Синяя нота
В джазе и блюзе — синяя нота это нота , которая в выразительных целях исполняется или играется с высотой, немного отличающейся от стандартной. Обычно изменение происходит между четвертьтоном и полутоном , но это зависит от музыкального контекста.
Происхождение и значение
[ редактировать ]Как и блюз в целом, синие ноты могут означать многое. Однако одно качество, которое объединяет их всех, заключается в том, что они ниже , чем можно было бы ожидать, с классической точки зрения. Но эта плоскостность может принимать несколько форм. С одной стороны, это может быть микротон в четверть тона или около того. Здесь можно говорить о нейтральных интервалах, ни мажорных, ни минорных. С другой стороны, понижение может быть и на целый полутон, как, конечно, и должно быть на клавишных инструментах. Это может включать в себя скольжение вверх или вниз. Опять же, это может быть микротональная, почти незаметная вещь, или это может быть смазка между нотами, разделенными полутоном, так что на самом деле синяя нота не одна, а две. Синяя нота может даже быть отмечена микротональным колебанием , типичным для восточной музыки . Степени моды, рассматриваемые таким образом, являются в порядке частоты третьей, седьмой, пятой и шестой.
- Питер ван дер Мерве (1989), Истоки популярного стиля , с. 119

Обычно говорят, что синие ноты представляют собой пониженную третью , пониженную пятую и пониженную седьмую ступень гаммы . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Пониженная квинта также известна как повышенная кварта. [ 4 ] Хотя блюзовая гамма имеет «присущую минорную тональность, она обычно «навязывается» сменой мажорных аккордов, что приводит к явно диссонирующему конфликту тональностей». [ 4 ] Похожий конфликт возникает между нотами минорной гаммы и минорной блюзовой гаммы, что можно услышать в таких песнях, как « Why Don’t You Do Right? », « Happy » и « Sweet About Me ».
В случае пониженной терции над основным тоном (или пониженной септаккорда над доминантой) результирующий аккорд представляет собой нейтральную смешанную терцию .
Синие ноты используются во многих блюзовых песнях, в джазе и в обычных популярных песнях с «синим» ощущением, таких как » Гарольда Арлена « Stormy Weather . Синие ноты также распространены в английской народной музыке . [ 5 ] Бент или «синие ноты», называемые в Ирландии «длинными нотами», играют жизненно важную роль в ирландской музыке. [ 6 ]
Теория и измерения
[ редактировать ]Теоретики музыки давно предполагают, что синие ноты — это интервалы простой интонации. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] не является производным от европейской 12-тональной равнотемперированной настройки . Именно интонационно-музыкальные интервалы вытекают непосредственно из гармонического ряда . Люди естественным образом изучают гармонический ряд еще в младенчестве. Это важно для многих видов слуховой деятельности, таких как понимание речи (см. форманту ) и восприятие тональной музыки. [ 13 ] В гармоническом ряду обертоны основного тона встречаются как целые кратные частоты тона. Поэтому в этой системе музыкальные интервалы удобно выражать целыми отношениями (например, 2 ⁄ 1 = октава, 3 ⁄ 2 = идеальная пятая часть и т. д.). Взаимосвязь между справедливой и равной темперированной настройкой удобно выражать с помощью 12-тональной системы равнотемперированных центов. Справедливая интонация распространена в музыке других культур, например, в 17-тоновой арабской гамме и 22-тональной индийской классической музыкальной гамме . [ 14 ] В африканских культурах именно интонационные гаммы являются скорее нормой, чем исключением. [ 15 ] Поскольку блюз, по-видимому, произошел от полевых криков африканских рабов а капелла , можно было бы ожидать, что его ноты будут иметь просто интонационное происхождение, тесно связанное с музыкальными гаммами Западной Африки. [ 16 ] [ 7 ] [ 9 ]
Предполагается, что синяя «пониженная треть» произошла от 7 ⁄ 6 (267 центов ) [ 9 ] [ 10 ] до 350 центов [ 12 ] выше тонического тона. Недавно эмпирически было обнаружено, что его центр находится в 6 ⁄ 5 (316 центов, минорная терция при простой интонации или слегка резкая минорная терция при равной темперации) на основе кластерного анализа большого количества синих нот из ранних блюзовых записей. [ 17 ] Эта нота обычно невнятна, и мажорная треть справедливо настроена на 5 ⁄ 4 (386 центов) [ 17 ] в чем Темперли и др. [ 18 ] называют «нейтральной третью». Этот изгиб или скольжение между двумя тонами является важной характеристикой блюза. [ 2 ] [ 3 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Было обнаружено, что синяя «пониженная квинта» совершенно отделена от идеальной квинты и сгруппирована с идеальной квартой, которой ее обычно невнятно. Эта «поднятая четвертая часть» чаще всего выражается в 7 ⁄ 5 (583 цента). [ 17 ] Одиннадцатая гармоника (т.е. 11/8 551 цент) , или как выдвинул Кубик [ 9 ] и Карри [ 10 ] также возможно, поскольку это находится в середине слова между идеальной четвертью в 4 ⁄ 3 и 7 ⁄ 5 .
