Jump to content

Персидская традиционная музыка

Персидская традиционная музыка или иранская традиционная музыка , также известная как персидская классическая музыка или иранская классическая музыка , [1] [2] [3] относится к классической музыке Ирана Персия (также известной как ) . страны Он состоит из характеристик, разработанных в классическую, средневековую и современную эпохи . Это также повлияло на территории и регионы, которые считаются частью Большого Ирана . [4]

Из-за обмена музыкальной наукой на протяжении всей истории многие классические лады Ирана связаны с ладами соседних культур.

Классическая художественная музыка Ирана продолжает функционировать как духовный инструмент, как и на протяжении всей истории, а не как развлекательная деятельность. Она принадлежит, по большей части, социальной элите , в отличие от фольклорной и популярной музыки , в которой участвует общество в целом. Однако компоненты иранской классической музыки также были включены в народной и поп-музыки . композиции [4]

История музыкального развития в Иране насчитывает тысячи лет. Археологические записи, приписываемые «доиранским» цивилизациям , таким как Элам на юго-западе и Оксус на северо-востоке, демонстрируют музыкальные традиции в доисторические времена. [5]

Карна , иранский музыкальный инструмент VI века до нашей эры, хранящийся в музее Персеполя.

Мало что известно о музыке классических иранских империй Мидян , Ахеменидов и Парфян . Однако сложная музыкальная сцена раскрывается в различных фрагментарных документах, в том числе и тех, что наблюдались при дворе. [5] [6] и в общественных театрах [7] и те, которые сопровождали религиозные ритуалы и подготовку к битве. [5] Джамшиду , царю иранской мифологии , приписывают «изобретение» музыки. [8]

Танцоры и музыканты изображены на сасанидской чаше V-VII веков.
музыкантов VII века сасанидских Тарелка , хранящаяся в Британском музее .

История сасанидской музыки имена различных инструментов и придворных музыкантов времен правления сасанидов . лучше документирована, чем более ранние периоды, и засвидетельствованы Во время правления Сасанидов ладовая музыка была разработана знаменитым придворным поэтом-музыкантом по имени Барбад , которого помнят во многих документах. [9] Возможно, он изобрел лютню и музыкальную традицию, которая впоследствии трансформировалась в формы дастгяха и макама . Ему приписывают организацию музыкальной системы, состоящей из семи «королевских ладов » ( xosrovāni ), 30 производных ладов ( nava ), [10] и 360 мелодий ( сейчас ). [5]

Хосров II был великим покровителем музыки, а его самый известный придворный музыкант Барбод, как говорят, разработал музыкальную систему с семью ладовыми структурами (известными как Королевские лады), тридцатью производными ладами и 365 мелодиями, связанными с теми днями, когда недели, месяца и года»[17].

Академическая классическая музыка Ирана, помимо сохранения типов мелодии, приписываемых сасанидским музыкантам, основана на теориях звуковой эстетики , изложенных такими иранскими музыкальными теоретиками в первые века после мусульманского завоевания Сасанидской империи , в первую очередь Авиценной. , Фараби , Котб-эд-Дин Ширази и Сафи-эд-Дин Урмави . [4]

Он также напрямую связан с музыкой Сефевидской империи XVI–XVIII веков . Во время правления династии Каджаров в XIX веке классические типы мелодии были разработаны наряду с внедрением современных технологий и принципов с Запада. [4] Мирза Абдолла , выдающийся мастер тара и сетара и один из самых уважаемых придворных музыкантов позднего периода Каджара, считается оказавшим большое влияние на преподавание классической иранской музыки в современных консерваториях и университетах Ирана. Радиф , репертуар, который он разработал в 19 веке, является старейшей задокументированной версией системы семи дастгях и считается перестройкой старой системы 12 макамов. [11] В период позднего Каджара и раннего периода Пехлеви были созданы многочисленные музыкальные композиции в рамках параметров классических иранских ладов, и многие из них включали западные музыкальные гармонии . [12]

