Марк Болан
Марк Болан | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Марк Фельд |
Рожденный | Хомертон , Лондон, Англия | 30 сентября 1947 г.
Умер | 16 сентября 1977 г. Барнс , Лондон, Англия | ( 29 лет
Жанры | |
Род занятий |
|
Инструмент(ы) |
|
Годы активности | 1957–1977 |
Этикетки | |
Ранее из |
Марк Болан ( / ˈ b oʊ l ə n / BOH -lən ; родился Марк Фельд ; 30 сентября 1947 — 16 сентября 1977) — английский гитарист, певец, автор песен и поэт. Он был пионером движения глэм-рока в начале 1970-х годов со своей группой T. Rex . [1] Болан оказал сильное влияние на исполнителей многих жанров, включая глэм-рок, панк , пост-панк , новую волну , инди-рок , брит-поп и альтернативный рок . Он был посмертно введен в Зал славы рок-н-ролла в 2020 году как участник T. Rex. [2]
В конце 1960-х он прославился как основатель и лидер психоделической фолк -группы Tyrannosaurus Rex, с которой он выпустил четыре альбома, получивших признание критиков, и выпустил один второстепенный хит «Debora». Болан начинал как акустический певец и автор, а затем занялся электрической музыкой до записи первого сингла T. Rex " Ride a White Swan ", который занял второе место в британском чарте синглов. [3] С 1970 по 1973 год T. Rex добился в Великобритании популярности, сравнимой с популярностью группы «Битлз» , выпустив одиннадцать синглов, попавших в десятку лучших, четыре из которых достигли первого места: « Hot Love », « Get It On », « Telegram». Сэм » и « Металл Гуру ». Альбом 1971 года Electric Warrior , все песни которого написаны Боланом, получил признание критиков, занял первое место в Великобритании и стал знаковым альбомом в глэм-роке. С 1973 года он начал сочетать рок с другими влияниями, включая фанк , соул , госпел , диско и R&B .
Болан погиб в автокатастрофе в 1977 году. Мемориальный камень и бюст Болана, Скальный храм Марка Болана , были открыты на месте, где он умер, в Барнсе , Лондон. Его музыкальное влияние как гитариста и автора песен было глубоким; он вдохновил многие последующие действия в последующие десятилетия. Появление Болана в марте 1971 года на музыкальном шоу BBC Top of the Pops с блестками на лице и исполнением песни Hot Love, занявшей первое место в британских чартах, считается началом движения глэм-рока. [4]
Музыкальный критик Кен Барнс назвал Болана «человеком, с которого все началось». [5] Альбом 1971 года Electric Warrior был описан AllMusic как «альбом, который, по сути, положил начало увлечению глэм-роком в Великобритании». [6] Продюсер Тони Висконти , который работал с Боланом в период его расцвета, заявил: «То, что я видел в Марке Болане, не имело ничего общего со струнными или очень высокими стандартами артистизма; то, что я видел в нем, было чистым талантом. Я видел гения. Я видел потенциальная рок-звезда в лице Марка – прямо с той минуты, с того часа, как я его встретил».
Ранний период жизни
[ редактировать ]Болан родился в больнице Хакни и вырос по адресу Сток-Ньюингтон-Коммон, 25, в районе Хакни , восточный Лондон, и был вторым ребенком в семье.Симеон («Сид») Фельд (1920–1991), продавец косметики и бывший водитель грузовика, и Филлис Уинифред (урожденная Аткинс; 1927–1991), которая владела ларьком на рынке Бервик-стрит в Сохо . Его отец был происхождения из Ист-Энда еврейского -ашкенази , русского и польского происхождения, а его мать была англичанкой, родом из Фулхэма . [7] [8] Переехав в Уимблдон , на юго-запад Лондона, он влюбился в рок-н-ролл Джина Винсента , Эдди Кокрена , Артура Крудапа и Чака Берри и тусовался в кофейнях, таких как 2i's в Сохо . [9]
Болан учился в начальной школе Нортволда в Аппер-Клэптоне. В девять лет ему подарили первую гитару, и он основал скиффл- группу. В школе он играл на гитаре в трио «Susie and the Hula Hoops», вокалисткой которого была 12-летняя Хелен Шапиро . Во время обеденных перерывов в школе он играл на гитаре на детской площадке перед небольшой аудиторией друзей. В 15 лет его исключили из школы; [10] по словам одного из его друзей: «Он сделал что-то не так и пошел к директору или заместителю директора, мистеру Пирсону. Он сказал, что собирается дать ему трость, а Марк сказал нет. протянул ему руку, и Марк натсовал его». [11]
Он появился в массовке в эпизоде телешоу «Орландо» , одетый как модник . Болан ненадолго присоединился к модельному агентству и стал «мальчиком Джона Темпла», появившись в каталоге одежды магазина мужской одежды. Он был моделью для костюмов в их каталогах, а также для вырезок из картона, которые выставлялись в витринах магазинов. В 1962 году журнал Town представил его под именем Марк Фельд как ранний пример мод-движения в фоторепортаже, организованном Evening Standard обозревателем Ангусом МакГиллом . [12] [13]
Музыкальная карьера
[ редактировать ]1964–1967: Начало карьеры.
[ редактировать ]В 1964 году Болан встретил своего первого менеджера Джеффри Делароя-Холла и записал блестящий коммерческий трек при поддержке сессионных музыкантов под названием «All at Once» (песня, очень похожая на стиль его юного героя Клиффа Ричарда , «английского Элвиса Элвиса»). "), который позже был посмертно выпущен Дэниэлзом и Кэрон Уилланс в 2008 году на семидюймовом виниле очень ограниченным тиражом после того, как Деларой-Холл передал им оригинальную магнитофонную запись. Этот трек — одна из первых профессиональных записей Болана.
Затем Болан сменил свой сценический псевдоним на Тоби Тайлер, когда он встретил и переехал к ребёнку-актёру Аллану Уоррену , который стал его вторым менеджером. Эта встреча предоставила Болану спасательный круг в сердце шоу-бизнеса, поскольку Уоррен увидел потенциал Болана, когда он часами сидел, скрестив ноги, на полу Уоррена, играя на своей акустической гитаре. Болан в это время любил появляться в вельветовой фуражке, похожей на его тогдашнюю.- нынешний источник вдохновения, Боб Дилан . Серия фотографий была заказана фотографу Майклу МакГрату, хотя он вспоминает, что Болан в то время «не произвел на него никакого впечатления». [14] Уоррен также нанял студию звукозаписи и записал первые ацетатные пластинки Болана. Позже были выпущены два трека: песня Боба Дилана « Blowin' in the Wind » и . «The Road I’m On (Gloria)» Дион Версия песни Бетти Эверетт « You’re No Good » (еще не выпущенная) позже была отправлена EMI на тестовый просмотр, но была отклонена.