Синий «пониженный седьмой», по-видимому, имеет два общих местоположения: 7 ⁄ 4 (969 центов) и 9 ⁄ 5 (1018 центов). [ 17 ] Кубический [ 9 ] и Карри [ 10 ] предложенный 7 ⁄ 4 , как это обычно звучит в гармоническом седьмом аккорде квартета парикмахерских . [ 19 ] Идиома квартета парикмахерских, похоже, также возникла у афроамериканцев. [ 20 ] [ 19 ] Это было удивительное открытие, что 9 ⁄ 5 была гораздо более распространенной тональной позицией, хотя обе использовались в блюзе, иногда в одной и той же песне. [ 17 ]
Неудивительно, что синие ноты не представлены точно в 12-тоновой равнотемперированной системе, которая состоит из цикла очень слегка сглаженных чистых квинт (т. 3 ⁄ 2 ). Интервалы синих нот с справедливой интонацией, указанные выше, включают простые числа, не делящиеся поровну на 2 или 3. Все гармоники простых чисел, превышающие 3, по восприятию отличаются от 12-тоновых нот равной темперации.
Блюз, вероятно, развился как сочетание африканской гаммы справедливых интонаций с европейскими 12-тоновыми музыкальными инструментами и гармонией. [ 16 ] [ 7 ] Результатом стала уникальная американская музыка, которая до сих пор широко исполняется в своей первоначальной форме и лежит в основе другого жанра — американского джаза .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Синие ноты» . Как играть на блюзовой гитаре. 06 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 2 декабря 2008 г. Проверено 6 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Эванс, Дэвид, 1944- (1982). Большой дорожный блюз: традиции и творчество в фолк-блюзе . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-03484-8 . OCLC 6197930 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Титон, Джефф Тодд, 1943- (1994). Ранний домашний блюз: музыкальный и культурный анализ (2-е изд.). Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 0-8078-2170-5 . ОСЛК 29909597 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Фергюсон, Джим (1999). Все блюзовые соло для джазовой гитары: гаммы, фразы, концепции и припевы , с. 20. ISBN 0786642858 .
- ^ Ллойд, Алабама (1967). Народная песня в Англии , стр. 52–54. Лондон: Лоуренс и Уишарт. Цитируется по Миддлтону, Ричарду (1990/2002). Изучение популярной музыки . Филадельфия: Издательство Открытого университета. ISBN 0-335-15275-9 .
- ^ Эппинг, Рик. «Ирландская гармоника» . www.celticguitarmusic.com . Проверено 4 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Кубик, Герхард, 1934- (1999). Африка и блюз Джексон, штат Миссисипи: Университетское издательство Миссисипи. ISBN 0-585-20318-0 . OCLC 44959610 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Кубик, Герхард (2005). «Африканская матрица в джазовых гармонических практиках». Журнал исследований черной музыки . 25 (1/2): 167–222. ISSN 0276-3605 . JSTOR 30039290 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кубик, Г. (2008). Бурдон, синие ноты и пентатоника в блюзе: африканский взгляд. В книге Д. Эванса (ред.), Ramblin' в моих мыслях: Новые взгляды на блюз (стр. 11–48) . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса.
- ^ Jump up to: а б с д и Карри, Бен (2015). «Теория блюзовой музыки и песни Роберта Джонсона: лестница, уровень и хроматический цикл» . Популярная музыка . 34 (2): 245–273. дои : 10.1017/S0261143015000276 . ISSN 0261-1430 . S2CID 145765888 .
- ^ Jump up to: а б Карри, Бен (2017). «Два подхода к тональному пространству в музыке мутных вод: два подхода к тональному пространству» (PDF) . Музыкальный анализ . 36 (1): 37–58. дои : 10.1111/musa.12084 . S2CID 126072443 .
- ^ Jump up to: а б Ван дер Мерве, Питер (1989). Истоки популярного стиля: предшественники популярной музыки двадцатого века . Оксфорд [Оксфордшир]: Clarendon Press. ISBN 0-19-316121-4 . OCLC 18071070 .
- ^ Гельмгольц, Герман фон. Об ощущениях звука как физиологической основе теории музыки . Эллис, Александр Джон, 1814–1890. (Второе английское издание, переведенное, тщательно переработанное и исправленное, приведенное в соответствие с 4-м (и последним) немецким изданием 1877 года, с многочисленными дополнительными примечаниями и новым дополнительным приложением, сводящим информацию к 1885 году, и специально адаптированное для использования студентами-музыкантами. под ред. Александра Дж. Эллиса). Нью-Йорк. ISBN 0-486-60753-4 . OCLC 385076 .
- ^ Даниэлу, Ален (1999). Введение в изучение музыкальных гамм . Восточная книжная репринтная корпорация. ISBN 8170690986 .
- ^ Кубик, Герхард (2010). Теория африканской музыки . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-45690-4 . OCLC 457769452 .
- ^ Jump up to: а б Оливер, Пол (1970). Синкопаторы саванны: африканские удержания в блюзе . Лондон: Студия Виста.
- ^ Jump up to: а б с д и Каттинг, суд B (17 января 2019 г.). «Микротональный анализ «Синих нот» и блюзовой гаммы» . Обзор эмпирического музыковедения . 13 (1–2): 84–99. дои : 10.18061/emr.v13i1-2.6316 . ISSN 1559-5749 .
- ^ Темперли, Дэвид (2017). «Медиантная смесь и «голубые ноты» в роке: предварительное исследование» . Теория музыки онлайн . 23 . дои : 10.30535/mto.23.1.7 .
- ^ Jump up to: а б Аверилл, Гейдж (20 февраля 2003 г.). Четыре части, без ожидания . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780195116724.001.0001 . ISBN 978-0-19-511672-4 .
- ^ Эбботт, Линн (1992). « Сыграйте этот аккорд в парикмахерской»: аргументы в пользу афроамериканского происхождения гармонии в парикмахерских». Американская музыка . 10 (3): 289–325. дои : 10.2307/3051597 . JSTOR 3051597 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шуллер, Гюнтер . Ранний джаз: его корни и музыкальное развитие (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1968), стр. 46–52). Цитируется в Benward & Saker (2003), с. 39.