Появление и популярность западных музыкальных влияний в раннюю современную эпоху подверглись критике со стороны традиционалистов, которые считали, что традиционная музыка находится под угрозой исчезновения. Это было до 1950-х годов, когда в музыкальной индустрии Ирана доминировали классические музыканты. [13] В 1968 году Дариуш Сафват и Нур-Али Боруманд. [14] помог создать учреждение под названием « Центр сохранения и распространения иранской музыки » с помощью Резы Готби , директора Национального иранского радио и телевидения , и этот акт считается спасением традиционной музыки в 1970-х годах. [ нужна ссылка ]

«Радиф иранской музыки» был официально внесен в ЮНЕСКО Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества в 2009 году и назван «традиционным репертуаром классической музыки Ирана». [15] [16]

Характеристики

[ редактировать ]

Классическая художественная музыка Ирана опирается как на импровизацию , так и на композицию и основана на серии модальных гамм и мелодий, включая двенадцать Дастгяхов и Авазов . [17] Композиции могут сильно различаться от начала до конца, обычно чередуя низкие, созерцательные пьесы и спортивные проявления музыкальности, называемые тахрир . Общий репертуар состоит из более чем 200 коротких мелодических движений ( гуше ), которые подразделяются на семь ладов ( дастгях ). От двух из этих гун отходят второстепенные лады, называемые аваз . Все это тело называется радиф , и существует несколько версий, каждая в соответствии с учением конкретного мастера ( остад ).

К концу империи Сефевидов перестали исполняться более сложные музыкальные движения в 10, 14 и 16 долей. В раннюю эпоху Каджара ритмические циклы ( осул ) были заменены размером на основе газала , а макамов система классификации была реконструирована в систему радиф. Сегодня ритмические произведения исполняются в долях от 2 до 7, за некоторыми исключениями. Ренг всегда находится в таймфрейме 6/8. [ нужна ссылка ]

Типичное иранское классическое исполнение состоит из пяти частей, а именно пишдарамад прелюдия »; составленная метрическая пьеса), чахармезраб (быстрая метрическая пьеса с повторяющимся ритмическим рисунком), аваз (импровизированная центральная пьеса), тасниф (составная метрическая пьеса). песня классической поэзии) и рэн (ритмичное заключительное произведение). [4] Спектакль представляет собой своего рода сюиту. В нетрадиционном случае эти части могут быть изменены или опущены.

Классическая художественная музыка Ирана основана на вокале, и вокалист играет решающую роль, поскольку он или она решает, какое настроение выразить и какая дастга связана с этим настроением. Во многих случаях вокалист также несет ответственность за выбор текста. Если для выступления требуется певец, певца сопровождает хотя бы один духовой или струнный инструмент и как минимум один тип ударных инструментов . Это может быть ансамбль инструментов, но основной вокалист должен сохранить свою роль. В некоторых песнях таснифа музыканты могут аккомпанировать певцу, подпевая несколько куплетов. [ нужна ссылка ]

Включение религиозных текстов в тексты песен в значительной степени было заменено произведениями средневековых суфийских поэтов , особенно Хафеза и Руми . [ нужна ссылка ]

Инструменты

[ редактировать ]

К местным иранским музыкальным инструментам, используемым в традиционной музыке, относятся струнные инструменты, такие как чанг ( арфа ), канун , сантур , руд ( уд , барбат ), тар , дотар , сетар , танбур и каманче , духовые инструменты , такие как сорна ( зурна) . , карна ), нэй и неянбан , а также ударные инструменты, такие как томбак , кус , даф ( дайере ), накаре и дохол . [ нужна ссылка ]

Некоторые инструменты, такие как сорна, неянбан, дохол и накаре, обычно не используются в классическом репертуаре, но используются в народной музыке . Вплоть до середины империи Сефевидов чанг был важной частью иранской музыки. Затем его заменил канун ( цитра ), а позже и западное фортепиано . Тар выступает в качестве основного струнного инструмента в исполнении. Сетар особенно распространен среди суфийских музыкантов. западная скрипка Также используется с альтернативной настройкой, которую предпочитают иранские музыканты. Гайчак . , разновидность скрипки , вновь возвращается в классическую музыку после многих лет исключения [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Концепции из персидской Википедии

[ редактировать ]

Следующие статьи в персидской Википедии (легко переводимые с помощью браузера, такого как Chrome) охватывают материалы, еще не включенные в английскую Википедию. Легко представить, что ритм , инструмент и песня имеют те же значения, что и в западной музыкальной теории, тогда как в персидской музыкальной теории они имеют особое значение.