Позже Уоррен продал контракт Болана и записи за 200 фунтов своему домовладельцу, магнату недвижимости Дэвиду Кирчу , вместо трехмесячной задолженности по арендной плате, но Кирх был слишком занят своей империей недвижимости, чтобы что-либо для него сделать. Примерно год спустя мать Болана вошла в кабинет Кирха и закричала на него, что он ничего не сделал для ее сына. Она потребовала от него разорвать контракт, и он охотно подчинился. [15] [16] [17] Кассеты с первыми двумя треками, записанными во время записи Тоби Тайлера, исчезли более чем на 25 лет, а затем снова появились в 1991 году и были проданы почти за 8000 долларов. Их окончательный выпуск на компакт-диске в 1993 году сделал доступными одни из самых ранних известных записей Болана.
Он подписал контракт с Decca Records в августе 1965 года. В этот момент его имя изменилось на Марк Болан через Марка Боуленда. Есть несколько версий того, почему был выбран Болан, в том числе то, что оно произошло от имени Джеймса Болама , что это было сокращение от Боба Дилана и, по словам самого Болана, что это имя выбрала компания Decca Records. [18] Свой дебютный сингл "The Wizard" он записал с группой Ladybirds на бэк-вокале (позже обретшей известность вместе с Бенни Хиллом ) и студийными сессионными музыкантами, играющими на всех инструментах. "The Wizard", первый сингл Болана, был выпущен 19 ноября 1965 года. В нем приняли участие Джимми Пейдж и Большой Джим Салливан , продюсером выступил Джим Экономидес с музыкальным руководителем Майком Леандером . Два сольных акустических демо, записанных вскоре после этого той же командой («Reality» и «Song for a Soldier»), до сих пор были выпущены ограниченным официальным выпуском только в 2015 году на семидюймовом виниле. Обе песни выполнены в фолк-стиле, напоминающем Дилана и Донована . Третья песня, "That's the Bag I'm In", написанная нью-йоркским фолк-певцом и современником Дилана Фредом Нилом , также была записана на пленку, но еще не выпущена. В июне 1966 года был выпущен второй официальный сингл «The Third Degree» в сопровождении сессионного музыканта при поддержке «San Francisco Poet», гимна Болана поэтам- битникам . Ни одна песня не попала в чарты. [9]
В 1966 году Болан появился у входной двери Саймона Нэпьер-Белла со своей гитарой и заявил, что он станет большой звездой и что ему нужен кто-то, кто сделает все аранжировки. Нэпьер-Белл пригласил Болана и послушал его песни. Сразу же была назначена сессия записи, и песни были записаны очень просто (большинство из них фактически не были выпущены до 1974 года, на альбоме The Beginning of Doves ). Только "Hippy Gumbo", зловещая народная песня в стиле барокко, была выпущена в то время как третий неудачный сингл Болана. Одна песня, «You Scare Me to Death», была использована в рекламе зубной пасты. Некоторые песни также вновь появились в 1982 году с добавлением дополнительных инструментов на альбоме You Scare Me to Death . Нэпьер-Белл управлял Yardbirds и John's Children и сначала собирался включить Болана в Yardbirds. В начале 1967 года он в конце концов остановился на John's Children, потому что им нужен был автор песен, и он восхищался писательскими способностями Болана. Группа добилась определенного успеха на концертах, но продала мало пластинок. Сингл John's Children, написанный Боланом, называется " « Дездемона » была запрещена BBC за фразу «подними юбку и лети».
Его пребывание в группе было недолгим. После злополучного тура по Германии с The Who Болану потребовалось некоторое время, чтобы переоценить свою ситуацию. Воображение Болана наполнилось новыми идеями, и он начал писать фэнтезийные романы ( «Кракенмист» и «Картины фиолетовых людей» ), а также стихи и песни, иногда ему было трудно отделить факты от собственного тщательно продуманного мифа – он, как известно, утверждал, что проводил время с волшебником в Париже, который дал ему тайные знания и научился левитировать. Время, проведенное с ним, часто упоминалось, но оставалось «мифическим». На самом деле волшебником, вероятно, был американский актер Риггс О'Хара, с которым Болан совершил поездку в Париж в 1965 году. Получив время заново изобрести себя, после «Детей Джона» Болан начал писать песни, и он начал писать многие поэтические и неоромантические песни. который появился на его первых альбомах с T. Rex . [9]
1967–1970: Тираннозавр Рекс.
[ редактировать ]Болан покинул John's Children, когда, среди прочих проблем, оборудование группы было конфисковано их лейблом Track Records . Невозмутимый, он сплотился, чтобы создать Tyrannosaurus Rex, свою собственную рок-группу вместе с гитаристом Беном Картландом, барабанщиком Стивом Перегрином Туком и неизвестным басистом. Нэпьер-Белл вспоминал о Болане: «Он получил концерт в Electric Garden, а затем разместил в Melody Maker объявление о поиске музыкантов. Газета вышла в среду, в день концерта. В три часа он брал интервью у музыкантов. , в пять он собирался выйти на сцену.... Это была катастрофа. Его просто освистали со сцены». [9] После этого концерта Болан сократил группу до себя и Тука, и они продолжили работу как акустический дуэт психоделического и фолк-рока, исполняя песни Болана, причем Тук играл на различных перкуссиях и ударных инструментах, а иногда и на басу под акустические гитары и голос Болана. Нэпьер-Белл сказал о Болане, что после первого провального электрического выступления «у него не хватило смелости попробовать еще раз; это действительно был удар по его эго... Позже он рассказал всем, что его заставили пойти на это». акустический, потому что Track Records конфисковали все его оборудование. На самом деле он был вынужден перейти на акустический, потому что боялся делать что-то еще». [9]
Оригинальная версия Tyrannosaurus Rex с Туком выпустила три альбома; два вошли в пятнадцать лучших в чарте альбомов Великобритании. В 1968 году у них также был хит "Debora" в топ-40. Их транслировал по радио BBC Radio 1 диджей Джон Пил . [19] Одним из ярких событий этой эпохи стало выступление дуэта на первом бесплатном концерте в Гайд-парке в 1968 году. Хотя свободолюбивый и употребляющий наркотики Тук был уволен из группы после их первого турне по Америке, они были силой среди хиппи. подземная сцена, пока они существовали. Их музыка была наполнена потусторонней поэзией Болана. В 1969 году Болан опубликовал свой первый и единственный сборник стихов под названием «Колдун любви» . Хотя некоторые критики отвергли его как потакание своим прихотям, он был полон витиеватой прозы и игры слов Болана, было продано 40 000 экземпляров, и в 1969–70 годах он стал одним из самых продаваемых сборников стихов в Великобритании. [20] Он был переиздан в 1992 году Обществом признательности тираннозавра рекса. [21]
В соответствии со своими ранними интересами к рок-н-роллу, Болан начал привносить в музыку дуэта усиленные гитарные партии, купив белый Fender Stratocaster, украшенный каплевидным узором пейсли у Сида Барретта . Заменив Тука на Микки Финна , он позволил электрическому влиянию проявиться еще дальше на A Beard of Stars , последнем альбоме, авторство которого принадлежит Tyrannosaurus Rex. Завершился он песней "Elemental Child" с длинным перерывом на электрогитаре под влиянием Джими Хендрикса . [9]
1971–1975: Ти-Рекс, глэм-рок и другие стили.
