал Карл-Август фон Рейзах рекомендовал ей присоединиться к францисканскому монастырю Сант-Амброджо. [5] Фон Гогенцоллерн, недавно присоединившийся к монастырю в качестве послушника, сообщил о его деятельности инквизиции , обвинив любовницу послушниц Марию Луизу, среди прочего, в сексуальных проступках, еретических практиках и планах убийства. Мария Луиза утверждала, что получала послания от Святой Марии, совершала ритуалы, обычно разрешенные только священникам, и спала с несколькими послушниками. Другие проступки включали отношения между женщинами и священниками. Когда она бросила вызов монастырским практикам, Катарина стала жертвой попытки отравления. [6]
В ходе расследования выяснилось, что Петерс, псевдоним Клейтген, который как «духовный отец» монахинь имел право исповедоваться в монастыре и совершать таинство Покаяния , вступил в сексуальные отношения с Марией Луизой, которую он считал святой. человек, склонный к видениям и божественным откровениям. Он знал об отравлении Катарины, хотя степень, в которой он спровоцировал покушение на убийство, установить не удалось. Он был признан еретиком за пропаганду культа Аньезе Фиррао и приговорен к трем годам домашнего ареста. Однако папа Пий IX сократил срок наказания до двух лет, которые Клейтген провел за пределами Рима в храме Богоматери в Галлоро, где он продолжил работу над своим богословским выдающимся опусом , Theologie der Vorzeit и Philosophie der Vorzeit . [ нужна ссылка ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Позже в своей жизни Клейтген сыграл важную роль в разработке догмата папской непогрешимости . Папа Пий IX нашел его полезным, поскольку он был одним из самых ярых сторонников папской непогрешимости. После открытия первого Ватиканского собора, по настоятельной просьбе нескольких епископов, особенно архиепископа Штейнса , апостольского викария Калькутты , его генерал-настоятель, тогда еще Питер Беккс , отозвал его в Рим , чтобы предоставить свои таланты и знания в распоряжение собора . и Папа Пий IX снял все церковные порицания. [3] Густаву Адольфу, кардиналу-принцу Гогенлоэ-Шиллингсфюрста , родственнику Катарины Гогенлоэ и теологическому противнику Клейтгена, не удалось использовать скандал Сант-Амброджо, чтобы заблокировать возвышение Клейтгена. После распада Папской области в 1870 году он жил в изгнании, пока новый папа Лев XIII не призвал Клейтгена обратно в Рим, где он помог составить энциклику Aeterni Patris . [5]
В 1879 году некоторые старые католики , отколовшиеся от католической церкви по вопросу непогрешимости папы, распространили сообщение о том, что Клейтген был приговорен римской инквизицией к шести годам тюремного заключения за соучастие в отравлении принцессы фон Гогенлоэ; но 7 марта Ювенал Пелами, нотариус инквизиции, показал, что Клейтген никогда не вызывался в инквизицию по такому обвинению и, следовательно, не был по ней наказан.
Хотя слухи ходили, только в 1970-х годах были обнаружены первые несколько файлов об этом деле, и только в 1998 году были найдены все документы. [5]
Клейтген умер в Санкт-Антоне недалеко от Кальтерна , Тироль . [2]
Работает
[ редактировать ]Основные работы Клейтгена:
- «Старая и новая школы» (Майнц, 1846 г., Мюнстер, 1869 г.);
- «О вере в чудесное» (Мюнстер, 1846);
- «Искусство речи» (Рим, 1847; Турин, 1903);
- «Теология древнего мира» (3 т., Мюнстер, 1853–60, 5 т., 1867–74);
- «Жития благочестивых рабов Божиих» (Мюнстер, 1869);
- «Die Philosophie der Vorzeit» (2 тома, Мюнстер, 1860-3; Инсбрук, 1878), переведенный на французский и итальянский, а недавно (2019 г.) на английский язык Уильямом Х. Маршнером как «Защищенная досовременная философия»;
- «Осуждение онтологизма» (Мюнстер, 1868 г.); переведен на французский и итальянский языки;
- «К моему оправданию» (Мюнстер, 1868 г.);
- «Об intellectus agens и врожденных идеях»;
- «О учении веры» (Мюнстер, 1875 г.);
- «Идеалы и их истинное осуществление» (Франкфурт, 1868 г.);
- «О желаниях, опасениях и надеждах относительно предстоящего церковного собрания» (Мюнстер, 1869);
- «Письма из Рима» (Мюнстер, 1869);
- «Проповеди» (Регенсбург, 1872; 2 т., 1880-5);
- «Высшая учительская власть римского епископа» (Трир, 1870 г.);
- «О самом Боге» (Регенсбург, 1881);
- «Евангелие от святого Матфея» (Фрайбург, 1882 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Василовский, Гюнтер. «Клейтген, Йозеф», Религия прошлого и настоящего . 2006 г. ISBN 9789004146662
- ^ Jump up to: а б «Клейтген, Йозеф», Циклопедия библейской, теологической и церковной литературы . (Джеймс Стронг и Джон МакКлинток, ред.); Харпер и братья; Нью-Йорк; 1880 г.
- ^ Jump up to: а б с Тухи, Джон. «Йозеф Вильгельм Карл Клейтген». Католическая энциклопедия Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 6 октября 2022 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Вольф, Юбер: Монахини Сант-Амброджо. Правдивая история монастыря, охваченного скандалом. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2015 г. Впервые опубликовано на немецком языке, Мюнхен, 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Ленер, Ульрих Л., «Похотливая история», First Things , март 2020 г.
- ^ "Маурус (Рудольф) Вольтер", Портал Рейнской истории
Источники
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Йозеф Вильгельм Карл Клейтген ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Хуберт Вольф , Монахини Сант-Амброджо. Правдивая история монастыря, охваченного скандалом. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2015.
- Ульрих Л. Ленер , «Похотливая история», First Things , март 2020 г.
- 1811 рождений
- 1883 смерти
- Немецкие иезуиты XIX века
- Немецкие философы XIX века
- Немецкие католические богословы XIX века
- Католические философы
- Томисты
- Писатели из Дортмунда
- Люди из провинции Вестфалия
- Выпускники Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана
- Выпускники Мюнстерского университета
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Итальянские писатели-мужчины XIX века
- Духовенство земли Северный Рейн-Вестфалия