  • Ренг . «Рэн» — это персидская музыкальная форма, тип музыки для веселья и танцевальных представлений, обычно исполняемая в размере 6/8, разновидность «уголка».
  • Ритм . «Ритм», также называемый «Умножением», состоит из песен или «углов», имеющих определенный размер и фиксированный ритм.
  • Угол . Уголок или «гуше» в иранской теории музыки: «ряд» — это совокупность песен и мелодий, и каждая из этих песен называется углом.
  • Ряд . «Ссорой» в теории иранской музыки является аранжировка песен и мелодий. Каждая из этих песен называется корнером.
  • Инструмент . «Инструмент» в традиционной иранской музыке обозначает совокупность нескольких мелодий (уголок), гармонирующих друг с другом по шагам, мелодиям и интервалам нот.
  • Песня . «Песня», здесь: Особый вид музыкальной формы песни, не имеющий определенного размера (в отличие от ударных песен и произведений, имеющих определенный размер).
  1. ^ Бителл, Кэролайн; Хилл, Джунипер (2014). Оксфордский справочник по возрождению музыки . Издательство Оксфордского университета. п. 277. ИСБН  978-0-19-976503-4 .
  2. ^ Коэн, Бенджамин; Ллойд, Жаклин; Барз, Грегори; Браммел-Смит, Карен (2011). Оксфордский справочник по медицинской этномузыкологии . Издательство Оксфордского университета. п. 362. ИСБН  978-0-19-975626-1 .
  3. ^ Цуге, Геничи (1991). Аваз: Исследование ритмических аспектов классической иранской музыки . Университетские микрофильмы.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и «ИРАН xi. МУЗЫКА» . Энциклопедия Ираника . Том. XIII. 30 марта 2012 г. стр. 474–480.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Лоэргрен, Бо (2016). «ИСТОРИЯ МУЗЫКИ» . Энциклопедия Ираника (онлайн-изд.).
  6. ^ "ШОУ-ИН " Иранская энциклопедия . Том. VII. 18 ноября 2011. с. 102–103.
  7. ^ «ГОСАН» . Энциклопедия Ираника . Том. Си. 17 февраля 2012. стр. 167–170.
  8. ^ Фархат, Хормоз (2012). «Введение в персидскую музыку» (PDF) . Каталог Фестиваля восточной музыки . Дарем: Даремский университет .
  9. ^ «БАРБАД» . Энциклопедия Ираника . Том. III. 15 декабря 1988 г., стр. 757–758.
  10. ^ "ЧАКАВАК " Иранская энциклопедия . Том. IV. 15 декабря 1990 г. стр. 649–650. (Перс. нава , ар. лахн , нахма и т. д.)
  11. ^ «АБДАЛЛАХ, МЕРЗА» . Энциклопедия Ираника (онлайн-изд.). 21 января 2014 г.
  12. ^ «ХАЛЕКИ, РУХ-АЛЛАХ » Энциклопедия Ираника Том. XV. 19 апреля 2012 г. стр. 10–11. 377–380.
  13. ^ Саба, Садек (26 ноября 2003 г.). «Некролог: Виген Дердериан» . Хранитель . Лондон.
  14. ^ Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org . Проверено 22 августа 2022 г.
  15. ^ «Радиф иранской музыки» . Нематериальное культурное наследие – ЮНЕСКО . Проверено 28 мая 2018 г.
  16. ^ Навруз стал международным . BBC Персидский (на персидском языке). 30 сентября 2009 г.
  17. ^ «БАДЕХА-САРИ» . Энциклопедия Ираника . Том. III. 22 августа 2011 г. стр. 379–380.

17. Мирразави, Фирузе , Персидская традиционная музыка, Обзор Ирана, 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 16d23b0e09f8d2be48c09b80f6ea950a__1713778200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/0a/16d23b0e09f8d2be48c09b80f6ea950a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Persian traditional music - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)