[ редактировать ]Марк Болан, пикси-принц глэм-рока , продолжает оказывать огромное влияние на музыку и моду.
— Адам Свитинг , The Telegraph . [22]
Став более смелым в музыкальном плане, Болан купил модифицированную винтажную гитару Gibson Les Paul (изображенную на обложке альбома T. Rex ), а затем написал и записал свой первый хит « Ride a White Swan », в котором доминировали раскачивающиеся ручные звуки. хлопающий бит, электрогитара Болана и перкуссия Финна. В это время он также сократил название группы до T. Rex. [9] Болан и его продюсер Тони Висконти курировали запись "Ride a White Swan", сингла, который изменил карьеру Болана и был частично вдохновлен успехом Мунго Джерри с " In the Summertime ", переместив Болана от преимущественно акустических номеров к более электрический звук. [23] Записанный 1 июля 1970 года и выпущенный позже в том же году, он медленно продвигался в UK Top 40 , пока в начале 1971 года, наконец, не достиг второго места. [24] Вдохновленный своей музой Джун Чайлд, Болан увлекся женской одеждой, что было необычно для британского рокера того времени. [25]
Болан последовал за "Ride a White Swan" и T. Rex , расширив группу до квартета с басистом Стивом Карри и барабанщиком Биллом Леджендом и записав пятиминутный сингл " Hot Love " с шумным ритмом, струнными акцентами и расширенный припев, вдохновленный " Hey Jude ". Болан исполнил «Hot Love» в телешоу BBC Top of the Pops с блестками на лице: позже это выступление было признано основой глэм-рока. [4] [26] Для зрителей это был определяющий момент: «Болан был волшебным, но в то же время сексуально возбужденным и андрогинным ». [4] Песня была номером один в течение шести недель, за ней быстро последовала " Get It On ", более суровая и взрослая мелодия, которая провела четыре недели на первом месте. Песня, переименованная в "Bang a Gong (Get It On)", когда была выпущена в США, достигла 10-го места в Billboard Hot 100 в начале 1972 года. [4]
Одет в атласный матросский костюм, но еще – и самое главное – с блестящими золотыми слезинками под глазами. Этот перформанс часто называют рождением гламура. Его андрогинный стиль оказал непреходящее влияние на моду. От Gucci до Saint Laurent мода уже давно черпает вдохновение из его стиля. Он знал, как превратить гендерные нормы в новые фантастические формы.
— Джубин Бехрад, The Guardian , о появлении Болана в марте 1971 года на Top of the Pops . [26]
В ноябре 1971 года звукозаписывающий лейбл группы Fly выпустил трек Electric Warrior « Jeepster » без разрешения Болана. Возмущенный, Болан воспользовался своевременным прекращением действия своего контракта с Fly Records и ушел в EMI , которая дала ему собственный лейбл T. Rex Wax Co. На сумке и этикетке Болана было изображение головы и плеч. Несмотря на отсутствие поддержки Болана, "Jeepster" занял второе место в британском чарте синглов. [27] Считающаяся одной из лучших песен группы, Paste и Billboard поставили ее на первое и третье места в своих списках 10 лучших песен T. Rex. [28] [29]
В 1972 году он стал еще двумя номерами один в Великобритании с песнями « Telegram Sam » и « Metal Guru », взятыми из The Slider , и двумя номерами два в « Детях революции » и « Solid Gold Easy Action ». [24] В том же году он появился в Born to Boogie документальном фильме Ринго Старра « включая концерт, снятый в лондонском Wembley Empire Pool в марте 1972 года . » о Ти Рексе , с Ти Рексом, к которому присоединились Ринго Старр на второй ударной установке и Элтон Джон на фортепиано. В то время продажи пластинок T. Rex составляли около шести процентов от общего объема продаж пластинок на внутреннем рынке Великобритании. Сообщается, что группа продавала 100 000 пластинок в день; однако ни один сингл T. Rex так и не разошелся миллионным тиражом в Великобритании, несмотря на множество золотых дисков и в среднем четыре недели на вершине на каждый хит номер один. Ни одна пластинка T. Rex не была сертифицирована до 1985 года, поскольку звукозаписывающая компания должна была за нее заплатить, чего Болан не сделал в 1970-х годах. [24]
Болан начал носить на сцене цилиндры и боа из перьев, а также наносить блестки на каждую из своих скул . Истории о том, что он вдохновил на это, противоречивы: некоторые говорят, что это представила его личная помощница Челита Секунда, хотя Болан рассказал Джону Пиджону в интервью Radio 1 в 1974 году , что заметил блеск на туалетном столике своей жены Джун Чайлд перед тем, как фотосессию и тут же небрежно намазал себе лицо. Другие исполнители – и их поклонники – вскоре подхватили вариации этой идеи.
Эпоха глэма также ознаменовалась появлением друга Болана Дэвида Боуи , с которым Болан познакомился еще в андеграундные времена (Болан играл на гитаре в сингле Боуи «Prettiest Star» 1970 года; у Болана и Боуи также был один и тот же менеджер, Лес Конн, и продюсер Тони Висконти), но их дружба была также и соперничеством, которое продолжалось на протяжении всей его карьеры. Песня Боуи 1972 года « All the Young Dudes » прославила Ти Рекса. [30] Песня Боуи « Lady Stardust » обычно интерпретируется как отсылка к иконе глэм-рока Болану. Оригинальная демо-версия называлась «He Was Alright (Песня для Марка)». [31]
играл на двойной соло-гитаре В 1973 году Болан вместе со своим другом Джеффом Линном в песнях Electric Light Orchestra « Ma-Ma-Ma Belle » и «Dreaming of 4000» (первоначально в титрах не указан) из « On the Third Day » , а также в «Everyone's Born». to Die", который в то время не был выпущен, но появился в качестве бонус-трека в ремастере 2006 года. [24]
Для следующих сессий записи он нанял соул -певиц для бэк-вокала в песне " 20th Century Boy ", которая достигла третьей позиции в марте, и в середине года "The Groover", которая стала четвертой. [24] Tanx , часть которого показала, что он движется в сторону соула, фанка и госпела, имел коммерческий успех и успех у критиков в нескольких европейских странах. "Truck On (Tyke)" не попал в десятку лучших в Великобритании, заняв в декабре лишь 12-е место. Однако " Teenage Dream " из альбома 1974 года " Zinc Alloy and the Hidden Riders of Tomorrow" показала, что Болан пытался создать более богатую и сложную музыку, чем он пытался ранее с T. Rex. Он расширил состав группы, включив в него второго гитариста, Джека Грина, и других студийных музыкантов, и начал брать на себя больший контроль над звуком и производством своих пластинок, включая к тому времени подругу Глорию Джонс на клавишных, а также бэк-вокал. .
В конце концов, винтажный состав T. Rex распался. Брак Болана распался из-за его романа с бэк-вокалисткой Джонс, который начался в июле 1973 года. В этот период он провел большую часть своего времени в США, продолжая выпускать синглы и альбомы, сочетая R&B влияние с роком. на Zip Gun Болана .
