Карапапахи
Для кожи, Для кожи | |
---|---|
Группа карапапахской конницы Хамидие , Османская империя, 1901 год. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Иран : гр. 50 000 [ 1 ] | |
Языки | |
Первоначально Карапапах, в настоящее время в основном азербайджанский , турецкий , персидский и русский. | |
Религия | |
Суннитский ислам , шиитский ислам и али-иллахизм | |
Родственные этнические группы | |
Другие тюркские народы Особенно азербайджанцы и турки |
Карапапахцы : ( азербайджанский : Карапакълар ; турецкий ) Карапапаклар , или Трикеме [ 2 ] (азербайджанский: Tərəkəmələr ; турецкий: Terekemeler ) — тюркский народ, который первоначально говорил на карапапахском языке, западном огузском языке, тесно связанном с азербайджанским и турецким . В настоящее время карапапахский язык в значительной степени вытеснен азербайджанским и турецким.
Переселившись в Западную Азию в средние века вместе с другими тюркоязычными и монгольскими кочевниками, карапапахи поселились вдоль реки Дебед в восточной Грузии (вдоль современной грузино-армянской границы ). Они переселились в Каджарский Иран и Османскую империю после заключения Туркменчайского договора между Ираном и Россией в 1828 году. Карапапахи, оставшиеся в составе Российской империи, учитывались как отдельная группа в царской численности населения. Во время существования Советского Союза карапапахцы были культурно и лингвистически ассимилированы азербайджанцами и учитывались как «азербайджанцы» в советских переписях населения 1959 и 1970 годов . В 1944 году карапапахцы Советского Союза были депортированы массово в советскую Среднюю Азию .
Карапапахцы традиционно были суннитами , шиитами и приверженцами али-иллахизма . Согласно новейшим западным этнографическим работам, посвященным в первую очередь этнографии Советского Союза , большинство карапапахов в 1980-е годы проживало в Турции , Иране , советской Средней Азии (в первую очередь Узбекской ССР ) и советских республиках Кавказа ( в первую очередь Грузинской ССР) . и Армянской ССР ).
Имя
[ редактировать ]Карапапах переводится как «черная шляпа» на огузском тюркском языке. [ 3 ] Карапапахов иногда называют Терекеме. [ 4 ] или Таракама (от арабского : تراكمة , латинизированного : Таракаме , ломаное множественное число для туркмен — термин, традиционно используемый для любого тюркского кочевого народа).
История
[ редактировать ]Карапапахи изначально были туркменской группой. [ 5 ] Джордж Бурнутян называл их «тюркизированными казахами (каззаками)». [ нечеткий ] [ 3 ] Они переселились в Западную Азию в средние века вместе с другими тюркоязычными и монгольскими кочевниками, где некоторые из них стали крестьянами. [ 3 ]
Карапапах воевал на иранской стороне против русских в русско-персидской войне 1804–1813 годов . [ 6 ] После победы России в русско-персидской войне 1826–1828 годов и заключения Туркменчайского мирного договора карапапахи мигрировали из местности вдоль Дебеда. [ а ] река в восточной Грузии (вдоль современной грузино-армянской границы ), до Османской империи и Каджарского Ирана . [ 7 ] Частично они поселились в османском регионе Карс , где составляли 15% населения, а частично в иранском районе Солдуз (современный Накаде ), к югу от озера Урмия . [ 7 ] Иранский наследный принц Аббас Мирза передал район Солдуз (современный Накаде) в качестве феодального владения 800 карапапахским семьям, а эти новые поселенцы, в свою очередь, должны были иметь 400 всадников, готовых для использования правительством. [ 8 ] Накануне их прибытия в Солдузском районе проживало 4–5 тысяч семей, состоящих из курдов и тюрков из племени Мукаддам. [ 8 ] Однако постепенно земля перешла в руки карапапахских пришельцев. [ 8 ] В Иране XIX века в составе иранской иррегулярной армии племя карапапах входило в число двадцати двух отрядов ( дастехов ) провинциального ополчения из провинции Азербайджана . [ 9 ]
-
Карапапахский мужчина
-
Карапапахская женщина из Карса в изображении Макса Карла Тильке (1915)
Через несколько лет после завоевания Карса русскими царское правительство провело подсчет населения вновь приобретенной провинции. [ 7 ] По данным подсчета населения Карсской области в 1883 году , карапапахцы (по русски - Карапапахи ) насчитывали 21 652 человека, из которых 11 721 были суннитами и 9 931 — шиитами . [ 7 ] Царские власти также считали племя терекеме Дагестанской области . частью племени карапапахов [ 10 ] По данным царского населения в 1886–1892 годах в Дагестанской области проживало 8 893 терекеме, и они учитывались как часть всего населения Карапапахов в пределах империи. [ 11 ] По данным Российской имперской переписи 1897 года, во всей Российской империи насчитывалось 29 879 карапапахов. [ 7 ] Согласно публикации « Кавказского календаря» за 1910 год , карапапахцы насчитывали около 39 000 человек и были распределены по 99 селам Карсской области. [ 7 ] 63 из этих сел располагались в Карсском районе, 29 — в Ардахане и 7 — в Кагызмане . [ 7 ]