1976–1977: возрождение и последний год
[ редактировать ]В сентябре 1975 года Глория Джонс родила Болану сына, которого они назвали Ролан Болан (хотя в свидетельстве о рождении он указан как «Ролан Сеймур Фельд»). В том же году Болан вернулся в Великобританию из налоговой ссылки в США и Монако и предстал перед публикой со скромным туром. Болан регулярно появлялся на поп-шоу LWT Supersonic под руководством своего старого друга Майка Мэнсфилда и выпустил ряд синглов, в том числе «New York City», который вошел в топ-15. К тому времени Болан был в курсе музыкальной сцены, включая дискотеку. элементы Futuristic Dragon и сингла « Dreamy Lady ». Последний оставшийся участник безмятежной эпохи Болана Т. Рекс, Карри, покинул группу в конце 1976 года. В начале 1977 года Болан собрал новую группу, выпустил новый альбом Dandy in the Underworld и отправился в новый тур по Великобритании. , взяв с собой панк -группу The Damned в качестве поддержки, чтобы соблазнить молодую аудиторию, которая не помнила своего расцвета всего пять лет назад. [9]
Позже, в 1977 году, телевидение Гранады поручило Болану возглавить сериал из шести частей под названием «Марк» , в котором он вел как новые, так и признанные группы, а также исполнял свои собственные песни. К этому времени Болан похудел и выглядел таким же подтянутым, как и во времена расцвета Ти-Рекса. Шоу транслировалось в течение получаса после школы на канале ITV, предназначенном для детей и подростков, и имело большой успех. В одном из эпизодов Болан воссоединился со своим бывшим John's Children товарищем по группе Энди Эллисоном , который тогда возглавлял группу Radio Stars . [9]
Давний друг и иногда соперник Болана Дэвид Боуи был последним гостем последнего эпизода «Марка» . Сольная песня Боуи "Heroes" была предпоследней песней шоу; Болан закончил, назвав некоторых музыкантов: «Все кошки; вы знаете, кто они»; Затем они начали играть блюзовую песню в заключительных титрах. Однако после четырех слов вокала Боуи Болан пошатнулся и покинул сцену, но сумел схватить микрофон и улыбнуться. Веселье Боуи было ясно видно, и через несколько секунд группа прекратила играть. Поскольку времени на пересдачу не было, происшествие было передано в эфир. [32]
Личная жизнь
[ редактировать ]Свои первые серьезные романтические отношения Болан начал с Терезой Уипман в 1965 году. [33] Они расстались в 1968 году, когда Болан встретил Джун Эллен Чайлд. Пара сразу влюбилась друг в друга и вместе переехала в квартиру, зная друг друга всего несколько дней. [34] Они поженились 30 января 1970 года. [35] Она была бывшим секретарем его тогдашних менеджеров, Blackhill Enterprises , а также менеджеров другого его героя, Сида Барретта , с которым Джун ранее встречалась. [36] Она также сыграла важную роль в повышении авторитета своего нового мужа в музыкальной индустрии. [9] Отношения Болана с Джун были бурными; За время их брака он завязал несколько романов, в том числе один с певицей Маршей Хант в 1969 году и другой с художницей Барбарой Нессим во время записи в Америке в 1971 году. [37] [38] Пара рассталась в 1973 году, после того как Джун узнала о романе Болана с его бэк-вокалисткой Глорией Джонс . [39] После смерти Болана Джун рассказала, что делала аборты во время их брака, потому что считала, что Болан недостаточно зрел, чтобы быть отцом. [40] [41]
У Болана и Глории Джонс были серьезные романтические отношения с 1973 года до его смерти в сентябре 1977 года. [42] В сентябре 1975 года у пары родился сын, и они втроем прожили вместе почти два года до смерти Болана. В конце июня 1976 года Джун Болан подала в суд на развод по причине супружеской измены, сославшись на Глорию Джонс как на третье лицо. На судебном заседании 5 октября 1976 года заместитель судьи Дональд Эллисон заявил: «Я удовлетворен тем, что муж совершил прелюбодеяние с соответчиком, и что жена считает невыносимым жить с ним», и вынес постановление nisi. Через двенадцать месяцев после этой даты он должен был стать абсолютным указом, разорвавшим таким образом супружеские узы Боланов. «Факты таковы, что изначально она ушла от меня, и мы просто разошлись», — объяснил Болан после вынесения решения. «Не было никаких замечательных сцен, никаких потрясений. Это просто произошло однажды внезапно. Мы больше не были парой». Он также воспользовался возможностью, чтобы пролить немного света на свою сексуальность. «В любом случае, я гей», — полушутя сказал он. «Я не могу сказать, что я был скрытым гомосексуалистом – я был ранним. Но секс никогда не был большой проблемой. Я большой шлюха». На вопрос об институте брака он ответил: «Глория не хочет выходить замуж, и я тоже. Если я когда-нибудь снова женюсь на ком-нибудь, я включу пункт, что, когда он закончится, вы останетесь сами по себе – и это означает и финансово». [43] Во время интервью в 1975 году Болана также спросили о его сексуальной ориентации, и он сказал, что он бисексуал. [44]
Смерть
[ редактировать ]Болан так и не научился водить машину, опасаясь преждевременной смерти; [45] [46] он боялся, что умрет до того, как ему исполнится 30 лет. [47] [48] Несмотря на этот страх, автомобили или автомобильные компоненты по крайней мере упоминаются, если не являются предметом многих его песен. Ему также принадлежало несколько автомобилей, в том числе белый Rolls-Royce 1960-х годов , который его руководство одолжило группе Hawkwind в ночь его смерти. [49] [50]
16 сентября 1977 года Болан был пассажиром Mini 1275GT, которым управляла Глория Джонс, когда они направлялись домой из ресторана Morton's Club на Беркли-сквер в Лондоне. Оба употребляли алкоголь , и после того, как она пересекла небольшой горбатый мост возле Джипси-лейн на Квинс-Райд, Барнс , юго-запад Лондона, машина врезалась в столб забора. [51] а потом дерево. [52] [53] Болан погиб мгновенно, а Джонс сломал руку и челюсть. [51] [53]
Место автокатастрофы стало святыней его памяти, где фанаты оставляют дань уважения возле дерева. В 2013 году святыня была показана в BBC Four сериале « Язычники и паломники: самые святые места Британии» . [54] Сайт, «Рок-храм Марка Болана» , принадлежит и поддерживается T. Rex Action Group. [55]
Его отпевание состоялось 20 сентября 1977 года в крематории Голдерс-Грин на севере Лондона , где его прах позже был захоронен под розовым кустом. На похоронах Болана, на которых присутствовали Дэвид Боуи , Род Стюарт , Тони Висконти и Стив Харли , среди других музыкантов, [56] Цветочная дань в форме лебедя была выставлена перед службой в знак признания его прорывного хита " Ride a White Swan ".
Его памяти в Крематории установлены две мемориальные доски. Первый из них был установлен здесь в середине 1990-х годов из белого мрамора и установлен Обществом признательности тираннозаврам-рексу при помощи фанатов со всего мира. Второй был установлен официальным фан-клубом Марка Болана и другими фанатами в сентябре 2002 года в ознаменование 25-летия со дня его смерти. Надпись на камне, на котором также изображено его изображение, гласит: «25 лет спустя – свет его любви все еще ярко сияет». Под мемориальной доской помещена соответствующая керамическая фигурка белого лебедя.
Болан организовал дискреционный траст для защиты своих денег. Небольшой отдельный трастовый фонд, расположенный в Джерси, позволил его сыну получать некоторый доход. Однако большая часть состояния Болана, которое по разным оценкам составляет от 20 до 30 миллионов фунтов стерлингов (примерно 38–57 миллионов долларов США), остается в доверительном управлении. [57]
Наследие
[ редактировать ]Певец T. Rex очаровывал поколения своей напыщенной музыкой и гиперсексуальной харизмой.
- Алексис Петридис в The Guardian о «величайшей иконе гламура». [4]
Болан оказал сильное влияние на исполнителей многих жанров, включая глэм-рок, панк , пост-панк , новую волну , инди-рок , брит-поп и альтернативный рок . Увидев Болана в костюмах, созданных Зандрой Роудс , Фредди Меркьюри поручил Роудсу разработать костюмы для следующего тура Queen в 1974 году. [58] Болан был одним из первых гитарных кумиров Джонни Марра , который позже прославился как гитарист влиятельной инди-рок- группы The Smiths . [59] В 1979 году Siouxsie and the Banshees выпустили кавер на песню «20th Century Boy» как сторону B сингла « The Staircase (Mystery) ». Группа исполняла эту песню вживую в течение нескольких месяцев, а в первую годовщину смерти Болана в 1978 году исполнила ее на бис во время выступления в Aylesbury Friars. Появившись в движении «Новый романтик» в начале 1980-х годов, Бой Джордж говорил о влиянии, которое Болан и Боуи оказали на него: «Они представляли собой своего рода богемное существование, жизнь которого я – на тот момент – мог только представить. Я любил музыку. Впервые я увидел Марка Болана по-настоящему поющим «Metal Guru», и он мне просто понравился. Я не думаю, что можно отделить артиста от того, что он носит или что он поет – это своего рода полный пакет». [60]
В декабре 1980 года «Telegram Sam» стал четвертым синглом, выпущенным британской готик-рок-группой Bauhaus . Также в 1980 году Bongos стали первой американской группой с "Mambo Sun", вошедшей в чарты Billboard с кавером на T.Rex. С тех пор фронтмен Bongos Ричард Бароне записал еще несколько композиций Болана («The Visit», «Ballrooms of Mars»), работал с продюсером T.Rex Тони Висконти над своим нынешним сольным альбомом Glow (2010, Bar/None Records ), который включает ремейк песни Болана «Girl» из «Electric Warrior» и сам продюсировал треки для сына Болана Ролана. В 1983 году NWOBHM группа Girlschool перепела песню «20th Century Boy» на своей песне Play Dirty . В 1984 году The replaces выпустили кавер на "20th Century Boy" как сторону B сингла " I Will Dare "; он также включен в переиздание их альбома Let It Be . [61]
В 1985 году Duran Duran отколовшаяся группа The Power Station с Робертом Палмером в качестве вокалиста вывела версию "Get It On" в топ-40 Великобритании и на шестое место в США, что стало первым кавером на песню Болана, попавшим в чарты с тех пор. его смерть. Они также исполнили эту мелодию (с Майклом Де Барресом вместо Палмера) на концерте Live Aid . В 1986 году Violent Femmes сделали кавер на песню «Children of the Revolution» из своего альбома The Blind Leading the Naked . [62] В 1989 году X выпустили концертный кавер на «20th Century Boy» в качестве B-сайда своего сингла « Kurenai ». В 1990 году Бэби Форд исполнил кавер на песню «Children of the Revolution», которая вошла в альбом Oooh, The World of Baby For . В 1991 году японская рок-группа T-Bolan была названа в честь Ти Рекса и Болана. [63]
«Было такое ощущение, будто он действительно наложил заклинание. Я не сомневаюсь, что каждый аспект того, как он себя представлял, был просто излиянием его понимания того, что вещи могут быть волшебными, вещи могут быть усилены. В обычном мире ему удалось заклинать заклинание над всеми нами».
- U2 Гитарист Эдж о Болане после просмотра его выступления в программе BBC Top of the Pops в марте 1971 года. [4]
« Мальчик 20-го века » познакомил новое поколение поклонников творчества Болана в 1991 году, когда он был показан в Levi's телевизионной рекламе джинсов с участием Брэда Питта . [64] и был переиздан, заняв 13-е место в Великобритании. [65] Песня была исполнена вымышленной группой The Flaming Creatures (в исполнении Placebo , в исполнении Placebo и Дэвида Боуи на церемонии Brit Awards 1999 года ) в фильме 1998 года «Бархатная золотая жила» . Каждое десятилетие после его смерти сборник лучших хитов Болана попадал в 20 лучших альбомов Великобритании, а периодический рост продаж происходил за счет кавер-версий артистов, вдохновленных Боланом, включая Моррисси . В 1991 году Моррисси и Дэвид Боуи исполнили дуэт «Cosmic Dancer» на Инглвудском форуме в Лос-Анджелесе. [66]
В 1993 году Guns N' Roses сделали кавер на песню Buick MacKane в песне «The Spaghetti Incident?». , [67] а их гитарист Слэш носил футболку с изображением Болана спереди. [22] Главный рифф хита Oasis 1994 года " Cigarettes & Alcohol " взят из "Get It On". В 1993 году Адам Ант перепел этот трек вживую во время своего Persuasion тура . Песня была включена в частное предварительное шоу 21 февраля 1993 года в Бербанке, Лос-Анджелес, которое было записано и выпущено вместе с кавер-версией в качестве концертного бонусного компакт-диска с тиражами его коллекции Antmusic: The Very Best of Adam Ant 1994 года . [68] [69]
В созданном Кэмероном Кроу фильме «Почти знаменит» есть сцена, где поклонница Black Sabbath рассказывает начинающему журналисту Уильяму Миллеру (говорят, что он был создан по образу самого Кроу) о том, как «Марк Болан разбил ей сердце, чувак. Это известно» относительно персонаж Пенни Лейн, которую играет Кейт Хадсон . [70] В 2000 году Наоки Урасава создал японскую мангу под названием « Мальчики 20-го века» , вдохновленную песней Марка Болана « Мальчик 20-го века ». Сериал неоднократно удостоился наград, а также был выпущен в Северной Америке. Эта история была использована в трех успешных игровых фильмах с 2008 по 2009 год, которые также были выпущены в США, Канаде и Великобритании. [71]
В 2003 году Depeche Mode из Мартин Гор записал каверы на песни «Life Is Strange» и «Left Hand Luke and the Beggar Boys» и включил их в качестве би-сайдов сингла «Stardust». [72] В 2006 году Def Leppard выпустили альбом Yeah! , который содержит каверы на их любимые группы в детстве, первая песня на этом альбоме - "20th Century Boy". Джо Эллиотт хотел спеть «Metal Guru», а Вивиан Кэмпбелл хотела «Telegram Sam», но в итоге согласилась на «20th Century Boy». « Дети революции » исполнили Элтон Джон и Пит Доэрти из группы Libertines на Live 8 в 2005 году. U2 из Боно и Гэвин Фрайдей также исполнили кавер на «Детей революции» в Мулен Руж! саундтрек . [73] [74] В 2020 году Кеша также запишет кавер на песню вместе с сыном Марка Болана, Роланом , на бэк-вокале. [75]
Его музыка до сих пор широко используется в фильмах, среди последних заметных примеров — «Завтрак на Плутоне» , «Доказательство смерти» , «Лорды Догтауна» , «Билли Эллиот» , «Джархед» , «Мулен Руж!». , Херби: Полностью загружен , Расставание , Горячий фузз , Клик , Школа рока , Скотт Пилигрим против всего мира , Малыш на драйве и Далласский клуб покупателей . [76] Многие гитарно-ориентированные группы до сих пор упоминают Болана как человека, оказавшего огромное влияние ( Joy Division / New Order из Бернард Самнер сказал, что его первым синглом был "Ride a White Swan".) Однако он всегда утверждал, что был поэтом. кто положил тексты на музыку. Мелодии никогда не были так важны, как слова.