Во время османской оккупации иранской Накаде с 1908 по 1912 год население Карапапаха значительно пострадало, поскольку османы считали его иранскими агентами. [ 8 ] В начале 20-го века карапапахцы в районе Накаде делили одиннадцать деревень с курдами -суннитами . [ 8 ]
Согласно советской переписи 1926 года , численность карапапахов резко сократилась до 6315 человек, что отражает переход Карсской области к недавно созданной Турецкой Республике после Первой мировой войны . [ 7 ] Данные середины 1920 года показали, что 70% всех карапапахов проживали в Иране и 30% в Советском Союзе; карапапахов в Турции к тому времени, скорее всего, считали просто турками , и поэтому никаких данных по Турции не сообщалось. [ 7 ] Согласно книге Ширин Акинер « Исламские народы Советского Союза» , впервые опубликованной в 1983 году и посвященной ситуации внутри и вокруг советской переписи населения 1926 года, подавляющее большинство карапапахов проживало в то время за пределами Советского Союза. [ 12 ] Находившиеся в Советском Союзе в основном проживали в южной части Азербайджанской ССР вдоль реки Аракс . [ 12 ] Акинер добавил, что даже в 1926 году едва ли кто-либо из карапапахов мог говорить на родном карапапахском языке. [ 12 ] Большинство советских карапапахов в то время были суннитами, а меньшинство - шиитами. [ 12 ] В советской переписи населения 1926 года карапапахцы числились отдельной группой. [ 12 ] Однако во время существования Советского Союза карапапахцы были культурно и лингвистически ассимилированы азербайджанцами . Они были учтены как «азербайджанцы» в 1959 и советских переписях 1970 годов . [ 7 ]
В 1944 году карапапахцы Советского Союза были депортированы массово в советскую Среднюю Азию вместе с турками-месхетинцами , курдами и другими жителями Грузинской ССР . [ 13 ] [ 14 ]
По данным Олсона и др. В опубликованном в 1994 году и специально посвященном этнографии Российской империи и Советского Союза карапапахи описываются как небольшая этническая группа и туркменское племя, которые в основном проживают в Ташкенте и его окрестностях , столице Узбекской ССР . время издания книги. [ 15 ] Они добавляют, что карапапахцы в первую очередь являются приверженцами синкретической религии Али-иллахизм . [ 15 ] Они также объясняют, что из-за религиозных обычаев карапапахов «в карапапахской религии традиционно присутствует элемент скрытности и фанатизма». [ 15 ] Беннигсен также заявил, что «некоторая часть карапапахов являются али-илахийцами, что несколько затрудняет их ассимиляцию азербайджанцами». [ 5 ]
Олсон и др. наконец, добавил, что в то время в Советском Союзе проживало более 10 000 карапапахов, причем большинство из них проживало в советской Средней Азии; Однако небольшое количество карапапахов смогло вернуться в южную Грузию и северную Армению в 1980-х годах. [ 16 ] и Турции проживало около 30 000 и 60 000 карапапахов соответственно. в Иране Сообщается, что в то время [ 16 ] Группы карапапахцев и проживают вокруг Ардахана, Карса и Игдыра . по сей день [ 17 ]
Язык
[ редактировать ]Было предложено выделить этот раздел в отдельную статью под названием «Карапапахский язык» . ( Обсудить ) (июль 2024 г.) |
Карапапахцы первоначально в основном говорили на своем западно-огузском языке, который является частью западно- огузской ветви и тесно связан с азербайджанским и турецким языками . [ 7 ] [ б ] В Грузинской ССР Советского Союза этот язык часто путали с азербайджанским. [ 7 ] Имея сходство с процессом ассимиляции в Советском Союзе, в Турции карапапахцы уже не говорят на своем тюркском языке и полностью перешли на турецкий. [ 7 ] [ с ] Брент Брендемоен в книге «Тюркско-иранские контактные зоны: исторические и лингвистические аспекты» отмечает , что миграция карапапахов (и терекеме, среди прочих) в наше время с востока Турции привела к привнесению арабских заимствований с персидским вокалом в изолированные районы вплоть до запада. Кангал в Сивасе . [ 18 ]
Традиционная экономика
[ редактировать ]Карапапхи традиционно занимались овцеводством и немного земледелием. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Айрумс
- Каджарский Иран § Миграция мусульман Кавказа
- Азербайджанцы в Турции
- Иранские азербайджанцы
- турки-месхетинцы
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также известна как река Дебеда или Борчала. [ 7 ]
- ^ Во втором издании Энциклопедии ислама упоминается, что он близок как к «азери, так и к турецкому языку Турции». [ 7 ] Историк Джордж Бурнутян лишь упоминает, что это «близко к современным азербайджано- тюркам ». [ 17 ]
- ↑ О полном переходе карапапахов в Турции на турецкий язык уже сообщалось во втором издании «Энциклопедии ислама» . [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тюркоглу, Исмаил (2001). «Карапапакс». Энциклопедия ислама . Турецкий религиозный фонд. Том. 24-й с. 470. (на английском языке).