В 2007 году Совет по туризму Англии включил Рок-храм Болана в свой путеводитель по важным местам рок-н-ролла «Скалы Англии». [77] Как сообщалось в 2011 году, в его честь планируется построить школу в Сьерра-Леоне: Школу музыки и кино Марка Болана. [78] Премьера мюзикла « Мальчик 20-го века» , основанного на жизни Болана и использующего его музыку, состоялась в театре Нью-Уолси в Ипсвиче в 2011 году. [79]
В сентябре 2020 года был выпущен трибьют-альбом , спродюсированный Хэлом Уиллнером , Angelheaded Hipster в который вошли каверы на песни Болана различных исполнителей, включая Ника Кейва , U2 , Элтона Джона , Джоан Джетт , Нены и Тодда Рандгрена . [80] Два месяца спустя коллеги Болана и T. Rex по группе Стив Карри, Микки Финн и Билл Ледженд были введены в Зал славы рок-н-ролла в рамках выпуска 2020 года The Beatles барабанщиком Ринго Старром . [81]
Дискография
[ редактировать ]См. дискографию T. Rex для получения полной информации о релизах Tyrannosaurus Rex и T. Rex. Сольные релизы и другие релизы перечислены ниже.
Альбом
[ редактировать ]с детьми Джона
- Легендарный альбом оргазма (1982)
- Разбито заблокировано! (1997)
как Марк Болан
- Начало голубей (1974)
- Ты пугаешь меня до смерти (1981)
- Танец в полночь (1983)
- Наблюдения (1992)
с Тираннозавром Рексом
- Мой народ был справедлив, и в его волосах было небо... Но теперь они довольны носить звезды на бровях (1968)
- Пророки, провидцы и мудрецы: Ангелы веков (1968)
- Единорог (1969)
- Борода звезд (1970)
с Т. Рексом
- Т. Рекс (1970)
- Электрический воин (1971)
- Слайдер (1972)
- Танкс (1973)
- Цинковый сплав и скрытые всадники завтрашнего дня (1974)
- Пистолет Болана (1975)
- Футуристический дракон (1976)
- Денди в подземном мире (1977)
- Билли Супер Пупер (1982)
Одиночные игры
[ редактировать ]как Марк Болан
- 1965 "Волшебник/За восходящим солнцем"
- 1966 "Третья степень / Поэт из Сан-Франциско"
- 1967 "Хиппи Гамбо/Неудачник"
с детьми Джона
- 1967 "Дездемона/Помни Томаса Беккета"
с Тираннозавром Рексом
- 1968 "Дебора/Детская звезда"
- 1968 "Скала в один дюйм / Саламанда Палаганда"
- 1969 "Оловянный поклонник/Военачальник королевских крокодилов"
- 1969 «Король грохочущих шпилей / Ты помнишь»
- 1970 «При свете волшебной луны/Найди немного леса»
Т. Рекс
- 1970 " Полет на белом лебеде / Это любовь / Летний блюз"
- 1971 « Горячая любовь / Царь горы приходит / Лесная скала»
- 1971 " Давай (Бей в гонг) / Raw Ramp"
- 1971 " Джипстер / Жизнь - это бензин *"
- 1972 « Телеграмма Сэма /Кадилак/Бэби Стрэндж»
- 1972 " Металлический гуру /Громовержец/Леди"
- 1972 "The Slider/Chariot Choogle" (официально не выпущен, однако существуют некоторые копии)
- 1972 "Дебора/One Inch Rock/Woodland Bop/The Seal of Seasons (переиздание) (MagniFly EP)"
- 1972 « Дети революции / Любовь Джиттербага / Затонувшие тряпки»
- 1972 " Легкое действие из чистого золота / Рожденный в стиле буги"
- 1973 « Мальчик 20-го века / Свободный ангел»
- 1973 "Грувер/Полночь"
- 1973 "Грузовик едет (Тайк)/Сижу здесь"
- 1973 "Блэкджек / Косоглазие" - Большая Морковь
- 1974 " Подростковая мечта / Пони удовлетворения"
- 1974 « Свет любви / Взрывной рот»
- 1974 " Zip Gun Boogie / Космический босс"
- 1975 " Нью-Йорк / Хромовый ситар"
- 1975 « Мечтательная леди / Хочешь потанцевать / Причал залива»
- 1975 "Christmas Bop/Telegram Sam/Metal Guru" (не выпущен, однако некоторые бумажные этикетки существуют)
- 1976 " Лондонские мальчики / Solid Baby"
- 1976 « Я люблю буги / Бэби-бумеранг»
- 1976 " Лазерная любовь / Жизнь - лифт"
- 1977 « Душа моего костюма / Совсем один»
- 1977 « Денди в подземном мире / Немного потренируйся / Приручи моего тигра»
- 1977 "Знать тебя - значит любить тебя / Городской порт"
- 1977 « Празднуем лето / Поездка на моих колесах»
- 1977 "Полет на белом лебеде/Мотиватор/Джипстер/Королева демонов"
- 1977 "Get It On/Hot Love (переиздание)"
- 1978 "Горячая любовь/Raw Ramp/Блюз худощавой женщины"
- 1978 "Багровая луна/Джейсон Б. Сад"
- 1978 «Ты пугаешь меня до смерти / Ароматный сад Гулливера Смита»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пераино, Джудит (31 декабря 2006 г.). Слушая сирены: музыкальные технологии странной идентичности от Гомера до Хедвиг . Издательство Калифорнийского университета. п. 229. ИСБН 9780520215870 – через Google Книги.
- ^ «Класс 2020 года» . Зал славы рок-н-ролла . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ «Тони Висконти: «То, что я увидел в Марке Болане, было чистым талантом. Я видел гения» . The Guardian . Проверено 3 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Петридис, Алекс (4 сентября 2020 г.). «Почему Марк Болан был «идеальной поп-звездой» Элтона Джона, U2 и других» . Хранитель . Проверено 1 июля 2022 г.
- ^ Барнс, Кен (март 1978 г.). «Эра блеска: Подростковое буйство» . Бомп! . Проверено 26 января 2019 г. - через Rock's Backpages .
- ^ Хьюи, Стив. « Электрический воин – Ти-Рекс» . Вся музыка . Проверено 29 декабря 2014 г.
- ^ «Поль Дю Нойе о Марке Болане из T.Rex» . Полдунуайер.com. Архивировано из оригинала 14 марта 2012 года . Проверено 2 января 2012 г.
- ^ Де Лиль, Тим (17 августа 1997 г.). «Чистое золото, легкое действие» . Независимый . Лондон . Проверено 6 апреля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Томпсон, Дэйв (2007). Ти-Рекс — вблизи и лично .
- ^ Брэмли, Джон и Шан (1992). Марк Болан: Легендарные годы . Лондон: Издательство Smith Gryphon. стр. 13–14. ISBN 1-85685-138-9 .
- ^ «Его исключили за то, что он напугал учителя»: Друзья иконы глэм-рока Марка Болана вспоминают 40-летие со дня его смерти» . Хакни Газетт . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Джонсон, Дэвид (22 октября 2015 г.). «Некрологи: Ангус МакГилл» . Независимый . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ «МакДжи мог бы написать о том, что ему нравится» . Обувной переулок, 47. 2 ноября 2015 года . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Пэйтресс, Марк (2006). Болан: Взлет и падение суперзвезды 20-го века . Омнибус Пресс. ISBN 1-84609-147-0 .
- ^ Уоррен, Аллан (1976). Исповедь светского фотографа . Лондон: Юпитер. ISBN 978-0-904041-68-2 .
- ^ Уоррен, Аллан (1999). Герцоги, королевы и другие истории . Лондон: Книги нового тысячелетия.
- ^ «Марк Болан — Ранние годы» . Архивировано из оригинала 11 августа 2011 года . Проверено 6 апреля 2011 г.
- ^ Пэйтресс, Марк (5 ноября 2009 г.). Марк Болан: Взлет и падение суперзвезды 20-го века . Омнибус Пресс. стр. 66–67. ISBN 9780857120236 .
- ^ «Выстоять и доставить: Автобиография» . п. 122. Пэн Макмиллан, 2007 г.
- ^ «Болан и Китс» . Keatsian.co.uk . Проверено 22 сентября 2014 г.
- ^ «Перепечатано «Колдун любви» Марка Болана» . Connectedglobe.com. Архивировано из оригинала 28 июня 2013 года . Проверено 22 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Свитинг, Адам . «Марк Болан: Почему самая красивая звезда все еще сияет» . Телеграф . 30 августа 2007 г. Проверено 3 февраля 2019 г.
- ^ Филип Ауслендер Исполнение глэм-рока: гендер и театральность в популярной музыке University of Michigan Press, 2006
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Чарты Ти Рекса Великобритании» . Официальная чартерная компания . Проверено 2 февраля 2016 г.
- ^ «МАРК БОЛАН: легендарная рок-звезда, проливающая свет на современные музыкальные тенденции сегодня» . ФИБ . 26 января 2020 г. Проверено 2 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Блеск и кудри: Марк Болан и зарождение стиля глэм-рок» . Хранитель . Проверено 1 июля 2022 г.
- ^ «Т. Рекс | Художник | Официальные чарты» . Официальные графики . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Линч, Джо (5 ноября 2020 г.). «10 лучших песен Ти Рекса: выбор персонала» . Рекламный щит . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Манно, Лиззи (14 декабря 2018 г.). «Топ-10 лучших песен Ти Рекса» . Вставить . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Рой Карр и Чарльз Шаар Мюррей (1981). Боуи: Иллюстрированная пластинка : стр.117.
- ^ Дэвид Бакли (1999). Странное обаяние - Дэвид Боуи: Полная история: стр.146–7.
- ^ «Марк Болан падает со сцены на шоу «Марк» 6, 1977 год, через YouTube» . Проверено 7 октября 2011 г. - через YouTube.
- ^ Пейтресс, Марк. Болан: Взлет и падение суперзвезды 20-го века . Омнибус Пресс, 2009. стр.53. ISBN 9780857120236
- ^ Уэлч, Крис, Белл, Саймон Нэпьер. Марк Болан: Рожденный в стиле буги . Плексус Паблишинг, 2008. стр.62. ISBN 978-0859654111
- ^ «Мой папа брит-попа» сына Марка Болана . Вечерний стандарт . Проверено 2 февраля 2020 г.
- ^ Маббетт, Энди (2010). Pink Floyd — Музыка и тайна . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 978-1-84938-370-7 .
- ^ Джонс, Лесли-Энн. Оседлать белого лебедя: жизнь и смерть Марка Болана . Ходдер и Стоутон, 2012. с. 157. ISBN 978-1444758771
- ^ Джонс, Лесли-Энн. Оседлать белого лебедя: жизнь и смерть Марка Болана . Ходдер и Стоутон, 2012. стр.209. ISBN 978-1444758771
- ^ Джонс, Лесли-Энн. Оседлать белого лебедя: жизнь и смерть Марка Болана . Ходдер и Стоутон, 2012. с. 347. ISBN 978-1444758771
- ^ Джонс, Лесли-Энн. Оседлать белого лебедя: жизнь и смерть Марка Болана . Ходдер и Стоутон, 2012. стр.362. ISBN 978-1444758771
- ^ Брук, Даная (13 марта 1978 г.). «Мой ребенок вернет мне Марка» . Вечерний стандарт .
- ^ Джонс, Лесли-Энн. Оседлать белого лебедя: жизнь и смерть Марка Болана . Ходдер и Стоутон, 2012. с. 348. ISBN 978-1444758771
- ^ Пейтресс, Марк. Болан: Взлет и падение суперзвезды 20-го века . Омнибус Пресс, 2009. стр.318. ISBN 9780857120236
- ^ Илес, Ян (1 февраля 1975 г.). «Что случилось с подростковой мечтой?» . Запись и зеркало Popswop . Проверено 19 июня 2020 г.
- ^ Хебблтуэйт, Фил (15 сентября 2017 г.). «40 лет спустя: 6 вещей, которые вы, возможно, не знали о Марке Болане» . Би-би-си.
- ^ Браун, Мик. «За блеском» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 12 января 2022 года.
- ^ Роланд, Пол (2012). Космический танцор: жизнь и музыка Марка Болана . Томагавк Пресс. ISBN 978-0956683403 .
- ^ «Как легенда тираннозавра Марк Болан предсказал свою смерть в песне; профессор рока расследует (видео)» . Храбрые слова . 22 апреля 2022 г.
- ^ Напье-Белл, Саймон (2002). Черный винил, белый порошок . Лондон: Эбери Пресс. п. 177.