- ^ Эрсилясун, Ахмет Бикан (1983). Диалекты провинции Карс: фонетика (на турецком языке). п. 44.
- ^ Jump up to: а б с Бурнутиан 1992 , стр. 50.
- ^ Эндрюс, Питер (2002). Этнические группы в Турецкой Республике . Райхерт. стр. 75–77. ISBN 978-3895003257 .
- ^ Jump up to: а б Беннигсен и Уимбуш, 1986 , с. 137 .
- ^ Борнутиан, 2021 , стр. 190, 192.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Бартольд и Виксман 1978 , с. 627.
- ^ Jump up to: а б с д и Минорский 1997 , с. 832.
- ^ Раби и Тер-Оганов 2012 , с. 347.
- ^ Цуциев 2014 , с. 193 (примечание 160).
- ^ Цуциев 2014 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б с д и Акинер 1983 , с. 254.
- ^ Олсон, Паппас и Паппас 1994 , стр. 346-347.
- ^ Виксман 1984 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б с Олсон, Паппас и Паппас 1994 , стр. 346.
- ^ Jump up to: а б Олсон, Паппас и Паппас 1994 , стр. 347.
- ^ Jump up to: а б Бурнутиан 2017 , с. 331 (примечание 28).
- ^ Брендемоен 2006 , стр. 231 (примечание 6).
Источники
[ редактировать ]- Акинер, Ширин (1983). Исламские народы Советского Союза . Кеган Пол Интернэшнл.
- Бартольд В. и Виксман Р. (1978). «Карапапак̲х̲» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 758278456 .
- Беннигсен, Александр ; Уимбуш, С. Эндерс (1986). Мусульмане Советской империи: Путеводитель . C Hurst & Co Publishers Ltd.
- Бурнутян, Джордж (2021). От Куры до Аракса: Военная история продвижения России на Южный Кавказ и Первая русско-иранская война, 1801-1813 гг . Брилл.
- Бурнотьян, Джордж (1992). Ереванское ханство под властью Каджара, 1795-1828 гг . Издательство Мазда.
- Бурнутян, Джордж (2017). «Население Южного Кавказа по данным Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года». Иран и Кавказ . 21 (3): 324–340. дои : 10.1163/1573384X-20170307 .
- Брендемоэн, Брент (2006). Йохансон, Ларс ; Булут, Кристиана (ред.). Тюркско-иранские контакты: исторические и лингвистические аспекты . Издательство Харрасовиц.
- Минорский, В. (1997). «Сульдуз» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Без вещей . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Олсон, Джеймс Стюарт; Паппас, Ли Бриганс; Паппас, Николас Чарльз, ред. (1994). Этноисторический словарь Российской и Советской империй . Гринвун Пресс.
- Раввин, Уззи ; Тер-Оганов, Нугзар (2012). «Военные силы Каджара Ирана: особенности иррегулярной армии с восемнадцатого по начало двадцатого века». Иранские исследования . 45 (3): 333–354. дои : 10.1080/00210862.2011.637776 . S2CID 159730844 .
- Цуциев, Артур (2014). Атлас этнополитической истории Кавказа . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- Виксман, Рональд (1984). Народы СССР: Этнографический справочник . Я Шарп.