- ^ Пэйтресс, Марк (2009). Болан: Взлет и падение суперзвезды 20-го века . Лондон: Омнибус Пресс.
- ^ Перейти обратно: а б Бигнелл, Пол (16 сентября 2012 г.). «Тайна смерти Марка Болана раскрыта» . Независимый . Лондон . Проверено 27 августа 2013 г.
- ^ «Скальный храм Марка Болана» . Марк-Болан.нет . Проверено 22 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Прайс, Майк (22 сентября 2013 г.). «В ту ночь, когда я вырезал Марка Болана из обломков его машины» . Вустерские новости . Новостиквест . Проверено 20 ноября 2013 г.
- ^ «Язычники и паломники: самые святые места Британии» . Би-би-си . Проверено 9 февраля 2014 г.
- ^ «Мемориал доморощенного тираннозавра» . Сланец . Проверено 1 июля 2022 г.
- ^ «Гитарист T. Rex Марк Болан погиб в автокатастрофе» . Роллинг Стоун . 3 ноября 1977 года . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «Правда о доме Марка Болана в Херефордшире» . Глостерширское эхо . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ Блейк, Марк (2010). Это настоящая жизнь?: Нерассказанная история Queen . Аурум.
- ^ «Биография Джонни Марра» . Официальный сайт Джонни Марра . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 19 октября 2012 г.
- ^ Мюррей, Робин (30 октября 2013 г.), «Бой Джордж: Как стать поп-идолом» , Clash , заархивировано из оригинала 20 декабря 2015 г. , получено 30 июня 2022 г.
- ^ «Замены: обновленный» (пресс-релиз). Рино Рекордс. 15 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2008 г. Проверено 23 ноября 2008 г.
- ^ Вудстра, Крис. «Жестокие женщины: слепые ведут обнаженных» . Вся музыка. Вся медиасеть . Проверено 18 июля 2013 г.
- ^ «Корни Ти-Болана в исполнении Дайки Камеды! Бесплатное видео T.Rex!» (на японском языке). Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ Оксфордский справочник по музыке и рекламе . Издательство Оксфордского университета. 2021. с. 457.
- ^ «Официальный чарт синглов: 100 лучших» . Официальная чартерная компания . Проверено 5 июля 2022 г.
- ^ «Дэвид Боуи и Моррисси исполняют кавер на песню T-Rex’s Cosmic Dancer – это чистая радость» . Радио Х. Проверено 5 июля 2022 г.
- ^ «Инцидент со спагетти? - Guns N' Roses - Песни, обзоры, авторы» . Вся музыка . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ «1993» . Адам-ant.net . Проверено 3 августа 2016 г.
- ^ "Двойной компакт-диск Antmusic" . Адам-ant.net . Проверено 3 августа 2016 г.
- ^ «Марк Болан из T. Rex, всегда знаменитый и яркий» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 3 февраля 2019 г.
- ^ «Официальный сайт мальчиков 20-го века Наоки Урасавы» . Виз Медиа . Проверено 26 октября 2017 г.
- ^ «· Depeche Mode · Stardust · CDMUTE296» . Depmod.com. 23 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ Мулен Руж! Музыка из фильма База Лурмана (вставка на компакт-диске). Интерскоп . 2001.
- ^ Чинквемани, Сал (19 мая 2001 г.). «Мулен Руж: Музыкальный обзор оригинального саундтрека» . Журнал «Слант» . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ «Сын Марка Болана Ролан поет в новой версии классической песни Ти Рекса «Дети революции» вместе с Кешей» . Золото – величайшие хиты всех времен . 24 июня 2020 г. Проверено 3 января 2021 г.
- ^ Страна чудес (2003) , получено 30 ноября 2016 г.
- ^ «Рок по всей Англии» . «Дейли телеграф» . 3 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. Проверено 22 сентября 2014 г.
- ^ «Школа музыки и кино Марка Болана открывается в Сьерра-Леоне | NME» . Музыкальные новости, обзоры, видео, галереи, билеты и блоги NME | NME.COM . 2 августа 2011 года . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ «Шоу о Болане в Ипсвиче» . 24 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2012 г. Проверено 31 мая 2011 г.
- ^ «Ник Кейв исполнил кавер на песню T. Rex «Cosmic Dancer» для нового трибьют-альбома «Angelheaded Hipster» » . Катящийся Камень . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ «Т. Рекс | Зал славы рок-н-ролла» . www.rockhall.com . Проверено 30 июня 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Болан, Марк. Колдун любви , Lupus Publishing: 1969.
- Тремлетт, Джордж. История Марка Болана , Футура: 1975, ISBN 9780860070689
- Синклер, Пол. Электрический воин: История Марка Болана , Omnibus Press: 1982, ISBN 978-0711900547
- Дю Нуайе, Поль. Марк Болан: Virgin Modern Icons , Virgin Books: 1997, ISBN 978-1852276836
- Макленехан, Клифф. Марк Болан: Хронология 1947–1977 гг. , Издательство Helter Skelter: 2002 г., ISBN 978-1900924429
- Пэйтресс, Марк. Болан: Взлет и падение суперзвезды 20-го века , Omnibus Press: 2003, ISBN 978-1846091476
- Юэнс, Карл. Born To Boogie: Написание песен Марка Болана , Издательство Aureus: 2007, ISBN 978-1899750399
- Роланд, Пол. Космический танцор: жизнь и музыка Марка Болана . Томагавк Пресс. 2012, ISBN 978-0956683403
- Джонс, Лесли-Энн. Оседлать белого лебедя: жизнь и смерть Марка Болана . Ходдер 2013, ISBN 978-1444758795
- Брэмли, Джон. Марк Болан: Прекрасный мечтатель . Джон Блейк Паблишинг Лтд. 2017, ISBN 978-1786064486
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Марк Болан на IMDb
- 1947 рождений
- 1977 смертей
- Британские гитаристы 20-го века
- Английские ЛГБТ 20-го века
- Английские певцы ХХ века
- Бисексуальные евреи
- Бисексуальные музыканты-мужчины
- Бисексуальные певцы
- Британские ведущие гитаристы
- Английские бисексуальные мужчины
- Английские бисексуальные музыканты
- Английские евреи
- Английские ЛГБТ-певцы
- Английские гитаристы-мужчины
- Английские певцы и авторы песен мужского пола
- Англичане польско-еврейского происхождения
- Англичане русско-еврейского происхождения
- Англичане шотландского происхождения
- Англичане валлийского происхождения
- английские рок-гитаристы
- Английские рок-певцы
- Английские певцы и авторы песен
- Глэм-рок музыканты
- Крематорий Голдерс-Грин
- Лауреаты премии Айвора Новелло
- Еврейские рок-музыканты
- Еврейские певцы
- ЛГБТ из Лондона
- Музыканты из лондонского района Хакни
- Люди из Сток-Ньюингтона
- Смерти в результате дорожно-транспортных происшествий в Англии
- Смертельные случаи на дороге в Лондоне
- Певцы из лондонского района Хакни
- Участники группы T. Rex